Киевские собеседования со штундистами. Ив. Смолина. Апрель, стр. 508–511. Отзыв иностранца о Льве Толстом. Апрель, стр. 511–513. Письмо старообрядца из Самарской епархии. Апрель, стр. 513–514. Присоединение к православию католического ксендза. Май, стр. 636–637. Заботы графа Н. Л. Толстого О духоборах-анархистах. Май, стр.637–638. Юбилейное чествование памяти поэта А. С. Пушкина и мнение Симферопольского Преосвященного об участии церкви в этом торжестве. Май, стр. 638–640. Епархиальный съезд в г. Симферополе. Май, стр. 640. Фанатическое самоистребление сектантской семьи в Самарском мормонстве. Май, стр. 614–642. Доклад по поводу процесса Белякевича. Май, стр. 642. Посещение Таврическими сектантами местного епископа. Свящ. П. Тихвинского. Июнь, стр. 765–770. Содержание (1899. 2 полугодие) Руководственные статьи по вопросам миссионерства Священник – миссионер, как священнодействователь и совершитель треб. Владикавказский кафедральный протоиерей Н. Коликов. Июль, август, стр. 1–15. По поводу прекращения издания журнала ”Братское Слово”, В. С. Сентябрь, стр. 159–165. О старых событиях и новых явлениях в области сектантства и миссионерского дела. В. М. Скворцов. Октябрь, стр. 295–313. Методы апологетических исследований (антропологический, философский и историко-философский). В. Покровский. Октябрь, стр.314–326. Декабрь, стр. 566–576. К пятидесятилетнему юбилею Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого, с пятью портретами его. Ноябрь, стр. 1–32. Церковное и внецерковное учительное слово. Свящ. И. Фудель . Ноябрь, стр. 427–436. К вопросу о более желательной и целесообразной постановке церковно-приходской и школьной миссии среди населения инородческого среднего поволжья. С. Е. Н. Ноябрь, стр. 436–451. Декабрь, стр. 576–588. Церковно-государственное и миссионерское значение судебного процесса Ковенского ксендза Белякевича. В. М. Скворцов. Ноябрь, стр. 451–471. Декабрь, стр. 603–638. Взгляд раскольников и сектантов на Православную Церковь и задачи миссионера. Тронин. Декабрь, стр. 559–565.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН [лат. Germanus] (ок. 495, близ Августодуна (совр. Отён, Франция) - 28.05.576, Паризии (совр. Париж)), св. (пам. 28 мая), еп. г. Паризии, вместе со св. Геновефой почитается как покровитель Парижа. Источники Житие Г. (BHL, N 3468) было написано вскоре после смерти святого Венанцием Фортунатом . Григорий Турский в «Истории франков», к-рая была закончена в апр. или авг. 594 г., сообщает, что св. Венанций Фортунат работал над Житием Г., будучи еще пресвитером, т. е. не позднее 599 г. В Житии автор, приноравливаясь к вкусам эпохи, повествует только о чудесах Г., почти ничего не рассказывая о его епископском служении и церковно-политической деятельности. Недостаток сведений восполняется упоминаниями о Г. у Григория Турского, в документах меровингских Соборов, нек-рых юридических актах эпохи, поэтических произведениях св. Венанция Фортуната, в житиях др. святых (напр., в Житии свт. Альбина, еп. Андекав (совр. Анже), Житии св. Дроктовея, написанном Гислемаром, анонимном Житии св. Домнула, еп. Ценоман (совр. Ле-Ман)). Среди посланий Г. подлинным можно считать лишь послание к кор. Брунгильде. Особую группу составляют юридические акты, связанные с основанием и привилегиями аббатству Сен-Жермен-де-Пре (изначально мон-рь Св. Креста и св. мч. Викентия на Лугу (лат. in prato), позднее получивший посвящение в честь Г.), подлинность этих документов оспаривается. Среди более поздних источников - соч. «О деяниях франкских королей» Аймоина из Флёри († после 1008) и хроника Гуго, аббата Флавиньи (XII в.). Жизнь Приблизительная дата рождения Г. ок. 495 г. вычисляется на основе указания Венанция Фортуната (Vita Germani. 79 - нумерация глав по изд. Мабильона, воспроизведено в PL) на то, что Г. скончался в возрасте ок. 80 лет. Это произошло, как уточняет Григорий Турский, в 1-й год правления франк. кор. Хильдеберта II - в 576 г. ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5, 8). Хронист XII в. Гуго из Флавиньи, стремясь представить Г. братом св. Павла, еп. Веродунского (Верденского; † 649), указал др. дату смерти святого - 582 г.

http://pravenc.ru/text/164735.html

В другом сборнике - «Истолковании заповедей Господних», или «Пандектах», Никона Черногорца (издан только слав. пер.: ИАБ, 4. 248), состоящем из 63 глав, - молитве посвящены главы 28-32. В них цитируются творения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника, Варсануфия, Исаака Сирина, свт. Григория Нисского и тексты, относящиеся к молитве Иисусовой: псевдо-златоустово послание (о 2 его версиях см.: Дунаев. 2002. С. 271-281; 3-я версия послания: Иоанн Пустынник. 2007; ср.: Дунаев. 2008-2009. С. 576-579) и повествование об авве Филимоне (BHG, N 2368-2370; ИАБ, 4. 1272-1273). В XII-XIII вв. по образцу древних патериков был составлен «Митерикон» аввы Исаии (греч. оригинал не издан, имеется рус. пер. по греч. рукописи, выполненный свт. Феофаном Затворником : ИАБ, 4. 249). По мнению Д. Стьернона (ИАБ, 4. 255), автор придает поучениям исихастскую окраску путем особого выбора специальных терминов. В XIII в. жанр духовных собраний представлен «Антологией, или Выборкой из Ветхого и Нового Заветов» Мелетия Галисиота (ИАБ, 6. 279-283). Книга должна была состоять из 20 000 стихов, однако всего в ней насчитывается 13 820 стихов. «Антология» разделена на 4 части: «Книга загадок», «Книга аллегорий», «Книга против латинян» и «Алфавитоалфавит». Последняя книга (где 24 главы разделены на 24 параграфа по принципу акростиха: каждый начинается со следующей буквы алфавита) повествует о 190 степенях духовного восхождения, причем последней букве греч. алфавита, омеге, соответствует восьмой день, символ вечности, бесстрастия и исихии ( Rigo. 2008. P. LXIV-LXV). К эксцессам приводили также психосоматические методы, использовавшиеся при творении Иисусовой молитвы. До сих пор в науке не получила решения проблема взаимосвязи этих методов с вост. нехрист. практиками, в частности йогой и мусульманской техникой «дхикр» (dhikr), распространенной в суфизме (ИАБ, 1. 333, 358, 419, 510, 519, 632, 633; 2. 155, 162a, 169, 182, 183, 188, 202; Mitescu. 1995; Montanari.

http://pravenc.ru/text/674926.html

Münch., 1933; Ronan M. V. The Diocese of Dublin in its Beginnings//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1933. Vol. 42. P. 471-487; 1934. Vol. 43. P. 12-26, 137-154, 369-386, 486-509; idem. Anglo-Norman Dublin and Diocese//Ibid. 1935. Vol. 45. P. 148-164, 274-291, 485-504, 576-595; Vol. 46. P. 11-30, 154-171, 257-275, 377-393, 490-510, 577-596; 1936. Vol. 47. P. 28-44, 144-163, 459-468; Vol. 48. P. 170-193, 378-396; 1937. Vol. 49. P. 155-164; Gwynn A. Bishop Samuel of Dublin//Ibid. 1942. Vol. 60. P. 81-88; idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent./Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992; McGovern A. J. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Dublin, 1995; Augustinians in Christ Church: The Canons Regular of the Cathedral Priory of Holy Trinity, Dublin/Ed. S. Kinsella. Dublin, 2000. XIII-XVI вв. После смерти архиеп. Иоанна (окт. 1212) на объединенном собрании капитулов соборов Св. Троицы и св. Патрикия на кафедру был избран англ. королевский чиновник Генрих (1212-1228), к-рый впосл. назначался юстициарием Ирландии (в 1213 и 1221). В 1215 г. архиепископ присутствовал на IV Латеранском Соборе, получил согласие папы Иннокентия III на упразднение кафедры Глендалох и присоединение ее земель к архиеп-ству Д. (1216). По возвращении в Ирландию с санкции папы Гонория III архиепископ подчинил церковь в Глендалохе дублинскому приорату Всех святых. Наделенный полномочиями папского легата, он созвал Генеральный синод (1217) для проведения в жизнь постановлений Латеранского Собора. В 1219 г. папа Гонорий III передал архиепископу права на управление еп-ством Содора и о-ва Мэн. При Генрихе в архиеп-стве появились монахи нищенствующих орденов - доминиканцы (1224), а затем и францисканцы (1231-1232). Архиеп. Генрих получил от папы Гонория III подтверждение статуса кафедрального собора св. Патрикия (1221) и в 1225 г. начал строительство нового храмового здания, что привело к конфликту с канониками собора Св. Троицы (поводом для разногласий был вопрос о том, капитул какого из 2 соборов может избирать архиепископа).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Выпись из межевых книг августа 10 1697 года здесь между прочим: «вниз по Суле реке к столбу и от столба вкруте на право на Старое городище,… к реке Терну и к столбу, что стоит на кургане у реки Терну;… лес на горе от Старого городища его ж стольника Романа». А земли соседней Верхосулки по вводной 1697 года января 10 дня куплены «у Недригайловцев беломесных казаков… за сто рублей» полковником Андреем Кондратьевым В 1733 году ктитор и прихожане «Николаевской церкви вотчины сумского полкового есаула Ивана Кондратьева слободки Будок», испрашивая дозволения возобновить храм свой, писали: «в прошлых годах, тому будет лет с сорок и больше, в той его вотчине, слободке Будках, построена церковь Божия во имя Николая Чудотворца». По этому известию первый храм в Будках построен около 1692 года. Ныне существующий храм Святителя Николая построен в 1773 году. По устному преданию известно, что в этом приходе в старину соблюдалось следующее обыкновение: пред храмовым праздником и пред праздниками рождества Христова, святой пасхи и сошествия Святого Духа, церковный староста собирал от прихожан доброхотные подаяния, готовил мёд и, в праздник готовился так называвшийся братский стол, к которому приглашались священник, церковнослужители и прихожане; при этом для всего села производилась продажа мёда, и выручаемые деньги обращались в пользу церкви, с отделением некоторой части для нищих. Отсюда также открывается, что в Будках было церковное братство – учреждение Заднепровское. Дела правосудия Божия: а) в 1831 году от эпидемической болезни – холеры умерло 65, а в 1848 году 47 человек; в 1830 году от кори умерло 20 младенцев, б) в 1847 году в осеннее время свирепствовала гнилая горячка, от коей умерло 19 человек. Сверх того страдали жители сего села от неурожаев хлеба в 1830, 1835 и 1840 годах. Число прихожан: в 1730 году 448 муж., 420 жен., в 1750 году 622 муж., 620 жен., в 1770 году 535 муж., 510 жен., в 1790 году 385 муж., 477 жен., в 1810 году 432 муж., 569 жен., в 1830 году 576 муж., 647 жен., в 1850 году 484 муж., 574 жен. пола. СЕЛО ШТЕПОВКА

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27 Садов А. И. Знаменательные числа. С. 49–69; Петка- нова Д. 1) «Значението на числата в старобългарската литература»//Старобългарска литература. София, 1983. Кн. 13. С. 12–28; 2) Числена символика//Старобългарска литература. «Енциклопедичен речник». София, 1994. С. 510–511; Кириллин В. М. Символика чисел в литературе Древней Руси//Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1995. С. 208–285. 28 Симфония, или Алфавитный указатель к Священному Писанию . Изд. 3-е. Корнталь: Миссионерский союз «Свет на Востоке», 1971.; Numbers and number symbolism (in the Bible)//New catholic encyclopaedia. Vol. 10. P. 568– 569; Числа//Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1974. Стб. 1255–1259. 29 Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 82–95. 32 Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1–14 веков. М.: Республика, 1996. С. 442–443; Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 30, 164. 35 Напр.: Св. Ириней Лионский . Против ересей: Книга 3//Антология: Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 657–658 (гл. 11: Доказательства из Евангелия св. Иоанна. Евангелий четыре – ни более, ни менее). 38 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. С. 124, 125 и др. 40 История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 1. С. 288– 291; Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987. С. 52–54. 41 Слово на Пятидесятницу//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Собр. соч.: в 2-х т. Репринт. изд. Св.-Тр. Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 576–578. «Слово» было известно в Древней Руси по крайней мере с 11 в. (См.: Будилович А. 13 слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Импер. публ. библ. 11 века. Критико-палеограф. труд. СПб., 1875. С. 270–273 (Слово 12. § 2–4). 42

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изданный раскольническим Братством «Разбор постановлений съезда поповцев» и замечания на сей разбор. Е. Антонова. С. 45–64, 120–139, 211–243, 306–312. Из архива С. Д. Нечаева. С. 65–76, 140–157, 260–269, 313–343, 418–435, 499–510, 577–594, 667–677, 747–757, 840–851. Летопись происходящих в расколе событий. С. 77–86, 158–167, 651–660, 819–831. Приложение к отчету Братства св. Петра. С. 168–179. О моем обращении из раскола. М. Сушкова. С. 244–259. Путешествие в Новый Иерусалим. Т. Тихомирова. С. 270–272. О моей жизни, сношениях и встречах с раскольниками. М. Глазырина. С. 344–355. Размышления при чтении Апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросах собеседника. Архим. Павла. С. 371–385, 452–468, 533–552, 615–630, 696–709, 782–796. О духовных христианах по второму пришествию. Архим. Павла. С. 403–407. О городецких беглых попах. К. Корегина. С. 408–414. Раскол в Мертвецовском поселке. Свящ. П.А. С. 415–417. Два слова на «ответ» проф. Е. Голубинского . Прот. И. Виноградова . С. 481–488. Несколько слов по вопросу о том, правильно ли поставлена полемика против раскола. Архим. Павла. С. 489–495. Заметка по поводу ответа г. Голубинского о. И. Виноградову . К. Корегина. С. 496–498. Письмо в редакцию. С. 511–515. Миссионерская поездка в Костромскую епархию. А. Шашина. С. 566–576, 807–818. Записки миссионера. Свящ. И. Полянского. С. 643–650, 729–737. Одна из примечательных речей императора Николая Павловича. С. 661–666. О святости церкви и незаконном отделении от ее старообрядцев. Прот. И. Виноградова. С. 710–728. Из недавнего прошлого. Свящ. С. Маркова. С. 738–743. Письмо в редакцию. Н. Прохорова. С. 744–746. «Маленькое письмо» в большое недомыслие г. Суворина. С. По-вского. С. 832–839. Перечень книг по истории и обличению старообрядческого раскола. С. 852–854. 1898 год I. Рассмотрение изданной поповцами австрийского согласия книги: «Разбор ответов на сто пять вопросов». Е. Антонова. (продолж.). С. 8–52. II. История белокриницкого свящества (продолж.). С. 53–81. III. Воспоминания о жизни в старообрядчестве и обращении в православие. С. Фролова. (окончание). С. 82–112.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1136 Цит. по: Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества//Наш современник. 2007. 1. С. 224. 1141 Григорий (Яцковский), архиеп. Документы, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета в Москве. С. 9. 1147 Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей//Церковные ведомости. 1928. 1–2. С. 6. 1158 О Церкви и государстве: Материалы полемики конца 1920-х годов/Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина//Богословский сборник. 2002. Вып. 10. С. 353–355. 1159 Цит. по: Луч света: Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия/Сост. архим. Пантелеймон. Джорданвилль, 1970. Ч. 2. С. 17–18. 1161 Требование митрополита Евлогия к своему духовенству касательно лояльности к советской власти и ответ ему прот. С. Орлова//Церковные ведомости. 1928. 9–10. С. 8–9. 1162 О современном положении Русской Церкви//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1927. 18/31 дек. 6. С. 7–8. 1167 К спору о соловецких епископах: Доклад митрополита Елевферия митрополиту Евлогию (1928 г.)//Вестник РХД. 1990. 1 (158). С. 290. 1168 Последние церковные вести из России//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1928. 18. С. 13. 1189 См.: Сафонов Д. В. Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви...//Богословский вестник. 8–9. С. 323. 1196 Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ/Публ. и вступит, ст. свящ. А. Мазырина//Вестник ПСТГУ. II. 2006. Вып. 3 (20). С. 144. 1204 ЦА ФСБ РФ. Д. Н–7377. Т. 4. Л. 510. В «Актах...» на с. 575–576 данное обращение митрополита Иосифа приводится без упомянутого списка. 1208 Цит. по: Мазырин А., диак. К вопросу о полномочиях Заместителя Патриаршего Местоблюстителя: Взгляд историка церковной святости священника Сергия Мансурова//XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 276–277. 1209 Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей от 22 июня/5 июля 1928 г. о вторичном указе митрополита Сергия и послании митрополита Евлогия//Церковные ведомости. 1929. 3–12. С. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1815 г. в Площанскую пуст. перешел ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Афанасий (Захаров) , возродивший традиции монашеского делания. Он обучал братию молитве и принимал от учеников откровение помыслов. Схим. Афанасий привез из Нямецкого в честь Вознесения Господня монастыря списки всех трудов старца Паисия: переводов книг преподобных Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Фалассия, Симеона Нового Богослова (12 слов), Максима Исповедника, свт. Григория Паламы, «Огласительных поучений» Феодора Студита и др. Впосл. списки паисиевской редакции легли в основу издательской деятельности насельников Оптиной пуст. Согласно писцовым записям, из Площанской пуст. происходили рукописи: «Лествица» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-510), Патерики алфавитный (Там же. Опт-578) и скитский (Там же. Опт-576), Сборник статей о молитве, толкований и житий (Там же. Опт-599), «Словеса различна о заповедех великих, прещаниих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве» прп. Григория Синаита (Там же. Опт-487) и др. С 1817 г. М. по благословению площанского настоятеля стал келейником и ближайшим учеником схим. Афанасия, благодаря чему традиции прп. Паисия впоследстви были переданы старцам Оптиной пуст. В 1818 г. настоятелем Площанской пуст. стал иером. Серафим (Веденисов), ученик прп. Василия (Кишкина) . 5 авг. 1818 г. по слабости здоровья М. был уволен от должности ризничего, занимался письмоводительством; как знаток церковного пения участвовал во введении в обители киевского распева . 8 июля 1819 г. награжден набедренником. В том же году совершил паломничество в Киев, служил литургию в Дальних пещерах. На обратном пути посетил Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , в 1824 г. в Ростове поклонился мощам свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , побывал также в Оптиной пуст. 10 июня 1826 г. М. был назначен благочинным Площанского мон-ря, 30 янв. 1827 г.- одновременно и духовником севского во имя Святой Троицы женского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2561314.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010