Учение Католической Церкви о Марии: Мария – поистине Богоматерь: ХВ 294–295, 307, 313, 314, 322, 334; осененная Святым Духом: ХВ 1, 5, 8/1, 19, 22, 30, 33, 308, 334, 393; никак не потерявшая девства: ХВ 5, 19, 30, 33, 308, 312, 318, 334, 387, 393. Она отлична от всех других человеческих существ Своим Непорочным Зачатием, то есть непричастностью к первородному греху: ХВ 280, 389, 390, 395, 397; и ко всякому другому: ХВ 407, 605. Помогая единению верующих со Христом, Она – Мать в Домостроительстве благодати: ХВ 510/24, 510/25, 510/26. Она – Посредница благодати, заслуженной Христом, Единственным Посредником: ХВ 399, 405–406, 510/26. Она – образ Церкви: ХВ 510/27. Она была взята на Небо с телом и душой: ХВ 408–410. Символ Епифания (374 г.) Развивая Никейский Символ, Символ Епифания вносит первое официальное уточнение Приснодевства Марии. ХВ 5 Послание папы Сириция Римского Анисию Фессалоникийскому 188 (392 г.) В Риме проходил диспут по поводу Приснодевства Марии между Гельвадием и Говиньином, с одной стороны, и Иеронимом и Амвросием – с другой. Этот спор показывает различное понимание ценности девства. Именно в этом контексте Боносий, епископ Сардика (Софии) (ум. в нач. Vb.), утверждал, что после рождения Христа Мария не сохранила девства, а родила других детей – «братьев Иисуса». Епископы Иллирии, собравшись в Фессалониках, осудили это заблуждение и обратились к Риму для окончательного решения спора. Ответ Сириция не содержит окончательного определения, но свидетельствует о единодушном мнении Церкви. Основания, на которые опирается папа, позаимствованы из проповедей и трактатов Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), который осуждал эту ересь, особенно в De virginibus 189 . По этому поводу будет отмечено, что вовсе не сама по себе супружеская связь рассматривается как «пятно»; утверждение исходит из того факта, что девственное тело, породившее Христа, могло быть уготовано только для Него Одного. (387) Разумеется, мы не можем отрицать, что Ваше Святейшество поступили правильно, порицая учение о сыновьях Марии, и что Вы имели основания твердо отвергнуть идею, что из одного и того же девственного чрева, из которого родился Христос по плоти, могло произойти еще какое-либо дитя. Никогда Господь не избрал бы рождение от Девы, если бы полагал, что она столь нецеломудренна, чтобы осквернить семенем человеческого союза место, из которого родится Тело Господа, этот Дворец Вечного Царя. Тот, кто так утверждает, делает не что иное, как возвращается к неверию иудеев, говорящих, что Он не мог родиться от Девы. Если мы примем мнение их священников, согласно которому у Марии было несколько детей, то мы с величайшим усердием будем разрушать истину веры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Смерть-это низвергнутая с небес гордость, которая возносит нас до небес и низводит до бездн ( 57, 178 ). Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства, а невидимую-Предвечный и Невидимый ( 57, 211 ). Гордым весьма полезно повиновение, жестокая и унижающая жизнь и чтение о сверхъестественных подвигах святых Отцов. Может быть, через это гордые получат малую надежду на спасение... Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего, а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и само рождение. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 151 ). Не допускай в себе недуга гордыни, чтобы враг не похитил у тебя рассудка ( 25, 50 ). Человек гордый и непокорный увидит горькие дни. Смиренно-мудрый же и терпеливый возвеселится о Господе ( 25, 177 ). Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы ( 25,177 ). Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят и в которую пойдет. Возвышает же Господь смиренных ( 25, 188 ). И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение – любит Господь ( 25, 210 ). Гордыня подобна высокому сгнившему дереву, у которого ломки все сучья. И если кто влезет на него, тотчас обрушится с высоты. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 100 ). Гордостью болен тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела ( 47, 219 ). Гордость надмевает мысли до напыщенности и учит презирать всякого человека. Преподобный Нил Синайский ( 48, 184 ). Нет зла, равного гордости. Она превращает человека в демона – наглого, богохульствующего клятвопреступника ( 45, 576 ). Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить несчастье ( 45, 576 ). Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти ( 45,576 ). От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам, властолюбие и сластолюбие ( 45, 576 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Из Забайкальской области (картинка из жизни раскола). Стр. 574–576. “ Бывший штундистский епископ ”. Стр. 576. Убийца министра В. К. Плеве. Стр. 576. Проф. А. Ф. Гусев . (Некролог ). Стр. 576–579. Проф. А. Бронзов. Проф. А. П. Лопухин . (Некролог). Стр. 580–581. Проф. А. Бронзов. Отклики. Русская интеллигенция в произведениях А. П. Чехова. Стр. 582–588. Борис Светский. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 589–592. Михаил Аркадьев. Со скрижалей сердца. По поводу торжествующего настроения раскола и газетных толков о веротерпимости. Стр. 593–608. В. Скворцов. О св. посте. (Беседа против хлыстов.) Свящ. А. Советов. Стр. 129–139. О браке. (Беседа против хлыстов). Свящ. А. Советов. Стр. 140–144. К великому вопросу о примирении взаимных отношений церкви и современной верующей интеллигенции. Стр. 609–626. Дм. Бодиско. Аскетизм и монашество. Стр. 627–639. Врач С. Апраксин. Разбор хлыстовского учения о пророках и пророчицах. Стр. 640–648. Прот. Н. Кутепов. Православно-русское дело в Холмской Руси. О так называемым униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Стр. 649–660. М. Кобрин. О прощальной молитве. (Из миссионерских запросов). Стр. 661–668. Прот. Н. Дроздов. Из миссионерских запросов. Стр. 669. С.-Петерб. епарх. мисс. Н. Булгаков. Из записок и дневников. Собрание раскольничьих миссионеров. Стр. 670–677. Сообщил Orthodoxus. Новые завоевательные стремления штунды. (Очерк из современной жизни сектантства в Сибири). Стр. 678–689. Грузинский епарх. мисс. А. Платонов. Закавказские мормоны. (Из записной книжки священника – приходского миссионера). Стр. 690–695. Свящ. Николай Слободянников. Из миссионерской полемики. Беседа со штундо-баптистами об оправдании верою во Христа. Стр. 696–709. Д. Грацианский. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Об иконопочитании (по учению слова Божия). Сост. свящ. М. М. Алексеев, Самарск. епарх. мисс., Самара, 1903 г. Стр. 710–711. Д. Боголюбов. Христианство в Японии. Под редакцией архимандрита Мефодия Великанова , пересказ с английского В. Селезнева, Спб. 1804 г. Стр. 711. А. Григорьев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Христиане этих Церквей исповедуют Иисуса Христа, Бога и Господа, Единственного Посредника во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Эта формулировка перекликается с той, которая была представлена Всемирным Советом Церквей в Нью-Дели в 1961 г. Хотя и существуют реальные вероучительные различия в отношении Христа, Его природы, Спасения, Церкви и Девы Марии, однако непреложно то, что эти христиане видят во Христе источник и центр церковного общения, и Сам Христос не может не побуждать их всегда прежде всего искать единства [ХВ 510/35]. Любовь и уважение к Писанию, в котором они ищут Бога, являются также их характерной чертой. Призывая Святого Духа («побуждаемые Святым Духом» в предыдущей редакции), они могут читать в Писании о Тайне спасения, осуществленного во Христе. Различие, отделяющее эти общины от Католической Церкви, а именно различие во взгляде на отношения между Писанием и Церковью, твердо и беспристрастно подчеркнуто [ХВ 510/36]. Крещение, правильно преподанное, – это таинственная связь, соединяющая всех тех, кого оно возродило. В нем все становятся христианами, оно предназначает их для Евхаристии. Касаясь этого Таинства, Собор, выработавший сложную и отражающую смысловые оттенки редакцию, не считает, что все церковные общины сохранили свою «подлинную и цельную сущность» (предыдущая редакция говорила о «полноте их реальности»). Между тем Святая Вечеря – это исповедание причастности ко Христу и ожидания Его возвращения. В этой области экуменический диалог должен быть продолжен [ХВ 510/37]. Христианская жизнь, которую ведут отделенные братья, различные ее проявления и отдельные черты, их вера во Христа, которая проявляется в полноте в их действиях и благотворительных учреждениях, показывают, что Дух Христов действует в них. Принимая во внимание разницу в толковании Евангелия в отношении вопросов морали и сложных проблем общественной жизни, Собор считает, что преданность Слову Христа вновь даст возможность вести диалог [ХВ 510/38]. [О характере и исторических особенностях Восточной Церкви]

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

[Об основаниях и осуществлении апостольства мирян] (510/40, 4388) 3. Миряне принимают обязанность осуществлять апостольство и получают право на это в силу самого своего единения со Христом- Главой. Ибо, внедренные в мистическое Тело Христово через Крещение, укрепленные силой Святого Духа через Миропомазание, они Самим Господом предназначаются к апостольству. Они посвящаются в царское священство и народ святой (ср. 1Пет 2, 4–10 ), чтобы всеми своими делами приносить духовные жертвы и по всему миру свидетельствовать о Христе. А благодаря Таинствам, особенно Святейшей Евхаристии, передается и питается та любовь, которая выступает как душа всего апостольства [ХВ 510/21; ср. 510/7]. (4389) Апостольство осуществляется в вере, надежде и любви, которые Святой Дух изливает в сердца всех членов Церкви. Более того: заповедь любви, главное предписание Господне, побуждает всех христиан снискивать славу Божию через пришествие Его Царства, а также жизнь вечную для всех людей, чтобы они знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср. Ин 17, 3 ). Потому на всех христиан возлагается славная задача: трудиться ради того, чтобы Божественную весть спасения познали и приняли все люди по всей земле. Ради осуществления этого апостольства Святой Дух, освящающий народ Божий через служение и таинства, также наделяет верных и особыми дарами (ср. 1Кор 12, 7 ), «разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор 12, 11 ), чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили, и были «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (ср. 1Пет 4, 10 ) ради созидания всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16 ). Приняв эти харизмы, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви – как в Церкви, так и в миру – в свободе Святого Духа, Который «дышит, где хочет» ( Ин 3, 8 ), и вместе с тем в общении с братьями во Христе, прежде всего со своими пастырями, задача которых – выносить суждение об их подлинной природе и о надлежащем их употреблении: не для угашения Духа, но ради того, чтобы все испытывать и хорошего держаться (ср. 1Фес 5, 12, 19, 21 ) [ХВ 510/8].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Епископское рукоположение сообщает три обязанности (освящать, учить, управлять), исполнение которых подлежит дальнейшим определениям в «иерархическом общении» с папой [ХВ 510/15]. Впервые документ торжественного Учительства представляет коллегиальный характер и природу епископского сана. Установлена параллель между коллегией Апостолов, соединенных с Петром, и епископами, соединенными с Верховным Понтификом. Общение между епископами, институт синодов в прежние времена и обряд епископского посвящения свидетельствуют об этой коллегиальности. Затем документ рассматривает условия осуществления коллегиальной власти. Эта коллегия по воле Христа не существует вне союза со своим Главой. Первенство и коллегиальность гармонично сочетаются [ХВ 510/16]. Отношения каждого члена епископской коллегии со Вселенской Церковью определены в пастырских терминах. В качестве главы местной Церкви (епархии) епископ должен заботиться о Церкви Вселенской, например, о миссионерском долге. Патриаршие Церкви, объединяющие в себе Церкви местные, в которых порядок, литургия, богословское и духовное наследие имеют свои особенности, и недавно созданные епископские конференции помогут осуществлять эту коллегиальность [ХВ 510/17]. Основная обязанность епископов – проповедь Евангелия. Учение, преподаваемое ими в единении с Верховным Понтификом, требует религиозного согласия верующих и разумом, и сердцем. То же самое касается папы, осуществляющего свое обычное учительство, о котором внесено несколько уточнений. После рассуждения о безошибочности епископов, пребывающих в общении с папой или соединенных в Соборе, вопрос о безошибочности вновь поднимается в рамках Pastor aeternus и связывается с безошибочностью всей Церкви. Само по себе определение, когда оно формулируется папой или епископами совместно с ним, не представляет собой нового Откровения, оно есть результат исследования, углубления Откровения, переданного Церкви и хранимого ею: именно постоянная связь с Откровением позволяет верно выражать его. [Введение] (510/13, 4120) 18.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

505. Она первая дева. 385. Дева, по обету, 435, 436, и прежде рождества, в рождестве и по рождестве. 41. Она избрана в Богоматерь между прочим по преимуществу девства. 386. Пример Ее девства удобоподражателен и поучителен для нас. 41, 387. Сила и плоды Ее веры во Иисуса Христа. 377, 378, 412, 413. Смирение пред тайною воплощения. 396, 397. Смирение и неизвестность Ее во время земной жизни Спасителя. 496–498, 507, 509. Сокровенность Ее добродетели. 505–510. Слава Ее после вознесения Спасителя, 499, 500, и после Ее успения 483, 484, 510, 511. Успение Богоматери ослабляет страх смерти. 517, 518. Предание о собрании Апостолов на Ее погребение. 510. Почему Церковь особенно ублажает Деву Марию. 375, 376. Обязанность ублажать Ее преподана Духом Святым. 494, 496, 498. Плоды исполнения сей обязанности. 500, 501. Как должно ублажать Ее достойным образом? 502, 503. Победа силы Христовой над еретиками – врагами Богородицы. 511. БОГОСЛУЖЕНИЕ. Цель установления его. III, 262, 263. Необходимость общественного богослужения не отменяется заповедию о тайной молитве. Ι, 513. Различие между богослужением языческим, Иудейским и Христианским. II, 58. Женщины не могут совершать общественного богослужения. I, 510. БОГ. Истинно познавать и почитать Бога, вне благодати, человек не способен. III, 209, 210. Слабость разума в учении о свойствах Божиих. II, 254. Во всех свойствах Божиих проявляется любовь. I, 86. Бог есть чисто-жизненное начало. 402. Бог вездесущ. II, 460 и след. Объяснение вездесущия и особенного присутствия Божия подобием, заимствованным от солнца. 463 и след. Для чего в некоторых случаях Бог с особенною очевидностию являет Свое присутствие. 290, 291. Признаки и действия присутствия Божия в человеке. 465, 468. Для чего нужно особенное присутствие Божие во храме, когда Бог вездесущ? 280. Бог сколько милосерден, столько и правосуден. I, 386, II, 254. Бог есть верховный Царь царей и царств. III, 28. На чем основывается наше право именовать Бога отцем нашим, и как должно пользоваться сим правом? 361, 362.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Говоря о таких Церквах, вначале Собор обращается к Восточным Церквам. Упоминая о том, что Церкви Востока и Запада уже задолго до разделения следовали каждая собственным путем, оставаясь соединенными общением, декрет отмечает важность поместных Церквей и особенно патриарших Церквей Востока, в нем высоко оценивается сокровищница литургии, духовная и правовая традиция, из которой черпает [богатства] Западная Церковь . На Востоке определены основные догмы христианства о Троице, Воплощенном Слове и Деве Марии. Но разница в толковании наследия, переданного через Апостолов, которая могла бы обогащать, превратилась в повод к разделению [ХВ 510/31]. Литургия, прежде всего Евхаристия, в которой « Церковь Божия созидается и возрастает», почитание Девы Марии и святых также являются сокровищами литургической традиции Востока. «Истинные Таинства», знаки общения, которыми всегда обладали Восточные Церкви, позволяют при определенных условиях communicatio in sacris, то есть участие в литургическом акте Церквей. Восточной духовной традиции, из которой происходит западное монашество, также отдается должное [ХВ 510/32]. Что касается вероучительных вопросов, в декрете признается, что методы и средства выражения могут быть различными. Они могли быть лучше разъяснены на Востоке, чем на Западе, и наоборот. Но речь идет о том, чтобы смотреть на эти выражения скорее как на взаимодополняющие, чем как на противоположные. Все это значило признать ценность подлинной традиции Восточных Церквей. Новое звучание проявляется и в утверждении, что это достояние, безусловно, является частью католичества, а прежде всего, Апостольской миссии Церкви [ХВ 510/33]. Не уточняя подробно, каковы эти Церкви и церковные общины, отделенные от Римского Апостольского Престола в конце Средних веков на Западе, Собор говорит, что Католическая Церковь связана с ними особенной близостью. Между тем их разнообразие и их отличия, прежде всего в отношении истин Откровения, затрудняют их описание и обязывают подчеркнуть те черты, которые могли бы послужить отправной точкой в экуменическом диалоге [ХВ 510/34].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Этот союз членов с Христом, рожденный в Крещении, укрепленный Миропомазанием, основывающий общее Священство, питаемый Евхаристией, определяет для мирян долг и право быть апостолами. Харизмы (уже названные в Lumen gentiurn) даны им, следовательно, Святым Духом [ХВ 510/40]. Миряне должны трудиться ради христианского обновления мирского порядка, широко представленного в Gaudium et spes. Этот порядок, вновь утверждает Собор, имеет свою автономию и структуру. Между тем, он может быть, и уже был, искажен и осквернен. Построить этот порядок и направить его ко Христу – задача мирян, являющихся одновременно членами земного града и членами Тела Христова [ХВ 510/41]. [Об участии мирян в миссии Церкви] (510/39, 4386) 2. Церковь создана для того, чтобы, распространяя Царство Христово по всей земле во славу Бога Отца, она сделала всех людей участниками спасительного искупления 318 , а через них и весь мир действительно устремился бы ко Христу. Всякая деятельность мистического Тела, направленная к этой цели, называется апостольством, которое Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами: ведь христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству. Как в составе живого тела ни один член не бывает сугубо пассивным, но участвует в жизни тела и в его деятельности, так и в Теле Христовом, которое есть Церковь , все оно «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф 4, 16 ). Более того: таковы в этом Теле взаимосвязь и сплоченность членов (ср. Еф 4, 16 ), что о члене, не действующем в свою меру для приращения Тела, следует сказать, что он не приносит пользы ни Церкви, ни себе самому. (4387) В Церкви есть разнообразные служения, но ее миссия едина. На Апостолов и на их преемников Христос возложил обязанность учить, освящать и управлять от Его имени и Его властью. Но и миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Божия [ХВ 510/19]. Их деятельность – настоящее апостольство: ведь она осуществляется ради евангелизации и освящения людей, а также для того, чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом; поэтому деятельность мирян в этой области подает ясное свидетельство о Христе и служит спасению людей. Поскольку же свойство, присущее статусу мирян, заключается в том, чтобы проводить свою жизнь в миру и в мирских делах, то Бог призывает их исполнять свое апостольство в миру с пламенным евангельским духом, наподобие закваски.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010