В ответ на это возражение «Камень веры» а) обличает протестантов в противоречии, так, как и они (вопреки указанным словам Апостола) допускают призывание святых, живущих на земле; в) на основании контекста речи относит слова Апостола Павла к призыванию Бога, которое не исключает и призывания святых, как молитвенников и ходатаев за нас на небе (508 а –510 а ); е) дает указанным словам такой смысл, что как Бога никто не может призывать, прежде чем в Него не уверует, так и к святым никто не может обращаться с молитвою, прежде чем не будет признавать их святыми, могущими оказывать помощь. Притом же призывание и вера, по свидетельству св. Писания ( Быт.48:15–16 ; Флп.1:4–5 ), могут относиться не только к Богу, но некоторым образом и к святым (510 аб ) и д) «от научения философского» утверждает, что «суть некая речения, яже утвердителне глаголанная истинствуют: отрицателне же реченная, не истинствуют… В кого веруем, того подобает призывати. Истинно есть слово. Но не и сие: в кого не веруем, того призывати не подобает, ибо и сами противницы в живущих не веруют, обаче тех призывают, и о молитве просят» (510 б –511 а ). 2) На основании 1Тим. 2:5–6 протестанты говорят: «един есть ходатай к Богу Отцу Христос, то всуе призывати иных ходатаев: ибо от призывания иных ходатаев, обида и презрение бывает Христу» (511 б ). На это возражение «Камень веры» отвечает: а) возражением: если один ходатай Бога и человеков – Христос, то напрасно св. Апостол Павел просит молитв у верующих; напрасно также и св. Апостол Иаков заповедует нам молиться друг за друга; напрасно и протестанты обращаются друг к другу с просьбами о молитве (511 б ); в) подобно тому, как название Иисуса Христа в Евангелии ( Мф.22:8–9 ) единственным учителем и Бога-Отца единственным Отцем нашим небесным не уничтожает звания земных родителей и наставников, так и именование Христа единым Ходатаем нашим у Отца не исключает святых, как наших молитвенников и посредников пред Богом (511 б –513 а ). «Якоже убо единство Отца небесного, не отметает отцев земных, ниже единство наставника и учителя Христа, изгонит наставников и учителей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

463 (по преж. кат. 511). Минея служебная, Март, в 4 д., бум., полууставом, XVI в., 211 л. По листам вкладная подпись та же, что и в 503. Но, кроме того, встречаются и другие приписки: л. 36 и 37. (@книга мць мартъ сег иванова сна славтина@). Л. 156 об. и 157, (@по гаврила минею а в густь@) (вероятно ошибка вм. Март) (@прода л и рук приложи л еустаию@). Список совершенно сходен с предыдущею ркп. 510. Но под 5 числом упоминается о пренесении мощей Ярославских чудотворцев Князей Фёдора, Давида, и Константина. Но о службе их замечено, что она писана 19 сентября. В службе преподобному Иоанну Лествичнику , 30 ч., кроме канона, положенного и в печ. минее, помещён другой, находящейся в 172, которого нач. (@Исковавшем (должно быть: боговидений) (@добродтеле лствиц на@). Паремии на 9 и 25 числа те же самые и с теми же отличиями, какие и в предыдущем списке 510, только в 4 паремии на 25 число, л. 152 обор., сверх замеченного там в Исх. 3:1 . произвола, в ст. 3, 4 встречается другой, ещё более резкий: (@ко вид ангглъ гнь@) (см. 1 по Острож. (@Гь@), Κριος, и в последующих паремиях, где делается указание на 510). 461 (по преж. кат. 512). Минея служебная, Апрель, бум., полууставом, в малую 4 д., 232 л., XVI в. На первых листах вкладная запись о пожертвовании сей Минеи в церковь Соловецких чудотворцев митрополитом Иовом. См. 503. Список сходен с общепринятым изданием миней за исключением немногих особенностей. Нет служб Русским святым, кроме Стефана Пермского 26 ч. В службе 2 ч. стихиры на Господи воззвах пр. Титу иные. В службе 23 числа, великомученику Георгию, стихиры на малой вечерни на Господи воззвах иные. На великой вечерне, на Господи воззвах, одной недостаёт. На литии, сверх помещённых в печ. Минее, ещё четыре стихиры. На стиховне три стихиры и тропарь святому иные. В седальнах и стихирах на хвалите также есть отмены. В службе 25 ч., Евангелисту Марку, три стихиры 4–6 на Господи воззвах ныне отнесены частью и к стихирам на стиховне, частью на хвалите. А положенных в печ. Минее на стиховне, равно как и седальнов, в ркп. недостаёт. На хвалите стихиры положены иные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Название икона получила по написанному на ее полях тексту «Сказания Григория Богослова о литургии» ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 1053. С. 504). Много изображений Г. Б. вошло в иллюминированные списки его слов, как полной коллекции (45 слов), так и литургической (16 слов). Самыми ранними из дошедших и наиболее полными по иллюстративному материалу являются кодексы из Национальной б-ки в Париже (Parisin. gr. 510, 880-883 гг.) и б-ки Амброзиана (Ambros. E49-50inf, 20-е - 50-е гг. IX в.). В составе этих миниатюр имеются изображения святителя, включенного в комментируемые им события, гл. обр. обращающихся к ветхозаветным сюжетам, напр., «Видение прор. Аввакума» в ркп: Parisin. gr. 510. Fol. 285r; Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1151 гг.- фигура Г. Б. встречается в видении, изображенном в заставке и на поле, а также в инициале. Личный характер мн. слов, произнесенных на различные церковные праздники, а также в связи с жизненными обстоятельствами, повлиял на появление житийных миниатюр. В Парижском сборнике сцены жития представлены на листовой миниатюре, размещены в 3 регистра: путешествие по морю, поставление во епископа, погребение (Parisin. gr. 510. Fol. 452 r). Неск. раз может быть повторен сюжет, представляющий Г. Б. в пасторском служении: он учительствует или проповедует (в ркп. из мон-ря Ксиропотам на Афоне - ГИМ. Влад. 146/Син. греч. 61, Л. 1 об., 202 об., 3-я четв. XI в.; Sinait. gr. 339. Fol. 271), благословляет (Parisin. gr. 543. Fol. 310v, XII в.) и подает милостыню бедным (Ath. Dionys. 61. Fol. 142а, XI в.). Во мн. сюжетах Г. Б. изображен вместе с историческими персонажами: с отцом св. Григорием, еп. Назианза (Ath. Dionys. 61. Fol. 172v; ГИМ. Влад. 146/Син. греч. 61. Л. 86 об.), со святителями Василием Великим (Parisin. 550. Fol. 204, XII в.; там же (Fol. 94v) - Успение свт. Василия Великого с образом скорбящего Г. Б. у одра, сюжет повторен в инициале на том же листе - Г. Б. совершает каждение), Григорием Нисским (Parisin. Coislin. 239. Fol. 158v, XI в.; Ath. Pant. 6. Fol. 214a - в коленопреклоненном молении напротив друг друга); обличительное слово на императора проиллюстрировано изображением дискутирующих Г. Б. и имп. Юлиана Отступника (Pant. 6. Fol. 77- сидят напротив друг друга), и др.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Эта Божественная Тайна спасения открывается нам и продолжается в Церкви, которую Господь основал как Свое Тело и в которой верным, присоединившимся ко Христу-Главе и находящимся в общении со всеми Его Святыми, надлежит также чтить Преславной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа» 308 . [О Марии, Рабе Господней] (510/24, 4200) 60. Един у нас Посредник, по слову Апостола: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим 2, 5–6 ). Материнское же служение Марии по отношению к людям никоим образом ни затемняет, ни умаляет этого единственного Посредничества Христа, но являет его силу. Ибо все спасительное воздействие Пресвятой Девы на людей исходит не из какой-либо вещественной необходимости, но из благоволения Божия, проистекает из преизбытка заслуг Христа, коренится в Его Посредничестве, от Него всецело зависит и черпает в Нем же всю силу. Оно ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но, напротив, благоприятствует ему. (510/25, 4201) 61. Пресвятая Дева, от вечности предопределенная быть в воплощении Божественного Слова Матерью Бога, по воле Божественного Промышления была на сей земле Матерью-кормилицей Божественного Искупителя, особо возвышенной перед другими сподвижницей и смиренной Рабой Господней. Зачав Христа, родив Его, вскормив, представив во Храме перед Отцом и страдая вместе с Сыном Своим, умирающим на Кресте, Она совершенно особым образом споспешествовала послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя, восстановлению сверхъестественной жизни в душах. Поэтому Она – наша Мать по благодати. (510/26, 4202) 62. Это Материнство Марии в Домостроительстве благодати продолжается непрерывно: начиная с согласия, с верою данного Ею при Благовещении и без колебания сохраненного Ею у Креста, вплоть до вечного увенчания всех избранных. И по взятии на Небо Она не оставила этого спасительного служения, но Своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Она есть «мистическое Тело Христово», одновременно «общность» видимая, «иерархически организованная», и «общность духовная; Церковь земная»; она – Народ Божий, странствующий в этом мире, и «Церковь, обогащенная небесными благами»; она – зародыш и начало Царствия Божия, через нее на протяжении всей человеческой истории осуществляются Деяния и Страсти Искупления, и она стремится к своему полному завершению во славе за пределами времен и во славе [ХВ 510/5 и ХВ 510/2]. В течение времен Господь Иисус образует Свою Церковь через Таинства, исходящие от Его полноты 22 . Благодаря им Церковь делает своих членов участниками Тайны Смерти и Воскресения Христа, в благодати Святого Духа, Который дает ей жизнь 23 . Поэтому она – святая, хотя и включает в свое лоно грешников, поскольку у нее нет другой жизни, кроме благодати: живя ее жизнью, ее члены освящаются; отстраняясь от нее, они впадают в грехи и бесчинства, препятствующие сиянию ее святости. Вот почему она страдает и совершает покаяние за эти грехи, от которых обладает властью исцелять своих детей Кровию Христа и даром Духа Святого. (52/13) 20. Будучи наследницей Божественных обетований и дочерью Авраама по Духу через Израиль, Писания которого она с любовью хранит и чьих Патриархов и Пророков почитает; основанная на Апостолах; передающая из века в век их вечно живое слово и пастырскую власть – наследие Петра и епископов, находящихся в общении с ним, постоянно поддерживаемых Святым Духом, Церковь получила и обязанность хранить, учить, объяснять и распространять Истину, которую Бог открывал еще потаенным образом через Пророков, и в полноте – через Иисуса Христа. Мы веруем всему, что было высказано Словом Божиим, написанным или переданным, и что Церковь предлагает считать Божественным Откровением, либо торжественно провозглашая, либо через высказывания ординарного и вселенского Учительства [ХВ 93]. Мы веруем в безошибочность Преемника Петра, когда он говорит ex cathedra [ХВ 484], будучи пастырем и Внешним Учителем всех верных, и ею же поддерживается также коллегия епископов, когда она в единении с Ним осуществляет Внешнее Учительство [ХВ 510/18].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

После богословских исследований, растянувшихся почти на век, II Ватиканский Собор возобновил не законченную ими работу. Начатая во время 1-й сессии разработка Конституции продолжалась на протяжении двух следующих сессий. Принятый в конечном итоге текст был разделен на восемь глав. Воспринимавшая себя долгое время как общество, Церковь рассматривается отныне как тайна (гл. 1), как новый Народ Божий, члены которого обладают общим священством (гл. 2); изучая свое иерархическое устройство, она углубляет богословское учение о епископате (гл. 3), затем уточняет особую роль мирян (гл. 4); она также говорит о месте монашествующих (гл. 6). Она осознает, что она – странница на этой земле и что свое окончательное совершенство во Христе обретет в конце времен (гл. 7). Наконец, она представляет Марию в Тайне Христа и в Ее собственной Тайне (гл. 8). Глава 1: О Тайне Церкви Тайна Божия – основа Церкви [ХВ 510/1], и Церковь получила миссию провозглашать Царство Божие, которое проповедовал Христос. Надо отметить, что впервые документ Учительства говорит о Царстве Божием, Царстве Христа. Таким образом, заложено основание, позволяющее установить положение равновесия между Церковью Креста и Церковью Славы – тема вселенского значения и охвата (Ecclesia crucis et Ecclesia gloriae). Здесь ясно указано, что Царство Божие не отождествляется с Церковью. Различные образы Церкви, из которых многие проходят через Ветхий и Новый Завет, показывают последовательность Божия Замысла спасения, находящего в Церкви свое свершение. Каждый из них представляет собой различные аспекты одной и той же Тайны. Ни одному не отдается предпочтение. Между тем все они устремлены ко все большей духовной глубине [ХВ 510/3]. Когда используется образ мистического Тела, то отмечается, что он исходит из сотериологического значения, а не из социального и корпоративного смысла, что подчеркивалось прежде в Mystici corporis [ХВ 498]. Здесь рассматривается единство всего Тела, но и различие Главы и членов, а также членов между собой [ХВ 510/4].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

В связи с нехваткой мест в духовных уч-щах И. разрешил клирикам отдавать сыновей в ближайшие к приходам горные школы. По инициативе игум. Никандра, поддержанной И., было восстановлено закрытое в 1800 г. духовное уч-ще при далматовском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . 12 марта 1816 г. Далматовское уч-ще получило официальный статус и было разделено на приходское и уездное духовные уч-ща. 5 февр. 1818 г. в Перми было организовано отделение Российского Библейского об-ва, в нач. 20-х гг. XIX в. предпринята попытка открыть при пермских духовных училищах класс татар. языка, но преподавателя найти не удалось. При И. в епархии были открыты первые единоверческие приходы в Екатеринбурге и на Бымовском заводе Осинского у. В 1822 г. в Пермской епархии проводилась ревизия еп. Вятским и Слободским Амвросием (Рождественским). Поводом к ревизии послужил конфликт между И. и секретарем Пермской духовной консистории. В ходе проверки выяснилось, что в храмах епархии неправильно велись «ведомости о свечных доходах». По результатам ревизии секретарь консистории Григорий Мышкин был уволен, а архиерей 31 мая 1823 г. отправлен на покой с пенсией в 1 тыс. р. До самой смерти И. проживал в скромном флигеле, находившемся в саду Пермского архиерейского дома. 2 окт. 1824 г. заштатный епископ удостоился посещения имп. Александра I Павловича . И. был погребен в пермском кафедральном соборе, под алтарем. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 64: 1783 г. Д. 338(329); 1799 г. [О содержании Венецианской миссии]; Д. 277; 1800 г.; Д. 14; ГАПО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 22. Л. 192; Д. 32. Л. 286-287 об.; ГАРО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 4. Л. 109; Оп. 7. Д. 29. Л. 406; Ф. 627. Оп. 240. Д. 47. Л. 565; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 2. Д. 414. Л. 576-576 об.; Д. 508. Л. 52 об.; Ф. 101. Оп. 1. Д. 503 [Письма еп. Иустина]. Лит.: Краснов Н. Грамматика еп. Иустина: (Письмо к редактору)//Москвитянин. 1843. Ч. 5. 10. С. 403-410; Об иерархах Пермской епархии с 1800 до 1860 г. СПб., 1861; [Будрин Е.] К биографии преосв. Иустина, бывш. епископа Пермского и Екатеринбургского//Пермские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/1237935.html

575-576 ДОКС [Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель ДОКСАСТАРИЙ греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи 576-577 ДОКТУСОВ Доктусов Николай Петрович (1883 - 1959), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП 578-579 «DOCUMENTATION COTHOLIQUE» (франц.- католическая документация), ж., выходящий 2 раза в месяц в Париже с февр. 1919 г. 580-581 ДОЛГОВ Семен Осипович (1857 - 1925), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей 581-582 ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг-ции 582-589 ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) 589-590 ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. 590-594 594-596 596-598 598-600 600-601 ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе 601-602 602-603 ДОМЕТИАН (Топузлиев Димитрий Попвасилев; 1932-2017), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви 603-604 ДОМЕТИЙ (XVI в.), прп. Афонский (пам. греч. 7 авг.), чудотворец, молчальник, подвизался в мон-ре Филофея 604-605 605-606 ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в 606-607 ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) 607-610 ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/vol/xv.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010