Кто был автором этого проникновенного произведения, неизвестно. Как в греческом оригинале, так и в славянском переводе тропарь носит печать глубокого богословствования автора и сохраняет черты классического произведения эпохи Романа Сладкопевца , патриарха Иерусалимского Софрония, Иоанна Дамаскина . Тропарь начинается обращением к Сыну Божию – учредителю новой Тайной вечери – Евхаристии: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Заканчивается же он словами благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В середине автор раскрывает мрачный облик «несытой души» одного из апостолов – предателя Иуды и поставляет ему как антипод предательства раскаяние одного из разбойников. В греческом тексте эта середина дана в силлабическом стихосложении: ο μη γαρ τοις χθρος Σου τ μυστριον Σου επω, ο φλημα Σοι δσω, καθπερ ο Ιοδας, αλλ ς ληστς ομολογ Σου, т. е. Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей И не дам Тебе поцелуя, как Иуда, Но как разбойник исповедаюсь Тебе. Это то же, что в русских дониконовских служебниках: Не повем бо врагом Твоим тайны Твоея, Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, Но яко разбойник исповедаяся вопию Ти 576 . В богослужебных книгах никоновской реформы в этой «золотой» середине сделаны сокращения в ущерб смыслу, который влагал составитель тропаря на основании евангельских сообщений. Фраза «не повем бо врагом Твоим тайны Твоея» заменена краткой «не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну Христову мог Иуда поведать Его врагам? Ответ может быть один – указать место, где может находиться ночью Христос, чтобы взять Его «хитростью и убить… но только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26, 3–5 ; Мк. 14,1–2 ; Лк. 22,1–6 ). Сговор об этом между первосвященниками и Иудой уже был ( Мк. 14,10–11 ; Лк. 22,3–5 ), и Иуда за обещанные ему деньги «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 6 ). Время после затянувшейся пасхальной трапезы и беседы Иуда нашел подходящим для выполнения своего страшного замысла. Зная обычай Учителя молиться в ночное время в Гефсиманском саду, предатель неожиданно для всех покидает пасхальную горницу, идет к первосвященникам и приводит их стражу в Гефсиманский сад, куда уже пришел Господь со Своими учениками. Здесь Иуда завершает свое предательство поцелуем. Сказав страже «кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите,осторожно», он подходит к Учителю «и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк. 14,44–46 ). Вот что имел в виду греческий составитель тропаря, когда писал: «Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей и не дам Тебе поцелуя, как Иуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кто принял истинное Священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем вовек, и смерть не помешает ему остаться иереем навсегда ( 23, 393 ). Сила слова делает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Вчера и прежде был он одним из простого народа, а сегодня – становится наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных Таинств – и все это он делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, внешне оставаясь тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе некоей невидимой силой и благодатью. Святитель Григорий Нисский ( 113, 578 ). Кроме важности обычая, который, как знаем, дошел до нас через апостольское предание, и Священное Писание открывает, что, когда, по повелению Святого Духа, апостолы посылали Павла и Варнаву проповедовать Евангелие язычникам, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 3 ), – да научимся, с каким благоговением должны стараться и дающие и приемлющие, чтобы Таинство такого благословения не совершалось небрежно. Святитель Лев Великий ( 113, 578 ). Господь наш, определяя достоинство епископа и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16, 18–19 ). С того времени преемственно продолжается поставление епископов. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 576 ). Кто дает благодать епископства? Без сомнения, ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать; священник возлагает смиренную руку, а Бог сообщает достоинство. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 577 ). Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Например, в Библии сказано, что между началом строительства Иерусалимского Храма и исходом из Египта прошло 480 лет. Но, если мы арифметически посчитаем, то получается 576 лет. Разница возникает из-за того, эти 96 лет – это годы отступничества Израиля. Их Бог за годы не считает. Почему для Израиля эта седмина не закончилась? Потому что годы, когда Израиль пребывает в отступничестве, это не годы Израиля, это времена, которые называет Господь временами язычников. Вот сейчас именно эти времена идут – время язычников, которые вклинены в последнюю историю конца еврейского народа как народа Божия. А последняя седмина – это будет опять седмина Израиля, потому что еврейский народ во времена Антихриста признает Христа Спасителя. Апостол Павел говорил в 11-й главе, что ожесточение у евреев произошло не навсегда, а до того момента, когда обратится полное число язычников, евреи обратятся к Богу и «так весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ). Вот тогда-то и будет происходить последняя половина седмины. Первая половина седмины – проповедь Христа, вторая половина седмины – это время правления Антихриста, тоже три с половиной года. Седмина делится по половине. И про нее сказано, что «и на крыле [святилища] будет мерзость запустения», о которой Господь прямо говорит: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» ( Мк.13:14 ). Мерзость запустения – это Антихрист, восседающий в Храме Божием (в восстановленном Храме в честь Бога, в Соломоновом Храме), который выдает себя за бога. Это и есть мерзость запустения в храме Божием на месте Святом. «И окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Он будет после этого опустошителем. Чей дух стоял за всем отступлением Израиля в течение всех этих веков? И чей дух руководил отступничеством Израиля раньше? Это дух Антихриста – его постигнет окончательная предопределенная гибель. И это произойдет как раз тогда, когда закончится последняя седмина пророка Даниила, и тогда закончится, собственно, весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Не был Иоанн и вполне совершенным человеком, чуждым всяких недостатков и человеческих слабостей. Это недостатки вполне естественны, потому что с ними ученики Спасителя должны были выйти из домов своих. Нет человека без греха. Сам великий Ап. Иоанн, когда он достиг уже высшей мудрости, говорил: „если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас“ 574 . Так вместе с другими своими сотоварищами он не все понимает из учения Спасителя. Не раз Спаситель должен был обращаться к ним с одним вопросом: „неужели и вы еще не разумеете“? Однажды между Апостолами возник спор относительно того, кто из них должен почитаться большим? Нередко наедине между собою они старались понять, что означили те или другие изречения, притчи Спасителя. Даже не всегда осмеливались обращаться за разъяснением непонятного к своему Наставнику 575 . Многого они совершенно не могли понять. Не могли понять они предсказания Спасителя о том, что Его предадут язычникам, поругаются над Ним, оскорбят и оплюют Его, будут бить и убьют и в третий день Он воскреснет. Иоанн уверовал в воскресение только тогда, когда взошел в гроб и не нашел в нем тела своего возлюбленного Учителя. А Ап. Петр еще и теперь, возвращаясь от пустого гроба, остается в недоумении относительно происшедшего 576 . Царство Мессии представляли чувственно, постоянно думали, что оно должно скоро открыться. Вот трое избраннейших учеников, в числе их и Ап. Иоанн, в Гефсиманском саду. В то время, как душа их Спасителя наполнена такими страданиями, что для утешения Его и для поддержания, с небес нисходит светозарный посланник, они не могут преодолеть своего сна. Не всегда благоразумно поступал и высказывался Иоанн, когда он выделялся из среды Апостолов и действовал один. Не раз за эти не совсем обдуманные поступки Спаситель обращался к нему со словами нежного упрека. Однажды между Апостолами возник спор относительно того, кто из них должен быть первым 577 . Вот как разрешил Спаситель это недоумение Своих учеников: „кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас 572 , ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» 574 . По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее» 575 . И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной. Слово 32. На Рождество Господа. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 144–147) 1 . ... " И случилось, – сказано, – в те дни, что вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кирина Сириею. И пошли, – сказано, – все записываться, каждый в свой город» 576 . Если мы посмотрим по отдельности на все это в духовном смысле, то обнаружим немалые таинства. Ведь первая перепись всего мира была произведена тогда, когда Господь родился по плоти; ибо перепись и не могла произойти в какое-нибудь другое время, кроме того, когда родился Тот, у Кого род человеческий должен был пройти перепись 577 ; и не при каком другом императоре, кроме того, который первым принял имя «Август», ведь Родившийся от Девы был истинным и вечным Августом. Тот Цезарь Август был человеком, а Он – Богом; тот был императором земли, Он – Императором неба; тот – царем людей, Он – Царем ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Писании слово «плоть» никогда не употребляется в значении буквального смысла 575 , нельзя не заметить, что когда эти слова противополагаются там одно другому, то означают два противоположных направления жизни: греховное и святое (см. напр. Рим 8:5–8 ; Гал. 5:16–23 ). В таком же смысле употреблены они и в разбираемом месте. Следов., слова Христовы называются духом и жизнью не потому, что их нужно понимать духовно, а потому, что они содержат учение, проникнутое духовным характером, дают принимающему их дух и жизнь и ведут к духовности и святости. Ввиду таких свойств этого учения, принимать его с верой и без соблазна для себя может только духовный человек, мысли, чувства и желания которого направлены к святому, божественному; плотский же человек, всецело занятый земным, греховным, не может принять и понять этого учения ( 1Кор. 2:14–15 ). 576 Спаситель сказал, замечают сектанты, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Поэтому кто слушает и принимает это слово, тот и причащается Христа и имеет жизнь вечную, как сказано: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... и Слово стало плотию» ( Ин. 1:1,14 ); «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Ин. 5:24 ), «вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 ); «постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» ( 1Пет. 1:22 – 23 ). 577 – Но слова Спасителя:«не хлебом одним будет жить человек» и проч. относятся не к евхаристическому хлебу, который есть тело Христово, а к обыкновенной, простой пище, которой утоляется голод, какъ это видно из выражений: «ничего не ел», «взалкал», «чтобы камни сии сделались хлебами». Означают же они следующее: так как «пища не приближает нас к Богу» ( 1Кор. 8:8 ) и «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ), то человек должен заботиться не только о телесной пище, но и о духовной, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Престол Давида утвержден навеки ( 2Цар. 7:12–16 ) 574 . Закон развития человечества таков: царствие Божие и мир должны развиваться и охватить весь мир. Не насилием, а „судом и правдою“ устрояется и распространяется царствие Божие; победою любви и истины, над злобой и ложью. И если мы обратим взор наш на историю Христианства, то в общем мы не можем не видеть исполнения этого закона, хотя исторический ход событий представляет многие отступления от закона Господня; но эти отступления еще яснее доказывают, что за ними следовало нравственное падение обществ. Если же эти общества снова подымались и возвращались к закону Господню, – тогда прекращались насилия и злоба, и закон любви и правды снова начинал преобладать в обществе. В пророчестве Исаии говорится еще, что царство любви и мира должно осуществиться, ради ревности Господа Саваофа. Ревность Господа в разумной душе человеческой, как то видно из многих мест Св. Писания 575 , есть любовь, не хотящая допустить, чтобы душой этой,-предназначенной к высшему счастию,-овладели низкие и пагубные страсти и чувствования, как злоба, гордость, животные страсти. Забывая Создателя Своего и благодетеля, душа совершает преступление измены. А Господь любит ее. – 8 . Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 9 . чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10 . кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами. „Господь посылает слово“! Это слово „живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого“,-говорит Апостол в посл. к Ebpeям IV, 12 : „оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные“ 576 . Оно животворит то, что достойно жить, и уничтожает то, что превратилось в зло. Израиль пошел по пути зла; но в нем оставались люди, достойные спасения, которых Исаия пророк называет „остатком“. (Ис. 10ср. Рим. 9:27–28 ). Правда Господня, которая есть тоже слово Его, нисходит на Израиля и посылается на Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сколько раз падешь в грехи, столько и восстань через покаяние и спасешься, говорит пророк. Покайтесь! Без покаяния невозможно удостоиться царствия Божия: ибо какое общение света со тьмою, правды с беззаконием, Христа с велиаром 572 ? – Грехи ваши разлучают вас с Богом 573 , говорит пророк Исаия. Подобное соединяется с подобным. И весь чин природы так устроен: однородное стремится к однородному. Так и в людях. Грешник, пока он коснеет во грехе, есть чадо дьявола, ибо через грех носит в своей душе его подобие и стремится на всякий грех . Так лукавый человек есть подобие лукавого дьявола; злой – подобие его же, начальника злобы; завистливый – подобие исконного завистника, по зависти погубившего первых человеков, нечистый – подобие нечистого и всескверного дьявола, научившего и научающего людей всякой нечистоте и мерзости; своенравный и противник добра есть подобие первого противника Божьего. Нельзя работать Богу и мамоне 574 . Надо искренно осудить в себе все худое, противное Богу, искренно возненавидеть всякий грех, всякую страсть, всякую злобу, всякое земное пристрастие и тщательно удаляться от зла. Тогда Господь, видя в нас борьбу со злом и любовь к добру, поспешит к нам, воссоздаст в нас подобие Свое и с благоволением, как всеблагий и любвеобильный, вселится в сердце наше. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его и к нему приидем и обитель у него сотворим 575 . – Так приближается к нам царствие Божие! Оно приходит к нам, вселяется в нас – через искреннее покаяние и исполнение воли Божией. Покайтеся: приближибося царствие небесное. Царство небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною 576 , говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогой ценой куплено спасение наше 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Следовательно, имя Хеврон появилось незадолго до Моисея, и ему были известны все три имени города, начиная с Мамре; и он употребляет их с совершенной хронологической точностью, как человек близко знакомый с первоначальной историей города. При Иисусе Навине, после победы над потомками Енака, в народном языке одержало верх новое имя, так как Хеврон перестал быть городом Арбы, сына Енакова, хотя иногда употребляется и прежнее имя «Кириаф-Арбы» (например, 20:7; 21:11). При таком понимании, которое согласуется со свидетельством Библии и подтверждается данными египтологии, все относящиеся сюда места, где находим имя Хеврона, объясняются удовлетворительно и не представляется надобности ни прибегать к предположениям о вставках, ни принимать позднейшего написания книг Моисеевых. В 14 главе обращает на себя внимание стих 14: Аврам, услышав, что (Лот) сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана. Этот Дан считают именем города на севере Палестины, ко- —124— торый лежал при Малом Иордане, близ Беф-Рехова 576 . Город Дан принадлежал прежде Хананеям и назывался Лаис или Лешем. Сыны Дановы, говорится в книге, Иисуса Навина, пошли войною на Ласем, и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нём, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего (19:47). Вывод отсюда очевиден: Моисей совсем не мог знать имени города Дана – Ласема. Для устранения видимой несообразности прибегают к различным уловкам. Первоначально, говорят, в еврейском тексте стояло здесь: Лаис, а потом, вместо Лаис, поставлено: Дан. Это предположение не основано на каких-нибудь текстуальных данных или свидетельствах древних рукописей и представляет открытое сознание невозможности изъяснить текст в его настоящем состоянии. Другие утверждают, что местность, о которой идёт речь, могла быть известна под именем Дана, потому что, по свидетельству Иосифа Флавия, один из истоков реки Иордана (малый Иордан) носил название Дана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Терновые шипы – жало грехов, из которых сплетается венец победы для Христа. Трость же символизирует пустоту и немощь всех язычников, которые от Его прикосновения начинают укрепляться (то есть верою. – О.С.)… И среди всего этого, когда над Христом насмехаются, Он вызывает восхищение» 573 . Скорее всего, римские солдаты за незначительную плату проделали все это по наущению иудеев. Иудейский богослов, и, возможно, тайный христианин, Филон Александрийский описывает, как нечто подобное было проделано с психически больным мальчиком в Александрии. Филон пишет: «Они развернули кусок ткани и накрыли им его голову, как диадемой... а вместо скипетра подали ему кусочек местного папирусового камыша, который они нашли брошенным у обочины дороги... И потому что он был по-царски разукрашен, некоторые подходили как бы приветствовать его, а другие как будто бы обратиться к нему с прошением» 574 . Похоже, что такая шутка являлась обычной забавой для иудеев I века. Какая жестокость и какое нечувствие боли, страдания и унижения другого человека! Итак, все, что происходило с Господом Иисусом было глубоко символично, а значит, и таинственно, и если мы внимательно изучим Книгу Левит, то многое станет нам понятно. Тот порядок принесения жертвы, который там описан, строго соответствует происшедшему в дни страданий Сына Божия. Сказано: «Если жертва всесожжения его [Господу] из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока» ( Лев.1:10 ). – Поистине Христос и был мужем (евр. на иш), беспорочный, ибо Сам засвидетельствовал о Себе: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ). Теперь Христа ждало распятие. Еврейский автор Клаузнер пишет: «Распятие – самая ужасная и жестокая смерть, придуманная человеком для того, чтобы отомстить своим собратьям» 575 , а римский политический деятель и известный оратор Марк Туллий Цицерон назвал распятие «самой жестокой и самой ужасной пыткой» 576 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010