548.  …любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 549. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 550.  …Господи! спаси нас, погибаем. …Запретил ветрам и морю… великая тишина (Мф. 8. 25, 26). 551. Ср.: …важнейшее в законе: суд, милость и веру (Мф. 23. 23). 552.  Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь. Буду размышлять о пути непорочном (Пс. 100. 1). 553. Евр. 10. 38. 554.  …слово Господне право и все дела Его верны (Пс. 32. 4). 555.  …без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). 556. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 557.  Господь… направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24. 8, 9). 558.  …не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 559.  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется (Пс. 20. 1). 560.  …ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20. 8). 561.  Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84. 11). 562.  …в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3. 12). 563. Слово 84. 564. Ин. 2. 13. 565.  …но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 566. Мф. 7. 16. 567. Ин. 8. 15. 568.  А если и сужу Я, то суд Мой истинен (Ин. 8. 16). 569.  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя (Пс. 71. 1–4). 570. 1 Кор. 1. 18–25. 571.  Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне (Быт. 18. 20, 21). 572.  Вящшая закона: суд и милость и вера — слова Спасителя. — Мф. 23. 23. 573. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Священного Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого. 574. Быт. 13. 10. 575. См. речи Цицерона против Антония. 576.  …беззаконие Содомы… в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16. 49).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

557 Кол.2:1–3 : «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех... кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». 563 Цитата из стихотворения А. Майкова «Три смерти». Одно из любимейших изречений Вышеславцева, которое он цитирует во многих своих произведениях. 564 См. у Достоевского в «Бесах»: «Сроем высокие горы, всякий гений потушим во младенчестве». Из «программы» Шигалева: «...горы сравнять – хорошая мысль... Мы всякого гения потушим в младенчестве» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 323). 567 В «Политическом трактате» (1, § 4) Спиноза писал: «...я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать» (Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. С. 288). 569 «Встречи» молодого царевича Гаутамы со стариком, больным и умершим потрясли его столь сильно, что он отказался от прежнего образа жизни, уединился и «просветлел» (стал «Буддой»). См.: Асвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драма. M., 1990. С. 55–63. 572 Эта идея выражена Фихте в книге «О назначении ученого» (M., 1935. С. 98–99), а не в книге «О назначении человека». Глубокий анализ исповедуемой Фихте веры «в живое бессмертие» сделан C. Н. Булгаковым в статье «Основные проблемы теории прогресса» (см.: Булгаков C. Н. Философия хозяйства. M., 1990. С. 279). 573 Накануне битвы с Максенцием в октябре 312 г. император Константин увидел во сне огненный и сияющий знак креста и ангелов перед собою, говорящих: «Константин, сим победишь». В битве 26 октября Максенций был разбит, после чего Константин издал так наз. Миланский эдикт 313 г., который легализировал христианство (см.: Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 252–253). 576 Ин.12:24 : «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

574 Таксиарх — второй после главнокомандующего чин в армии, командир полка тяжеловооруженной пехоты. 575 Однако в Четвертой книге Царств (4Цар 2.1—11) подробно описаны последние мгновения пребывания пророка Илии на земле. 576 В основу рассказанного в этой главе положены Третья (3Цар 22.40:52—54) и Четвертая (4Цар 1.1—17) книги Царств. 577 Это правивший в начале IX в. до н.э. царь Моава Меша. В августе 1864 г. была найдена стелла с надписью этого царя, которая имеет много точек соприкосновения с библейским текстом. 578 Очевидно, это личное предположение Иосифа Флавия, так как в Четвертой книге Царств (4Цар 3.20—23) нет этой вставки. 579 Здесь возможен иной перевод: не «на горах», а на «границе (своей) страны». (Перев.) 580 Жертвоприношение царских детей — часто зафиксированное в письменных источниках явление в западно-семитском мире древности. К примеру, в Третьей книге Царств (3Цар 16.33—34) сказано: «...Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем сыне своем Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина». Как известно из Книги Иисуса Навина (Нав 6.25), вождем израильтян после разрушения Иерихона было высказано проклятие: «Кто восстановит и построит город сей Иерихон, на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его». См. ниже, IX, 12, 1. 581 Очевидно, последующие события отражены в упомянутой выше надписи Меши. В начале ее рассказано, что в течение сорока лет Моав был подчинен израильскому царю Амврию и его сыну Иораму, потому что главный бог моавитян Кемош «гневался на землю». Далее Меша свидетельствует: «И Кемош сказал мне: иди, отними населенный пункт Нево у Израиля. И я пошел ночью, и сражался с восхождения утренней зари до полудня, и взял город и всех избил, 7000 человек... женщин и дев я посвятил Кемошу, Астарте, и взял оттуда сосуды, посвященные Иегове, и доставил их пред лицо Кемоша...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

II (49). Иисус же предостерег Своих учеников не от чародеев вообще, не от тех людей, которые обещают, что они могут совершать те или иные чудеса – ведь в таком предостережении ученикам, собственно, и не было никакой необходимости, – но от тех, которые стараются выдать себя за помазанников Божиих 576  и всевозможными ложными действиями стараются привлечь на свою сторону и учеников Иисуса. Такие именно предостережения мы находим в следующих Его словах: тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выходите; «вот, [Он] в потаённых комнатах», – не верьте; ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына человеческого ( Мф. 24:23–27 ). Также и в другом месте сказал: многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7:22–23 ). Цельс же, стараясь приравнять чудеса Иисуса к обычному у людей колдовству, ведёт такую речь: «О свет и истина! Сам Он своими словами ясно возвещает, как об этом сообщают и ваши писания, что появятся у вас ещё и иные, которые станут совершать такие же чудеса, и это будут дурные [люди] и обманщики. Говорит Он и о некоем Сатане, который превзойдет их в совершении подобного (чудес); причём Сам же Он не отрицает того, что все эти чудеса отнюдь не служат доказательством божественности, но составляют деяния обманщиков. Под давлением истины Он раскрыл и [обман] других и в то же время изобличил Самого Себя. И в самом деле, разве не является нарушением справедливости – на основании одних и тех же действий признавать одного Богом, а других обманщиками? Почему за одни и те же дела злодеями нужно считать других людей, а не этого Иисуса, следуя Его же собственному свидетельству?! Ведь Сам он сказал: все чудеса служат вовсе не признаком божественности, а изобличают собою скорее обманщиков и негодяев».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Библия не раз изображает потомков Авраама идолопоклонниками и политеистами. В книге Иисуса Навина, Фарра, отец Авраама, изображается как язычник и политеист, как и его предки, обитавшие в древности «за рекою», то есть, за Евфратом... Рахиль похищает у отца своего идолов... Иаков зарывает под дубом, близ Сихема, идолов, талисманы и амулеты, отобранные у членов своего дома» 576 . На это нужно сказать, что все эти факты отнюдь не доказывают, будто все евреи первоначально были политеисты. Кроме того, что идолопоклонство Фарры, отца Авраама, не служит еще доказательством, что идолопоклонниками были и потомки Авраама, самое место, приведенное из книги Иисуса Навина, показывает наоборот, что они были монотеисты, так как оно свидетельствует о противоположности между религией потомков Авраама и религией его предков ( Нав. 24:2, 3 ). В книге этой весьма ясно говорится даже, что Бог вывел Авраама в землю Ханаанскую именно с тою целью, чтобы удалить отца евреев из идолопоклоннической среды Халдеи и изъять из-под гибельного влияния его родства. Об этом же свидетельствовало и последующее предание, насколько оно сохранено аммонитянином Ахиором. «Выслушай, господин мой, слово из уст раба твоего», говорил он Олоферну; «я скажу тебе истину об этом народе (то есть, еврейском), живущем близ тебя в этой нагорной стране, и не выйдет лжи из уст раба твоего. Этот народ происходит от халдеев. Прежде они поселились в Месопотамии, потому что не хотели служить богам отцов своих, которые были в земле Халдейской, и уклонились от пути предков своих, и начали поклоняться Богу неба, Богу, которого они познали; и халдеи выгнали их от лица богов своих – и они бежали в Месопотамию, и долго там обитали» ( Иудиф. 5:5–8 ). – «Это рассуждение аммонитянина», говорит один немецкий критик, «содержит исторические данные, восходящие до глубочайшей древности и заслуживающие особенного внимания» 577 . Эти и другие подобные факты, которых можно бы привести много, вполне доказывают, что среди израильтян было не мало идолопоклонников, но отнюдь не доказывают того, чтобы все они первоначально были идолопоклонниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Большое влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение христианами священных книг и святоотеческих творений. Взгляните на таких людей – у них и разговоры добрые и жизнь святая, они и рассуждают в духе учения Христа Спасителя и живут по Его заповедям. Читая жития святых, они от примера одного святого усваивают одну добродетель, от другого – другую и так постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно совершенствуются, улучшаются и в конце концов становятся неузнаваемыми. Нужно ли говорить ещё о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет святое Причащение? Позволим себе сейчас только напомнить слова Самого Спасителя: Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровъ пребывает во Мне, и Я в Нем. Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54,56 ). Принимающий святые Таины светлеет душой, исполняется небесной радости – преображается. Вот путь восхождения к нашему преображению, к нашей духовной красоте. Посмотрим же, дорогие отцы, братья и сестры, и мы на себя и подумаем: стали ли мы на путь духовного преображения. Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты, пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей неблаголепным, да поспешат, как призывает Святая Церковь , изменить себя «изменением добрым» (Минея, август, 8 день «На Господи воззвах», стих. 1), «изменением лучшим» (Минея, август, 5 день «На Господи воззвах», стих. 3), просветиться светом преобразившегося Господа! Сам же Господь наш Иисус Христос да пошлет нам Свою всесильную благодать, да озарит нас Своим светом и направит стопы наши к деланию Его заповедей! Аминь. 2 . Жизнь со Христом Наставник! Хорошо нам здесь быть. ( Лк.9:33 ) Незадолго до Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос захотел показать ученикам Своим Божественную славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошёл с ними на гору Фавор, где стал молиться. Во время молитвы лицо Его засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как снег. К Нему явились с неба два мужа – пророки Моисей и Илия. Ученикам не было необходимости спрашивать, кто эти люди – сердце подсказало, что с их Божественным Учителем беседуют первейшие из небожителей. Исполненные величайшей радости и неизмеримого счастья от зрения преобразившегося Господа, они не знали, что делать, и лишь желали, чтобы эти великие минуты продлились. Это желание и выразил апостол Петр, воскликнув: Наставник! Хорошо нам здесь быть ( Лк.9:33 ). То есть, как поясняет эти слова святитель Иоанн Златоуст , зачем покидать такое благодатное место и идти в Иерусалим на страдания! «Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда», а вместе с Ним остались бы и они – Его ученики ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 2, СПб., 1901. С. 576).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Да будет обрезан у вас... рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое ( Быт. 17:12–13 ). Через рождение, потомки Авраама соделывались наследниками Божиих обетований. Через обрезание, обетование Божие выходило за рамки потомства праотца и начинало распространяться на представителей других народов. В общем-то, любой мог теперь приобщиться к народу Божию. Любой имел возможность, но, живший с израильтянами, был обязан. Мог и должен ли был еврейский господин обрезать раба своего, если тот возражал? Маймонид полагает, что раб должен был принять обрезание, или, в случае его несогласия, быть продан иному господину 576 . Почему слуги-иноплеменники и рабы должны были быть обрезаны? Во-первых, как говорит св. Филарет Московский , «потому что необрезанные в доме обрезанных сделались бы предметом или отвращения, или соблазна для сынов завета». Израильтяне, вместе с живущими среди них, должны были быть единым, цельным народом Божиим. Во-вторых, через обрезание иноплеменников полагалось начало вселенскому исполнению обетований Божиих. Блаж. Августин: «А что Бог повелевает обрезывать всех, не сынов только, а и рабов домочадцев и купленных, то этим показывается, что благодать относится ко всем» 577 . Св. Филарет Московский : «В завете Бога с Авраамом заключается спасение всех народов, родов и состояний». От воли человека не зависит родиться потомком Авраама и наследником обетований Бога Авраама, но по своей воле человек может принять обрезание и вчлениться в народ Божий. Однако, Бог не заповедовал Аврааму распространять веру и обрезание на другие народы, и иудеи поныне не миссионерствуют. Прозелит берет на себя ответственность пред Богом и наследует Его обетования, но его потомок – не еврей и, если не обрежется, то не имеют никакого отношения к народу израильскому. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

е. Евреев), надеясь, что жёны, или жалея серёг своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца» 570 . Но Аарон не достиг желаемого. Телец былт слит. «Когда же Моисей приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» 571 , ибо видел, что они (т.е. Евреи) не были достойны их (скрижалей)» 572 . В самом деле, «к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца» 573 , «Поскольку скрижали представляли собою образ брачного обязательства; невеста же, не входя ещё в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство» 574 . Нарушивший свой завет с Богом, Израиль был тяжко наказан Моисеем. В тот день пало от меча до трёх тысяч Евреев 575 . «Моисей явился на горе молитвенником, а под горою карателем; пред Правосудием – умилоствителем, а в стане (среди виновных) – ревнителем, потому что исполнял Божие определение» 576 . – «И возвратился Моисей к Господу и сказал: o Господи, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей!» 577 . «Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть Сына Божия, восприятую за все народы » 578 , «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из Книги Моей» 579 . «Моисей бывшею у него устами ко устам беседою с Богом, как свидетельствует Писание, приведён был ещё в большее вожделение таковых лобзаний и после стольких богоявлений, как будто не видевший ещё Бога, просит увидеть Желаемого ( Ucx. XXXIII, 18 )» 580 . «Мне кажется, говорит Св. Григорий Нисский , что чувствовать этого свойственно душе, которая исполнена каким-то пламенеющим любовью расположением к прекрасному по естеству, и которую от видимой ею красоты надежда влечёт всегда к красоте высшей, непрестанно приобретаемым всегда возжигая в ней вожделение сокровенного. Почему сильный любитель красоты, непрестанно видимое им принимая за изображение вожделеваемого, желает насытиться видением отличительных черт первообраза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

е. с сохранением в христианстве Моисеева закона, то во всяком случае это было бы проповедью παρ τν νμον σβεσθαι τν Θεν, – Другой пример можно находить в XXI-й главе книги Деяний. Когда св. Ап. Павел, при окончании своего третьего путешествия, прибыл в Иерусалим, то св. Иаков вместе с тамошними пресвитерами, выслушав его подробный рассказ о том, что при помощи Божией совершено им в посещенных языческих странах, сказал ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они – ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей Своих и не поступали по обычаям. Итак, что же? Верно, соберется народ, ибо услышат, что ты пришел 575 . Здесь уже прямо утверждается, что Ап. Павел проповедовал свободу от Моисеева закона и иудеям, и что к этому крайне враждебно относились иудео-христиане. Св. Павел не отрицал достоверности распространявшихся о нем слухов и согласился на предложенный Ап. Иаковом способ усмирить ярость иудеев. Но их вражда была сильна настолько, что схваченный в храме, Апостол едва не был лишен жизни и должен был претерпеть узы 576 . – Правда, описанный факт совершился после —59— третьего путешествия; но тут дороги не столько поступки Св. Павла, сколько те принципы, которыми он руководился при их совершении. Если он проповедовал иудеям свободу от закона во время своего третьего путешествия, то, несомненно, тех же воззрений и той же практики он мог держаться и до третьего путешествия; кроме того, известно, что во время третьего своего путешествия он не столько основывал новые христианские церкви, сколько утверждал уже ранее, преимущественно – во второе путешествие основанные, следовательно, для него учить во время третьего путешествия иудеев рассеяния отступлению от Моисея значит – повторять свои наставления, преподанные им еще во второе путешествие. Всего вероятнее, таким образом, эти слухи о проповедании Ап. Павла иудеям об отступлении от Моисеева закона, о том, что он враг своего народа и Моисея, имели большую распространенность еще к концу его второго путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы учители Израилевы изучали Моисея, на которого они по словам их уповали, с чувством веры, то могли ли они не узнать в Господе «чаяния языков?» 573 . Не Он ли был по указанию Моисеевых книг «семя жены» 574 и радостный день, ожидаемый Авраамом 575 , и Примиритель, имевший восстать от семени Иуды, которому народы были обязаны покорностию 576 . И наконец не на Него ли прямо указывал Моисей 577 , предрекая народу о пророке, которого воздвигнет Бог и который будет говорить слова Божии? «О мне бо той писа», глаголет Господь ко Иудеям. Начиная с древнейших обетований, Моисей и пророки глаголали о спасении человечества вообще; частное положение народа в данную минуту исторической жизни его составляло лишь второстепенный предмет увещаний и пророчеств: главная цель священных книг Ветхого Завета было религиозное развитие Израиля и подготовление его к принятию Того, Который, когда пришел к своим, не был принят ими 578 . Но народ жестоковыйный был веден по ложному пути своими начальниками, которые не поняли, да и не хотели понять нравственной стороны и цели закона. Последние слова Господа в этом поучении как громом поражают их и оставляют их безответными: «если не верите писаниям Моисеевым, то как же вы поверите Моим словам? Они не могли не сознать, что Господь прочитал в сердцах их полное безверие, утрату способности верить, и они не отвечали ничего; но с этой минуты у них все более и более зреет мысль убить Господа. Мысль эта уже является у них немедленно после исцеления больного в субботу ( Ин. 5:16 ); затем они вступают с Господом в спор, и слова Господа им записаны в сей пятой главе; но мысль убийства так созрела, что в гл. 7сказано, что Господь ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его, а «не у бе пришел час Его» 579 . Но как глаголал Господь 580 : «се изгоню бесы и исцеления творю днесь и утре и в третий скончаюся». «Обаче подобает ми днесь и утре и в ближний ити: яко невозможно есть пророку погибнути, кроме Иерусалима». «Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош гнездо свое под криле, и не восхостесте». «Се оставляется вам дом ваш пуст; глаголю же вам, яко не имате мене видети, Дóндеже приидет егда речете: благословен грядый во имя Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010