Предполагается, что автором (компилятором) путешествия Мандевиля был французский врач Жан де Бургонь по прозвищу Бородач (Jean de Bourgogne, dit a la Barbe) или даже целый авторский коллектив. Впрочем, вопрос о возможном авторстве этой книги ряд исследователей по-прежнему считает открытым. Историю путешествия сэра Джона Мандевиля во многом напоминает судьба путешествия Трифона Коробейникова, хотя и относится к более позднему времени. Это путешествие было исключительно популярно у русского читателя. По разным подсчетам число списков коробейниковского хождения колеблется от 200 до 400 и даже более 500.[cxx] Впервые «Трифона Коробейникова, московского купца, с товарищи, путешествие во Иерусалим, в Египет и к Синайской горе в 1583 г.» было издано В. Г. Рубаном в 1783 г. Затем повторено в 1786, 1803, 1810 и т. д. (всего таких переизданий было около 40). И. Е. Забелин в 1884 г. установил, что в основе сочинения Коробейникова лежит текст малоизвестного «Хождения» Василия Познякова (сер. XVI в.), и на этом основании реальность путешествия «московского купца» на Ближний Восток была подвергнута сомнению. Утверждение И. Е. Забелина было поддержано Х. М. Лопаревым, затем В. П. Адриановой-Перетц, И. Ю. Крачковским и другими авторитетными учеными. О. А. Белоброва даже предположила, что «литературная обработка» позняковского текста была сделана не Коробейниковым, а в XVII в. Однако в 1988 г. Н. И. Прокофьев находит документальное подтверждение факту путешествия в Палестину, Египет и Синай Трифона Коробейникова в 1583-1584 гг. Современные исследователи, проведя анализ всего круга памятников, связанных с хождением Трифона Коробейникова, обосновали его авторство и с сравнительно-текстологической точки зрения. Примерно такая же история произошла в середине XIX в. и с «Письмами об Испании» В. П. Боткина, также долгое время считавшимися ncebдonymeшecmbueм[cxxi]. Таким образом, выявление в «путешествиях» разных эпох следов чтения других произведений этого жанра нередко дает основания для того, чтобы усомниться в реальности самих путешествий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Быm XII, 2, 3. 2 ) что число лет не относится здесь к пребыванию в Египте, но к странствованию вообще. Посему можно смысл сего места распространить на самого Иакова, и даже Исаака и Авраама, который пришел на землю обетования как на чужую. Ebp. XI, 9 . 86 Пять лет, которые здесь превышают число 400, ничего не значат против сего круглого числа, назначенного Быт. в XV, 13. В подтверждение сего счисления можно приметить в сем месте различие состояния переселенчества или странствования, от состояния порабощения и угнетения. Последнее было в Египте, а первое в земле Ханаанской. Четвертый род (угнетение), в Быт. XV, с. 13. некоторые считают от вступления в Египет, а другие разумеют через сие исполнение оных же 400 лет. 90 Сюда принадлежат также частые откровения: Иов. XXX40;III, 1; XLII, 7 и упоминаемый в гл. XXXI, самый древний род идолопоклонства. 96 Славнейшие из таковых мест были Вефиль и Кладезь клятвенный. Некоторые думают, что в сии времена были уже и храмы. Лукиан говорит о храме Девкалиона (I. De Dea Syr.), которого почитают обыкновенно за Ноя. Юлий Фирмин (De егг. proph. rel.) упоминает о храмах созданных Египтянами в честь Иосифа. Но сии писатели могли обмануться, положась на баснословные предания, или судя о древних по обычаям своего времени. Упоминаемые Моисеем капища, деревянные рукотворения, Лeb. XXVI, 30 , стражбы, Числ ХХХ, 52 , артелей Ханаанских, не означают храмов, как то думает Спенцер (de leg. Навгаеог. 1, 3), но возвышенные алтари, статуи, поставленные на отрытом месте, изваяния. 97 Священство первородных доказывают: 1) одеждою Исава, Бытия XXVII, 1, употребленною при благословении Иакова, которую почитают священническою, 2) названием сквернителя, β ηλος, данным Исаву за пренебрежение первородства; Евр. XII, 16. 3) освящением первенцев по исходе из Египта, Исх. XIII, 2, коих место заняли после Левиты; 4) жертвоприношением жрецов, Исх. XIX, 22, и юношей израильских Ucx. XXIV, 5 , прежде посвящения Аарона. Но 1) мнение об одежде Исава не имеет никакого основания в повествовании Моисея; 2) Исав мог быть назван β ηλος, хотя в проданном им первенстве и не заключалось священства; 3) первенцы освящены Богом, по мнению некоторых, не как жрецы, а как жертва: и заступившие место их Левиты были не священники, но их служители; наконец 4) жрецы-юноши могли быть отличнейшие только в народе мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Хотя израильтяне и были кое-как вооружены, но появившиеся на горизонте кони египтян вызвали среди них настоящую панику. Что могли сделать толпы пеших рабов против дисциплинированной, испытанной в боях конницы фараона? Раздались крики ужаса… «Разве мало было гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню?» — бросали беглецы упреки Моисею. Но вождь верил в то, что Небо спасет его народ даже и в этот отчаянный момент. «Не бойтесь, увидите спасение Ягве», — воскликнул он и, не медля более ни минуты, повел израильтян через топи… ПРИМЕЧАНИЯ Глава 17 371. 1 Пар 7, 21, 24. Ср.: Ис Нав 16, 5. Ср. Амарнскую переписку: Б. Тураев. История древнего Востока, т. I, с. 297. 372. Библия определяет время пребывания евреев в Египте в 430 лет (Исх. 12, 40), а так как исход совершился при сыне фараона, строителя городов Питона и Рамсеса (см. Исх 2, 23), след. при фараоне Мернептахе, то, как мы уже говорили, переселение в Египет произошло при гиксах, правивших более чем за 400 лет до того, как о том свидетельствует «Стела 400-го года» (см.: ВДИ, 1958, с. 98; J. Bright. A History of Israel, p. 111). 373. Согласно Библии, в египетский период некоторые израильтяне стали забывать монотеизм отцов. «Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою в Египте», — говорит Иошуа народу (Ис. Нав. 24, 14). См. также: Иез. 20, 8; 23, 3. О культе Сутеха в одном папирусе говорится следующее: «Царь Апони избрал своим богом Сутеха и не кланялся никакому богу египетскому» (Пап. Салье I, пер. Б. Тураева. — Б. Тураев, История древнего Востока, т. I, с. 258). 374. См.: Лев 17, 7, где «козлы» (сереим) в синодальном переводе переданы как «идолы». О козле, которого изгоняли в пустыню в жертву демону Азазелу, см.: Лев 16, 8; синодальный перевод вместо «Азазел» ставит «отпущение», однако уже Отцы Церкви считали, что это имя демона (ср.: Ориген. Против Цельса, VI, 43). Такого же мнения придерживаются современные историки. 375. Вместо слова «шатер» уже употребляется слово «дом» (Исх 12, 7). 376. См.: В. Струве. Происхождение алфавита, Пг., 1923, с. 57; В. Истрин. Развитие письма. М., 1961, с. 212 (о синайском письме).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

. Император Флавий Клавдий Юлиан попытался реставрировать в империи традиционную («эллинскую», «языческую») религию и ограничить влияние христианства, за что получил у христианских историков прозвище «Отступник». . Император Цезарь Юлий Констанций (II) (337-361). . Имеется в виду изгнание и рассеяние евреев после поражения в двух войнах против римлян гг.) . Точнее, статую Зевса Олимпийского (2 Мак 6:2?), которая, правда, могла иметь черты Антиоха IV. . Точнее, храм богини Нанайи в Сузах (Элимаисе – 1 Мак 6:1.; Персеполисе – 2 Мак 9:2). См.: Полибий. Всеобщая история, XXX 11; Иосиф Флавии. Древности, XII 9.1. . В Танахе слово маоз (мавоз) обычно употребляется в значении «скала», «твердыня», «защита», «крепость» (Суд 6:26; Пс 26/27:1; 30/31:3,5; 36/37:39; 42/43:2 и др.). В данном случае это слово стоит во множественном числе; поэтому перевод Акилы кажется наиболее удачным. . Поход Антиоха IV в Египет в 165/164 гг. до н. э. . Средиземное море. . То есть фессалоникийцы. . Исх 7:10-12. . Мф 24:24. . Рим 5:5. . В Ин 8:44 лжецом и отцом лжи называется дьявол. . Имеются в виду римские императоры Нерон (54 68), Домициан (81-96), Траян (98-117), Антонин Пий (139-161), Септимий Север (193-211), Максимны Фракиец (235-238), Деций (248-251), Валериан Аврелиан (270-275), Диоклетиан и Максимилиан (284-305). . Исх 7-14. . Так, в 3 Езд 7:29-35 от казни Христа до окончательного суда исчисляется 400 лет. Некоторые еврейские апокалиптики делили мировую историю на 12 эпох по 400 лет каждая; считалось, что девять с половиной таких эпох прошли до разрушения Храма вавилонянами (586 до н. э.), и, таким образом, до конца света должно пройти ещё 3,5 эпохи, или 1400 лет (3 Бар 27, 53; АпокАвр, 29). . В оригинале: «отступление», в Вульгате: «разделение». . Иов 1:16. . В Вульгате: «внутри существа» (territus sum). . Дан 12:11,12. . Отк 13:5. . Несмотря на плачевное состояние империи во времена Августина, все же не предвиделось, что в ней могут возникнуть разом десять императоров или же она может разделиться на десять частей царств. Отсюда стремление Августина показать условность числа «десять» в пророчестве Даниила о царях.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Но необоснованно будет предполагать, что все вышеупомянутое решительно противоречит Книге Исход (6:3). Быть может, таким образом, Господь говорит Моисею, что патриархи никогда не понимали полного значения личного имени Господа. Конечно, они знали его, понимали его. По мнению Глисона Ачера, «Исход (6:3) учит, что Бог, Который в прежних поколениях открывался как Эль Шаддай (Бог Всемогущий) в великих делах и милосердии, хотел открыться поколению Моисея как соблюдающий завет Иегова посредством чудесного избавления всего израильского народа» 68 . Но разве Моисей, его современники и его последователи понимали значение этого имени? Или это открытие должно было прийти только тогда, когда Иисус смог сказать: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» ( Ин.17:6 )? Вторая проблема окружает генеалогию, которая записана в Бытии (6:14–27). Мы, в частности, заинтересованы линией потомков, к которой принадлежали Моисей и Аарон. См. рис. 4. Итак, Моисей и Аарон являются праправнуками Иакова. Выражаясь иначе, между приходом в Египет и исходом из Египта было четыре поколения. Длительность этого периода времени в Книге Исход (12:40:41) указана как 430 лет, в Бытии (15:13) как 400 лет, а в Бытии (15:16) сказано о «четырех родах». Достаточно ли четырех поколений, чтобы охватить четыре столетия? Рис. 4 69 Иаков (6:14) I Левий (6:16) I Кааф (6:16) I Амрам (6:18) I Моисей, Аарон (6:20) Более того, Книга Исход ясно говорит (1:6), что смерть Иосифа предшествовала рождению Моисея. В Бытии (50:23) говорится, что Иосиф жил достаточно долго, чтобы увидеть своих собственных правнуков (Иосиф, Ефрем, Махир и неназванные дети). Эти дети четвертого поколения должны были быть в такой степени далеки Иакову, как были Моисей и Аарон, и, вероятно, даже моложе Моисея и Аарона. Можно дать два ответа. Согласно одному мы должны предположить, что генеалогия Моисея и Аарона в Книге Исход (6:14–20) является выборочной, неполной или прерывающейся. Это довольно распространенное явление, как в Библии, так и в другой литературе Средиземноморья 70 . Кроме того, другие части Писания устанавливают как минимум десять поколений между Иосифом и Иисусом Навином. Например, в Первой Книге Паралипоменон (7:20–29) перечисляются (Иосиф), Ефрем, Рефай, Решеф, Фелах, Фахан, Лаедан, Аммиуд, Елишам, Нон и Иисус. Этот последний факт подтверждает избирательность в Книге Исход (6:14–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Здесь даются и цифры, конечно, преувеличенные: 120 тыс. пленных, 142 000 голов мелкого скота и 400 тыс. быков. Таким образом, царь является с юга, в короне Верхнего Египта, и только после окончательной победы надевает северную корону; пожертвовал он победный памятник в Иераконполь, древний центр южного царства. Палермский камень, в дополнение к этому, говорит нам под каждым вторым годом при двух первых династиях о «служении Гору», определяя это выражение иероглифом барки. Очевидно, цари, жившие в это время в Тинисе, еще видели в себе прямых наследников древних служителей Гора в Иераконполе и каждые два года справляли по Нилу процессию на поклонение в древний центр государства и культа. Прекращение регулярных празднеств и процессий при третьей династии можно поставить в связь с перенесением резиденции на север, в будущий Мемфис. Чрез много поколений царь второй династии Нетереи (Нетериму?) срыл в Дельте укрепленные города: Шемра и «Дом Севера»; затем мы встречаем, также во второй династии, царя Ваша или Ха-сехем, который посвятил в иераконпольский храм свои большие сидящие статуи и сосуды с надписями и изображениями, повествующими о пленении 47 тысяч северных «бунтовщиков»; на сосудах, кроме того, богиня Иераконполя – Элькаба, Нехебт, в виде коршуна, связывает символически Верхний и Нижний Египет, тут же надпись: «год поражения северных». Это пока последний по времени памятник войн двух половин двуединой монархии. До самых последних времен египетской культуры цари носили две короны и два титула; двойственность отчасти замечалась и в администрации. Память о древних столицах Нехене и Буто держалась еще долго: двое вельмож, наиболее приближенных к царю, носили титул: «При Нехене» и «При Буто». Первоначально они имели судебные функции. Богиня Нехебта в виде коршуна всегда парит над царем, сидящим на троне, и, вместе с змеей богиней Буто, входит в царскую титулатуру. Уже во время двух первых династий египтянам пришлось столкнуться и с окрестными народами. В глубокой древности они присоединили навсегда к своей стране лежащую между Сильсилисом и Элефантиной область, которая собственно причислялась к Нубии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1:1–12 Нашествие саранчи 1:2. Обращение к старцам. Обращение к старцам, приведенное здесь, позволило многим исследователям высказать предположение об отсутствии царя в то время. На основании этого некоторые исследователи датируют данную книгу серединой IX в. до н. э., когда Иудея управлялась нечестивой царицей Гофолией (см. коммент. ко 2Пар. 22,23 ), а праведные в стране отказывались признавать законность ее правления. Такое толкование сталкивается с трудностью: дело в том, что книга Иоиля представляет собой классическое пророчество, а этот этап пророческого движения наступил только в VIII в. до н. э. (см. коммент. к 4Цар. 14:27 ). Если же обращение к старейшинам народа действительно указывает на отсутствие царя, то книгу можно датировать послепленным периодом (возвращением иудеев из вавилонского плена). Это далее подтверждается в 3:3, где о рассеянии говорится в прошедшем времени. Вместе с тем, время написания книги представляет собой сложную проблему. 1:4. Нашествие саранчи. Нашествие саранчи на древнем Ближнем Востоке было явлением широко известным из-за тех опустошений, которые она приносила. Источником распространения саранчи является Судан. Миграция насекомых начинается в феврале-марте, когда они попутными ветрами переносятся в Египет или Палестину. Одна особь саранчи в день поглощает количество пищи, равное собственному весу. Стаи (рои) саранчи могут покрывать площадь до 400 квадратных миль, при этом плотность насекомых на одну квадратную милю может составлять более 100 млн особей. Если саранча откладывает яйца до того, как они могут быть снесены ветрами в море, тогда в их развитии проявляется цикличность. Одна особь, которая откладывает свои яйца в июне, может за четыре месяца дать начало 18 млн потомков. 1:4. Описание саранчи. Поскольку саранча была хорошо знакома сельскому населению древнего Ближнего Востока с его аграрной экономикой, она описывается подробным языком. Четыре термина, которые использованы в этом стихе (а всего их в Ветхом Завете девять) для описания саранчи, лишь бледное отражение богатства аккадской терминологии (восемнадцать терминов). Исследователи выделяют четыре слова, которые описывают разные стадии развития саранчи: 1) личиночная (черная, бескрылая, скачущая форма); 2) черная и желтая форма с крыльями и челюстями; 3) желтая и полностью развитая форма; 4) половозрелая особь. Иногда этими терминами описываются разные виды саранчи (gregaria и solitaria).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

После этого кесаря Ираклия он короновал царём. Двенадцатого индиктиона скончался Сергий, патриарх Константинопольский. Так как Ираклий был расположен к Пирру, называл его своим братом, как восприемник при божественном крещении сестры его, и так как знал, что он был близок к Сергию и жил с ним, то провозгласил его патриархом Византийским. Незадолго перед тем был призван в Византию патриарх Александрийский Кир. Царь взводил на него тяжёлое обвинение в том, что он продал Египет Сарацинам. Это обвинение было предъявлено при большом стечении народа. Патриарх защищался, говоря, что он никогда не был повинен в этом, что если бы его совет имел успех и если бы —400— Сарацинам были отданы пошлины с торговли, они успокоились бы, и доходы царя не были бы потеряны. В этом он обвинял других и утверждал, что его самого обвиняют напрасно. А Ираклий называл Кира язычником, ибо он советовал обещать дочь царя язычнику, богоборцу и врагу христиан, начальнику Сарацин Омару. С гневом на него и с угрозами убить его он передал его начальнику города для пытки. После этого Ираклий сделал консулом сына своего Ираклия, сыновей Давида и Марина объявил кесарями, а дочерей Августину и Мартину августами. По прошествии некоторого времени Ираклий стал страдать водяной болезнью. Видя её неизлечимость (дело доходило до того, что когда он хотел спускать урину, то клал на низ живота дощечку, ибо детородный уд заворачивался и посылал мочу ему в лицо, – это было обличением преступления его и наказанием за то, что он женился на своей племяннице), он составил завещание, по которому его сыновья Константин и Ираклий должны были одинаково получить царское достоинство и чтить Мартину его жену, как мать и царицу. После этого он умер шестидесяти шести лет от роду, процарствовав тридцать лет четыре месяца и шесть дней. Погребён в храме всехвальных Апостолов. Гробница, приготовленная для его тела, оставалась открытой в течении трёх дней, как сам он приказал ещё при жизни, в присутствии прислуживавших ему евнухов. После этого Августа Мартина пригласила патриарха Пирра, царских, сановников, собрала Византийский народ и показала им завещание Ираклия, содержавшее распоряжение относительно её детей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1424 В русской литературе об этом празднике можно читать у проф. M. С. Гуляева, „Ветхозаветный праздник Пасхи“, Воскр. Чт., XXV 11 и особенно в труде А. Оссиева, „Древнееврейский обряд праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение“, Казань, 1909. 1425 По позднейшему ритуалу отец семейства должен был, изъясияя это значение праздника, совершить возлияние четырех чаш вина, в память четырех обещаний, сделанных Богом, Исх.6:6–7 . Хлебы без закваски напоминали скорость, с которою Израиль покинул Египет ( Исх.22:17,39 ; Втор.16:31 ), горькие травы – жестокие страдания во время рабства. Рядом с этим значением Пасхи, как воспоминания об исходе из Египта, она имела другое более важное значение: она была воспоминанием избрания Израиля, как народа Божия, а хлебы опресночные, символ чистоты нравственной, напоминали Израилю, что он „народ святой“, который должен предохранять себя от нравственной порчи. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны (1Kop.5:7). Агнец пасхальный есть прообраз Иисуса Христа, Его крестной жертвы. Господь есть истинный Агнец: Се агнец Божий ( Ин.1:29 ); ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 , 1Пет.1:19 ; Откр.21:22–23:27 ). По причине этой прообразовательной черты агнец пасхальный должен был быть без порока и его кости не должны быть сокрушаемы ( Ин.19:39 ). Агнец пасхальный был истинною жертвою, вместе очистительною и мирною; также и Иисус Христос принес Себя на кресте в жертву за наши грехи, и учредил накануне Своей смерти истинную жертву мира и благодарения – св. Евхаристию. См. рис. 101 Пр. пер. 1427 „Festum septimanarum est dies ille, quo lex data fuit“, говорит Маймонид, More Neboukim, III, 43, перевод J. Buxstorf’a, 1629, p. 471. Бл. Августина, Contra Faust., XXXII, 12; t. XLII, col. 503; бл. Иеронима, Ep. LXXVIII, ad Fab. 12, t. XXII, col. 707; св. Льва Великого , Serm. LXXV de Pent., I, t. LIV, col. 400. [Русская литература: проф. M. C. Гуляева, „Праздники Пятидесятницы и Кущей“, Воскр. Чт., XXV, 13, прот. Η. П. Добронравова, „Ветхозаветный праздник Пятидесятницы“, Москва, 1894. Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

239 После покорения Афин Александр продолжил поход, « отрядив с собою 400 тысяч войска». 240 Когда он приблизился к Риму, римляне « с честию и со славою великою сретоша» его, причем в числе встречающих были « 4 тысящи» « венчанных витязь на парежах», « 2 тысящи девиц» в золотых одеяниях « и прочих людей 1000 и 40». 241 В Трое Александру подарили « одеяние Поликсении госпожи», которое обладало свойством преображать хозяйку в 4 разных вида – соответственно тому, на какой имеющийся на нем камень она посмотрит. 242 Покорив Египет, Александр пришел к статуе Нектанава и вместо нее « повеле сотворити 4 столпы великии» и на каждом из них приказал поставить также статуи – собственный образ, Птолемеев, Антиохов и Филонов. 243 При покорении Вавилона « македоняне» в результате трехдневной погони за персами « четыреста тысячь их убиша, двесте тысяч живых ухватиша и ко Александру приведоша». 244 « Палата», в которой Дарий встречал Александра, пришедшего к нему под видом простого посла, « от злата искусна сотворена бяше, столпи же златии и с камением многоценным украшени бяху, четыре камени у четырех углех полагати бяше». 245 Индийский царь Пор, получив от Дария послание об Александре, отправил Дарию на помощь войско числом « 4 тысячи тысяч». По сообщению индийских разведчиков, весьма устрашившему «индиян», количество александровых воинов « до 4000 тысячей бяху». 246 Когда Александр после победы над Дарием устроил своим войскам смотр « на Перском поли», то « обрете конных оружейных 4000 тысячей». 247 На пути к « Макаринским» островам он встретил огромного человека, прикованного к горе, плач которого, миновав его, слышал « 4 дни». 248 Царь блаженных людей Иовант советует Александру, пожелавшему увидеть Рай , вернуться назад и « последовать» « четырем рекам, иже от Рая идут», ибо « иного паче сих» увидеть ему не удастся. 249 После того как Александр построил мост через глубокий ров в некоем поле, он « оттуду четыре днии прешед, темную землю наиде». Сделав краткую остановку, он удаляется от того места в течение 4-х дней, пока не встречает двух человекообразных птиц, которые направили его в Индию на царя Пора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010