Разделы портала «Азбука веры» П.Ю. Малков Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы ( Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55 ; Мк. 3:31–35 ; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21 ; Ин. 2:1–12; 19. 25–27 ; Деян. 1:14 .). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

В церковном отношении весь Синайский п-ов зависел от Фаранской кафедры, к-рая находилась в подчинении Иерусалимскому патриарху, т. к. Синай входил в состав провинции Палестина Третья с центром в г. Петра. Оазис Фаран являлся, т. о., адм., религ. и экономическим центром п-ова, будучи также важным пунктом остановки караванных путей ( Dahari. 2000. P. 19). В нач. V в. одним из епископов Фаранских был мон. Нетра, ученик аввы Силуана, скитского монаха, покинувшего Египет ок. 400 г., жившего нек-рое время на Синае и перебравшегося впосл. в район Газы. В «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского рассказывается о подвижнике из Осроены, Юлиане Сабе, к-рый ок. 360 г. совершил вместе с учениками паломничество к горе Синай и построил здесь небольшую церковь ( Theodoret. Hist. rel. II 13), к-рую в кон. IV в. посещали паломница Эгерия ( Eger. Itiner. 3. 1; 5. 10) и ок. 570 г. анонимный паломник, известный как Антонин из Пьяченцы ( Anon. Placent. Itinerarium. 37). В кон. VI - нач. VII в. на месте старой церкви была построена новая, более обширная ( Dahari. 2000. P. 19). Др. сир. подвижник, Симеон Старший (не путать с Симеоном Столпником Старшим), за неск. лет до кончины, между 375 и 380 гг., прожил одну неделю на Синае ( Theodoret. Hist. rel. VI 8). Судя по сообщению Эгерии, первые монахи на горе Синай были анахоретами, жившими в кельях, либо удаленных друг от друга, либо расположенных компактно. Эти монахи одновременно были хранителями св. мест Синайского п-ова, принимали прибывавших с караванами паломников, возделывали сады, орошаемые дождевой водой из цистерн ( Eger. Itiner. 3. 6). «Сказание о мученичестве монахов Синая и Раифы» написано мон. Аммонием, к-рый сначала подвизался в окрестностях Александрии, затем переселился в Палестину, после чего - на Синай. Аммоний описывает непростую жизнь синайских и раифских иноков, в IV-V вв. подвергавшихся частым нападениям местных языческих племен (влеммиев). Во время одного из таких набегов 38 синайских иноков были убиты, остальные вместе с игум.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Во время персидского периода нёс служение Мала- хия, последний пророк Ветхого Завета (прибл. 400 г. до Р.Х.). Пророчества Малахии не заканчивают историю Божьего спасения, а оставляют читателя в предвкушении чего-то большего ( Мал. 3:1–2; 4:5–6 ). Но прежде чем история получила продолжение, в Израиле правили ещё три царства – Греция, Хасмонеи и Рим. Конец Персидской империи Персидская империя просуществовала чуть более 200 лет, до 333 года до Р.Х. Причиной её заката стала первая западная империя, правившая на Ближнем Востоке, – империя Александра Македонского. Возвращение и востановление 530–400 до Рождества Христова Возвращение из Вавилона Изгнание закончилось, когда Вавилон завоевали персы, и персидский царь Кир объявил, что евреи могут вернуться на родину ( Езд. 1:1–4 ). Вавилонский плен был следствием непослушания Израиля Богу и имел цель переломить это непослушание. Израиль должен был очиститься от идолопоклонства и вернуться к взаимоотношениям только с Яхве. Иеремия предсказал, что изгнание продлится 70 лет ( Иер. 25:11–12; 29:10 ; 2Пар. 36:21 ). 70 лет можно высчитать в событиях и политического плана, и религиозного: в политическом плане – от первых высылок (прибл. 605 г. до Р.Х., включая Даниила) до возвращения пленников после указа Кира в 538 году ( Дан. 9:2 ); в религиозном – от разрушения храма в 586 году до его восстановления в 516 году. Прослеживается три основных периода возвращения евреев в Обетованную Землю (карта 8–1). Ив каждом из них персидские цари оказывали им помощь, поскольку рассматривали вассалов-евреев как поборников персидских интересов. География Игуда Восстановленную область евреев по-арамейски назвали Игудом (евр. Иуда). Она была частью большей персидской области, называемой «За рекой», – территории Леванта на запад от реки Евфрат до границы с Египтом ( Езд. 4:11 ; Неем. 2:7 ; карта 8–1). Границы Игуда легко определить по списку имён и заселённых городов во 2 главе Ездры и 3, 7 и 11 главах Неемии. Дополнительную информацию дают монеты и глиняные печати с надписью «Игуд», найденные при раскопках. Игуд с Иерусалимом как центром состоял из Нагорной местности, пустыни и Шефелы Иудеи. На огромных просторах Персидской империи это была относительно небольшая местность (ок. 50 км2). Но значимость Игуда в Персидской империи намного превосходила его размеры. Во-первых, Игуд был дверью в Египет, которую Персия хотела держать открытой, а, во-вторых, он имел длинную и иногда выдающуюся историю царей, правивших в его столице – Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о житии Богоматери явились раннехрист. апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе - «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.- кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе - «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400, Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сир., копт., арм., груз. языки; существуют также его лат. (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиоп., араб. и слав. («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправосл. идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к внесению памятей главных событий Ее жития в богослужебный годичный круг неподвижных праздников (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский, прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у правосл. христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические лит. традиции Поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях св. отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

Если провести аналогию с иконописью, то, вероятно, наиболее полным аналогом Священного Писания будет образ Христа на Туринской плащанице, созданный Самим Богом («соавторство» человека заключалось в акте погребения и оборачивания тела саваном). Как пишет В.В. Бычков, отцы Седьмого Вселенского Собора подтвердили, что изображения Христа «берут начало от созданного Самим Иисусом Своего “нерукотворного образа”, посланного Им эдесскому правителю Авгарю (Mansi XII, 693)» . Большинство специалистов считают, что этот образ идентичен Туринской плащанице. Как полагают синдологи (от греч. «синдон» – плащаница) и искусствоведы, лик Спасителя, чудесно запечатленный на полотне, стал образцом для привычного нам канонического образа Христа с середины IV – начала V веков (по другим данным переход начался еще в III в. ). Компьютерное совмещение лика с Туринской плащаницы c ликом иконы «Христос Пантократор», VI в., монастырь св. Екатерины на Синае, Египет. Источник: Чегодаева М.А. «Я с вами до скончания века…» URL: http://www.pravoslavie.ru/5858.html Этот образец как иконографический тип многие века творчески воспроизводился художниками на иконах, мозаиках, фресках, металлических сосудах, тканях и монетах. Несомненно, церковные художники творили по вдохновению, но оно ли придавало их произведениям сакральность? Сравнение лика с Туринской плащаницы с ликом на иконе «Христос Пантократор» (VI в., монастырь св. Екатерины на Синае, Египет) Иисус Христос. Фрагмент росписи катакомбы Петра и Марцеллина в Риме. Ок. 400 г. (Из энциклопедии: Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 502). В своей новой монографии В.С. Кутковой подробно исследует истоки творчества вообще и художественного в особенности . Автор справедливо утверждает, что настоящий церковный художник должен быть молитвенником и боговидцем (как и настоящий богослов, по мнению святых отцов, добавим мы). Тогда он в своем творчестве достигает такого состояния, когда оказывается «перед умопостигаемой, умозрительной реальностью». Причем эта реальность, по прп. Максиму Исповеднику, есть «вечность тварная – пропорции, истины, неизменяемые структуры космоса, геометрия идей, управляющих тварным миром, сеть математических понятий» . В синергии со Св. Духом эта реальность доступна художнику без опасности впасть в прелесть (духовную ошибку). При этом «благодатная умозрительная реальность является неким экраном, с обратной стороны которого попадают отблески Абсолютной Реальности», т.е. Бога. «Присутствие Бога в творческом процессе человека может быть прямым, но может осуществляться через святых, а также “посредством иерархии промежуточного бытия, которую Дионисий называет «ангелами»” . Именно оттуда и появляется тот таинственный логос-символ , который прочитывает художник и при помощи которого пытается рассказать другим людям об увиденном » .

http://pravoslavie.ru/146576.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН, ИРАКЛЕМОН, АНДРЕЙ И ФЕОФИЛ [греч. Ιωννης, Ηρακλαμων, Ανδρας, Θεφιλος] (кон. IV - нач. V в.), преподобные (пам. 12 июня, 2 дек.). Сведения о них содержатся в Житии прп. Онуфрия Великого († ок. 400), написанном его учеником Пафнутием. Перед смертью прп. Онуфрий Великий велел Пафнутию возвратиться в Египет. Похоронив своего наставника, тот отправился в путь. Во «внутренней пустыне» (в Ср. Египте, на левом берегу Нила) он встретил 4 юношей, похожих на ангелов, к-рые приветствовали его, назвав по имени. Они происходили из г. Оксиринха, и их родители были градоначальниками. Обучившись грамоте, они пожелали познать божественную премудрость. Ожидая знака свыше, они решили провести в пустыне 7 дней в молитве. Некий сияющий муж встретил их и отвел к старцу-отшельнику. Наставив юношей в монашеских добродетелях, старец через год скончался. К тому моменту, когда к ним пришел Пафнутий, юноши подвизались в пустыне 6 лет. Они питались только овощами и фруктами. Разведенный ими сад напоминал райский. Всю неделю они подвизались в безмолвии каждый в своей келье, а по субботам и воскресеньям совершали богослужение, получая причастие от ангела Господня. Проведя у них неск. дней, Пафнутий также сподобился причастия от ангела. В визант. Синаксарях краткое сказание об этих преподобных помещено под 2 дек. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) уточняется, что их родители были христианами (SynCP. Col. 273-274). В Минеях-Четьих сведения об этих святых приводятся в день памяти прп. Онуфрия Великого - 12 июня. В некоторых рукописях Ираклемон назван Иракламвоном или Иракламоном. Ист.: BHG, N 1378; ActaSS. Iun. T. 2. P. 526-533; T. 3. P. 24-30; Т. 4. Р. 94; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 227-228; ЖСв. Дек. С. 47; Июнь. С. 247-252. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178, 373; Eldarov G. Andrea, Giovanni, Eraclambo, e Teofilo//BiblSS. Vol. 1. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 231. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/471253.html

26 июня в Министерстве по делам вакуфов АРЕ в Каире состоялась встреча Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида с главой Центрального управления Высшего совета по исламским делам, заместителем министра вакуфов Египта шейхом Нурэддином Канави. Стороны обсудили планы сотрудничества министерства и экзархата. Во встрече также приняли участие посол России в Египте Г.Е. Борисенко, третий секретарь посольства М.Ю. Ковальчук, секретарь  Отдела внешних церковных связей  по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Как сообщил митрополит Леонид в ходе встречи, Русская Православная Церковь обратится к президенту Египта с просьбой о выделении в Новом Каире участка под административно-духовный центр. «Для нас это очень важно», — отметил экзарх. По его словам, по окончании его визита в Египет соответствующие ноты и обращения будут направлены от МИД РФ и от Русской Православной Церкви. Также впереди и получение регистрации экзархата, сообщил митрополит Леонид. Он выразил надежду на тесное и плодотворное сотрудничество с министерством вакуфов, которое отвечает в том числе за религиозное имущество в стране. Шейх Нуреддин Канави со своей стороны сказал, что сердечно приветствует Патриаршего экзарха Африки и будет содействовать Русской Православной Церкви в достижении ее целей. По материалам ТАСС и телеграм-канала митрополита Клинского Леонида Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5940178.ht...

Затем Предстоятели двух Церквей прибыли в монастырь святого Георгия . В главном храме обители Блаженнейший Патриарх Феодор и Святейший Патриарх Кирилл вознесли молитву перед иконой Георгия Победоносца. В дар Александрийской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал комплект из семи колоколов, который будет установлен на монастырской колокольне. Предстоятели побывали также в храме Успения Пресвятой Богородицы и посетили участок кладбища, где находятся русские захоронения. В обновленной русской часовне была совершена заупокойная лития. Вечером 12 апреля официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Александрийскую Православную Церковь завершился. В аэропорту города Каира Святейшего Владыку и сопровождающую его делегацию провожали  Патриарх Александрийский Феодор II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Арабской Республике Египет М.Л. Богданов, Генеральный консул Российской Федерации в Александрии Д.В. Кураков и другие официальные лица. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/1135830.ht...

Пленение Седекии. Сожжение города и Храма. Вторая партия пленных (осенью). Переселение в Вавилон Гедалия — правитель. Умерщвление его. Иеремия с остатками иудейского войска уходит в Египет Третье выселение иудеев в Вавилон Набусарданом Видение Иезекиилю Нового Иерусалима Рождение Будды Смерть Навуходоносора II. Освобождение Ехонии из темницы. Воцарение Амель-Мардука. ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (В) Милетская философская школа в Греции. Гераклит Начало фиксации СВЯЩЕННИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (С) Низложение Амель-Мардука Нериглиссаром Воцарение Кира Персидского Смерть Нериглиссара, воцарение Лабши-Мардука Воцарение Набонида Валтасар — наместник Вавилона Рождение Конфуция ок. 550 Начало проповеди ИСАЙИ ВТОРОГО Победа Кира над Астиагом Мидянином Первый поход Кира против Вавилона Взятие Вавилона Киром осенью; смерть Валтасара 538 весна Эдикт Кира, разрешающий иудеям вернуться на родину. Отбытие партии Шешбацара. Караван Зоровавеля Камбис воцаряется в Вавилоне, но с весны Кир принимает титул царя Вавилона Смерть Кира. Воцарение Камбиса II Покорение Египта Камбисом. Основание буддийского Ордена (Сангхи) Смерть Камбиса и правление самозванца лже-Бардии Свержение самозванца и воцарение Дария I Ахменида. Парменид в Элее годы до н. э. Иудейская община годы до н. э. Внебиблейский мир Пророки АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ Возобновление постройки Храма Завершение и освящение Второго Храма Реформа Клисфана в Афинах Начало греко-персидских войн Битва при Марафоне Смерть Дария I. Воцарение Ксеркса I Греческие трагики. Геродот. 460-50 Кризис в иудейской общине. Смерть Ксеркса I. Воцарение Артаксеркса I Пророк Малахия Неемия в Иерусалиме. Начало восстановления городских стен 444/29 Правление Перикла в Афинах Завершение ремонта стен Поездка Неемии к Артаксерксу I Прибытие каравана Ездры в Иерусалим. Чтение Торы на празднике. Официальное провозглашение иуадизма Смерть Артаксеркса I годы до н. э. Ветхий Завет годы до н. э. Внебиблейский мир ок. 400 Книга Иова Книга Пророка Иоиля ПРИТЧИ Александр Македонский (336-323) включает Иудею в свою империю

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Согласно «Похвальному слову...», Г. род. в Сев. Галлии, возможно, в г. Треверы (совр. Трир, Германия), в галло-рим. аристократической семье. В Житии нет прямого указания на то, кем были родственники Г.: христианами или язычниками. Его отец, видимо, был оглашенным, следуя распространенному в IV в. обычаю принимать крещение только на смертном одре. Согласно Иларию, он противился стремлению сына к благочестивой жизни и его желанию креститься в юном возрасте. Несмотря на недовольство отца, Г. не только не оставил стремления к благочестивой жизни, но и вдохновил своим примером старшего брата Венанция. Жизнь братьев в этот период представляла собой образец мирского благочестия: не уход из мира, а служение ему. Подвижники устроили в своем доме странноприимницу, заботились о путниках. Нек-рое время спустя Г. и Венанций приняли решение стать отшельниками, избежать мирской славы. Их благочестивый образ жизни стал многим известен, стремление к монашеской жизни появилось у братьев под влиянием образа прп. Антония Великого , Житие к-рого, написанное свт. Афанасием I Великим , к тому времени уже было переведено на латынь и известно в Галлии. Г. и Венанций нашли себе наставника, прп. Капрасия, человека образованного и близкого к ним по происхождению. Впосл. Капрасий проживал на Лерине; он пережил и Венанция, и Г. и скончался ок. 440 г., когда Арелатским епископом был Иларий. Согласно Житию Капрасия, подвижник сопровождал Венанция и Г. в Палестину, Сирию и Египет, куда мн. зап. христиане отправлялись в то время, чтобы познакомиться с вост. монашеской традицией; на обратном пути Венанций умер. Однако Иларий в «Похвальном слове...» ничего не сообщает об участии Капрасия в паломничестве и излагает иную версию событий: братья отплыли из Массилии (совр. Марсель), но Венанций скончался в Мефоне (совр. Метони, ном Месиния, Греция). После смерти брата Г. через Италию вернулся в Юж. Галлию, где поселился на о-ве Лерин (один из группы совр. о-вов Лерен ), впосл. названном в честь Г. (совр. Сент-Онора). В кон. I в. до Р. Х. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Г., т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Г. Согласно Житию, одной из причин, побудивших Г. поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, еп. г. Форум Юлия, к-рый рукоположил Г. во пресвитера. Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена 1-я ч. «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина , написанная ок. 419 г. Вокруг Г. собралась небольшая община учеников, к-рая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге о-в Леро (совр. Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, буд. еп. Лугдуна (совр. Лион). Возникновение мон-ря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 г.

http://pravenc.ru/text/166133.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010