Это испытание есть иногда и борьба, ибо Бог хочет, чтобы свобода человека не только могла Ему сопротивляться, но и принуждала Его если не открывать Свое имя, то по крайней мере благословлять: так Иаков становится Израилем, “ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь” ( Быт. 32:28 )» . После описанных выше событий израильтяне оказались в Египте, где и прожили 400 лет. Протоиерей Александр Сорокин пишет: «В первых двух главах книги Исход говорится о том, как потомки Иакова, переселившиеся в Египет и какое-то время безбедно существовавшие на плодородных землях Дельты Нила (для истории Древнего Египта это время известно как время правления чужеродной для Египта династии гиксосов — пришельцев из Азии), с приходом новой династии фараонов (природных египтян с юга, изгнавших ненавистных им гиксосов) оказались в государственном рабстве. Так евреи стали подданными, точнее, рабами фараона, но к ним относились как к чужеземцам — их не любили, подозревая в симпатиях к недругам-чужеземцам. А потому эксплуатировали на самых тяжелых строительных работах. Фараон тем самым достигал двух целей: во-первых, изнуряя их тяжелыми работами, он истощал их не только телесно, но и духовно-психологически, а во-вторых, это была дешевая рабочая сила для укрепления обороноспособности страны. Так были построены города Пифом и Рамсес ( Исх. 1:1–11 ). Все это действительно имело место при фараоне Рамсесе II в XIII в. до Р.Х. Предания о праотцах все более и более превращались в невостребованные легенды о далеком прошлом, когда с Авраамом, Исааком и Иаковом имело близкие отношения, Завет некое Божество, Которого евреи так и называли — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» . Бог хочет спасти народ израильский из египетского плена: « Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» ( Исх. 2:23–25 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Сие же глаголю, завета предутвержденнаго от Бога во Христа, бывый по летех четыриста и тридесятих закон не отметает, во еже разорити обетование ( Гал. 3:16–17 ). Говорят, что Апостол разумеет здесь подтверждение Иакову, пред переселением его во Египет, обетования, прежде данного Аврааму 174 . Но Апостол прямо говорит: Аврааму, а не Иакову, речени, а не подтверждены Быша обеты (ϑησαν ι επαγγελαι). Справедливо, что Аврааму много раз Бог изрекал обеты ( Быт. 12:3; 13:15; 15:17; 22:18 ); но, без сомнения, Апостол считает 430 лет от первого обета. Аврааму изречены были многие обеты; Апостол буквально не указывает, от какого именно обетования прошло 430 лет до утверждения завета или до дарования закона, а считает их вообще от обетов. Можно разуметь – от последнего обета или от первого, дарованного Аврааму еще в земле халдейской ( Быт. 12:1–2 ). От последнего нельзя считать, потому что от жертвоприношения Исаака до исхода евреев из Египта, по нашему счислению, будет гораздо менее 430, а по еврейскому тексту, не 430, а почти 600; следовательно, надлежит считать от первого. Поскольку же Апостол считает 430 лет от призвания Авраама до дарования закона, а это призвание по свидетельству первомученика Стефана, было еще в Халдее; то очевидно, что недостающие 5 лет к 400 летам обитания семени Авраама в земли не своей и 25-ти. от исхода Авраама из Харрана до рождения Исаака, должно положить, как сказали мы, в промежутке времени от исхода из Халдеи до исхода из Харрана. Хотя Моисей 400 лет считает до исхода евреев из Египта, а не до закона, как ап. Павел; но, по еврейскому выражению 175 , исход был в 430 году, а закон дан был, по ап. Павлу ( Гал. 3:17 ), по летех четыриста и тридесятих. Защитники еврейского текста ссылаются на книгу Иудеев, где Ахиор доносит Олоферну, что евреи (по латинскому переводу) вошли во Египет и там в продолжении 400 лет так умножились, что нельзя было исчислить сонма их (5:10). Но надобно заметить, что в греческом подлиннике сей книги слов: 400 лет – совсем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Известностью пользовался Арат. Первосвященство у иудеев перешло после Елеазара к его дяде Манассии. Птолемей Филадельф был, как говорят, настолько силён, что превзошёл даже своего отца, Птолемея. Истории рассказывают, что у него было 200 000 пехоты, 20 000 всадников, 2000 колесниц, 400 слонов, которых он первым привёл из Эфиопии, и прочее, подобное этому. 3733 г. (­ 218 г. до Р.Х.) Птолемей Эвергет, брат предыдущего царя, 26 лет. Он был прозван египтянами Эвергетом, потому что, заняв Сирию, Киликию и чуть ли не всю Азию, он среди вывезенных оттуда несметных груд серебра и драгоценных сосудов вернул также их богов, которых Камбис, захватив Египет, увёз в Персию. Известностью пользовался первосвященник иудеев Ония, сын Симона Праведного; сын Онии, также Симон, пользовался не меньшей славой. При нём Иисус, сын Сираха, составив книгу мудрости, которую назвал Панаретон, также упомянул в ней о Симоне. 3750 г. (­ 201 г. до Р.Х.) Птолемей Филопатор, сын Эвергета, 17 лет. Антиох, царь Сирии, победив Филопатора, присоединил к себе Иудею. Известностью пользовался первосвященник иудеев Ония, сын Симона, к которому отправлял послов Лакедемонский царь Арий. 3774 г. (­ 177 г. до Р.Х.) Птолемей Епифан, сын Филопатора, 24 года. События этого времени у иудеев описывает Вторая книга Маккавеев. Первосвященник Ония, взяв с собой множество иудеев, бежал в Египет; с честью принятый Птолемеем, он получил от него ту область, что зовётся Гелиопольской, и с разрешения царя построил в Египте храм подобный иудейскому храму; этот храм существовал вплоть до правления Веспасиана, на протяжении 250 лет. По примеру первосвященника Онии в Египет бежали несметные полчища иудеев, и Кирену прямо-таки заполнили их толпы. А причина, по которой Ония и прочие устремились в Египет, состояла в том, что в результате борьбы между Антиохом Великим и полководцами Птолемея Иудея, расположенная посредине, раскололась на враждующие партии: одни поддерживали Антиоха, другие – Птолемея. 3809 г. (­ 142 г. до Р.Х.) Птолемей Филометор, 35 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Оно заключается в следующем выражении: сии цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царей у сынов Израилевых ( Быт.36:31 ). Так, говорят критики, мог сказать только писатель, живший во время царей Израильских. В этих словах, говорит Эвальд, чувствуется даже некоторая зависть писателя к Эдому в том, что он прежде Израиля пользовался благами объединенного государства. Действительно, сомнение в происхождении этих слов от Моисея являлось издавна, еще у средневековых раввинов, и может явиться у всякого читателя Пятокнижия 25 . Но внимательное изучение контекста ослабляет и прекращает это невольное сомнение. Из Идумейских царей писатель перечисляет только восемь лиц, а такое количество очень мало, чтобы на основании его можно было считать писателя современником Еврейских царей. Об Идумейском царе, и при том не как о первом, упоминается уже во время 40-летнего странствования Евреев ( Числ.20:14 ). А от этого времени до Саула прошло не менее 400 лет. Неужели каждый Идумейский царь правил не менее 50 лет? Рассматривая имена Идумейских царей, критики останавливаются на четвертом царе Гададе (36:35). В истории Соломона упоминается Идуменянин Гадад (а по чтению перев. 70 δερ), происходивший из царского Идумейского рода, убегавший при Давиде в Египет, женившийся на сестре фараона и возвратившийся при Соломоне в Идумею ( 3Цар.11:14–22 ). Этих двух соименников критики отождествляют, а потому Пятокнижие относится к периоду позднейшему Соломона. На это предположение, прежде всего, нужно ответить тем соображением, что если 8 царей очень мало для 400-летнего периода (с 40-го года странствования Евреев до Саула), то 4-х царей на 500-летний период еще менее достаточно. Во 2-х, Гадад, как и другие перечисляемые в Бытии Идумейские цари, жил прежде Израильских царей, а стало быть и прежде Соломона. В 3-х, Гадад книги Бытия описывается иначе, чем современник Соломон: первый был сыном Бедада и преемником Идумейского царя Хушама, правил Идумеей, защищал ее от врагов и между прочим поразил Мадианитян на поле Моавитян и жил в городе Авифе (может быть родовом его отца- ); второй в детсве еще, от преследований Иоава, убежал в Египет, женился там на родственнице фараона, имел от нее сына Генувата и с ним может быть 26 возвратился в Идумею; а занимал ли Идумейский престол, – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В этих словах, говорит Эвальд, чувствуется даже некоторая зависть писателя к Эдому в том, что он прежде Израиля пользовался благами объединенного государства. Действительно, сомнение в происхождении этих слов от Моисея являлось издавна, еще у средневековых раввинов, и может явиться у всякого читателя Пятикнижия. Но внимательное изучение контекста ослабляет и прекращает это невольное сомнение. Из идумейских царей писатель перечисляет только восемь лиц, а такое количество очень мало, чтобы на основании его можно было считать писателя современником еврейских царей. Об идумейском царе, и при том не как о первом, упоминается уже во время 40-летнего странствования евреев (Числ.20:14). А от этого времени до Саула прошло не менее 400 лет. Неужели каждый идумейский царь правил не менее 50 лет? Рассматривая имена идумейских царей, критики останавливаются на четвертом царе — Гададе (36:35). В истории Соломона упоминается идумеянин Гадад (а по чтению перевода LXX ), происходивший из царского идумейского рода, убегавший при Давиде в Египет, женившийся на сестре жены фараона и возвратившийся при Соломоне в Идумею (3Цар.11:14—22). Этих двух соименников критики отождествляют, а потому Пятикнижие относят к периоду позднейшему Соломона. На это предположение, прежде всего, нужно ответить тем соображением, что если 8 царей очень мало для 400-летнего периода (с 40-го года странствования евреев до Саула), то 4-х царей на 500-летний период еще менее достаточно. Во-вторых, Гадад, как и другие перечисляемые в Бытии идумейские цари, жил прежде израильских царей, а стало быть и прежде Соломона. В-третьих, Гадад книги Бытия описывается иначе, чем современник Соломона. Первый был сыном Бедада и преемником идумейского царя Хушама, правил Идумеей, защищал ее от врагов и между прочим поразил мадианитян на поле моавитян и жил в городе Авифе (может быть родовом его отца — ). Второй в детстве еще, от преследований Иоава, убежал в Египет, женился там на родственнице фараона, имел от нее сына Генувата и с ними может быть возвратился в Идумею; а занимал ли идумейский престол неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 11. Исход. Казни египетские Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов – «елле шемот», в переводе «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т.к. основная тема этой книги – исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их»… ( Исх. 1:6 ) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом ( Быт. 46:27 ). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3–4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» ( Исх. 1:1 ) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» ( Исх. 1:2 ) Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Далеко ли в древность ведет нас Египет? Открытые доселе монументы и памятники, далеко не охватывают всей его истории. Так они не дают никаких сведений о 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 14, 15 и 16 династиях, указываемых Манетоном. Самый древний документ принадлежит Снефру, первому фараону (по Манетону) четвертой династии. При нем уже встречаются многочисленные памятники, и затем, после него, начинается постройка пирамид. При сравнении показаний Манетона с показаниями монументов, находят противоречия. Согласно показаниям Иосифа (Gontr. Apion. 1, 15), Манетон (История Манетона дошла до нас лишь в отрывках, записанных разными писателями) утверждает, что 15, 16 и 17 династии царствовали 511 лет, согласно Юлию Африкану – 955. Монументы решительно отрицают столь большую продолжительность. В древней египетской империи было шесть династий, первая из них царствовала, по Манетону, 268 лет, по туринскому папирусу – 102 года. Мы остановимся на двух указаниях, относительно истории Египта: во-первых, на повествовании Библии о посещении Египта Авраамом и, во-вторых, на надписи Хеопса, государя четвертой династии, в таблице, сохраняемой в каирском музее, говорящей о храме (откопанном Мариеттом у ног сфинкса), что этот храм относится ко временам, отдаленнейшим от Хеопса так, что он не мог ничего узнать о его происхождении. Авраам был в Египте при одиннадцатой или – крайнее – при двенадцатой династии 42 и, согласно тексту 70, приблизительно, 1100 лет спустя после потопа. Когда возник Египет, мы не знаем, но, принимая во внимание, что 1) некоторые из египетских династий – мифического характера; 2) некоторые из них царствовали совместно, мы не можем удивляться тому, что в Египте 12 династий могли быть в течение немногих столетий, если только столетий. Перед Псамметихом, Египтом правило 12 фараонов, значит, Египтом могли управлять параллельно 12 династий, по всей вероятности, их (правящих совместно) было гораздо меньше перед временем Авраама, но сколько именно – мы не знаем. Не знаем мы и того, задолго ли перед двенадцатой династией правила четвертая династия, но не можем признать удивительным, что фараоны этой династии находили памятники, происхождение которых им было неизвестно. Те фараоны, которые считаются принадлежащими к четвертой династии, или их предки, могли быть предводителями новых эмигрантов, спустившихся из Азии по направлению к юго-западу (должно полагать, в Египет из Азии было совершено много эмиграций). Вследствие этого, цепь преданий могла быть прерванной. Да потом предания, при известных условиях, могут исчезать быстро и бесследно. Что было на Руси назад тому 300 – 400 лет, мы знаем только из книг, в народной памяти почти совершенно исчезли воспоминания о таком недалеком прошедшем. Что же удивительного, если Хеопс не мог найти исторических указаний о каком-то, кем-то выстроенном (может быть, 2–3 столетия назад) храме?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

К тому же многие из них прекрасно знали произведения своих предшественников, и тот же А.С. Норов, например, в 1864 г. в издании Археографической комиссии под своей редакцией и со своими " критическими замечаниями " выпустил первое, по сути дела, научное издание хождения игумена Даниила. Ссылается в своих путешествиях на сочинения древних русских " поклонников " и А.Н. Муравьев, а ученый паломник архимандрит Порфирий Успенский при необходимости упоминает целый ряд русских (чаще всего, В.Григоровича-Барского) и зарубежных путешественников, видевших ту или иную достопримечательность на Синае. Не следует думать, что это справедливо только по отношению к путешественникам XIX в. Знали и ценили произведения своих предшественников и паломники более ранних эпох. Так, Василий Гагара дважды ссылается на хождение Трифона Коробейникова, упоминает о нем и Арсений Суханов, прямо указавший в числе литературных источников своего " Проскинитария " ( " собрано от писаний " ) хождения игумена Даниила и Трифона Коробейникова. Имя Трифона Коробейникова, вообще, принадлежит к числу самых популярных в истории русской литературы. Достаточно сказать, что " Трифона Коробейникова, московского купца, с товарищи, путешествие во Иерусалим, Египет и к Синайской горе в 1583 г. " , выпущенное " для пользы общества " в Санкт-Петербурге в 1783 г. В.Г. Рубаном, выдержало к 1888 г. свыше тридцати переизданий, выходивших массовыми тиражами, не говоря уже о других публикациях или о списках (их насчитывается около 400). Выходец из купечества, впоследствии получивший должность дворцового дьяка, возможно, Посольского приказа (этот факт, однако, оспаривается некоторыми исследователями, полагающими, что Коробейников был всего лишь подьячим) выполнял во время своих странствий по христианскому Востоку различные поручения самых высоких государственных особ. Так, он входил в состав посольства, отправленного Иоанном Грозным в Иерусалим, Египет и на Афон для раздачи милостыни на помин души убиенного царевича Ивана. После этого путешествия, совершенного в 1583-1584 гг., было написано " Хождение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока " . В 1593 г. Коробейников возглавил делегацию, отправленную Федором Иоанновичем в Царьград, Иерусалим и Антиохию с прямо противоположной целью: раздачей милостыни во здравие родившейся дочери царя Феодосии. В результате появилось " Хождение Трифона Коробейникова в Царьград " . Эти произведения расходятся по городам и весям во множестве списков, став на протяжении почти трех столетий любимой книгой русских читателей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

После нескольких местных боев с переменным успехом султан Египта Малек-Камаль собрал большие силы и блокировал крестоносцев на небольшом участке дельты Нила. В августе 1221 г. был заключен мир, согласно которому крестоносцы очистили Египет. Так бесславно закончился Пятый крестовый поход. Седьмой крестовый поход возглавил французский король Людовик IX. 25 августа 1248 г. французская 15-тысячная армия, включавшая в себя 3 тысячи рыцарей, отплыла из Марселя, а 21 сентября высадилась на Кипре. О вторжении в Палестину уже никто не помышлял - целью похода был богатый Египет. В одном из рукавов Нила арабские суда захватили 60 французских галер с продовольствием. В войсках крестоносцев усилился голод. В марте 1250 г. Луи IX начал отступление к Дамиетте, но был окружен у Миниеха. Около 30 тысяч французов были убиты, а сам король, два его брата, 3 тысячи рыцарей и 15 тысяч пехоты попали в плен. Султан сравнительно мягко обошелся с побежденными. Французы оставили Дамиетту и эвакуировались из Египта, заплатив выкуп в 400 тысяч французских ливров (8 млн. франков). Подвигнуть рыцарство на Восьмой крестовый поход удалось только в начале 1270 г. 4 июля 1270 г. 60 тысяч крестоносцев отплыли из Эг-Морта и 8 июля бросили якорь в порту Кальяри в Сардинии. На сей раз объектом нападения должна была стать не Палестина и даже не Египет, а Тунис, то есть государство, расположенное более чем в двух тысячах километров западнее Иерусалима. 17 июля флот Луи IX подошел к Тунису. Простояв три дня в виду берега, французы высадились и устроили укрепленный лагерь. Африканская жара изнуряла солдат. Болезни стали опустошать ряды крестоносцев. В довершение несчастий 13 августа 1270 г. скончался сам король. 31 октября 1270 г. крестоносцы заключили с тунисским эмиром 15-летнее перемирие и отправились восвояси. На обратном пути французов, которыми предводительствовал сын Луи Филипп III, ждала сильная буря. Погибло не менее 4 тысяч воинов. Восьмой поход стал последним крестовым походом. В августе 1297 г. папа Банифаций VIII специальной буллой причислил Людовика IX к лику святых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Моавитяне, аммонитяне, аммореи, хананеи, мадианитяне, филистимляне, с которыми Израиль воевал и которых он, время от времени, покорял, в продолжение 300 или 400 лет после смерти Моисея, – были народностями или совершенно не имевшими литературы, или литература которых до нас совсем не дошла. Правда, в великих цивилизованных государствах, – египтян, вавилонян и ассириян, продолжали писать историю, но эти народы ограничивались своими собственными летописями, не заботясь о летописях своих соседей, если только они не входили с ними в непосредственные сношения. Понятно, что в данном случае о сношениях не может быть и речи. Могущество Месопо- тамии, после периода Хедор-Лагомера, начало падать. Ассирия стряхнула вавилонское иго, и эти два народа вступили в продолжительные войны между собою. Ассирийские документы показывают, что, в продолжение так называемого в Библии периода судей и первых еврейских царей, походы Ассирийцев не переступали границы Евфрата или, во всяком случае, не простирались за Каппадокию и южную Сирию, или страны около Антиохии и Алеппо. Хотя Египет оставался некоторое время по выходе Израиля большим военным государством и предпринимал походы в северную Сирию и даже за Евфрат, но, что касается южной Сирии, то здесь Египет заботился только об охранении своих морских границ и совсем не старался подчинить себе племена, населяющие плоскогорья по обоим берегам Иордана. Как Библия умалчивает о том, что касается Египта и Ассирии в этот период, так равно и египетские и ассирийские надписи хранят молчание относительно евреев, но если они не представляют положительного подтверждения библейского рассказа, то дают, по крайней мере, отрицательное. Именно из того, что евреи рассказывают о самих себе, мы узнаем, что, в продолжении длинного периода борьбы их с хананейскими племенами, Египет и Ассирия оставляли их в покое; равным образом, из того, что мы находим в повествованиях Египта и Ассирии того же периода, мы узнаем, что эти народы не предпринимали за это время никаких походов в страну израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010