В июне 383 г. в К-поле собрались представители христ. исповеданий. Аномеев возглавлял ересиарх Евномий , «ариан», т. е. умеренных антиникейцев - бывш. К-польский еп. Димофил, пневматомахов - еп. Кизический Елевсий. Предложение высказать отношение к доникейским отцам вызвало ожесточенные споры между представителями разных исповеданий и даже внутри отдельных исповеданий. Это было на пользу православию, т. к. компрометировало ересиархов в глазах приверженцев. Император констатировал, что они доказали нелюбовь к Истине и желание самоутверждения в спорах. Православным и ересиархам, в т. ч. новацианам, было предложено написать свои изложения веры. Сохранилось только исповедание Евномия ( Mansi. T. 3. Col. 645-649): Отец - единый безначальный, вечный, бесконечный Бог, Сын - «не несотворенный», Дух - «первое дело» Сына, «превосходящий все творения Сына». Император одобрил лишь православное и новацианское исповедания: в обоих учение о Св. Троице было православно, остальные он порвал. Православные на К. С. 383 г. разделились в вопросе об антиохийской схизме. Епископы из Египта, Аравии и с Кипра все еще поддерживали Павлина II ; за Флавиана I были епископы из Сирии, Палестины и Финикии, а также большая часть епископов из Армении, Каппадокии, Галатии и Понта. Хотя зап. епископы не участвовали в К. С. 383 г., было известно, что Рим и весь Запад - за Павлина. Результатом Собора явились эдикты (CTh. XVI 5. 11-13). В 1-м из них, от 25 июля 383 г., «евномианам, арианам, македонианам, пневматомахам, манихеям, энкратитам, апотактитам, саккофорам и идропарастатам» (последние 4 - представители утрированного аскетизма) под страхом ссылки запрещались собрания, устройство церквей в частных жилищах и любая проповедь их учения. В следующем, от 3 дек. 383 г., «евномианам, арианам, македонианам, аполлинаристам и прочим сектам» запрещались также и рукоположения под угрозой конфискации недвижимости; еретиков предписывалось высылать строго по месту рождения; подлежали наказаниям и чиновники, небрегущие о репрессиях в отношении еретиков.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

М. был родом из Испании, из семьи, к-рая находилась в клиентских отношениях с фамилией рим. полководца Феодосия Старшего, отца имп. Феодосия I (379-395). Под началом Феодосия Старшего М. оказался в Британии в 368 г., участвовал в успешной кампании против пиктов. С 369 г., после того как Феодосий был отозван в Рим, М., вероятно, принял командование войсками Британии. В 383 г. брит. легионы подняли мятеж, будучи недовольны тем, что имп. Грациан (375-383) мало внимания уделяет острову, и провозгласили М. императором. Положительно или нейтрально настроенные к личности М. античные историки пишут о том, что он вынужден был принять титул под давлением армии, сам не стремясь к власти ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 20; Oros. Hist. adv. gent. VII 34). Вскоре М. с войском высадился в Галлии южнее устья Рейна и двинулся на Паризии (ныне Париж), где находился в этот момент имп. Грациан. Войска, высланные Грацианом против М., перешли на его сторону. Узнав об этом, Грациан бежал в Лугдун (ныне Лион), однако вскоре, 25 авг. 383 г., был настигнут и убит в Лугдуне людьми М. В результате М. установил власть над Галлией и Испанией, но воздержался от вторжения в Италию, где в Медиолане (ныне Милан) находился младший брат Грациана имп. Валентиниан II (375-391). Положение Валентиниана было неустойчивым, но он пользовался поддержкой вост. имп. Феодосия I. Фактически за Валентиниана правила его мать Юстина, и ее дипломатические усилия спасли его. Юстина отправила ко двору М. в Августу Треверов (ныне Трир) посольство в составе свт. Амвросия Медиоланского и брата М. Марцеллина ( Ambros. Mediol. Ep. 24). Было достигнуто мирное соглашение, по к-рому М. отказался от нападения на Италию и был признан соправителем Валентиниана II и Феодосия I с титулом августа. За М. закреплялась Галльская префектура. Феодосий I также признал это соглашение. В память этого события и в Галлии, и в К-поле была отчеканена монета с надписью «Concordia Agustorum» (согласие августов). Не позже 383/4 г. М. провозгласил соправителем своего сына Виктора, даровав ему титул августа.

http://pravenc.ru/text/2561612.html

Краткая характеристика. Личность свт. Филофея не является предметом исследования, в центре внимания исследователя находится его произведение – триптих «Тропари всесвятой Богородице» 122 . Обзор работы. Статья начинается со вступительного слова о том, что средневековая христианская литература характеризуется символизацией картины мира, что «порождает смысл литературного высказывания на нескольких уровнях» (С. 379, строки 2–3 абзаца 2). Под символизацией автор понимает соотнесение авторитетных или «первичных» сюжетов и образов (например, библейских) с их современными или «вторичными» воплощениями. Одним из уровней понимания литературного текста, сформированного символами, – уровень сопричастности Богу через Его божественные энергии. Именно на этом уровне рассматривается далее произведение патриарха Филофея. Другими словами, степень сопричастности, приближения человека к Богу определяется и изображается описанием божественных энергий, воздействующих на него. По форме триптих является диалогом, что, как отмечает автор, традиционно для ближневосточной и византийской поэзии, однако «в славянских же литературах похожих примеров нет» (С. 380, строка 28). 1 часть триптиха анализируется на С. 380–382. Здесь раскрывается мысль, передаваемая триптихом, что энергийная сопричастность Богу для грешника становится желаемой целью после того, как тот осознал глубину своего падения. В этом состоянии осознания своего падения и в томлении духа человек ищет помощи и обращается за ней к Богородице, как к своей последней надежде. 2 часть триптиха рассматривается на С. 382–383. В этой части одной из важных мыслей является то, что основной причиной сопричастности человека Богу является божественное произволение (С. 383, строки 5–8). Однако понимание человеком своей греховности не является достаточным условием его спасения, необходимо также стремление и старания человека по изменению собственной жизни, что составляет так называемое «усердное духовное “делание”» (С. 383, строка 22). В том случае, если человек не имеет этого стремления, Господь попускает ему различные скорби, чтобы сдвинуть человека с места, «чтобы тот стремился к сопричастности с Ним» (С. 383, строки 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Амфилохий принимал участие во Втором Вселенском Соборе (381 г.). Хотя о его деятельности и значении на Соборе ничего определённого неизвестно, но из того, что эдиктом императора Феодосия от 30 июля 381 г., которым были утверждены определения Собора, Амфилохию вместе с Оптимом Антиохийским поручалось наблюдение за православием епископов Асии, можно заключить, что Амфилохий выдвинулся на Соборе и заявил себя на нём ревностным защитником православия. О том, как осуществлял он это поручение и делал ли, подобно Григорию Нисскому , объезды епархий этой области, ничего неизвестно. Однако, в связи с его деятельностью по утверждению православия в Асии, где так сильно было арианство, быть может, находится случай, рассказанный Феодоритом (Hist. eccl. V, 16. Migne, PG, t. 82, col. 1229) и Созоменом (Hist. eccl. VII, 6. Migne, PG, t. 67, col. 1428). Убедившись из практики в невозможности побороть арианство одними нравственными средствами, Амфилохий просил императора Феодосия запретить еретикам богослужебные собрания в черте городов, но император не согласился издать такой закон, признав эту меру слишком жестокой. Тогда Амфилохий воспользовался одной из своих аудиенций у императора, чтобы повлиять на него в желательном направлении. Войдя к императору и приветствовав его согласно придворному этикету, он не оказал должной почести сыну Феодосия – Аркадию, который только что был возведён в достоинство августа ( βασιλυς) и здесь присутствовал. Император разгневался. Тогда Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается, произносящих хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их, как неблагодарных своему Спасителю и Благодетелю». Это так повлияло на императора, что он тотчас же издал закон, запрещающий собрания еретиков. Случай этот относится, как полагают, к 383 г. Основанием к такому заключению служат следующие данные. Аркадий, сын императора Феодосия, был провозглашён августом в 383 г. В этом же году Амфилохий присутствовал на Соборе в Константинополе, следовательно, имел случай лично посетить императора, чтобы, после двухлетней борьбы с арианством в Асии, расположить его к более строгим мерам против еретиков. Наконец, в 383 г. Феодосий, действительно, издал два закона подобного содержания – от 25 июля и от 6 сентября (Cad. Theod. XVI, 5, 11 и 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Письмом 248, написанным в 376 г., прерывается переписка Василия Великого с Амфилохием, дающая столько характерных подробностей о личности и деятельности Иконийского епископа. Свидетельства о его последующей деятельности скуднее. Так, о жизни Амфилохия в период между 376 и 381 гг. известно только то, что он в это время выступил и на литературном поприще защитником православия против ариан. В сочинении «De viris illustribus», изданном в 392 г., блж. Иероним говорит, что Амфилохий «недавно» ему читал свою книгу о Духе Святом, в которой доказывает, что Дух Святой есть Бог, что Он достопоклоняем и всемогущ 935 . Личная встреча блж. Иеронима с Амфилохием могла произойти только в Константинополе в 381 г. Амфилохий принимал участие во II Вселенском соборе (381 г.). Хотя о его деятельности и значении на соборе ничего определенного не известно, но эдиктом императора Феодосия от 30 июля 381 г., утверждавшим определения собора, Амфилохию вместе с Оптимом Антиохийским поручалось наблюдение за православием епископов Асии. Из этого можно заключить, что Амфилохий активно выступал на соборе и заявил о себе как о ревностном защитнике православия. О том, как осуществлял он это поручение и делал ли, подобно Григорию Нисскому , объезды епархий этой области, ничего не известно. Однако в связи с его деятельностью по утверждению православия в Асии, где так сильно было арианство, быть может, находится случай, рассказанный Феодоритом 936 и Созоменом 937 . Убедившись из практики в невозможности побороть арианство одними нравственными средствами, Амфилохий просил императора Феодосия запретить еретикам богослужебные собрания в черте городов, но император не согласился издать такой закон, признав эту меру слишком жестокой. Тогда Амфилохий воспользовался одной из своих аудиенций у императора, чтобы повлиять на него в желательном направлении. Вой к императору и приветствовав его согласно придворному этикету, он не оказал должной почести сыну Феодосия – Аркадию, который только что был возведен в достоинство августа ( βασιλες) и здесь присутствовал. Император разгневался. Тогда Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящих хулу на Его Единородно Сына и ненавидит их, как неблагодарных своему Спасителю и Благодетелю. Это так повлияло на императора, что он тотчас же издал закон, запрещающий собрания еретиков. Случай этот относится, как полагают, к 383 г. Основание к такому заключению служат следующие данные. Аркадий, сын императора Феодосия, был провозглашен августом в 383 г. В этом же году Амфилохий присутствовал на соборе в Константинополе, следовательно, имел случай лично посетить императора, чтобы, после двухлетней борьбы с арианством Асии, расположить его к более строгим мерам против еретиков. Наконец, 383 г. Феодосий действительно издал два закона подобного содержания – от 25 июля и от 6 сентября 938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

12) К Алексию протосингеллу митрополичьему, и к митрополиту Макарию Максим посылал из Твери тетрадки, где вооружение на латинские ереси и упрямство еврейско, и на еллинскую прелесть и звездочетие (Казанское издание часть 2, стр. 383), следовательно: 1)  ↓ Слово о рождестве Господа нашего И. Христа, в том же и на Иудея, – Казанское издание часть 1, слово II, стр. 39. 2)  ↓ Слово обличительно на еллинскую прелесть, – Казанское издание часть 1, слово V, стр. 62. 3)  ↓ Слово похвальное апостолам Петру и Павлу, в том же обличении и на латинские три большие ереси, – Казанское издание часть 1, слово X, стр. 180. 4)  ↓ Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеческом, – Казанское издание часть 1, слово XVIII, стр. 399 (См. об этом слове выше, в сочинениях, написанных до 1525г., стр. 234, К этому слову относится, т. е. это слово послано к некоему неизвестному при послании, которое Румянцевского Музея лист 87 оборот, стр. 369, col. 1?). 13) В тех же тетрадках к Алексею было „учение о нравех” (ibid. стр. 383): какие именно сего содержания статьи? В исповедании веры, посланном к боярам, Максим говорит: „аз моими писании себе же и всякому благоверному иноку думаю жительствовати и житие устрояти по св. Божиих заповедех... и да отступают от всякого лихоимственного корыстолюбия и неправды и хищения чужих имений” и пр. (у преосвященного Платона стр. 292). И с теми же тетрадками Максим посылал ещё тетрадку неизвестного содержания, составленную по наказу Алексея (ibid. стр. 382 fin. и 383 начало о тафьях). 14) Георгию неизвестному Максим посылает (Казанское издание часть 2, стр. 424): 1)  ↓ Два слова на агарян, – Казанское издание часть 1, слово VI и VII, стр. 77 и 131. 2) Словеса противу глав Самуила евреина, – Казанское издание часть 1, слово IV, стр. 55. Что слова на агарян написаны именно в Твери, это видно из того, что Максим посылает Теорию останок 1-го слова (стр. 424), т. е. Максим посылал их Георгию при самом писании, написал половину слова и послал, потом другую половину.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава X. «Вы просите у императора мира для своих богов, мы же испрашиваем у Христа мира для самих Императоров» (Амвросий. Письмо 18, 8) Конец 383 и первая половина 384 г. ознаменовались событиями, которые способствовали некоторому укреплению позиций язычества. Смерть Грациана многие связывали с его антиязыческими мерами и приписывали ее мести отлученных от государства древних богов. И хотя религиозная политика Максима, принявшего крещение, не оставляла надежд на реставрацию язычества, Валентиниан II не был еще крещен, и это давало язычникам определенные шансы. Правда, юный император был катехуменом и находился под сильным влиянием ариан, но его незрелый возраст, неопытность и непрочность политического положения позволяли надеяться на успех новой делегации сената. Признаком, явно указывавшим, по мнению язычников, на месть богов, оскорбленных мерами Грациана, явился голод в Италии и недостаток провизии в Риме в конце 383 г., что вызвало такую крайнюю меру, осуждаемую в числе других и Амвросием, как изгнание иностранцев из города. Нельзя исключить того, что голод и недопоставка продовольствия в Рим были вызваны искусственно, чтобы вызвать недовольство среди народа и наглядно показать, к чему может привести «гнев богов». К лету 384 г. ведущие лидеры языческой группировки в сенате заняли важнейшие государственные посты: Претекстат был назначен консулом, Флавиан стал префектом претория в Италии, а Симмах – префектом Рима. Интересно, что Претекстату в 384 г. еще на посту префекта Италии удалось добиться указа о том, что разграбленное имущество языческих храмов, оказавшееся в руках честных лиц, должно быть отнято, а эти лица -преданы суду как грабители. Кроме того, под руководством Симмаха и Претекстата язычники начали восстанавливать на собственные средства свои храмы и их убранство. Удобный момент для обращения к императору представился, когда Амвросия, влияние которого язычники не могли недооценивать, не было в Медиолане. В источниках ничего не говорится о причинах отсутствия епископа и его местопребывании. Судя по всему, он отсутствовал недолго и уезжал недалеко, так как его вмешательство в дело было незамедлительным. Надо заметить, что длительным отсутствием Амвросия во время его посольства к Максиму зимой 383–384 гг. язычники не воспользовались, вероятно, по той причине, что положение самого Валентиниана II тогда было еще слишком неопределенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Другим актом Грациана стало повторное удаление из зала заседаний сената жертвенника Виктории – Победы. Впервые жертвенник был удален из курии вместе с отменой ритуала жерт­воприношений перед началом заседаний сената императором Констанцием, но Юлиан, восстанавливая официальный статус языческих традиций, приказал вернуть его в сенат. В ответ на требование Грациана, повторившего распоряжение Констан­ция, сенат направил для переговоров с императором своего представителя Аврелия Симмаха, который, как и большая часть сенаторов, оставался язычником. Сохранилась записка Симмаха, в которой он умолял Грациана оставить жертвенник на его прежнем месте, в сенате, ссылаясь на его предшественников, которые, хотя они уже были христианами, тем не менее с ува­жением относились к древним символам Римского государства: «Если вера, которой следовали древние, не может служить при­мером, то да послужит таковым попущение ближайших импера­торов! Найдется ли такой малообразованный человек, который был бы равнодушен к алтарю Победы! В нем наша безопасность на будущее время и наше спасение против всего необычайного. Воздадим, по крайней мере, символу ту честь, в которой отка­зываем божеству» 356 . Ходатайство Симмаха, по своей интонации граничащее с воплем о пощаде, не возымело успеха, и жертвен­ник Виктории был удален из курии. В 383 г. Грациан распорядился конфисковать в пользу казны средства храма Весты. Конфискации подлежали все земельные владения языческих храмов. Субсидии храмам из казны были прекращены, а жреческие коллегии, включая и весталок, лише­ны всяких привилегий и льгот. Римляне, среди которых все еще преобладали язычники, невзлюбили юного императора. Раздражение против него пере­кинулось и в военную среду. Особую остроту противостоянию придавал, помимо религиозного, национальный фактор. Гра­циан оказывал очевидное предпочтение своей личной гвардии, набранной из аланов. Недовольство армии обернулось мятежом британских легионов, которые в начале августа 383 г. провоз­гласили императором комита Британии Магна Климента Мак­сима, если верить Оросию, «чуть ли не вопреки его желанию» 357 , и, переправившись через Ла-Манш, вторглись в Галлию. Граци­ан двинулся во главе своей армии навстречу мятежникам. В сра­жении с войсками узурпатора он потерпел поражение, главным образом из-за измены галльских легионов и мавританской кон­ницы, перешедшей на сторону врага. Грациан бежал с поля бит­вы в Лугдун, где агенты Максима Магна заманили его в ловушку, и он был убит за пиршественным столом 25 августа 383 г., не дожив до своего 25-летия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

praefectus praetorio per Orientem был Domitius Modestus; но для принятого автором 393 г. опасна, след., справка в codex Theodosianus: Пост praefectus praetorio per Orientem при Феодосии I занимали след. лица: Neoterius январь – июнь [янв., 2 февр., 17 марта, 17? июня] 380 года; Eutropius, июнь 380 – июль 381 г. [крайние даты: 17 июня 380 – 21 июля 381 г.]; Florus, авг. 381 по 382 г. [июля 381 – 5 марта 383]; Postumianus в 383 г. [апр. – 7 ноября 383]; (Maternus) Cynegius с 384 до самой смерти (погребен 19 марта 388 г.), [крайние даты; 18 янв. 384 – весна 388 г.]; Tatianus, назначенный императором, лишь только до него в Италию дошла весть о смерти Матерна Кинигия, его коллеги по консульству 388 г. [первая дата: 16 июня 388, последняя: 30 июня 392 г.]; а непосредственным преемником Татиана был Rufinus [первая дата: 26 августа 392 г.] до самой смерти (убит 27 ноября 395 г.). Из этого списка, с точки зрения г. Глубоковского, должны следовать два вывода: ααα) Феодорит родился, во всяком случае, не позже 391 года. Кинигий уже потому не мог называться Пергамием, что был Maternus Cynegius; притом бесспорно, что три последние PP. Р. О. на востоке известны были именно как Κονγιος, Τατιανς, " Ροοφνος. А, так как вообще рискованно предполагать, что государственные люди известны были в Антиохии под другими именами, чем в Константинополе, то нужно допустить, что βββ) Феодорит родился не позже 386 г. 4 Это – вывод Гарнье. Его логика действует как аркан. Кто берет у Гарнье посылку, тому не отделаться и от следствия. С автором это случилось потому, что он нарушил другое методическое правило: бб) Когда Гарнье расходится с Тилльмоном, ученый, если он не желает расследовать вопроса ab ovo, должен идти за Тилльмоном – уже потому, что тот знал решение Гарнье и – не согласился с ним, тогда как Гарнье, писавший ранее Тилльмона, может быть не стал бы и чернила тратить на некоторые из своих dissertationes, если бы прочитал Mémoires, tt. XIV. XV. Притом же Тилльмон не только богослов (как Гарнье), но и высокоученый автор Histoire des empereurs, в вопросах византийской политической истории веский авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (18.04.359, Сирмий - 25.08.383, Галлия), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I . 24 авг. 367 г. в Амбиане (совр. Амьен, Франция) провозглашен соправителем своего отца Валентиниана. После смерти отца 17 нояб. 375 г. принял управление Зап. Римской империей. 22 нояб. того же года в Аквинке (совр. Будапешт) войсками был провозглашен императором Валентиниан II , младший брат Г., ставший его соправителем. Осенью 378 г., после гибели вост. имп. Валента (дяди Г.), Г. временно управлял всей Римской империей. 19 янв. 379 г. в Сирмии Г. провозгласил своим соправителем Феодосия I , поручил ему управление Вост. Римской империей и борьбу с готами на Балканах. Г. был убит по приказу узурпатора Магна Максима, поднявшего мятеж в Галлии в 383 г. Современники Г. отмечали его образованность, большие способности, но в то же время и пристрастие к увеселениям в ущерб делам управления, благосклонное отношение к варварам, к-рое раздражало солдат ( Amm. Marc. Rer. gest. XXXI 10. 18; Aur. Vict. De Caes. XLVII). Рим. авторы IV в. соглашались в признании слабости Г. как правителя и военачальника. Христ. церковные историки V в. в основном положительно оценивали его за приверженность православию. Из-за молодости и неопытности императора при нем определяющую роль в управлении гос-вом и особенно армией играли полководцы, сделавшие карьеру в период правления Валентиниана I. Их усилиями римляне в этот период успешно удерживали границу империи в Паннонии и на Рейне, в 378 г. разгромили аламаннов при Аргентарии (близ совр. Кольмара, Эльзас). Наиболее влиятельным придворным в первые годы правления Г. стал военачальник франк. происхождения Баутон. С 381 г. Баутон и вместе с ним значительная часть западнорим. легионов были переброшены на Балканы для борьбы с готами, и это существенно ослабило как оборону границ Зап. империи, так и реальную власть и влияние самого Г. В 382 г. римляне заключили мирный договор с готами на Балканах, но это стало в основном заслугой имп. Феодосия и Баутона.

http://pravenc.ru/text/166405.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010