Не удалось извлечь искомое из базы (((

Певцы и музыканты «должны были становиться каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них постоянно перед лицом Господа» 374 . Главные из них жили при святилище, в храмовых пристройках, и были свободны от всяких других левитских обязанностей, «потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим» 375 . Пели священные гимны или псалмы, которые большей частью составлял сам Давид. В первый раз Давид дал «псалом для славословия Господу» тотчас по перенесении ковчега в Иерусалим 376 . Псалмы составляли и важнейшие из певцов, начальники хоров, как видно из надписаний некоторых псалмов в псалтири. Музыкальными инструментами были цитры, псалтири, тимпаны, кимвалы и трубы 377 . Нежные звуки цитр «делали начало», затем раздавались могучие звуки медных кимвалов, и им вторили псалтири «тонким голосом» 378 . По-видимому, музыка и пение отличались вообще громогласием: «играли, – сказано, – перед Богом из всей силы», должны были «громко возвещать глас радования» 379 . Все музыкальное дело находилось под высшим руководством самого Давида 380 . Высшими, после него, заправителями дела были Асаф, Эман и Идифун, за ними следовали их дети числом 24, получившие от своих отцов высшее музыкальное образование и сделавшиеся начальниками 24 групп избранных музыкантов по 12 человек в каждой. Эти 24 группы вместе, т. е. 238 человек, составляли основу 24 громадных хоров, в которые входили остальные 3712 певцов – левитов. Число хоров соответствовало, таким образом, числу священнических очередей, и для каждой из последних назначен был жребием особый хор 381 . Высшие, после Давида, заправители музыкального дела- Эман, Асаф и Идифун (Эфан), находились бессменно во главе хоров, независимо от очередей, чередовались только второстепенные заправители – их сыновья со своими группами. Главное место посередине 382 занимал всегда Эман, внук Самуила, имевший дар пророчества (прозорливец царя, относительно глаголов Божиих) 383 и прославившийся мудростью, так что ею измерялась мудрость самого Соломона 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Католические богословы, защитники каноничности «всей» книги Есфирь, признают первое положение, протестантские и русские ученые второе. Католические ученые ссылаются на заключительное замечание в этих добавлениях: «в четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал (ρμηνευκναι) Лисимах (сын) Птоломея, бывший в Иерусалиме» (10:3). Отсюда делают вывод, что эти добавления переведены Лисимахом. Протестантские ученые, со своей стороны, ссылаются также на «ясное», неотвергаемое и католиками, свидетельство Иеронима о том, что в еврейском тексте этих добавлений, несмотря на его тщательные розыски по еврейским архивам, не было никогда и он их не видал (Praef. in Esmher.). Затем обращают внимание на чистоту греческого языка добавлений, совсем несвойственную переводным памятникам. Эту чистоту, впрочем. признают и католические ученые, но объясняют ее, особенно в персидских указах (3:13; 8:12), тем, что у Персов чиновники знали языки подчиненных народов и к каждому народу писали указы на его языке ( Есф.3:12 ). Но этот довод, разумеется, применим лишь к двум обозреваемым отделам, содержащим царские указы: 3:13 и 8:12, но уж очень неприменим к 1:1; 4:17; 10:3, где излагаются от лица Мардохея сон и молитва его. Затем католические богословы ссылаются на то, что еврейский текст книги Есфирь без вставок заключает пропуски и неясности. Протестантские ученые, напротив, видят недостатки во вставках и неестественность: излишние добавления и противоречия с каноническими повествованиями книги. Гебраизмы в неканонических отделах признают и те и другие ученые, но первые объясняют их как доказательство переводного характера с еврейского оригинала, а вторые еврейским происхождением автора добавлений. 383 Существенным из указанных доводов, конечно, остается свидетельство заключительного в добавлениях замечания о том, что повествование о Пуриме принесено Досифеем и Птоломеем и истолковано (ρμηνευκναι) Лисимахом, сыном Птоломея, в Иерусалиме (10:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Таковой, приобретя в себе источник и корень всех душевных страстей, считает себя выше и бесстрастнее всех людей и никогда не верит, что есть кто-то превосходящий его в ведении, деле и созерцании, а от того и уничижает всех, не верит в даваемые тем от Бога дарования и, завидуя, клевещет; уверяет всех, что одни [дары] – лживы, другие же – невозможны, и таким образом он стаскивает вместе [с собой] и других в ту же пропасть зависти, неверия и погибели. Достойно вкушающий же плоть Сына Божия и пиющий Его кровь 375 если не ведает ясно, точно, ощутительно и познавательно, что он «в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает» 376 , еще не вполне достойно причастился сих Таинств. Ведь кто даже из самых бесчувственных и мертвых не признает бывшего в нем единения с Богом? И если «ядущий Его плоть и пиющий Его кровь имеет жизнь вечную» 377 «и на суд не придет, но перешел от смерти в жизнь» 378 , то совершенно ясно: не знающий, что он «имеет жизнь вечную», и не ведающий перехода от смерти к жизни, словно перешедший из темного жилища в световидное и сверкающее, еще не познал таинство домостроительства Божия и не стал причастником жизни вечной. Если же Он и верующим в Него обещал дать Духа Святого 379 наподобие «источника воды, текущей в жизнь вечную» 380 , и рек, текущих из чрева Его 381 , тогда как не узревающий ежедневно в себе такового и прочего, что Господь, по Его словам, даст и сотворит с верящими Ему, может назвать себя совершенным верующим? Кто из имеющих ведение Бога и сострадание не восплачет от души о том, кто полагает, что сие подобает одним апостолам и древним отцам, и утверждает, что мы, подвизаясь, не должны надеяться стать подобными и равными им, не сравнивать наши [обстоятельства] с оными и оные – с нашими? Если Бог буквально вопиет: «Будьте святы, потому что Я свят» 382 , и еще: «Будьте подобны Отцу вашему, Который на небесах 383 " , и апостол: «Будьте подражателями мне, как я Христу» 384 , – то вводящий противоположные законы очевидно является антихристом и богоборцем, ибо говорит: «Одно – у них, а иное – у нас. Иначе Бог возлюбил и помиловал оных, удостоив их Святого Духа и великих даров, а иначе расположен к нам и едва простит, – говорит он, – нам, кающимся, злостраждущим и плачущим, грехи и спасет нас, потому что невозможно нынче стать нам как оные [апостолы] или как святые отцы наши». И, кроме того, он утверждает не только то, что это невозможно, но и называет дерзающих говорить, что сие возможно, гордецами и кощунниками, которым, по его словам, даже не нужно внимать и вообще слушать их; напротив, он велит избегать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Для того чтобы осуществилась правда в мире и побеждены были страдания, необходимо: «полное внутреннее преодоление тварного эгоизма, отказ твари от собственной своей воли и полная, беззаветная ее отдача себя Богу. Это – решимость не иметь собственной жизни, а жить исключительно жизнью божественной, стать сосудом Божества. Иными словами, первым обнаружением совершенного соединения Бога и твари должна быть совершенная жертва 382 . Такую жертву и принес Господь наш Иисус Христос на Голгофе за весь род человеческий. добровольная смерть Богочеловека именно и означает восстановление связи человека с Богом, с вечной жизнью, достижение полноты радости в Боге, что и составляет положительный конец жизни, ее смысл 383 . «Путь, который ведет к этой радости, есть путь величайшей скорби, – говорит Евгений Трубецкой , – крестный путь» 384 . Этот путь указан Господом в Евангелии: «Вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» 385 . «С первого взгляда этот ответ святого Евангелия на вопрос о смысле страданий может показаться не удовлетворительным. Разве простой психологический факт забвения страдания под влиянием другого сильного впечатления радости может служить достаточным оправданием страдания? Что из того, что человек о нем забывает!.. Страдание может быть оправдано, – говорит Евгений Трубецкой , – лишь постольку, поскольку между ним и благим смыслом жизни есть не внешняя только, а внутренняя связь, т. е. Поскольку величайшее страдание жизни просветляется и озаряется до дна всей полнотой мирового смысла» 386 . Ведь истина, возвещенная Евангелием, не является чем-то чуждым и внешним по отношению к нам: в своем внутреннем опыте мы можем найти ее подтверждение. Связь между страданием и благим смыслом жизни существует. «Мы познаем ее в минуты величайшего духовного просветления и восторга. О ней свидетельствуют тогда изобильные слезы радости: кто не страдал, тому недоступны эти слезы, которые выражают собой и полноту переживаемого блаженства и полноту пережитой муки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

Из 73 псалмов, надписанных именем Давида, большая часть 372 , кроме его имени, имеют в своих надписаниях множество других еще, частью исторических и преимущественно археологических указаний, которые в свою очередь представляют более или менее ясные и определенные, прямые или непрямые свидетельства о их Давидовом происхождении. Так в надписаниях 14 псалмов, кроме имени Давида, как писателя, находятся еще более или менее подробные указания исторических поводов к написанию псалмов из обстоятельств жизни и царствования Давида. Каковы по хронологическому порядку указываемых событий надписания следующих псалмов: 58-го: «когда Саул послал стеречь дом, чтобы умертвить его» (Давида) 373 ; 55-го: (молитва) «когда Филистимляне захватили его в Гефе» 374 , и 33-го: (благодарение) «когда он пред Авимелехом притворился безумным и, быв изгнан от него, удалился» 375 ; 51-го «когда пришел Доиг Идумеянин и донес Саулу, что Давид пришел в дом Ахимелеха» 376 ; 56-го: «когда он (Давид) убежал от Саула в пещеру», и 141-го: «молитва, когда он был в пещере» 377 ; 53-го: «когда пришли Зифеи и сказали Саулу: Давид скрывается у нас» 378 , и 7-го: «относительно Куша из племени Вениаминова», под которым обыкновенно разумеют Саула или кого-либо из единоплеменных ему коварных слуг его 379 ; 59-го: « когда он (Давид) воевал с Сирие Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил 12 тысяч Идумеев в долине Соляной» 380 ; 50-го: «когда приходил к нему пророк Нафан, после того как он вошел к Вирсавии» 381 ; 3-го: «когда он (Давид) бежал от сына своего Авессалома», и 62-го: «когда он (во время этого бегства был в пустыне Иудейской» 382 ; 17-го: «когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула» 383 , и 29-го: «при обновлении дома», под которым, по всей вероятности, следует разуметь освящение места для будущего храма после избавления от моровой язвы 384 . Такие надписания составляют исключительную принадлежность одних только псалмов, надписанных именем Давида, и все вполне согласны с историей его жизни и царствования, так что, если вообще существование песней Давидовых в Псалтири не подлежит сомнению и справедливо свидетельство премудрого сына Сирахова, что песни его имели отношение к разным событиям и обстоятельствам его жизни 385 , то содержащиеся в этих надписаниях указания поводов к написанию псалмов из событий жизни Давида с первого взгляда уже представляются очень вероятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Почтим дар Примирителя – мир – дар, который, уходя от земли, Он оставил нам ( Ин. 14, 27 ) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань – брань с сопротивной силой. ...Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить. Посмотрите на уставы состязаний и на подвиги борцов: у них часто лежащий внизу одерживает победу над теми, которые были наверху. И мы будем подражать им... Святитель Григорий Богослов ( 18, 244 ). (Апостол) Павел говорит: «Делая добро, да не унываем» ( Гал. 6, 9 ). Так мы поступаем и в домашних делах: когда двое ссорятся между собою, отведя каждого в сторону, даем им противоположные советы. Так поступил и Бог, так поступил и Моисей, который говорил Богу: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей» ( Исх. 32, 32 ). А израильтянам повелел убивать друг друга, не щадя даже и родственников. Хотя эти действия одно другому противоположны, однако то и другое клонилось к одной цели. Святитель Иоанн Златоуст ( 41, 391 ). «И обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф. 6, 15 ). Обратите внимание на то, что так именовал он некоторую силу души, потому что ногами мы выходим к Тому, Который говорит: «Я есмь путь» ( Ин. 14, 6 ), и их мы должны обуть в готовность благовествовать мир. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17 Киев, 1903, с. 383. Поведали нам святые старцы такой случай. Один монах пришел из Скита посетить своих отцов, живших в месте, называемом Келлии, где множество монахов пребывало в отдельных келлиях. Так как в то время не нашлось свободной келлии, в которой он мог бы побыть, один из старцев, у которого была другая келлия, незанятая, предоставил ее гостю. К скитянину начали ходить многие из братий, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие. Увидел это старец, предоставивший ему келлию, и уязвился завистью. Он стал негодовать и говорить: «Столько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходят братия, разве очень редко, и то в праздничные дни, а к этому льстецу почти ежедневно приходит множество братий».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пс.34:4,21,25–26;37:13 ). 17–18. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни. В то время, как злодеи, ищущее души Давида, чтобы погубить ее, не успеют в этом, и покроются стыдом и позором за эту свою бессильную злобу, все другие, ищущих Господа, именно милости и спасения от Него, пусть возрадуются и возвеселятся – видя, как бессильна злоба, как позорно коварство; и все, видящие спасение Тобою невинного, радуясь этому торжеству правды над коварством и кротости над злобой, пусть всегда непрестанно говорят: «да возвеличится Господь», разумеется – в делах Своей милости и в прославлении оной. Но среди всех таких ищущих и любящих спасение от Господа сам же Давид и первый он призывает Господа на помощь и заступление. «Я нищ и убог, говорит он с искренним смирением, но Господь будет иметь попечение о мне, как промыслитель, являющий бесчисленные чудеса Своей милости» (ст. 6). И, в сознании безмерной милости Божией и неотложной необходимости ее, для себя, Давид восклицает: «Ты помощник мой и избавитель мой: Боже мой, не закосни не замедли! т. е. поспеши на помощь мне против врагов, ищущих погубить душу мою (ст. 12 и 14). 4 Та же мысль выражена и в подлинном, еврейском тексте: Ты открыл – точнее – пронзил мне уши, т. е. сделал меня вечным рабом: ибо, по Закону, «если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю» и скажет господину своему: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой, потому что хорошо ему у господина его; то пусть господин его приведет его пред судей, и поставить его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом ею вечно» ( Исх.21:5–6 ; Вторз.15:16–17). – Примечательно, что в древности, напр., у Греков, раб или раба считались именно и только телом и назывались «тело мужское» и «тело женское». См. Carapanos. Dodone et ses ruines. XXXI, 2. 5 В древности, обыкновенно, отдельные книги с особым заглавием писались на свитках, т. е. длинных листах тростника – папируса или кожи – пергамена, которые свивались или навертывались на палочку с головкой, что и называется здесь главизна. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

После падения жены искушению подвергается Адам. Ева предлагает запретный плод своему мужу, и он, как о том говорит библейское повествование, вкушает его без малейшего сопротивления: И дала также мужу своему, и он ел. Почему он не возмутился поступком жены? Почему не призвал её к покаянию, не отверг её предложения? Он поступил как безропотное наивное дитя, хотя должен бы быть главой жены. Как это стало возможно? Это возможно только при одном условии: если любовь Адама к жене была больше его любви к Богу. Бог, конечно же, не только не запрещает, но и благословляет супружескую любовь и бережное милостивое отношение к тварному миру. Однако в любви Богом предусмотрена определенная иерархия, и её нарушение может стать причиной греха. Потому и Господь Иисус Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Итак, именно искажение любви в Адаме и Еве стало главной причиной их грехопадения. Сместились их ценности. Привязанности к тварному миру и семье стали вытеснять общение с Богом. На это прямо указывает Господь Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него ... То есть мнение жены для Адама стало важнее слова Божия, что возможно только при одном условии: он любил её более Бога. Поэтому, когда появился выбор между предложением жены и заповедью Бога, Адам стал на сторону жены. Эту мысль высказывают многие святые отцы. Блж. Августин считает, что Адам понимал происходящее, но нарушил заповедь Божию потому, что не хотел разлучиться с согрешившей женой. «Супруг последовал супруге, – пишет он, – не потому, что, введенный в обман, поверил ей, как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи. Ибо не напрасно апостол сказал: Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление ( 1Тим. 2:14 ). Это значит, что он не захотел отделиться от единственного сообщества с нею даже и в грехе» 383 . Такую же мысль высказывает и свт. Иоанн Златоуст : «Жена не обманывает мужа, – отмечает он, – а убеждает. Об этом свидетельствует Павел, говоря: Адам же не прельстися » ( 1Тим. 2:14 ) 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

IX 13 . И прежде всего, Ты пожелал показать мне, как «Ты противишься гордым, смиренным же даешь благодать» 379 , и как Ты милосерд, явив людям путь смирения, ибо «Слово стало плотью и обитало среди людей» 380 . Ты доставил мне через одного человека, надутого чудовищной гордостью, некоторые книги платоников, переведенные с греческого на латинский 381 . Я прочитал там не в тех же, правда, словах, но то же самое 382 со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог . Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 383 . Человеческая же душа, хотя и свидетельствует о свете 384 , но сама не есть свет 385 ; Слово, Бог , – вот «истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир», и был Он «в этом мире, и мир Им создан, и мир Его не познал». Того же, что Он пришел в Свое имение, и Свои Его не приняли, а тем, кто Его принял, верующим во Имя Его, дал власть быть «чадами Божиими» 386 – этого я там не прочел.   14 . Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось 387 «не от плоти, не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти», а от Бога, но что «Слово стало плотью и обитало с нами» 388 – этого я там не прочел. Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу; Он ведь по природе Своей и есть Бог 389 . Но что Он «уничижил Себя, приняв образ раба, уподобившись людям и став со виду как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной, – посему Бог и превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы перед Именем Иисуса преклонило колена всё, что на земле, на небе и в преисподней, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус пребывает в славе Отца» 390 – этого в этих книгах нет. Что раньше всех времен и над всеми временами неизменяемо пребывает Единородный Сын Твой, извечный, как и Ты, и что «от полноты Его» 391 приемлют души блаженство, и причастием мудрости, в Нем пребывающей, обновляются и умудряются – это там есть, но что «в определенное время умер Он за нечестивых, и Ты Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» 392 – этого там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010