65.382 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 269   II. ВОСКРЕСЕНИЕХРИСТА И СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ В книге " Деяний Апостольских " , в которой рассказывается, как апостолы проповедовали открывшуюся им веру во Христа, Своей смертью и воскресением совершившего дело человеческого спасения, особенно близок и понятен современности эпизод проповеди ап. Павла в Афинах, столицы культуры того времени, центре философии, искусства, литературы (Деян. Ап., гл. 17). Кто и в наше время, приняв в сердце истину Евангелия, захотел бы громко заговорить об этой вере, тот чувствует себя пришедшим с дикой и странной для современных ушей " ненаучной " и ненужной проповедью, представляющей " безумие для эллинов " , как бы в Афины, " этот город, полный идолов " , вступая в который, " возмутился духом " даже великий апостол. По части изобретения идолов современность оказалась даже острее, изобретательнее, тоньше, нежели греческие Афины, ибо создала еще абстрактных идейных идолов в виде всевозможных " научных " и ненаучных теорий, в которых запуталась беспомощно современная душа: в   пантеоне   65.383 2. Воскресение Христа и современное Булгаков: Два Града, 269   современных афинян имеются идолы политические, социалистические, эстетические, научные. И это уже не то наивное, простодушное идолопоклонство, которое было свойственно дохристианскому миру, здесь чувствуется более редкий, сознательный и упорный дух противления и идолопоклонства, вооружившийся силой знания, отвлеченной мысли, тонких чувствований. Поздний предрассветный час кладет более резкие и густые тени, нежели час ранний, сумеречный. " Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое " , – черта, целиком сохранившаяся и у теперешних афинян, столь падких до всяких как эстетических, так и умственных развлечений. Поэтому афиняне привели ап. Павла в ареопаг и говорили ему: " Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобой, ибо что-то страшное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? " Однако, когда ап. Павел изложил пред ними учение о Боге и о Христе, в достаточной степени удовлетворившие свое любопытство афиняне, услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: " Об этом послушаем тебя в другое время " , так что ап. Павел " вышел из среды их " , и только  некоторые,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Оно составляет дополнение к возвещенной пророчеством Иакова покорности Мессии со стороны всех народов. Пророчества Царя и Пророка Давида и других псалмопевцев 378 . Учреждение в народе новой, небывалой до того времени власти царской давало богатый материал к раскрытию царского достоинства лица Мессии и всего величия Царства Его. Главным истолкователем этого события был Царь и Пророк Давид. Он указывает, прежде всего, что царская власть есть уже не образ только будущего мессианского Царства, а как бы самое начало ее. Так как Мессия должен быть потомком Давида, то царство Давида и преемников его есть то же, что заря перед днем. Как на рассвете утра, говорит он по книге Царств, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое ( 2Цар.23:4–5 )? Немало вдохновляли его и самые свойства царствования как его самого, так и сына его Соломона. Особенно часто останавливался пророческий взор его на следующих чертах этих двух царствований: на славе их, на внутреннем общении с Богом, плодом которого была эта слава, и на мире, который господствовал в царствование Соломона. Говоря по их поводу, пророк усматривал, что Царство Мессии будет еще славнее, что общение с Богом будет в нем еще теснее и что мир в нем будет совершеннейший. Самыми замечательными в этом случае псалмами нужно признать: 2-й, 71, 109 и 44. В псалме 2-ом пророк изображает могущество Царя – Мессии, указывает на тщету восстающих против Него, называет Его Сыном Божиим, и призывает все народы относиться к Нему с благоговением и надеждами 379 . В псалме 71-м пророк прибавляет, что главная сила, которою победит Царь – Мессия народы, будет заключаться в правде, кротости и любви Его 380 . В псалме 109 пророк говорит, что Мессия есть Господь, сидящий одесную Господа, и что Он есть не только Царь, но и священник, священник во век по чину Мельхиседекову 381 . В псалме 44 – пророк, под образом брака царя с дочерью царя, изображает тесный союз Христа с Церковью , причем царь уже прямо называется Богом ( Пс.44:7–8 ) 382 . Не одну, впрочем, славу Мессии и Царства Его изображал пророк; он изобразил и изобразил с поражающею ясностию и уничижение его. Сюда относятся, главным образом, псалмы: 15, 21 и 40. В них говорит он: о Его страдании ( Пс.21:7–10 ), о предательстве Его близким Ему человеком ( Пс.40:10 ), о разделении риз ( Пс.21:19 ), о воскресении Его ( Пс.15:10 ), об обращении к Нему язычников ( Пс.21:28 ) 383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Но в способе оправдания мессианского значения, – эти экзегеты вполне расходятся. Большинство новейших западных экзегетов, напр. Генгстенберг 382 , Боль 383 и Баде 384 и т. п., приходят к тому заключению, что певец, говоря здесь вообще о человеческом достоинстве, указывает вместе и на Мессию, как необходимо заключающегося между людьми. Они так. обр. допускают, что здесь говорится о Мессии не прямо и непосредственно, а в дальнейшем смысле. Этот дальнейший смысл некоторыми доводится до такой отдалённости, что в конце он оказывается тождественным с тем, который указывает Куртц 385 . По мнению же Куртца сам псалмопевец вовсе не имел пред своими глазами Мессии, только читатель сам может приходить к мысли о Мессии чрез сознание несоответствия действительности тому, данному при творении, определению человека, которое изображается здесь 386 . Совершенно в обратном виде представляется дело по святоотеческому объяснению этого места. По этому объяснению псалмопевец в пророческом вдохновении сначала и прежде всего говорит о Мессии, а потом уже чрез Него и о человеке вообще, в обновлённом его состоянии. Это объяснение ведёт своё начало ещё от св. Ап. Павла. Во 2 гл. послания к Евреям, приведши насколько доказательств в пользу необходимости веры во Христа, он говорит: „ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную”, (в первой главе Апостол говорил словами псалмопевца о будущем изменении земли ср. 10–12 ст. 1 гл. Евр. с 26 и 28 ст. Пс. 101 .); напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: „что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами и пр… „Все покорил под ноги его”. Когда-же покорил ему всё, то не оставил ничего не покорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорно, но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, который не много был унижен пред Ангелами, дабы ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” и пр. (ст. 5–10). Здесь не только ясно указано, что слова 5–9 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

(Той же службы кан. п. 6, троп. 1 и 2). Пророческое благословение Иаковом сыновей Гл. 49, 3 Рувим, пéрвенец мóй, ты крепость моя и начáло чáд моих: жéсток терпети и жéсток упóрник Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества «Посредством Рувима по справедливости обозначается Израиль, первородный по времени, но жестокий, упорный и оскорбитель» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 257). Гл. 49, 5 Симеóн и Левий брáтия совершиста обиду от вóли своея Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их Гл. 49, 6 в совет их да не приидет душá моя, и к собрáнию их да не прилепятся внýтренняя моя: яко во гневе своéм избиста человеки, и в пóхоти своéй пререзаста жилы юнцá в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своём убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца «И посредством Симеона, к которому присоединился и Левий, обозначается он же (Израиль), как готовый к скверноубийству, как бы перерезавший сверх того жилы юнца, который есть Христос. Потому что не одно только племя Иудеев уличается в дерзости против Христа, но с ним сошёлся и Левий, т. е. священный род, приседящие алтарю книжники и фарисеи» (он же ibid.; ср. тв. ч. 4, стр. 378). Гл. 49, 8 Иýдо, тебé похвáлят брáтия твоя, рýце твои на плещý врáг твоих: поклóнятся тебе сынове отцá твоегó Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего Св. Иоанн Златоуст говорит, что «благословение, данное Иуде, предзнаменовало всё то, что относится ко Христу. Так как по устроению Божьему Он (Христос) имел произойти из этого колена, то поэтому движимый Духом Святым, в словах, обращённых к Иуде, предвещает не только нисшествие Господа к людям, но и таинство воплощения, и крест, и погребение, и воскресение. Словом сказать: всё» (тв. т. 4, стр. 718; т. 6, стр. 25; «Беседы на Евангелие Иоанна» т. 1, стр. 386). Св. Кирилл Александрийский в частности находит, что «лице Иуды может указывать нам на славу царского достоинства в сошедшем с небес Слове Божием, потому что значение имени его (Иуды) есть „похвала” или „прославление” (тв. ч. 4, стр. 340–341). А словами „руце твои на плещу враг твоих”, по его же объяснению, «Иаков провозвещал, что Еммануил (т. е. Иисус Христос) легко превозможет над всеми противовостающими и победит врагов» (ibid, стр. 383).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Одним из средств такого врачевания является таинство Елеосвящения. Смысл этого таинства разъясняется в апостольском изречении: «Болен ли кто из вас? – Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Из слов апостола видно, что Елеосвящение – это таинство для исцеления больных. Христианину, изнемогающему в болезни, свойственно просить у других молитв о себе, особенно молитв церковных. И Святая Церковь через это Таинство приходит к одру болящего не только для того, чтобы восстановить человеку здоровье, но и для того, «чтобы ввести этого человека в любовь, свет и жизнь Христа, ...чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях» (181, с.313). Врачевание душевных недугов, то есть прощение грехов, сближает Елеосвящение с таинством Покаяния. Митрополит Макарий Булгаков говорит, что таинство Елеосвящения «есть не что иное, ...как восполнение отпущения грехов в таинстве Покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (156, с.305). Больной, прежде чем приступить к таинству Елеосвящения, должен быть подготовлен к нему через таинство Покаяния, но телесная болезнь не всегда дает возможность болящему принести искреннее раскаяние в своих грехах и загладить их добрыми делами или другими душеспасительными средствами. Некоторые грехи могут быть забыты, другие – не полностью исповеданы, о третьих больной может не подозревать, хотя они-то и являются причиной болезни, а тяжкие грехи иногда и после исповеди беспокоят совесть болящего. Именно для таких больных и с такой целью установил Господь таинство Елеосвящения. Несомненно, что отцу Иоанну Кронштадтскому в его пастырском служении приходилось совершать это спасительное Таинство. К сожалению, биографы умалчивают об этом, лишь только А. А Зыбин замечает, что святой пастырь «советовал болящему верующему прибегать к таинству Елеосвящения» (109, с.109). Сам же отец Иоанн в своем дневнике оставил прекрасные слова, которыми охарактеризовал благодатную силу этого Таинства: «Таинство Елеосвящения – духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия» (333, с.383).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ответ на возражение 1. Этот аргумент рассматривает избыток милостыни в смысле превышения потребностей получателя. Ответ на возражение 2. В приведенном отрывке речь идет об избытке милостыни со стороны подателя, а смысл сказанного состоит в том, что Бог не желает, чтобы человек растрачивал все свое имение сразу, за исключением тех случаев, когда он изменяет состояние своей жизни, по каковой причине далее он продолжает: «... если только мы не следуем Елисею, который заколол своих волов и накормил ими бедных, раздав все, что имел, дабы никакие домашние хлопоты не могли более удерживать его ( 3Цар. 19, 21 )». Ответ на возражение 3. В приведенном отрывке слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение», относятся к той избыточной милостыне, которая превосходит потребности получателя, которому надлежит подавать милостыню не для того, чтобы его жизнь была легкой, а чтобы оказать ему помощь. Впрочем, тут нужно иметь в виду, что люди могут находиться в различных состояниях, и те из них, которые получили более изысканное воспитание, нуждаются в лучшем питании и одежде. Поэтому Амвросий говорит: «Подавая человеку милостыню, надлежит принимать во внимание его возраст и болезни, а подчас и тот стыд, который выявляет его доброе происхождение, тем более, если он впал в нищету не по своей вине». Последующие же слова, [а именно]: «А вам тяжесть», относятся к избыточности со стороны подателя. Тем не менее, как указывает глосса, «он говорит так не потому, что было бы лучше подавать в избытке, а потому, что, опасаясь за слабых, он таким образом предостерегает их от даяния того, в чем нуждаются они сами». 381 В каноническом переводе: «Милостыня человека... и благодеяние человека сохранит Он как зеницу ока». 382 В каноническом переводе: «Заключи в кладовых твоих милостыню – и она избавит тебя от всякого несчастья». 383 В каноническом переводе: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой – искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным». 385 В каноническом переводе: «Благочестие – на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«И не убили его, и не распяли его» – ответ (на) их речи. «Но привиделось им» – т.е. было наведено сходство с ним на другого, как было выше в «Эль-Имран». И было сказано: не были знающими его личину, и убили того, кого убили, с сомнением в нем» 382 ; «И не уверовали знамениям Аллаха, и убили Его посланников неправедно. И из их изречений: они убили Мессию Ису и распяли, а правда в том, что не убили его и не распяли, но наведено для них сходство на другого, нежели он. Тогда убили иного, нежели он, и распяли его» 383 ; «Хитрость Аллаха в том, что Он подставил похожего на Ису тому, кто намеревался убить его, и убили двойника. А Иса был вознесен на небо» 384 ; «Тогда собрались иудеи на убийстве его. И известил его Аллах о том, что будет он поднят на небеса. Тогда спросил сподвижников: «кто из Вас согласится на то, что будет брошено на него сходство со мной, и будет убит и распят, и войдет в рай?» И встал муж из них, и бросил Аллах на него сходство его и был убит и распят. И было сказано: был муж, лицемеривший с ним; и вышел, дабы указать на него. Тогда навел Аллах на него сходство, и когда вышел, подумали что это – Иса, и был взят и распят. И было сказано: вошел Титанус-еврей в дом, где он был, и не нашел его. И тогда бросил Аллах на него сходство с ним, и когда вышел, подумали что он – Иса, и был взят и распят» 385 ; «И известил его Аллах о том, что Он поднимает его на небеса и очищает от соседства еврейского. Тогда сказал сподвижникам: «кто из Вас согласен на то, чтобы было брошено на него сходство со мной; тогда будет убит и распят и войдет в рай?» И сказал муж из их числа: «Я». Тогда брошено было на него сходство с Исой, и был убит и распят. И было сказано: был муж, лицемеривший с Исой; и когда пожелали убить его, сказал: «я укажу Вам на него». И вошел в дом Исы, и был поднят Иса, а схожесть с ним была наведена на лицемера. И вошли к нему и убили его, думая что это – Иса. А потом разошлись, и сказали некоторые: он – божество, которое нельзя убить. И сказали некоторые: он был убит и распят» 386 ;

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Если же он в первое Свое пришествие бесславное, безвидное и уничиженное так воссиял и такую возымел силу, что нет ни одного народа, в котором был бы неизвестен, и повсюду люди из всякого народа покаялись и обратились от своего прежнего порочного образа жизни, так что и демоны повинуются имени Его, и все начальства и царства трепещут имени Его более всех умерших: то неужели во время славного Своего пришествия он не поразит всех ненавидящих Его и несправедливо отступивших от Него, а Своих последователей не успокоит и не даст им все ожидаемые блага? Итак, нам дано и слышать, и разуметь, и спасаться чрез этого Христа и знать все, что принадлежит Отцу. Посему Он сказал Христу: «важно для Тебя называться рабом Моим, восставить колена Иакова и обратить рассеяния Израиля. Я сделал Тебя светом народов, чтобы Ты был спасением их до пределов земли» 379 . Глава 122 Вы думаете, что эти слова сказаны о пришельце 380 и прозелитах: но на самом деле они сказаны о нас, просвещенных чрез Иисуса. Ибо Христос конечно дал бы свидетельство и им; но ныне, как Он сам говорит, – «вы сугубо сыны геенны» 381 . Впрочем, не к ним относятся приведенные слова пророков, но к нам, о которых Писание говорит: «Я поведу слепых по пути, которого они не знали, и они будут ходить по дорогам, которые были неизвестны им. И Я свидетель, говорит Господь Бог, и слуга Мой, которого Я избрал» 382 . Итак, о ком свидетельствует Христос? Ясно, что об уверовавших. А прозелиты ваши не только не веруют, но вдвое больше, нежели вы, хулят имя Его и стараются предать смерти и мучениям, нас верующих в Него, ибо стремятся во всем уподобиться вам. И еще в другом месте Он восклицает: «Я, Господь, призвал Тебя в правде и удержу за руку Твою и укреплю Тебя. И Я дам Тебя в завет рода, во свет народам, чтобы открыть глаза слепых, вывести узников из заключения» 383 . И это, государи мои, сказано о Христе и о язычниках просвещенных. Или вы опять скажете, что о законе и о прозелитах Он так говорит? Тогда, как будто в театре, закричали некоторые из пришедших во второй день: – Что же? разве не о законе и о просвещенных им Он говорит? Это и суть прозелиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

237 . Об этом я заговорил затем, чтобы показать, что св. Давид с его евангельской настроенностью (evangelico spirito) не только не оскорблялся, но даже благодарил ругателя и скорее радовался, чем раздражался (наносимыми ему) обидами, за которые он надеялся (arbitrabatur) получить воздаяние. Так, он, будучи совершенным, искал еще большего совершенства. Как человек, Он возгорался негодованием за несправедливость (в отношении к нему), но как добрый воин, он побеждал (негодование) духом, как храбрый атлет, (невозмутимо) переносил (все оскорбления). Он ждет (того времени, когда ему) не придется уже сносить обид (patientiae autem finis) и когда наступит исполнение данных ему обетований (promissorum exspectatio), почему и говорил: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, чтобы я знал, что недостает мне» ( Пс.38:5 ) 382 . Он спрашивает об исполнении (finem) небесных обетований или о том, когда каждый 383 восстанет в своем порядке: «Первенец Христос, потом Христовы, которые уверовали в пришествие Его, а затем конец» ( 1Кор.15:23 ) 384 . Ибо, когда предаст царство Богу и Отцу и упразднит всякое начальство, как сказал Апостол, тогда наступит конец. Здесь совершенные отличаются (природными недостатками (impedimentum), естественной слабостью, а там будет полное совершенство. Потому (Давид) и спрашивает о тех днях вечной жизни, которые еще настанут, а не о тех, которые уже канули, чтобы знать, чего ему недостает, какова земля обетования, постоянно плодоносящая, какое первое у отца жилище, какое второе, какое третье, в которых каждый по мере своих заслуг найдет успокоение 385 . 288 . Итак, нам нужно искать то, в чем есть совершенство, в чем есть истина. Здесь тень, здесь образ, а там истина. Тень в законе, образ в Евангелии, а истина в небесном ( Евр.1:1 и сл.). Прежде приносился в жертву агнец и телец, теперь приносится Христос, но приносится как человек, как подверженный страданиям; и (в то же время) Он приносит Сам Себя, как Первосвященник (sacerdos), чтобы отпустить нам грехи; здесь в образе, там в истине, – там, где Он выступает пред Отцом, как ходатай за нас 386 . Здесь мы ходим во образе, во образе и видим, там же, где полное совершенство, там лицем к лицу, потому что всякое совершенство возможно только (est) в истине. Глава XLIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В седьмой казни мы первый раз видим поражение египтян с трагическим концом для их личной жизни: по крайней мере библейское повествование не упоминает о смертных случаях среди населения Египта при первых шести казнях; но и теперь этот новый акт строгого суда Божия сопровождается или – точнее – предваряется актом величайшего милосердия Иеговы, Который повелевает Моисею предупредить об опасности египтян и через это делает разделение между людьми, боящимися слова Господня ( – Исх.9:20 ), и теми, которые по ожесточению или небрежению не внемлют словам Моисея. Пошли собрать 380 стада твои, говорит Моисей фараону, и все, что есть у тебя в поле, на всех людей и скот, которые останутся в поле, и не соберутся в домы, падет град и они умрут ( Исх.9:19 ) 381 . Торжественно возвестив фараону это предостережение, Моисей простирает свой чудодейственный жезл к небу, и хляби небесные разверзаются, изливая страшный гнев Божий на египтян: молния, сопровождаемая раскатами грома 382 , стелется по земле как водный поток 383 , подобно дождю падает на землю град, – град настолько сильный, что такого не было во всей земле египетской со времени населения её, с градом падает на землю пламя 384 . Чтобы составить себе представление о том подавляющем ужасе, которым должна была поразить египтян седьмая казнь, нужно знать, что феномены природы, послужившие орудием её, если и не были необычными в Египте, особенно в Нижнем, во всяком случае были редки и случались в незначительных размерах, переступая которые они становились предметом суеверного страха египтян. Известно, что нет другой страны на земле, которая бы получала из атмосферы так мало дождя, как Египет, особенно Верхний 385 . По свидетельству Плутарха, в Верхнем Египте атмосферная влажность никогда не сгущается в дождевые капли 386 . Геродот рассказывает об одном случае дождя в Фивах во дни Псамменита, указывая на это обстоятельство как на νρσιον πργμα (несчастье), и прибавляя, что по свидетельству самих жителей Фив ничего подобного не было ни прежде, ни после 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010