Мы можем понять, насколько велико торжество Пасхи, из того, что пожелал совершить Господь и Спас наш. Блаженство этой Пасхи вожделелось ангелами, вожделелось Законом, вожделелось праведниками, вожделелось пророками, но тогда еще не пришло его время. Некогда торжество этой Пасхи было замыслено в Законе, но замыслено в нем только как прообраз. Но то, что Закон замыслил как прообраз, Христос Господь совершил поистине. Ибо истинная Пасха – это страдание Христово, от которого она и получила имя «Пасхи» 377 . Это явно показано апостольским словом, когда говорится: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему, – как сказал тот же апостол, – станем праздноват не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» 378 . Итак, нужно извергнуть всякую закваску лукавства и греха из наших сердец, чтобы чистым сердцем и правой совестью стать, словно пресные хлеба, дабы достойно праздновать Пасху Христову. 2 . Если же мы оставим в сердце закваску греха и лукавства, то будем недостойными праздновать Пасху Господню. Поэтому сказал апостол: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны " 379 . Мы пресны и бесквасны, если останемся без закваски лукавства. Мы пресны и бесквасны, если чужды всяких дрожжей греха 380 . Ведь «малая закваска, – как сказал апостол, – квасит все тесто» 381 . Мы должны очищаться и освобождаться от всяких дрожжей греха, чтобы удостоиться вкусить торжества Пасхи, о котором Господь сказал Своим ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию пасху " 382 Вместе со Христом вкушаем Пасху и мы, ибо Он питает 383 тех, кого спасает. Ведь это Он – Установитель Пасхи, Он – Установитель таинства, совершивший праздник этой Пасхи для того, чтобы подкрепить нас пищей Своего страдания и освежить нас спасительной чашей. И поскольку Господь пожелал сделать нас причастниками столь великого праздника, будем молиться, чтобы принять Его таинства достойно, дабы удостоиться по праву получить благословение от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

—133— крешён во славе, и родом из Назарета, как не Иисус Христос, то есть Тот, Кто прежде всякого века неизреченно рождён от Отца, а в последнее и пришедшее к краю века время – и телесно от жены? Так, стало быть, тот, кто принимает веру в Него, получит особенную почесть – он будет именоваться сыном Божиим; ведь сказано, что тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Дело в том, что дабы иметь Ему во всём первенство ( Кол.1:18 ), Он, с одной стороны, родился 379 . С другой же стороны, поскольку Он есть начаток творения, воссоздаваемого через освящение Богом, то прежде всех других и Сам показан рождённым от Духа, 380 мужа и жены; и не потому, что Он осуждает естество на бесчестие и посмеяние – ведь брак честен ( Евр.13:4 ) и Сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их ( Мф.19:4 ) 381 , – но уже некоторым образом причисляя человечество к большему и несравненно высшему. А именно, Он желает, чтобы ещё и мы именовались рождёнными от Духа, а не от мужей. Действительно, Он говорит: Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; все же вы братья ( Мф.23:8–9 ). Следовательно, —134— веровать в Него – дело совершенно безукоризненное. Более того, это даже вознаграждено забвением прегрешений. Ведь вот что пишет избранный Павел: Однако же узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса < > 382 ( Гал.2:16 ). И я нисколько не поколеблюсь сказать, возвращаясь к тому, что уже и говорил прежде, что Христом Иисусом считается не обнажённое и Само по Себе Слово от Бога, но когда Оно восприняло человечество и 383 с плотью. А на то, что Он таков, и видится таким, и пребывает в нашем облике, Отец указал святым апостолам, когда свыше раздался именно этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его послушайте ( Мф.17:5 ). Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нём, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадёжных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Рукописание» – χειργραφον – написанное собственною рукою, долговая расписка. 381 Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх.24:3 ; ср. Втор.27:11–23 ). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью 382 («пригвоздил ко кресту» – ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», – отвечает святой Иоанн Златоуст , – «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». 383 На кресте, кроме «надписи» ( Ин.19:19 ), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ) и «вознес их Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Крест Христов освящен Кровью Его ( Кол.1:20 ). «Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого. 384 3) Крест – виселица. Слово Божие именует орудие страданий Иисуса Христа «крестом», а не «виселицей», как хулят сектанты. Они думают, что страдания и крестная смерть Спасителя были для Него позором, унижением, но такое понимание Им осуждено: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Нередко с нашими молитвами происходит нечто дивное. По всеведению Своему Бог слышит все их, но иногда поступает совсем несогласно с ними, и всякий раз несравненно лучше для нас, чем мы сами того просим или ожидаем. В подтверждение этого приведем один замечательный пример. Великий учитель церкви блаженный Августин до своего обращения ко Христу проводил в высшей степени нечестивую жизнь. Об этом глубоко скорбела его благочестивая мать Моника. Много лет она молилась об обращении своего сына, но, как ей казалось, совершенно напрасно. В 383 году Августин вознамерился оставить мать и отправиться в Рим. Благочестивой Монике это было весьма нежелательно, ибо Рим был тогда городом безнравственным, и она боялась, что сын ее сделается там еще большим грешником. Поэтому она усердно молилась, чтобы Бог воспрепятствовал Августину исполнить намерение свое. Но Августин, вопреки желанию матери, ночью сел на корабль и отплыл в Италию. Глубоко была опечалена этим Моника; она не могла понять, почему Бог не слышит ее столь усердную молитву. Но на самом деле Бог слышал ее. В Италии Августин, подобно упоминаемому в Евангелии блудному сыну, впал в великую нужду. В таком состоянии он отправился в Медиолан. Здесь он вошел однажды в церковь , в которой проповедовал тогда святой Амвросий. Проповедь эта потрясла его душу, и Августин обратился ко Христу. Этим были исполнены все бесчисленные молитвы благочестивой матери его, хотя последняя молитва ее, казалось, и оставлена была без исполнения. Об этом говорит сам Августин следующим образом: «усердно и со слезами она (т.е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествия, но Ты, по непостижимому совету Своему, услышал главный предмет всей ее молитвы за меня и не исполнил того, о чем она просила тогда, чтобы исполнить на мне то, о чем она просила всегда». Так, вся эта история научает нас не только быть постоянными в молитве, но и совершенно предавать себя в волю Божию и не отчаиваться, когда по-видимому молитвы наши остаются неуслышанными. Все мы твердо должны помнить при этом следующие слова, изреченные Богом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Еще одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

(383) Чем более совершенным образом наши приношения и наша жертва уподобятся Жертве Господа, то есть чем больше пожертвуем нашу любовь й наши похоти и чем больше мы распнем нашу плоть этим мистическим распятием, о котором говорит Апостол, тем более обильными будут плоды умилостивления и искупления, которые мы пожнем для себя и для других. Ибо существует чудесная связь между верными и Христом, подобная той, что связывает голову с членами тела, и это таинственное общение святых, которое мы исповедуем в католической вере, делает так, что каждый человек и все народы соединены не только между собой, но и с «Тем, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» [ Еф 4, 15–16 ]. Это то, о чем незадолго до смерти Христос Иисус, Посредник между Богом и людьми, просил Своего Отца: «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» [ Ин 17, 23 ]... (384) Добавим, что Искупительные Страсти Христа возобновляются и как бы продолжаются и завершаются в Его мистическом Теле, Которое есть Церковь . Ибо, говоря опять словами св. Августина, «Христос претерпел все, что Он должен был претерпеть... мера Его страданий теперь полна... То есть страдания были претерпены, но в Главе; остались еще страдания Христа в Его Теле» 170 . Сам Господь Иисус пожелал сказать нам это, когда, обращаясь к Савлу, который дышал угрозой и истреблял Его учеников: «Я Иисус, Которого ты гонишь» [ Деян 9, 1 и 5], дал ясно понять, что преследования, развязанные против Церкви, достигали и истязали самого Божественного Главу Церкви. Поэтому правильно и справедливо, что Христос, Который еще страдает в Своем мистическом Теле, желает иметь нас спутниками Своего Искупления. Ибо, будучи «телом Христовым, а порознь – членами» [ 1Кор 12, 27 ], все члены Тела должны претерпеть то, что претерпевает Глава [ 1Кор 12, 26 ]. Энциклика «Mystici Corporis» папы Пия XII 171

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

75 . Чтó же касается встречающегося в апостольских посланиях наименования христиан «святыми», то оно отнюдь не имеет в виду одних только совершенных, но всех вообще членов Церкви. «Как смеет кто у вас», пишет Ап. Павел в 1Кор. 6, 1 , «имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Ст. 5. 6: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного…, но брат с братом судится и, притом, пред неверными?» В приведенных словах очевидно тождество между язычниками, называемыми «неверными» и «нечестивыми», с одной стороны, и христианами, безразлично называемыми «святыми», – с другой. – Во 2Кор. 1, 1 ; Кол. 1, 2 Апостол обращается с речью к «святым», под которыми, с точки зрения рассматриваемого учения, должно разуметь действительно совершенных членов Церкви, а не являющихся таковыми по одному имени. Но с этим не согласно дальнейшее содержание взятых посланий. Если Апостол писал свои послания только к святым , то каким же образом во 2Кор. 13, 2 он обращается к тем же святым с таким суровым предостережением: «я предварял и предваряю», пишет Апостол, «как бы находясь у вас во второй раз, и теперь отсутствуя пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу»? Точно так же, с разбираемой точки зрения, остаются малопонятными увещания Ап. Павла к «святым» членам Колосской Церкви – воздерживаться от «блуда, нечистоты, страсти, злой похоти и любостяжания» 3, 5. Малопонятными остаются также и увещания Ап. Петра, с которыми он обращается к «народу святому» 1Петр. 2, 9 , потому что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» Мф. 9, 12 . 76 . Далее, в Рим. 1, 7 Ап. Павел преподает благодать и мир «всем… призванным святым». Во 2Кор. 8:4, 9:1 читаем о материальном вспоможении «святым». Но ни благодатная, ни естественная помощь не предназначалась для одних совершенных членов Церкви. Апостолы более, чем кто-либо, помнили слова Спасителя Мф. 5, 44. 46 : «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;… ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» Немощные члены тела нуждаются и в наибольшем о них попечении 1Кор. 12, 23 . – И члены ветхозаветной Церкви также назывались Втор. 33, 3 ; 1Цар. 1, 9 «святыми», , однако не в протестантском смысле, но как народ завета, посвященный Богу во Христе 382 . Итак, христианине называются в апостольских посланиях святыми не потому, что они безгрешны и составляют из себя невидимую Церковь , но потому, что носят в себе спасение в виде зачаточной силы такого религиозно-нравственного развития, которым освящается их личная жизнь 383 . §VI

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

[Вот я и дети, которых дал мне Бог . И будут знамения и чудеса в доме Израиля от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И если скажут вам: поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева, – то не должен ли народ искать своего Бога? О чем спрашивают мертвых о живых? Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово, за которое не следует давать даров 380 ] I. " Дай мудрому повод, и он будет мудрее» 381 , – сказало божественное 382 слово. Получая у священнейшего апостола повод к пониманию пророческих изречений, помолимся Богу, чтобы мы получили мудрость апостолов и смогли стать мудрее благодаря поводу для объяснения Пророков. Апостол, вспоминая это изречение: «Вот я и дети, которых дал мне Бог», – делает затем вывод и объясняет: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови] , дабы через смерть упразднить имеющего державу смерти, то есть диавола (Zabulum), и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» 383 . Итак, поскольку дети сделались общниками крови и плоти, то и Спаситель наш причастился плоти и крови. Его божественной природе было чуждо принятие крови и плоти; но ради нас то, что было чуждо Ему, Он принял, чтобы нас, ставших чужими через грех , соделать Своими домочадцами. И вот апостол изложил это, говоря: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови]». Я же сказал бы, что, как дети причастны крови и плоти, и Он непосредственно стал общником оных, так, поскольку дети не могут слышать более действенные слова, однако детям необходимо слышать речения Бога, ради этого Он воспринял кровь из-за детей, причастных плоти и крови, говоря как бы с младенцами, изрекая не божественное и невыразимое, но только то, что младенцы могут понять. А младенцы – это все люди в сравнении с совершенством Слова. Пусть назовешь ты Моисея; может, упомянешь одного из пророков, может – Иоанна, больше которого нет среди рожденных женами 384 ; может, пойдешь ты к апостолам: к Петру, которого не пересилят врата преисподней 385 , или к Павлу, который был восхищен до третьего неба и услышал неизреченные слова 386 , – ты не отнимаешь их славы, говоря, что и они в том, что постигли – в сравнении с тем, что осталось для них непостижимым, – научены младенческому воспита­нию, которое передается людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Услышав эти слова, П. тотчас меняет свое утверждение на противоположное: «...не только ноги мои, но и руки и голову». Евангелист подчеркивает пламенность П., «горячего в сопротивлении, но еще более горячего в изъявлении согласия» ( Ioan. Chrysost. In Ioan . 70. 2//PG. 59. Col. 383). Можно предположить, что ученики продолжали возлежать вокруг стола, когда Иисус обходил их с блюдом для омовения ног, и что Иисус начал с младших и закончил П.- старшим среди 12 апостолов. Иуда-предатель был среди тех, кому Иисус омыл ноги, и, вероятно, это произошло до того, как Он подошел к П. (ср.: Ibidem). Противопоставление П. Иуде - особенность Евангелия от Иоанна. После беседы о небесном хлебе, когда Иисус спросил учеников, не хотят ли они отойти, и П. ответил от лица всех учеников, Иисус сказал: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Как отмечает евангелист, «это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин 6. 70-71). Иисус уже тогда говорил ученикам, что среди них есть «некоторые неверующие», ибо Он «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин 6. 64). Теперь, когда пришел Его час, это неверие должно быть явлено, и Иисус знает об этом. И в очередной раз делает намек на предателя: «и вы чисты, но не все». Все 4 евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды (Мк 14. 18-20; Мф 26. 21-25; Лк 22. 21-23; Ин 13. 18-30). И только Иоанн говорит о вопросе П., который последовал за этим предсказанием о предателе: П. дает знак «одному… из учеников Его, которого любил Иисус… чтобы спросил, кто это… Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин 13. 21-26). В описанной сцене обращает на себя внимание то обстоятельство, что П. проявляет инициативу, однако вопрос свой он задает не напрямую, а через ученика, «которого любил Иисус». Согласно традиц. толкованию, этим учеником был сам Иоанн (см., в частности: Ioan. Chrysost. In Ioan. 72. 1//PG. 59. Col. 389). Именно потому, что он был участником события, он смог описать его подробнее, чем др. евангелисты.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Самое замечательное место книги Иова – это эпилог, сцена встречи с его друзьями. Они старательно уговаривали его примириться с страданиями, не роптать и принять их как наказание за грехи. «Вспомни же, – говорили они ему, – погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» 383 «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца» 384 . И вот, после слов к Иову, Господь обращается к Элифазу, старшему из друзей: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» 385 . А что говорил Иов, кроме слов тоски о себе и о мире, кроме слов сомнения, непонимания и протеста? Вот что для уяснения христианства и идей Достоевского надо было бы нам учесть. Сомнения Достоевского только вводят нас глубже в Библию и показывают первоисточники его идей. Бунт Иова заканчивается не отходом от Бога, а, так же как у Достоевского, сильнейшим к Нему устремлением, но точно через какую-то борьбу с Ним. Как сказал один монах: «Это есть та борьба с Богом ради правды Божией, когда человек борется с молчанием Божиим, как когда-то Израиль боролся на утренней заре с безмолвной для него Истиной» 386 . Это одна из вершин Библии, и Достоевский из своей темноты устремлялся к ней. Уже в 1875 году, в «Подростке», он подошел к разрешению этой же загадки в рассказе Тришатова про Диккенса – в образе ребенка, тоже затравленного людьми, стоящего перед тайной солнца и Церкви и знающего, что все тайны мира в полной любви и в полной правде разрешены у Бога. В «Братьях Карамазовых» к этому ответу он прибавил еще и разоблачение той любви Ивана к страдающему человечеству, на которой должен был бы держаться весь его бунт. Достоевский любит Ивана, как и Кириллова. Из любви к нему он сближает некоторые его взгляды со взглядами Зосимы. Он оставляет окончательную его судьбу неизвестной (то есть, может быть, полной каких-то хороших возможностей). Но при всем том он показывает его после всего его бунтарства и богоборчества учителем убийцы Смердякова, нравственным убийцей своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:27 ). Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:16–17 ). § 382. Поскольку в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотское и духовное, то в том же христианине двоякий и человек – ветхий и новый: двоякий не по существу (ибо по существу человек один, так как одно тело и душа, из которых существо человека состоит), но по внутреннему устроению, наклонностям и действию. Ветхий человек иначе называется внешним, новый же – внутренним, как говорит апостол: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Еще называется ветхий плотью, новый же – духом, как тот же апостол учит: «плоть желает противного духу» ( Гал.5:17 ). § 383. Эти два человека, в одном христианине обретающиеся, как противоположны между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит апостол: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся». Чего хочет плоть, того не хочет дух, и чего хочет дух, того не хочет плоть. Что плоть хочет делать, того не хочет дух и противится тому, а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хочет это разорить. От сего сражения и брани следует то, что одно побеждает, другое бывает побеждено, ибо брань без этого не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний, и когда побеждает внешний, тогда побеждается внутренний, от чего бывает одному жизнь, а другому смерть. Так бывает и в природе, например, когда находит свет, тогда исчезает тьма; и когда наступает холод, тогда погибает теплота; и когда отходит от человека жизнь, тогда наступает смерть, ибо тление одного бывает рождением другого. То же делается и в брани этой духовной: когда умирает внутренний человек, тогда живет и преобладает внешний человек, а когда умирает внешний, тогда живет и обновляется внутренний, как говорится: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010