В самых малых делах – как дурных, так и добрых, будет строгое испытание. Подвергнемся наказанию и за нескромный взгляд, дадим отчет за праздное слово и сказанное для смеха, за злоречие, помыслы, пьянство. А в добрых делах получим награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 372 ). «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал» ( Мф. 22, 11–12 ). Под этим входом царя в дом пира для осмотра пирующих подразумевается день Суда, когда Господь откроет дела и подвиги каждого, а под именем человека, не имевшего брачного одеяния, подразумеваются все злые люди, не имеющие дел, предписываемых Законом и Евангелием и являющихся одеянием нового человека. Если кто из именующихся христианином явится в день Суда не в брачном одеянии, то есть не с делами небесного человека, но в оскверненной ризе, то есть в рубищах ветхого человека, тому Господь скажет: «Друг! как ты вошел сюда?» Называется другом потому, что был приглашен на пир, и обличается в бесстыдстве, потому что скверной одеждой нанес бесчестие святому торжеству. Сказано, что этот человек молчал; это значит, что тогда нельзя будет ни раскаяться в грехах, ни отпираться при свидетельстве всего мира. «Тогда сказал, царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 22, 13 ). ...В связании рук и ног у грешников можно видеть то значение, что руки перестанут там творить злое, а ноги – устремляться на пролитие крови. Плач же и скрежет зубов упомянуты для того, чтобы дать понятие о тяжести адских мучений. Блаженный Иероним ( 116, 382 ). Слушал ты, что «две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится (Л к. 17, 35–36). Стоящие «на кровле» – это люди на высоте 1почестей: судии, правители, цари, властелины. Ибо есть судия праведный и есть судия неправедный; праведный будет спасен из огня, а неправедный оставлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Далее следует: .    13. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Тогда решением совести связываются ноги и руки у тех, которые не хотели быть связанными для нечестивых дел исправлением жизни. Или яснее: тогда свяжет наказание тех, которых не вязало уклонение от добрых дел. Ибо ноги тех, которые не хотят посетить больного, и руки, которые ничего не дают от благостяжания нуждающимся, уже связаны волей. Следовательно, те, которые ныне связываются пороком добровольно, тогда против воли связываются наказанием. Но хорошо говорится, что он выбрасывается во тьму внешнюю. Потому что «внутренней» тьмою мы называем слепоту сердца, а «внешней» тьмою — вечную ночь осуждения. Итак, тогда каждый осужденный отсылается не во внутреннюю, а во внешнюю тьму потому, что там против воли отсылается в ночь осуждения тот, кто здесь добровольно пал в слепоту сердца. Где предсказывается плач и скрежет зубов для того, чтобы там скрежетали те зубы, которые здесь услаждались обжорством; чтобы там обливались слезами те глаза, которые здесь вращались от непозволенных пожеланий, так как подвергнутся частному наказанию порознь все члены, которые здесь служили в частности различным порокам.    14. Но по отвержении одного, в котором выражается именно совокупность всех злых, тотчас присовокупляется общая мысль, в которой говорится: «ибо много званых, а мало избранных». Возлюбленнейшая братия, весьма страшно то, что мы выслушали. Вот все мы, уже призванные, верой пришли на брачный пир Царя Небесного, и веруем и исповедуем таинство воплощения Его, принимаем брашно Слова Божия; но в будущий день суда Царь приидет. Что мы призваны, это мы знаем, но избранные ли мы, этого не знаем. Следовательно, тем необходимее каждому из нас смиряться, чем менее он знает о своем избрании. Ибо некоторые не начинали еще быть добрыми, а некоторые начали добрые дела, но не устояли в них. Иной по видимому всю жизнь провел в нечестии, но под конец жизни через слезы строгого покаяния возвращается от своего «нечестия», другой по видимому проводит жизнь избранных, и однако же случается, что он под конец жизни склоняется к нечестию заблуждения. Иной хорошо начинает добро, а еще лучше совершает оное; а другой с детства предается худым делам, и в этих самых делах, всегда делаясь хуже и хуже, умирает. Итак, каждому тем более должно бояться за себя, чем менее он знает о том, что остается, потому что, — это часто надобно повторять, и никогда не оставлять в забвении, — «ибо много званых, а мало избранных».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

евангелист Матфей. В русском переводе читаем так: «Если же раб тот скажет в сердце своем: нескоро приидет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то приидет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его .одной участи с неверными». «Там будет плач и скрежет зубов». Нерадивый, ленивый испорченный до мозга костей приставник, конечно, может найти повод к нерадению и своеволию. Господин отошел. Скоро ли он возвратится? В сердце что-то подсказывает: нет, не скоро. Испорченная душа уже радуется. Руки получают мнимую свободу совершать несправедливости и жить в свое удовольствие. И не думает неверный раб о том, что рано ли, или поздно, но возвратится ведь господин и потребует ведь отчета. Ранее или позднее, а ленивый и нерадивый должен будет понести наказание. Да и какое еще? Тяжкое, употреблявшееся у восточных народов, рассечение пополам, или распиливание. Такая казнь применялась только к изменникам, неверным людям. При мысли одной о подобной участи должно бы поднять плач. Если от приточной речи обратиться к прямому смыслу, то изречение Спасителя будет означать, что неверные приставники, неверные и нерадивые рабы, дурно пользовавшиеся дарованными им средствами к спасению себя и других, получат тяжелое наказание. Место плача и скрежета зубов именуется и адом. Оно уготовано неверным ангелам, падшим духам, а также неверующим и беззаконникам, живущим только для плоти и по плоти. Это Господь Иисус Христос выразил ясно и в дальнейших словах Своей приточной беседы. Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много: неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, ему же дано будет много, много взыщется от него: и ему же предаша множащие просят (истяжут) от него ( Лк.12:47–48 ). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». В притче о талантах эта же мысль о соответствии требований дарам (талантам) выражена еще более сурово: «итак, возьмите у него талант, и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, a у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 28–9 ). Здесь приоткрывается тайна суда, который требует от каждого исполнения своего долга. Не выполненный долг выполняется другими, а не выполнивший лишается своего дара и извергается во тьму внешнюю: ему предстоит изживание своей пустоты. Однако и это есть лишь начало, исходное определение его судеб и его пути, но не конец: плач и скрежет зубов во тьме внешней все-таки свидетельствует о жизни духа, уведавшего всю меру своего отпадения и терзаемого муками раскаяния. Но эти муки спасительны для него, как и всякое раскаяние. И кто же может утверждать, что в ответь на эти муки не принесется веяние Духа Божия? Одной из догматических предпосылок учения о вечных муках в смысле их неизменной бесконечности является утверждение о невозможности покаяния, как за гробом, так и за гранью Страшного Суда. Однако эта невозможность находится в явном противоречии с действенностью молитв об усопших, и к тому же не имеет для себя и библейского основания. Ибо принятие молитвенной помощи уже предполагает встречное движение душ усопших, в соответствии общему факту, – действенности духа, которому свойственно непрерывное продолжение жизни и зарождающиеся отсюда новые самоопределения. Действительно, за гробом уже исчезает возможность земного действия, при участии души и тела (по католической доктрине, opera meritoria), прямого участия в делании истории. Но развоплощение в смерти не уничтожает действенности духа. Это явствует из участия святых своими молитвами в жизни мира и в человеческой истории, как это раскрыто в Откровении (7, 9–17; 8 1–4; 14, 1–4; 15, 1–4; 20, 4–6) и как это вытекает из верования Церкви в помощь святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Иов.19:17 .  Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Иов сделался невыносим даже для самого близкого существа, своей жены; ей противно зловонное дыхание прокаженного, и он должен просить ее помощи во имя «детей чрева своего». Кто разумеется под «детьми чрева моего», остается несказанным. Детей в собственном смысле Иов не мог будто бы разуметь, так как они умерли. Детей от наложниц, как понимают LXX: « υος παλλακδων» – «сыны подложниц», также, потому что в книге о них нет упоминания, и, кроме того, Иов представлял образец целомудрия ( Иов 31.1 ). По мнению Делима, Кнабенбауера и др., «дети чрева моего» – дети того чрева, которое было своим для Иова, т. е. дети чрева его матери, его братья. Но если, под «детьми чрева моего» разуметь детей в буквальном смысле, то смысл и сила данного места нисколько не уменьшается, Иов умоляет жену оказать ему помощь во имя прежней любви, которая соединяла их, как супругов, и проявлением которой были умершие дети. Иов.19:18 .  Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Пример взрослых действуют и на малолетних. Неспособные различать добро от зла, но более жестокие, чем старшие, они издеваются над страдальцем (ср. 4Цар 2.23 ), когда он поднимается, т. е. делает, как изнуренный болезнью, какие-нибудь неестественные движения. Иов.19:19 .  Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня. Иов вызывает чувство отвращения у наперсников своих, – лиц, которым он поверял прежде все свои тайны ( Пс 54.15 ), и чувство вражды у тех, которые пользовались его любовью. Иов.19:20 .  Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих. Помимо всего остального, самый вид страдальца невольно вызывает сострадание. Болезнь все разрушила: у него остались одни кости, прилипшие к коже; плоть имеется только у зубов, в виде десен. Иов.19:21 .  Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Иов.19:22 .  Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.29:11 .  Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, Впечатление, производимое личностью Иова, его общественною и частною деятельностью было таково, что слышавшие о нем считали его достойным всех благ и призывали их на него, а видевшие не могли воздержаться от прославления (ср. Притч 31.28 ). Иов.29:12–17 . Причины подобного отношения к Иову заключались в его добродетели, и особенно милосердии и правосудии. Иов.29:12 .  потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Иов.29:13 .  Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Он не только не угнетал беспомощных, вдов и сирот, как утверждал Елифаз ( Иов 22.9 ), но оказывал им поддержку и помощь, не оставался глух к их воплям (ср. Пс 71.12 ). Поэтому он был благословляем теми стоящими на краю гибели («погибающими», евр. «овед», ср. Иов 31.19–20 ; Притч 31.6 ), которых спасал (ср. Пс 71.12–15 ). Иов.29:14 .  Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Другою добродетелью Иова была правда, строгое следование воле Божией, и суд («мишфат») – решимость стоять за правду против неправды. Первою он покрывался (евр. «лабаш»), как одеждою (ср. Пс 131.9 ; Ис 11.5, 59.11 ), второй составлял его головной убор, тюрбан, т. е. Иов был носителем, органом этих добродетелей (ср. Суд. 6.34 : «Дух Господень объял (евр. «лабеша») Гедеона " – он сделался его органом). Иов.29:15 .  Я был глазами слепому и ногами хромому; Иов.29:16 .  отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Иов.29:17 .  Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное. Наглядным проявлением правды, воздающей каждому должное, служила приспособленная к нуждам несчастных помощь. Она восполняла их недостатки, как бы возвращала утраченные органы: «я был глазами слепому» (ср. Чис 10.31 ). «Суд» проявлялся в строгом и беспристрастном правосудии: Иов внимательно разбирал тяжбы неизвестных ему лиц, освобождал страждущих от несправедливых притеснителей ( «из зубов... исторгал похищенное» – ст. 17) и лишал последних возможности вредить ( «сокрушал беззаконному челюсти», ср. Пс 3.8, 57.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И в этой жизни обычно бывает, что отнимается у имеющего мало и дается имеющему много. И сие есть только образ происходящего в духовной области. Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? Не отбирает ли военачальник боеприпасы у безответственного солдата и не отдает ли их солдату хорошему и надежному? У неверных рабов Бог отнимает Свои дары еще в этой жизни: жестокосердные богачи обычно терпят банкротство и умирают в нищете; себялюбивые мудрецы заканчивают крайним скудоумием или безумием; возгордившиеся подвижники предаются греху и завершают жизнь великими грешниками; деспотичные властители переживают поругание, позор и бессилие; священники, не наставлявшие других ни словом, ни примером, впадают во все более и более тяжкие грехи, пока в страшных муках не расстаются с сею жизнью; руки, не желавшие выполнять работу, которую они умели выполнять, начинают дрожать или утрачивают подвижность; язык, не желавший говорить правду, которую он мог говорить, распухает или становится немым; и вообще все, скрывающие Божии дары, умирают бездарными нищими. Тот, кто не умел давать, пока имел, вынужден будет научиться побираться, когда отнимется у него имение. Если и не отнимется у какого-нибудь жестокого и скупого себялюбца данный ему дар именно до его смерти, его отнимут ближайшие потомки или родственники, получившие этот дар в наследство. Главное, что у неверного отнимается данный ему талант, и после того он подвергается осуждению. Ибо Бог не осудит человека, пока в нем сохраняется благодатный Божий дар. С осужденного земным судом, прежде чем привести приговор над ним в исполнение, снимают его одежду и одевают в одежду арестантскую, одежду осуждения и позора. Так и всякий нераскаянный грешник будет сначала обнажен от всего, что на нем было Божественного, а затем выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

http://pravoslavie.ru/73955.html

Как же они умножили свои таланты; как же они не говорят ничего подобного своему Господину? Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит; то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле: где же это? где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братия, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собою в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим; и Я, придя, получил бы Мое с прибылью. Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей воспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина – для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод: когда зерно дает на поле прибыль? Воистину достодолжной прибыли требует Господь: и грех , тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей. Послушайте наконец суд над ленивым рабом: Господь говорит: «итак, возьмите у него талант. и дайте имеющему десять талантов; ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.25:28–30 ). Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Какое у нас есть основание для признания того, что в Церкви могут находиться согрешающие члены?   Прежде всего таково научение Спасителя. Господь научал так об обществе Своих верующих притчами. Притчею о плевелах Господь показал, что в Церкви среди доброго семени Божия диавол будет сеять плевелы, т.е. злое научение, будет подстрекать ко злу, но все согрешающие по диавольскому научению не будут извержены из Церкви, доколе Господь не придет вторым пришествием. Тогда «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:41, 42).    То же подтверждается и притчею о неводе, под которым разумел Спаситель Церковь. Как невод, когда закинут его, тянет всякую рыбу, какая попадется, а разбирают все уже на берегу, так и Церковь держит в себе до времени всяких членов: и добрых и порочных; «при кончине века, изыдут Ангелы и отделят злых от среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13:47—50).    И притчею о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, Господь указывает, что в Церкви могут быть и добрые, и злые, и даже показывается, что все не безгрешны, потому что все девы, и добрые и нерадивые, одинаково не бодрствовали, но все заснули, хотя всем должно было бодрствовать (Мф. 25:1—13).    И притчею о блудном и добром сынах у отца показал Спаситель, что у Бога нет совершенных людей, так как и блудный согрешил, и добрый не остался до конца праведным, но впал в зависть (Лк. 15:11—32). Но особенно ясно Господь раскрыл эту истину в притче о званных на вечерю, где сказано: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22:10).    Следовательно, в Церкви могут быть более совершенные и менее совершенные. В таком же смысле, и Апостол говорит: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:20, 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в дверь и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Почему так Господь говорит? Потому что многие из нас просто не успеют. Жизнь человеку дана для того, чтобы он постепенно сбрасывал с себя лишнее, ненужное, все время взращивал в своем сердце Царствие Небесное. А мы? Обычно человек палец о палец не ударяет. Где-то там церковь существует, где-то там служба идет, где-то Священное Писание лежит на столе, где-то есть молитвенник, иконы, где-то добродетели христианские, а нас это не волнует, нас интересует только своя жизнь: вот моя работа, вот моя квартира, вот мои дети, вот мои внуки, вот моя программа по телевидению. Надо заложить, купить, продать, съездить, полечиться, отдохнуть, новое платье сшить – масса проблем. Так много, что уходит десять лет, двадцать, тридцать, а Царствие Небесное в нашем сердце все не растет и не растет. А жизнь наша очень коротка. Сейчас у мужчин она сократилась до пятидесяти пяти лет, у женщин до шестидесяти пяти – семидесяти, то есть предельно коротка. Причем если раньше человек умнел к девятнадцати годам, то теперь в двадцать пять лет мужчина еще ребенок, только к тридцати годам что-то в голове проясняется, он более-менее становится взрослым – а уже в пятьдесят пять умирать. Значит, сколько осталось на жизнь? Двадцать пять лет. За это время какое дерево можно вырастить? Если сосну посадить, она за такой срок станет только в руку толщиной – это если начать выращивать. А если нет? Тогда вообще ничего не будет. И вот жизнь проходит в грехе, и двери для человека затворяются – человек умирает. Происходит разрыв его состава: тело отдельно, душа и дух отдельно. В таком состоянии человек уже ничем не может себе помочь, бывает поздно. И если он жил только плотью – что ему теперь делать? Плотская жизнь исчезла, его плоть сейчас черви едят. Если он жил душевной жизнью – где его теперь книжечки? где его магнитофончики? где родная природа? искусство? где все, чем он жил? Ничего этого там нет. Чем же ему жить? Только страданием и плачем: что я делал? зачем я жизнь свою загубил? У телевизора просидел, хоккей просмотрел или всю жизнь кастрюлями прогремел, тортов испек полторы тысячи штук, а толку-то в этом нет никакого. Поэтому будет плач и еще скрежет зубов – остается только зубами скрежетать в бессильной злобе, потому что кого еще винить, как не самого себя? Церкви-то открыты, Священное Писание издается, молитвенники – пожалуйста, молись, душу свою исправляй, стремись к Царствию Божию. Но все это было неинтересно, поэтому ничего в душе нет: нет любви к Богу, нет желания Царствия Небесного. Ну а на нет и суда нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010