Пространствени, декоративни и конструктивни особености на българската култова архитектура през XIII-XIV в.//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.: Балканы. Русь]. С. 183-196; Ö t ü ken Y. , Ousterhout R. The Byzantine Church at C eltikdere//Studien zur byzant. Kunstgeschichte: FS. f. H. Hallensleben. Amst., 1995. S. 85-92; ur i S. From the Temple of the Sun to the Temple of the Lord: Monotheistic Contribution to an Architectural Iconography in Late Antiquity//Architectural Studies: in Memory of R. Krautheimer. Mainz, 1996. P. 55-59. Fig. 1-12; idem. Some Observations and Questions Regarding Early Christian Architecture in Thessaloniki. Thessal., 2000; idem. The Role of Late Byzantine Thessaloniki in Church Architekture in the Balkans//DOP. 2003. Vol. 57. P. 65-84; Hill S. The Early Byzantine Churches of Cilicia and Isauria. Aldershot, 1996; Teteriatnikov N. B. The Liturgy Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. R., 1996; Pe ñ a I. The Christian Art of Byzantine Syria. Madrid, 1997; Седов Вл. В. Визант. храм в Куршунлу//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 134-142; Pillinger R. e. a. Frühchristl. und byzant. Ephesos. W., 1999; Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000; Ghazarian A. , Ousterhout R. A Muqarnas Drawing from 13th-Cent. Armenia and the Use of Architectural Drawings during the Middle Ages//Muqarnas. 2000. Vol. 18. P. 141-154; Казарян А. Ю. Архитектура Армении IV-VII вв. и особенности раннехрист. традиции в соседних странах//ВВ. 2001. Т. 60 (85). С. 126-158; он же. Собор в Аруче и купольные залы Армении VII в.: К вопр. о визант. влиянии//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура.. С. 54-78; Μπορας Χ. Βυζαντιν και Μεταβυζαντιν Αρχιτεκτονικ στην Ελλδα. Αθνα, 2001; Michel A. Les églises d " époque Byzantine et Umayyade de la Jordanie Ve-VIIIe siècle: Typologie Architecturale et aménagements liturgiques. Turnhout, 2001 (Bibliothèque de l " antiquité tardive, 2); Хрушкова Л.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Глава 41 1. Один взгляд крокодила способен привести охотника в ужас и навсегда уничтожить желание завладеть им. Иов.41:1 .  Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Иов.41:2 .  Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Иов.41:3 .  Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Вывод из сказанного. Если крокодил, – творение Бога, внушает такой ужас, что никто не осмелится нападать на него, то кто же осмелится состязаться с Богом, творцом этого чудовища? Правильное чтение первой половины третьего стиха должно быть такое: «кто дал Мне что-нибудь вперед, чтобы я отдал ему?» Вся природа – создание Господа, и все, чем ни владеет человек, – собственность и дар Божий. Потому с его стороны невозможны протесты как в том случае, когда Бог что-либо дает, или же отнимает (ср. Иов 2.10 ). Иов.41:4–26 . Более подробное описание крокодила, подтверждающее мысль Иов 40.26–27 и Иов 41.1 . Иов.41:4 .  Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Иов.41:5 .  Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Иов.41:6 .  Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; Первый вопрос данного стиха: «кто может открыть верх одежды его?», т. е. обнажить мясо крокодила от покрывающей его чешуи, разъясняется в 7–9 ст. Невозможность же приблизиться «к двойным челюстям», буквально, к двойному ряду зубов, а равно и разжать челюсти ( «отворить двери лица») объясняется тем, что «во круг зубов его – ужас». 36 острых и длинных зубов верхней челюсти и 30 нижней, притом всегда видных, так как у крокодила нет губ, внушают невольный страх, препятствующий приблизиться к животному. Иов.41:7 .  крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; Иов.41:8 .  один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; Иов.41:9 .  один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. Расположенные в 17 симметрических рядов чешуи спины крокодила возвышаются, подобно костям или черепицам; каждая из них имеет выпуклость, от чего спина животного и делается сходною со щитом. Твердые сами по себе, они не могут быть раздвинуты, отделены одна от другой, так как необыкновенно плотно прилегают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, это состояние уподобляется тому, которое будет испытывать приглашённый злой гость и отвергнутый озлобленный раб. «Тьма внешняя», т. е. та тёмная ночь, которая так ужасна после прекрасного светлого чертога брачного или царского дворца. Здесь ужасны не от вне наносимый страдания, а состояние отринутости от общей радости, которая стала совершенно недоступна только этим несчастным за то, что они сами пренебрегли ей и пытались внести в неё свою злобу, омрачить её своим беспричинным ожесточением. Что значит плач и скрежет зубов? Обозначается ли этими словами только невыносимо тяжкие страдания или иное что? О приточном богаче не сказано, что он скрежетал зубами, а только мучился в пламени сем. Какой же честнейший смысл этого выражения? Выражаются ли в скрежете зубов именно страдания? Нет, скрежет зубов – это признак напряжённой злобы и борьбы. Так скрежещут зубами злые псы, бросаясь на врагов и вообще хищные животные. В Библии зубовный скрежет определяет напряжённую злобу и угрозу, часто бессильную злобу грешников на праведника. «Собирались ругатели против меня; не знаю, за что поносили и не переставали. С лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими» ( Пс.34:16:17 ). Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним» ( Пс.36:12:13 ); то же значение в Плач.2:16 . Но особенно характерно смысл этого явления – скрежета зубов – выразился в неправедной казни первого Христова мученика Стефана. Когда этот блаженный юноша свидетельствовал непорочность своей веры согласно закону и пророкам и с великим помазанием обличил пророкоубийц и христоубийц, имея сам лицо, «как лице ангела», то враги его, что испытывали? «Слушая это, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Деян.7:59 ). Не то же ли испытывают и все вообще злодеи, охваченные злобой и сознанием своего бессилия бороться с истиной? Если же бессилие это таково, что они не только не могут посрамить её, но и нанести ей физического зла: то к скрежету зубовному присоединяется и плач бессильной злобы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

[%Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть Святую Церковь , то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей… Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой? Если скажем, что брачная одежда – это крещение и вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды, кто, пребывая в Святой Церкви, не имеет любви 384 . Чуть раньше в той же проповеди Григорий говорил о том, что в Церкви одновременно присутствуют и добрые люди, и злые. Она «всех ведет к вере, но не всех счастливо приводит к свободе духовной благодати через перемены в образе жизни, так как в этом людям препятствуют их грехи». В земной Церкви люди «перемешаны», но когда они достигнут конца, разделятся. Церковь принимает «граждан обоих видов… не различая, но разделит их впоследствии» 385 . Таким образом, вторая часть притчи, изложенной в Евангелии от Матфея, уводит от проблематики взаимоотношений между Богом и израильским народом. Вся первая часть притчи была посвящена тому, что происходит вне брачного чертога: слуги приглашают званых, те отказываются, слуги ищут новых приглашенных. Вторая часть, напротив, происходит уже внутри чертога. И здесь оказывается, что судьба отдельного человека может повторить судьбу израильского народа: несмотря на то что он не только был приглашен, но и ответил на приглашение, вошел в чертог и возлег с пирующими, он оказался недостойным и был извержен во тьму внешнюю. Формула там будет плач и скрежет зубов встречается в прямой речи Иисуса четырежды в Евангелии от Матфея и однажды в Евангелии от Луки. В первый раз она звучит в рассказе об исцелении слуги сотника, завершающемся словами Иисуса: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 8:11–12 ; Лк. 13:28 ). Во второй раз – в толковании притчи о неводе: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 13:41–42 ). В третий раз формула встречается в рассматриваемой нами притче о брачном пире. В четвертый она будет применена в притче о талантах по отношению к негодному рабу, которого господин подвергнет одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ( Мф. 24:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еретики, о которых это говорится и к которым это направлено, не довольствуются и такого рода крайним нечестием, но, удалившись из церкви, они читали вне ее закон Божий, и старались с каждым из своих учений, измышленных развращенным сердцем их, соединить исповедание [веры] и свидетельства, или приносили в жертву квасное, о котором в Евангелии говорится: «берегитесь закваски», то есть учения «фарисеев» ( Мф16:6 ). И это делали они не вследствие заблуждения, но умышленно, не вследствие случайного расположения, а вследствие весьма сильной любви к злу. Поэтому Господь угрожает им наказанием, говоря: дам вам оскомину зубов, что по-гречески называется γομφιασμς. Так как по Иезекиилю ( Иез18 ) у того, кто будет есть кислый виноград, будет оскомина на зубах, то они, злоупотребляя свидетельствами Священного Писания и вкушая его незрелым и без свойственной ему сладости, утратят крепость зубов и не будут в состоянии разжевать твердой [пищи] и ввести ее в желудок на пользу всему телу. Эту оскомину зубов и недостаток хлеба Я дам и во всех городах, и во всех местах ваших, чтобы вы испытывали голод относительно слова Божия и того хлеба, который сходит с неба ( Ин6:33 ) и о котором написано в Псалмах: хлеб ангельский яде человек ( Пс77:25 ). Все это Я сделал не по жестокости и строгости грозного и неумолимого судии, как клевещут еретики, но для того, чтобы вы обратились ко Мне, согласно с написанным: всуе поразих чада ваша, наказания не приясте ( Иер2:30 ). Ам.4:7–8 . Я также удерживал от вас дождь, когда еще оставалось три месяца до жатвы. И проливал Я дождь на один город, а на другой город не проливал; один участок напояем был дождем, а другой участок, на который Я не проливал дождя, засыхал. И приходили два и три города в один город, чтобы напиться воды, и не напивались досыта: но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. LXX: И Я удерживал от вас дождь за три месяца до сбора винограда. И пролью дождь на один город, а на другой город не пролью. Один участок будет напояем дождем, а участок, на который Я не пролью дождя, засохнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И вот вследствие всех этих мучений услышатся [в аду] плач и скрежет зубов, – там будет плач и скрежет зубов, сказал Спаситель ( Мф. 8, 12 , – ср. 13, 42; 13, 50; 25, 30). Плакать будет грешник, как от нестерпимых болей своих, так и о вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты...». 172 От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда не возвращаться больше к жизни. В те дни, говорит апостол, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Апок. 9, 6 ). Так сильна будет адская мука! Однако не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Но каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Соразмерно грехам своим, одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал, что раб..., который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лук. 12, 47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно много молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк. 20, 47 ). Согласно со св. Писанием свв. отцы и учители Церкви учили, что будут различные роды мучений для грешников. «Кто больше получил наставление, – говорит св. Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи». 173 Св. Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». 174 «Если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, – учит св. Василий Великий , – то [один] может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разного рода мучения, [или] – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И... некоторые, хотя во аде, но не во дне ада терпят легчайшее мучение»... 175 Таким образом, различие в адских мучениях зависит и от качества греха, и от степени греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

К ак собираются плевелы и огнем сожигаются: так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих, и соберут от царства Его все соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную. Там будет плачь и скрежет зубов. Какое страшное изображение мучений грешника! Внутри холод; а вне жар. Внутри отчаяние и ужас; а отвне – жгущий пламень. Ад внутри, ад и вне! Плачь и скрежет зубов есть выражение неутешной горести и отчаяния. И что же будет их причиною? Там грешники узнают на опыте, и узнают поздно, что сеявший в плоть свою, от плоти пожинает тление ( Гал.6,8 ); что страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10,31 ), – так страшно, что никакое воображение не может представить себе подобного страха. Тогда они скажут: «я произвольно низринул себя в сию пучину бедствий; я мог бы быть правдивым, и однакож лгал; мог бы быть честным, и однакож обманывал; мог бы жить целомудренно и воздержно, и однакож так не жил. Мне дано хорошее воспитание; я много доброго читал и слышал; я так часто получал благие советы и наставления от родителей, от друзей, от моей совести: и все это осталось без пользы»! Нести всю тягость такого чувства, и нести ее вечно; непрестанно питать в себе эту мысль, не видя ни откуда помощи и сострадания; знать, что другие, не высшие по уму и воспитанию, но лучшие по жизни, наслаждаются теперь бесконечным блаженством: о, до какого отчаяния не доведут сии чувства и мысли! Какой плачь и скрежет зубов, слышанный где-либо на земле, может сравниться с сими внутренними муками, терзающими сердце! При том честолюбие, гордость, сластолюбие, – эти страсти, которые там не найдут себе никакой пищи; – эта вечная жажда, не получающая ни одной капли воды для своего утоления, не возвысят ли мучений до такой степени, которая живущим на земле и на мысль не приходила? Т огда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их. Какое прекрасное и величественное изображение! Как Христос есть свет и солнце духовного мира; так и очищенные Им праведники воссияют в том мире, подобно солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Мф.22:13 .  Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (exteriorem, τ σκτος τ ξτερον): там будет плач и скрежет зубов. Связанные руки и ноги, плач очей и скрежет зубов, ты понимай в смысле доказательства истины воскресения или, может быть, и так, что руки и ноги связываются ему для того, чтобы они перестали делать зло и устремляться к пролитию крови. А в плаче очей и скрежете зубов образно через телесные члены показывается величина мучений. Мф.22:14 .  Ибо много званых, а мало избранных. Все притчи Он обнимает одним кратким заключением, – именно: и в возделывании винограда, и в создании дома и в брачном пиршестве значение имеет не начало [деяния], а конец. Мф.22:15–16 . [начало 16-го]  Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря. Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами, и когда по всему [тогдашнему] миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью; тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, – ибо римляне воевали в защиту всех, – должно платить подать; а фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию, – который платил десятины, давал начатки [плодов] и исполнял все остальное, предписанное законом, – не следует подчиняться человеческим законам. Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству. Итак, фарисеи посылают учеников своих вместе с иродианами, то есть воинами Ирода, или с теми, которых фарисеи в насмешку называли «иродианами» за то, что они платили дань римлянам и не были преданными исполнителями Божественного служения. Некоторые из латинян имеют смешную мысль, будто иродиане – это те, которые Ирода признавали Христом, о чем мы совершенно никогда не читали. Мф.22:16–17 . [окончание 16-го]   Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам, как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы должны извлечь для себя урок из горького опыта иудеев и всегда оценивать себя с осторожностью и смирением. Иудеи гордились своими праведными предками, но отпали от истины, и мы не должны хвалиться своими предками — русскими святыми. Мы не хвалимся своими добрыми делами, если мы люди хоть сколько-то здравомыслящие и смотрим на себя трезво, не поддаемся ослеплению гордости и понимаем, что хвалиться нам нечем. Но своими предками мы гордимся и даже прикрываемся ими, как иудеи хвалились Авраамом, Исааком и Иаковом. Однако им это не помогло, поэтому и мы должны молиться своим святым предкам, почитать их, подражать им, но не гордиться. Наоборот, нужно укорять себя, понимая, что такие же, как мы, люди достигли совершенства в евангельской жизни, а наш образ жизни далек от евангельского идеала. «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сыны царства — это те, которые Промыслом Божиим были предназначены ко спасению, но вели себя недостойно, и по отношению к ним этот Промысел оказался бездейственным и бесполезным. Но не потому, что Бог бессилен, а потому, что они сами отвергли от себя милость Божию. То же может произойти и с нами, и поэтому до самого последнего дня своей жизни мы должны подвизаться о своем спасении и не успокаиваться. Иначе и мы окажемся вверженными во тьму внешнюю, то есть останемся вне Церкви, вне благодати Божией, вне общения с Богом, где «будет плач и скрежет зубов» — уже не покаянный плач, ибо в вечности покаяния не будет, а плач отчаяния, оттого что мы напрасно и неправильно прожили свою жизнь, и скрежет зубов — от уже бесплодного сожаления и ощущения своего бессилия. «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (ст. 13). Если бы он веровал неправильно и неполно, если бы вера его не была истинной, тогда бы не произошло то, о чем далее говорит Евангелие: «И выздоровел слуга его в тот час» (ст. 13). Не только слова сотника, но и все то, что было, может быть, гораздо больше слов и пребывало в его душе, оставаясь невысказанным, составляло его веру, по которой он и получил от Господа просимое. Так и мы получаем по мере нашей веры, и поэтому, глядя на то, что мы получаем, уже можно судить и о том, сколь велика наша вера. Взирая на то, что Господь даровал сотнику, мы восхищаемся его верой, преклоняемся перед ней и делаем ее образцом для подражания. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Но что я говорю об отводимых на казнь? Их тогда окружал народ, из которого большая часть и не знала их; но если бы кто взглянул тогда в душу каж­дого, то нашел бы, что нет ни одного столь жестокого, ни одного столь смелого, ни одного столь мужественного, который бы не пал и не смутился в душе от страха и уныния. Если же тогда, как другие предаются смерти, не имеющие с ними никакого общения бывают в таком расположении, то в ка­ком состоянии будем находиться мы, когда сами подвергнемся более тяжкой участи, будучи лишаемы той неизреченной радо­сти и отсылаемы на вечное мучение? Если бы даже и не было геенны, то быть отвергнутым от такой светлости и отойти с бесчестием, — каким будет наказанием? Если и теперь многие, видя входящего царя и представляя собственную бедность, не столько получают удовольствия от этого зрелища, сколько испытывают скорби от того, что не участвуют ни в чем из окружающего царя и не находятся близ повелителя, то что будет тогда? Или, вы думаете, малым будет наказанием — не быть поставлену на ряду с другими в том сонме, не удо­стоиться неизреченной славы, быть удалену и остаться далеко от того торжества и неизглаголанных благ? Но если, кроме того, будут и мрак, и скрежет зубов, и узы неразрешимые, и червь неумирающий, и огонь неугасающий, и плач, и стенание, и языки мучимые жаром, как у того богача, когда будем вопиять и никто не услышит, будем стенать и плакать от страданий и никто не станет внимать, будем смотреть во все стороны и никто нисколько не утешит, то как судить о нахо­дящихся в таком состоянии? Что может быть несчастнее тех душ? Что — горестнее?    Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, то представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет. Если ты захочешь сказать что-нибудь непристойное, то представь скрежет зубов, и страх послужить для тебя уздою. Если ты пожелаешь похи­тить что-нибудь чужое, то послушай, что говорит Судия: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13), и ты оставишь свое желание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3356...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010