Но что я говорю об отводимых на казнь? Их тогда окружал народ, из которого большая часть и не знала их; но если бы кто взглянул тогда в душу каждого, то нашел бы, что нет ни одного столь жестокого, ни одного столь смелого, ни одного столь мужественного, который бы не пал и не смутился в душе от страха и уныния. Если же тогда, как другие предаются смерти, не имеющие с ними никакого общения бывают в таком расположении, то в каком состоянии будем находиться мы, когда сами подвергнемся более тяжкой участи, будучи лишаемы той неизреченной радости и отсылаемы на вечное мучение? Если бы даже и не было геенны, то быть отвергнутым от такой светлости и отойти с бесчестием, – каким будет наказанием? Если и теперь многие, видя входящего царя и представляя собственную бедность, не столько получают удовольствия от этого зрелища, сколько испытывают скорби от того, что не участвуют ни в чем из окружающего царя и не находятся близ повелителя, то что будет тогда? Или, вы думаете, малым будет наказанием – не быть поставленным наряду с другими в том сонме, не удостоиться неизреченной славы, быть удаленным и остаться далеко от того торжества и неизглаголанных благ? Но если, кроме того, будут и мрак, и скрежет зубов, и узы неразрешимые, и червь неумирающий, и огонь неугасающий, и плач, и стенание, и языки, мучимые жаром, как у того богача, когда будем вопиять – и никто не услышит, будем стенать и плакать от страданий – и никто не станет внимать, будем смотреть во все стороны – и никто нисколько не утешит, то как судить о находящихся в таком состоянии? Что может быть несчастнее тех душ? Что – горестнее? Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, то представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет. Если ты захочешь сказать что-нибудь непристойное, то представь скрежет зубов, и страх послужит для тебя уздою. Если ты пожелаешь похитить что-нибудь чужое, то послушай, что говорит Судья: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ), – и ты оставишь свое желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(Ср. Лк.7:9 .) В словах Христа нет преувеличения, потому что сотник был одним из первых плодов языческой жатвы, которая будет обильной и превзойдет жатву Израиля. Объяснение слов отчасти можно находить в Мф.11:11 ; Лк.7:28 . Здесь «Христос для всех уже делает известным то, что спасение – от веры, а не только от дел закона». Мф.8:11 .  Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; Справедливо замечено, что Спаситель здесь не прямо упомянул о язычниках, что было бы оскорбительно для иудеев, а выразился описательно: «многие с востока и запада» (буквально: «от востоков и западов»). Настоящий частный случай дает повод бросить пророческий взгляд на будущее, когда в Церковь Христову будут тесниться язычники. Пророчество это исполнилось и исполняется буквально. К произнесению его дала повод вера только одного язычника, жившего среди Израиля. Дальше – изображение мессианского пира, конечно, только метафорическое. Метафора эта о мессианском пире, как показывают Эдершейм и другие, была обычна у иудеев. Черты, которыми изображается мессианский пир, заимствованы Христом из современных Ему обычаев при устройстве пиров. Не сказано «сядут», но – «возлягут». Возлежание на пиру с Авраамом, Исааком и Иаковом – это было высшее счастье, какое мог представить себе иудей во дни Мессии, и оно отличалось не столько мирским, сколько духовным характером. Мф.8:12 .  а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Мф.8:13 .  И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Проповедь о царстве началась у евреев, и в этом смысле они были признанными сынами царства ( ιο), но так как они не хотели в него вступить, то были отвергнуты. Выражение: «тьму внешнюю», встречается только у Матфея (ср. Мф.22:13, 25:30 ). Под тьмой внешней можно ближе всего понимать «тьму вне дома» – это образное выражение указывает на темную улицу грязного восточного города и на положение человека вне царства. Выражение: «там будет плач и скрежет зубов», свойственно Матфею (ср. Мф.13:42, 50, 22:13, 24:51, 25:30 ) и только однажды встречается у Луки ( Лк.13:28 ). Артикль пред словами «плач» и «скрежет», по словам Бенгеля, многозначителен: в настоящей жизни скорбь не есть еще скорбь. Артикль стоит потому, вероятно, что имеются в виду какие-либо реальные факты, доступные для общего наблюдения в тогдашней еврейской жизни. Понятно, что это выражение имеет здесь переносный смысл: на том свете не будет плача и скрежета зубов, но только мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом смерть, по учению его, разрушая союз души с телом, сама по себе вовсе не очищает душу, погрязшую в чувственности, от ее плотских страстей и привычек. Эти страсти и привычки продолжают существовать и, вследствие своей неудовлетворенности, являются источником мучений для души. Чем кто согрешает, тем и мучится, если только не уврачуется на земле. Ап. Павел свидетельствует: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7,8 ). Плач есть видимое, внешнее выражение душевного состояния, проникнутого действительной радостью или скорбью; оттого плачут иногда и от радости, и всегда от скорби. Сознание своей греховности, угрызение совести, сетование о невозвратимом вызывают состояние души, называемое отчаянием. Это внутреннее мучение грешников в геенне называется в св. Писании плачем и скрежетом зубов: «Тогда сказал Царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов». Место заключения грешников не есть только безпросветная тьма; оно и содержит в себе нестерпимые муки. Подобные душевные состояния на земле выражаются названными видимыми знаками: плачем и скрежетом зубов. Человек, состоя из духа, души и тела, есть существо духовно-нравственное, назначение которого уже показывает самый его образ и подобие его Богу. Назначение человека доброжелательное: «будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный»; или «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Филп.2:5). Человек сотворен для вечности. Существо духовно-нравственное должно и жизнь вести нравственно-религиозную. Чтобы человек выполнил свое назначение или волю Божью о нем, Бог дал ему совесть, как начало нравственно-религиозной жизни, жизни духовной, которая будет продолжаться и за гробом – в вечность. Следовательно, совесть – неразлучный спутник души, принадлежность человеческого духа. Совесть современна человеку и предназначена непрестанно напоминать ему, чем он должен быть на земле и за гробом – согласно цели, для которой сотворен. Если дух – необходимая, существенная часть человека, то и совесть, по словам ап. Павла, принадлежит всякому человеку. Но отчего же ее проявление у разных народов в разные времена и при различной степени умственного развития одного и того же народа различны? И даже у лиц с совершенно одинаковым умственным развитием, – внутренняя, а, следовательно, и внешняя деятельность совести не одинаковы? Ответ на это видим в слове Божьем и в примерах из жизни. Одни живут по духу, другие – по плоти: первые признают для себя обязательными требования совести, другие же нет!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Теперь Господь, проницая Своим духом до конца времен, произносит пророчество, скорбное для иудеев и радостное для народов языческих: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Это пророчество на сегодня в значительной степени исполнилось, да и теперь продолжает исполняться. На востоке и на западе от народа иудейского жили народы языческие. (Господь не сказал многие язычники, но лишь многие с востока и запада, хотя ясно, что Он имел в виду язычников. Почему Он не сказал язычники? " Дабы не возмутить иудеев, для того и говорит осторожно с востока и запада " . Феофилакт). Многие из них полностью перешли в веру Христову, как, например армяне и абиссинцы, греки и римляне и все народы европейские; другие народы лишь частью стали христианскими: например, арабы и египтяне, индийцы и персы, китайцы и японцы, эфиопы и малайцы. В то время как евреи, которым Царство сперва и было предложено, и доныне продолжают упорствовать в своем неверии во Христа. И за это они в большей степени, чем все прочие народы, рассеяны по всему миру, согнаны со своих мест, презираемы и ненавидимы народами, среди коих поселились как пришельцы. Таким образом, жизнь их на земле стала тьмой внешней и скрежетом зубов. Слово кромешная означает внешняя, или наружная. " Поскольку тот, кого Господь выгонит вон, словно за двери, наружу, лишится света то по причине сего тьма названа внешней (наружной) " (Иероним). Но по сути это означает отлучение и полное удаление от Бога: пребывание в дальней стороне, еще более дальней, чем та, в которой блудный сын страдал от голода и, нуждаясь, завидовал даже свиной пище. А в мире ином окажутся за бессмертной трапезой их собственных праотцев: Авраама, Исаака и Иакова, - больше людей со всех сторон света, всех рас и всех языков, чем их, евреев. И будет в мире том для неверных сынов Царства: тьма, плач и скрежет зубов. Высохший виноградник Домовладыка искореняет и лозы бросает в огонь, а на его место сажает и прививает дикий виноград. Взбунтовавшихся сынов Своих Отец Небесный отлучает от Себя навеки, а вместо них усыновляет Своих наемников. И так избранные становятся неизбранными, а неизбранные - избранными, первые - последними, а последние - первыми.

http://pravoslavie.ru/47443.html

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (ст. 10). Под Израилем здесь, конечно же, прежде всего нужно понимать израильский народ. Действительно, все израильтяне, ищущие исцеления, желали, чтобы Господь сотворил над ними чудо либо непосредственно прикосновением Своей руки, как Он исцелил прокаженного (см. Мк.1:40 ), либо Своей молитвой, совершаемой над самим человеком, как будто бы для молитвы расстояние может иметь какое-то значение. Так и мы сейчас больше верим Богу, если получаем благословение от какой-либо святыни. Это, конечно, не плохо, потому что уже говорит о наличии в нас некой веры, однако гораздо большая и совершеннейшая вера состоит в том, чтобы человек не нуждался ни в каком внешнем проявлении действий благодати Божией и верил, что Бог может непосредственно услышать его и сотворить с ним то, в чем он нуждается и о чем просит. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). Это — упрек израильтянам, потому что в Израиле Господь не нашел истинной веры. Тут же Он предсказывает, что, подобно этому сотнику, придут многие с востока и с запада. С запада, так называемого цивилизованного мира, придут люди, принадлежащие греко-римской цивилизации, в которой преобладает дух рационализма. А с востока, где господствует иррационализм, придут люди, имеющие своеобразные верования. И те и другие были совершенно чужды истинной вере и пребывали в полном неведении истины, но они придут и возлягут с величайшими праведниками, которые навеки стали для христиан образцом твердой и непоколебимой веры. «Возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю», — то есть окажутся вне Церкви, вне спасительной благодати. Сыны царства — это те, кому оно было предназначено, те, которые и родились, можно сказать, для того, чтобы войти в Царство Небесное. Ведь израильский народ произошел от праведника Авраама именно для того, чтобы быть народом избранным, народом священников, на котором должны были исполниться все пророчества Божий. И это пророчество Спасителя также исполнилось. «Там будет плач и скрежет зубов» — плач горького сожаления и скрежет зубов, оттого что назад уже ничего не вернешь, не исправишь жизнь, прожитую неправильно, потраченную не на спасение души и угождение Богу, а на служение призракам.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Это сказано о его бессмертном духе, который не могло подавить даже столь великое страдание плоти. Ибо иные предстоятели трудились, строя церкви и украшая их золотом и серебром; сей же посвятил себя стяжанию душ. Сколько бы денег не имел святой Григорий, он усердно стремился потратить их, раздавая нищим, чтобы правда его пребывала во веки и рог его вознесся бы во славе (ср. Пс 111:9) , так что поистине он мог сказать словами блаженного Иова: Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное (Иов 29:11–17). И немного спустя: Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову (Иов 31:16–18). К трудам благочестия и праведности папы Григория относится еще и то, что он сделал наш народ причастником вечной свободы при помощи проповедников, которых он сюда направил, избавив нас от зубов вечного врага; сорадуясь вере и спасению нашего народа и возвеличивая его достойной хвалой, он говорил в толкованиях на книгу блаженного Иова: “Се, уста Британии, которые не знали ничего другого, кроме свирепого скрежета зубов, уже давно в божественных хвалах Ветхого Израиля начали произносить аллилуйа . Се, океан, некогда надменный, ныне же подчинившийся, служит стопам святых, и его неукротимые движения, которые земные владыки не могли обуздать мечом, уста пастырей сковывают простыми словами силой страха Божия; и тот кто, будучи неверным, совсем не страшился во время битвы вражеских полчищ, теперь, уже став верным, боится слов смиренных людей. Ибо когда такой человек воспринял небесные слова и стал свидетелем чудес, он исполнился благодати богопознания; страх Божий обуздывает его, чтобы он страшился делать дурное и всей силой желаний жаждал достигнуть благодатной вечности” 24 . Этими словами блаженный Григорий также свидетельствует о том, что святой Августин 25 и его спутники привели народ англов к признанию Истины не одной лишь словесной проповедью, но и явлением небесных знамений.

http://pravmir.ru/dostochtimyiy-beda-zhi...

(13, 27) Отойдите от Меня все делатели неправды. Греха. Ведь всякий грешащий поступает несправедливо по отношению не только к себе самому, но и к другому. (13, 28) Там будет плач и скрежет зубов. «Там» сказано вместо «тогда». В то время будет безутешный плач и скрежет зубов, происходящий от непереносимой боли. (13, 28) Когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Это сказано в первую очередь иудеям, превозносящимся тем, что они были семенем Авраама и других (патриархов). (13, 29) И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Придут к вере и к угождению Богу из язычников от четырех сторон света, востока, запада, севера и юга 524 . А что они возлягут – этим Он называет упокоение, (райское) наслаждение. (13, 30) И вот, есть последние, которые будут первыми. Верующие из язычников, которые хотя ныне кажутся последними, поскольку они последними узнали Сына, но тогда будут первыми из-за своей искренней веры. (13, 30) И есть первые, которые будут последними. Неверующие иудеи, которые хотя ныне кажутся первыми, поскольку они первыми познали Бога, ведь Он говорит: «Израиль – сын Мой, первенец Мой» 525 , но тогда они будут последними из-за своего неверия. Это слово понимается и как сказанное о верующих, поскольку кажущиеся первыми в настоящей жизни будут последними в будущем веке, и наоборот. Глава 51. О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31) В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. Услышав, что они будут изгнаны вон и будут последними, они были охвачены гневом и, прикрывшись притворной благожелательностью, советуют Ему выйти и удалиться под тем предлогом, чтобы Его не убил Ирод, а на самом деле, чтобы Он, присутствуя и творя чудеса, не прославлялся и не привлекал к Себе народ. (13, 32) И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий (день) кончу. Зная их коварство, Он с кротостью и тонкостью говорит в ответ: «Пойдите, скажите этой лисице», то есть, той хитрости и своенравию, которые в вас, ибо такова лисица. Ведь хотя и кажется, что эта речь была направлена к Ироду, однако своей целью она имеет их самих. А «сегодня и завтра» хотя и представляется перечислением дней, но намекает на краткость времени. Ведь обычно, когда хотят указать малое время, говорят: «сегодня и завтра». Также «и в третий (день) кончу» обозначает, что Он умрет в непродолжительное время. Сказал же Он это, успокаивая гнев и зависть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

17 . И действительно, обычно он вредит нам всеми возможными способами, но особенно через язык и уста. Ибо никакой орган не подходит ему столь [хорошо] для нашего обольщения и погибели, как невоздержный язык и необузданные уста. Поэтому у нас много падений, поэтому у нас тяжкие преступления. И показывая, как легко пасть через язык, некто говорил: «Многие пали от... меча, но не столько, сколько павших от языка» ( Сир.28:21 ). И опять-таки показывая тяжесть этого падения, он сказал: «Преткновение от земли лучше, нежели [преткновение] от языка» ( Сир.20:18 ). И смысл его слов таков: «Лучше упасть и разбить тело, чем произнести такое слово, которое губит нашу душу». И он говорит не только о падениях, но увещает проявлять великую предусмотрительность, чтобы не споткнуться, сказав так: «Сделай ...для уст твоих... дверь и запор» ( Сир.28:29 ), и не ради того, чтобы мы соорудили двери и запоры, но чтобы с великой заботой мы удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем рвении и прежде него мы имеем нужду в помощи свыше, чтобы удержать внутри этого зверя, простерев руки к Богу 29 , говорил: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» ( Пс.140:2–3 ). Также и тот, чьи увещания приведены выше, говорит: «Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои» ( Сир.22:31 ). Ты видишь, что и тот, и другой боится падений такого рода, скорбит, дает советы и молится, чтобы язык был бдительно охраняем? 18 . Но почему, спросит кто-нибудь, если этот орган приносит нам столько вреда, Бог вообще дал нам его? Потому, что он приносит и великую пользу, и, если мы прилагаем старание, он приносит только пользу и никакого вреда. И в самом деле, послушай, что говорит тот, чьи слова мы привели выше: «Смерть и жизнь – во власти языка» 30 . И Христос выражает ту же самую [мысль], говоря: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Ибо язык занимает промежуточное положение и ты властен пользоваться им к пользе или ко вреду. Так же и меч лежит посередине: если ты будешь использовать его против неприятеля, он станет орудием твоего спасения, если же ты нанесешь удар самому себе, то не естество железа, но твое беззаконие станет причиной этой раны. Так будем рассуждать и о языке: это меч, лежащий посередине. Итак, заостри (Ср. Пс.139:4 ) его, чтобы обличать свои грехи, а не наносить удар брату. Поэтому Бог окружил его двойной стеной: преградой зубов и покровом губ, чтобы он не произносил легко и необдуманно непристойные слова. Обуздай его, пока он внутри. А если он не сдерживается? Тогда вразуми его с помощью зубов, отдав его плоть этим палачам и повелев кусать его, потому что лучше, чтобы его теперь кусали зубы за грехи, чем тогда жаждать капли воды и жариться, не находя успокоения (Ср. Лк.16:24 ). Необходимо избегать клятв

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

31:13–15). « Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » (Матф. 5:5). А что кротче было того, о котором домочадцы говорили: « О, если бы мы от мяс его не насытились? » ( кто убо дал бы нам от плотей его насытитися ) (Иов. 31:31), — так они сильно любили его. « Блаженны плачущие, ибо они утешатся » (Матф. 5:4); и этой добродетели он не был чужд. Послушай, что он говорит: « Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня » ( аще же и согрешая неволею не посрамихся народнаго множества, еже не поведах перед ними беззакония моего ) (Иов. 31:33–34). Человек такого настроения очевидно плакал с великим избытком. « Блаженны алчущие и жаждущие правды » (Матф. 5:6). Смотри, и это с избытком исполнялось им: « Сокрушал , — говорит, — я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное » ( сотрох членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях ) (Иов. 29:17). « Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия » ( В правду же облачахся, одевахся же в суд яко в ризу ) (там же, 14). « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут » (Матф. 5:7); а Иов был милостив не только в деньгах, не только в том, что одевал нагих, кормил алчущих, помогал вдовам, защищал сирот, исцелял раны, но и самым сочувствием души. « Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных? » ( Аз же о всяком немощнем восплакахся, вздохнув же, видев мужа в бедах ) (Иов. 30:25). Как бы будучи общим отцом для всех несчастных, он приходил на помощь в несчастьи к одним, оплакивал бедствия других и обнаруживал милосердие в словах и делах, своим состраданием и своими слезами делаясь как бы общим покровом для всех. « Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят » (Матф. 5:8). И это также оправдалось на нем. Послушай, что Бог свидетельствует о нем: « нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла » ( несть, яко он, на земли человек непорочен, истинен, благочестив, удаляяйся от веяния лукавыя вещи ) (Иов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5. Если мы, войдя в темницу и видя одних грязными, а других связанными железными оковами, третьих заключен­ными во мраке, трогаемся, ужасаемся и делаем все, чтобы самим не впасть в такую же беду и скорбь, то, когда мы, свя­занные, будем отведены в самые геенские мучения, в каком мы будем состоянии? Что будем делать? Ведь те узы не из железа, но из огня, никогда неугасающего, и распоряжаться нами будут не какие-либо подобные нам люди, которых часто можно смягчить, но ангелы страшные и несострадательные, на которых невозможно будет и взглянуть, которые будут сильно гневаться на нас за дела, какими мы оскорбили Господа. Там не так, как здесь, невозможно расположить к себе одних серебром, других яствами, иных льстивыми словами, и по­лучить облегчение, но ни в чем там нет прощения. Будут ли Ной, или Иов, или Даниил, видеть ближних своих му­чимыми, они не осмелятся предстать и подать руку помощи. Тогда случится, что истребится и естественное сострадание. Так как найдутся праведные отцы грешных детей и добрые дети порочных родителей, — зло ведь не от природы, а от воли, — то, чтобы радость их была чистою и сострадание не нарушало блаженства наслаждающихся теми благами, и оно тогда угас­нет, так что и они вместе с Господом будут негодовать на своих единокровных (грешников). Если и теперь некото­рые, видя своих детей негодными, удаляют их от себя и отказываются от родства с ними, то тем больше произойдет это на том суде. Итак, никто пусть не надеется на что-ни­будь хорошее, не сделав хорошего, хотя бы он имел и мно­жество праведных предков. Чтобы каждому получить , говорит апостол, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). Будем же, увещеваю вас, внимать и вразумляться. Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, то представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет. Если ты захочешь сказать что-нибудь непристойное, то представь скрежет зубов, и страх послужить для тебя уздою. Если ты пожелаешь похи­тить что-нибудь чужое, то послушай, что говорит Судия: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13), и ты оставишь свое желание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010