Апостолов, соседняя с ним Северная базилика, возможно, церковь св. муч. Прокопия, «дворец» и другие обширные здания недалеко от Мертвых (Южных) ворот и малой агоры, монументальная, отделанная внутри мрамором постройка, вероятно, общественная лечебница, рядом с вместительным водохранилищем, в свою очередь функционировавшим около трехсот лет, до первой половины IX в., прямоугольник византийского фемного претория с небольшой, но роскошной базиликой в «цитадели», обширный западный монастырский комплекс св. муч. Леонтия Киликийского, взметнувшаяся ввысь ротонда мемория св. Капитона, а также виднелись конические, сводчатые, купольные крыши шести крестообразных в основе храмов, мартириев и видного октогонального баптистерия на северном берегу, свидетельствующие о зажиточности и благочестии горожан и их имперских властей. 1 См. несколько устаревший, но классический труд Огюста Шуази о строительной технике, в основном о строительных конструкциях в Византии (Choisy A. L’art de batir chez les bzyantins. – Paris, 1883); ср.: Зубов В. П. Византийский архитектор (по данным литературных источников)//Зубов В. П. Труды по истории и теории архитектуры. – М., 2000. – С. 20–27, 44–53, 58–64, 66–68: Krautheimer R. Early Christien and Byzantine Architecture. – London, 1965; Mathews T.F. The Early Charches of Constantinople: Architecture and Liturgy. – University Park, Pa., 1971; Rodley L. Byzantine Art and Architecture: an introduction. – Cambridge, C.U.P., 1994; Kieckhefer R. Theology in Stone: Charch Architecture From Byzantium to Berkley. – New York, 2003 (последняя работа построена на анализе литургической организации). 2 Trachtenberg М., Hyman I. Architecture from Prechistory to Post-Modernism. – New York, 1986. – P.180–182; Каждан А. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 29, 34–35. 6 Irmscher I. Byzantinischer Stadtebau II Dolner D. Stadtbaukunst im Mittelalter. – Berlin, 1990. – S.48–52; Каждан A. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов Преподобные Максим Грек и Михей Радонежский. Фрагмент гравюры «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь». 1825 г. Гравер И. Зубов На цветной гравюре 1825 г. «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» гравера И. Зубова (см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Ил. 606) над изображением мон-ря представлены в облаках 2 группы святых, созерцающих Благовещение Пресв. Богородицы. М. Г.- в левой группе, за прп. Сергием Радонежским, рядом с прп. Михеем Радонежским. Образ М. Г. есть и на подобной композиции литографии 1845 г. «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (СПГИАХМЗ), где М. Г. изображен за преподобными Никоном и Дионисием Радонежскими, в правой группе, в молении иконе Св. Троицы. Образ М. Г. помещен в нижнем фризе с изображением просветителей на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгородском кремле в 1862 г. (скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер, В. А. Гартман). Он представлен сидящим, сверяющим текст книги по длинному свитку, перекинутому через правую руку и свисающему с правой стороны. На правом колене - раскрытая книга, на которую М. Г. поставил указательный палец, отмечая место сверки с текстом на свитке. На преподобном подрясник, полумантия, клобук. Его широкая борода волнистыми прядями спускается чуть ниже груди. Появившиеся после общецерковного прославления святого в 1988 г. иконы с его образом в основном повторяют иконографию, сложившуюся в XVII - нач. XX в. Это иконы с поясным изображением М. Г.: у него в левой руке раскрытая книга, правая рука развернута вовне ладонью (напр., иконы кон. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры; нач. XXI в., ц. Иверской иконы Божией Матери на Всполье в Москве; 2000, из Благовещенского собора г. Павлодара (Казахстан); 2002, собрание Иконописной школы при МДА и др.). На нек-рых иконах книгу заменяет закрытый свиток (напр., на иконе 90-х гг. XX в., иконописная школа МДА; на крышке раки М. Г., выполненной в 2001 В. А. Звёздкиным); нередко встречается изображение развернутого свитка с текстом на нем, как на ранней иконе, написанной в кон. XX в. греч. иконописцем Х. Лиондасом. Она стала образцом для мн. совр. икон этого типа, причем на этой иконе появляется новый элемент иконографии М. Г.- в правой руке преподобного мученический крест.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

Троицкий П. Указ. соч. С. 163-164; Забытые страницы русского имяславия. М., 2001. С. 299-300. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), ф. В.А. Маевского, д. Афон; Талалай М.Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003. С. 31-32; Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2002. С. 64. Троицкий П. История русских обителей Афона. С. 167. Его же. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. С. 68-69. Емельянов Н.Е. Представители русского зарубежья. За Христа пострадавшие//XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1. М., 2008. С. 236. Якимчук И.З. Русские иноки на Афоне в XX в.//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 161. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии РПЦЗ, ф. В.А. Маевского, д. Афон. Там же. Там же. Якимчук И.З. Указ. соч. С. 162. Знаменательный юбилей. 50-летие священнослужения Архиепископа Гермогена Екатеринославского и Новомосковского, архипастыря Донской армии. 29 июня 1886 года – 29 июня 1936 года. Белград, 1936. С. 28-29. Преподобный Силуан Афонский. М., 1992. С. 12, 14, 20, 495. Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Святая Гора Афон, 2004. С. 18. Игумен Н. Сокровенный Афон. М., 2002. С. 61-62; Зубов Д.В. Афон и Россия. Духовные связи. М., 2000. С. 146. Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Т. 2. Эрланген, 1981. С. 93. См.: Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Письма, статьи, воспоминания. Сост. А. Мусин. Нижний Новгород, 2004; Архиепископ Василий (Кривошеин). Воспоминания. Нижний Новгород, 1998. Митрополит Мануил (Лемешевский). Указ. соч. Т. 4. Эрланген, 1986. С. 85-86. Троицкий П. История русских обителей Афона. С. 258. Bundesarchiv-Berlin (BA), 62 Di1/85. Bl. 169. Ebd., R 5101/23175. Bl. 50-52. Архимандрит Херувим. Современные старцы Горы Афон. М., 1998. С. 738-739. Игумен Н. Указ. соч. С. 62.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=919

Лит.: Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. Серг. П., 1903; Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. Серг. П., 1912; Андроник (Трубачёв), иером. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА и редактор «Богословского вестника»//БТ. 1986. Юбил. сб. к 300-летию МДА. С. 226-246; 1987. Сб. 28. С. 290-314; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю»//БТ. 1987. Сб. 28. С. 347-349; Гумеров А. , свящ. Три четверти века академического богословия//БВ. 1993. Вып. 1. С. 21-39; Андреев. Христианская периодика. С. 21; Голубцов С. , протодиак. Из истории «Богословского вестника»//БВ. 1998. Вып. 2. С. 20-38. Свящ. Афанасий Гумеров 2. В 1993 г. было возобновлено издание «Б. в.» при МДА как сборника научных трудов. Первым редактором сборника стал проф. МДА А. И. Осипов (1993-1996), затем редактором «Б. в.» являлся доцент МДА Н. К. Гаврюшин (1998-2002), с 30 авг. 2002 г. архиеп. Верейский Евгений (Решетников) . В 1, открывающемся Обращением к читателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , рассматриваются задачи академического богословия и возрожденного «Б. в.», основная тематика и содержание «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843-1891) и «Б. в.» (1891-1918), христ. понимание смерти и обожения. В сборнике также помещены 2 публикации: отрывок из записок митр. Вениамина (Федченкова) и Определения и постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Выпущенный в 1996 г. 2 был юбилейным (МДАиС в 1996 отмечали 50-летие своего возрождения) и в основном содержал обзоры истории МДА. В 1998 г. вышел очередной том (Вып. 1), в к-ром представлены статьи по богословию, церковной истории, рус. религ. философии. Во 2-м выпуске за 1998 г. опубликованы статьи, в к-рых исследовались история «Б. в.» в дореволюционные годы, синодальное издание рус. перевода Библии, значение и место науки в системе академического богословия, проблемы рус. агиографии; опубликованы материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА. В 2000 г. вышел 3-й выпуск сборника, в к-ром помещены воспоминания проф. МДА К. Е. Скурата , статьи по истории культурных связей Сербии и России, миссионерской деятельности Церкви на территории Марийского края, о времени и месте крещения равноап. кн. Владимира и киевлян, статьи о зап. «традиционализме» и т. д. Среди авторов «Б. в.» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов) , архим. Давид (Кораблёв), игум. (впосл. епископ) Георгий (Данилов) , игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров, протодиак. Сергий Голубцов, Гаврюшин, М. М. Дунаев, А. Б. Зубов, Осипов и др.

http://pravenc.ru/text/149575.html

25 Емельянов Н.Е. Представители русского зарубежья. За Христа пострадавшие/XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. Т. 1. М., 2008. С. 236. 26 Ильинская А. Подвиг схиепископа Петра/Вятский епархиальный вестник. 1998. 1. С. 5; Троицкий П. История русских обителей Афона. С. 93, 107–108. 27 Якимчук И.З. Русские иноки на Афоне в XX в./Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 161. 38 Знаменательный юбилей. 50-летие священнослужения Архиепископа Гермогена Екатеринославского и Новомосковского, архипастыря Донской армии. 29 июня 1886 года – 29 июня 1936 года. Белград, 1936. С. 28–29. 39 Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 103. 46 Донской армии. 29 июня 1886 года – 29 июня 1936 года. Белград, 1936. С. 28–29; Косик В.И. Указ. соч. С. 338. 51 Игумен Н. Сокровенный Афон. М., 2002. С. 61–62; Зубов Д.В. Афон и Россия. Духовные связи. М., 2000. С. 146. 54 Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. В 6 т./Сост. В.Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 86; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре 1921–1972/Сост. Н. Зернов. Бостон, 1973. С. 60; Мануил (Лемешевский) , митрополит. Указ. соч. Т. 2. Эрланген, 1984. С. 339. 60 Справка Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Краснодарскому краю 1/1/6–64503 от 21 июля 1995. 61 Катакомбы/Русское Возрождение. 1982. 20. С. 142–145; Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 129–130, 359–360. 69 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6343. Оп. 1. Д. 125; Русские в Болгарии. София, 1999. С. 172. 75 Р. Хиландар у дpжabhoj политици Кральевине Грчке и Jyrocлabuje 1896–1970. Београд, 1998. С. 107–108. 76 Глазков К.В. Исторические причины некоторых событий в истории Румынской Православной Церкви до II Мировой войны/Церковная жизнь. 1996. С. 53–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует упомянуть и Архив автокефальной Американской Православной Церкви в Сайоссете (штат Нью-Йорк) – The Archives of the Orthodox Church in Amerika Syosset (OCA Archives). В этом архивохранилище использовались материалы известного церковного историка протоиерея Димитрия Константинова, переписка Элладской, Болгарской, Сербской и других Поместных Православных Церквей с Американской Церковью . В издании также активно использовались статьи и публикации документов из православных периодических изданий Русской Православной Церкви за границей – прежде всего газеты «Православная Русь» (Ладомирова, Словакия и Джорданвилл, США), журналов «Церковная жизнь» (Белград, Югославия), «Церковное обозрение» (Белград), «Церковная Летопись, Лозанна, Швейцария) и ряда других. Наиболее интересные из выявленных материалов опубликованы в данной работе. Цель публикации – наглядно показать ход развития событий и познакомить читателя с документами тех лет. Издание подготовлено ведущим научным сотрудником Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктором исторических наук Михаилом Витальевичем Шкаровским. Автор приносит глубокую благодарность всем тем, кто помог нам в поисках документов: профессору Томасу Бремеру, профессору Григориосу Псаллидису, О.И. Ходаковской, М.Г. Талалаю и М.А. Романовой. Книга подготовлена при содействии немецкого научного фонда Gerda Henkel Stiftung. 2 Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2002; Его же. Русские на Афоне. XIX–XX век. М., 2003; Его же. История русских обителей Афона в XIX–XX веках. М., 2009. 3 Талалай М.Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003; Его же. Положение русского монашества на Афоне после 1912 г./Россия и Христианский Восток. М., 2004. С. 581–589. 4 Например: Зубов Д.В. Афон и Россия. Духовные связи. М., 2000; Забытые страницы русского имяславия. М., 2001; Игумен Н. Сокровенный Афон. М., 2002. 6 См.: Талалай М.Г. Русская община в Афинах/Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 98–101; Его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Как церковь объясняет палеонтологические находки? Решено 1.13K 14.10.2023 Церковь Если церковь так яро отрицает теорию эволюции и происхождения человека от обезьяны — то как тогда объясняются все эти находки останков всяких там питекантропов, неондертальцев, кроманьонцев, австралопитеков и всех остальных… ? Учёные сами их как-то подделывают чтобы опорочить церковь или что? Вопрос закрыт для новых ответов. 6 Ответов о. Евгений, спасибо! Замечательная статья о Шестодневе. Догматика спасения действительно строится на моментном происхождении жизни. Отрицание этого приводит к разрушению целей человеческой жизни, и к полному обмирщению человека Не было найдено никаких “переходных звеньев”. Почитайте книгу Сергея Головина “ Эволюция мифа или как человек стал обезьяной ”, ее легко можно найти в Интернете. Там эти вопросы рассматриваются достаточно подробно. Учёные сами их как-то подделывают чтобы опорочить церковь или что? Думаю, что ученым в этом смысле до Церкви нет никакого дела, ровно как и Церкви нет никакого дела до ученых с целью как-то опорочить их. Церковь ничего не отрицает и объяснением археологических находок не занимается. У ученых и Церкви разные задачи и цели. Церковь занимается спасением, а в этом деле не имеет никакого значения какой рост у кроманьонца или сколько зубов у тираннозавра. Церковь не занимается вопросами палеонтологии. Её сфера — сотериология, учение о спасении. Ученые яро отрицают Божественное происхождение мира, но сами природу и источник квантовых или математических парадоксов описать не способны. Например, по словам нобелевского лауреата, физика Ричарда Феймана, “двухщелевой опыт это явление, которое невозможно объяснить каким-либо способом и в котором заложено сердце квантовой механики”. Или ещё. Доказательство гипотезы математика Анри Пуанкаре огромный шаг в понимании построения мира. Гипотеза заявила в 1904 году, что наш 3х мерный мир вторичен, поскольку он находится в оболочке 4х мерного мира. Математик из России Григорий Перельман в 2002–2003 году доказал эту гипотезу.

http://azbyka.ru/vopros/kak-cerkov-objas...

После долгих переговоров в мае 2002 г. пришли к решению, которое стало известно под именем “Нишского Соглашения”, подписанного обеими делегациями. Подписи поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви, и три епископа Македонской Православной Церкви, однако Архиерейский Синод МПЦ, под давлением государственной власти отвергнул этот документ, хотя в нём было наиболее приличное решение. Статус Церкви был бы “автономия”, даже с более широкой свободой по сравнению с автономией, которую сегодня имеет Украинская Церковь Московского Патриархата, а Церковь называлась бы своим древним именем Охридской Архиепископии. Когда стало ясно, что и этот шанс упущен, два епископа МПЦ, подписчики Нишского Соглашения, отправили меня к Патриарху Сербскому Павлу, просить, чтобы он предложил возможность отдельного вступления епископов МПЦ в литургическое и каноническое единство с СПЦ. Условием было временно не поминать Патриарха на возгласе: “В первых помяни Господи…”, но поминать в этом месте Священный Архиерейский Синод. И первое время никто бы не знал, какой именно синод мы поминаем. Его Святейшество Патриарх Сербский согласился даже на столь большую церковную икономию, лишь бы раскола больше не было. Уже один этот факт свидетельствует о великом желании Патриарха и иерархии Сербской Православной Церкви о прекращении раскола. Но на приглашение Патриарха ответил только я, вместе со священством и верным народом Велесской епархии. С этого момента начались наши проблемы. Через несколько дней в здание Митрополии в Велесе, где я жил и работал, пришли полицейские, вооруженые до зубов, и выгнали меня на улицу. Потом я пошёл в один монастырь, но через несколько дней полиция и оттуда меня выгнала. Единственная возможность, которая оставалась — вернуться в родной город, в дом моих родителей по плоти. Там собрались и те монахи, которые пошли со мной еще в Велесе. Через год после этих событий к Православной Охридской Архиепископии присоединились монахи из других епархий, и тогда власти в Македонии очень испугалась. Они поняли, что это процесс, который не остановить, и увидели, что многие священики, пребывавшие в расколе, присоединились к канонической Церкви.

http://pravmir.ru/sejchas-menya-mogut-ar...

Белов П. Сольвычегодский Благовещенский собор//Вологодские губернские ведомости. 1841. 47. Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. Белоброва О . А . Живопись XVI–XVII веков//Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. Белоброва О . А . К биографии «государева иконника» Федора Евтихиева Зубова//Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2-й. М., 1974. Бобров Ю . Г . Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1999. Богословие образа: икона и иконописцы. Антология/Сост. А. Н. Стрижев. М., 2002. Богословский И . Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов-Ярославский, 1909. Богословский И . Н . Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. М., 1911. Борисов В . Шуйская школа иконописи в XVI столетии//Владимирские губернские ведомости. 1852. 15. Часть неофициальная. Брюсова В . Г . Фрески Ярославля XVII – начала XVIII века. М., 1969. Брюсова В . Г . Гурий Никитин. М., 1982. Брюсова В.Г . Русская живопись XVII века. М., 1984. Брюсова В . Г . Федор Зубов. М., 1985. Брюсова В . Г . Материалы к истории иконописного дела в Сибири//Памятники культуры. Новые открытия. М., 1994. Брюсова В . Г . Андрей Рублев. М., 1995. Брюсова В . Г . Икона «София Премудрость Божия» новгородского перевода и «Слово о Премудрости»//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Брюсова В . Г . София Новгородская. М., 2001. Брюсова В . Г . София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006. Булгаков С . Н . , прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. М., 1996. Булкин В . А . , Овсянников О . В . Холмогорцы Струнины и Погорельские//Холмогоры – центр художественной культуры Русского Севера. Архангельск. 1987. Бусева – Давыдова И . Л . Новые иконографические источники русской живописи VII в.//В кн.: Русское искусство позднего средневековья. М., 1993. Бусева – Давыдова И . Л . О так называемом обмирщении русского искусства XVII века//Филевские чтения. Вып. VII. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Среди авторов первых выпусков «Богословского вестника» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов), архим. Давид (Кораблёв), игум. Георгий (Данилов) (ныне архиепископ Нижегородский), игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров (ныне иером. Иов), протодиак. Сергий Голубцов († 2006), М. М. Дунаев, А. Б. Зубов и др. 2. Период с 2003 г. по настоящее время После того, как на совете Академии 30 августа 2002 г. главным редактором «Богословского вестника» был назначен Ректор МДАиС архиеп. Верейский Евгений, издание журнала стало осуществляться более регулярно. Во вступительном слове архиеп. Евгений так сформулировал основную задачу журнала, не ставя никаких идеалогических рамок: «После десятилетий пленения если не мысли, то богословия в России, основная задача журнала - собрать воедино лучшие богословские силы, которые призваны плодотворно трудиться ради возрождения церковной науки» 60 . За 2003-2006 г. были изданы 3, 4 и сдвоенный 5 и 6 номера «Богословского вестника» объемом 434, 608 и 792 страниц соответственно. Тираж 3 номера составил 1000 экземпляров, 4 - 2000 экземпляров, и, наконец, 5-6 сдвоенного выпуска -- 2500 экземпляров. Изменился внешний вид журнала, он стал выходить в твердом переплете в обложке, сочетающей современные элементы с орнаментами дореволюционного оформления. Титульный лист украсил издательский знак, в котором символически объединены элементы раскрытой книги с контуром Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Отдел святоотеческих переводов, публикации ученых трудов профессоров и преподавателей, а также рукописных и библиографических материалов, связанных с деятельностью Московской Духовной Академии и Семинарии, позволили «Богословскому вестнику» занять в ряду имеющихся журналов свое особое место, стать полноценным научно-публицистическим органом Академии. В то же самое время в журнале пока что преобладают переводы как с древних, так и с современных языков. Они стали постепенно заполнять огромные лакуны, сложившиеся за долгие годы богословского безмолвия.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010