5. Если мы, войдя в темницу и видя одних грязными, а других связанными железными оковами, третьих заключенными во мраке, трогаемся, ужасаемся и делаем все, чтобы самим не впасть в такую же беду и скорбь, то, когда мы, связанные, будем отведены в самые геенские мучения, в каком мы будем состоянии? Что будем делать? Ведь те узы не из железа, но из огня, никогда неугасающего, и распоряжаться нами будут не какие-либо подобные нам люди, которых часто можно смягчить, но ангелы страшные и несострадательные, на которых невозможно будет и взглянуть, которые будут сильно гневаться на нас за дела, какими мы оскорбили Господа. Там не так, как здесь, невозможно расположить к себе одних серебром, других яствами, иных льстивыми словами, и получить облегчение, но ни в чем там нет прощения. Будут ли Ной, или Иов, или Даниил, видеть ближних своих мучимыми, они не осмелятся предстать и подать руку помощи. Тогда случится, что истребится и естественное сострадание. Так как найдутся праведные отцы грешных детей и добрые дети порочных родителей, — зло ведь не от природы, а от воли, — то, чтобы радость их была чистою и сострадание не нарушало блаженства наслаждающихся теми благами, и оно тогда угаснет, так что и они вместе с Господом будут негодовать на своих единокровных (грешников). Если и теперь некоторые, видя своих детей негодными, удаляют их от себя и отказываются от родства с ними, то тем больше произойдет это на том суде. Итак, никто пусть не надеется на что-нибудь хорошее, не сделав хорошего, хотя бы он имел и множество праведных предков. Чтобы каждому получить , говорит апостол, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). Будем же, увещеваю вас, внимать и вразумляться. Если ты будешь иметь огонь порочного пожелания, то представь огонь тамошнего мучения, и твой огонь погаснет. Если ты захочешь сказать что-нибудь непристойное, то представь скрежет зубов, и страх послужить для тебя уздою. Если ты пожелаешь похитить что-нибудь чужое, то послушай, что говорит Судия: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13), и ты оставишь свое желание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6 . Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними . Подобное о «зубах» Мессии видел святой праотец Иаков. Благословляя сына своего Иуду, он изрек пророчество о Христе, в котором им были сказаны такие слова: «Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока» ( Быт. 49:12 ). Так толкует эти слова св. Иоанн Златоуст : «И белы зубы его паче млека», показывает праведность и славу Судии. Под образом зубов и молока нечто другое хотел означить, как то, что суд будет так же чист и светел, каково свойство молока и зубов» [Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста , СПб, 1898 г., т. IV, стр. 719]. Таким образом, Сын Человеческий предстает здесь как Судия всех. Ибо дана «Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5:27 ). И «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). 7 . Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими . Ланиты Сына Человеческого, о чем свидетельствуете вы? – о великом поношении, которое претерпел Он в любви Своей. О том возвещал еще пророк Исаия: «Я (Господь) предал хребет биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис. 50:6 ). О том плакал Он устами Иеремии: «(Господь) подставляет ланиту свою биющему Его, пресыщается поношением» (Плач Иер. 3:30 ). О том возвещал пророк Михей: «Тростью будут бить по ланите судью Израилева» ( Мих. 5:1 ). То и случилось, как это описывает евангелист Матфей: «Тогда плевали Ему (Иисусу) в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:67–68 ). 8 . Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости . Сын Человеческий явился как потомок, как Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так Его часто и именовали. Но Сыном Давидовым был Он не только по родословию Своему. Давид вел «брани Господни», а тут – Сам Господь вышел на брань. Он – «Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю» (акаф. Иисусу Сладчайшему, кондак 1). Это воинственная мощь Сына Давидова против дьявола и изображена как столп Давидов . То, что на нем висит тясяча тысяча щитов, все щиты сильных , означает, что все ратоборцы Христовы в Нем имеют свою опору и укрепление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

       Тот, Кто давал хлеб насущный – Сам вместо «лепешки» хлебной имеет от людей «скверные насмешки». «Скверные» (ханеф ) – относится к тем, кто практикует скверну» – мерзкое религиозное служение. О подобном грешнике говорит Исаия: «сердце его созидает грех (авон), чтобы делать скверну (хонеф) и говорить на Яхве превратное» ( Ис.32:6 ). И люди Израиля бывали «скернителями», когда приобщались самым страшным языческим ритуалам: «они проливали кровь невинную – кровь сынов и дочерей своих, которых заколали идолам Ханаанским, и осквернилась земля кровями» ( Пс.106 /105:38). Пророк Иеремия говорит об извращении религии Израиля: «и пророк, и священник – сквернят, и в доме Моем Я нашел зло их, говорит Яхве» ( Иер.23:11 ). О «мерзости запустения на святом месте» ( Мф.24:15 ) сказано у пророка Даниила, что «устанавливающий мерзость… вовлечет нечестивых в скверну против Завета» ( Дан.11:32 ) 202 . «Скверные насмешки» – это слова, обращенные к Распятому: «насмехались же вместе с ними [с народом] и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он – Христос, Божий избранный» ( Лк.23:35 ). Что говорит Давид в Псалме? На Мессию восстали не глупые насмехатели, но те, кто «практикует скверное» служение – демонически убежденные. «Скрежетали зубами» – сопутствующее проявление той специфической злобы, когда праведника ненавидят за праведность: «умышляет нечестивый на праведника и скрежещет на него зубами своими» ( Пс.37 /36:12). Поскольку источник злобы нечестивых есть праведность как таковая, постольку скрежетание зубов станет символическим обозначением адских мук: «тьма внешняя, там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ). Против Мессии выступил ад со скрежетом зубовным, но об адских силах сказано: «зубы грешников Ты сокрушаешь» ( Пс.3:8 ). Пс.34:17             Адонай, как долго Ты будешь смотреть?                         Возврати душу мою от бездн (пустот) их,                         от львов – единственную мою. " От бездн (шо) их» – шо (hap.leg.) – то же, что «опустошение» шоа (ст.8), но во множественном числе и с обозначением принадлежности:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

А время шло. В 16:20 телефон позвонил снова. На другом конце мать Деспины из Америки: — Отец, происходит что-то невероятное. Похоже, проблема решается при помощи простого удаления зубов! Врачи сказали, что там просто большой корень, который растет, как шипы. Что это, отец? Я думаю, что они говорят правду. Если бы вы попытались связаться с отцом Порфирием, потому что мы не можем дозвониться. Он должен знать правду… Я слегка улыбнулся, но внутренне я оставался в сомнении и поэтому повесил трубку. Я подумал, что это совершенно невозможно. Нельзя даже было о таком подумать! После этого я позвонил своему греческому другу-стоматологу и рассказал ему все новости. Мы поговорили несколько минут, проанализировали все наши мысли и подозрения, и он сказал мне как специалист: диагноз рака костей в нижней челюсти был явным, после он был подтвержден американскими специалистами. Разница же с шипами в корневой системе зубов очень большая и очевидная. Скорее всего, во время операции врачи обнаружили, что ситуация весьма плоха, и поэтому они решили радикально не вмешиваться в ситуацию. Возможно, они не сказали этого матери, поскольку она была бы не в состоянии принять истину. Я подумал, что к этому времени отец Порфирий уже смог пообщаться с отцом Деспины и имеет более объективную картину ситуацию. Я позвонил ему, отец Порфирий поднял телефонную трубку и сказал: — «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:12). На самом деле не было ничего серьезного. Вытащили лишь маленький зуб и все. Теперь мы должны возблагодарить Бога и больше ничего! — Отец, вы говорили о случившемся с отцом Деспины? — Нет, я еще никому этого не говорил. Я молился. Деспине сейчас хорошо. Вы можете поговорить с ее родителями и сказать, чтобы они не торопились возвращаться. Они полагают, что осталось около недели пребывать в Америке. Врачи обнаружили ткани не от рака, а небольшой кисты. Вместо устранения нижнечелюстной кости был удален только зуб. Вместо того чтобы встретиться с лицом смерти, мы все вмести прожили настоящее чудо, чудо обетования Божия. Кто знает, что было бы, если бы не было отца Порфирия.

http://pravmir.ru/kogda-nauka-bessilna-b...

«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 30). Негодный раб, ставший совершенно чужим своему Господину, Господу Иисусу Христу, выбрасывается «во тьму внешнюю», то есть пребывает в полнейшей тьме, вне Божественного света и общения с Богом. «Там будет плач и скрежет зубов» — плач раскаяния и скрежет от бесплодного и уже бесполезного сожаления о том, что он не исполнил своего христианского долга. Может быть, эта притча кажется нам чересчур жестокой и строгой, но мы не должны уподобляться лукавому и ленивому рабу, оправдывая свою лень строгостью требований. Если бы мы действительно понимали, что Господь строг, «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал», то нам, скорее, следовало бы убояться и от страха трудиться еще усерднее, а не оправдываться тем, что при таких условиях мы ничего не можем сделать. Действительно, это страшная притча! Мы часто хотим только сохранить то, что нам даровано свыше, а от нас требуется именно приумножить, иначе мы будем извержены «во тьму кромешную». Тот, кто лишь сохранил, оказывается «неключимым», или по-русски — негодным, рабом. На самом же деле невозможно просто сохранить дар, ничего не потеряв, и в ином месте Господь сказал: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Человек, который не трудится над совершенствованием себя, а думает лишь о том, как бы не потерять того, что у него уже есть, пытаясь остаться в неизменном состоянии, волей-неволей начинает терять, расточать и духовно оскудевает. «Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Тот, чей духовный слух отверст, чтобы слышать эти Божественные словеса, устрашится и примется за дело своего спасения — начнет по повелению Господа Иисуса Христа через покаяние и исполнение евангельских заповедей умножать то, что даровано ему свыше, будь это естественные способности, заложенные от рождения, или благодатное дарование, полученное в Таинствах или каким-либо другим образом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ам.4:4—6. Идите в Вефил и поступайте беззаконно, — в Галгал, и умножайте преступление, и приносите жертвы ваши с утра, десятины ваши в три дня. Приносите в жертву хвалы квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте [о них]; ибо этого вы желали, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. За то и дал Я вам оскомину (stuporem) зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших: но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. LXX: Вы вошли в Вефиль и поступали беззаконно, в Галгале умножили преступления, и с утра приносили жертвы ваши и в третий день десятины ваши. И они извне читали закон и взывали с исповеданиями. Провозглашайте, ибо это полюбили сыны Израилевы, говорит Господь Бог. И Я дам вам оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.    Сначала положим историческое основание. Твое пленение, несчастный Израиль, уже близко; уже приближается ассирийское войско: делай, что угодно, — совершай беззакония, свободно блудодействуй с идолами, и чем более ты будешь бесстыдным, тем более в твоих страданиях обнаружится справедливость Моего определения. «Идите», говорит, «в Вефиль», в котором вы поставили золотого тельца, и поступайте беззаконно в отношении в Богу. Идите в Галгал, место идолослужения, о котором Я чрез Осию сказал: «вся злобы их в Галгалех». (Ос. 9:15); и еще у него же: „тщетно они в Галгале приносили жертвы тельцам (гл. 12, ст. 11)“. И когда вы придете в Галгал, то «умножайте преступление». Ибо все то, что вы там делали, было преступлением против Бога, которому вы предпочли идолов. И приносите жертвы ваши с утра, чтобы не было никакой отсрочки для преступления, и десятины ваши в три дня или, как перевел Симмах, «десятины ваши в третий день». Это место, как нам кажется, можно объяснить следующим образом: в левитском законе (Левит. гл. 7) предписано, чтобы одни жертвы не сохранялись до другого дня и чтобы другие не оставлялись до третьего дня; если же кто-либо оставит их, то они будут нечистыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ам.4:5 .  Приносите в жертву бла­го­даре­ния квасное, про­воз­глашайте о добровольных при­ноше­ниях ваших и раз­глашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Го­с­по­дь Бог. «Приносите в жертву благодарения квасное», в евр. vekatter mechamez thodah, сожигайте от квасного жертву благодарения. По закону ( Лев. 7.12 ) в жертву благодарности приносился пресный хлеб; хотя к нему, по Лев. 7.13 , присоединялся и квасный хлеб, но последний назначался не для жертвенника. Поэтому не вполне ясно приглашение пророка сожигать квасное. Выдерживая иронический тон речи пророка, некоторые комментаторы (Харпер) усматривают в его словах приглашение израильтянам проявить их ревность о богослужении каким-нибудь необыкновенным, экстраординарным способом – сожигайте хоть квасное. LXX по-видимому евр. vekatter приняли за vekaru (оп, kara читать), mechamez, прочитали как bachuz и перевели – εξω (вне), а слово thodah (жертвы благодарности) приняли за thorah (закон); отсюда в слав. т.: «и прочтоша извне закон». Уклонение LXX, и трудность согласования 5 ст. с Лев. 7.12 заставляет Гоонакера предполагать в стихе порчу текста, и начало стиха он передает: «провозглашайте (vekiru bachuz) жертву благодарности». Ам.4:6 .  За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селе­ниях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Пророк с 6 ст. указывает на те бедствия в прошлом, которыми Господь желал обратить Израиля, и прежде всего упоминает о голоде. «За то и дал Я вам голые зубы», с евр. собств. чистоту зубов, nikjon schinnaim. Редко употребляющееся слово nikjon (чистота) и обыкновенно имеющее смысл нравственный ( Быт 20.5 ; Пс 26:6, 73:13 ) древние переводчики в рассматриваемом месте передают различно: зубная боль (LXX и Акила – γομφιασμς), оскомина (Иероним – stupor). Образное выражение «дал вам чистоту зубов» указывает на голод, когда нечего есть, так что «в зубок не завязнет и крохи пищи» (блаженный Феодорит). Ам.4:7 .  И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; про­ливал дождь на один город, а на другой город не про­ливал дождя; один участок напоя­ем был дождем, а другой, не окроплен­ный дождем, засыхал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). А что кротче было того, о котором домочадцы говорили: «О, если бы мы от мяс его не насытились?» («кто убо дал бы нам от плотей его насытитися») ( Иов.31:31 ), – так они сильно любили его. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ); и этой добродетели он не был чужд. Послушай, что он говорит: «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня» («аще же и согрешая неволею... не посрамихся... народнаго множества, еже не поведах перед ними беззакония моего») ( Иов.31:33–34 ). Человек такого настроения очевидно плакал с великим избытком. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» ( Мф.5:6 ). Смотри, и это с избытком исполнялось им: «Сокрушал, – говорит, – я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» («сотрох... членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях») ( Иов.29:17 ). «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия» («В правду же облачахся, одевахся же в суд яко в ризу») ( Иов.29:14 ). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ); а Иов был милостив не только в деньгах, не только в том, что одевал нагих, кормил алчущих, помогал вдовам, защищал сирот, исцелял раны, но и самым сочувствием души. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» («Аз же о всяком немощнем восплакахся, вздохнув же, видев мужа в бедах») ( Иов.30:25 ). Как бы будучи общим отцом для всех несчастных, он приходил на помощь в несчастии к одним, оплакивал бедствия других и обнаруживал милосердие в словах и делах, своим состраданием и своими слезами делаясь как бы общим покровом для всех. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). И это также оправдалось на нем. Послушай, что Бог свидетельствует о нем: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» («несть яко он на земли: человек непорочен, истинен, благочестив, удаляяйся от веяния лукавыя вещи») ( Иов.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В аду они получат возможность резаться с чертями в карты, сколько угодно материться, врать, хвастаться и упиваться ненавистью ко всему миру, не оценившему и незаслуженно обижающему их. Бог не ссылает их в преисподнюю по своей жестокости, а просто определяет в такое место, где они получат хотя бы те примитивные иллюзорные радости, которые по своей подлинной сути являются плачем и скрежетом зубов. Он был бы рад одарить нас великим, несказанным блаженством жизни в Царствии Небесном, но, чтобы прорваться к этому блаженству от низменных обманчивых утех, человеку нужно переделать свою натуру, изгнав из неё всё низменное, а это очень трудно, поэтому Христос говорит: «…Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). Но чтобы совершить усилие, нужно очень захотеть войти в Царство Божие, а для этого необходимо осознавать Того, Кто уготовил для нас это Царство, как живую реальность, так что первейшим условием спасения является вера. Эта мысль лейтмотивом проходит через всё Евангелие. Многие же из нас не хотят признавать Бога, поскольку унаследовали от соблазнённых Змеем прародителей желание «самим быть как боги», и никакими доводами их не убедишь. Поэтому метод уговаривания оказывается для Спасителя малоэффективным, и Ему остаётся действовать методом отбора. «Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и сев хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13:47-50 ). Вот почему Христос говорил притчами: этим Он отделяет злых от праведных ещё на земле, чтобы на Страшном суде Ему было меньше работы. Говорил так, чтобы слышали только «имеющие уши». Это и есть «кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё» ( Отк.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

В земле; где же это? где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение страстям. Придите, братие, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собою в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: по сему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим; и я пришед получил бы Мое с прибылью». Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина – для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль? Воистину достодолжной прибыли требует Господь: и грех, тяжкий грех, христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодною смоковницею, только место напрасно занимающею. Послушайте наконец суд ленивым рабам: Господь говорит: «итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов; ибо всякому имеющему дается и преумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов». Страх, братие, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи, твори волю Твою с нами! Молимся Тебе да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда! Кто имеет уши слышать, да слышат. Аминь. Слово на Новый Год Аще кто во Христе, нова тварь ( 2Кор.5:17 ). С Новым Годом приветствую всех вас, дорогие братие и сестры! Из только что приведенных мною слов апостола видно, что человек вне благодати есть ветхая тварь и что он может через Христа и во Христе сделаться новою тварью.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010