Свято-Духов , 1 кл., в Новгороде. Основан до 1162 г.; возобновлен в 1357 г.; прежде был мужским; обращен в женский в 1786 г. Здесь находится часть мощей Евфимии Всехвальной и св. Моисея (см. 25 янв.), посох его и чудотворные иконы – Сошествие Святого Духа на апостолов, написанная до 1357 и святит. Николая, писанная в 1500 г. Сырков Владимирский Богородицкий , 2 кл., в 6 в. от Новгорода. Основан в 1548 г. новгородцем Феодором Сырковым, Сначала он был мужским, а с 1712 г. переименован в женский. Здесь находятся две чудотворные Владимирские иконы Божией Матери: одна, именуемая Сырковской, была прислана основателю мон. из Москвы, другая – явленная. Успенская Рдейская пуст., общ., в 90 в. от г. Старой Русы и в 30 в. от г. Холма, Псковской губ., при оз. Рдейском. Учреждена в 1893 г. из женской общины, открытой в 1886 г. на месте упраздненного в XVIII в. муж. мон. Здесь находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Успенский , общ., в 50 в. от уез. г. Валдая, на бер. оз. Селигера. Учрежден в 1899 г. из женской общины, основанной в 1872 г. Здесь находится древняя икона Успения Божией Матери родовая в фамилии основательницы общины, помещицы Ал. Ив. Кемецкой, а также небольшой крестик с частицей животворящего креста Господня и частицей мощей святит. Тихона Задонского . Богородицкая община, в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины», при с. Парфенове, Череповецкого у. Учреждена в 1904 г. Община Взыскание всех погибших , в с. Тихове, Боровичского y., учрежденная в 1910 г. Олонецкая епархия Мужские: Александро-Ошевенский , 3 кл., общ., в 44 в. от г. Каргополя, при р. Чурьяге. Основан ок. 1443 г. пр. Александром Ошевенским (см. 20 апр.), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При мон. странноприимный дом. Андрусовская Николаевская пуст., зашт., в 22 в. от г. Олонца, на бер. оз. Ладожского, на Андрусовском полуострове. Основана до 1520 г. Адрианом, учеником пр. Александра Свирского ; в 1704 г. была упразднена; в 1817 г. восстановлена. Мощи пр. Адриана почивают здесь в храме Введения (см. 26 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В это-то время путешествия в Орду, по преданию, переходящему из рода в род, из поколения в поколение, св. Алексий посетил местность, занимаемую ныне г. Самарою и благословил оную. Описатель Оренбургско-Самарского края П.И. Рычков занес это предание в описание свое, в коем сообщает, что «будто св. Алексий, митрополит киевский и московский, плывя Волгою (1357 г.) в золотую Орду, останавливался на месте нынешней Самары. Тогда существовал здесь дремучий лес, и в нем спасался один благочестивый отшельник. Святитель посетил его келью, и, благословляя на подвижничество, изрек пророчество, подобно Андрею Первозванному о Киеве, что со временем возникнет здесь город великий, в котором воссияет благочестие и оной никакому разорению подвержен быть, но имеет”. И как бы то ни было, по предание о посещении Самары святителем глубоко укоренилась между Самарцами; они благоговейно чтут память святителя и в особой часовне, на берегу Волги, пред его иконою, установили неугасимую лампаду: говорят, что первоначально часовня устроена была здесь ещё задолго до основания города, как только приснопамятный иерарх причтен был церковию к лику святых. В 1832 году, при распланировании города, построена, близ самой Волги, каменная двухэтажная часовня, существующая доныне. Но едва св. Алексий возвратился из Орды, как опять должен был идти туда же. В это время ханский посол Кошак обременял российских князей беззаконными налогами, прекращенными только по милости Тайдулы; Затем происшедшия волнения в Орде, начала которых он был очевидцем, разразились страшными последствиями, именно смертию Джанибека и новыми налогами, обременительными для князей русских. Этот Джанибек, завоевав в Персии город Таврис, когда то основанный супругою Калифа Гарун Алрашида Зебоилою и навьючив 400 верблюдов взятыми в добычу драгоценностями, был в этом же 1357 году злодейски умерщвлен сыном Бердибеком, который, следуя внушениям вельможи Товлубия, убил еще и 12 братьев. Кровожадный Бердибек немедленно послал вельможу Иткара с угрозами и с насильственными требованиями ко всем князьям русским новой дани и даже собирался на них войною.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

4.1); таков путь к уяснению смысла произведения. Таким образом, посредством: (а) анализа каждого отдельно взятого текста (из наличествующего и заранее определенного множества последних – например, церковные историки, проповедники, эпистолографы, хронисты, панегиристы и т. п.) уясняется: (б) совокупность общих идеологических, эмоциональных, мировоззренческих, духовно-психологических и т. п. черт, присущих эпохе в целом; общих идейных векторов ее. Вопрос в том, чтобы определить, тексты какого рода являются ключевыми для решения тех или иных задач. В настоящей работе мы ограничиваемся классом задач первого рода, а именно – если говорить в самом общем виде – попыткой целостно-системного анализа и интерпретации (понятие интерпретации, как уже говорилось, нами связывается с проникновением в смысл текста) одной взаимосвязанной группы текстов – гомилий св. Григория Паламы . Выше говорилось о великих творениях великих эпох; таковыми для своей эпохи были творения св. Иринея Лионского ; Каппадокийцев; преп. Максима Исповедника ; преп. Симеона Нового Богослова ... Именно таковым произведением, во многом еще неизведанным идо конца не осмысленным (несмотря на их популярность у поздневизантийских переписчиков – и, стало быть, читателей), являются гомилии (см. следующее далее определение; русский перевод – «Беседы» – несколько менее точен) крупнейшего византийского богослова и церковного мыслителя своего времени – Палеологовской эпохи – и одного из крупнейших Отцов Православной Церкви – св. Григория Паламы , архиепископа Солунского (Фессалоники). По недавней убедительной датировке А. Риго, годы жизни святителя приходятся на 1294 – 14.11.1357 гг., а годы архипастырства – на 1350–1357 гг. (с перерывом в 1354–1355 гг., когда Палама был в плену у турок и принимал участие в церковном Соборе в Константинополе), хотя на Солунскую кафедру святитель был назначен еще в мае-июне 1347 г. 18 Под гомилией мы понимаем проповедь , произносившуюся перед слушателями в церкви (или в монастыре, во время процессии – например, в ходе так называемой стациональной литургии – и т. п.) с целью наставления в истинах веры и духовно-нравственного на них воздействия, а также по особым случаям (цикл «О статуях» св. Иоанна Златоуста ); необходимо оговориться, что до сих пор наукой не выработано сколько-нибудь удовлетворительной классификации гомилетического материала (см. гл. 4). Это тем более досадно, что проповедь является древнейшим и едва ли не наиболее развитым жанром церковного красноречия, восходящим ко временам апостольским 19 . К сожалению, общая история византийской гомилетики также еще не была написана 20 . Мы попытаемся показать на примере анализа проповедей св. Григория Паламы , что они включены – и идейно, и стилистически – в единую библейско-святоотеческую традицию любомудрия и умозрения, образуя одно из заключительных (на византийской почве) звеньев в непрерывной цепи возвещения и истолкования евангельского Благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

19] и духовные традиции преподобного Григория Синаита. О том, что “эта старая греческая кафедра была в сербское время славянским монастырем, говорит и местное предание в Серграде” с. 106].Во время архиерейского служения Иакова Сер стал крупнейшим церковным центром Сербии. Ни одно событие в жизни Сербской Церкви не проходило без участия или влияния митрополита Иакова. Он, как митрополит Серский или, возможно, как игумен Архангелова монастыря, в 1346 году принимал участие в провозглашении Сербского патриаршества и коронации Стефана Душана с. 127] при благословении и молитвах патриарха Иоакима.Зимой 1347/48 года царская семья отправилась на Афон. В числе сопровождавших ее был и митрополит Иаков с. 128]. Есть все основания полагать, что щедрые дары, которые преподнес всем афонским монастырям Стефан Душан, были принесены под влиянием митрополита Иакова с. 128].По инициативе митрополита Иакова в Скопле в мае 1349 года был созван церковный Собор, в первом деянии которого был принят Законник Стефана Душана. Члены Собора в конце его работы перешли из Скопля в Призрен, где был объявлен хризовул Архангельскому монастырю и освящен соборный храм. Митрополит Иаков Серский присутствовал и на Соборе 1353 года, который дополнил Законник царя Стефана. Вероятно, как знаток греческого языка, митрополит участвовал в редакции отдельных положений свода законов с. 128]. Соборы 1354 и 1357 годов проходили в городе Сер, в новой резиденции митрополита. На державном Соборе 1354 года был избран патриарх Сербский Савва (1354—1375). На этом Соборе присутствовали царская семья и все светские правители и церковные иерархи Сербии с. 129]. Серский Собор в июне 1357 года решал среди других вопросов и спор между афонскими монастырями Каракалом и Зографом из-за церкви святителя Николая, находившейся на территории Серской митрополии. Спор был решен в пользу Зографского монастыря. В акте соборного решения с. 97] подпись митрополита Иакова стоит на первом месте.До конца своей жизни митрополит Иаков сохранял связь с Синаем с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Так богомудрый Учитель наставлял свою паству, применяясь к существенным потребностям и простому разумению своих пасомых. Он говорит не о многом, но в этом немногом заключалось всё нужнейшее и доступное для всех. Теперь обратим внимание на дела его управления. На предшественника св. Алексия, М. Феогноста, Архиеп. Новгородский Моисей приносил жалобу в Константинополь за его какие-то, будто бы незаконные, притязания 83 . Патриарх с теми же посланными прислал своё решение на дело и полиставрион (крестчатые ризы) Архиепископу Новгородскому. Не знаем, в какой мере была справедлива эта жалоба, против которой не мог оправдываться святитель, уже почивший, не дошло до нас и ответное послание Патриарха. Знаем только то, что подобные жалобы на митрополию со стороны Новгорода, возникшие снова после св. Алексия 84 , при нём ни разу не возобновлялись. Епископ Тверской Феодор, во время продолжительного своего управления епархией показавший большую ревность в украшении церквей и неоднократно имевший случай быть миротворцем враждующих князей в своей области, наскучил, наконец, их непрерывными спорами и хотел оставить епархию (1357 г.). Но св. Алексий убедил его ещё потерпеть и остаться на своей кафедре ради блага Церкви и народа 85 . Давний спор между Епископами Рязанским и Сарайским о пределах их епархий, при М. Феогносте решённый сперва в пользу Сарайского, потом в пользу Рязанского епископа, возобновился и в начале управления Алексия. Но св. Алексий, опираясь на определения прежних митрополитов: Максима, Петра и Феогноста, и на собственное отречение от спорного участка со стороны Сарайского епископа Софония на Соборе, бывшем в Костроме, окончательно решил этот спор и своею грамотой подтвердил права епископа Рязанского 86 . Во всех этих действиях нельзя не видеть духа миролюбия и справедливости. Среди этих занятий вдруг получено было из Орды неожиданное требование (в авг. 1357 г.). Супруга Хана Джанибека, Тайдула, сделавшись слепа, напрасно прибегала к человеческим пособиям. Прошло три года: ничто не помогало больной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IN ABDIAM. Theodorus Mops., 66, 303–18. Cyrillus Alex., 71, 581–96. Theodoretus, 81, 1709–18. Hesychius, 93, 1351–4. In Jonam. Theodoras Mops., 66, 317–46. Cyrillus Alex., 71, 597–638. Theodoretus, 81, 1719–40. Hesychius, 93, 1353–6. Theophylactus, 126, 905–68. Homiliæ singulæ. Chrysostomus. In pænitentiam Ninivitarum, 64, 423–36. Basilius Seleuc., 86, 157–72; 171–82. In MiCHæAM. Theodorus Mops., 66, 345–96. Cyrillus Alex., 71, 639–776. Theodoretus, 81, 1741–86. Hesychius, 93, 1355–8. Theophylactus, 126, 1049–1190. In Nahum. Theodoras Mops., 66, 397–424. Cyrillus Alex., 71, 775–844. Theodoretus, 81, 1787–1808. Hesychius, 93, 1357–8. Theophylactus, 126, 969–1048. In Habacuc. Theodoras Mops, 66, 423–50. Cyrillus Alex., 71, 843–944. Theodoretus, 81, 1809–36. Hesychius, 93, 1357–60. Theophylactus, 126, 819–906. In Sophoniam. Theodoras Mops., 66, 449–74. Cyrillus Alex., 71, 943–1022. Theodoretus, 81, 1837–1860. Hesychius, 93, 1559–61. In AGGæUM. Theodoras Mops., 66, 473–99. Cyrillus Alex.,. 71, 1022–62. Theodoretus, 81, 1859–74. Hesychius, 93, 1361–2. In Zachariam. Theodorus Mops., 66, 493–596. Cyrillus Alex., 72, 9–278. Theodoretus, 82, 1873–1960. Hesychius, 93, 1361–3. In Malachiam. Theodorus Mops., 66, 597–632. Cyrillus Alex., 73, 275–364. Theodoretus, 81, 1959–88. Hesychius, 93, 1367–70. IN MACCHABÆORUM LIBROS. Homiliæ in Macchabo_eos. Gregorius Nazianz., 35, 911–34. Chrysostomus, 60, 617–24, 623–26, 625–28, 627–8; De Eleazaro et VII pueris, 63, 523–30. NOVUM TESTAMENTUM   Universe. PAPIAS. Fg., 5, 51–64. JULIUS AFRICANUS. Ad Aristidem de genealogies, 10, 51–64. THEOPHILUS ANT. Fg. 6, 1603–4. EUSEBIUS CæS. Canones decem harmoniæ evangeliorum, 22, 1275–1299. Quæstiones evangelicæ ad Stephanum, 22, 879–936, 957–82. Quæstiones evangelicæ ad Marinum 1–4, 22, 937–58; 1–11, 983–1006 et 1007–16. ATHANASIUS Quæstiones in Evangelia 28, 699–708. In N. Т. 711–30. In Pauli Epistolas 753–74. GREGORIUS NAZIANZENUS. De Christi genea-logia, , 37, 479–88. HESYCHIUS. Quæstiones 1–61 ex concordia evangelica, 93, 1391–1448.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Евфимии Всехвальной, по коей и монастырь назывался Евфимьиным, а в народе и Евфимьевым с приделами: а) с южной стороны во имя Благовещения Божьей Матери; б) с северной во имя Преображения Господня В этой церкви находилась часть Св. мощей Евфимии Всехвальной. 2) Колокольня каменная же; 3) КЕЛЬИ; деревянные 4) ОГРАДА деревянная. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 390 душ крестьян, и настоятельство Игуменское, по Штатам же положен во 2 класс степенью первым. В 1786 году соединён он с Сокольницким и переведён в Духов монастырь, в котором как часть Св. мощей Евфимии Всехвальной, так и всё церковное и монастырское имущество, а наконец в 1807 и 1808 годах и самые строения разобраны и перенесены. Ныне видны одни только развалины того Евфимиина монастыря. Добавление из VI тома Евфимиев Суздальский монастырь См. ниже, Спасо-Евфимиев Суздальский. Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь Владимирской Епархии 2 класса мужской, находится внутри города Суздаля на берегу реки Каменки. Построен в 6860/1352 году при Великом Князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском и при Архиепископе Суздальском Иоанне. При заложении в сем 1352 году каменной церкви во имя Преображения Господня сам Великий Князь присутствовал и поручил строение оной вытребованному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию, под смотрением которого и совершена она в 6865/1357 году и освящена помянутым Архиепископом Иоанном в присутствии Великого Князя, а инок Евфимий произведён в Иеродиакона, потом вскоре в Иеромонаха, и наконец в Архимандрита новоустроенной обители, и поручено ему же от Великого Князя продолжение дальнейшего строения, келий и ограды, что им и окончено, а монастырь по имени строителя и первого начальника наименован Евфимиевым, по главной же церкви – Спасским. Пр. Евфимий преставился в 6912/1404 году, Апреля 1. В 7009/1501 году при Архимандрите Константине весь этот монастырь выгорел; но вскоре иждивением доброхотных дателей и тщанием сего Архимандрита возобновлён; преемник его Кирилл, продолжая возобновление этой обители, усмотрел, что и Соборная церковь , в 1357 году устроенная, обветшала и требовала также возобновления; почему с благословения Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Моисей, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Митрофан) (f 1362; память 25 января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье. Получил хорошее образование. С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество. Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода. Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей. Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму. С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией. Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нет сомнения, что мы не перечислили всех обителей, какие существовали тогда в средней полосе России. О большей части и из перечисленных летописи и другие исторические свидетельства упоминают только мимоходом, случайно. Очень естественно, если о тех монастырях, о которых не было случая что-нибудь сказать, они вовсе не упомянули. III Новгородской области и других северных, ей сопредельных, не коснулась непосредственно буря монгольская. А потому она не имела никакого влияния и на состояние здешних обителей. В самом Новгороде, который и прежде превосходил все русские города числом своих монастырей, число это еще более теперь увеличилось. Местные летописи часто упоминают о прежних монастырях: Юрьевском, Антониевом, Хутыне, Аркаже, Покровском на Зверинце, Николаевском на Липне, Благовещенском, Росткине и других 2334 , но еще чаще говорят о монастырях новых или только восстановленных и обновленных. Владыки Новгородские принимали в этом деле большое участие. Архиепископ Давид соорудил в 1313 г. каменную церковь святого Николая в Неревском конце на собственном дворе и совокупил вокруг нее черноризцев: кажется, тут речь идет только о восстановлении Бело-Николаевского монастыря, который существовал и прежде 2335 . Архиепископ Моисей основал пять монастырей: еревяницкий Воскресенский в 1335 г. на реке Деревянице, в четырех верстах от Новгорода; Болотов Успенский в 1352 г. на Волотовом поле, в трех верстах от Новгорода к востоку; Богословский женский – в 1354 г. за городским земляным валом близ Новгорода; Сковородский Михайловский – в 1355 г. в четырех верстах от Новгорода к югу и Радоговицкий Успенский – в 1357 г. за городским земляным валом, в 50 саженях от монастыря Богословского женского. Кроме того, Моисей обновил и украсил церквами монастыри: Десятинский женский – в 1327 г. на Софийской стороне в Новгороде и Свято-Духов в 1357 г. там же 2336 . Архиепископ Иоанн в 1407 г. основал два монастыря: Спасо-Преображенский на реке Видогоще, в 23 верстах от Новгорода и Николаевский на реке Веренде, в 25 верстах от Новгорода к югу. Архиепископ Евфимий основал в 1432 г. монастырь святых 12 апостолов на Чудинцевой улице 2337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1357-1360 гг. И. сделал попытку вмешаться в ход Столетней войны и организовать переговоры между противоборствующими сторонами. Их результатом стали перемирие в Бордо (1357) и мир в Бретиньи (1360). Менее результативными были его религиозно-политические инициативы на Пиренейском п-ове, где папа попытался посредничать в переговорах между Кастилией и Арагоном, а также неоднократно выступал с осуждением кастильского кор. Педро I, к-рый отверг, а затем отравил свою супругу. Безрезультатно завершились переговоры И. с серб. кор. Стефаном IV Душаном и визант. имп. Иоанном V Палеологом, имевшие целью воссоединение Вост. и Зап. Церквей. При И. католич. церковная орг-ция в Вост. Европе была расширена за счет учреждения ряда кафедр в отдельных «русских» городах под властью польск. кор. Казимира III Великого : в 1358 г.- во Владимире-Волынском, в 1359 г.- в Холме и во Львове. Папа был известен как покровитель искусств и науки. И. приблизил к себе итал. поэта и гуманиста Ф. Петрарку и пригласил его стать личным папским секретарем и камерарием. В 1354 г. в Авиньон послом Флорентийской республики прибыл итал. писатель Дж. Боккаччо. И. основал кафедры теологии при Болонском и Тулузском ун-тах, в Тулузе была также образована коллегия св. Марциала (1359). Папа вкладывал средства в строительство церквей в Авиньоне - св. Петра и св. Дезидерия, при нем были возведены совр. городские стены Авиньона (в т. ч. по причине угроз со стороны мародеров, число к-рых в долине р. Рона возросло после заключения мира в Бретиньи и роспуска англ. наемных отрядов). При И. произошли изменения в церемониальном оформлении папской власти. Впервые коронация папы проводилась в авиньонском папском дворце за закрытыми дверями. И. похоронен в основанном им в 1356 г. картезианском мон-ре Валь-де-Бенедиксьон в г. Вильнёв-Сент-Андре (ныне Вильнёв-лез-Авиньон), расположенном на противоположной от Авиньона стороне р. Рона, близ его бывш. кардинальской резиденции. С 1835 по 1960 г. его останки находились в капелле при госпитале в г. Вильнёв-лез-Авиньон.

http://pravenc.ru/text/468783.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010