О духовной жизни Г. П. в период обучения известно немногое. Согласно Филофею, он общался с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами, по совету которых «изменил свои прежние привычки», отказавшись от аристократического образа жизни и ревностно предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию» (Encomium//PG. 151. Col. 561). Однако утверждение биографа о том, что в то время учителем и наставником Г. П. был Феолипт, митр. Филадельфийский, скорее всего является анахронизмом. Начало монашеской жизни . Филофей указывает на то, что Г. П. принял решение о постриге и отбытии на Афон, «уже выйдя из юношеского возраста» (Encomium//PG. 151. Col. 562), т. е. после 18 лет. Протопр. И . Мейендорф ( Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris , 1959 [далее —   Meyendorff. Introduction ]. P . 50) принимает уточнение автора Синаксаря во 2-ю Неделю Великого поста, согласно которому Г. П. тогда было «примерно 20 лет», следовательно, он окончательно решил покинуть мир ок. 1316 г . Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побуждает членов семьи, а также «умных рабов своих» отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони), сестры Епихарида и Феодотия, а также некоторые рабы поступают в константинопольские монастыри. Сам Г. П., несмотря на попытки Андроника II его удержать, с 2 младшими братьями Макарием и Феодосием отправляется на Афон . По пути им пришлось остановиться на неск. месяцев на горе Папикион, вблизи которой «издавна, во многих поколениях» жили богомилы. Согласно рассказу Филофея, Г. П. вступил с ними в спор о молитве и едва не был отравлен (Encomium// PG. 151. Col . 562–565 ). Прибыв на Афон, Г. П. поступил под начало прп. Никодима Ватопедского, чья келья была недалеко от Ватопедского монастыря. Г. П. провел под его руководством «в посте, бдении и в непрестанной молитве» 2 с лишним года и принял от него монашеский постриг . В это время умер его младший брат Феодосий. После смерти прп. Никодима (ок. 1319; исследователь Р. Синкевич утверждает, что Г. П. было примерно 18 лет, когда он покинул Константинополь, и соответственно датирует смерть прп. Никодима 1316) Г. П. переселился в Лавру св. Афанасия, где игумен назначил его певчим . В Лавре он оставался 3 года. Затем (ок. 1323) он удалился в пуст. Глоссия (о ее местопо ложении см .: Meyendorff. Introduction. P. 52. Not. 47), где поступил под начало некоего Григория Дримиса, «великого и знаменитого в то время подвижника».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Спустя 2 года, т. е. ок. 1325 г ., спасаясь от очередного турецкого набега, Г. П. вместе с 11 монахами прибыл в Фессалонику, откуда они должны были отправиться в Иерусалим, но явление вмч. Димитрия, «покровителя великой Фессалоники», удержало его в городе . Здесь по просьбе своих спутников Г. П. принял священнический сан. Вскоре, ок. 1326 г ., он переселился на гору близ Веррии, где предался суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям ( Philotheus. Encomium//PG. 151 . Col. 567, 571; Cantacus. Hist. 2. 39). Его пребывание в пустыни было прервано смертью матери. В 1330 г . он отправился в Константинополь и привез оттуда в Веррию своих сестер, монахинь, старшая, Епихарида, вскоре умерла . Еще до отъезда в Константинополь в Веррии Г. П. познакомился со своим будущим противником Григорием Акиндином, прибывшим туда преподавать грамматику . Заключение об этом делается на основании письма Акиндина (Greg. Acind. Ep. 1), в котором он сообщает, что Г. П., вернувшись из столицы, передал ему некий астрономический трактат Никифора Григоры, предназна чавшийся внезапно скончавшемуся к тому времени философу Иосифу Ракендиту. Возможно, тогда же Акиндин избрал будущего святителя своим духовным наставником (Против Акиндина. 2. 17; 7. 16//ΓΠΣ. T. 3. Σ . 143; 505) и под его влиянием принял решение стать монахом. В 1-м Антирритике (Опровержении) против Паламы Акиндин свидетельствует о том, что был духовным сыном Г. П. ( см .: Meyendorff. Introduction. P. 62. Not. 94). Еще в нескольких местах Акиндин называет Г. П. своим лучшим другом и братом. В 1331 г . из-за частых набегов сербов на Веррию Г. П. возвратился на Афон и удалился в пуст . св. Саввы близ Лавры, где продолжал вести тот же образ жизни, что и в Веррии. В пустыни его посетил Акиндин, возможно прибывший на Афон вместе с ним из Веррии. Акиндин надеялся с помощью протекции Г. П. быть принятым в Лавру, но, несмотря на поддержку Г. П. и его ученика, буд. патриарха Константинопольского Каллиста I, получил отказ не только в Лавре, но и в монастырях Иверском, Филофея и Симонопетра.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

12 грудня 2007 р. 16:08 13 декабря — память апостола Андрея Первозванного [Стаття] Св. апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева. 6 грудня 2007 р. 21:40 7 декабря — память святой великомученицы Екатерины [Стаття] 7 декабря (24 ноября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великой святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. Несмотря на широкое почитание этой удивительной угодницы Божией, храмов, освященных в ее честь, по всей России немного. 30 листопада 2007 р. 18:26 1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли [Стаття] Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. 30 листопада 2007 р. 14:37 О Ризе Господней [Стаття] 1 декабря ковчег с фрагментом Ризы Христовой будет вынесен и помещен в Храме Христа Спасителя для поклонения. Патриархия.ru републикует статью архим. Августина (Никитина) о величайшей святыне христианской Церкви. 26 листопада 2007 р. 19:46 Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления [Стаття] Портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии» 26 листопада 2007 р. 12:00 «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла [Стаття] 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошли торжества, посвященные 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Иконография А. изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках: в диаконнике ц. св. Софии в Охриде (Македония), 50-е гг. XI в.; на минейной иконе на август, нач. XVII в. (ЦАК МДА), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. (в рост). В 1892 г. в Москве была построена ц. во имя Александра, архиеп. К-польского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся до наст. времени (Бутырский вал, 26). Ист.: BHG, N 1279-1280; Александр Александрийский, свт. Послание к Александру Константинопольскому//ДВС. СПб., 1994р. Т. 1. С. 18-29; Афанасий Великий, свт. Послание к брату Серапиону. Гл. 2-4//Творения. Т. 2. С. 99-102; Феодорит, блж. Церк. ист. I 3-4, 14, 19; Созомен. Церк. ист. I 13, 18; II 29; Gelasius Cyzicenus. Hist. Concilii Nicaeni. II 27, 36//PG. 85. Col. 1241, 1312, 1344; Сократ. Церк. ист. I 37-38; ActaSS. Jun. T. 7. P. 71-84; Aug. T. 6. P. 195-198. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 344; Andrieu M. Alexandre (23)//DHGE. Т. 2. Col. 184-186; LTK. Bd. 1. Sp. 314; ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 107-108; Grumel. Chronologie. P. 434; ЖСв. Авг. С. 518-530. Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 86; Hamman-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 14; Менолог. C. 391; Сорок сороков. Т. 3. 55. С. 170-171. П. И. Жаворонков, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64292.html

Y.), 1983; The Vision of Unity. Crestwood (N. Y.), 1987; Witness to the World. Crestwood (N. Y.), 1987; Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood (N. Y.), 1989 (рус. пер.: Единство Империи и разделение христиан/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. 2000. С. 13-275); Правосл. свидетельство в совр. мире. Духовное и культурное возрождение XVI в. и судьбы Вост. Европы: Лекции, читанные в Белорус. Экзархате МП. Мн., 1992; The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church 171-1453 A. D. Crestwood (N. Y.), 1994 (в соавт. с: A. Papadakis; рус. пер.: Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг./Пер.: А. В. Левитский, У. С. Рахновская, А. А. Чех. М., 2010); Православие и совр. мир: (Лекции и статьи). Мн., 1995; Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. Crestwood (N. Y.), 1996 (рус. пер.: Рим-Константинополь-Москва: Ист. и богосл. исслед./Пер.: Л. А. Успенская, ред.: К. Польсков. М., 2005); Статьи и доклады//Свидетель истины: Памяти протопр. И. Мейендорфа. Екат., 2003. С. 12-125; Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013. Изд. и пер.: Une lettre inédite de Gregoire Palamas à Akindynos: Texte et comment. sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. 1953. Τ. 24. Σ. 3-28; L " origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos: Introd. et text//Ibid. 1954. Τ. 25. Σ. 602-613; 1955. Τ. 26. Σ. 77-90; Письмо к Акиндину св. Григория Паламы//ПМ. 1955. Вып. 10. С. 113-126; Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: Introd., text critique, trad., notes. Louvain, 1959, 19732. 2 vol.; Homélie sur la presentation de la vierge: Introd. et trad.//Contacts. P., 1959. T. 11. P. 22-31; Le Tome Synodal de 1347: Introd. et text critique//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227. Библиогр.: Левитский А. В., сост. Библиография трудов протопр. И. Мейендорфа//Свидетель истины. 2003. С. 128-163. Лит.: Иларион (Алфеев), митр. Протопр. Иоанн Мейендорф// Он же. Правосл. богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 301-315; In memoriam//Свидетель истины. 2003. С. 166-253; Россум Й., ван. Отец Иоанн Мейендорф: Жизнь, посвященная науке и служению Церкви// Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. 2013. С. VI-XXII. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

И в то же время, говоря о духовном значении Пещеры Гроба Господня, древние церковные писатели постоянно вспоминают о том, что Христос не только оказался в ней погребен, но что Он здесь и воскрес. Так, святитель Григорий Палама (ок. 12961357), истолковывая евангельские слова ангелов жена! что ты плачешь? (Ин. 20, 13), обращенные к Марии Магдалине возле опустевшего гроба воскресшего Спасителя, перефразирует их: «Ты зришь Небо в этой пещере, лучше же сказать — небесный храм, воздвигнутый вместо земной могилы и узилища... исполненный вместо земных стражей небесными ангелами, имеющими великую честь охранять Гроб Жизнодавца Бога и с радостью лелеющими его, когда он ныне пуст» 13 . И далее святитель Григорий развивает мысль о том, что и каждый земной православный храм является ныне духовным образом той самой исторической пещеры Погребения и Воскресения — как того гроба, где Христос был не только положен мертвым, но и восстал из мертвых. Мы понимаем: в каждом православном храме за Литургией мы не просто зрим алтарь с престолом, на котором, как будто во гробе, предлежит евхаристическое Тело Христово; ведь затем из этого алтаря — как образа пещеры Гроба Господня — ради нас, верных, износится и нам преподается само это Тело, причем не как мертвенность Христа, но именно как евхаристический Хлеб Жизни (ср. Ин. 6, 35, 48) 14 . Вероятно, поэтому монастырские храмы часто и устраивались в пещерах — чтобы напоминать собой пещеру погребения Господа, которую и повторяет церковное алтарное пространство (наряду с Вифлеемской пещерой Рождества). Как подчеркивается в древнем толковании Божественной литургии, приписываемом святителю Герману Константинопольскому, «апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен, как говорит евангелист Марк: и положил Его во гробе, который был высечен в скале (Мк. 15, 46). Святая трапеза соответствует месту гроба, где положили Христа, на ней приуготовляется истинный и небесный Хлеб, таинственная и бескровная Жертва — закланный [Агнец] предлагает верным Свою Плоть и Кровь в пищу вечной жизни» 15 . Тем самым монастырские храмы, устраиваемые в пещерах, не только духовно соответствовали, но и зримо являли ту самую, знаменуемую храмовым алтарем, пещеру Погребения и Воскресения Господа, откуда за Евхаристией к нам исходит и делает нас Своими причастниками Христос.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

С. 114–115 – М. Митреа обобщает информацию о сохранившихся рукописях перечисленных выше житий, распределяя их в хронологическом порядке, чтобы показать степень распространения того или иного жития как в XIV в., так и в поздние исторические эпохи. Глава 2.6 – The “ author ’ s edition ” codex Marcianus graecus 582 («Авторское издание» кодекса Marcianus graecus 582). С. 116–124 – В этой главе М. Митреа говорит о том, что кодекс Marcianus graecus 582 является, возможно, одним из самых важных свидетельств житийных трудов свт. Филофея, посвященных подвигу современных ему святых. Далее автор монографии описывает интересную судьбу этой рукописи, краткий кодикологический и палеографический анализ, в котором подчеркивает активную роль свт. Филофея в процессе создания рукописи. Также М. Митреа в данной главе приводит доводы в пользу того, что рукописи Marcianus graecus 582 и Paris. gr. 421 были частью «издательского проекта» свт. Филофея по сбору и изданию своих собственных сочинений. Раздел 3 – Biographical Sketches of Kokkinos ’ Heroes (Биографические очерки героев житий свт. Филофея (Коккина)). С. 125 – Биографическим очеркам святых современников свт. Филофея, которые представлены в данном разделе, предшествует краткая справка о годах их жизни. Данная информация представлена автором монографии, как в текстовом варианте, так и в виде диаграммы, причем М. Митреа также добавляет годы жизни самого свт. Филофея (Коккина). Итак, приведем данную информацию в хронологическом порядке, согласно диаграмме (Fig. 3. на С. 125): ¤ Прп. Герман (Марулис) – ок. 1252-ок. 1336 гг.; ¤ Прп. Никодим Новый – ок. 1267–1307 гг.; ¤ Прп. Савва (Дзискос; Σβα Τζσκος 165 ) – ок. 1283-ок. 1348 гг.; ¤ Свт. Григорий Палама – 1296–1357/1359 гг.; ¤ Свт. Исидор (Вухир) – ок. 1300–1350 гг.; ¤ Свт. Филофей (Коккин) – ок. 1297/1300-ок. 1378 гг. Описание глав 3 раздела, которое будет представлено ниже, является близким к оригинальному тексту монографии переложением на русский язык. Это обусловлено краткостью самих очерков, а также значимостью в них сведений для понимания мотивов, побудивших свт. Филофея выбрать в качестве героев своих житий именно перечисленных выше святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

2001. P. 180-218). Было исследовано влияние риторического образования И. З. на технику композиции этих гомилий ( Mitchell. 2000; Idem. 2001). И. З. анализирует структуру Послания к Галатам, применяет приемы контрпозиции (возражения вымышленного оппонента) и разрешения. Проповедник сочетал топосы разных жанров: апологии, протрептика, панегирика ( Heath. 2004). И. В. Пролыгина Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня)

http://pravenc.ru/text/540881.html

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/text/153285.html

В рус. сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Т. Большакова память Е. отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г. Д. Филимонова указана под 21 февр. и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского.- Э. Ш.), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 276). Лит.: Менолог. С. 313, 339, 372; Евсеева. Афонская книга. С. 308; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 68-69. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/187408.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010