Vol. 1. P. 230–270. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 147; Hausherr I. La méthode d " oraison hésychaste//OrChr. 1927. T. 9. N 2. P. 138-140; idem. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. P. 253-259. (OCA; 157); Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 93-94; Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg. i Br., 1939. S. 164-166; Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//Le Millénaire du Mont Athos., 963-1963. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 319-329; idem. Hésychius le Sinaite//DSAMDH. 1969. T. 7. Col. 408-410; Шишков П., свящ. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, о духовном трезвении и молитве//ЖМП. 1968. 1. С. 75; V ö lker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Scala paradisi: Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 291-314; Mennes R. Hesychius van Jerusalem: Inventaris van de Griekse handschriftelijke overlevering: Diss. Gent, 1971. Bd. 2. S. 285-319; Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz. 1974. Vol. 44. P. 467-478; Kallistos (Ware), bishop. The Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//The Study of Spirituality/Ed. Ch. Jones, G. Wainright, E. Yarnold. L., 1986. P. 175-184; Χρστου Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 424-425; Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 284-285; Conticello V., Citterio E. La philocalie et ses versions//TByz. 2002. P. 1004-1005; Rigo A. Introduzione//Mistici bizantini/Ed. A. Rigo. Torino, 2008. P. LIX-LXI. С. С. Ким Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/674960.html

В июле состоялся еще один Собор, на к-ром были рассмотрены 6 догматических вопросов и обнародован соборный томос 1351 г . Собор принял 6 догматических формулировок: 1) в Боге существует различие между сущностью и энергией; 2) энергия нетварна; 3) это различие не привносит сложности в Боге, поскольку речь идет не о 2 сущностных реальностях, но сущность и энергия принадлежат единому Богу; 4) св. отцы использовали термины «Бог» и «Божество» для обозначения энергий; 5) св. отцы также говорили о сущности, что она превосходит энергию; 6) св. отцы ясно учили о непричаствуемости божественной сущности, но в то же время говорили о реальном участии в божественной жизни или энергии Бога (PG. 151. Col. 732–754). Соответствующие 6 анафем, входящих и в настоящее время в состав греческой Постной Триоди, по всей видимости, сразу же после Собора, в июле 1351 г ., были внесены в Синодик Православия. Осенью 1351 г ., после 3-месячного ожидания на Афоне, Г. П. занял наконец кафедру в Фессалонике . Однако вскоре вследствии возобновления императором Иоанном V Палеологом гражданской войны с Иоанном Кантакузином Г. П. был вынужден вновь оставить Фессалонику и принять участие в политических событиях. В 1354 г . Иоанн V обратился к святителю с просьбой отправиться в качестве посла в Константинополь и примирить его с Иоанном Кантакузином . По пути из Тенедоса в столицу Г. П. со всей свитой был захвачен в плен турками (К своей Церкви//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 131; Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 626, 627). Плен продолжался ок. года (1354–1355), пока сербы не доставили необходимый выкуп . В нояб. 1354 г ., во время пребывания святителя в плену, император Иоанн V вошел в Константинополь и принудил Иоанна Кантакузина отречься от престола. В то же время осужденный Собором 1351 г . Никифор Григора был допущен ко двору и получил разрешение продолжить полемику против Г. П. В 1355 г . Иоанн V устроил во дворце публичную дискуссию между Г. П. и Григорой в присутствии папского легата Павла Смирнского. Сохранились 2 сообщения об этом диспуте: пересказ Григоры (Niceph. Greg. Hist. 30) и офиц. отчет протостратора Георгия Факраса. По словам Григоры, имп. Иоанн V, подписавший томос 1351 г . под давлением, пожелал его пересмотреть (Niceph. Greg. Hist. 30. 3). Согласно Факрасу, император лишь выразил желание лучше познакомиться с содержанием полемики. Диспут, по всей видимости, ничего в полемику не привнес.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Поскольку в соборном томосе 1351 г. отсутствуют краткие и точные догматические формулировки, дополнительно были составлены «Главы против Варлаама и Акиндина», включенные в Синодик в Неделю Православия (RegPatr, N 2327; ИАБ, 6. 610-620). По всей вероятности, эти главы были составлены на Соборе 1351 г., поскольку свт. Филофей Коккин говорит о них как о «соборно написанных» (PG. 151. Col. 695D). Однако в рукописи Ath. Cutl. 33 датой составления указан июль 1352 г., хотя в качестве места проведения указан триклиний Алексея, где проходили июльские заседания Собора 1351 г. Еп. Порфирий (Успенский), опираясь на эту рукопись, считал, что в июле 1352 г. был созван специальный Собор для утверждения этих глав. Напротив, протопр. Иоанн Мейендорф ( Meyendorff. 1959. P. 152-153. N 125) полагал, что в рукописи ошибочно указан индикт, поскольку первое чтение глав состоялось лишь весной 1352 г. По мнению Ж. Даррузеса, возможны обе даты (июль 1351 или июль 1352). Библиогр.: ИАБ, 6. 591-622; М. Гpuropuje Палама (1296-1357): Библиогр. Београд. 2012. (Библиогр. српске meoлoruje; Кн. 7) (рец.: А. Г. Дунаев//БТ. 2013. Вып. 45. С. 488-490). Лит.: Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. С. 349-354; Meyendorff J. Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. P. 141-153 ( он же (Мейендорф И.). Жизнь и труды свт. Григория Паламы. СПб., 1997); Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras//JÖB. 1978. Bd. 27. S. 127-155; Markesinis B. Un florilège composé pour la défense du Tome du Concile de 1351//Philohistor: Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. A. Schoors, P. van Deun. Leuven, 1994. P. 469-493; Κουτσορης Δ. Γ. Σνοδοι κα Θεολογα γι τν Ησυχασμ. Η συνοδικ διαδικασα μ φορμ τς συχαστικς ριδες. Αθνα, 1997. Σ. 203-264. Собор 1368 г. Первоисточники Текст соборного томоса сохранился в 2 копиях ( Rigo. 2004. P. 69). Первая - Ath. Vatop. 262 (ок. 1370). Fol. 205r - 214r - воспроизводит текст томоса по состоянию на весну - лето 1368 г. Вторая, сделанная между летом 1369 и 1370 г. патриаршим нотарием Иоанном Оловолом, долгое время хранилась в мон-ре св. Анастасии на п-ове Халкидики, в наст. время ее местонахождение неизвестно, дошла лишь в более поздних списках: фрагменты - в Hieros. Sanctae Crucis 22 (1563). Fol. 465r - 467r и полностью - в издании патриарха Досифея II Нотары (Τμος γπης. Iai, 1698. Σ. 93-114; переизд. в: PG. 151. Col. 693-716). Первое критическое издание осуществлено А. Риго ( Rigo. 2004. P. 99-134), соборный томос цитируется далее по этому изданию. Некоторые детали Собора известны также по сочинениям братьев Кидонисов. Ход Собора

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Преподобный Нил считает Иисусову молитву «самой божественной из всех добродетелей», которая приносит радость, превосходящую всякие земные наслаждения. 1.9. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (ок. 1296– 1357) – выдающийся византийский богослов и апологет Православия, много внимания уделявший изучению Иисусовой молитвы. Учение св. Григория Паламы об умной молитве, ее совершении и о особых духовных состояниях во многом родственно с учением прп. Симеона Нового Богослова 100 . Так святитель Григорий говорит, что во время молитвы подвижник направляет в ум не только внутрь тела и сердца, но и во внутрь себя самого 101 . У преподобного Симеона встречается подобное высказывание: «ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда, «вкусив..., яко благ Господь» ( Пс. 33:9 ), ум более не извергается из обители сердечной, поскольку и сам он говорит вместе с апостолом» 102 . Святитель Григорий считает, что такой способ совершения молитвы, хотя и без самого призывания имени Христа, существовал с самых древних времен и был весьма распространен в устной традиции 103 . Например, святой пророк Илия во время молитвы о ниспослании дождя, опустил голову на колени и таким образом прилежно вводил свой ум вовнутрь его самого и в Бога ( 3Цар.18:42 ) 104 . А святой пророк Моисей, при выведении израильского народа свой из египетского плена, не произнося слова, молился за весь свой народ. После этого обращения Господь услышал его и обратился к нему (см.: Исх.14:15 ); Его обращение показывает, что пророк Божий молился, а если молился молча, то, молился умом 105 . Поэтому, когда Моисей вместе с израильским народом проходил через Чермное море, то значит, он поднялся в умной молитве к Единому, Который мог сделать посредством него такие вещи» 106 . Главным аргументом в пользу совершения Иисусовой молитвы для свт. Григория служит абсолютный авторитет и личный аскетический опыт святых подвижников. Среди прочих святитель Григорий выделяет: преподобного Симеона Нового Богослова , Никифора, свят. Феолипта Филадельфийского 107 и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С. 165-167; Панченко А. А. Кровавый навет// Он же. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиц. культура рус. мистических сект. М., 2002. С. 161-168; Kuczyska M. Ruska homiletyka XVII w. w Rzeczypospolitej: Ewolucja gatunku - specyfika funkcjonalna: (Cyryl Stawrowiecki, Ewangelia pouczajca, Rachmanów 1619; Joannicjusz Galatowski, Klucz rozumienia, Kijów 1659). Szczecin, 2004; Шпирт А. М. «Мессия правдивый» Иоанникия (Галятовского)//Славяноведение. 2008. 4. С. 37-45; он же. Этно-конфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в сер. XVII в.: (Евр.-христ. отношения): Канд. дис. М., 2009. Ркп. Т. Л. Левченко-Комисаренко, В. Г. Пидгайко Иконография Известен парадный портрет И. в рост нач. XIX в. (НКПИКЗ): слева вверху пейзаж, справа рядом с фигурой И. аналой с развернутым свитком, на котором лежит рука архимандрита. На основе этого изображения написан поясной портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), вероятно, происходящий из конгрегационного зала КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). И. изображен в рясе, мантии архимандрита и черном клобуке, на зеленых скрижалях с золотым орнаментом помещены в овалах ростовые изображения Пресв. Богородицы; на груди 4-конечный крест, в правой руке - настоятельский жезл, в левой - книга. У И. тонкий нос с горбинкой, изогнутые темные брови с проседью, густые усы и небольшая седая борода (воспроизв. см.: «И монастырь тот подобен небу»: Фотоальбом. К., 2005. С. 60). Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/577962.html

Слово является образующим как в провозглашении, так и в Таинствах. Однако Слово не может существовать без Таинств, ибо Слово по самой своей природе - всегда воплощенное Слово. Слово имеет сакраментальное значение, а Таинства имеют керигматическое значение. Одно взаимно объясняет другое. Поэтому Слово и Таинства вместе образуют одно средство спасения. Слово есть Слово, Которое всегда указывает на Таинства и включает их, а Таинства - это всегда действия, которые неотделимы от формы, в которой появляется Слово» (Там же). Лит.: Имшенецкий Д. Учение святых отцов подвижников о благодати Божией, спасающей человека. К., 1853; Кремлевский А. М. История пелагианства и пелагианская доктрина. Каз., 1898; Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до блж. Августина. СПб., 1902; The Doctrine of the Grace/H. Alivisatos [et. al.]; ed. W. T. Whitley. L., 1932; Torrance T. F. The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers. Edinb.; L., 1948; Сарычев В. Д. Учение о благодати в трудах еп. Феофана Затворника. Загорск, 1952. Ркп.; Smith C. R. The Bible Doctrine of Grace. L., 1956; Daujat J. The Theology of Grace. N. Y., 1959; Середний С. , свящ. Учение св. ап. Павла о благодати: Канд. соч./МДА. Загорск, 1965. Ркп.; Молдован А. М. «Слово о законе и Благодати» Илариона. К., 1984; Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса: Проблема закона и благодати. М., 1994; Феофан (Быстров), архиеп. О благодати Божией. СПб., 1996. М. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага БЕС наименование злого духа в древнеславянском язычестве, а также в христианскую эпоху на церковнославянском и других славянских языках

http://pravenc.ru/text/149313.html

Арты (Арехто, Арахта), берущей начало в Мецовских горах (Лакмон), в 12 кил. от города и впадающей в Артский залив Ионического моря. Город этот был основан ок. 640 г. (в Эпире) коринеянами под предводительством Горгия, сына тирана Кинсела, в местности первоначально занятой дрионами, но потом эллинизированной. Он расположен у северной подошвы длинного крутого холма Перранта. По изгнании рода Кинсела, город был превращен в демократическую республику, которая вскоре достигла могущества, не смотря на то, что в 426 г. она потерпела поражение от афинян и акарнанийцев. Филипп македонский подчинил ее своей власти. По уступке же Александром, с. Кассандра, Пирру эпирскому, последний сделал Арту своей столицей и украсил великолепными постройками, которые, по завоевании Арты римлянами, под предводительством Марка Фульвия Нобилиора, в 189 г. до Р. X., все были вывезены в Рим. После же битвы при Акциуме, с основанием Никополя, часть жителей была выведена сюда. Город охранялся крепостью и гаванью, защищенной молами и запиравшейся цепями. При императорах город снова расцвел и у византийцев считался важной крепостью (Арта или Царта). В 1083 г. он был завоеван норманнами, под нач. Боэмунда тарентского, отразившего, после кровавой битвы, имп. Алексея. По завоевании Византии латинами, незаконный двоюродный брат ц. Алексея III, Михаил (Ангел Комнен), основал здесь независимое княжество (деспотат) – Эпирское с главным городом Артой, вошедшее в ленную зависимость от Венеции (1210 г.), с довольно значительным двором, успевшим заслужить привязанность эпирцев и албанцев и вступить в борьбу с имп. Михаилом VIII из-за унии (1274); но вскоре затем (1276) деспот артский Никифор признал власть неаполитанского короля. Супруга его, эпирская властительница Анна Кантакузина примкнула к общему союзу Ангелов против византийского двора (1296), а дочь ее Тамара вступила в брак с сыном неаполит. короля Карла II анжуйского, Филиппом II, который получил от отца притязания на Романскую империю. В 1357 г., на месте старой крепости, был выстроен форт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/Макария ...

Но греческих интриг не любили в Сербии и Никифор усмирен был6). В первые годы правления Урош являлся сколько независимым, столько и деятельным правителем Сербии. В 1357 г. в Сербии был сильный голод7). Урош старался ослабить бедствие покупкою хлеба в Дубровнике. В 1357-1358 г. он дал Дубровнику несколько грамат - о торговле, судоустройстве, землях, повинностях8). Особенно замечательно обязательство, взятое с рагузян платить каждый год 1000 перпер иерусалимской церкви арх. Михаила, куда удалились вытесненные из Стона папизмом   4) О годе смерти Душана справедливы замечания Майкова, стр. 241. 242. В грамате 10 января 1356 г. пишется: " царская власть моя предписывает и позволяет, что если мать царского величества моего государыня царица захочет взять что-либо у них (Дубровчан) из торга; то царское величество мое дает им за то что-нибудь и без выкупа не берет " (Споменн. 44). Мать Уроша была царица, а мать Душана - королева. След. янв. 10, 1356 г. был царем и распоряжался с властию царскою Урош, а Душана уже не было на свете. В синаксаре (л. 74) - странная ошибка и о времени смерти Душана и о летах его. У Миклошича мать Уроша первая царица Елисавета, в монашестве Евгения (Monum. 234). 5) Так в грамате 1357 г. на монетах: Urosius imperator, Урош царь. Гласник III, 231-233. VI, 195-196. VII, 206-215. Зап. археол. общ. IX, 175. 176. 6) О Синише и Ангеле у Майкова стр. 259-281. Летопись в Гласнике XI, 147. Сербские Комнены в Гласнике XIII, 284-285. 7) Летоп. в Гласнике I, 165. XI, 147. 8) В памятниках Аврамовича 45. 49. 50. 53. 54. В грамате 47 от 24 апр. 1357 г. " кнезове царьства ми, кои доьжеть кукю царьства ми " . иноки обители св. Николая9). В 1362 г. он смирил рагузян, воевавших с которским наместником его. Им предписано в случае споров представлять дело на суд царя, а не расправлятся самим с наместником его; Воислав по его воле выдал грамату Дубровнику с обещанием - не нарушать условий соляного откупа, а республике сделано внушение исправно платить подать царю10). По примеру предков своих построил он себе задушбину - монастырь Рождества Богородицы на Скопле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда же в таком случае возник Андроников монастырь? Обратившись к тексту «Жития» Алексея, видим, что сюжету об основании Андроникова монастыря в нем предшествует сообщение, что «тогда злочестивыи царь Бердебекь избивъ братью свою 12, лють сии зело немилостивъ, покушаашеся и на хрестианьство ити. И на се советника имея Товлубиа и того безьчеловечна и сурова». Узнав об этом, великий князь Иван стал просить митрополита пойти в Орду, «яко да утолитъ гневъ». Тот исполнил просьбу князя, смог удивить татар своей премудростью «и пакы възратитися на свои престолъ» 482 . Это сообщение находит отражение и в летописном материале, где под 1357 г. помещено известие о гибели братьев Бердебека: «седе на царьстве сынъ его Бердебек, убив братовъ своих 12 окаанным предстателем своим Товлубьем» 483 . Тем самым из текста «Жития» митрополита Алексея со всей очевидностью вытекает, что Андроников монастырь не мог быть основан ранее осени 1357 г., когда происходили эти бурные события. Не мог он возникнуть и позже 1358 г. Под этим годом летописец помещает известие: «тое же зимы по Крещеньи пресвященныи Алексии митрополитъ поехалъ въ Киевъ» 484 . Оттуда он возвратился уже после смерти Ивана Красного, в 1360 г. 485 Отсюда последовал вывод, что основание монастыря следует датировать временем около 1357–1358 гг. 486 Как и версия В. Г. Брюсовой, предположение В. А. Кучкина также нашло своих сторонников. В частности, О. Г. Ульянов, ссылаясь на показание списка старшей редакции «Жития» Алексея, опубликованного В. А. Кучкиным, полагает, что освящение Спасской церкви Андроникова монастыря состоялось 16 августа 1357 г. 487 Но можно ли доверять свидетельству этой редакции «Жития» митрополита Алексея? Задуматься над этим приходится, когда вчитываешься в текст начала сюжета об Андрониковом монастыре: «благочестивый князь Иоань помысли церковь въздвигнути и в немъ съставити общее житие, помышляше же въ уме своемъ и на бога всю надежю възлагааше, глаголя: «Аще будеть богу угодно се, можеть ина дела произвести». И тако ему помышляющу, прииде къ святому Сергию в монастырь посещениа ради, и бывшому обычному благословению и беседе, глагола митрополитъ къ святому...» 488 . Б. М. Кпосс, анализируя смысл этого отрывка, отметил, что перед нами – явная несообразность: великий князь, задумав создать церковь , приходит с этой мыслью к троицкому игумену, начинает беседу и вдруг оказывается, что говорит не Иван Красный, а митрополит. Отсюда становится понятным, что в этом месте «Жития» Алексея ошибочно подогнаны два совершенно разных сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010