Папа имел формальный сюзеренитет над городами, обладал правом постоя, особенно актуальным в связи с частыми беспорядками в Риме в XIII в., правом ежегодного получения от городов денежных выплат и военной помощи. Перенос резиденции пап в нач. XIV в. в их южнофранц. владения (см. «Авиньонское пленение пап» ) имел негативные последствия для П. о. в Италии. Венецианская республика захватила Феррару (1308-1317), правитель Милана Джованни Висконти - Болонью (1350), в Риме предводитель пополанов Кола ди Риенцо дважды пытался восстановить Римскую республику (1347, 1354). Значительных успехов в восстановлении папской власти в Центр. Италии добился кард. Хиль (Эгидий) Альварес Каррильо де Альборнос (1302-1367), к-рого папа Римский Иннокентий VI (1352-1362) в июне 1353 г. назначил своим легатом и викарием с неограниченными полномочиями. Уже к сер. 1357 г. Альборнос смог восстановить контроль над большей частью П. о., в сент. 1358 г. (после отставки и повторного назначения легатом) добился признания власти папы в Болонье. Одновременно с восстановлением власти Римского понтифика в П. о. шло формирование правовой базы отношений между Папским престолом и городскими коммунами: 29 апр. 1357 г. Альборнос обнародовал «Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae» (Книгу установлений святой Матери-Церкви), известную как «Consmimumiones Aegidianae» (Эгидианские конституции). Эти установления действовали в качестве уложения Папского гос-ва до эпохи наполеоновских войн и принесли Альборносу славу второго его основателя ( Schimmelpfennig. 1996. S. 244). Согласно «Consmimumiones Aegidianae», П. о. делилась на 7 провинций: Анконская марка, герц-ство Сполето, Романья, Патримоний св. Петра в Тусции, Кампания, Маремма, Беневенто. Важным достижением стало создание единой системы папских судов. Несмотря на эти успехи, попытка папы Урбана V (1362-1370) вернуть папскую резиденцию в Рим потерпела неудачу из-за противодействия миланского рода Висконти. В 1375 г. при поддержке Флорентийской республики начались антипапские восстания в ряде городов П. о. («война восьми святых»). Восстания были подавлены к 1378 г., но начавшаяся схизма в католической Церкви привела к новым беспорядкам в П. о. (см. в ст. Климент VII , антипапа).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Conversions constantinopolitaines au XIVe siècle//Mélanges de l " École française de Rome. Moyen Âge. R., 1993. Vol. 105. N 2. P. 715-761) сыграл папский нунций в К-поле, кармелит Петр Фома (его жизнеописание было составлено вскоре после смерти в 1366 Филиппом де Мезьером, см.: The Life of Saint Peter Thomas by Philippe de Mézières/Ed. J. Smet. R., 1954. (Textus et Studia Historica Carmelitana; 2)). В окт. 1357 г. присутствие нунция в К-поле спровоцировало богословские дискуссии о римском примате в монастыре Пантократора ( Darrouz è s J. Conférence sur la primauté à Constantinople en 1357//REB. 1961. Vol. 19. P. 76-109). Внешнеполитическая деятельность К. была направлена на сопротивление туркам, постепенно захватившим начиная с 1361 г. Дидимотих, Адрианополь и Филиппополь, путем организации союза с Западом и крестовых походов против турок. В 1363 г. кипрский кор. Петр I Лузиньян пытался собрать войско для крестового похода против турок, но раздоры в католич. мире и смерть франц. короля сорвали этот поход. Тем не менее в 1365 г. при содействии папского легата Петра Фомы удалось собрать флот из 165 парусников. В 1366 г. Иоанн Палеолог направился в Буду на переговоры с венгерским кор. Лайошем I о совместных действиях против турок, поскольку папа известил о готовности к этому последнего, Петра Кипрского и Амедея VI Савойского при условии перехода византийцев в католичество. На обратном пути Иоанн Палеолог был захвачен в плен болгарами, но освобожден кузеном гр. Амедеем. Затем Амедей напал на турок и освободил Галлиполи, удерживавшийся ими уже более 10 лет. При приближении Амедея к К-полю сын императора Андроник и ряд влиятельных лиц воспротивились входу Амедея в столицу, в связи с чем К. написал речь «О необходимости помощи латинян». Мнение К. победило, и граф вошел в столицу в сопровождении папского легата, лат. К-польского патриарха Павла, начавшего переговоры о возможности заключения унии, позже сорванные православной партией во главе с Иоанном Кантакузином и Филофеем Коккином.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

177. Драндский – Успенский , мужской, общежительный, Кутаисской губ., в Сухумском округе, близ сел. Дранды, в 18 вер. к юго-вост. от Сухума и вер. в 3 от берега Черного м. Основан в 1883 г. при древнем храме иноками Афона, перенесшими свою деятельность в пределы России; разрешение на устройство м-ря последовало с условием открыть учебное или благотворительное заведение. Существующий храм в Драндах очень древний и, как полагают, основан генуезцами. В 1889 г. здесь была церковь во имя Успения с приделом св. Николая. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1883 г., 67, ст. 614; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1883 г., 312; “Сборн. газ. Кавказ”, 1846 г., I, 70 (описание храма). 178. Дубовская – Вознесенская , женская община, Саратовской губ., Царицынского у., при посаде Дубовке, в 49 вер. к сев.-вост. от Царицына, на правом берегу р. Волги. Учреждена в 1871 году с богадельнею при ней и с укреплением за нею разного рода жертвуемого недвижимого имущества. На устройство общины пожертвовали по 18.000 р. протоиерей Иоанн Покровский и мещ. Посохин. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1871 г., 31 ст. 304; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1871 г., 96 (учрежд.) 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 179. Духов , женский, 1-го класса, в Новгороде, на Софийской стороне, на выезде, у Петербургской заставы. Он был первоначально мужским и существовал до 1162 г., когда по летописям „Том же лете у Святаго духа сшествия поставиша игуменом Саву“. В 1357 г. св. Моисеем возобновлен. В 1713 г. монастырь приписан со всеми вотчинами к строившейся Александро-Невской лавре, в 1764 г. положен в 3-й класс, в 1787 г. иноки переведены в м-рь на Валаам, а в него переведены инокини жен. монастырей Евфимиина и Михалицкого на Молоткове. Возведен в 1833 г. в 1-й класс после посещения его в 1825 году Имп. Александром I и в 1832 г. Имп. Александрою Федоровною, одаривших обитель. Собор во имя св. Духа построен в 1817 г. вместо ветхой каменной, основанной св. Моисеем в 1357 г. Трапезная церковь св. Троицы строена в 1557 г. Главную святыню монастыря составляют: чудотворная икона Сошествие св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Так богомудрый Учитель наставлял свою паству, применяясь к существенным потребностям и простому разумению своих пасомых. Он говорит не о многом, но в этом не многом заключалось все нужнейшее и доступное для всех. Теперь обратим внимание на дела его управления. На предшественника св. Алексия, М. Феогноста, Архиеп. Новгородский Моисей приносил жалобу в Константинополь за его какие-то, будто бы незаконные, притязания 21 . Патриарх с теми же посланными прислал свое решение на дело и полиставрий (крещатые ризы) Архиепископу Новгородскому. Не знаем, в какой мере была справедлива эта жалоба, против которой не мог оправдываться святитель, уже почивший, не дошло до нас и ответное послание Патриарха. Знаем только то, что подобные жалобы на митрополию со стороны Новгорода, возникшие снова после св. Алексия 22 , при нем ни разу не возобновлялись. Епископ Тверской Феодор, во время продолжительного своего управления епархию показавший большую ревность в украшении церквей и неоднократно имевший случай быть миротворцем враждующих князей в своей области, наскучил, наконец, их непрерывными спорами и хотел оставить епархию (1357 г.). Но св. Алексий убедил его еще потерпеть и остаться на своей кафедре ради блага Церкви и народа 23 Давний спор между Епископами Рязанским и Сарайским о пределах их епархий, при М. Феогносте решенный сперва, в пользу Сарайского, потом в пользу Рязанского Епископа, возобновился и в начале управления Алексиева. Но св. Алексий, опираясь на определения прежних Митрополитов: Максима, Петра и Феогноста, и на собственное отречение от спорного участка со стороны Сарайского Епископа Софонии на Соборе, бывшем в Костроме, окончательно решил этот спор и своею грамотою подтвердил права Епископа Рязанского > » 24 . Во всех этих действиях нельзя не видеть духа миролюбия и справедливости. Среди этих занятий вдруг получено было из Орды неожиданное требование (в авг. 1357 г.). Супруга Хана Джанибека, Тайдула, сделавшись слепа, напрасно прибегала к человеческим пособиям. Прошло три года : ничто не помогало больной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Тогда Шейхун, обнажив его тело, дал ему 500 ударов бычачьими жилами, мученик же Христов стойко выдерживал испытание. Шейхун же, рассвирепев еще больше, дал патриарху еще столько же ударов. Пол стал красным от крови патриарха, мясо его стало распадаться, жилы и кости обнажились, и он был брошен в тюрьму, чтобы быть там убитым» 628 . Однако убит вскоре был сам Шейхун, и с его смертью гонение прекратилось. Патриарх получил свободу, а впоследствии даже был отправлен с дипломатической миссией к византийскому двору. Вернувшись в Палестину, Лазарь скончался 629 . Амир аль-кабир Шейхун играл видную роль в государстве за десять лет до взятия Александрии (его убийство произошло в июле 1357 г.) 630 . М. Канар соотнес гибель Шейхуна с пребыванием патриарха Лазаря в Константинополе, подтвержденным документами осени 1357 г. Тем самым гонение на Лазаря, описанное Иоанном Кантакузином , относили к середине 1350-х гг. 631 Однако этой датировке противоречит другой важный источник: «Исповедь» Павла Тагариса, византийского авантюриста и самозваного патриарха († после 1394 г.). Минуя подробности его бурной биографии, отметим только, что после 1363 г. молодой Тагарис оказался в Палестине, где благодаря своей неотразимой харизме вошел в доверие к патриарху Лазарю и был возведен им в диаконы. В скором времени патриарх был вынужден покинуть Палестину из-за мамлюкских преследований и оставил своим местоблюстителем Тагариса 632 . Причем, как и в случае с Шейхуном, отъезд патриарха почти совпал с убийством еще одного амир аль-кабира, на сей раз Яль- буги, который пал от рук заговорщиков в декабре 1366 г. 633 Присутствие Лазаря в Константинополе подтверждено многими документами, относящимися ко времени с мая 1367 по ноябрь 1368 г., в том числе перепиской восточных патриархов с папой о проекте созыва Вселенского собора для примирения православия с католичеством 634 . Тагарис же тем временем столкнулся с серьезными проблемами в лице некоего Дамиана, претендовавшего на Иерусалимский престол. Дамиана поддерживали Александрийский патриарх и, видимо, мусульманские власти. Павел Тагарис, опасаясь за свою жизнь, бежал к Антиохийскому патриарху Михаилу I. Последний, также попав под его влияние, возвел Павла в пресвитеры и доверял ответственные посты. Как писал еще в позапрошлом веке А. И. Пападопуло- Керамевс, все эти события было бы легко датировать, знай мы годы правления Михаила 635 . Точное же время вступления Михаила I на престол установил Ж. Насралла только полвека назад благодаря еще не изданной тогда хронике упомянутого дамасского историка Ибн Касира. Хронист пишет: «И пришел ко мне во вторник 9 шавваля г. х.] патриарх Бишара, прозываемый Михаилом 636 , и поведал мне, что митрополиты Сирии присягнули ему, чтобы сделать его патриархом в Дамаске взамен патриарха в Антиохии» 637 . Дата избрания Михаила указана достаточно точно: шавваль 767 г. х. – это июнь 1366 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.05.1351–07.1351 Исихастский собор в Константинополе 25.10.1351–06.05.1352 Захват Ираклеи генуэзцами 03.1352–04.1352 Вместе с митрополитом г. Мелник Митрофаном отправился в г. Дидимотик для примирения Иоанна V Палеолога и Матфея Кантакузина, но миссия прошла безуспешно. 2 пол. 1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Имп. Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Имп. Иоанн V Палеолог покидает Фракию и обосновывается на о. Тенедос 04.1353 14.08.1353 Константинопольский синод заочно низлагает патриарха Каллиста и выбирает нового патриарха нач. 09.1353–1354/1355 Период 1 патриаршества: – свт. Филофей коронует Матфея Кантакузина (02.1354); – поставляет митрополитом Киевским Алексея Бяконта и официально утверждает перенос кафедры русской митрополии из Киева во Владимир-на-Клязьме (30.06.1354 г.); – произносит проповеди о скорченной женщине ( Лк. 9:10–17 ) к 24 ноября или в нач. декабря 1353 г.; – написал гомилию на Пс. 37 ; – пишет остальные 12 антирретиков в ответ на критику Н. Григорой томоса 1351 г. Землетрясение и захват Галлиполи османами Кон. 11.1354 Имп. Иоанн V Палеолог вступает в Константинополь 4/10.12.1354 Имп. Иоанн VI Кантакузин оставляет престол и далее принимает монашество. На императорский престол вступает Иоанн V Палеолог кон. 01.1355 На патриарший престол возвращается Каллист I 15.12.1355 Имп. Иоанн V Палеолог отправляет папе римскому послание, в котором приносит клятву верности и обещает обратить греческое духовенство и весь народ империи в католическую веру 469 1354–1355 Захват Паламы османами в плен кон. 1354 – осень 1364 Период отставки, пребывание в монастыре Акаталипт: – пишет житие патриарха Исидора I (Вухира) (1355–1357 гг.); – пишет/дорабатывает житие прп. Германа (Марулиса) (кон. 1350-х или нач. 1360-х гг.); – составляет последование свт. Григорию Паламе и другие гимнографические композиции в его честь (в нач. 1360-х гг.); – пишет житие свт. Григория Паламы (большую часть написал до 1363 г.); – пишет 3 Слова о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ) для имп. Елены Кантакузины Палеологины (1357–1360 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В описываемое время должность московского тысяцкого отправлял боярин Алексей Петрович Хвост. При Симеоне Гордом он поднял крамолу против великого князя, был изгнан, лишен своих волостей; все три брата: Симеон, Иоанн и Андрей – поклялись не принимать к себе в службу мятежного боярина, ни детей его; Иоанн особенно поклялся не отдавать Алексею Петровичу той части его имения, которую он, Иоанн, получил от брата своего, великого князя Симеона, и несмотря на все это, Алексей Петрович является тысяцкимв княжение Иоанна. Но зимою, 3 февраля 1357 года, рано, во время заутрени, тело Алексея Петровича было найдено на площади со всеми признаками насильственной смерти; никто не видал, как совершилось убийство; но слух шел, что бояре собирали на тысяцкого тайный совет, строили ковы, и погиб он от своих товарищей, общею всех думою, как погиб Андрей Боголюбский от Кучковичей. Сильный мятеж встал в городе вследствие этого убийства, и большие бояре московские отъехали в Рязань с женами и детьми; но в следующем году великий князь перезвал к себе опять из Рязани двоих бояр – Михаила и зятя его Василия Васильевича. В других княжествах продолжались прежние явления. В Муромской волости в 1354 году князь Федор Глебович, собравши большое войско, пошел к Мурому на тамошнего князя Юрия Ярославича, выгнал его и сам сел на его место. Муромцы были ему рады и пошли с ним в Орду; но спустя неделю по отъезде Федора пришел в Муром прежний князь, Юрий, собрал остальных жителей Мурома и пошел также в Орду судиться с Федором. По суду ханскому муромское княжение досталось Федору Глебовичу; Юрий был выдан сопернику, который посадил его в крепкую тюрьму, где он и умер. В Твери продолжалась вражда между дядею Василием Михайловичем и племянником Всеволодом Александровичем холмским. В 1357 году митрополит Алексей приехал во Владимир, и туда явился к нему князь Всеволод Александрович с жалобою на дядю. По митрополичью слову, Василий Михайлович, заключив договор с великим князем московским, также приехал во Владимир судиться с племянником пред митрополитом, с ним вместе приехал и владыка тверской Федор; много было между князьями споров, глаголания, как говорит летописец, но конечный мир и любовь не состоялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Несмотря на некоторые спорные моменты, современные ученые уверенно фиксируют связь гомилетического наследия св. Григория Паламы с произведениями, созданными им в других жанрах церковной письменности («Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Житие св. Петра Афонского», «Сто пятьдесят глав», письма и др.). Тщательный источниковедческий, хронологический, стилистический и духовно-исторический анализ позволяет прот. Иоанну Мейендорфу и Р. Э. Синкевичу (эти ученые больше всего потрудились над прояснением вопроса о датировке гомилий Паламы) заключить, что гомилии создавались и произносились в 1335–1357 гг. ; при этом Беседа на Введение Богородицы во Святое Святых 53) является самой ранней в собрании гомилий и одним из наиболее ранних трактатов учителя безмолвия. Возможно, в ту же пору (около 1337 г., как полагает Мейендорф ) была создана и гомилия 40 – «На Усекновение главы св. Иоанна Предтечи», которую мы, ввиду ее важности, анализируем особо (см. гл. 2.8) 21 . Одной из последних (возможно, произнесенной святителем на смертном одре; ср. доминирующие в ней темы смертности и болезни) является Тридцать первая гомилия, также важная с точки зрения исторической и богословской; что касается Шестнадцатой гомилии, время ее создания остается неясным; вероятно, она была написана в 1347–1348 гг. 22 Принимая во внимание объем этой гомилии – трактата о Воплощении – и ее насыщенность богословскими идеями, следует признать, что она вряд ли произносилась перед широкой публикой; большинство же проповедей – из числа тех, которые непосредственно соотносятся с богослужением годового круга – были прочитаны учителем безмолвия, надо полагать, несколько раз – на протяжении 1350–1354 гг., а затем – после годичного плена у турок и диспута с Никифором Григорой в Константинополе – в 1355–1357 гг. 23 . Гомилии Паламы охватывают, таким образом, наиболее важные десятилетия эпохи исихастских споров, которую в свете сегодняшних знаний можно достаточно уверенно датировать 1334–1368 гг. 24 , являясь ценным источником по истории – духовной, социальной, социально-политической – этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью и догматически закреплено ею на Константинопольских Поместных Соборах 1341 и 1351 годов, состоявшихся в ходе полемики святителя Григория против еретиков Варлаама, Акиндина и Никифора Григоры. Святителя в его полемике с еретиками также решительно поддержали монахи Святой Горы Афон. В 1347 году, пережив многочисленные трудности и даже гонения за веру, святитель Григорий становится митрополитом Фессалоникийским. Последние годы жизни – после 1351 года – он провел на своей кафедре в Фессалониках. Почил святитель 14 ноября 1357 года. От Григория Паламы дошли многочисленные сочинения, важнейшие из которых – «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Антирретики против Акиндина». Сохранился и обширный цикл произнесенных им гомилий, в том числе «Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357 годы). Русский перевод гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Григория Паламы принадлежит архимандриту Амвросию (Погодину) . Текст перевода печатается с любезного разрешения редакции журнала «Православный путь», на страницах которого она и была впервые опубликована в середине прошлого столетия. 1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ), отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно ( Рим.13:12–13 ); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для Спасения, но [говорит, что] после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всякое время является благоприятным для этого. Потому что как с восходом чувственного солнца для людей настает время для телесной деятельности, – как сказал Давид: Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–23 ), – так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк, в ином месте являя, – после того, как сказал о Владычнем пришествии: Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла ( Пс.117:22 по LXX), – привел: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, выходит, говорится, человек на дело свое... до вечера; Солнце же Правды, будучи незаходимым и, по слову Апостола, не имеющим изменения и ни тени перемены ( Иак.1:17 ), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

«Иван, великий князь Московский, перед смертью доверил [Алексию] образование и воспитание его сына Дмитрия, после чего митрополит незамедлительно и всецело посвятил себя заботам о князе».   В действительности, принимая на себя эту обязанность, Алексий следовал давней византийской традиции, согласно которой глава церкви почти автоматически становился ответственным за судьбу государства в тех случаях, когда государственная власть не могла более отправляться обычным порядком. Примеры, когда византийские патриархи становились регентами, многочисленны (патриарх Сергий при Гераклии, патриарх Николай Мистик в X веке и патриарх Иоанн Калека в XIV веке). В случае Алексия проблема, однако, заключалась в том, что Дмитрий не был царем «всея Руси», в то время как церковная власть Алексия распространялась на польские, тверские и литовские земли, правители которых были вовлечены в борьбу, с их точки зрения, вполне законную, против первенства Москвы. В начале своего патриаршества, во время правления Ивана I Калиты и хана Джанибека (1342–1357 гг.), когда мощь Орды казалась еще совершенно незыблемой, Алексий, как и его предшественники, жил в мире с татарами. Он не видел другого пути урезонить своего соперника — митрополита Романа. Дважды Алексий ездил в Орду, равно как и в Константинополь (1354–1356 гг.), привозя грамоты, получаемые через епископа Сарайского.   Помолившись на могиле святого митрополита Петра в Москве, он еще раз отправился к ханскому двору в 1357 году ради исцеления влиятельной Хатуни Тайдулы, вдовы Узбека.   Во время пребывания в Сарае митрополит оказался свидетелем убийства Джанибека и начала династических раздоров в Орде. Дипломатические контакты с татарами привели его к получению ярлыков на привилегии для православной церкви как от Тайдулы, так и от хана Бердибека.   Укрепив в Орде свои позиции, Алексий отправился на территории, контролируемые Ольгердом, — факт, указывающий на то, что власть Романа не являлась неоспоримой в этих местностях. В январе 1358 года Алексий выехал из Москвы в Киев и пробыл во владениях Ольгерда до 1360 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010