Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(С. кон.72–76) В десятилетний период между 1 и 2 сроками патриаршества свт. Филофей активно продвигал исихазм в своей литературной деятельности. Свт. Григорий Палама после своей смерти 14 ноября 1357/1359 г. стал почитаться как святой. Он был похоронен в соборе Св. Софии в Фессалонике, а его почитание распространилось как в самой Фессалонике, так и в Великой Лавре на Афоне, в Кастории, Веррии и Константинополе в монастыре Акаталипту (Христа Непостижимого), где свт. Филофей проживал между 1355 и 1364 гг. А в 1368 г. свт. Филофей, будучи патриархом во 2 срок, официально утвердил святость и богословие свт. Григория синодальным Томосом, что послужило более широкому распространению почитания данного святого. В начале 1360-х гг. свт. Филофеем (Коккиным) в честь свт. Григория были написаны каноны, гимны и последование службы. Кроме того, по-видимому, святитель собрал корпус сочинений свт. Григория (см. прим. 271 на С. 73). Житие, посвященное свт. Григорию Паламе , является последним и самым длинным из житийных сочинений свт. Филофея. Что касается времени написания данного жития, то М. Митреа относит его к периоду между 1357 г. (год смерти свт. Григория) и 1368 г. (год официального прославления свт. Григория), причем, скорее всего, большая часть этого жития написана до 1363 г. Теперь отметим написанные между 1355 и 1364 гг. экзегетические произведения, принадлежащие перу свт. Филофея (Коккина). Сюда относятся 3 проповеди (слова) о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ), которые были посвящены святителем имп. Елене Кантакузине Палеологине, жене Иоанна V Палеолога и дочери Иоанна VI Кантакузина. На основании анализа содержания М. Митреа относит время написания этих проповедей к концу 1350-х гг., после 1357 г., а поводом к написанию он считает, вероятно, являлся запрос самой императрицы. Далее М. Митреа предлагает читателю краткий текстуальный анализ этих проповедей на С. 75 (посл. абзац) – 76, обращая внимание на сложность построения и смысловое богатство текста, что, как считает автор монографии, обосновывает предположение об адресате и говорит в пользу высокой богословской заинтересованности имп. Елены. Посвящение этих проповедей имп. Елене могло быть актом признательности со стороны свт. Филофея за ее поддержку исихазма и стимулом к дальнейшему имперскому патронажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

По краткому житию Алексий родился в Москве, по переселений сюда родителей, при великом кн. Михаиле, тверском и при митр. Максиме, до убиения Акинфа, и его крестил кн. Иван Данилович; Пахомий, не разобрав или не запомнив этих сложных указаний, рассказывает проще, что отец Алексия переселился в Москву во дни великого кн. Ивана Даниловича, «тогда убо тому великое княжение держащу, т. е. делает анахронизм почти на 30 лет. Точно также назначение Алексия на митрополию он относит исключительно ко времени вел. кн. Ивана Ивановича и ни слова не говорит об отношениях Алексия к вел. кн. Симеону в митр. Феогносту, ясно указанных в кратком житии и подготовивших это назначение. За то в описание святительства митр. Алексия Пахомий вводит новые эпизоды, которых нет в кратком житии. Из них рассказ об основании Андроникова монастыря и о попытке Алексия уговорить преп. Сергия на митрополию Пахомий буквально выписал нз своего жития Сергия 177 . Сверх этого Пахомий рассказывает о двух поездках Алексия в орду: к царю Бердибеку – довольно близко к рассказу летописи под 1357 г. и к Амурату, хану с 1361 г., для исцеления его жены, не названной у Пахомия по имени. Некоторые летописи и житие по редакции XVI в., согласно с сохранившимся ярлыком, называют царицу Тайдулой, женой Чанибека, и относят ее исцеление к тому же 1357 г. Приняв эту поправку, церковные историки однакожь рассказывают вслед за Пахомием о двух поездках Алексия, относя обе к 1357, одну ко времени Чанибека, другую ко времени сына его Бердибека, в том же году севшего на место отца 178 . Но ни одна летопись не говорить о двух поездках: по одной ясно видно, что Алексий поехал еще при Чанибеке. но вернулся при Бердибеке; согласно с нею и позднейшие редакции жития говорят только об одной поездке 179 . По всей вероятности историки впадают здесь в одинаковую ошибку с Пахомием, различно повторяют одно и тоже событие, заимствуя его из разных источников. – Наконец, набрав известий кой-откуда, Пахомий дал им в житии случайный порядок и спутал их хронологическую последовательность; оттого Чудов монастырь, основанный в 1365 году, является у него после нижегородского Благовещенского, построенного в 1370.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Согласно записи, отец Анны, имевший чин паракимомена (вероятно, речь идет об Андронике Кантакузине, см.: PLP, N 10955), за много лет до этого, накануне вступления дочери в брак с Димитрием Торником (Ibid. N 29123), передал ей в качестве приданого с. Белчишта (Βελτζσθα) в Македонии (близ г. Серры, ныне Серес, Греция), см.: Vasmer. 1970. S. 23. N 23; S. 81. N 7; S. 215. N 25). Однако впосл., видимо в ходе очередного сербского наступления на Македонию в 1357 г., эта территория была захвачена сербами. Анна выражает надежду на то, что Алексей и Иоанн, успешно боровшиеся с сербами, смогут отвоевать ее землю. В этом случае половина имения с принадлежащим ему доходом останется в собственности Анны, Димитрия и их детей, а др. половина перейдет в распоряжение братьев как «посвящение и приношение» основанному ими (вероятно, незадолго до этого) монастырю. В источниках отсутствует указание на год, когда Алексей и Иоанн начали строительство П. м., однако большинство исследователей рассматривают 1358 г. в качестве terminus ante quem. Известно, что в 1357 г. совет игуменов Афона во главе с протом Дорофеем одобрил передачу в распоряжение братьев келлии Введения во храм Пресв. Богородицы в Равдуху, разрушенной в результате нападений турок, при условии что Иоанн и Алексей самостоятельно ее восстановят. Это решение было подтверждено имп. Иоанном V Палеологом (RegImp, N 3063; Actes du Pantocrator. 1991. P. 76-78. N 4) и патриархом К-польским свт. Каллистом I (RegPatr, N 2400; Actes du Pantocrator. 1991. P. 79-81. N 5) в апр. 1357 г. Л. Пети отрицал общепринятую локализацию Равдуху и считал, что начало обновления этой келлии, находившейся на территории буд. П. м., и следует рассматривать в качестве даты основания обители (Actes du Pantocrator. 1906. P. V-VI). Однако по мнению В. Кравари, передача Алексею и Иоанну келлии имела место во время строительства мон-ря ( Kravari. 1991. P. 12-13). В лит-ре иногда указывается 1362/63 г. как дата основания мон-ря (PLP, N 91128, 92154), поскольку на мраморной плите, находящейся в кафоликоне мон-ря, имеется надпись: «Помяни, Господи, рабов твоих Алексея и Иоанна, ктиторов и родных братьев.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверна Так, время рождения Алексия определяется тремя известиями, из которых каждое противоречит двум остальным: 1) Алексий родился в великокняжение Михаила Ярославича Тверского, до убиения Акинфова; следовательно, в 1304 году, когда стал великим князем Михаил и убит его боярин Акинф; 2) Алексий был 17 годами старше вел. кн. Симеона (Гордого); следовательно, родился в 1299 году; 3) Алексий скончался 85 лет от роду, следовательно, родился в 1293 году 176 . У Пахомия в рассказе до вступления Алексия на митрополию встречаем опущенную в кратком житии легенду о пророческом гласе, слышанном 12-летним боярским сыном во время ловли птичек. Но, с другой стороны, Пахомий далеко не воспроизводит всего, что есть в кратком житии одни черты его он опускает, заменяя их общими местами житий, другие передает неточно, не вникнув в связь и последовательность событий. По краткому житию, Алексий родился в Москве, по переселении сюда родителей, при великом кн. Михаиле Тверском и при митр. Максиме, до убиения Акинфа, и его крестил кн. Иван Данилович; Пахомий, не разобрав или не запомнив этих сложных указаний, рассказывает проще, что отец Алексия переселился в Москву во дни великого кн. Ивана Даниловича, «тогда убо тому великое княжение держащую, то есть делает анахронизм почти на 30 лет. Точно так же назначение Алексия на митрополию он относит исключительно ко времени вел. кн. Ивана Ивановича и ни слова не говорит об отношениях Алексия к вел. кн. Симеону и митр. Феогносту, ясно указанных в кратком житии и подготовивших это назначение. Зато в описание святительства митр. Алексия Пахомий вводит новые эпизоды, которых нет в кратком житии. Из них рассказ об основании Андроникова монастыря и о попытке Алексия уговорить преп. Сергия на митрополию Пахомий буквально выписал из своего жития Сергия 177 . Сверх этого Пахомий рассказывает о двух поездках Алексия в Орду: к царю Бердибеку – довольно близко к рассказу летописи под 1357 годом и к Амурату, хану с 1361 года, для исцеления его жены, не названной у Пахомия по имени. Некоторые летописи и житие по редакции XVI века, согласно с сохранившимся ярлыком, называют царицу Тайдулой, женой Чанибека, и относят ее исцеление к тому же 1357 году. Приняв эту поправку, церковные историки, однако ж, рассказывают вслед за Пахомием о двух поездках Алексия, относя обе к 1357-у, одну ко времени Чанибека, другую ко времени сына его Бердибека, в том же году севшего на место отца 178 . Но ни одна летопись не говорит о двух поездках; по одной ясно видно, что Алексий поехал еще при Чанибеке, но вернулся при Бердибеке; согласно с нею и позднейшие редакции жития говорят только об одной поездке 179 . По всей вероятности, историки впадают здесь в одинаковую ошибку с Пахомием, различно повторяют одно и то же событие, заимствуя его из разных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Недостаточно понятна судьба свт. Филофея после его отставки 282 . Видимо, с конца 1354 г. и до осени 1364 г. свт. Филофей (Коккин) оставался в Константинополе, при этом периодически посещая Афон 283 . Это 10-летие характеризуется неудачной борьбой нового имп. Иоанна V Палеолога с двором Кантакузинов, турецкой экспансией и попытками сохранить остатки империи путем подписания унии с Римо-католической Церковью 284 . В этот период святитель проживал в основном в монастыре Акаталипт 285 и вплотную занимался литературной деятельностью, в которой активно продвигал исихазм. После своей отставки свт. Филофей принялся за написание жития покойному патриарху Исидору (Вухиру), в котором святитель постарался описать его как образцового иерарха. Данное сочинение было написано свт. Филофеем, скорее всего, в промежутке между 1355 и 1357 гг. 286 В конце 1350-х гг. (или начале 1360-х) свт. Филофей, вероятно, составил, или, может быть, доработал давно начатое еще во время настоятельства в Великой Лавре житие прп. Герману (Марулису) 287 . 14 ноября 1357 г. скончался в результате давней болезни свт. Григорий Палама , и вскоре он стал широко почитаться как святой: в Фессалонике, где он был похоронен, в Великой Лавре на Афоне, в Кастории, Веррии и константинопольском монастыре Акаталипт, где в это время проживал свт. Филофей. В начале 1360-х гг. в честь своего наставника свт. Филофей написал каноны, гимны и последование службы 288 , которую намеревался включить в богослужебные книги в качестве литургии, совершаемой во 2 воскресенье Великого поста 289 . Также, судя по всему, свт. Филофей собрал корпус сочинений свт. Григория. Примерно в это же время свт. Филофей начинает писать житие свт. Григорию, большую часть которого он, скорее всего, написал до 1363 г. Данное житие было выполнено в жанре энкомия (похвального слова) 290 . Вероятно, между 1357 и 1360 гг. по просьбе имп. Елены Кантакузины Палеологины, жены Иоанна V Палеолога и дочери Иоанна VI Кантакузина, свт. Филофей (Коккин) пишет 3 Слова (проповеди) о заповедях блаженства на Мф. 5.3–12 . Текст этих Слов отличается сложностью построения и смысловым богатством. Так как императрица благоволила исихазму и поддерживала его, то эти Слова могли быть актом признательности святителя и стимулом к дальнейшему имперскому патронажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Свои старания об охранении князя московского св. Алексий начал после смерти Семена Ивановича. У слабого преемника Семенова Ивана Ивановича искал в Орде отнять великокняжеский престол суздальский князь Константин Васильевич, – человек, по свидетельству летописей, энергический, княживший «честно и грозно», который, притом, нашел поддержку себе у новгородцев, ибо эти последние, весьма успев испытать возрастающую силу Москвы, и желая подорвать ее, явились в Орду хлопотать за него своим серебром. Если Ивану Ивановичу удалось отстранить соперника и получить от хана ярлык на великое княжение, то с весьма большою вероятностью нужно подозревать тут старания св. Алексия. Митр. Феогност приобрел благоволение ханши Тайдуллы, жены хана Чанибека, которая была женщиной, выдающейся из обыкновенного ряда, и имевшая большое влияние на дела государственные. Митр. Феогност, понимая всю важность покровительства ханши, рекомендовал ей перед своею смертью своего будущего преемника, и содействием Тайдуллы Алексий и мог воспользоваться, чтобы отстранить Ивану Ивановичу соперника. В 1357 году св. Алексий имел возможность оказать важную услугу Тайдулле, и это послужило на пользу Москве. Жена хана заболела какою-то болезнью. В августе месяце 1357 г. она прислала к митрополиту посольство с просьбою, чтобы он пришел посетить ее. Св. Алексий отправился в Орду, и по его молитвам ханша получила чудесное исцеление. Вот рассказ о сем, читаемый в Воскресенской летописи: «Тое же (1357 г.) осени прииде посол от царицы Тайдуллы из Орды к митрополиту Алексию, зовуще его в Орду, да пришед посетить нездравие ея; он же нача яко же на путь потребнаа готовити, и се тогда загореся свеща сама собою у гроба чудотворца Петра, августа 18-го; митрополит же, пев молебен со всем крилосом, и свещу ту раздроби и раздасть народу на благословение, и тогоже дня поиде в Орду, и пришед, тамо болящую царицю исцели, и паки вскоре отпущен бысть с великою честию». Еще во время пребывания св. Алексия в Орде начались там волнения: Чанибек был убит своим сыном Бердибеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского Расположена на берегу реки Быстрой Сосны, в конце улицы Труда. Впервые была сооружена в виде каменного столба в 1801 г. на месте, с которым предание связывало пребывание в Ельце в августе 1357 г. митрополита Московского Алексия, который предрек: " ...на этом месте будет великий город " . Если верить этой легенде, то шесть с половиной веков назад здесь, на берегу реки Быстрой Сосны, произошли два выдающихся в истории Ельца события: посещение его митрополитом Алексием и строительство города заново. Предание нашло своё место на страницах исследований всех елецких краеведов XIX — нач. XX в. — М.А. Стаховича, Н.А. Ридингера, И. Кожухова, А.К. Воскресенского. Но первым привёл эту легенду И.И. Уклеин в своём рукописном труде 1847 г. Впоследствии многие историки ссылались на Уклеина, не обратив, однако, внимания на одну оговорку в его изложении данного события. В редакции Уклеина интересующий нас факт посещения Ельца митрополитом Алексием описан следующим образом: " За вероятное считается по записям, что святой Алексий, митрополит Московский, проезжал через Елец в татарскую Орду, но только не упомянуто в том путешествии ... 1353 года митрополит Алексей ездил в Царьград для постановления своего в сан сей. 1356 года Митрополит снова отправляется в Царьград. 1357 года отправляется в Орду к хану Ченибеку для исцеления жены его Тайдулы... В 1357 году пророчествовал о возрождении города Ельца и в знак восстановления его положил обруч на берегу Сосны и, воззря на град, благословил оный. В сие время летали поднявшиеся голуби из Засосенского леса " . Вслед за Уклеиным елецкие краеведы повторяют эту легенду, добавляя к ней всё новые и новые детали, упоминая и голубей, летающих не над Засосенским лесом, а над горой, и лодку, в которую садился митрополит, и сгоревший перед тем город. Ридингер же, кроме того, указывает: " В память этого события на берегу реки Сосны, где останавливался святитель, сначала был поставлен столб, потом сделана деревянная часовня, а в 1812 году на её месте построена каменная " . Необходимо отметить, что факт пребывания святителя Алексия, митрополита Московского, на Елецкой земле не отражён ни в одном из известных ныне документов, что Уклеин и отметил, воспроизводя эту легенду как " вероятное " , по его определению, событие. Но мог ли митрополит Алексий быть в Ельце или на месте " погорелого города " ? Что касается факта его поездки в Орду, то он подтверждается житием митрополита, однако в маршруте его поездок Елец не упоминается. Можно предположить, что митрополит Алексий проезжал елецкие земли по северному участку Кальмиусского шляха. Проанализируем надпись на памятнике, стоявшем на месте часовни в середине XX в.: " Здесь была часовня, построенная в XIV веке в память приезда 18 декабря 1337 года митрополита Алексея. Он указал место вторичного основания города " .

http://sobory.ru/article/?object=06483

Бескомпромиссная и жесткая позиция Б. спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. франц. кор. Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть к-рого обратилась за защитой к папе. Б. буллой «Clericis laicos» от 24 февр. 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сент. 1296) Б. открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Б. в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февр., «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, еп. Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к Б. был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако Б., не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 дек. 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех фак-тов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 нояб. 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля.

http://pravenc.ru/text/153089.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010