Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. I.1. Fol. 140r) Миниатюра из сб. «Cantigas de Santa Maria». 1275–1284 гг. (Escorial. T. I.1. Fol. 140r) В 1270-1280 гг. в Кастилии, в придворных мастерских кор. Альфонсо X Мудрого, была создана значительная группа рукописей. Альфонсо Мудрый (1252-1282) учился у лучших христ., араб. и евр. ученых, поэтов и историков; он был автором мн. поэтических сочинений, а также трактата о шахматах, проиллюстрированного в 1283 г. в Севилье (Scorial. Ms. T.I.6). При дворе кор. Альфонсо Мудрого литургические книги не создавались, однако главным трудом своей жизни король считал написанный им на галисийском языке сборник песен в честь Девы Марии «Cantigas de Santa Maria». Сборник представляет собой самое большое собрание одноголосых средневековых песен. Большая их часть посвящена чудесам Девы Марии, а каждая 10-я является гимном Богоматери. Сохранилось 4 иллюминированных списка этого текста: 2 хранятся в Эскориале, по одному - в Национальной б-ке в Мадриде и в Национальной б-ке во Флоренции. Самый известный и наиболее полно иллюстрированный - кодекс из Эскориала (Scorial. T. I.1, 1275-1284 гг.). В нем более тысячи миниатюр, многие из которых дают богатейший и уникальный материал для историков музыки и средневек. быта, напр. цикл из 40 изображений музыкантов, играющих на различных инструментах. Эти рукописи были созданы в 1270-1280 гг., над ними работали неск. миниатюристов. Все 4 имеют одинаковую структуру, в текст включены ноты, каждая из песен сопровождается полностраничной иллюстрацией, разделенной на 6 равных компартиментов. Подобная структура страницы - использование готических аркад для обрамления иллюстраций, иконография большинства сцен, а также тип бордюров и инициалов - напоминает франц. образцы, напр. Библию кардинала Мацеёвского. Однако стилистически эти миниатюры не столь изысканны, как произведения искусства франц. готики времени Людовика Святого, скорее они напоминают южноитальянские рукописи времени Фридриха II. В рукописях кор. Альфонсо Мудрого проявилось также влияние ислам. миниатюры багдадской школы, т. к. араб. культура играла важную роль при дворе этого короля.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

  Никодим Святогорец , преподобный. Пидалион. Салоники, Изд-во Β. Ригопулос: 2003. С. 13.  Там же. С. 407–408.  Вероисповеданное послание Святогорцев, отправленное к царю Михаилу Палеологу, когда он усиленно и неправо спешил соединить с нами латинян, не оставляющих своих ересей и навсегда неисправимых//Lettre des Hagiorites a l’ Empereur (1275), στχ. 14-24, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 395.  Вероисповеданное послание Святогорцев. П. 25–34. С. 397; П. 1–8. С. 399.  Иез. 22, 26.  Вероисповеданное послание Святогорцев. П. 9–23. С. 399.  Вероисповеданное послание Святогорцев. П. 24–33. С. 399; П. 1–7. С. 401.  Диалог, состоявшийся между святейшим и мудрейшим Патриархом Константинопольским кир Михаилом Анхиальским с багрянородным императором кир. Мануилом Комнином, касательно дел с латинянами, когда многие из архиереев и епископов и учителей из Константинополя, увлеченные Папой, в Церквях требуют союза и не больше, не меньше требуют, чтобы греки подчинились папской вере и власти экклита, и воздавали его поминание, Dialoque de Michel d’Anchialos, στχ. 1–28, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273 – 1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 357.   Никодим Святогорец , преподобный. Пидалион. 124-е Правило Карфагенского поместного собора (124). С. 535.  Вероисповеданное послание Святогорцев. П. 5–23. С. 419.  Послание Патриарха Александрийского Афанасия//Lettre d’Athanase d’Alexandrie (1276), στχ. 8–23, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 345.  Вероисповеданное послание Святогорцев, отправленное к царю Михаилу Палеологу, когда он усиленно и неправо спешил соединить с нами латинян, не оставляющих своих ересей и навсегда неисправимых//Lettre des Hagiorites a l’ Empereur (1275), στχ.

http://pravoslavie.ru/129039.html

   Там же. С. 1261.    Там же. С. 1232, 1275, 1342.    Там же. С. 1278, 1343, 1298, 1299.    Там же. С. 1341, 1335, 1406, 1303, 1324, 1275, 1301, 1444, 1384, 1407.    Симон Будный вначале был, вероятно, греко-православного исповедания, позже он стал кальвинистом и в середине XVI в. служил кальвинистским пастором в местечке Клецк (под Минском в Литве), где ревностно проповедовал кальвинистское учение. Он написал два сочинения: 1. Катехизис (1562, на белорусском языке) и 2. Об оправдании человека (по-русски). Впоследствии Будный перешел к антитринитариям; Малышевский И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. князю Владимиру, в: ТКДА. 1876. 2. С. 507—513; Плисс В. Ук. соч.    РИБ. 4. С. 1442 4: Симону Будному), 1231 (лютеранскому учителю), 1343 8: неизвестному); а также: РИБ. 4. С. 1265, 1309.    Там же. С. 1205—1208, 1278, 1350.    Там же. С. 1314.    Там же. С. 1203, 1265, 1326, 1342, 1443.    Там же. С. 1251, 1277—1279.    Там же. С. 1253, 1264, 1268, 1348.    Там же. С. 1210, 1255, 1358—1359, 1265, 1422.    Там же. С. 1211, 1250, 1295—1297, 1444—1445, 1243, 1247, 1270, 1284, 1446.    См.: Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании, в: Seminarium Kondakovianum. 8 (1936). С. 259—262; автор пытается восстановить биографию Зиновия. Главная работа о Зиновии: Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-нравоучительные сочинения (1894) — была мне, к сожалению, недоступна. Ср. русскую рецензию на эту работу: Бочановский В., в: ЖМНП. 1894. 11; а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского, в: ЖМНП. 1893. 2 и 5; Тарасий, иером. Перелом в древнерусском богословии (1927).    Ср.: Помяловский М. По вопросу о московско-новгородских отношениях в XV-XVI вв., в: ЖМНП. 1898. 9.    Ржига. Максим Грек как публицист. С. 8.    Голубинский. 2. 2. С. 224—225, 227—228; а также: Тарасий, иером. Ук. соч.    Зиновий Отенский: 1. Истины показание, в: Прав. соб. 1863—1864 (Казань, 1863) и 2. Послание многословное, в: Чтения. 1880. 2; Голубинский (2. 1. С. 827; 2. 2. С. 230) считает Зиновия автором лишь первого сочинения. Ср.: Гудзий. История древнерусской литературы (1938). С. 282.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

John Anthony McGuckin Lyons, Council of (1274) A. EDWARD SIECIENSKI The Council of Lyons, like the later Coun­cil of Florence (1438–9), was an unsuc­cessful “reunion council” that attempted to end the schism between Rome and Constantinople. Shortly after recapturing Constantinople in 1261, Emperor Michael VIII Palaeologus (1259–82) proposed the idea of a reunion council to Pope Urban IV (1261–4), although preparations did not begin in earnest until after the election of Pope Gregory X (1271–6). Michael’s reasons were chiefly political, since union with the Latin Church had little support among the Byzantines. Among those who refused to participate in the council was Patriarch Joseph I (1267–75, 1282–3), who led the growing anti-unionist movement. The council opened on May 1, , 1274 despite the absence of the Byzantine delega­tion (consisting of George Akropolites, former Patriarch Germanos III, and Bishop Theophanes of Nicea), who did not arrive until June 24. The council’s teachings (e.g., on the filioque) restated the historic Latin position, which the Greeks were sim­ply expected to accept. On July 6 the emperor’s own confession of faith was read out and the schism formally proclaimed at an end. The Byzantines left shortly after, although the union was not formally proclaimed in Constantinople until January 16, 1275. The emperor and Patriarch John XI Bekkos (1275–82), who had been influenced by the theology of Nikephorus Blemmydes (1197–1272), tried unsuccess­fully to enforce the union, but Michael died in 1282 and his son, Andronicus II (1282–1328), immediately repudiated his father’s policies. Under Patriarch Gregory II of Cyprus (1283–9), the Synod of Blachernae (1285) met and officially denounced the teachings ofLyons on behalf of the Eastern Church. SEE ALSO: Ecumenism, Orthodoxy and; Filioque, Florence, Council of (1438–1439) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Franchi, A. (ed.) (1965) Il Concilio II di Lione (1274). Studi e Testi Francescani 33. Rome: Edizioni Francescane. Papadakis, A. (1996) Crisis in Byzantium: The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus 1283–1289. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. Roberg, B. (1990) Das Zweite Konkil von Lyon (1274). Paderborn: Ferdinand Schoningh. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Но ни абезахи, ни я, смиренный раб, не изменили данному слову. Тогда генерал Филипсов писал к нам письмо следующего содержания: «Приезжай и повидайся с Сардаром; иначе ни тебе, ни абезахам пользы не будет, а скорее будет вред». Тогда я поехал. Приехал я, в Ставрополь; оттуда за Сардаром продолжал путь до Тифлиса. Посла свидания с Сардаром, он вместе с абезахскими князьями отправил меня в Петербург, куда я прибыл в месяце Шаввале 1275 года. 69 Вот краткое извлечение из всего того, что было со мною в моей жизни в Дагестане, в Черкесии, в Турции, в Сирии и в Аравии. Но если описать все это, какие с нами были трудности в черкесских землях, как то: по разъездам, по войнам в самых землях черкесских за измену их после покорности и даже при первоначальном покорении их; по переселениям аулов с русских границ; по войнам с русскими; по сооружению укреплений; 70 по наведению страха на злоумышленников, – то набралось бы материалов для многих томов. Мы избегали многословия, боясь навести скуку. Мы просим Бога Всевышнего, чтобы Он улучшил нашу судьбу на будущее время и чтобы он принял наши души тогда только, когда он сподобит нас своим благоволением. Да будет так, по его щедротам, по его милосердию! Аминь. Писал эти (строки) покорный раб Мохаммед-Амин, для ученого... Казем-Бека, в городе Петербург, в 1275 году (т. е. в 1276–1860)». За этим следуют стихи: «Нет пишущего (писателя), который бы в день божьего суда не увидал того, что написали его руки. Итак, не пиши, смертный, ничего такого, что может заставить тебя раскаяться в день воскресенья мертвых!» Не знаю, как мои читатели, но я очень доволен этою брошюрою Мохаммед-Амина. Только тут я не понимаю одного: почему турецкое правительство прогневалось на него, после таких великих милостей, какими оно обольщало его во время войны? – Может быть, за то, что он слабо действовал против русских, или, может быть, оно хотело угодить через это нам и показать, что, будучи в мире с Россиею, оно преследует его врага. В последнем случае нельзя хвалить турецкую полицию за ее оплошность, что целая компания беглых, притом таких важных, могла пройти всю Азиатскую Турцию и благополучно прибыть опять на Кубань! Ведь такой переход не то, что бежать из Сибири через Бухару.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Это так раздражило Драгутина, что он, с помощию своего тестя, начал войну против отца. Урош должен был бежать от сына в Драчь и там скончался (1272 г.), а Драгутин сделался королем, хотя ненадолго (1272– 1275 г.). Мать его, Елена, и сербский архиепископ Савва II расположили его отказаться от престола. Драгутин, уступив Милутину престол, жил до самой смерти своей в Среме, который вместе с Мачвою получил он от тестя в приданое за женою. Милутин, мудрый политик и храбрый воин, царствовал (1275– 1321 г.) счастливо и возвысил Сербию в политическом и нравственном отношении, хотя сам запятнал жизнь свою тем, что, по политическим рассчетам, он несколько раз вступал в брак, представлявший ему выгоды, и для того по разным причинам разводился с прежними женами 34 . Но этот нравственный недостаток впоследствии он искупил строгою, благочестивою жизнию и делами милосердия. Милутин счастливо воевал с греками, болгарами, татарами, венгерцами и другими народами, и значительно расширил пределы своего государства присоединением к нему завоеванных областей 35 . По смерти Милутина (1320 г.) на престол взошел сын его Стефан Урош III Дечанский, помимо старшего брата Константина Милутиновича и двоюродного брата Владислава Драгутиновича. Опять – семейная вражда. Но Владислав вскоре умер (1324 г.), а Константин был убит на сражении. Дечанский во все время своего царствования (1321 – 1336 г.) шел по следам отца своего, счастливыми войнами еще более расширил пределы Сербии 36 , и на отнятую у врагов добычу построил (1327 – 1335 г.) в Дечанах великолепный храм Вседержителя, от которого и получил прозвание Дечанского. Но, несмотря на заслуги его для государства, против него образовалась сильная партия, во главе которой стоял, сын его Душан Сильный. Дечанский, еще при жизни своей, венчал на царство и сына своего Душана и назвал его младшим королем. Когда же он женился, по смерти болгарской княжны, в другой раз на гречанке Марии, – то Душан, опасаясь, чтоб престол сербский не достался сыну её, возбудил бояр против отца, и они задушили (1336 г.) его 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

3 . Внимание Флоренского-исследователя было привлечено не только к изучению икон, крестов, панагий, к творчеству троицкого резчика XV века Амвросия. В архиве Флоренского сохранилось описание колоколов, названное «Определение звука Лаврских колоколов, произведенное 1819 июня ст ст композитором Павлом Афанасьевичем Ипполитовым». Его приезд состоялся в 1919 году, в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. 306 Кроме того, подобные описания встречаются в записной книжке П.А. Флоренского, помеченные 16 июня 1919 года. Лаврская колокольня – не только венец архитектурного ансамбля Лавры. Единственная в мире по красоте формы, пропорциям, гармонически стройная, легкая, устремленная в высоту (88 м), она уникальна и как музыкальный инструмент, своего рода орган. Звучащие голоса его образуют группы индивидуальных колоколов, подобранных по принципу хорового ансамбля. Наиболее впечатляющей была группа больших колоколов (самых низких по звуку), размещенная на 2-м ярусе колокольни. В нее входили 307 : 1 . Царь – вес 4,025 п., число колебаний 489; перелит при императрице Елизавете в 1742 году из меньшего – в 3000 п., был самым большим звучащим колоколом России. Тон его – СИ большой октавы (с призвуком октавой ниже). «Тембр глуховатый. Из колоколов низшего яруса второй по чистоте», – отмечено в описании. 2 . Карнаухий – вес 1275 п., 1850 колебаний; отлит в 1683 году. «Из тех же колоколов самый определенный по тону»; на полях описано «РЕ малой октавы». 3 . Годунов (или Цареборисов, 1600 года) – 1850 п., 1275 колебаний; звучит «приблизительно ДО-ДИЕЗ и АЯ малой октавы. Из тех же колоколов – наименее определенный, в его тоне много «призвуков». [У К.К. Сараджева – СОЛЬ-БЕМОЛЬ большой октавы. – С.Т.]. Заметно отделяется от них: 4 . Лебедок (Лебедь) – вес 625 пудов, более ранний дар Бориса Годунова (1600 года), «в момент удара звучит МИ-БЕМОЛЬ – после удара слышно верхнее СИ-БЕМОЛЬ, и все время слышно биение, происходящее от звучания совместно нижнего ДО и тона немного пониже (1/16 т.) ДО и повыше ДО (1/16 т.)», – дополняет на полях П.А. Ипполитов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Базовой единицей был «дебен», или «мера», — изначально он применялся для учета зерна, а затем меди или серебра. Редкие записи показывают непоследовательный характер большинства сделок: На 15-м году правления Рамсеса II [около 1275 года до н. э.] купец предложил египетской даме Эренофре купить сирийскую рабыню, цена которой, несомненно установленная в результате торга, составляла 4 дебена 1 ките [около 373 грамм] серебра. Эренофре собрала тканей и одеял стоимостью 2 дебена 2 Уз ките — детали указаны в записи — и затем одолжила разные предметы у своих соседей — бронзовые сосуды, горшок меда, десять рубашек, десять дебенов медных слитков, — пока не набралась необходимая сумма . На 15-м году правления Рамсеса II [около 1275 года до н. э.] купец предложил египетской даме Эренофре купить сирийскую рабыню, цена которой, несомненно установленная в результате торга, составляла 4 дебена 1 ките [около 373 грамм] серебра. Эренофре собрала тканей и одеял стоимостью 2 дебена 2 Уз ките — детали указаны в записи — и затем одолжила разные предметы у своих соседей — бронзовые сосуды, горшок меда, десять рубашек, десять дебенов медных слитков, — пока не набралась необходимая сумма . Большинство купцов странствовали, будучи чужеземцами или торговыми агентами на службе у крупных землевладельцев. Однако данных о торговом кредите нет; займы в Египте по-прежнему чаще облекались в форму взаимопомощи между соседями . В принципе, есть сведения о юридически законных ссудах, т. е. тех, которые могли привести к потере земли или членов семьи, однако, по-видимому, они встречались нечасто и, будучи беспроцентными, были не столь губительны. Иногда мы слышим и о людях, попавших в долговую кабалу, и даже о долговых рабах, но это было необычным явлением и нет данных о том, что дело когда-либо доходило до кризисов, регулярно случавшихся в Месопотамии и Леванте . Действительно, в первые тысячелетия мы словно попадаем в иной мир, где долг на самом деле был связан с «виной» и зачастую считался преступлением: Когда должнику не удавалось выплатить долг вовремя, кредитор мог вызвать его в суд, где от должника требовали пообещать полностью вернуть долг к определенной дате. Частью этого обещания, которое давалось под присягой, было согласие должника получить 100 ударов и/или выплатить двойную сумму изначальной ссуды, если он не выплачивал долг к условленному сроку .

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

младенцев. Он относится к этой практике отрицательно: «Полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей (circa parvulos)... Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов?.. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные?» ( Tertull. De bapt. 18. 4-5). Не исключено, что во времена Тертуллиана эта традиция только зарождалась: в более древних источниках («Дидахе» и 1-й Апологии мч. Иустина) чины К. рассчитаны на взрослых. В контексте крещения младенцев Тертуллиан упоминает крестных родителей (sponsores), но об их роли подробно не сообщает (Ibidem). Ориген Хотя в сочинениях Оригена упоминаются отдельные элементы чинопоследования К. (напр., отречение от сатаны - Orig. In Exod. hom. 8. 4; Idem. In Num. 12. 4, погружение - In Exod. hom. 5. 5, использование елея - Idem. In Ezech. hom. 7. 4), существенно больше в них говорится о богословии и значении этого таинства. Переход через Чермное море. Миниатюра из Псалтири Уолтерса. 1275–1300-е гг. (Ms. W733. Fol. 42r) (Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США) Переход через Чермное море. Миниатюра из Псалтири Уолтерса. 1275–1300-е гг. (Ms. W733. Fol. 42r) (Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США) Ориген часто обращается к ветхозаветной типологии К. Одним из центральных прообразов является прохождение евреев через Чермное море. Море и облако, направлявшее евреев в пустыне,- образ К. водой и Св. Духом. Человек бежит от нечистых духов, как евреи бежали от египтян; подобно тому как египтяне преследовали евреев, так и нечистые духи жаждут вновь обратить человека в рабство. Евреи прошли через Чермное море и были спасены от преследования, так же и человек выходит из крещальной купели омытый от скверны грехов (In Exod. hom. 5. 5). Не менее важным прототипом К. является для Оригена переход евреев через Иордан (Нав 3): переход евреев через Чермное море в этом контексте Ориген сопоставляет с оглашением, а переход через Иордан - с К., через к-рое наследуется земля обетованная (см.: Orig. In Jesu Nav. 4. 1; ср.: Idem.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Ср. попытку Голубинского реконструировать биографию Артемия (2. 1. С. 832–836); а также: Садковский. Ук. соч. С. 60–85. Макарий. 2-е изд. 6. С. 265. Голубинский. 2. 1. С. 835. РИБ. 4. Здесь опубликованы 14 сочинений Артемия. 5 из них относятся к московскому периоду его жизни (с. 1359–1373, 1382–1390, 1390–1400, 1400–1420, 1432–1441); 9 написаны были в Литве (после 1555 г.): 1-е: с. 1201–1266; 2-е: с. 1266–1273; 3-е: с. 1273–1287; 4-е: с. 1287–1328; 5-е: с. 1423–1432; 6-е: с. 1420–1423; 7-е: с. 1441–1448; 8-е: с. 1328–1359; 9-е: с. 1373–1381. Особенно важны: 1. К люторским учителем; 4. К еретику Симону Будному; 5. к нему же. См. также: Плисс В. Симон Будный и Реформация в Литве, в: Христ. чт. 1911. 2, 9, 10. РИБ. 4. С. 1228, 1259, 1261, 1249. Там же. С. 1223, 1260, 1224, 1261, 1236, 1271. Там же. С. 1261. Там же. С. 1232, 1275, 1342. Там же. С. 1278, 1343, 1298, 1299. Там же. С. 1341, 1335, 1406, 1303, 1324, 1275, 1301, 1444, 1384, 1407. Симон Будный вначале был, вероятно, греко-православного исповедания, позже он стал кальвинистом и в середине XVI в. служил кальвинистским пастором в местечке Клецк (под Минском в Литве), где ревностно проповедовал кальвинистское учение. Он написал два сочинения: 1. Катехизис (1562, на белорусском языке) и 2. Об оправдании человека (по-русски). Впоследствии Будный перешел к антитринитариям; Малышевский И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. князю Владимиру, в: ТКДА. 1876. 2. С. 507–513; Плисс В. Ук. соч. РИБ. 4. С. 1442 4: Симону Будному), 1231 (лютеранскому учителю), 1343 8: неизвестному); а также: РИБ. 4. С. 1265, 1309. Там же. С. 1205–1208, 1278, 1350. Там же. С. 1314. Там же. С. 1203, 1265, 1326, 1342, 1443. Там же. С. 1251, 1277–1279. Там же. С. 1253, 1264, 1268, 1348. Там же. С. 1210, 1255, 1358–1359, 1265, 1422. Там же. С. 1211, 1250, 1295–1297, 1444–1445, 1243, 1247, 1270, 1284, 1446. См.: Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании, в: Seminarium Kondakovianum. 8 (1936). С. 259–262; автор пытается восстановить биографию Зиновия. Главная работа о Зиновии: Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-нравоучительные сочинения (1894) — была мне, к сожалению, недоступна. Ср. русскую рецензию на эту работу: Бочановский В., в: ЖМНП. 1894. 11; а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского, в: ЖМНП. 1893. 2 и 5; Тарасий, иером. Перелом в древнерусском богословии (1927).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010