При реке Суле, вытекающей с юго-восточной стороны, верстах в 20 от Марковки и в таком же расстоянии от города Сум. О начале заселения Марковки и устроения местной церкви, устные предания сохранились следующие: Марк Альферов, бывший старшиною сумского полка (1660 – 1670 годы), в награду за службу получил от полковника Герасима Григорьевича Кондратьева дикопорожние земли от истока реки Сулы, по течению её до нынешних границ, принадлежащих к этому селению земель; эти земли утверждены были за Альферовым и Высочайшими грамотами. Марк Альферов не замедлил заселить земли свои черкасами, выходцами из-за Днепра, и таким образом образовалась Марковка. Первый храм построен здесь в 1671 году во имя Апост. и Еванг. Марка – Ангела основателю Марковки; спустя 50 лет храм сей сгорел от молнии. В 1801 году устроен был третий деревянный храм, в конце Марковки на южной стороне, из купленного в Лебедине Преображенского храма. В этой церкви, на стене южной стороны, были вырезаны слова: «1708 года месяца ноября был в сей церкви Царь Пётр I и читал Апостол», то есть, когда она была в Лебедине. Эта церковь в 1834 году ноября 30 числа от происшедшего в ней пожара сгорела со всем имуществом и архивом. В 1836 году выстроена существующая ныне церковь каменная с таковою же колокольнею, на том месте, где существовали первые две, и освящена во имя Преображения Господня; строителем её был помещик, полковой эсаул, Игнатий Саввич Заславский. Приход много терпел испытаний. После пожара 1720 года, саранча не раз истребляла хлеб на полях; с 1800 по 1811 год она почти каждый год заставляла Марковцев терпеть голод. В 1829 году был падёж на рогатый скот; в 1831 и 1848 годах – холера; в последний раз умерло от неё 70 человек, в 1835 и 1839 годах страдали жители от неурожаев хлеба; в 1840 году был сильный падёж на скот. Число прихожан: в 1730 году 772 муж., 761 жен., в 1750 году 850 муж., 836 жен., в 1770 году 985 муж., 960 жен., в 1790 году 1167 муж., 1176 жен., в 1810 году 1275 муж., 1298 жен., в 1830 году 1345 муж., 1410 жен., в 1850 году 1441 муж., 1521 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

244. 247. Пролог. Киев. Мес. (До Мак. 29 окт. одно лице с Анастасиею римлянкою 29 окт., судя по сказанию). Свв. апп. от 70: Тертия, Марка, Иуста и Артемы . Сн. Колосс. IV. 10. 11. 369. МГр. (1295. 239. Рум. Сирм. 20 окт. Клар. 1345 и др. 22 июня. Марка Син. 1. Прол. июня 21. Шиф. МГр. 16 июня. Терентия или Тертия 1370 и Пролог 21 июня. Иуста Антон. 21. июня. М. Р. мР. А. У. Н. Копт. 1286 июля 20. Артены Шиф. 28 июля. 1429. Маз. 29 июля. Пролог 10 ноября. См. 4 янв.). II. Мучч. Александра, Крониова, Иулиана, Макария и других 13 при Декии в Александрии. 1295 (239 окт. 31). Иосифа , патриарха константинопольского. 1295. Сирл. (Шиш. 23 окт. Остр. 29 окт. 51 янв. 26. Не константиноп. патриарх, но другое лице. См. Т. I о прологах славянских стр. 254). Муч. Дометия мечем. Так как на 30 октября перенесены многие памяти в греч. синаксаре стишном с марта; то, вероятно, и здесь разумеется Дометий перс, что 23 марта, коему неверно приписана автором пролога смерть от меча. III. Численской иконы Божией Матери. Память о св. Стефане Милютине короле сербском, – Уроше 2 (1275–1320,окт. 29),старшем брате его Драгутине (1270–1275, † 22 марта 1316 г.) и матери их Елене († 8 февр. 1306). Филарет. В Сербляне служба Стефану. Одного Стефана ныне в 51. Мил. и 201. Сн. 11 нояб. 9 мая и 29 окт. IV. Германа. Охр. (Син. окт. 31. В иерон. мартирологе есть ныне муч. Герман в Никомидии в числе других. В Петров. и др. есть ныне Герминигильд, что у нас 1 ноября. Но, вероятно, здесь разумеется Герман, еп. Капун, примиритель востока и запада, † 540 г. что ныне у Адона и в Р. М. Св. Петра . Синакс. перемышльск. 1861 г. по Мартынову, сн. 27 окт. Кирилла еп. Рум. Готф. Кирилла патриарха в Моск. Киприана еп. в Екл. Вероятно, это Кириак или иерусалим. или константинопольский. см. V. Св. Епифания . Син. 1. (12 мая или 25 авг. или из Епимаха). Максима диакона. Екл. М. Р. Мученик в Апамее (ныне Динеир) во Фригии при Диоклитиане. V. Страсть Кириака патриарха, следовательно иерусалимского. Констан. 42. Флор. 1. Кал. Остр. Нан. 1 и многие (28 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Свв. мучч. Феодора варяга и сына его Иоанна в Киеве в 983г. Мак. Рум. 321. Соф. 1345 , вообще прологи 2 редакции Мес. Василя. Но еще при Несторе их чтили, как святых. II. Андрея стратилата, Ираклия, Фавста, Мины и дружины их. Екл. Хлуд. 35. Шиф. Вторично они же 31 августа. 240. Сирм. 1429 июля 13. Никдим отличает от мученика Андрея стратилата 19 августа). Память муч. Маманта в Сигме, (не далеко от Влахерн в Царьграде). (Петр. Шиф. Сирм. 1429 июля 13. Храм сего мученика построен импер. Львом (457–474) по случаю пожара. См. 1 и 2 сент.). Вероники кровоточивой, исцеленной Христом, † в мире. 1370. Шиф. (Акад. 240. 13 июля. В Деян. св. 4 февр. и 12 июля). III. Преставление блаженного Серапиона , еп. владимирского в 1275 году 12 июля. 209 ( Филим. 4 июня). Пр. Антония леохновского. Слов. истор. о св. (17 окт.). Преставление пр. Арсения новгородского, основавшего монастырь в Новгороде, † 1570 июля 12. Мощи в Кириллове монастыре с 1785 года. Служба есть. Память ныне 8 мая. Убиение пр. Симона воломского в 1641 г. 209. Основан монастырь в лесу воломском в 80 верстах от Устюга, убит 12 июля соседними крестьянами. ( Филим. 15 июля). Мощи в храме упраздненной обители. Иконы Божией Матери Троеручицы . Находится в Афонском монастыре в Хиландаре. Список с нее чудотворной в Покровской Церкви в Москве в Голиках. Сн. 28 июня. Тропарь и кондак Троеручице изданы Белобережскою пустыню. V. Собор арханг. Гавриила . Рум. (13 июля). Серапиона муч. в огне. МГр. 1429 (13 июля). Мучч. Андрея и Прова . 1345 (9 июля МГр.) 13 1 . Собор архангела Гавриила . Сир. Синод. 400. Коал. 2. Сирл. У. 1298. Хил. Минеи XV в. Канон Иосифа. Служба (В Кал. Собор Михаила, а не Гавриила. Рум. 12 июля). Пр. Стефана савваита, † 794г. Синод. 400. Акад. Нан. 2. Вен. Хил. У. 1298 г. Типогр. М. 12 в. Канон Феофана, сн. Греч. М. 28 окт. Служба. (он умер 1 апр. погребен 2 апреля. Отличен от Стефана 28 окт. Но в греч. Мин. 1843 года служба 13 июля повторена и 28 октября). Св. муч. Серапиона при импер. Севере (193–211). Вас. Петр. Акад. Нан. 2. 240. М. Порф. М. Р. (Пар. 11 июля. М. Гр. 12 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1259. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5–6). 1260. Достойное по делам нашим приняли; помяни нас, Господи, в Царствии Твоем! (Лк. 23. 41–42). 1261. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 1262. Уксуса, смешанного с желчью (Мф. 27. 34). 1263. Не судите по наружности, по плодам их узнаете их (Ин. 7. 24; Мф. 7. 16). 1264. Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (1 Цар. 17. 28). 1265. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его (Пс. 88. 21). 1266. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лк. 4. 7. 1269. Лествица. Слово 22, гл. 22. 1270. Ин. 19. 10. 1271. Есф. 4–7. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились — и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея. 1272. Святой Исаак Сирский. Слово 33. 1273. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1274. Мф. 20. 23. 1275. Чашу спасения приму (Пс. 115. 4). 1276. Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11). 1277. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1278. Вам дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него (Флп. 1. 29). 1279. Мы осуждены справедливо… Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41–42). 1280. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5. 44). 1281. Мф. 11. 12. 1282. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3. 15). 1283. Пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

„Знаю твои дела, пишет он о Пергамских христианах, что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей“. Знает он и всех лжеучителей и лжеапостолов, их самоотвержение, с каким они ходили из дома в дом со своею проповедью. Одни из них были сначала христианами, но потом заблудились и оставили своих собратьев. Известны ему и те, которые принимают и слушают их, исповедуют их учение, и те, которые не принимают их и не исповедуют их учения. Преуспевают ли христиане в духовной жизни, охладевают ли они в желании устроить всю свою жизнь по учению Христову, остаются ли в одном положении, все это не тайна для Апостола 1275 . Радости пасомых были его радостями. Он переживает их вместе с ними. Вот его одно постоянное желание: „сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна“. Особенно глубокою радостью наполнялось сердце Апостола, когда он видел своих пасомых всецело отдавшимися его водительству. „Я весьма обрадовался, пишет он избранной госпоже, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца“. „Я весьма обрадовался, пишет он другому христианину Гаию, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине“. Хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов“, пишет он о церкви Ефесской 1276 . Вот что мы читаем на страницах его посланий. Даже внешнее благополучие христиан, дела домашние, семейные, общественные, – все это было предметом заботы Апостола. „Возлюбленный! пишет он Гаию, молюсь, чтобы ты здравствовал, преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя“. Слова самых горячих благожеланий, благодати, милости от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, почти не сходили с его уст 1277 . Попечение Ап. Иоанна о духовном просвещении своих пасомых и сохранении их от увлечения учением лжеучителей изумительно. Только самая глубокая любовь к пастве могла вдохнуть в Апостола ту поразительную ревность, какою отличалось все его благовестническое служение в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В год 6783 (1275). В год 6784 (1276). Пришли прусы к Тройдену, из своей земли гонимые немцами. Он принял их к себе и поселил часть их в Городне, а другую часть поселил в Слониме. Владимир же, посоветовавшись со Львом, своим братом, послал рать свою к Слониму, и они захватили их, чтобы они не поселялись в этой земле. После этого Тройден послал брата своего Сирпутья и воевал около Каменя. А Владимир послал против него войско и взял у него Турийск на реке Немане, и села окольные захватил. После этого они помирились и стали жить в большом согласии. А потом Бог вложил благую мысль в сердце Владимира, и он стал размышлять, где бы за Берестьем поставить ему город. И взял он книги пророческие и, размышляя в сердце своем, сказал: «Господи Боже, сильный и всемогущий, словом своим созидающий и разрушающий, что ты, Господи, мне, грешному рабу своему, укажешь, так я и сделаю». И раскрыл книгу, и вынулось ему пророчество Исайи: «Дух Господень на мне, из-за него Бог помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, возвестить пленным освобождение и слепым прозрение, возвестить год Господень благоприятный и день воздаяния Бога нашего, утешить всех плачущих, дать сетующим на Сионе славу; вместо пепла – умащение; веселие и украшение – вместо духа уныния; их назовут народом праведным, насаждением Господним во славу его, и застроят пустыни вечные, прежде запустевшие, возобновят разоренные города, запустевшие с древних родов». Князь Владимир из этого пророчества понял милость Божию к себе и стал искать удобное место, где бы поставить город. Эта земля пустовала восемьдесят лет после Романа. А теперь Господь поднял ее своею милостью. И послал Владимир искусного мужа по имени Алекса, который еще при отце его многие города построил, с местными жителями в челноках в верховья реки Лосны, чтобы найти место такое, где бы поставить город. И тогда нашел он такое место, и приехал к князю, и стал рассказывать. Князь же сам поехал туда с боярами и слугами, и понравилось ему это место над берегом реки Лосны. И очистил его, и срубил там город, и назвал его Каменец, потому что земля была каменистая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предостережение читателя Богомудрые Семьдесят Толковников присовокупили: и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже восставити церковь сию, т. е. здесь разумеется не мир гражданский, которого почти не было во Иудее, часто возмущаемой влиянием сильных завоевателей, но мир внутренний, какой, например, почувствуют строители храма по исполнении своего благочестивого намерения или по окончании работ. Третья пророческая речь  Аггея содержится во второй главе с одиннадцатого по двадцатый стих и произнесена через два месяца после второй. Посредством двух вопросов утвердив ту мысль, что не вещью, а душой живого человека восприемлется и передается как освящение, так и нечистота, пророк напоминает иудеям, что прежде создания храма у них неочищенных (ибо обряды очищения не могли совершаться прежде устройства храма) было упорство и нераскаянность; все шло малоуспешно, и плодов получали они меньше половины против обыкновенного; а теперь ниспошлется благословение небесное на их труды (2:10–19 1274 ). Четвертая  и последняя  пророческая речь  Аггея изложена в последних четырех стихах второй главы и произнесена вместе с третьей речью в тот же 24 день девятого месяца. В ней излагается обетование особого небесного покровительства Зоровавелю, так что среди всех скудных обстоятельств и переворотов он будет цел и невредим, как печать или перстень на руке (2:21–24 1275 ). Эта речь направлена ближайшим образом против доноса местных сатрапов на Зоровавеля, как на ослушника царских повелений, замышляющего измену ( 1Езд 5:1–6, 17 1276 ); а по полному значению слов и выражений относится к дому или потомству Давидову, представителем которого был Зоровавель, и содержит обетование сохранения его среди всех бедствий, которым будет подвергаться Иудея. 1262 И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. 1263 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В том же послании говорится: «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Из других новозаветных текстов, имеющих отношение к теме сошествия во ад, следует упомянуть слова апостола Павла о том, что Христос «нисходил в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ), и о победе Христа над смертью и адом ( 1Кор.15:54–57 ). Учение о Христе – победителе ада, о низвержении диавола, смерти и ада в «озеро огненное» является одной из основных тем Откровения Иоанна Богослова ( Откр.20:10, 14 ). В книге Откровения Христос говорит о Себе: «Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, (аминь); и имею ключи смерти и ада» ( Откр.1:17–18 ). Воскресение – Сошествие во ад. Икона. XV в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) Изведение умерших из ада воплотившимся Христом описывается в апокрифическом «Евангелии Никодима» 1274 . Оно содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения сошествия Христа во ад: Христос не просто сходит в адские бездны – Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме, а также для восточнохристианской святоотеческой литературы. Упоминания о сошествии Христа во ад и о воскрешении Им мертвых мы встречаем у греческих авторов II–III вв. В сочинениях Иринея Лионского встречается несколько упоминаний о сошествии во ад Христа Спасителя. В трактате «Против ересей» он говорит: Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, то есть предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи 1275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для предлагаемого перевода мосарабской литургии на русский язык принят подлинный латинский текст ее, напечатанный в «сборнике Литургий» Даниеля 1270 , согласно с изданием кардинала Ксименеса, хотя в некоторых местах с сокращением молитв и песнопений. Для дополнения их до возможной целости приняты в руководство более обстоятельные изложения их в упомянутом трактате Пиния об испанской литургии (cap. XI) и в нескольких мосарабских литургиях, напечатанных в Мах. Bibliotheca veterum Patrum. Lugdunum T. XXVII, и некоторые другие источники. Чинопоследование Мосарабской литургии Облачившись в священные одежды 1271 , священник произносит антифоны: Отче, я согрешил против неба и перед Тобой; прими меня в число наемников Твоих. Сколько наемников в доме Отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану и пойду к Отцу моему и скажу ему: Прими меня и проч. (см. Лк. 15: 17–19 ). Господи, помилуй, Христе, помилуй, Господи, помилуй 1272 . Отче наш, сущий на небесах и проч. От тайных моих очисти меня, Господи. И от умышленных удержи раба Твоего ( Пс. 18: 13–14 ). Господи, услышь молитву мою. И вопль мой да придет к Тебе ( Пс. 101, 2 ). Помолимся. Молитва 1273 Боже, соделывающий достойных из недостойных, праведных из грешных и чистых из нечистых, очисти сердце мое и тело мое от всякой нечистоты и помышления греховного, и сделай меня достойным и благопотребным служителем перед святыми алтарями Твоими, и сподоби меня на этом алтаре, к которому я, недостойный, дерзаю приступить, принести благоприятные Тебе жертвы за грехи и преступления и бесчисленные ежедневные мои прегрешения, и за грехи всех живых и умерших верных и тех, которые препоручили себя моим молитвам; и да будет моление мое благоприятно Тебе через Того, Который принес себя в жертву за нас Тебе, Богу Отцу, Который есть Создатель всего и единый безгрешный Первосвященник Иисус Христос, с Тобой живущий, и проч. Потом идет к алтарю и, сказавши предварительно ангельское приветствие 1274 , говорит: Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. Благодать Святого Духа да будет с нами. Подойду к жертвеннику Божию (см. Пс. 42, 4 ) 1275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010