Многие годы своей жизни отец Николай посвятил отечественной науке и изучению небесных светил. Подобно древним волхвам, научившихся звездою поклоняться Солнцу Правды (тропарь Рождества Христова), почивший пастырь оставил астрономическую науку и посвятил себя служению Христу. Более тридцати лет покойный священнослужитель с благоговением предстоял престолу Божию, неизменно стремясь исполнять апостольский призыв и быть образцом для верных в слове, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12). Долгие годы почивший совершал пастырские труды в Иоанновской обители и имел заботу о духовном окормлении сестер и паломников. Доброта, кротость и отзывчивость сердца отца Николая стяжали ему искреннюю любовь и уважение паствы, а примеру его ревностного служения Богу стремились подражать многие молодые священники, для которых встреча с отцом Николаем стала значимым событием и оказала огромное влияние на их решение посвятить свою жизнь Церкви. Милостивый Господь да примет в Объятия Отча Своего верного служителя, простит ему всякое согрешение и вселит во обители небесные, идеже праведные упокояются . Вечная память новопреставленному протоиерею Николаю.  С глубокими соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами життя – – поминання   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5749681...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Чин о Панагии. Афон. Русский монастырь Чин о Панагии По окончании обеда архимандрит поднялся со свое­го места и тем дал знак всем встать; затем он прошел на другой конец трапезной, где на особом столе была по­ставлена большая богородичная просфора — «Панагия».   После краткой послеобеденной молитвы настоятель поднял часть этой просфоры со словами: «Пресвятая Богоро­дице, помогай нам». И вслед за этим певчие, собравшие­ся в абсиде, запели «Достойно есть» афонским роспевом, на «Объятия отча». Это было для нас неожиданно. Мы знали, что именно здесь, на Афоне, поется это «Достойно», которое неодно­кратно приходилось мне слышать еще в России в превос­ходной гармонизации Д. Яичкова, но мы не ожидали, что его специально поют после воскресной трапезы. Это — мое любимое «Достойно». Волнуясь, точно спокойная и крупная зыбь моря, по­лились звуки и наполнили собой просторную трапезную. К голосам хора постепенно стали присоединяться голо­са других иноков, и вначале небольшой хор стал звучать мощно и величественно. Поразителен этот напев! Мелодия то поднимается вверх, в мажор, неудержимым взлетом — так же неудержимо, как поднимает на свой гребень ко­рабль широкая морская волна, разрастается аккордом,— то, стихая, опускается в минор опять, чтобы гудящей вол­ной унисона, колебаясь на нижних звуках, опять широко подняться на верхи и здесь рассыпаться в звучный много­голосный аккорд.   Пусть в пении есть неправильности го­лосоведения — но зато параллельные квинты звучат так мощно, так величественно-твердо, что кажется, по-другому и нельзя петь эту мелодию, сложившуюся здесь, на Свя­той Горе, и отсюда уже разлившуюся широкой волной по всему Русскому Православному Царству. В то время как пели «Достойно», два пономаря, которым надели на правое плечо особую расшитую пелену, взяли в руки по серебряной кадильнице в виде небольшо­го храмика и стали обходить ряды стоящих иноков, кадя перед каждым предстоящим. Перед кадящим пономарем монах нес на тарелочке часть богородичной просфоры, от которой каждый из присутствующих брал частичку и, по­держав ее в благовонном дыме поднесенной пономарем кадильницы, съедал. Мерное позванивание звонких бу­бенцов, прикрепленных к кадильнице, сопровождало пе­ние, давая с ним оригинальное, но необыкновенно кра­сивое сочетание. Это было необыкновенно величествен­но и трогательно.

http://isihazm.ru/1/?id=2083

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Вспоминая А.Пушкина в Неделю о блудном сыне Архиепископ Никанор (Бровкович), беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его. 27 января 1837 года, на дуэли был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 29 января, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца (11 февраля по н. ст.), он скончался. 50-летняя годовщина гибели поэта пришлась на неделю о блудном сыне. В тот день архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) произнес замечательную проповедь, посвященную возвращению заблудшего поэта в «объятия Отча», сопоставив его многомятежную жизнь и христианскую кончину. См. также: - Неделя о блудном сыне - Неизвестный Пушкин. Подробности последних часов его земной жизни Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (Лк. 15, 1–7, 11) . После чего Господь изрек притчу о блудном сыне. По независящим от нас обстоятельствам пришлось нам поминать заупокойным молением целых трех, самых великих наших писателей в день евангельского блудного сына: сперва Достоевского, затем Аксакова, а теперь вот поминаем раба Божия Александра Пушкина, великого нашего поэта, по исполнении пятидесятилетия со дня его кончины. И прекрасно, что в день блудного сына. Это наводит на знаменательнейшие сближения. Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому.

http://zavet.ru/a/rss_1298367911.html

И тогда он находит единственную Вечную Любовь Несколько месяцев назад я обещала подруге, совершенно светскому человеку, рассказать о своих чувствах в связи с монашеским постригом. Долго не могла собраться с мыслями – это ведь нечто очень личное, трудно выражаемое словами, таинственное. Сегодня память всех преподобных – то есть святых монахов, и, пользуясь своим «интеллектуальным» послушанием, я все-таки попытаюсь написать письмо. Надеюсь, подруга не обидится, если я им поделюсь с читателями «Правмира». Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Привет, дорогая! Вот, наконец, я решилась тебе написать. Наверное, лучше бы об этом рассказала любая сестра, моющая полы в своем монастыре, встающая в четыре часа утра на правило, пропускающая любимую праздничную службу, чтобы приготовить трапезу. У меня жизнь комфортная, в келье душ горячий, вставать рано мне не надо, послушание «непыльное» – сиди за столом да новости с пресс-релизами сочиняй, да еще в семинарии лекции почитать – приятно даже. Иногда мы с сокелейницей даже выходим в город попить кофе. У этих выходов есть своего рода миссионерский аспект, но на самом деле мы просто хотим попить кофе. Большинство мирян живут гораздо труднее. На наш с сокелейницей постриг год назад пришла толпа молодежи, с которой мы периодически общаемся, поэтому, когда богослужение закончилось, кроме сестер и священников, приветствующих нас словами: «Что имя тебе, сестро?» – нас поздравляли и они. Потом игумения монастыря в соседнем городке подарила нам по букетику: «Невесты Христовы», – и мы их тогда же подарили двум всхлипывающим девочкам: «Мы тоже хотим!» – улыбнулись им и сказали: «Раз мы невесты, будем бросать букеты!» По-моему, никаких особых мистических чувств не было. Помню, мы стояли у алтаря и широко улыбались, хотя с клироса звучало покаянное: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших на Небо и пред Тобою».

http://pravmir.ru/monah-otkazyvaetsya-vl...

Игумения Серафима Игумения Серафима/Авт.-сост. О.И. Павлова.— М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 320 с., 32 с. ил. Книга посвящается памяти игумении Серафимы, в миру Варвары Васильевны Черной-Чичаговой (1914-1999), сумевшей сохранить глубокую веру в Бога в сложнейших обстоятельствах своей необычной биографии, отражающей историю трагического XX столетия. В книге представлены этапы жизненного пути матушки Серафимы, которая, достигнув больших высот в науке, в преклонном возрасте стала игуменией московского Новодевичьего монастыря и за пять лет возобновила монашескую жизнь в обители и на двух подворьях, собрала материалы для прославления своего великого деда - священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и возобновления почитания первой игумений Новодевичьего монастыря преподобной Елены Московской. Повествование ведется простым, доступным языком, с использованием живой речи самой игумении Серафимы, личных бесед с нею, ее рассказов. Приводятся воспоминания людей, близко знавших матушку в разные периоды ее жизни. Предназначено для широкого круга читателей. Тогда Иисус рече учеником Сво им: аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. (Мф.16,24-25) В ясный, солнечный, хотя и прохладный день 13 октября 1994 года под праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается постриг в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря. Первый постриг после 72-летнего перерыва — это первый шаг к возрождению монашеской жизни в святой обители. Чин пострига совершает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; монашеские обеты дает Варвара Васильевна Черная, прожившая долгую и не совсем обычную для нашей современницы жизнь. В белой рубахе-власянице со свечой в руке трепетно и медленно двигается она под черным покровом мантий, простертых над нею монахинями из Ново-Голутвинского Коломенского монастыря. Торжественное, негромкое пение монахинь, сопровождавших рабу Божию Варвару с возженными свечами в руках, вызывает у присутствующих радостно-щемящее чувство чего-то таинственного, неведомого мирским людям. От этой тайны становится не по себе, на глаза наворачиваются слезы. Сама Варвара Васильевна плачет и улыбается, увидев из-под прикрывающих ее мантий своих правнучатых племянниц, стоящих на солее. Шествие приближается к амвону, где его встречает митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. «Объятия Отча отверсти мне потщися», — тихо поет хор.

http://pravoslavie.ru/6018.html

По-небесному красивый человек. О владыке Зосиме Якутском Год назад 9 мая утром мне пришло сообщение: «Владыка Зосима умер». Поверить в эти слова было категорически невозможно! Потому что еще молодой, потому что такой замечательный… 9 мая, 2011 Год назад 9 мая утром мне пришло сообщение: «Владыка Зосима умер». Поверить в эти слова было категорически невозможно! Потому что еще молодой, потому что такой замечательный… Год назад 9 мая утром мне пришло сообщение: «Владыка Зосима умер». Поверить в эти слова было категорически невозможно… потому что еще молодой, потому что такой замечательный… Епископ Якутский и Ленский Зосима – один из немногих архиереев, чей номер был записан у меня в мобильном телефоне. И я знала, что ему, случись что, можно позвонить. Даже мне. Хотя и совсем мало была с ним знакома. Всего три встречи. Первая – на «Рождественских чтениях» в Москве в 2007 году. Запись интервью с уже уставшим после секции владыкой. Удивительное чувство общения с подлинным монахом, мыслящим человеком и любящим христианином. С глубоким переживанием он вспоминал Пасху в Иерусалиме. Интервью не записалось – техника подвела. Владыка пришел к нам в студию. Вот встреча вторая. Меня поразило его трепетное отношение к богослужению: до начала прямого эфира шли передачи, в которых преждевременно прозвучало особо нравившееся мне тогда песнопение «Объятия Отча». Услышав его, владыка огорчился: «Ведь это песнопение особое и имеет свое литургическое место, в Неделю о Блудном Сыне». Вскоре я потеряла любимую работу. Владыка узнал об этом и из Якутии позвонил утешить, после прислал письмо, которое кончалось словами: «Александра, миром управляет Господь, твердо положись на волю Его. А если хочешь, приезжай к нам в Якутию, будем спасаться вместе». В январе 2008 года скончались бабушка на Рождество, на Крещение – дедушка. На очередных «Рождественских чтениях» мы столкнулись с владыкой в гардеробе (третья наша встреча!), и первые его слова были: «Я молюсь за новопреставленных Ирину и Валентина».

http://pravmir.ru/po-nebesnomu-krasivyj-...

Разделы портала «Азбука веры» глас 6 Песнь 1 Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше. Якоже плод красный спасительнаго сеяния Божия явился еси в Церкви, святителю Христов, родителей благочестивых, иерея Иоанна и Анны, быв отрасль предивная. Предречение дивное во сне отцу твоему о грядущем величии твоем, еще ти отроку сущу, по мнозех летех сбыстся, зане воистину Великим Господином Российския Церкве явился еси, блаженне. Образ кротости, смирения и любве о Господе являя, добрый помощник юным другом твоим был еси, блаженне: сего ради и тии, еще ти отроку сущу, архиерея Божия прорекоша тя. Богородичен: Спаси нас от всяких бед, Всемилостивая Владычице Богородице, и Твоими молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему исцели от греховныя болезни страждущия души наша. Песнь 3 Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего. В вертоградех духовных православно богословити и слово Божие иными языки глаголати поучался еси прилежно, блаженне, и сие в церковнем служении твоем добрый плод принесе. Егда Владыка Господь объятия Отча отверзе ти и, яко возлюбленна сына, во иночестве Тихона, прият тя, тогда и начальника в вертоградех духовных Пскова и Казани поставити тя благоволи, да православныя отроки богомудрию и христианскому благочестию научиши, блаженне. Холмскую паству добре управити призва тя Владыка Христос, темже и начало положи святительским подвигом твоим, да в них укрепляяся, изряден архиерей Всероссийския Церкве явишися, блаженне. Богородичен: Множества грехов люте обдержат души наша, Ты же, Пречистая Богомати, молитвами Твоими ко Иже от Тебе Рождшемуся, пленения сего греховнаго избави и на стезю спасения настави нас. Седален, глас 1 Доброму евангельскому пастырю подражая, дерзновенно во двор овчий вшел еси, святителю, и своя овцы глашая по имени, во ограде церковней тыя невредимо соблюл еси. Песнь 4 Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь Боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранным Богом от суетнаго мира, вам, о, преподобнии отцы Оптинстии, крест свой благоговейно подъемши и Христу последовавшим верою, яко дерзновенным предстателем нашим пред Господем ныне усердное моление приносяще, с любовию взываем: Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светильницы. Икос 1 Ангельскаго иноческаго жития всем сердцем взыскавше, вся мирская пристрастия отвергосте, Богомудрии, и во объятия Отча с любовию в обитель Оптину притекше, путем тесным и прискорбным до конца дней ваших шествовасте. Сего ради воспеваем сице: Радуйтеся, на зов Господень радостно притекшии; радуйтеся, всем желанием Христу последовавшии. Радуйтеся, крест свой на рамо восприимшии; радуйтеся, паче Господа ничесоже возлюбившии. Радуйтеся, Христа ради всеконечно себя отвергшиися; радуйтеся, Царствия Божия блаженнии наследницы. Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светильницы. Кондак 2 Видевше сети диаволъския, аки паучина в мире распростертая, и во глубине сердец ваших восчувствовавше, яко от них человецы токмо смирением спасаются, себе самех в теплой молитве пред Господем повергосте, со умилением взывающе: Аллилуиа. Икос 2 Разумевше сердцем и умом, яко делы своими не оправдится пред Богом всяк живый, и присно содержаще пред очесы вашими согрешения своя, токи слезныя, единому Господу зримыя, источати не престасте, покаяние души Ему приносяще, Егоже образ показасте нам, взывающим: Радуйтеся, грехи своя неприкровенны прозревавшии; радуйтеся, дар умиления и слез от Господа приявшии. Радуйтеся, блаженство плача о гресех познавшии; радуйтеся, неусыпающую скорбь о них стяжавшии. Радуйтеся, на земли покаяния проповедницы; радуйтеся, на небеси ныне Господем утешаемии. Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светильницы. Кондак 3 Силу искупительных страданий Христовых положисте, святии, яко нерушимую надежду спасения, себе самех хуждшими всех человек и никоеяже милости достойных помышляюще, и сего ради со многим смирением и благодарением присно вопиясте Богу: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-sob...

…Средиземное море. На рассвете очень красиво. Стоишь по щиколотку в теплой воде: легкое прикосновение волны, мягкий песок под ногами. Слегка розовое небо, тишина вокруг. Ещё несколько мазков из палитры Небесного Художника – и ты вплываешь в новый день. В душе благодарность – без берегов, без границ... Благодарность больше, чем ты сам. Благодарность за красоту и гармонию, за то, что даётся даром и не имеет цены. Благодарность Художнику, Мастеру, Творцу и Небесному Отцу… Диакон Арсений Шульгин Мой отец был художником. Он искал равновесие в цвете, в сочетании линий и теней. Он искал чудо на холсте, чудо, которое он подарит всем и которое сможет смягчить нашу общую трагедию жизни здесь, на земле – боль, предательство и, самое главное, одиночество. Для меня он всегда был кудесником, способным на любое волшебство. Это ощущение не покидало меня до самой его смерти, и даже сейчас мне иногда кажется, что он по-прежнему смешивает краски, разбавляя мою реальность. Первое чудо он совершил, когда мне было лет 7. «Эй, сынок, а ты знаешь, что я могу наколдовать всё, что хочешь? Ну, например, модельную машинку?» «Жигули» первой модели – дверцы открываются и капот. Чего еще желать мальчишке в семь лет? «Акалай- макалай! Раз, два, три! Ну, а теперь иди и ищи под подушкой». Не помню, чему я больше удивился – машинке или умениям отца. Удивительно, что только лет в 20 мне пришла в голову мысль, что машинку под подушку можно было просто заранее подложить. Я никогда не сомневался в нем, а когда сомневались другие, удивлялся, как можно не верить в моего отца, ведь он настоящий кудесник? Я переживал, когда с ним неуважительно разговаривали, но успокаивался, когда видел, как мой отец покрывает любое недоверие или хамство в его адрес снисхождением и прощением. «Прощение – начало самой страшной мести», – так он говорил. Моя жизнь шла под его флагом. Под нашим флагом. Я ничего не боялся, а это очень важно для ребенка, и особенно для подростка – ничего не бояться, то есть знать, что есть крепкий тыл, знать, что мудрый отец всегда подскажет, поможет, разделит с тобой свое время и будет в твоей жизни всегда рядом – сильный, мудрый, весёлый и надёжный. Лучшего друга подростку не сыскать. Он не будет с тобой соперничать, не будет отбивать твоих подруг, не будет подтрунивать над тобой в компании и самоутверждаться за твой счет.

http://pravoslavie.ru/54476.html

Цена объятий Евангелие о блудном сыне читается за литургией, и в нем много всего, что требует нашего внимания, что заставляет нас задуматься или должно заставить. Неразумие и наглость одного сына. Самомнение и жестокосердие другого. Пища свиней. Любовь отца. Его дары. 7 марта, 2013 Евангелие о блудном сыне читается за литургией, и в нем много всего, что требует нашего внимания, что заставляет нас задуматься или должно заставить. Неразумие и наглость одного сына. Самомнение и жестокосердие другого. Пища свиней. Любовь отца. Его дары. Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою. Раз в году звучат на богослужении эти слова, в Неделю о блудном сыне, за всенощной. Где-то поются, трогая душу, проникая до самой глубины ее, где-то читаются, скоро и невнятно, никак не обращая на себя внимание, не давая понять заключенный в них смысл. Кому случалось бывать на монашеском постриге, тому в этом смысле повезло больше: там этот тропарь поется трижды, пока постригаемый ползет из притвора храма к алтарю, от грешного мира, куда он удалился, к сим любезным объятиям. И. Босх. Блудный сын. 1510 г. Евангелие о блудном сыне читается за литургией, и в нем много всего, что требует нашего внимания, что заставляет нас задуматься или должно заставить. Неразумие и наглость одного сына. Самомнение и жестокосердие другого. Пища свиней. Любовь отца. Его дары. Наверное, каждый задумывается о том, что в этот момент лично ему ближе, что почему-либо находит отклик в его сердце. Или даже не задумывается, потому что кажется, что именно сейчас эта притча для него уже «не актуальна». Хотя актуальна, конечно, и как раз сейчас, просто тот, кто «не слышит» ее, отошел на «страну далече» – на какую-то из тех, что поблизости, стоит лишь ступить один шаг. Уверенность в своей праведности, нечувствие сердечное, слепота душевная – мало ли стран этих?..

http://pravmir.ru/cena-obyatij/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010