Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских» – периодическое издание трудов Общества. Выпускались отдельными книгами на протяжении 72 лет с десятилетним перерывом. Первая книга вышла в свет в январе 1846 г. Каждая книга состояла из четырех разделов: исторических исследований, отечественных исторических документальных материалов, иностранных материалов и смеси. Публиковались также исследования и материалы по археологии, этнографии, нумизматике, палеографии и другим дисциплинам. До июня 1848 г. было выпущено 23 книги «Чтений». В июньской книге за 1848 г. О. М. Бодянский поместил записки Дж. Флетчера о Московском государстве, что вызвало недовольство Николая I. «Чтения» были закрыты, а Бодянский удален из Московского университета. Издание «Чтений» возобновилось только в 1858 г., когда Бодянский снова стал секретарем общества. Издание приняло славянофильское направление, к прежним четырем разделам «Чтений» прибавился раздел славянских материалов. С 1858 г. «Чтения» выходили в свет четыре раза в год. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Читано в Совете С-Петербургской духовной академии. Церковные древности, как предмет академического преподавания, появляются впервые в эпоху преобразования духовных училищ и учреждения С.-Петербургской духовной академии. Наставник академии (Фесслер?) под церковными древностями разумел «правильные сведения о происхождении, сохранении и изменении, общих наружных форм, в которых облекается учение церкви, обрядов, которыми украшается её богослужение, и учреждений, которые образуют её общественное постановление». Поэтому он делил её на три части: древности учения, древности богослужения (свящ. места, времена и действия богослужения) и древности церковного постановления (состав церкви: иерархия, общество). Соединение церковных древностей в одну кафедру с церковной историей решило вопрос о методе преподавания. Составитель программы церковных древностей прямо говорил, что «сии предметы граничат с церковной историей; но проходя широким путем, она часто не имеет времени сходить на сии стези». Ясно, что автор, составляя программу церковных древностей, находился под влиянием тех воззрений, первым (по времени) выразителем которых был Страсбургский богослов Валтассар Бебелли, а наиболее солидным в смысла полноты, методичности и научного беспристрастия, – Бингам. Согласно этому планоначертанию, церковные древности вошли особым отделом в академические руководства по церковной истории, составленные архим. Филаретом и архим. Иннокентием (Начертание истории и древностей церковных: от начала мира до I в. по Р. Хр. и II–XVII в.). Но в таком положении «церковные древности» не могли оставаться долго. Профессора церковной истории и составители «Начертаний» не могли не видеть, что специальные археологические «стези» отвлекают их внимание от ближайших церковно-исторических задач и в то же время оказываются в их курсах обработанными не в той мере, как требовало бы того существо дела: они захватывали в этих отделах не только часть догматики, но и литургики и даже каноники, – всего понемногу и в общем мало, недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛГОВ Семен Осипович (22.05.1857, Москва - 19.10.1925, там же), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей. В 1876-1883 гг. учился на словесном отд-нии историко-филологического фак-та имп. Московского ун-та, учителем Д. был проф. Н. С. Тихонравов . 11 окт. 1883 г. поступил в Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев (МПиРМ) помощником хранителя. В 1890-1892 гг. проходил в Московском ун-те 2-годичную подготовку к профессорскому званию на кафедре рус. словесности. 1 янв. 1892 г. назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПиРМ, в 1904-1912 гг. Д. заведовал книжным собранием и архивом Тихонравова, поступившими в музеи в 1893 г., после кончины ученого; в 1905 г. Д. опубликовал обзор рукописного собрания Тихонравова. 20 июня 1903 г. Д. был назначен главным библиотекарем Б-ки МПиРМ, 21 июня 1909 г.- хранителем Отд-ния доисторических, христ. и рус. древностей музеев. В 1902 г. Д. участвовал в археологическом съезде в Харькове. В авг.- сент. 1908 г. находился в Германии и Австрии для ознакомления с постановкой библиотечного дела. 27 мая 1915 г. был командирован в район Черноморского побережья, летом 1918 г.- в Рязанскую губ. С 5 мая 1907 г. Д. являлся сотрудником Археографической комиссии. Состоял членом Об-ва любителей российской словесности, Об-ва истории и древностей российских, Об-ва любителей древней письменности, Археологического об-ва в Москве, Общества ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й степени. После выхода 8 апр. 1921 г. постановления Коллегии Наркомпроса РСФСР о расформировании Гос. Румянцевского музея Отд-ние древностей в следующем году было передано в ГИМ. С 1922 г. Д. заведовал отделом древних рукописей в Отд-нии рукописей при Государственном Румянцевском музее (с 6 февр. 1925 Государственная б-ка СССР им. В. И. Ленина).

http://pravenc.ru/text/178771.html

Scientific heritage of the historian I.D. Belyaev «…Он не был историком героев…, он изучал и восстанавливал серую, будничную жизнь народа …» Н. Аксаков Среди плеяды отечественных ученых XIX в. почетное место занимает имя исследователя русской истории И.Д. Беляева . Он был современником выдающихся личностей своей эпохи: М.П. Погодина, К.С. Аксакова, Б.Н. Чичерина, А.С. Хомякова, С.М. Соловьева и многих других, каждый из них внес весомый вклад в изучение истории Российского государства и развитие исторической науки в целом. При этом фигура И.Д. Беляева не отошла на задний план, а его исследования не затерялась в череде многочисленных публикаций. Многие из них до сих пор имеют важное историческое и практическое значение при изучении актуальных вопросов русской истории. В связи с этим необходимо сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе и его научном наследии 15 июля 1810 г. в семье диакона церкви св. Троицы Д. Н. Беляева родился мальчик, которого назвали Иваном. Будущий известный историк получил начальное образование от своих родителей, которые заложили в сыне основы школьного обучения. Дальнейшее развитие личности Беляева происходило в рамках его приобщения к традициям и правилам церковной жизни. В 1821 г. мальчика отдали в Дмитровское духовное училище. После его окончания Иван продолжил обучение в Вифанской семинарии, где с 1824 г. был определен на низшее отделение. Здесь ему преподавали ряд базовых предметов, среди которых большое внимание уделяли истории. Планируя стать священнослужителем, И.Д. Беляев готовился к поступлению в Духовную академию или монастырь, но его отец оказался против с. 6]. В 1829 г. Беляев поступил в императорский Московский университет на нравственно-политическое отделение, которое впоследствии стало юридическим факультетом. Здесь он познакомился с выдающимися историками своего времени М.П. Погодиным и Н.И. Надеждиным, которые воспитали в молодом исследователе интерес к изучению русской истории с. 6]. После окончания в 1833 г. университета И.Д. Беляев через год поступил на службу чиновником в Московскую Синодальную контору. Здесь И.Д. Беляев получил хорошую практику по проверке и систематизации различных документов, но рутинная работа тормозила в Беляеве развитие исследователя. После многолетней работы протоколистом Беляев в 1841 г. был записан в штат Государственного архива при Московском департаменте Правительствующего Сената. Как полагают современники, молодому Беляеву помог его старый знакомый М.П. Погодин. С этого момента начинается плодотворная научная деятельность историка и его карьерный рост. В 1842 г. И.Д. Беляев был избран соревнователем Московского общества истории и древностей российских. Через несколько лет, в июле 1844 г., исследователь был назначен письмоводителем к инспектору Московских Сенатских архивов, а буквально полгода спустя Беляева зачислили на должность правителя дел при Департаменте Министерства юстиции с. 7, 8].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАРТЛИС ЦХОВРЕБА» [груз. - Жизнь Грузии], «История Грузии», свод груз. летописей и исторических сочинений, относящихся к разным периодам и написанных разными авторами, пополняемый и редактируемый, представляющий собой единое произведение, повествующее об истории Грузии начиная с библейских времен до нач. XVIII в. В древности книга была известна в т. ч. как «Картвелт Цховреба» ( - Жизнь грузин). В средневековье «К. Ц.», использовавшуюся как главная книга для чтения и как единственный учебник по истории страны, называли «Цмида Цигни» ( - Святая Книга). В «К. Ц.» богато представлен фактический материал, подтверждающийся сведениями иностранных письменных источников, данными материальной культуры, эпиграфики, нумизматики. История Грузии рассматривается как часть мировой истории и показана в системе исторических периодов Сирии и Вавилонии, Мидии и Ирана, Греции времен царя Александра Великого и Рима. Деятельность груз. исторических личностей (царей, полководцев и др.) сравнивается с деятельностью всемирно известных лиц; проводятся параллели между историей Грузии и Византии, Ирана и др. гос-в. В «К. Ц.» содержатся ценные сведения об истории Юж. Кавказа, Римской империи, Византии, Ирана и ряда стран Ближ. Востока, о народах Сев. Кавказа. Рассказ о происхождении грузин опирается в «К. Ц.» на библейскую историческую схему; согласно ей, грузины (картвелы, карты) являются потомками праотца Иафета, сына праотца Ноя, они аборигены Кавказа, неотъемлемая часть единой кавказской семьи. «К. Ц.» придерживается провиденциональной исторической концепции. Свод летописей представлял собой произведение официальной историографии и отражал интересы государственной власти. С одной стороны, создание капитального труда по всегрузинской истории указывает на наличие высокого уровня исторического мышления груз. общества того времени. С другой стороны, это способствовало снижению интереса к истории отдельных регионов Грузии и груз. родов; в частности, в «К. Ц.» бедно представлена история Зап. Грузии, отсутствуют временные периоды.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Видео Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Понять детали и богословский смысл этого события возможно только с учетом историко-археологического и религиозного контекста Иудеи I в. по Р.Х. Лектор: протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. В лекции освещаются вопросы: смысл крещения, совершавшегося Иоанном Предтечей; средиземноморские и еврейские источники обряда крещения; — археологические свидетельства о месте крещения Иисуса Христа; — причина, по которой Христос принимает крещение от Предтечи; — богословский смысл Крещения Господа. «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Современная библеистика исходит из того, что изучение текста Священного Писания должно быть выстроено в определенной последовательности. Вначале изучается контекст: исторический, археологический, литературный. Затем уже происходит толкование текста Священного Писания и человеком, стремящимся использовать данный текст в приложении к своей жизни, обязательно должен быть сделан нравственный вывод.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

———————————— «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Богослужебный период между Вознесением и Пятидесятницей — это время, когда ранняя Церковь получает новые заповеди от Господа. Христос в Евангелие от Матфея говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). «Научите» при переводе с греческого в буквальном смысле означает «сделайте учениками». Это становление человека, не принадлежавшего к христианской церкви (бывшего иудея, язычника), учеником Христа совершается через крещение. После этого вся остальная жизнь, в идеале, должна стать соблюдением всего того, о чем говорит Христос. В конце Евангелие от Марка это повеление выражено немного иначе: «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 15-16) Таким образом, вера и крещение — это то, что решает судьбу человека, поэтому крещение человека в древней Церкви (когда крестили в основном взрослых людей) было важнейшим моментом внутреннего изменения всей человеческой жизни.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 20 июля в Ростове скончался на 76 г. своей жизни викарий Ярославской епархии, епископ Угличский Амфилохий, состоявший с 1876 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских 1 . Преосвященный Амфилохий, в мире Павел Иванович Казанский, родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии, где отец его был причетником. Воспитывался в Боровском духовном училище (1829–1835) и Калужской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1840 г. поступил в Московскую духовную академию. Здесь через два года он принял монашество, получил сан иеромонаха и окончил курс со степенью кандидата богословия в 1844 году, имея в числе сотоварищей высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, архиепископа Харьковского Амвросия и уже скончавшихся: бывшего ректора Московской духовной академии прот. Сергия Константиновича Смирнова и протоиереев: Ипполита Махайловича Богословского-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальскаго. С этого времени начинается духовноучебная служба преосв. Амфилохия. Сначала он был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, а в 1852 г. возведен в сан архимандрита и переведен смотрителем Ростовских духовных училищ и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье, находящегося в 15 верстах от Ростова. В 1856 г. перемещен настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». После четырехлетнего управления этой обителью, в течение десяти лет жил в числе братии Московского Покровского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1870 г. назначен настоятелем в Московский Данилов монастырь и занимал это место до 9 апреля 1888 года, когда был назначен в Ростов викарием Ярославской епархии, епископом Угличским, где и оставался до конца своей жизни. Рядом с духовно-учебною и затем административной деятельностью в течение многих лет шли учёно-литературные труды преосв. Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Значение научной деятельности академика, профессора Московской духовной академии Евгения Евстигнеевича (Евсигнеевича) Голубинского (1834–1912 гг.) общепризнано. Его перу принадлежит целый ряд фундаментальных исследований по истории утверждения в древнем и средневековом русском обществе православия, русско-византийских религиозных связей, церковной администрации Киевской и северо-восточной Руси Х-ХУ вв. и Русского государства конца ХУ – первой половины ХУ1 вв. Е.Е.Голубинского как ученого отличали четкость замысла и постановки научных задач, глубине анализа, независимость мысли. По словам его ученика С.А.Белокурова , Е.Е.Голубинский , «будучи человеком прямолинейным,... любил все называть своими именами, не подыскивая каких-либо мягких выражений» (Православная община. 1991. N 5. С.33). Родившись в семье священника Кологривского у. Костромской губернии, он рос «среди крестьянской бедноты на приходские приношения и воспитывался под нуждою в духовных школах», упорный труд в них и блестящие способности открыли ему дорогу в Московскую духовную академию, в которой Е.Е.Голубинский в 1859 г. защитил магистерскую диссертацию «Об образе действования православных государей греко-римских в 1У, У, У1 вв. в пользу церкви, против еретиков и раскольников» (опубликована тогда же в сборнике: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе. М. 1859). С 1860 г. молодой магистр богословия стал читать лекции в alma mater – Московской духовной академии. К началу 80-х гг. Е.Е.Голубинский уже известный и признанный на научном поприще ученый: он участвует в качестве действительного члена в работе Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Общества преподобного Нестора – летописца в Киеве. За более 50 лет своей научной деятельности (1859–1912 гг.) Е.Е.Голубинский стал автором многих обширных исследований, среди которых монографии «Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской» (М., 1871), «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876), «История канонизации святых в Русской церкви» (Сергиев Посад, 1894), «О нашей полемике со старообрядцами» (М., 1896. Об этом более подробно см.: Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е.Голубинского. М., 1998). Главный же труд его – фундаментальная «История Русской церкви» (Т. 1-П. М. 1880–1900), принесший Е.Е.Голубинскому уже прижизненно славу выдающегося церковного историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010