Gelehrteulexicon der Provinzen Livland, Estland u. Kurland. Митава, 1827 г., I, 354–355 и в дополнении Napiersky und Recke, Митава, 1859 г., I, 132–134. 396 См. Сборник материалов и статей ио истории Прибалтийского края, Рига, 1879 г., т. II, стр. 85–86; т. Ill, стр. 155–156. Хроника напеч. в т. II, стр. 157–404; т. III, стр. 123–352. 397 В А. М. И. Д. есть дело «о посылке Ив. Мясоедова и подъячаго Семена Болдырева в новоприобретенные немецкие города для осмотра и описи их укреплении и учинения сметы, где нужно сделать какие починки» (Приказные дела 1578 г. января 20 и 25, д. 3); о г. Юрьеве здесь ничего не говорится. 398 Полное собрание русских летописей, т. IV, стр. 316. Русская Историческая библиотека т. III, Спб. 1876 г., стр. 263. В Московской летописи, изданной по списку д-ра А. Н. Лебедева в Чтениях Импер. Общества Истории и Древностей Российских за 1895 г., кн. III, записи по 7071 год. Ср. также показание Маржерета в «Сказаниях современников о Димитрии самозванце» т. I, 3 изд., Спб. 1859 г., стр. 261–262. 399 Рюссов и Ниенштедт говорят об отпуске в 1570 г. вместе с герцогом Магнусом юрьевских немцев, не перечисляя тех, кто был отпущен и не упоминая в числе их Веттермана. Сборник материалов и пр. Прибалтийского края т. III, стр. 188 и т. IV, стр. 40. «В честь герцога Магнуса и в удовольстние ему царь Иван IV отпустил всех пленных немцев» (Рюссов). В Датском Архиве (см. Чтения Императ. Общества Истории и Древностей Российских за 1893 г., кн. 1, статья Ю. Н. Щербачева) имеется сообщение данцигского гражданина Ганса Шульце (от 11 сент. 1570 г.) о приеме царем герцога Магнуса, о подарках ему и его свите... С Магнусом отпущены все немецкие пленные. – В письме от 2 марта 1570 г. Краузе и Таубе к Ревельскому магистрату говорится о возвращении в Дерпт всех бывших в плену. См. А. Чумиков. Осада Ревеля (1570–1571 гг.) герцогом Магнусом. М. 1891 г. (Чтения Императ. Общества Истории и Древностей Росс.), стр. 12. В сообщении данцигского гражданина Ганса Шульце, копия которого любезно доставлена мне Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВО ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ (ОИДР) при Московском ун-те, научное об-во в России и СССР, 1-е в стране историческое об-во. Основано по инициативе проф. Гёттингенского ун-та А. Л. Шлёцера ( Попов. 1884. С. 2-4). В нач. 1804 г. министр народного просвещения гр. П. В. Завадовский доложил имп. Александру I о готовности Шлёцера «соучаствовать с российскими учеными в критическом издании древних русских летописей». Император повелел составить об-во «при одном из ученых сословий», существовавших тогда в России, после чего Завадовский поручил М. Н. Муравьёву обратиться с этим предложением в Московский ун-т, где оно встретило самый благожелательный отклик (Там же. С. 6-7, 11-12). Первое совещательное заседание нового об-ва состоялось 18 марта 1804 г. В состав ОИДР вошли профессора Московского ун-та, в т. ч. декан отд-ния словесных наук, проф. всемирной истории, статистики и географии И. А. Гейм, проф. церковной истории М. М. Снегирёв, проф. истории, статистики и географии Н. Е. Черепанов, проф. теории и истории изящных искусств И. Ф. Буле, проф. слав. языка и словесности, теории изящных искусств и археологии М. Г. Гаврилов, проф. политической экономии и дипломатии Х. А. Шлёцер, проф. опытной физики П. И. Страхов (Там же. С. 12, 14). Большинство первых действительных членов в молодости были связаны с Н. И. Новиковым, И. Г. Шварцем и Дружеским ученым обществом. Почетными членами ОИДР стали Шлёцер, придворный историограф Н. М. Карамзин , архивисты Н. Н. Бантыш-Каменский и А. Ф. Малиновский, коллекционер гр. А. И. Мусин-Пушкин . Первым председателем общества на совещательном заседании был избран ректор Московского ун-та Х. А. Чеботарёв. Позднее были избраны секретарь - профессор эстетики, философии и классической словесности П. А. Сохацкий (26 марта 1804 - 18 марта 1809) и казначей - проф. минералогии и сельского домоводства, инспектор Благородного пансиона при Московском ун-те А. А. Прокопович-Антонский (с 1807).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

К этому введению в отечественную Археографию присоединено собрание видов и планов Москвы с XV по XVIII век, в коих для топографии искусства открывается объем и положение города в разные эпохи. При разнородности частей, входящих в состав описания древних памятников, они требуют разностороннего рассмотрения; посему сочинитель отдавал себя на поверку в предметах религии и искусства мужам просвещенным и опытнейшим. В особенности он обязан глубокою признательностью за благодушное внимание Его Высокопреосвященству, Почетному Члену Императорского Общества Истории и Древностей Росс., Московскому Митрополиту Филарету, который удостоил рассмотрения и замечания несколько статей из сего труда. По архитектурной части он пользовался благодарностию с совета П.С. Максютина, почтенного знатока Московской старины и заветных ее преданий. В рассмотрении памятников живописи он руководствовался наблюдениями Академика Солнцева, который, по поручению Общества Истории и Др. Росс снял вернейшие рисунки с важнейших и достопримечательных художественных древностей Москвы, кои гравированы, но большей части, в Париже лучшими художниками и будут приложены к тетрадям по мере их выхода в свет. Хотя великий труд Карамзина до XVII века навсегда останется необходимым для Русской Археологии и Истории; но после него много уже сделано любопытных и важных открытий в этой области, озаряемой критикой. Одно издание актов Археографической Экспедиции, под руководством Г. Министра народного просвещения, разливает новый свет на отечественную древность. Для дальнейших исследований и обозрения Московских древностей благопопечительное Начальство открыло Снегиреву свободный доступов в Архивы, казенной библиотеки, монастырские и церковный ризницы, где только можно предполагать существование доселе еще неизвестных и необнародованных материалов XVI, XVII и XVIII веков, найти поверку прежним, известным, сличить описание с самыми предметами. Сколько позволяли ему время, силы и способы, он пользовался Архивами: Московским иностранных дел, Придворным, Оружейной палаты, Разрядным и Государственным старых дел, где пересмотрел не одну тысячу бумажных книг и столбцов, и где не редко из чтения сотен пыльных и ветхих листов приходилось извлечь одну строку, важную и нужную для предмета исследований. Если продолжится отыскивание и разработка материалов: то, без сомнения, откроются еще новые пояснения нашей Древности. Работая в государственном Архиве, в одно время с известным и опытным Археографом и сочленом П.М. Строевым, сочинитель с признательностью пользовался его указаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Член-корреспондент Академии наук, член-корреспондент Русского археологического общества. Окончил Костромскую ДС (1861), Киевскую ДА (1865). Магистр богословия (1868). Экстраординарный профессор кафедры теории словесности и истории российской литературы (1871). Секретарь Церковно-исторического и археологического общества при Академии (1872). 583 Мурзакевич Николай Никифорович (1806–1883) – историк и археолог, директор Ришельевского лицея в Одессе. Сын священника, окончил Московский университет (1828). Преподаватель истории в лицее (1836), профессор русской истории (1840). Директор лицея (1853–1857). В 1854 г., во время Крымской войны, по просьбе М.С. Воронцова, участвовал в спасении его уникального собрания рукописей. Основатель, секретарь (1839) и вице-президент (с 1875) Одесского общества истории и древностей. 584 Блау Эрнст Отто Герман (1828–1879) – немецкий востоковед и дипломат. В период службы в прусском посольстве в Константинополе (с 1854) работал и публиковался по самой разной тематике: изучал археологические памятники Малой Азии и Архипелага (1855), состояние персидской торговли и возможностей развития германско-персидских коммерческих связей (1857), участвовал в международной комиссии по умиротворению Герцеговины, Албании и Черногории (1861). Генеральный консул в Сараеве (1864). С 1872 г. германский консул в Одессе (покончил жизнь самоубийством в 1879). Кроме статей и книг о Востоке и Балканах, известен исследованиями по нумизматике, в том числе интересующей нас книгой: Блау О./Blau O. Восточные монеты музея Императорского Общества истории и древностей в Одессе. Die orientalischen munzen des Museums der Kaiserlichen Historisch – Archäologischen Gesellschaft zu Odessa. Odessa, 1876. 585 Юзефович Трофим Павлович (1840–1883) – дипломат, историк русской дипломатии. В Азиатском департаменте МИД с 1863 г. И.о. секретаря и драгомана консульства в Иерусалиме (1864–1866). Вице-консул в Тульче (1869), и.о. консула в Дамаске (1871), утвержден в должности (1873). Управляющий консульством в Иерусалиме (6 апреля 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

—511— гих цивилизаций древности и даже не всегда преобладали над ними; в ней нашло свое единство и свое завершение все, добытое усилиями различных народов на пространстве древней истории, но в ней же оно нашло и свой конец. Когда в римском политическом организме стали обнаруживаться зловещие признаки приближающегося падения, опасность исторической смерти, очевидно, угрожала не одной только империи и её государственному механизму, но и всему строю древней жизни, приютившейся под покровительство Рима. Поэтому-то разложение греко-римской цивилизации было вместе с тем разложением и всего античного мира; этот мир слишком тесными узами соединил себя с римским государством и вместе с ним должен был сойти с исторической сцены, уступив свое место совершенно иным, новым началам жизни. Значит там, где закончилась история Рима, мы имеем право ставить точку и относительно всей древности и на последующие века смотреть, как уже на новый самостоятельный отдел всеобщей истории. – Это наше право сейчас же подтвердится и рассмотрением другого явления, характеризующего собой переход от древней истории к новой. 2) В то самое время, когда древняя цивилизация, объединенная Римом, достигла своего завершение и начала склоняться к западу, в недрах той же римской империи возникло и развивалось явление, привносившее с собой новое мировоззрение и новые основы для общественной жизни. Это было христианское учение. Сначала встреченное враждебно всеми силами древности, как отвергавшее самые устои, на которых покоилось её бытие, христианство своею внутреннею сущностью победило древний мир и своим торжеством вызвало громадный переворот в истории. Этот переворот не совершился вдруг, разом, так как христианское учение не было учением революционным; оно должно было действовать подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не скислось все ( Мф.13:33 ); но, проникая постепенно и незаметно во все области жизни, оно преобразовало религиозные, общественные и семейные отношения и толкнуло историю на совершенно новый путь. И прежде всего, в противоположность древнему миру, где не только каждый народ и каждое племя, но даже

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Историческое исследование Содержание Введение Общий характер язычества и его виды Первоначальный вид религии Частнейшее рассмотрение религиозных систем язычества. План и порядок исследования. Религия Китая Замечание о сектах в Китае и о религии Японии Религия Индии Буддизм Религия Ирана или Зороастрова Религия Египта Краткая характеристика религиозных верований у народов передней Азии Религия Ассирии и Вавилонии Религия Финикии Религиозные верования народов Малой Азии Религия арабов Религия Греции Религия Рима     Введение Религиозные верования древности представляют собой в высшей степени замечательное явление во всемирной истории, полное глубокого психологического и вообще научного интереса. Вопрос о происхождении языческого политеизма с его мифологией составляет, бесспорно, одну из важнейших проблем не в богословии только, но и в философии религии и истории вообще. Сохранившиеся до нас литературные памятники этих верований древнего мира не напрасно служат ныне предметом усиленных, напряженных, научных изысканий, которые все более и более расширяются и осложняются вместе с успехами сравнительного языкознания и древней этнографии. Религии древности – это зерно всего мировоззрения древнего мира; здесь исход, основа и центр его умственного, нравственного и общественного развития. Без них мы никогда не поняли бы этого исчезнувшего теперь мира, который предшествовал нам в истории и, следовательно, историчеески с нами связан. Мифы и легенды, в которых заключены древние верования, образы, в которые древний человек облекал свои религиозные представления – все это продукт его духовно-нравственной жизни, вековая работа его мысли и чувства, часто полная одушевления, искренности, энергии, силы, таланта. Некоторые из этих памятников религиозных верований древности, сверх общечеловеческого, имеют для нас еще особенный пламенный интерес. Священные книги арийцев, этих старейших, по времени появления в истории, народов индо-германского племени, написанные на языке, который представляет собой древнейшую отрасль наших европейских языков, переносят нашу мысль в наше первоначальное отечество, теперь далекое от нас, туда – в глубину Азии, в страны около Гималайского хребта, и отчасти напоминают древнейшие первичные воззрения и верования, принадлежащие всему европейскому племени, следы которых, быть может, доныне еще не совершенно исчезли среди нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

IV. Исследования 1. Пугачевщина в Сибири. Очерк по документам экспедиции генерала Деколонга. А.И. Дмитриева-Мамонтова V. Смесь 1. Библиотека Императорского Общества Истории и Древностей Российских в 1897 году. Действительн. Члена Е. И. Соколова 2. Достоверность отрывка из Полоцких летописей, помещенного в «Истории Рос-сии» Татищева под 1217 г. Члена-Соревнователя А.П. Сапунова 3. 1785 г. О присылке из г. Великого Устюга в г. Никольск лекарского ученика «метать натужную кровь» у офицеров и у военной команды 4. 1658 г. О том, чтобы в Смоленске и Смоленском уезде жители «на головах у се-бя хохлов не делали и к Черкасом не отходили». и 4 сообщил Действит. Член С.А. Белокуров Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1898 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Русские летописи. (1. Летописец патр. Никифора. 2. Летописец Переяславля Суздальского. 3. Хроника русская (Летописец вкратце) проф. Даниловича). С предисло-вием Действительного Члена С.А. Белокурова . (С одной фототипической таблицей) 2. Акты XIII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями слу-жилых фамилий после отмены местничества. С предисловием А.И. Юшкова. Часть I. 1257–1613 г. (Окончание) II. Материалы иностранные 1. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Действит. Члена Г.А. Муркоса. (По рукописи Московского Главного Архива Министерства Ино-странных Дел) III. Исследования 1. Научно-образовательные сношения России с Западом в начале XVII в. Историч. очерк князя Н.В. Голицына 2. О сношениях малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича. Исследование В.О. Эйнгорна. (Продолжение). Глава 6-я IV. Смесь 1. А. Чумиков. Акты Ревельского городского архива 1450–1610 гг. (Перевод с немецкого) 1) Ответ г. Колывани на жалобу Псковичей (1450 г.) 2) Относительно Немецкой конторы в Новгороде (1535 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перечень статей выпуска 1 (87) Автор(ы) Научные институты в 1917—1940-х гг. «Рука помощи братским народам»: история «славянского вопроса» в экспозициях Государственного музея этнографии в 1930-е — 1950-е гг. Аброськина Евгения Вячеславовна Формирование научного отдела Наркомпроса: неизвестный проект из фонда академика С. Ф. Ольденбурга в СПБФ АРАН (к столетию советской науки) Ананьев Виталий Геннадьевич/Бухарин Михаил Дмитриевич Обреченный проект: Институт истории Коммунистической академии и его наследие Иванова Анна Владимировна/Карпюк Сергей Георгиевич Из истории советской науки о древности: антиковедение в Самаре в 1917—1922 гг. Маркелов Андрей Юрьевич Всемирная история искусства в контексте постановлений ЦК ВКП(б) 1930-х гг. (по материалам дискуссий во Всероссийской Академии Художеств. Ленинград, 1936 г.) Сапанжа Ольга Сергеевна МИФЛИ и ЛИФЛИ: Проблема возникновения и практика подготовки антиковедов Скворцов Артем Викторович Просветительская деятельность Русского музея в 1920-х — 1940-х гг. Туминская Ольга Анатольевна Всеобщая история: развитие базовых концепций Статья Н. В. Грацианского «Система полей у римлян по трактатам землемеров» (1940 г.) и изучение экономики и земельного права Древнего Рима Гвоздева Татьяна Борисовна/Гвоздева Инна Андреевна Концепция сако-усуньской культуры А. Н. Бернштама и ее роль в исследовании ранних кочевников притяньшанья Иванов Сергей Сергеевич Унификация нарратива и свобода научного творчества в послевоенной советской историографии древности Крих Сергей Борисович «Я — фактопоклонник»: С. А. Жебелёв и советская наука о древности в начале 1930-х гг. Кириллова Мария Николаевна На пути к концепции рабовладения на Древнем Востоке: работа В. И. Авдиева «Элементы древневосточного общества» (1933) Ладынин Иван Андреевич В поисках «советской первобытности»: В. К. Никольский (1894—1953) Метель Ольга Вадимовна Этнография vs филология: «род» у тюркских и монгольских кочевников в исследованиях Н. Н. Козьмина и его современников Тишин Владимир Владимирович/Нанзатов Баир Зориктоевич

http://bogoslov.ru/event/6026518

115 Farioli R. Ravenna paleochristiana scomparsa//Felix Ravenna. Ser. 3. – 1961. – T.32 (83). – P.5–88; Бородин О. P. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. – СПб., 2001. – С. 258–259. 116 Ср.: Бертье-Делагард А. Л. Древности юга России. Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – 12. – С. 39–42. 117 Гийу А. Византийская цивилизация. – С. 274; Георгиев П. Церковное строительство в Болгарии во второй половине IX в.//Труды V Международного конгресса славянской археологии: В 3 т. – М., 1987. – Т. 3. – Вып.2а. – С. 68. 119 Тафт Р Ф. Указ. соч. – С. 33, 44–46; Kieckhefer R. Theology in Stone: Charch Architecture From Byzantium to Berkley. – New York, 2003. 121 См.: Беляев С. А. Из истории социальной жизни Херсонеса второй половины IV–VI в.//ПС. – 1987. – Вып.29 (92). – С. 75–79, 1–10. Число подобных находок, учтенных С. А. Беляевым , можно дополнить фрагментом мраморного карниза, открытого во время раскопок 1895 г. на южном склоне городища. Надпись на нем гласит: «В моление за Евсевия и весь его дом» ([Yp]er euches Eu[s]ebiu k[ai panton ton diapheronton auton) (Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева//МАР. – СПб., 1899. – 23. – С. 51, 49). 123 Другие 3/4 предназначались для епископа, для клириков и для пропитания странников, бедных, нищих. 125 Agnelliqui et Andreas Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Scriptores rerum langobardicarum et italicarum. – Hannoverae, 1878. – P.324. 126 Corpus juris civilis. – Berolini, 1904. – Vol.3: Novellae/Rec. R. Shoell. Opus Shoellii morte interseptum absolvit G. Kroll. – 163, cap. 2, p. 751. 127 Удальцова 3. В. Византия и Западная Европа (типологические наблюдения)//Византийские очерки. – М., 1977. – С. 118. 128 См.: Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – 12. – С. 22–31; Измайлова Н. В. Византийская капитель в Херсонесском музее//Semiarium Kondakovianum. – Прага, 1927. – Т. 1. – С. 121–125; Домбровский О. И. Херсонесская коллекция средневековых архитектурных деталей//СХМ. – 1963. – Вып.З. – С. 79–82, рис. 2–3; Беляев С. А. Новые памятники ранневизантийской мраморной пластики из Херсонеса (К вопросу об интерьере херсонесских базилик)//ВВ. – 1987. – Т. 48. – С. 142–148. Готовящийся А. Бернацки второй том «Архитектуры ранневизантийских сакральных построек Херсонеса Таврического, который должен появится в Познани, целиком посвящен ранневизантийским архитектурным элементам и деталям, что уже само по себе говорит об обилии этого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древности четырежды в год государь собирал князей ленных в присутствии означенных же чинов; таковы аудиенция – весенняя, чао, для государственных дел и обсуждения их по плану на будущее время; аудиенция осенняя, цинь, для обсуждения дел ленных княжеств и округов; аудиенция летняя, цзун, для выборов должностных лиц; аудиенция зимняя, ю, на которую созывались все ленные князья для совместного обсуждения дел по управлению. 14) Тянь-цзунь, небесная амфора, винный сосуд, – время 1-й летней луны народного праздника, устрояемого самим императором для своих подданных, соединенное с церемониями приветствий государя и его подданных и питьем заздравной чаши с вином, с музыкою и пением народных песен. 15) Цзи-син или син-цзи, наваленные в кучи связки горючих материалов для кухни; – время общественных обедов и угощений. Сюда же принадлежат астеризмы, так называемые чжан-жень, древние, выслужившиеся люди, почетные старцы, проживающие на покое; Лао-жень, старцы, опора сирот, нань-ци лао-жень цзы-сюнь, или сунь-цзы – старец южного полюса, сыны и внуки. 16) Цзюнь-ши, 138 военная площадь, рынок, звезды сего астеризма расположены в виде цепи или четок окаймляющих среди их лежащие малые звездочки. 17) Е-цзи, дикий петух – непременная принадлежность китайского войска, не начинавшего в древности сражения без крика сей птицы. Хоай-нань-цзы говорит: «когда петух запоет ночью, все воины приходят в движение, а военные кони чувствуют опасность и дрожат с замиранием сердца; поэтому петух служил образцом военных коней и сил». Один военачальник, по рассказам в Цинской истории, наловив несколько сот петухов, связал их на длинную веревку, а к бодцам прикрепил дымящиеся фитили; в таком виде он пустил птиц в неприятельский лагерь, произвел смятение и победил. В древности, петух подавался как угощение только храбрейшим воинам. Известна «петушиная земля» в одной области V и VI в., в Китае специально занимавшаяся кормлением и выводом петухом и кур; услугами петухов, роющихся в мусоре, нередко пользуются китайцы при открытии дорогих вещиц и камней; астрологи с его эмблемами соединяют образ храбрости и бдительности полководцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010