Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

27/9 Апостола первомученика и архидиакона Стефана (34). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (ок. 840). Обретение мощей преподобного Ферапонта Можайского, Лужецкого чудотворца (1514). Иконы Божией Матери, именуемой «Милостивая». Тропарь апостолу, первомученику и архидиакону Стефану, глас 4 Подвигом добрым подвизался еси,/первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане,/и мучителей обличил еси нечестие./Камением бо побиен от рук беззаконных,/венец от яже свыше Десницы приял еси,/и к Богу взывал еси, вопия:/Господи, не постави им греха сего. Ин тропарь, глас 3 Апостолом совсельник/и страстотерпцем первострадалец,/Христов служитель, прехвальне Стефане,/первее бо совершив мучения течение,/безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./Темже яко апостола и страдальца верховнаго/чтуще тя, молим:/моли Христа Бога/даровати нам велию милость. Ин тропарь, глас 4 Царским венцем/венчася твой верх от страданий,/яже претерпел еси по Христе Бозе,/мучеников первострадальче Стефане:/ты бо иудейское обличивый неистовство,/видел еси твоего Спаса одесную Отца,/Того убо моли о душах наших. Кондак, глас 3 Владыка вчера нам плотию прихождаше,/и раб днесь от плоти исхождаше;/вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается./Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан. Ин кондак, глас 6 Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем,/всехвальне Стефане,/первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех,/страдальцев начало,/венечниче мучеников, первострадальне. Величание Величаем тя,/первомучениче архидиаконе Стефане,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Феодору Начертанному, исповеднику, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/монашествующих Богодохновенное удобрение,/Феодоре премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная;/моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь преподобному Ферапонту Можайскому, Белоезерскому, Лужецкому чудотворцу, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († зима 1538/39 (?), Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Ок. 1511 г. К. стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В его настоятельство в мон-ре велось каменное строительство, обитель пользовалась покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . При копании рвов для фундамента Преображенского собора были обретены мощи прп. Евфимия Суздальского, о чем К. известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова (Безбородого)). Это произошло, вероятно, 4 июля 1514 г. О начале возведения каменного Преображенского собора в 1514 г. косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III, на год освобождающая ряд владений мон-ря от выплаты податей в великокняжескую казну (АССЕМ. С. 25-26. 8). Большой объем привилегий, предоставленных на краткий срок, говорит о том, что мон-рь нуждался в средствах для проведения работ. Аналогичная грамота была выдана К. вел. князем 22 июля 1523 г., накануне начала возведения в Евфимиевом мон-ре каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Окончание строительства Преображенского собора следует отнести к 1517-1518 гг.; после освящения в храме была сооружена рака для мощей прп. Евфимия, К. позаботился и о написании в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. краткой редакции Жития прп. Евфимия. Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) 27 янв. 1512 г. митр. Варлаам выдал льготную жалованную грамоту о невзимании митрополичьей дани с приписного к Евфимиеву суздальскому монастырю храма во имя свт. Василия Кесарийского в Гороховецком у. (РИБ. Пг., 1915. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Стб. 139-140. 83; АССЕМ. С. 24-25. 7). Братия мон-ря во главе с К. спорила с соседями, отстаивая границы монастырских владений, получала при этом поддержку вел. князя; во владениях мон-ря происходило межевание угодий (АССЕМ. С. 27. 10; С. 28-31. 12, 13; С. 47-48. 18; С. 51-52. 23). По просьбе К. вел. кн. Василий III вступился за мон-рь в связи с притязаниями со стороны приказчика кн. Б. И. Горбатого (РИБ. Т. 32. С. 26. 9). Все эти документы говорят как о расположении вел. князя к архимандриту и мон-рю, так и о том, что К. принадлежал к тем кругам духовенства, к-рые были сторонниками сохранения у мон-рей земельной собственности (см. Иосифляне ).

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Согласно штатам 1764 г., во второклассном Е. м. полагалось 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха на должности пономарей, 3 монаха. При монастыре из бельцов были оставлены подьячий и 16 служителей, за штатом оказались 23 монашествующих и 75 служителей, к-рые впосл. распределялись по др. обителям Суздальской епархии. К кон. XVIII в. в Е. м. штатных монахов уже недоставало, в 1774 г. их числилось 13, в 1793 г.- 15 монахов, послушники и пономарь. С июля 1865 г. штат первоклассного епархиального Е. м. должен был состоять из 33 насельников: архимандрита, наместника, казначея, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 13 монахов, 5 больничных. В 1881 г. в Е. м. проживал 21 монашествующий, указной послушник, 13 чел. пребывали на испытании (в составе братии было также 2 поднадзорных монаха), в 1905 г.- 17 чел. братии (настоятель, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, просвирник, ключник, чашник), из служителей - привратник, кучер, сторож и др.; в арестантском отделении содержалось 4 чел., среди братии - 16 поднадзорных; в 1917 г. из 32 чел. братии монашествующих было 16. Храмы и другие постройки Согласно краткой редакции Жития прп. Евфимия, еще при его жизни был поставлен каменный собор Преображения Господня, однако эти сведения представляются малодостоверными. Первый каменный Преображенский собор в Е. м. возводился в 1-й четв. XVI в. Даты этапов его строительства, приведенные в Житии, противоречат др. реалиям из того же источника, а также актам мон-ря. Предварительные земляные работы датируются в пространной редакции Жития 4 июля 1507 (Там же. 696. Л. 39 об.) или 1508 г. (Там же. 337. Л. 532), завершение строительства - 1511 г. В таком случае строительством в Е. м. руководил бы архим. Константин (1490-1509), однако в Житии настоятелем, занимавшимся возведением нового храма, назван архим. Кирилл (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Т. о., строительство Преображенского храма было начато скорее всего в 1514 г.; к тому же времени относится и обретение мощей основателя Е. м. при копании рвов, о чем архим. Кирилл известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова; 1509-1515). Окончание возведения Преображенского собора следует отнести, вероятно, к 1517-1518 гг. О том, что до 1517 г. в Е. м. шло значительное строительство, косвенно свидетельствует жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Кириллу от 14 мая 1514 г., освобождающая владения мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Вторично временные льготы предоставлялись игум. Кириллу грамотой вел. князя от 22 июля 1523 г., когда в обители предполагалось начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49).

http://pravenc.ru/text/187637.html

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Святаго священномученика Григория епископа, просветителя Великия Армении († ок. 335) Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце, Вологодскаго († 1442) Октябрь Минея за октябрь (оцифрованный текст) 1 октября Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Святаго апостола Анании, единаго от 70-ти (I), и преподобнаго Романа Сладкопевца († ок. 556) Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго († 1461) Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящаго Иконы Божия Матере «Псково-Покровския» (1581) 2 октября Святаго священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины († 304) Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго († ок. 936) Преподобнаго Кассиана Углечскаго († 1504) Святыя благоверныя княгини Анны Кашинския († 1338) Святых мученик Казанских: Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (XVI) 4 октября Святителей Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595) Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго (I) Святаго священномученика Петра Капетолийскаго († кон. III — нач. IV) Святаго благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго († 1052) Преподобнаго Аммона странника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Пиора Затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Святаго праведнаго Стефана Щиляновича, Сербскаго († 1515) 5 октября Собор святителей Московских: Петра († 1326), Алексия († 1378), Ионы († 1461), Филиппа († 1569) и Ермогена († 1612) Святыя мученицы Харитины († 304) Преподобных Дамиана пресвитера, Целебника († 1071), Иеремии († ок. 1070) и Матфея († ок. 1085) прозорливых, в Ближних пещерах почивающих 7 октября Святых мученик Сергия и Вакха († ок. 290–303) Преподобнаго Сергия Обнорскаго, Нуромскаго, Вологодскаго († 1412) Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514) (службу зри 12 января) 8 октября Преподобныя Пелагии Антиохийския († 457) Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго († 1612)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Но обитель, близкая к столице, тяготила пустынника. Он припоминал себе слова наставника своего преподобного Кирилла: «Добро иноку хранить молчание и нестяжание и избегать всего, что может возмущать чувства». С другой стороны, желал он докончить устроение внутреннего порядка в любезной ему Ферапонтовой обители. И в 1455 году Мартиниан простился с братией лавры. В Ферапонтовом монастыре приняли Мартиниана с великой радостью, как ангела Божия; игумен Филофей рад был уступить старцу свое настоятельство, и братия упросили его принять опять управление обителью. Он устроил здесь чин монашеской жизни, заняв иное из устава Кирилловой обители, а другое из чина Сергиевой. К старцу высокой духовной опытности спешили приходить за советами, и он с любовью преподавал их. Ученик Кирилла и собеседник Ферапонта много назидательного из жизни их сообщал слушателям своим. Так слушал его жизнеописатель святых Пахомий Серб, который отзывается о нем с похвалами, как о муже высокой духовной жизни. Преподобный Мартиниан достиг старости глубокой, но не оставлял ни келейного правила, ни служения в храме. Причастившись святых таин, он скончался на восемьдесят шестом году жизни, 12 января 1483 года. Мощи преподобного Мартиниана почивают в церкви во имя его, пристроенной к собору, у северной стены. Рака окована серебром, и по краям ее вычеканено время ее устройства: «Лета 7151 (1643) 17 марта (это день ангела царскаго, Алексия человека Божия), при державе царя и великаго князя Алексия Михайловича всея Руси, при святейшем патриархе Иоасафе». В четырех кругах на раке изображено время преставления преподобного, время прославления мощей его и два исцеления, бывшие при его гробе: инока Памвы, одержимого тяжким недугом, и женщины села Суслова, по имени Акилина, беснуемой. Над гробницей преподобного стоит икона с изображением подлинного вида его, его ореховый посох и древние складни – образ Страстной Богоматери в богатом окладе, по местному преданию, принадлежавшие архиепископу Ростовскому Иоасафу, ученику и постриженнику преподобного Мартиниана, погребенному здесь, подле блаженного наставника. Святитель Иоасаф, в миру князь Исаак Михайлович Оболенский, в ранней молодости отрекшийся от почестей знатного рода, недолго архипастырствовал и провел остальную жизнь в подвигах на месте своих иноческих обетов. Он преставился в 1514 году. Когда хотели погребсти Иоасафа, совершилось чудное явление. Игумен и братия со страхом начали разгребать землю, насыпанную над гробом угодника Божия, и с изумлением обрели тело его, совершенно нетленным, так что не повредилась и самая одежда, хотя весь гроб его наполнен был водой, как это случилось и при обретении мощей великого чудотворца Сергия Радонежского. Эта вода послужила к исцелению многих болящих, и с тех пор начали истекать чудеса от раки преподобного, для врачевания верующих от различных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобная фронтальная постановка фигур встречается также на серебряных ковчегах-мощевиках конца XVI - первой трети XVII века из Благовещенского собора Московского Кремля и шитых надгробных покровах Сергия Радонежского (20-е годы XV века), Кирилла Белозерского (1514), Пафнутия Боровского (начало XVI века), хранящихся в Государственном Русском музее. Аналогичные покровы с изображениями преподобных Димитрия Прилуцкого, Григория Пельшемского и Корнилия Комельского представлены и в коллекции Вологодского музея-заповедника. Для них характерна постановка фигур с упором на правую ногу, левая при этом слегка отставлена. Сходны изысканное расположение складок мантии и удлиненные силуэты с покатыми плечами и небольшими головами. Типичен рисунок изящных кистей рук с тонкими пальцами, сложенными в жесте благословения. Для ликов на шитых покровах характерен тот же неуловимый, направленный вниз взгляд, который достигается тем, что зрачки возведены к верхним векам. Это сходство надгробных покровов с иконой Сергия Нуромского дает основание предположить, что данный образ предназначался для определенного места - на усыпальницу преподобного. Этому не противоречат сведения о том, что после обретения мощей на раку святого была возложена икона с его изображением. Более того, в трудах Московского Археологического общества за 1873 год (Т. III. Вып. 3. Материалы для археологического словаря. С. 21) упоминается вологодский иконописец Борис, написавший для Нуромского монастыря в 1682 году образ Происхождения Древ Животворящего Креста и в 1688 году образ преподобного Сергия Нуромского при игумене Гаврииле. Сведения о работе вологодских иконописцев Бориса и Иоанна для Спасо-Нуромского монастыря в 1682 и 1688 годах сообщает и В. Г. Брюсова без ссылок на источники. Приглушенные тона живописи также отражают назначение иконы как покрова на гробницу. Традиция помещать изображение умершего рядом с его гробницей или на нее существовала на Руси гораздо ранее XVII века. Первоначально в русском искусстве надгробные изображения создавались в рамках иконописных жанров и выполняли несколько различных функций.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Основное место в Житии занимает описание 10 посмертных чудес Г., совершившихся по молитвам к святому (автор Жития свидетельствует: «Многажды бо и меня, убогаго, от напастей и недугов освободил блаженный»). 1-е чудо - о предсказании святым скорой смерти великокняжеского наместника в Важской земле кн. М. В. Хворостины (родоначальника Хворостининых; Житие сообщает дату смерти наместника - 22 марта 7022 (1514), правда, относит это событие к времени правления вел. кн. Иоанна III Васильевича). 9-е чудо датировано 7148 (1640) г. Создание Жития можно отнести к времени, близкому к этой дате, поскольку автор пишет, что узнал о 8-м чуде непосредственно от исцеленного. По сведениям свящ. Михаила Усердова, рукопись Жития Г. содержала также службу ему, включавшую стихиры на «Господи, воззвах», а также канон блаженному с тропарем, кондаком и молитвой. По-видимому, в связи с переносом Никольского храма на новое место по повелению кн. М. В. Хворостины совершилось обретение нетленных мощей Г. (в нач. XVI в., ранее 1514), затем они были вновь погребены. По повелению великокняжеского наместника над могилой святого воздвигли часовню с каменной гробницей, на гробнице находился «образ чудотворцев, писан на плащанице». В 1716 г. прихожане Никольской ц. подали челобитную Варнаве (Волатковскому), архиеп. Холмогорскому и Важскому, с просьбой о переносе часовни и могилы Г. на др. место в связи с угрозой размытия могилы. Архиеп. Варнава отдал распоряжение игум. Богословского мон-ря Евфимию и протопопу шенкурского собора Иову часовню перенести и освятить, «а Георгия откапати, благоговейно осмотреть, потом панихиду начать и за прослутие святости его со псалмопением... перенесть, и покончив панихиду, в часовни перенесенной по прежнему земли предати, а молебствования церковнаго никакова ему не петь... А образ, который был на гробнице онаго Георгия, прислать к нам, преосвященному архиепископу на Холмогоры, нынешним зимним путем, буде возможно» (Усердов. Житие. С. 17-19; издатель Жития отмечает, что повеление о переносе иконы в Холмогоры, по-видимому, не было выполнено). К 80-м гг. XIX в. часовня над могилой Г. не существовала, место погребения святого было утеряно.

http://pravicon.com/info-2053

Новгородские списки жития (напр., НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять противоречия, не приводя дат и не указывая имен архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и митрополита, при к-ром «преподобный отец наш Антоний взят бысть в Великий Новъград». Вместо царя Василия Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество лет, прошедших со дня преставления святого до перенесения его мощей. Текст жития А. Л. частично заимствован: в чуде святого «о предвидении поражения под Оршавою» использовано аналогичное чудо о предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о к-ром говорится в «Надгробном слове преподобному Иосифу Волоколамскому», написанном Досифеем (Топорковым) . «Повесть монаха Нифонта» о встрече с А. Л. является переделкой патериковой Повести о Марке Фраческом. В самой ранней известной грамоте, выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в копии 1675), сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» жалуются пустоши Рублёво и Леохново (НГОМЗ ОПИ. 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. Леохновский мон-рь не упомянут, его основание преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В «Описании о российских святых» А. Л. упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы, цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г. Большинство исследователей считают, что кончину святого можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе существуют разные мнения. Время местной канонизации А. Л. неизвестно, вероятно, это произошло не позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через неск. лет после оккупации Новгорода шведами А. Л. трижды являлся во сне иноку Леохновской обители Григорию с повелением пойти к митр. Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия (1618-1632) состоялся перенос мощей А. Л. из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы святому (под 12 июля - память перенесения мощей) датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).

http://pravenc.ru/text/116078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010