Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимскаго (†633–634) Преподобнаго Севастиана Сохотскаго († ок. 1500) Святаго праведнаго Симеона Верхотурскаго (прославление, 1694) Неделя святых отец Приложение: Священномученика Фаддея, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго (†1937) 20 декабря Святаго священномученика Игнатия Богоносца (†107) Святителя Даниила, архиепископа Сербскаго (†1338) Преподобнаго Игнатия, архимандрита Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (†1435) Приложение: Святаго праведнаго пресвитера Иоанна Кронштадтскаго (†1908) 21 декабря Святителя Петра, митрополита Московскаго и всея России чудотворца (†1326) Святыя мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (†304) Святыя благоверныя княгини Иулиании Вяземския (†1406) Святаго блаженнаго Прокопия Вятскаго, Христа ради юродиваго (†1627) 23 декабря Святых десяти мученик, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (†ок. 249–251) Святителя Феоктиста, архиепископа Великаго Новаграда (†1310) Преподобнаго Наума Охридскаго (IX) 26 декабря Собор Пресвятыя Богородицы Святаго священномученика Евфимия, епископа Сардийскаго († ок. 840) Иконы Божия Матере именуемыя «Трех радостей» Неделя по Рождестве Христовом: Святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти 27 декабря Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана (†34) и святаго преподобномученика исповедника Феодора Начертаннаго († ок. 840) Преподобнаго Ферапонта Можайскаго (обретение мощей, 1514) 28 декабря Святых мученик 20 000, в Никомидии сожженных: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Агафий, Домны, Феофилы, Евфимия, Секунда, Никострата и иных (†302) 29 декабря Святых мученик 14 000 младенец, Христа ради избиенных от Ирода в Вифлеме Иудейстем (†2) Преподобнаго Маркелла, игумена обители «Неусыпающих» (†485) Преподобных Марка гробокопателя и Феофила плачливаго, в Ближних пещерах почивающих (XI–XII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

4 . Елисей Лавришевский, знатный Литовец по происхождению, основавший около 1225-го года упраздненный Лавришевский монастырь, который находился в Новогрудском уезде Минской губернии, скончавшийся около 1250-го года от руки убийцы. Празднование ему было установлено митр. Иосифом Солтаном на соборе 1514-го года 459 . 5 .      Афанасий Берестейский или Брестский, по фамилии Фелиппович, игумен упраздненного Брестского Симеоновского монастыря, который находился в городе Бресте-Литовском Гродненской губернии, потерпевший мученическую смерть от католиков 5-го Сентября 1648-го года. Когда установлено празднование Афанасию, сказать не можем, но как будто не особенно в давнее время 460 . 6 . Афанасий Пателар или Пателларий, патриарх Константинопольский, скончавшийся на возвратном пути из Москвы домой в Лубенском Мгарском, Полтавской губернии, монастыре (находящемся не в самом городе Лубнах, а в 5-ти перстах от него, на реке Суле, при селе Мгари) 5-го Апреля 1654-го года. Установлено было празднование ему вслед за открытием его мощей, которое имело место в 1662-м году, митрополитом Польской Украины Иосифом Нелюбовичем Тукальским, занимавшим кафедру с 1664-го года по 1676-й год 461 . Патр. Афанасий весьма известен тем, что мощи его, представляя единственный у нас и необычайный пример, «почивают не во гробе, но в креслах» (Ист. Uep. V, 25 ), т. е. что мощи его не положены (ни лежат; в гробе или в раке, но посажены (сидят) в креслах, почему и рака, в которой помещаются сидящие в креслах мощи, имеет вид не гроба, а киота (шкафа или футляра) и почему пародом усвояется ему самому название «Афанасия сидящего» 462 . Мощи Афанасия почивают не в гробе, а в креслах потому, что в таком именно виде он был погребен, т. е. что в каком виде он был погребен и в каком виде были обретены его мощи, в таком виде и оставлены были и остаются последние до сих пор. Что же касается до погребения Афанасия не лежащим во гробе, а сидящим в креслах, то, как объяснил еще автор Истории иерархии, он был так погребен «по обыкновению восточных церквей» (Ист. Uep. V, 25 ). В 1672 году игумен Мгарского монастыря передавал посланцу царя Алексея Михайловича о погребении Афанасия: «(после того, как патриарх преставился) сослужебники его патриарши, по своему извычаю, как архиереов довлеет погребать, тело святейшего патриарха нарядили в священные ризы, и посох в руку его вложили, и посадили в кресла, и с креслами сидячею вложили в каменную гробницу и погребли его в церкви Преображения Господня пред царскими враты» 463 (подразумевается-под полом церкви): как, по сообщению игумена, погребен был Афанасий, так на Востоке вообще погребаются архиереи 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Феодор Ростовский, †22 октября 1409. Преподобный Павел Ростовский, †после 1409, память 22 октября Преподобный Ферапонт Можайский, Белоезерский, †27 мая 1426, обретение мощей 27 декабря 1514. Преподобный Кирилл Белоезерский, †9 июня 1427. Святые иноки Троице-Сергиевой обители Святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.), †23 марта 1481. Преподобный Мартиниан Белоезерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.), †12 января 1483. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.), †16 марта 1516. Преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.), †24 августа 1556. Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.), †27 июля 1556. Преподобный Максим Грек , †1556, память 21 января. Священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.), †5 июля 1610, память 12 января. Преподобный Иринарх пономарь, †1621, память 28 ноября, 12 января. Преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.), †12 мая 1633. Преподобный Дорофей книгохранитель, †1622, память 5 июня. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1745 по 1748 гг.), †10 декабря 1754, прославление 4 сентября 1911. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры с 1868 по 1879 гг.), †31 марта 1879; прославление 23 сентября 1977. Святые последующих поколений, которые продолжали иноческое делание по заветам Игумена земли Русской, образовали Белозерскую, Ферапонтовскую, Соловецкую, Комельскую, Обнорскую, Московскую, Боровскую, Волоколамскую, Нижегородскую, Прилуцкую и Ростовскую ветви генеалогического древа Радонежских святых. Приведенный перечень имен не исчерпывает всех подвижников, связанных с духовной школой Преподобного Сергия Радонежского. Собирание сведений о них должно продолжить благословенное начинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пролог. Празднество Пресвятой Богородице чудотворной ради иконы Ее Владимирской. " Поновлен бысть письмом образ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честного ея сретения Владимирския в лето 1514, и того ради уставися праздник сей». След Псалт. Сретение сей иконы 28 авг. Празднество ради избавления от ляхов 23 июня. Служба та же, что 23 июня и 26 авг. 22 Св. муч. Василиска, племянника св. Феодора Тирона. Усекнут в Команах от игемона Агриппы, в царствование Максимина, около 308 г. В Чет. Минее Страдание, писанное св. муч. Евсигнием (5 авг.). (Act SS 3 martii. I. 237. Morcelli Kalend. CPlit. II. р.116). Мес. В. Март. Р. Вторично – 3 марта. В службе канон Иосифа. Воспоминание святого Вселенского собора Второго, бывшего в Цареграде, в царство Феодосия Великого, на Македония, злочестивого духоборца. В 381 году. Отцов было 150. На нем дополнен Символ Никейский, особенно, в члене о Св. Духе. 23 Преп. Михаила исповедника, еп. Синадского. Член 7 Вселенского собора. Св. Никифор, Константинопольский патриарх, посылал его в Рим с извещением о своем восшествии на патриарший престол, а импер. Никифор к калифу Аарун-Адрашиду, для переговоров о мире. Скончался около 820 г. Чет. Минея. (Act. SS. 23 maii. Or. Chr. I. col. 813). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Св. муч. Михаила черноризца. Едесянин, ученик и сродник св. Феодора, еп. Едесского (9 июля), монах из обители св. Саввы. Сеида, жена Адрамелеха, царя Персидского, склоняла его к студодеянию, муж ее – к магометанству. По повелению последнего – усекнут (в 9 веке). Чет. Минея. Сн. Житие св. Феодора, еп. Едесского. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. Из иноков Киево-Печерских, по одним – первый, по другим – третий святитель Ростовский; скончался мученически в 993 г. Мощи его обретены при Андрее Боголюбском в 1164 г. Пролог. (Филарета Ист. Р. Ц. стр. 31). В службе канон Иоанна епископа. Преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, игумении обители св. Спаса. Дочь князя Георгия, правнука равноапостольного князя Владимира, до св. крещения – Предислава, подвизалась в, устроенной ею близ Полоцка, обители, скончалась в Иерусалиме (при Бодуине) в Феодосиевом монастыре, называвшемся русским, в 1173 году. Мощи ее почивают в Киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Иоанно-Предтеченской церкви находилась плащаница на кумаче с изображением св. прав. Христа ради юродивого Георгия, Шенкурского Чудотворца, мощи которого находились в церквях Велико-Николаевского прихода. Здесь хранился и пятичный образ святого и рукописная служба ему с кратким житием. Мощи святого были обретены нетленными в начале 16-го века при стольнике князе Михаиле Васильевиче Хворостине (ум. 22.3.1514), устроившем часовню и каменную гробницу над телом св. Георгия и написавшем упомянутую плащаницу, которая лежала долгое время на гробнице угодника, а затем перенесена была в Георгиевскую церковь. 13 апреля 1716 г. архиепископ Варнава дал грамоту на розыски мощей игумену Иоанно-Богословского монастыря Евфимию и протопопу Шенкурского Благовещенского собора Иову. Церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, устроенном при помощи св. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего 400 руб., и при особенном старании диакона Петра Корелина. Приписная церковь: в бывшей Квалгозерской пустыни, в 10-ти верстах от приходских храмов, деревянная, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пустынь на Квал горах при озере Юмзе учреждена по грамоте митрополита Никона, потомками Своеземцевых (из рода преп. Варлаама Важеского) или Едемских, давшими землю для пустыни. В 1652 г. старец Феодор построил церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь сгорела через 34 года. Вместо нее жители Едемских деревень построили новую, освященную 14 февраля 1688 г. В этой пустыни братии почти не было, жили в ней один или два монаха, например, в 1675 г. - старец Пахомий, в 1728-1732 г.г. - Никифор. За неимением настоятеля и братии, ею заведовали с 1728 по 1732 г.г. священник Шенкурского Троицкого женского монастыря Феодот Едемский, с 1733 г. - настоятели Иоанно-Богословского монастыря, в 1764-1779 г.г. - строитель Макарьевской пустыни. В 1780-1789 г.г. пустынь с церковью были приписаны к Райбальскому приходу, в 1790-1880 г.г. - к Шенкурскому собору, с 1881 г. - к Велико-Николаевскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=12485

Е. скончался и был погребен в основанном им мон-ре. По-видимому, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам сер. XVII в., мощи святого почивали открыто. Известно о неск. посмертных чудотворениях Е. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к мощам святого исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому мон-рю, нападавшим показалось, что в обители скрывается рус.-литов. войско (в мон-ре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Е. за свою обитель. В янв. 1514 г. по инициативе Киевского митр. Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Е., очевидно почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Е. Память о святом сохранялась в Лавришевском мон-ре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (очевидно, Северной войны 1700-1721, во время к-рой в 1706 шведы разграбили Пинск) Лавришевский мон-рь был уничтожен, братия успела скрыть св. мощи Е. в земле. Обитель возродилась в 1775-1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращен в приходский. По сведениям сер.- 2-й пол. XIX в., мощи Е. почивали под спудом ( Николай, архим. 1864. С. 131). Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского еп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) , к-рый 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя прор. Елисея. В 1915 г. в результате наступления нем. войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) (Польская Православная Церковь) и Новогрудский и Лидский еп. Константин (Горянов) близ совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящен во имя Е., в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский муж. мон-рь. Памятники Е. установлены в дер. Лавришево (1996) и в Новогрудке (2007). 9 авг. 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Е., ежегодно в этот день из храма в Лавришевский мон-рь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Е. в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

http://pravenc.ru/text/189857.html

617 Ркп. житие преп. Иосифа, соч. неизвестного: «в сих совопрошениях Троицкий Сергиева мон. игумен Серапион да Иосиф разумнее в добре расчиняху лучшая к лучшим, смотря обоюду пользующая». 621 Разрешительная грамота Иосифу от 8 июля 1509 г. в ист. акт. 1, 529. О соборе собр. л. VI, 249, 250. Львов. л. 3, 306–309. В последней – ошибка о времени собора. 623 Дословно житие Иосифа: «и паки мало прейде, архиепископ Серапион со игуменом Иосифом межи себя общее прощение получиша». Неизвестный в житии Иосифа: «Иосиф извествовася к Серапиону и познавшеся на истине смирение умножиста себе преподобника и любовь множае первые утяердиста». – Из послания к в. к. Василию видно, что князь спрашивал, как он думает поступить для примирения с Серапионом и преподобный, поняв из письма неудовольствие Василия на этот мир, предоставив дело воле князя. (Волоколам. ркп. 122). По письму Иосифа к Челядину несомненно, что примирение Иосифа с Серапионом последовало уже при м. Варлааме. Летопись под 1516 г. Говорит: «смирися в. князь с Серапионом» (Собр. л. 3, 184). Но примирение или точнее спрашивание прощения – не то, что дозволение Серапиону перейти в лавру. О последнем в продолжении Нестора и в русск. времен. 2, 238 сказано, что в мае 1511 г. «в. Князь отпустил бывшего архиепископа Серапиона в Сергиев монастырь». 624 Собр. л. 4, 136, 282; 3, 145, 184. «Кто за него (Серапиона) ни постоял, Василий Андреевич Чедядин, владыка ростовский Вассиан (умер 28 авг. 1515 г.), владыка суздальский Симеон, бывший андроньевский настоятель, († 15 сент. 1515 г.), того лета все умерли; а Иван Андреевич Челядин в Литве главу свою положил (взятый в плен авгус. 1 1514 г.); а рязанский Тарасий владычество оставил его же ради, да того же лета и пермский Протасий умре». 626 Пролог мар. 16. В музее Румянцева 371, «апреля в 7 д. обретение мощей иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа новгородского». Здесь служба с каноном и потом житие Серапиона. В святцах устава XVI в. (Толстого 1 100) мар. 16 «преставление св. Серапиона архиеп. новгород».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

От существующей иконографии И. в значительной степени отходит и подробная рекомендация, включенная в пособие для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 48-49), к-рый, неверно посчитав, что «о подобии» И. «не сказано в подлинниках», описывает святого как «святолепного старца русского типа, с умильным лицом и слезливыми глазами», «с бородой умеренной величины; в фелони и омофоре, на голове схима». Для хартии И. предлагается неск. вариантов текста: поучения святителя и его молитва Богородице за город и обитель. В искусстве Нового времени И. иногда представлен с дополнительными атрибутами - посохом или крестом. Памятники иконописи тоже свидетельствуют о том, что иконография И. была разработана по образцу уже сложившейся иконографии свт. Леонтия. Это подтверждается сходством характерных черт и атрибутов этих святых - короткой раздвоенной русой бороды, белого клобука с украшенными ряснами и фелони-полиставрия, в к-рой часто изображается свт. Леонтий (ср.: Иконы Ростова Великого. М., 2006. Кат. 6, 10, 28, 51, 55; ср. также его шитые покровы 1514 г. и сер. XVI в.), что следует связать с получением его преемниками титула архиепископа. Показательно, что в тропаре И. сравнивается именно со свт. Леонтием (свт. Феодор, традиционно занимающий 2-е после И. место в сонме Суздальских святителей, в подлинниках обычно уподобляется свт. Василию Великому - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58). Возможно, что И., по одной из версий, был «первопрестольником» образованной на рубеже XIII и XIV вв. Суздальской епархии (см.: Клосс. 2001. С. 365-366); суздальский историк XVIII в. ключарь Рождественского собора А. Фёдоров предполагал, что первенство И. связано с более ранним обретением его мощей или с относительным обилием сведений о его жизни ( Фёдоров. 1855. С. 134). Обращение к иконографии Ростовских чудотворцев, очевидно, объяснялось отсутствием достаточных сведений о жизни и внешности Суздальских епископов и давними контактами Суздаля с соседним Ростовом - центром древней Ростово-Суздальской епархии, из которой выделилась Владимиро-Суздальская епископия (ср.

http://pravenc.ru/text/468953.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010