Перебравшиеся из Москвы в западнорус. земли Иван Фёдоров и Петр Мстиславец при поддержке гетмана Г. А. Ходкевича издали в его типографии в Заблудове, близ Белостока, «Евангелие учительное» (1569), там же Фёдоров напечатал «Псалтирь с Часословцем» (1570). Петр Мстиславец с братьями Л. и К. Мамоничами возродил кириллическое книгоиздание в Вильно, где издал в основанной им типографии «Псалтирь» (1576), «Евангелие напрестольное» (1575), «Часослов» (1574-1576). На территории Б. получили широкое распространение книги, издававшиеся на Украине (в частности, Острожская Библия ). В XVI в. развернулась большая духовно-просветительская и храмоздательская работа таких известных поборников Православия, как Иосиф и Иван Солтаны, А. и Г. Ходкевичи, князья Острожские, Олельковичи и др., в своих имениях создававших типографии, строивших храмы и мон-ри. При Сигизмунде I на территории ВКЛ существовало свыше 80 правосл. мон-рей и храмов, при Сигизмунде II - более 95. В Вильно Сигизмунд I разрешил гетману ВКЛ К. И. Острожскому перестроить Пречистенский собор, в к-ром в 1513 г. была погребена кор. Елена Иоанновна, а также Свято-Троицкую и Свято-Николаевскую ц. (1514). При Сигизмунде I были основаны правосл. мон-ри: в 1510 г. Сурдегский, ок. 1513 г. Браславский жен. мон-рь, ок. 1520 г. и позднее полоцкий Пятницкий, Тороканский (совр. Гродненская обл.), пинский Варваринский жен. мон-рь и др. В 1517 г. между игуменами Троицкого слуцкого и киевского Николо-Пустынского мон-рей был заключен договор о взаимном поминании братии (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 21, 799. Л. 23-26). В XVI в. построены церкви: Михайловская в Сынковичах, Рождества Богородицы в Мурованке (совр. Гродненская обл.) и Благовещенский собор Супрасльского мон-ря. В архитектурном оформлении правосл. храмов в XVI в. соединились традиции совр. греч. архитектуры с чертами романского и готического стилей, главной особенностью каменных белорус. храмов того времени является обретение ими черт оборонных сооружений. Церковь в честь Рождества Божией Матери в Мурованке (Маломожейкове).

http://pravenc.ru/text/77856.html

Нарди ( Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение ( Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду. Жировицкая икона Божией Матери. Кон. ХХ в. Иконописец свящ. Андрей Льянов Жировицкая икона Божией Матери. Кон. ХХ в. Иконописец свящ. Андрей Льянов Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Преподобный Мартиниан Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому (память 9 июня), о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг. Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров, расположенный на озере Воже. Постепенно вокруг него собралось несколько иноков. Преподобный Мартиниан построил для них храм Преображения Господня и ввел общежительный устав. Уступая настойчивым просьбам братии Ферапонтова монастыря, он согласился стать игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние. Преподобный Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского. В 1455 году преподобный Мартиниан снова вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет. Мощи его были обретены в 1514 году, память обретения совершается 7 октября. Иконописный подлинник Россия. XVIII. Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Россия. XVIII в. Из Ризоположенской Бородавской церкви. Музей фресок Дионисия. Ферапонтово. Вологодская обл. Вологда. XVIII. Преп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Вологда. XVIII в. 25 х 20. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ). г. Кириллов. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Ферапонтово. Ок. 1998. Прпп. Ферапонт и Мартиниан. Икона. Ферапонтово. Около 1998 года. Надвратный храм Богоявления и прп. Ферапонта б. Ферапонтова монастыря. Кирилловский район. Вологодская епархия. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909625.htm...

Почитание его началось вскоре после преставления. В 1502 году вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом - заступников и молитвенников за обитель . В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленны­ми чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и сви­детельство святости угодника Божия. Житие святого существует в виде нескольких рукописных списков и кратких популярных их редакций. Наиболее полным считается список, хранившийся в Санкт-Петербургской духовной академии . Эта рукопись, как считал историк В. О. Ключевский , была составлена иноком Ферапонтова монастыря Матфеем в середине XVI века во время Макарьевских соборов по канонизации русских святых. По житию преподобного Кирилла можно уточнить некоторые данные о нем, не включенные в житие Ферапонта. Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 году наполеоновские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением Ферапонта, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием. Имя святого Ферапонта закрепилось не только в названии основанных им монастырей, но также в бывшая подмонастырской слободе, которая стала селом Ферапонтовым , и в части Бородаевского озера, которая прилегает к монастырю и называется Ферапонтовским, или Монастырским озером. В честь преподобного освящена одна из надвратных церквей Ферапонтова монастыря. Среди икон, изображающих святого Ферапонта, самым древним является сохранившийся храмовый образ из надвратной церкви.

http://drevo-info.ru/articles/12698.html

Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Др. крайняя дата (1363/64) связана с сюжетом пространной редакции Жития об основании настоятелем Е. м. прп. Евфимием и кн. Андреем Константиновичем († 1365) суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Настоятельницей последнего стала племянница матери прп. Евфимия, старица суздальского во имя мч. Александра Перского мон-ря . Согласно Житию прп. Евфимия, еп. Суздальский Иоанн при большом стечении народа благословил и освятил на высоком берегу р. Каменки место будущей обители и поставил крест. Кн. Борис ископал ров в основание монастырского храма. Преподобный обтесал 3 камня и заложил себе гроб у сев. церковных врат, у жертвенника, в знак своего желания неисходно подвизаться в мон-ре. Вскоре была возведена 1-я монастырская ц. в честь Преображения Господня. По окончании строительства храма еп. Иоанн рукоположил инока Евфимия во диакона, затем во иерея и архимандрита. Основатель ввел в монастыре общежительный устав, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Прп. Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом - зной, принимал и кормил странников, т. к. Е. м. стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». Прп. Евфимий был погребен близ Преображенского собора обители зимой 1404/05 г. Имя прп. Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30-40-х гг. XV в. Вероятно, в 1514 г. при копании рвов для возведения нового Преображенского собора был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития прп. Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.; 337. Л. 532)). После окончания строительства собора ок. 1517-1518 гг. мощи прп. Евфимия были положены в раку, поставленную в храме.

http://pravenc.ru/text/187637.html

(полученная пр. Ферапонтом от пр. Сергия на основание Боровской обители, впоследствии обращенной в приходскую церковь ), в Успенском соборе г. Кологрива, Костромской губ., в м. Волна, Минского у. (называемая также «Взятие Богородицы на небо» и представляющая собой изображение стоящей на луне Богоматери с венцом над Нею, который держат Спаситель и Бог Отец), в г. Старой Русе, Новгородской губ., в Успенском соборе г. Новгорода-Северского, Черниговской губ.; см. также 1427, 1428, 1431, 1490, 1498, 1505, 1507, 1512, 1514, 1519, 1532, 1537, 1540, 1544, 1545, 1546, 1547, 1555, 1561 стр. 285 Устьнедумская Одигитрия св. икона находится в Устюжском y., Вологодской губ., в бывшей Устьнедумской Богородицкой, основанной подвижником Леонидом, пустыни, в 1764 г. упразднённой и обращённой в приход. 286 Св. икона Устюженская Смоленская, находящаяся в г. Устюжне, Новгородской губ., по преданию, прославилась избавлением этого города от нашествия шведов и поляков. 287 Фалковичская св. икона была обретена в м. Фалковице, в 13 в. от Витебска, в XYIII в., и с того времени, прославившись многими чудесами, находится там же и поныне. Богоматерь изображена на ней держащею в правой руке скипетр и с сидящем на Ея левой руке Богомладенцем, Который правою рукою благословляет, а левой поддерживает державу; главы Богоматери и Богомладенца увенчаны коронами. В 1831 г. эта св. икона прославилась избавлением окрестного населения от свирепствовавшей среди него холеры. Кроме 15 авг., в честь Фальковичской иконы совершается еще празднество 22 авг. 288 Св. икона Фанеромени , т. е. (по переводу с греч. на рус. яз.): «Явленная», прославившаяся многочисленными исцелениями, находится на полуострове Капу-Даг (на Мраморном море, в Кизической (или Кизикской) епархии, где в 1890 г. в честь этой св. иконы выстроен новый храм. 289 Св. икона Филарет , с изображением на ней Богомагери с Богомладенцем., одетою или как бы окутанной в фелон, находится в приходской церкви с. Башарова, Весьёгонского y., Тверской губ.; наименованием ее «Филафет» или «Филарет» (по переводу с греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

обители, а другое из чина Сергиевой. К старцу высокой духовной опытности спешили приходить за советами и он с любовию преподавал их. Достигнув глубокой старости, преп. Мартиниан ум. 12 января 1483 года. Обитель его упразднена в 1798 году и храмы ее сделались приходскими, но хорошо сохраняются усердием причта и прихожан. МЕсто погребения преп. Мартиниана было снаружи главного храма, но в последствии пристроен и освящен в честь его придел, где почивают мощи его, обретенные в 1514 году, под спудом. Рака, обложенная серебром, устроена в 1643 году. (Мои «Письма с Севера», стр. 55–57 и 94). Житие Белозерских подвижников Мартиниана и Ферапонта составляют одно целое и написаны одною рукою. После собора 1547 года, игумен Ферапонтова монастыря привез в Москву жития обоих святых и отдал митроополиту, который на втором соборе велел прочитать «книгы тыя, жития святых и чудеса» и установил праздновать память Ферапонта и Мартиниана (Ключевский, стр. 272–273). По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Мартиниан подобием сед, брада аки Власиева, ризы преподобническия, инии пишут ризы поповския». (Филимонов, стр. 43). 283. Преподобный Нил начальник Сорския пустыни скитскаго жития на Беле озере, преставися в лето 7016 Из дворянского рода Майковых. Он родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Спустя несколько времени, он пошел, вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, к святым местам восточным и несколько лет провел на Афонской горе и в монастырях Константинопольских. Возвратясь в Белозерский монастырь, преп. Нил уже не остался жить в нем, но срубил себе келью невдалеке от него; потом отошел за 15 верст, где водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней ископал кладязь, а когда собралось к нему для сожития несколько братии, то построил деревянную церковь Покрова Богородицы. Как для себя, так и для учеников своих, преп. Нил поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское (аскетское). При построении храма надлежало сделать на болотистой почве высокую насыпь, тем более, что под церковью назначалась братская усыпальница. Руками богомудрого старца и живших при нем скитников

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В прежнем монастыре (в Белом городе, на Черторье) существовала Соборная церковь о двух престолах: Преображения Господня и Алексия Человека Божия, с приделами Тихвинской Богородицы и Зачачия св. Анны; храм этот первоначально был построен, после переведения обители сюда с Остоженки, зодчим Алевизом Фрязиным, в 1514 году; а по ветхости вновь воздвигнут в 1625 году, по повелению царя Михаила Феодоровича, но вскоре по построении, а именно 1629 апреля 10, в большой московский пожар, весь сгорел, после чего опять возобновлен. В иконостасе церкви св. Алексия находилась цветная икона Грузинской Божией Матери, о которой есть в монастыре письменное известие, что во время бывшего в Москве, при царе Алексие Михайловиче, в 1654, морового поветрия, обретена она была во впадине церковной стены, за шкафом, по сонному видению некоторой инокини этой обители, и по перенесении ее в церковь , было исцеление притекающим с верою; а вскоре после того и чума прекратилась; также, что в 1662 году пред этой иконою последовало чудесное прозрение слепой 12-ти летней княжны Марфы Ивановны Прозоровской, дочери астраханского воеводы, которая после того приняла здесь иночество. Серебряная лампада с надписью, пред иконою св. Алексия, сделана в 1630 году по усердию царя Михаила Феодоровича; в ризнице, между разными вкладами, хранится напрестольный крест серебряный вызолоченный, с мощами, осыпанный жемчугом, тоже с надписью – дар того ж царя 1638 года. В самой церкви были погребены многие знатные особы, как то: из фамилий Загряжских, князей Щербатовых и проч.; также генерал-аншеф князь Алексей Иванович Шаховской, над памятником которого висели два знамени из травчатой камки с рисованными на них гербом и вензелем покойного и надписью; а под церковью сподвижник Петра Великого, генерал-поручик Иван Васильевич Панин, с супругою и дочерью. На монастыре было тоже много погребенных, между ими замечательны: боярин Борис Гаврилович Юшков, дядька царя Иоанна Алексеевич а, с женою и сыном, и посестрия (супруга) патриарха Никона , которая, по словесным преданиям, схоронена была за алтарями соборной церкви, где в новейшее время видна была полуистертая на стене надпись, в которой можно было прочесть только: «Схимонахиня Таисия»... В 1837 году, при рытии фундамента для храма Христа Спасителя, найдено под этим кладбищем, несколькими аршинами глубже в земле, другое древнейшее, где только обнаружился слой костей человеческих и три каменные гроба; все найденные тут надписи, с именами инокинь, относились к XVI или XVII веку и не старее 1582 года; тут же отысканы некоторые предметы, достойные внимания любителей древностей, как то: множество старинных крестиков, образов и серебряных монет, между коими замечательны две татарские, 866 и 862 годов. На глубине 9 аршин от поверхности горы, выкопаны кости допотопного животного мамонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, прп. - житие Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий (память 27 мая по старому стилю) В миру дворянин Феодор Поскочин, родился в 1337 г. в г. Волоколамске. Сорока лет, без предварительного испытания, преподобным Феодором (племянником преподобного Сергия Радонежского, впоследствии архиепископом Ростовским) был пострижен в Московском Симоновом монастыре, где соединился союзом дружбы с преподобным Кириллом Белозерским (память 9/22 июня). Здесь они вместе проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего их обитель. Выполняя монастырское послушание, преподобный Ферапонт побывал в Белозерском краю, очень полюбившемся преподобному. По возвращении святого в монастырь, получив благословение игумена, оба друга отправились на Белоозеро. Некоторое время они жили вместе, а потом по взаимному согласию Ферапонт перешел на новое место подвигов, в 15 верстах от Кириллова, между двух озер: Бородавским и Павским, где стал жить отшельником, терпя многие лишения и не раз подвергаясь нападениям разбойников. С течением времени к нему собрались любители безмолвия, и в 1398 г. преподобный Ферапонт основал монастырь, но от сана игумена по смирению отказался. В 1408 г. по желанию московского князя Андрея Димитриевича, глубоко почитавшего преподобного, святой подвижник основал в местности Лужки, близ Можайска, другой монастырь в честь Рождества Богородицы, в котором был возведен в сан архимандрита. Прожив в обители 18 лет, преподобный Ферапонт с миром почил о Господе 27 мая 1426 г., в возрасте 90 лет. В 1514 г. были обретены нетленные мощи святого, прославившиеся многочисленными чудотворениями. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, прп. " .

http://pravicon.com/info-3572

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1316?, Н. Новгород - 1404/05, суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь), прп. (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Суздальский, основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Источники Основным источником сведений о преподобном является его Житие, сохранившееся в неск. редакциях (краткой, пространной и 2 проложных). Наиболее ранней, по-видимому, является проложная редакция, читающаяся в Стишном прологе из б-ки Восточного папского ин-та в Риме (Слав. 5. Л. 37, кон. 10-х - сер. 20-х гг. XVI в., обнаружена А. А. Туриловым ). Исследователь относит создание текста к периоду между 1479 г. и нач. XVI в., считает его псковским по происхождению. По наблюдению Турилова, автор данной редакции располагал о Е. сведениями в объеме месяцесловной памяти и потому построил Житие на почти дословном заимствовании из проложного Жития прп. Венедикта Нурсийского ( Турилов. 2003. С. 21-25). Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Прп. Евфимий Суздальский. Икона. 20-30-е гг. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в с. Образцове Щелковского р-на Московской обл.) Наиболее ранней редакцией, последовательно излагающей жизнеописание Е., является краткая редакция Жития преподобного, ее старший список - Центр. архив Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. 52. Л. 597 об., 10-е - нач. 20-х гг. XVI в. Введение этого списка в научный оборот Т. В. Черторицкой опровергло мнение В. О. Ключевского о том, что краткая редакция является сокращением пространной, а также предположение В. А. Колобанова о том, что автором обеих непроложных редакций был в 40-х гг. XVI в. инок Спасо-Евфимиева монастыря агиограф Григорий . Скорее всего краткая редакция была составлена в кон. 10-х гг. XVI в. в связи с завершением строительства в Спасо-Евфимиевом монастыре каменного Преображенского храма, в ходе которого были обретены мощи преподобного (собор строился с 1514 до ок. 1517-1518; см. ниже), в ее тексте уже упоминается рака с мощами Е. Краткая редакция сопровождается тропарем и 2 кондаками святому.

http://pravenc.ru/text/187661.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010