На древней иконе древко креста не выступает за верхнюю перекладину, вторая перекладина (рукава креста) очень длинная, нижняя перекладина наклонена влево. На иконе Успенского собора изображение креста иное: с выступающим за верхнюю перекладину древком, нижняя перекладина наклонена вправо. 8. Престол Уготованный с орудиями Страстей Христовых. Начало XV в. Оборот чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в. На московском списке рисунок креста точно такой же, как и на иконе Успенского собора. Но форма престола, более длинного и низкого, несколько отличается. По-другому нарисовано Евангелие с толстым обрезом, которое не лежит на престоле, а как будто поставлено на угол. Четыре гвоздя и терновый венец соответствуют их изображению на чудотворной иконе и на списке из Успенского собора. Композиция на тыльной стороне возвращенной Владимирской иконы, как и на кремлевской иконе 1514 года, не является изначальной. Доска на обороте без ковчега, первоначальные шпонки были такие же, как заменившие их поздние, – врезные. Возможно, на обеих иконах-списках Престол Уготованный появился во второй половине XVI – начале XVII века, когда иконы стали чаще выносить в крестные ходы. Живопись на тыльной стороне обеих икон требует специального исследования, что позволит дать более точную датировку. Происхождение Остается ответить на последний вопрос: для какого храма или монастыря был создан в 1514 году второй список «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери, в XX веке оказавшийся за рубежом и ныне возвращенный в Москву. С уверенностью можно сказать, что к кремлевским монастырям и соборам, описи и иконные собрания которых хорошо изучены, он не имеет отношения. Можно также утверждать, что этот список, отличающийся высоким художественным качеством, не мог предназначаться для любого (пусть даже древнего и значительного) московского монастыря и тем более для городской церкви. Его иногороднее происхождение полностью исключается. Списки XV – первой четверти XVI века «в меру и подобие» древней святыни единичны, все они были созданы в периоды поновления чудотворного образа как иконы-наместницы. Несомненно, что возвращенная икона также была выполнена с определенной целью и по специальному заказу лица, имевшего близкие связи с теми людьми, благодаря которым в 1514 году была поновлена древняя святыня и сделан ее список (с праздниками на полях) для Успенского собора Кремля – то есть с великим московским князем Василием III и митрополитом Варлаамом.

http://pravoslavie.ru/30910.html

Самая близкая аналогия возвращенной в Москву иконе – неоднократно упоминавшийся список «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля ( ил. 1). Ныне он помещается в киоте слева от царских врат, в котором стояла унесенная из собора в 1918 году «Богоматерь Владимирская» XII века. Рассмотрим его подробнее и сопоставим с возвращенной иконой. Основное отличие двух икон в том, что на полях списка Успенского собора изображены двунадесятые праздники в киотчатых обрамлениях, имитирующие красками чеканные праздники на золотом окладе времени митрополита Фотия, давно ставшем неотъемлемой частью древнего чудотворного образа Богоматери Владимирской. Между праздниками – образы святителей, появление которых здесь вполне объяснимо: икона предназначалась для митрополичьего Успенского собора Кремля. Она была создана как икона-наместница древней святыни. Согласно документам XVII столетия ее носили в крестных ходах в плохую погоду вместо древней иконы. Вероятно, также использовали ее и в XVI веке. Поэтому убранство иконы-наместницы было относительно скромным. Ее оклад и венец были серебряные, сканные, с камнями и жемчугом. Образы Богоматери и Младенца Христа на этом списке отличаются монументальностью, торжественно-спокойным выражением ликов. Ее живописному исполнению свойственна плоскостная трактовка одежд, легкая моделировка ликов, светлая прозрачная красочная гамма, в которой на фоне коричневой одежды Богоматери сияет золотистая охра хитона Христа и каймы мафория Богоматери. Эти крупные красочные плоскости дополняет сине-зеленый цвет препоясания Младенца, чепца и рукава хитона Богоматери. Живописное исполнение возвращенной иконы в своем первоначальном виде было близко этому списку, что становится очевидным при внимательном рассмотрении сохранившихся фрагментов авторской живописи. Неглубокий ковчег и пологая лузга московской иконы такие же, как на списке 1514 года. Очевидно, что оба списка созданы одновременно, в одной мастерской, по одной и той же прориси.

http://pravoslavie.ru/30910.html

Храмовая икона из Симонова монастыря в Москве. Первая четверть XVI в. ГТГ Вторая икона – крупный храмовый образ из московского Симонова монастыря (ил. 5). Его появление в этой обители связано, видимо, с митрополитом Варлаамом, поставленным из архимандритов Симонова монастыря. Возможно, по желанию митрополита Варлаама мастер этого списка воспроизвел иконографию и композицию не древней чудотворной «Богоматери Владимирской», а ее чтимого «рублевского» списка начала XV века из владимирского Успенского собора (ил. 3), реставрированного в 1519 году в палатах митрополита при его личном участии. Его иконографические особенности – низко опущенная левая рука Богоматери, а также сплошное заполнение пространства между ликами Богородицы и Младенца Христа золотистой охрой, передающей цвет одежды Христа. Первоначальный красочный слой иконы из Симонова монастыря имеет многочисленные утраты и потертости. Но и при таком состоянии сохранности очевидно большое сходство ее стилистических особенностей с живописным исполнением возвращенной «Богоматери Владимирской». 6. Богоматерь Владимирская, в окладе. Икона-список из Покровского монастыря в Суздале. Начало XVI в. (после 1514). Владимиро-Суздальский музей Следующая икона – «Богоматерь Владимирская» в серебряном басменном окладе из Покровского монастыря в Суздале (ил. 6). Размер ее доски по ширине равен древнему оригиналу, но высота немного меньше, так как нижнее поле уже верхнего поля. В отличие от рассмотренных выше икон начала XVI века, этот список, так же как и возвращенная московская икона, выполнен по прориси, снятой с поновленной чудотворной «Богоматери Владимирской». Композиция трех икон (поновленной в 1514 году древней святыни, московской иконы и «Богоматери Владимирской» из Покровского монастыря) почти идентична, но лики на списке из Покровского монастыря отличаются ярко выраженным своеобразием, глубоко личностным восприятием чудотворного образа иконописцем. Сохранившийся первоначальный серебряный оклад, имитирующий золотой оклад с двунадесятыми праздниками времени митрополита Фотия на чудотворной «Богоматери Владимирской», позволяет предположить, что подобный оклад первоначально мог быть и на рассматриваемой московской иконе.

http://pravoslavie.ru/30910.html

Василия Темного. В 1455 г. он снова возвратился в любимый им Ферапонтов монастырь. Здесь в последнее время своей жизни он уже не мог сам ходить в церковь , но между тем не хотел оставлять ни богослужения, ни правила келейного; тогда братия носила св. старца в храм. Он скончался в 1483 г., на 86 г. жизни. Мощи пр. Мартиниана были обретены совершенно нетленными и открыты в 1514 г.; ныне они почивают под спудом в Ферапонтовой обители (см. Новгор. еп.). См. 7 окт. 13. З. Свв. мучч. Ермла и . «Ермил славный, и богомудрый Стратоник, двоица чудная», пострадали при царе Ликинии. Св. Ермил был диаконом г. Сингидона (Белграда); осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго мучен за имя Христово. «Повешен и строган, и ранами озлобляем», он остался непреклонен и был потоплен в реке Дунае. Стратоник был темничный страж, тайный христианин и друг св. Ермила. Видя страшные мучения своего друга, он не мог удержаться от слез и, будучи таким образом уличен в христианстве, после истязаний также был потоплен в Дунае около 315 г. Мощи их на 3 день обретены были верными на берегу реки и погребены близ Сингидона. См. В этот день поется служба свв. отец в Синаи и Раифе избиенных (см. 14 янв.). Муч. Петра Анийского. Это – тот же мученик Петр Авессаламит, память которого празднуется 12 января. Пр . епископа Нисивийского. Сын князя гефеальского (в Армении), он получил хорошее образование. С самого юнога возраста возлюбивши отшельничество, он долгое время жил на высоких пустынных горах, около г. Низибии (на границе Персии и Римской империи), где предавался самым строгим подвигам: жил под открытым небом, питался только древесными плодами и зелием, одевался козьими кожами и все время проводил в молитвенной беседе с Богом. В гонение Максимина он прославился мужественным исповеданием веры. За его благочестивую жизнь жители низибийские избрали его своим епископом (не позже 314 г.). Он прославился своей великой ревностью к православной вере, великими чудесами и даром прозорливства. Его молитвами Низибия спасена была от нашествия Сапора, царя персидского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преподобный Герман намного пережил своего игумена Зосиму. Более пятидесяти лет он прожил на Соловецком острове. Многолетняя духовная жизнь научила его божественной мудрости. Он не стремился к почёту и не имел особого красноречия, но, вероятно, знал грамоту, так как после него сохранился книжный сборник. Он любил слушать назидательное чтение и в монастыре начал собирать библиотеку. Герман знал, что жизнь великих подвижников служит назиданием для многих, поэтому велел своему ученику Досифею записывать всё, что сам помнил о жизни преподобного Савватия. Впоследствии Досифей станет игуменом и по поручению Новгородского архиепископа Геннадия напишет житие преподобного Зосимы и похвальное слово. Всю жизнь святой Герман служил обители и по разным делам неоднократно плавал на материк. В одном из таких путешествий в 1479 году кончина застала его в новгородском монастыре Антония Римлянина, куда он приехал по поручению игумена Арсения. Ученики повезли тело старца на остров, но из-за распутицы были вынуждены похоронить его на берегу реки Свири при часовне у деревни Хавроньино. Через пять лет его мощи были обретены нетленными и перенесены на Соловецкий остров, где 30 июля 1484 года их положили рядом с мощами преподобного Савватия. В 1514 году по указу великого князя была произведена опись Соловецкого монастыря. Среди замечательных богослужебных предметов, бывших в храмах обители, особо отмечены Деисус, вырезанный на мамонтовой кости, большой запрестольный крест из рыбьих зубов (моржовых клыков) и железное клепало. В 1539 году великий князь Иван Васильевич Грозный пожаловал для строения монастыря земли и прислал Евангелие, Апостол и ещё двадцать две книги. В 1554 году во время игуменства Филиппа (Колычева) на Соловки был прислан впавший в ересь Матвей Башкин, бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. Специальной грамотой было предписано держать Артемия в уединённой келье, не разрешать ему проповедовать и допускать к нему только священника, принимающего покаяние. Правда, Артемий пробыл в заточении недолго – в этом же году ему удалось бежать в Литву, где он на удивление стойко в печатных изданиях защищал догматы православия от нападок католицизма. По преданию, на Соловках окончил свою жизнь протопоп Сильвестр , автор «Домостроя», впавший в немилость к царю и сосланный сначала в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1920 г. монастырь упразднен. До сегодняшних дней кроме этих двух соборов сохранились надвратная церковь Спаса с примыкающими трапезными и настоятельскими корпусами, больничная церковь Троицы (1833 г.), Никольская церковь (1882 г.), юго-восточная угловая башня, а также ряд деревянных построек. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 1 апреля 1999 г. на заседании Священного Синода было принято решение о возобновлении монашеской жизни в Христорождественском монастыре. Христо-Рождественский монастырь, 3 класса, в Твери. Время основания неизвестно. В начале XVI века был разорен литовцами и стал благоустраиваться в конце XVII века. Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская и, празднуемая 15 сентября, Новоникитинская. Эта последняя святая икона есть список с иконы, чудесно обретенной у себя на груди жившим в IV веке святым великомучеником Никитою; Богоматерь на этой святой иконе изображается в пояс со стоящим на Ее коленях с левой стороны Богомладенцем, держащим в левой руке крест. При монастыре училище для девиц духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Христорождественский монастырь  монастырь основан в конце XIV столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. До 1514 г. существование монастыря письменно подтверждается только именами настоятельниц, сохранявшихся в старинном диптихе. Тогда настоятельницей Христорождественского монастыря была игумения Евфимия. На её имя государем Василием Иоановичем дана была жалованная царская грамота, освобождавшая монастырь от " пошлин и поборов и суда десятников и наездников Владыки Тверского, оставляя их быть подсудными в уголовных делах Царю самому, а в духовных - Владыке Тверскому. К 1617 и 1620 г.г. относятся сохранившиеся выписки из писцовых книг». Из них следует, что Христорождественскому монастырю в то время в нынешней Затьматской части принадлежало 40 мест. Кроме того, на правой стороне Тьмаки была слобода до 60 дворов, которые и состояли во владении Христорождественского девичьего монастыря. За монастырём также было 5 мест церковных, 2 монастырских и 10 дворов Рождественской слободки, кои все были пусты. Под монастырём на Тьмаке находилась мельница, которая в то время была пуста и плотина её размыта. Из этих же писцовых книг видно, что в монастыре была деревянная шатровая церковь Рождества Христова и б монастырских келий. От Литовского разорения монастырь так много пострадал, что долго не мог придти в прежнее состояние. Не было даже колоколов, и вместо звона били в доску.

http://sobory.ru/article/?object=00002

Календарь Материалы 24 июня 2009 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Елена Лебедева 5 лет назад, в июне 2004 года, мощи святителя Филарета (Дроздова) были перенесены в восстановленный храм Христа Спасителя. На Московскую архиерейскую кафедру святитель Филарет был назначен летом 1821 года. Почти полвека Москва жила под попечением великого пастыря. Многое из наследства, которое оставил святитель столице, сохранилось до наших дней. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Людмила Щенникова Возвращенный в Москву из-за рубежа в 2007 году Богородичный образ является самым точным списком «в меру и подобие» древней чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, выполненным по прориси, снятой с поновленной в 1514 году митрополитом Варлаамом древней святыни. Весьма вероятно, что в прошлом ныне обретенный образ Божией Матери находился в соборной церкви Московского Сретенского монастыря. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Душа Ваша представлялась мне одиноко странствующей в мире. Так странствую и я, окруженный с младенчества бедствиями. Около меня сформировался круг друзей, искренне меня любящих, но еще не встречался я с душою, пред которою мог бы я вполне открыться. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Можно с уверенностью сказать, что вступление на кафедру Черногорских митрополитов стало для владыки Иоанникия началом восхождения на Голгофу. Четыре года архипастырского служения его – с декабря 1940-го по ноябрь 1944-го – были исполнены постоянных невзгод и потрясений, страданий и непрестанной отчаянной борьбы за Церковь и народ. [Поместные Православные Церкви/Антиохийская/Персоналии/Современные церковные деятели] Арабская христианская литература чрезвычайно богата и важна, но, к сожалению, она по большей части известна лишь ученым и остается погребенной в манускриптах. Так что, прежде всего, необходимы издания, затем переводы. Многое предстоит сделать, и я думаю, можно было бы всячески приветствовать идею международного православного проекта в данной сфере.

http://pravoslavie.ru/archive/090624

В повести далее утверждается, что видевшая все это инокиня тотчас же очнулась у себя в келлии и после этого прожила еще два года, «очима ослепленыма свтъ видя», поведав о том, что с ней случилось, своему духовнику игумену Старого Никольского монастыря Давиду. По свидетельству автора данного рассказа, помимо инокини это видение предстало взору еще трех «благоговейных» женщин: Евдокии Коломянки – вдовы «нкоего воина костромитянина», Иулиании – вдовы «презвитера Евсевия» из Воздвиженской церкви у Фроловских врат (не сохранилась) и безымянной «сродницы» царского казначея Ивана Третьякова. Так что для сомнений в реальности происшедшего таинственного чуда у древнерусских читателей оснований не было. Но при этом мог возникнуть вопрос об участниках мистической встречи. Почему именно им отведена роль молитвенников о Москве? Ответы легко найдутся, если обратиться к истории. Святитель Леонтий, один из первых русских епископов, прославился апостольским подвигом приобщения к христианству языческого населения Ростовской земли в XI веке. В этом отношении он вполне может считаться после святого Владимира Великого просветителем всей Северо-Восточной Руси. К лику святых Леонтий был причислен на рубеже XII–XIII веков. Еще раньше, при благоверном великом князе Андрее Боголюбском, его останки были обретены нетленными. Во время крымского набега на Москву они покоились в каменной раке Ростовского Успенского собора и всенародно почитались как чудотворные. А за несколько лет до набега – в 1514 году – эта рака по повелению Великого Московского князя Василия III была украшена покровом, изготовленным в мастерских его супруги Соломонии Юрьевны Сабуровой. Святитель Леонтий прославился апостольским подвигом приобщения к христианству язычников Северо-Восточной Руси Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, свое архипастырское служение посвятил прежде всего северной части своей области. Он стал первым, кто перенес резиденцию предстоятеля Русской Церкви из Владимира в Москву, он последовательно оказывал духовную поддержку именно московским князьям Юрию и Ивану Даниловичам в их политической борьбе с другими русскими удельными князьями.

http://pravoslavie.ru/138043.html

Праздник 21 мая, первоначально связанный с памятью о поновлении и украшении чудотворной Владимирской иконы Богоматери в 1514 году, позднее был соотнесен с памятью о чудесном избавлении Москвы от нашествия Магмет Гирея (в 1521 году). Б.М. Клосс полагает, что «осмысление события 1521 года как “новейшего чуда Богоматери” относится ко второй половине XVI века, когда и был установлен (зафиксирован в уставе? – Л. Щ.) праздник 21 мая» (Клосс Б.М. Повесть о Темир-Аксаке. С. 125–126). Музеи Московского Кремля, инв. Ж-313, размер 107,5 х 69,5 см. См.: Щенникова Л.А. Две иконы-наместницы чудотворного Владимирского образа Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля//VIII Рождественские образовательные чтения. Церковные древности. Сборник докладов конференции (27 января 2000 г.). М., 2001. С. 192–203. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 6. СПб, 1853. С. 262; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб, 1910. С. 395. [Горский А., Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1. С. 302. Благодарю А.А. Турилова за консультацию по датировке рукописи Устава и приписки на л. 57. Время установления этого праздника неизвестно (по всей вероятности, вторая половина XVI века). В рукописном сборнике начала XVII века статья «О ходу иже на Никитин день сентября в 15-й день» помещена вместе со статьями трех других праздников «Богоматери Владимирской» – на третьем месте (после статей «О ходу» 27 августа и 23 июня), перед праздником 21 мая (Зимин А.А. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания//Записки отдела рукописей Гос. библиотеки им. В.И. Ленина. М., 1958. Вып. 20. С. 189). Праздник 15 сентября просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора начала XVII века (Сказание действенных чинов) крестный ход 15 сентября назван «большим», ходили в «Басманники» ([Горский А., Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 357). В Уставе Московских Святейших Патриархов 1668 года крестный ход 15 сентября определен как «меньшой… в Басманную слободу»; в 1679 году «Святейший ходу быть не указал»; не совершали ход и в последующие указанные в Уставе 1680–1688 годы (Устав Московских Святейших Патриархов//Древняя Российская вивлиофика. М., 1789. Т. 10. С. 25–26). Церковь в Басманниках, построенная на месте, до которого провожали Владимирские иконы в 1520 году, в Уставе московского Успенского собора начала XVII века указана «деревянной» ([Горский А., Невоструев К.] Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 357); она была посвящена Владимирской иконе Богоматери и имела придел во имя великомученика Никиты, по имени которого и называлась в последующие столетия. См. об этом: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). М., 1844. С. 17 (указатель).

http://pravoslavie.ru/30910.html

273 Пономарь – церковный служитель, в обязанности которого входит возжигать и гасить свечи, подавать кадило, вносить просфоры, вино, воду и ладан в алтарь, а также звонить к богослужению. 274 Являет же ся иногда третий старець с ними незнаем... Василей. – Василий, по прозвищу Новгородец, – один из собора местночтимых Соловецких святых. 275 Золотица-река – деревня на Летнем берегу Белого моря, в устье реки Золотицы, впадающей в Онежскую губу (следует отличать от одноименной деревни Золотицы на Зимнем берегу). 277 ...хотяху итти на добытки наморе на веснование. – «Беснование» – весенний промысел тюленей, в основном серки, на льдинах в Белом море, который обычно начинался со дня св. Евдокии (1 марта). 278 ...по грамот великого князя жаловалной... емлют на монастырь десятое. – После покорения Великого Новгорода Москвой великий князь Иван III дал игумену Феодосию жалованную грамоту (в 1479 г.), в которой подтвердил права монастыря на все Соловецкие острова («по старине»), а также право на получение «десятины» от охотников и рыболовов, приходящих на Соловецкий остров на промысел. 281 ...и молитвами преподобнаго, отроча исцл... – О герое этого повествования Василии Курюкове, исцеленном во младенчестве по молитвам преп. Зосимы, сохранилось известие о том, что уже в зрелом возрасте он был казнен Иваном Грозным во время его новгородского похода зимой 1570 г. (См.: Веселовский С. Б. Ономастикой. М., 1974. С. 158). 282 Умба-река – селение на юге Кольского полуострова, на реке Умбе, впадающей в Кандалакшскую губу Белого моря. 283 ...дущу ему на лопъ дани брать... – Русские лопари, селившиеся на берегах Белого моря на Кольском полуострове, после покорения Великого Новгорода Москвой стали данниками великого князя. 286 Досифей – игумен Соловецкого монастыря, ученик преп. Зосимы, автор его Жития, один из создателей Соловецкой библиотеки (вложивший в нее 46 рукописных книг). Скончался после 1514 г. По-видимому, в конце жизни подвизался в затворе. 287 ...понеже Герман преставися. – Преподобный Герман скончался в 1479 г. в Новгороде, в монастыре св. Антония Римлянина, куда был послан игуменом Арсением по нуждам Соловецкой обители. Ученики Германа везли тело его в Соловецкий монастырь, но из-за распутицы вынуждены были похоронить его у часовни в деревне Хаврониной на реке Свири. Через пять лет, при игумене Исайе, мощи его были обретены и перенесены в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010