В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " . (Ин.6:53-58) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: " какие странные слова! кто может это слушать? " (Ин.6:60) Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость. В наше время, разумеется, находятся такие скептики, которым непонятен смысл христианской обрядовости вообще. Они предпочитают говорить и думать, будто для веры им достаточно " иметь Бога в душе " , а ходить в Церковь и участвовать в таинствах это им непонятно и лишне. Такие люди, к сожалению, забывают, что человек существо духовно-телесное и сочетает в себе эти две природы, как внешнюю и внутреннюю. Эти природы нельзя разделить в живом человеке. Если человек кого-то или что-то любит в душе, то неизбежно он проявляет эту любовь и внешне. Представьте себе, что невеста перед свадьбой заявила бы жениху: " Милый, я люблю тебя но в душе. Внешним же проявлениям этой любви я не придаю никакого значения. Поэтому я не буду кушать с тобой за одним столом, разделять с тобой ложе, да и вообще останусь жить у мамы. Но ты знай, что моя любовь к тебе в моей душе безгранична " . Будет ли такой брак настоящим?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

Скачать epub pdf Глава 5. Святые иконы в Новозаветной Церкви. Свидетельства Св. Писания Нового Завета Сильны и неотразимы свидетельства в Новозаветной Церкви за почитание икон не только ангелов и святых Божиих человеков, но и самого Божества, особенно же икон Господа нашего Иисуса Христа. Моисей говорил евреям, что Господь Бог не явился им на Синае в определенном образе, чтобы они не сделали себе изваяний или изображений Божества. Но вот Единородный Сын Божий, воплотившись от Духа Святого и Пресвятыя Девы Марии, приемлет на Себя образ человека, является в действительной плоти человеческой, сохраняя в продолжении жизни, подобно сынам человеческим, единый определенный вид, приемлет пищу, осязается руками даже по Воскресении в Теле прославленном ( Мф.28:9 ; Ин.20:27 ); в человеческом своем виде Он являлся людям и по вознесении на небеса; так св. архидиакон Стефан перед мученическою кончиною «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ). Многие действия Господа Иисуса в человеческой плоти изображены Духом Святым живо через описания евангелистов, так что, читая Евангелия, мы предносим в своей душе образ Господа и разные Его действия. Почему же эти действия, изображенные словами в книге, не могут быть изображены красками на полотне или на дереве иконописцами? Св. апостол Павел написал Галатам: «О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, – вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы в вас распятый» ( Гал.3:1 )? Господь приблизил Себя к людям до того, что облекся в плоть человеческую, а иконоборцы бегут от Него, ругаются Ему, называя образ Его по плоти идолом. Изображая Его явившимся во плоти, мы тем свидетельствуем свою веру в действительное воплощение Его: потому и св. Герман, патриарх Константинопольский, пишет против иконоборцев: «изображать Господа на иконах в плотском Его виде следует и в обличение пустого представления еретиков, суесловящих, будто Он не по истине соделался человеком» 2 . Далее: если людям свойственно чтить изображения своих родных и благодетелей, то как же не чтить изображение величайшего благодетеля всего рода человеческого, как не чтить образ Сына Божия, явившегося во плоти для нашего спасения? Пусть не говорят, что в Новом Завете нет заповеди о почитании икон Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме мы находим в Евангелии от Луки: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А нашедши, возьмёт её на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15: 4–10 ). Иисус Христос неоднократно использовал в Своей проповеди образ пастыря потому, что Его слушатели знали этот образ из книг Ветхого Завета. Глубоко укорененный в опыте кочующих арамеян ( Втор. 26: 5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, образ пастыря, пастуха, ведущего своё стадо, выражает два аспекта власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель, и сотоварищ. Это человек сильный, способный защищать своё стадо от диких зверей; вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их зная ( Притч. 27: 23 ), применяясь к их положению ( Быт. 33: 13 ), нося их на своих руках ( Ис. 40: 11 ), даже любя ту или другую из них как дочь ( 2Цар. 12: 3 ). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви. На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя пастырями, на которых божество возложило определенное служение – собирать овец в стада и заботиться о них. В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, которые соединяют Израиль с Богом через Христа и Его посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Беседа XVII. О первом члене символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе с вами, братие, я упомянул вам, что в шестой день Бог сотворил человека. Побеседуем ныне о том, как и каким сотворен был первый человек, как и где он первоначально жил. Человек сотворен был особенным образом, не так, как другие твари. Бог сотворил их одним Своим словом, человек же сотворен был иначе. Сотворению его предшествовал совет Бога во Святой Троице, именно Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26–27 ). И создал Бог тело человека из земли и вдунул в лице его дыхание жизни, то есть душу бессмертную и разумную. Итак, человек был сотворен не так, как другие твари: он есть образ и подобие Божие. В чем же состоит образ и подобие Божие? Образ Божий заключается не в теле человека, потому что Бог тела не имеет, – Он есть Дух, – но в душе. Бог – вечен, не имеет ни начала, ни конца, и человека он создал для бессмертия, дав ему душу бессмертную. Бог – всеведущ, человеку дан ум способный познавать вещи и дела, он есть существо разумное. Бог – свят и всемогущ, человеку дана совесть, различающая добрые дела от худых, и воля свободная выбирать между добром и злом. Итак, образ Божий состоит в бессмертной, разумной, со свободною волею, душе человека; этими качествами он отличается от животных. Но человек сотворен был не только по образу Божию, но по подобию. Он уподобляется Богу в том случае, когда живет согласно заповедям Божиим. Первые люди по своей святости были подобны Богу, – они были безгрешны. Первый человек назван был Адамом , что значит – созданный из красной глины. Бог привел к нему всех животных, он дал каждому из них приличное имя. Но у человека не было помощника подобного ему. Тогда Господь Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял одно ребро его, из ребра создал жену Еву. Этим Господь дал урок мужу и жене. Муж и жена должны жить во взаимной любви и согласии между собою, потому что у обоих совершенно одна и та же природа. Указывая на это и Апостол сказал: мужие, любите своя жены, яко своя телеса... Никто же бо когда свою плоть возненавиде; но питает и греет ю ( Еф.5:25–29 ). Бог привел Еву к Адаму и благословил их, сказав: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными» ( Быт.1:28 ). Этими словами Бог установил брак. Все народы земли произошли от одного мужа и жены. Несмотря на всю многочисленность н разнообразие племен человеческих, населяющих землю, все люди братья между собою, все одной и той же природы и поэтому естественно должны любить и беречь друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

как делали зло, «будем носить и образ небесного», т.е. будем делать добро ( 1Кор.15:49 ). Кроме того я желал бы спросить тебя, о существе ли сказано в словах: «из земли, перстный», и: «Господь с неба»? Да, говоришь ты. Как же, разве Адам был только «перстный», или он имел еще какую-нибудь другую сущность, сродную с существами высшими и бесплотными, которую Писание называет душой и духом? Без всякого сомнения, (имел) и ее. Следовательно и Господь был не только свыше, хотя и говорится, что Он «с неба», но принял и плоть. Смысл слов (апостола) следующий: как мы носили образ земного – злые дела, так будем носить и образ небесного – небесную жизнь. А если бы здесь говорилось о существе, то дело не требовало бы убеждения и совета; и потому очевидно, что здесь говорится о жизни. Потому (апостол) и говорит об этом в виде увещания и указывает на образ, а тем самым опять показывает, что он говорит о деятельности, а не о существе; мы от того сделались перстными, что стали совершать злые дела; мы перстны не потому, что так были сотворены, но потому, что согрешили, так как прежде грех, а потом смерть: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ); отсюда же произошло и множество страстей. Не происхождение только из земли делает человека перстным, – потому что и Господь был из того же тела и того же состава, – но совершение земных дел; равно и небесным делает жизнь, достойная неба. Впрочем, для чего напрасно трудиться, доказывая это? (Павел) сам, продолжая речь, раскрывает нам свою мысль и говорит так: «но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:52 ). После многого, сказанного о воскресении, он теперь благовременно открывает в нем весьма дивное. Не то только удивительно, говорит, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся: вскоре, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В тропаре предпразднства Рождества Христова говорится, что «Христос раждается прежде падший воскресити образ» (Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ). Невыразимая и непостижимая, являемая в сиянии славы, Красота Божия «истощается» под покровом плоти, чтобы восстановить красоту человека во всем его богоподобном величии. Фото: tatarstan-mitropolia.ru Восстановление падшего образа в каждом человеке происходит через восстановление единства с Первообразом. И началось все с того, что Сын Божий, став Сыном Человеческим, восстановил Свой образ в человеческом естестве и стал первым после грехопадения Человеком, непричастным греху – Новым Адамом, сочетающим в Себе образ и Первообраз, как «во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемый». Вспомним слова св. Иринея Лионского: «…Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Бог родился земным рождением, чтобы человек мог рождаться свыше, ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6). «Он родился по плоти, чтобы ты родился по духу», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Рождеством Сына Божия человечество продолжает рождаться по Богу, воссоединяясь с Ним в таинстве Крещения и приобщаясь в Нем жизни вечной. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Еф. 1:13–14). Святость – природное свойство Божие, но человек, в стремлении уподобиться своему Первообразу, своему Небесному Отцу, приобретает ее, точнее сказать, приобщается ей, по Его дару. Воссоединяясь с Богом, человек вновь становится причастником Его святости, но не в полноте. Как пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам: В Нем (во Христе. – И.П .) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его (Еф 1:13–14). Залог – это «вклад, служащий гарантией того, что вся сумма будет уплачена». «Как в житейских сделках, – пишет свт. Феофан Затворник, – задаток значит, что торг состоялся, покупка решена и задаток дан в удостоверение, что и все остальное будет уплачено, так и Бог, благоволив вступить с нами в Завет, с обетованием вечного блаженства верным Завету, даруя Духа Святого верующим во Христа, задаток только дает в удостоверение, что и все наследие обетованное отдаст, или даст блаженство вечное».

http://pravmir.ru/zhit-vo-ploti-no-ne-po...

Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие , постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия (Быт. III, 15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене — Ева (евр. Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет. Адам , говорит апостол, есть образ будущего (имеющего прийти, т. е. Господа Иисуса Христа) (Рим. V, 14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (I Кор. XV, 47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (I Кор. XV, 22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

http://pravmir.ru/biblejskie-obrazy-v-is...

В последующих книгах Ветхого Завета приведены слова пророков, славивших богодухновенно всесовершенныя дела Божии. 27. Находим ли в Писании, что сотворение человека отличалось от творений других живых существ? Творение многообразного животного царства происходило повелением – «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт. 1, 20 ), или «да произведет земля душу живую по роду ея» ( Быт. 1, 24 ). Самое творение осуществлялось появлением, производительным усилием воды или земли, целого родового вида живых и дышащих существ. Иначе произошло творение человека. Прежде был некий великий совет в лоне Божием: «И сказал Бог: сотворим человека по образу (и) по подобию Нашему» ( Быт. 1, 26 ). Затем произошло сотворение одной человеческой пары, которая отражала собою образ Божий: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1, 27 ). 44 28. Как понимать образ Божий в человеческом существе? Получив свой телесный состав из первичных веществ земли, человек воспринял живую душу от Божьего вдуновения дыхания жизни, что его отличило от всех других дышащих существ. Человек начал жить тогда же, когда его душа получила духовное начало, которое само по себе безсмертно и устремлено к истине . " И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою» ( Быт. 11, 7 ). По замыслу Творца в мир поставлено живое создание, способное своим свободным хотением уподобляться Богу. Такой дар духовного самоопределения в сторону истины и есть образ Божий в человеке. 29. Какия свойства души показывают, что человек по своей природе наделен духовным даром? Духовное начало в человеческой душе выражено: а) личным самосознанием и б) внутренней свободой. Если «я» человека – духовно, то оно свободно. «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода« ( 2Kop. III, 17 ). »Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Kop. III, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как же Ему не знать этого дня, который Он сотворил? Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 419 ). Если Сын не имеет ведения обо всем, о чем имеет ведение Отец, то солгал Сказавший: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин. 16, 15 ); «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10, 15 ). Или одно дело – знать Отца, и другое – знать принадлежащее Отцу? Но знать Отца – больше, чем знать принадлежащее Отцу (потому что всякий больше принадлежащего ему). И невозможно, чтобы Сын, зная большее, – ибо сказано: «...Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф. 11, 27 ), – не знал бы меньшего. Итак, Он умолчал о времени Суда только потому, что не полезно было людям слышать об этом, потому что постоянное ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до Суда еще долго, сделало бы более нерадивыми, в надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до этого (ибо все это Он сказал), не знал этого часа? Иначе напрасно и апостол сказал, что в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ). Слово «никто», по-видимому, выражает нечто общее, так что ни одно лицо не исключается этим изречением. Но не так оно употребляется в Писании, как мы заметили в изречении: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10, 18 ). Ибо Сын говорит это, не исключая Себя из естества Благого. Но поскольку Отец есть первое благо, то уверены мы, что в слове «никто» подразумевается слово «первый». Подобно этому изречению: «...никто не знает Сына, кроме Отца» ( Мф. 11, 27 ). Здесь Он не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что Отец прежде всего знает Его естество. Так, думаю, и об этом: «О дне же том и часе никто не знает» ( Мф. 24, 36 ) сказано потому, что Господь первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу и во всем указывает на первую причину. Иначе каким образом это изречение соответствует другим свидетельствам Писания или может быть согласовано с общими нашими понятиями, что Единородный есть «образ Бога невидимого», образ не телесного очертания, но Самого Божества и величия Божией сущности, образ силы, образ премудрости, поскольку Христос именуется Божией силой и Божией премудростью ( 1Кор. 1, 24 )? Без сомнения, ведение есть часть премудрости, и Сын не вмещал бы в Себе всей премудрости, если бы Ему недоставало чего-нибудь. Да и как бы мог Отец Тому, «чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1, 2 ), не показать малейшей части веков, этою дня и часа? Или каким образом Творцу всяческих недостает ведения малейшей части сотворенного Им? Как может не знать самого конца Тот, Кто говорит, что перед приближением конца явятся такие и такие знамения на небе и на земле? Когда Он говорит: «...это еще не конец» ( Мф. 24 , б), Он не как сомневающийся, но как знающий определяет время. Святитель Василий Великий ( 116, 417–418 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если доброго человека, от которого и благодеяния не видим, любим и почитаем только за то, что добр, и крайне бережемся оскорбить его, тем более Бога, Который есть наш Создатель, Промыслитель, хранитель, кормилец, защитник, помощник и, короче говоря, высочайший благодетель и человеколюбивый Отец, мы должны любить и почитать, насколько можем в немощной плоти, должны крайне беречься Его оскорбить как Единого благого. Поверь, возлюбленный, что лучше человек изберет смерть, чем грехом оскорбит Бога, если войдет в правильное рассуждение о Боге, Благость Которого столь велика, сколь велик Он Сам, и столько Его благодеяний оказано нам, сколько создано творений, и столько Его преславных дел, сотворенных Им ради нас, сколько дней, часов и минут прошло от нашего рождения. Без Него и Его благ мы и минуты прожить не можем, «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ) ( 104, 1589–1590 ). Рассуждение о вечности может подвигнуть и переменить человеческое сердце ( 104, 1590 ). Рассуждение укореняет в сердце спасительные истины. О чем часто помышляем и чему поучаемся, то глубже укореняется в памяти и сердце. Помышляй часто и о великом и дивном деле Спасителя, и молись, и укоренится память в сердце твоем. Видишь Его образ в церкви и в доме – помышляй, что это образ Сына Божия и Небесного Царя и Бога твоего. Который ради тебя явился на землю и пожил, и потрудился. Видишь образ Богородицы – помяни, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотию родила твоего Господа, и на руках носила, и материнским молоком питала... Так, когда будем часто о Нем и Его действиях рассуждать, то и углубится память о Нем в наших сердцах, что принесет великую пользу душам нашим. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1590–1591 ). Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан. Участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге. Чуждо оно новоначальным и неопытным, хотя бы они были и старцами по телесному возрасту ( 109, 62 ). Рассуждение, рассматривая все помышления и дела человека, устраняет всякую мысль и намерение лукавые, неугодные Богу, и удаляет от нас прелесть ( 111, 204 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010