Первоисточником монады является психическая энергия. Итак, зерно духа попадает в мир огненный и начинает в нем вращаться (подобно смерчу), приобретая материальность огненного слоя бытия. Далее, опускаясь в мир тонкий и продолжая там так же вращаться, она приобретает материальность тонкого слоя и так далее, до физического уровня бытия. Таким образом, человек представляет собою монаду, приобретшую энергетические накопления духа, энергетические оболочки (так называемая «чаша накоплений»), которые проявляются как индивидуальность. Монада бессмертна, индивидуальность же может быть уничтожена в том случае, если она отвергает те эволюционные принципы, которые изложены, в частности, в учении агни-йоги. Е.П. Блаватская в Теософском словаре дает следующее определение понятию «душа»: «Душа. Ψυχη (psuhe. – В.П.) или нэфэш «Библии»; жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. В переведенной Библии она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа» 75 . Что говорит нам о душе Священное Писание ? Священное Писание открывает нам, что весь земной мир, в том числе и живых существ, Бог вызывает к бытию Своим творческим повелением: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ); «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» ( Быт.1:24 ). В отличие от животных, человек творится по образу Божию, причем его творению предшествует Божественный Совет, на котором определено наделить человека также и подобием. В чем же Церковь видит образ Божий в человеке? «Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви тем не менее явно уклоняются от того, чтобы дать формальное определение этого понятия» 76 . Для понятия «образ Божий» невозможно подобрать исчерпывающих определений. Будучи образом непостижимого и неопределимого Первообраза, образ Божий в человеке так же не может быть познан в самой своей сокровенной глубине, но он проявляет себя вовне, причем «образом Божиим в человеке обычно называют… его проявления» 77 , поэтому в учении об образе Божием следует проводить различие между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Образ ветви, отсекаемой и сжигаемой в огне, перекликается со словами Иоанна Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ; Лк.3:9 ). Согласно словам Иисуса, отсечение бесплодных ветвей совершает не Он, а Отец – Виноградарь, в чьем винограднике Иисус – лоза, а Его ученики – ветви. Тем не менее в беседе на Тайной вечере отсечение и сожжение бесплодных ветвей – побочная, а не главная тема. Главной же темой является единство Церкви с ее Главой – единство, наиболее полно реализуемое в Евхаристии 50 . Об этом единстве Иисус возвещает тем, кто уже «очищены» через Его слово и, следовательно, должны быть способны воспринять то, что Он говорит. Образ лозы и ветвей имеет прямое отношение к Евхаристии. Об этом свидетельствует сходство формулировок между тем, что Иисус говорит на Тайной вечере, и беседой о небесном хлебе 51 . Притча о виноградаре. Роспись Богоявленской (Никольской) церкви в Нерехте. 1768–1769 гг. Слова «кто пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.15:5 ) напоминают то, что Иисус говорил иудеям: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Образ ветвей, питающихся от лозы, напоминает слова: «Ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). На Тайной вечере Иисус говорит о наивысшей любви, когда «кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ), а в беседе о небесном хлебе говорит о Своей Плоти, которую отдаст «за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, сама диада определений «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ) и «Я есмь истинная виноградная лоза» ( Ин.15:1 ) напоминает формулы, которые, согласно синоптикам, Иисус произнес, преподавая ученикам хлеб и вино: «Сие есть Тело Мое» – «Сие есть Кровь Моя» ( Мф.26:26, 28 ; Мк.14:22, 24 ; Лк.22:19–20 ). В другом месте, говоря о Себе и Своих учениках, Иисус использовал образ пастыря и стада ( Ин.10:1–16 ). Однако образ лозы и ветвей выражает идею единства более полно. Пастырь и стадо при всем том, что связывает их (овцы слушают голос пастыря и идут за ним, пастырь называет овец по имени и идет перед ними, пастырь полагает жизнь свою за овец), остаются иноприродны друг другу: пастырь – человек, овцы – животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, он сказал о Единородном: Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек, смирил Себя 87 . Так Кто же Он, бывший в образе Божием и не посчитавший хищением быть равным Богу? И каким образом Он уничижил Себя, и как сошел в смирение, притом в образе раба? Так вот, если разделяющие одного Господа Иисуса Христа надвое, то есть на человека и на Слово от Бога, утверждают, будто это уничижение претерпел Тот, Кто от Святой Девы, отделяя от Него Слово от Бога, пусть прежде покажут, что Он и постигается, и был в образе Отца и в равенстве с Ним, чтобы перенести и определенное уничижение, сойдя в то, чем Он не был. Однако ничто из сотворенного, если оно постигается по собственной природе, не бывает в равенстве с Отцом; тогда почему говорится, что Он уничижился, если Он, будучи, как и мы, человеком по природе, родился от жены? Из какого, скажи мне, старшинства, большего, чем человек, Он сошел к тому, чтобы быть человеком? И как можно считать, что Он принял образ раба, будто не имея его в начале, если Он по природе причтен к служителям и находится под игом рабства? (14) Да, возражают мне, Сын по природе и истине, свободный, Слово от Бога Отца, существуя в образе Родителя и будучи равен Ему, поселился в рожденном через жену человеке, и как раз в этом и заключатся уничижение, смирение и снисхождение до образа раба. Выходит, любезнейшие, одного того, что Слово Божие поселилось в человеке, было бы достаточным для Его уничижения, и можно смело сказать, что так Он облекся в образ раба, и именно таким оказался бы у Него образ смирения? Но я слышу сказанное святым апостолам: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим 88 . Слышишь, Он говорит, что и Сам Бог Отец поселится в возлюбивших Его? Так значит, мы также и Ему позволим и претерпеть подобное Сыну смирение, и воспринять образ раба, раз Он делает души возлюбивших Его святыми обителями? А что же Дух, обитающий в нас? Неужели и Он исполняет домостроительство вочеловечения, которое, утверждаем мы, совершено одним лишь Сыном ради спасения и жизни всех? Прочь эти столь бесполезные и совершенно бессмысленные выдумки! (15) Итак, существующее в образе Бога и Отца и в равенстве с Ним Слово смирило Себя тогда, когда, согласно Иоанну, стало плотью 89 и родилось от жены, и Тот, Кто имеет рождение от Бога Отца, претерпел ради нас также свойственное нам (рождение).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   И со слезами сделаем все, что в наших силах, постепенно совершая подвиг, пока не совлечемся дел ветхого человека. Храните себя от всякой погибельной вещи, пока Его любовь не придет к вам и не совлечет с вас образ перстного Адама и не установит Свой святой образ в вашем сердце. По слову апостола, »«как мы носили образ перстного (Адама), будем носить и образ небесного»« (1 Кор 15:48).    Апостол знал, что нет человека без греха со времени преступления Адама и что покаяние может превратить его в безгрешного. Поэтому он велел нам оставить поступки нарушителя заповеди и заняться деланием Господа нашего Иисуса Христа, то есть выполнить Его святые заповеди.    Христос сотворил милость и претерпел рабство человека, пока не ввел его в сокровенный Рай, передав ему все Свои святые доблести и даровав ему вкушать от древа жизни, которое есть чистота.    Он сказал следовавшим Ему во всем, которых Он сделал братьями и друзьями, излив Духа Святого на них: »«Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»« (Ин 20:17). Также Он изрек, обращаясь к Отцу: »«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:20-21). И затем просит, чтобы ««Ты возлюбил их, как возлюбил Меня.., да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня»« (Ин 17:23-24).    Таковы слова возлюбивших Иисуса и обретших надежду на Него. Их души стали невестами, украшенными всеми добродетелями. Иисус — их святое зерцало, в котором они рассматривают себя, нет ли какого изъяна в их образе, из-за чего они не понравятся Жениху.    В них постоянно отражается, как в зерцале, слава Жениха, по слову апостола: »«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:18). И еще говорит: ««Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу»« (1 Кор 13:12).    Он же сказал, что кто умеет переносить порицание и отпускать на свободу волю порицающего его ближнего, дабы не вмешался враг и не возник спор, тот явно делатель Христовых заповедей. Кто бодрствует умом и приникает к стопам Господа в ведении, тот старается всегда отсекать собственную волю, чтобы не быть отлученным от возлюбленного Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Слава Богу, что и до нас, недостойных, дошло свидетельство тех очевидцев. Поверим, возлюбленный, свидетельству тех очевидцев, которые сами Бога во плоти видели, слышали и руками осязали, и что видели и слышали, то проповедали нам, чтобы и мы общение имели с ними (1 Ин 1:3). Бог свидетельствовал с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). То же и посланники Его святые свидетельствовали. Отворим уши душ наших, и примем свидетельство в сердца наши, и углубим его, и всегда в том поучимся, что Бог ради нас, создания Своего убогого, и Царь Небесный ради непотребных рабов Своих, явился на земле, и пожил, и потрудился, чтобы нас на небо возвести. Великое и удивления достойное было бы дело, когда бы царь земной ради плененного раба Своего пришел сам освободить его. Сколь несравненно большее дело, что Сам Бог в посольство вступил ради меня и тебя, убогих и негодных рабов Своих, и пришел к нам в мир этот избавить нас. О, дивное чудо, которому и Ангелы достойно удивляются! Да обращается всегда чудо сие пред душевными нашими очами, и тогда подлинно обновимся, и от сердца послушаемся Божественных слов Его, и будем новой тварью во Христе (2 Кор 5:17). Спасайся.   Письмо восемьдесят шестое Ты вопрошаешь: как в сердце углубить великое смотрения Христова таинство? Ответ. О чем часто помышляем и поучаемся, то глубже в памяти и сердце нашем вкореняется. Помышляй часто и об этом великом и дивном деле, и молись, и вкоренится в сердце твоем. Видишь образ Его в церкви и дома: помышляй, что это образ Сына Божия, и Небесного Царя, и Бога твоего, Который ради тебя на земле явился, и пожил, и трудился. Видишь образ Богородицы: помяни тут, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотью родила Господа твоего, и на руках носила, и млеком материнским питала. Видишь образы апостолов: думай тут, что это изображение очевидцев и боговидцев, которые своими очами Бога явившегося видели, и слова жизни из уст Его слышали, и на чудеса, Им творимые, смотрели, и с Ним обращались и жили, и с места на место ходили, и потом нам Его проповедали. Видишь образ Крестителя: помышляй тут, что это подобие того великого пророка, который удостоился крестить Господа твоего в водах Иорданских и указывал на Него рукой своей: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Образ (χαρακτηρ) (Евр. 1:3) всей умосозерцаемой нами Ипостаси Отца означает полноту собственного величия Сына, а образ Божий (μορφη) (Флп. 2:6) указывает на тождество во всем, так как Он являет в себе все, что свойственно Изображаемому. Предложим снова речь Евномия. «Не был, — говорит, — прежде собственного рождения». О ком это говорит, что Его не было? Пусть выскажет Евномий Божеские наименования, какими называется некогда несуществовавший, по его мнению? Не скажет ли: свет и блаженство, жизнь и нетление, правда и освящение, сила, и истина, и тому подобное? Итак, кто говорит, что Его не было прежде рождения, прямо провозглашает, что не было истины, когда не было Оного, не было жизни, не было света, не было силы, не было нетления, не было ничего иного из того, что мыслим в Боге, и что еще безрассуднее и по нечестию отвратительнее сего — не было Сияния, не было Образа. Но кто говорит, что не было сияния, конечно, вместе с сим утверждает, что не было и силы сияющей, как это можно видеть в примере светильника, потому что говорящий о сиянии светильника показывает вместе и то, что светильник светит, а кто говорит, что не существует сияния, вместе с сим разумеет погашение того, что освещает. Посему когда говорится, что не было Сына, то по необходимости последовательно утверждается и несуществование Отца. Ибо если, по апостольскому свидетельству, нераздельно соединено одно с другим: и сияние с славою, и образ с ипостасью, и мудрость с Богом, — то говорящий, что не существует одного из двух соединенных предметов, с отъятием одного совершенно уничтожает и остальной; так что, если нет сияния, то должно признать, что нет и естества сияющего, и если не существует образа, то нет и ипостаси отображаемой, если нет мудрости и силы, то должно признать, что совсем нет и Того, Который немыслим Сам в Себе без мудрости и силы. Итак, если Единородного Бога не было прежде происхождения Его, как говорит Евномий, а Христос есть Божия сила, и Божия премудрость, и образ, и сияние, то, конечно, не было и Отца, Которого Сын есть сила, и премудрость, и образ, и сияние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Человек создан «по образу Божию» ( Быт.1:26,27 ). Нелегко и непросто определить в статических, в природных категориях, что означает «образ Божий» в человеке. Святые отцы указывали на разум и на свободу. И это значит, что «образ» имеет динамический смысл и природу. «Образ» есть то, что изображает, что отражает, воспроизводит… Создание человека «по образу Божию» означает его призвание и его способность к Богоподобию, к жизни в Боге… И потому не может являть в себе «образ Божий» человек греховный и падший, он – вне Бога, вне жизни; он далек от Бога, и Божий лик не отражается в его душе… Восстановление «падшего образа» Христом есть оживотворение человека, воссоединение с Богом… «Ибо, так как Он уделил нам Свой собственный образ и Свое собственное дыхание, но мы не сохранили того, – говорил преп. Иоанн Дамаскин , – то Он принимает на Себя наше бедное и немощное естество для того, чтобы очистить нас, избавить от тления, и опять соделать причастниками Его божества». В этом «причастии» – жизнь для человека, ибо только Бог есть истинная Жизнь. И потому спасение есть Воскресение, и Христос есть для нас «Воскресение и Жизнь» ( Ин.11:25 ). Эта Жизнь открывается в нас Духом Святым. И, как говорил св. Афанасий Великий , «напоеваемые Духом, мы пием Христа…» В дарах Духа соединяемся со Спасителем – в этом смысле Дух Святый есть Дух Христов. И Дух Святый есть Дух Животворящий. Духовное оживотворение человеческого бытия есть его освящение. Дух есть «источник освящения», – в этом смысле, по отеческому объяснению, нужно разуметь наименование Его Духом Святым. И «освящение» есть «обожение» , теозис, – ибо только один Бог свят, и только через соединение с Богом может человек становиться «причастником святости». Обратно, приемля освящающие дары Духа, мы становимся «причастниками Божества», – соединяемся с Богом, в нас открывается духовная, или божественная жизнь. И в этом осуществляется спасение. Оно осуществляется в Церкви, и Церковь , прежде всего, есть Церковь Святая. «Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В Нем открывается не только то, как Бог стал человеком и пришел в мир, но и то, как человек становится истинным человеком, т. е. Богом по благодати. Так же как Истина, открытая в Нем – богочеловеческая Истина, так же богочеловечны и путь и методика пути, ведущего к ней. Из сказанного становится очевидно, что все, что не христообразно и не христоносно, все что отделено или отделилось от Христа, все что хотело бы стать или стало «автономным», все что не наполненно Им, что не стремится к Нему, перестает быть истинным и как таковое – бессильно формировать истинный человеческий образ и стать основанием истинной жизни. Каким же образом Христос прославился и каким образом Он, как Богочеловек, живет среди нас? Образ Его жизни среди нас и откровение Его славы, свидетельствует нам Евангелие от Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» ( Ин. 1,14 ). Из этого свидетельства видно, что Бог открывается нам не как некий абстрактный путь или образ жизни, но как в нас присутствующая и действующая богочеловеческая реальность, как полнота благодати и истины, как видимый и конкретный путь. Он как «Путь» – путь праведности и мира (ср. Мф. 21,32 ; Лк. 1,79 ), «узкий путь» ( Мф. 3,14 ); путь, которым надлежит идти – «путь жизни» ( Ин. 14,4 ), «прямой путь», «путь истины» ( 2Петр. 2:2, 15 ). Его, Бог Отец, «прославил и еще прославит» (ср. Ин. 12,28 ). Он открывается и даруется как жизнь, и эта жизнь становится свет человекам, «и свет во тьме светит и тьма не объяла его» ( Ин. 1,5 ). Ему дана заповедь для нас, и Им подарена нам заповедь «жизни вечной» ( Ин 12,49 ). И пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить, (ср. Ин. 14,19 ) – а Он среди нас и с нами – вечно, Он видим для нас – видим как Церковь . И так же, как и Он – «Путь», так уже в Деяниях Апостольских, и Его Церковь и Его учение, называются «путем», последователи которого, так же как и Он, будут гонимы ( Деян. 22,4 ), путь, в котором «укрепляются» ( Деян. 9, 22 ), который будет в «поношении» ( 2Петр. 2,2 ), который «приготовляется» ( Лк 1,76 ), «путь святых» ( Евр. 9,8 ), «путь новый и живой, Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою», т. е. Церковь (ср. Евр. 10,20 ). Следовательно, как и Он Путь, так и Церковь Его, Его Богочеловеческое Тело – тот же Путь, потому что, по сути, она тождественна Ему, так же как Его образ жизни и богочеловеческого делания – ее образу жизни и делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В Нем открывается не только то, как Бог стал человеком и пришел в мир, но и то, как человек становится истинным человеком, т. е. Богом по благодати. Так же как Истина, открытая в Нем — богочеловеческая Истина, так же богочеловечны и путь и методика пути, ведущего к ней. Из сказанного становится очевидно, что все, что не христообразно и не христоносно, все что отделено или отделилось от Христа, все что хотело бы стать или стало «автономным», все что не наполненно Им, что не стремится к Нему, перестает быть истинным и как таковое — бессильно формировать истинный человеческий образ и стать основанием истинной жизни. Каким же образом Христос прославился и каким образом Он, как Богочеловек, живет среди нас? Образ Его жизни среди нас и откровение Его славы, свидетельствует нам Евангелие от Иоанна: « И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1,14). Из этого свидетельства видно, что Бог открывается нам не как некий абстрактный путь или образ жизни, но как в нас присутствующая и действующая богочеловеческая реальность, как полнота благодати и истины, как видимый и конкретный путь. Он как «Путь» — путь праведности и мира (ср.Мт.21,32, Лк.1,79), «узкий путь» (Мт.3,14); путь, которым надлежит идти — «путь жизни» (Ин. 14,4), «прямой путь», «путь истины» (2 Петр. 2, 2;15). Его, Бог Отец, «прославил и еще прославит» (ср. Ин. 12,28). Он открывается и даруется как жизнь, и эта жизнь становится свет человекам, «и свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1,5). Ему дана заповедь для нас, и Им подарена нам заповедь «жизни вечной» (Ин 12,49). И пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить (ср. Ин. 14,19) — а Он среди нас и с нами — вечно, Он видим для нас — видим как Церковь. И так же, как и Он — «Путь», так уже в Деяниях Апостольских, и Его Церковь и Его учение, называются «путем», последователи которого, так же как и Он, будут гонимы (Деян. 22,4), путь, в котором «укрепляются» (9, 22), который будет в «поношении« (2 Петр. 2,2), который «приготовляется» (Лк 1,76), «путь святых» (Евр. 9,8), «путь новый и живой, Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою», т. е. Церковь (ср. Евр. 10,20). Следовательно, как и Он Путь, так и Церковь Его, Его Богочеловеческое Тело — тот же Путь, потому что, по сути, она тождественна Ему, так же как Его образ жизни и богочеловеческого делания — ее образу жизни и делания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Внутреннее, глубокое общение любви со Христом положительно невозможно без тожества нравственного настроения, без действительного единства существенного направление и основного содержания жизни. « Кто говорит, что пребывает в Нем (т. е. в Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал» 367 . Здесь свобода христианина не нарушается и не подавляется, а, напротив, проявляется самым полным, совершенным образом, поскольку переработка наличного состояния жизни верующего по началам правды Христовой является удовлетворением самых насущных запросов и потребностей его собственной личности, проникнутой любовью ко Христу. По требованиям этой любви, христианин живет вместе со Христом ( ’μα σν ατ), имея Его пред своим духовным взором, сообразуя свою жизнедеятельность решительно во всех событиях и обстоятельствах своего личного бытия с отличительными особенностями жизни Христовой 368 . Побуждаемый «любовию ко Христу, он в своей жизни и деятельности воспроизводит все то, что созерцает в образе Его... Ум верующего преобразуется в ум Христа ( 1Кор.2:16 ), чувствования Христовы становятся чувствованиями верующего ( Флп.2:5 ). Предмет желаний христианина – то, что, во Христе ( Флп.2:21 ), цель всех поступков его – Христос ( Кол.3:17 ). Во Христе вся его жизнь ( Флп.1:21 ; Кол.3:4 ). Перенося в себя таким образом все содержание жизни Христа, верующий представляет в самом себе образ Спасителя ( Гал.4:19 ), становится Его отражением» 369 . Такое нравственное уподобление Христу представляет собою собственно отражение в сознательно свободной области личной жизни христианина того, что мистически совершается в его природе. Если природа человека воссозидается по образу Христа Спасителя 370 , то и его сознательно свободная нравственная жизнедеятельность отпечетлевает на себе тот же образ Христов. « Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» 371 , – носить и в своей природе, и в своей сознательной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010