Скачать epub pdf Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы, братие, после первой недели Великого поста, которая должна была быть проведена в искреннем покаянии, пришли к празднованию Православия, которое открывает нам выход из нашего греховного состояния и указывает путь, которым должен идти человек, начавший покаяние. Если вы принесли покаяние, то этим самым только еще начали входить в настоящую жизнь. Ведь Завет Бога с человеком был положен два раза – в Ветхом Завете и Новом Завете. В Ветхом Завете он был положен через Моисея на горе Синайской, в Новом – через Сына Своего – «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многие изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Господь и теперь (в новое), и в древности (ветхое время) открывал Свой Завет. Но чтобы для нас открылась возможность быть в Его Завете, мы должны сами вступить в Завет с Богом. Когда священник в таинстве исповеди отпускает грехи кающемуся, он просит в молитве дать ему образ покаяния: «Сам отныне умилосердись о рабе Твоем и подаждь ему образ покаяния» (Требник 44 стр. Чин исповедания). Мы сами созданы по образу Божию и по подобию. Мы просим образ покаяния, образ исправления – это тот образ, в котором мы должны жить. Покаяние – это наш завет с Богом об исправлении нашей жизни. И если мы не вступим в наш завет, завет человека с Богом, то для нас недействителен и завет Бога с человеком. В Ветхом Завете Бог дал Завет Свой через Моисея. «И сказал Господь Моисею: «Взойди ко Мне на гору и будь там, и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Израиля) ( Исх. 24:12 ). «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору. И слава Господня осенила гору Синай ... Моисей вступил в середину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе 40 дней и 40 ночей» ( Исх. 24:15–16, 18 ). Когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: «Встань и сделай нам бога, который шел бы перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, не знаем что сделалось» ( Исх. 32:1 ). Аарон повелел им принести золото. «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял из рук их и сделал из них литого тельца и обделал его резцом. И сказали они: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» ( Исх. 32:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 4. Жизнь по замыслу Бога. Отображение отношений между Отцом и Сыном Размышляя в настоящей главе над тем, каким образом человеческая жизнь задумана отображать взаимоотношения между Отцом и Сыном, будет полезным вернуться к началу человеческой истории, еще до того, как грех нарушил Божьи планы. После того как мы поговорим о человечестве в его первозданном виде, я хотел бы обсудить состояние современного общества, чтобы выделить главные различия между жизнью, которую задумал Бог, и той, какую мы наблюдаем сегодня. Таким образом, я надеюсь дополнить наше обсуждение, конкретизировав, как должно выглядеть наше участие в извечном общении между Отцом, Сыном и Святым Духом. Святой Дух, образ Божий и появление человечества О появлении Вселенной и зарождении человеческой жизни повествуется в Книге Бытия, где в первой главе содержится рассказ о том, как Бог сотворил мир за шесть дней, кульминацией чего стало создание человека в последний день творения: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В этом отрывке есть ряд спорных вопросов, но, чтобы не отвлекаться на них понапрасну, я хотел бы сделать несколько общих наблюдений. Во-первых, достаточно ясно видно, что «образ» и «подобие» – это синонимы. Некоторые авторы патристического периода и ряд современных ученых усматривают в них различный смысл, хотя, вероятнее всего, эти термины употребляются взаимозаменяемо. 38 Во-вторых, не совсем понятно, что представляет собой заложенный внутри нас образ Божий. Кто-то полагает, что характерная черта Божьего образа заключается в нашей способности мыслить, кто-то говорит, что речь идет о нашей свободной воле, а для кого-то – это наша духовная природа, в то время как другие даже допускают, что Божий образ указывает на троичность человека (его тело, душу и дух), что и делает его подобным Троице. Тем не менее нигде в Библии не разъясняется, в чем именно заключается сущность Божьего образа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Обратим внимание на некоторые тексты Священного Писания, в которых используется образ пастуха, пастыря. 1. Образ пастыря в Ветхом Завете 1.1. Бог – Пастырь Израиля Древние евреи самого Бога представляли пастырем, а себя – Его стадом. Образ Бога как верховного пастыря возник в те доисторические времена, когда евреи и их предки вели кочевой или полукочевой образ жизни. Позднее, когда евреи стали вести оседлую жизнь и у них появилась своя письменность, этот образ перекочевал в тексты пророков и псалмов. Так, в книге пророка Иезекииля мы читаем обращение Бога к оказавшемуся в вавилонском плену Израилю: Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей ( Иез.34:31 ). Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест… Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде ( Иез.34:12,15-16 ). Второ-Исайя, певец искупления израильского народа и возвращения его из вавилонского плена, говорит о Боге: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки, и носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ). А вот некоторые примеры из псалмов, в которых Бог поэтически воспевается в образе Пастыря: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их вовеки ( Пс.27:9 ). Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы рукú Его ( Пс.94:7 ). Нельзя не вспомнить и  22 Псалом : Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня ( Пс.22:1-4 ). В Новом Завете, в хорошо известных всем нам текстах Луки и Иоанна таким добрым и заботливым пастырем изображается Мессия, воплощенный Сын Божий. К этим текстам мы еще обратимся, а пока – несколько цитат из пророческих книг, в которых в образе Пастыря изображается грядущий Мессия. 1.2. Мессия – Пастырь Израиля

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Кто первый сделал изображение? Сам Бог первый родил Единородного Сына и Слово Свое, Свое живое изображение, естественное, во всем сходный образ Своей вечности; и сотворил человека по образу Своему и по подобию ( Быт. 1, 26, 27 ). И Адам увидел Бога и услышал голос Его, «ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся» ( Быт. 3, 8 ). И Иаков увидел и боролся с Богом ( Быт. 32, 24 ). Ясно же, что Бог явился ему, как человек. И Моисей увидел как бы человека сзади ( Исх. 33, 23 ); также и Исаия увидел как бы человека, сидящего на престоле ( Ис. 6, 1 ). Увидел и Даниил подобие человека: «как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями» ( Дан. 7, 13 ). И никто не увидел естества Бога, но только образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле. Итак, все, увидев образ и подобие будущего, поклонились, подобно тому как апостол Павел говорит в послании к Евреям: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались» ( Евр. 11, 13 ). Итак, неужели я не стану делать изображения Того, Кто ради меня явился с плотским естеством? И неужели не стану поклоняться и почитать Его посредством чествования и поклонения, которые воздаю Его изображению? Авраам увидел, но не естество Божие ( Быт. 17, 1 ), ибо «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ), а образ Бога и, пав, поклонился. Иисус, сын Навина, увидел ( Нав. 5, 13–15 ), но не естество Ангела, а образ, ибо природа Ангела не созерцается телесными глазами, и, пав, поклонился. Подобным образом поступил и Даниил. Ангел же не Бог, но творение и раб Божий, и помощник, поэтому тот поклонился ему не как Богу, но как помощнику Бога и служителю. Неужели и я не стану делать изображения друзей Христа? И неужели не стану поклоняться не как Богам, но как изображениям друзей Бога? ( 3, 1, XXVI ). Не поклоняюсь «твари вместо Творца» ( Рим. 1, 25 ), но поклоняюсь Создателю, подобно мне, сделавшемуся сотворенным, и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снисшедшему в тварь, чтобы прославить мое естество и сделать участником в Божественном естестве. Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и багрянице тела не как одеянию и не как четвертому Лицу, нет, но как ставшей причастною тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть, и освятившей ее. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, чем Оно было, не испытав изменения, сделалось Плотию, так и Плоть сделалась Словом, не потеряв того, что она есть, лучше же сказать, будучи единой со Словом по Ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимого не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие и в Плоти, и в Крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю Плоть Божию, которая была видима ( 1, 1, IV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Св. Ириней Лионский одним из первых в восточно-христианском богословии провозгласил, что " образ Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек. И потому-то Сын и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него " Если это так, то логически безупречным будет вывод о том, что человек не был создан первоначально моральным существом: ведь Христос - это не моральный учитель, не моралист и даже не нравственный идеал человека. Христос - это Сын Божий, вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он есть Божественный Логос и Спаситель мира. Следовательно, первозданный человек Адам, сотворенный Богом-Отцом по Его образу, есть также сын Божий, призванный сыновней любовью отвечать на Божественную любовь, жить под покровом этой Божественной любви, жить одной этой Любовью, жить в единстве с Богом. " Адам жил невинно, подлинно блаженною и безмятежною жизнью. Он в чистоте своей непрестанно созерцал Слово, образ Бога Отца, ибо он сам сотворен по образу этого Образа. Когда человек чист, и ум его не занят телесными предметами, а собран в себе, он парит в горних и взирает на Слово, видит в Нем Отца Слову, услаждается созерцанием Его и обновляется в любви к Нему " Грехопадение исказило образ Божий в человеке. " После падения человек перестал видеть Образ Бога, т.е. Слово, стал созерцать зло, т.е. не сущее. Сущее есть добро, ибо оно имеет для себя образы в сущем Боге; тогда как зло есть несущее, т.к. не имеет своих образов в Боге, а создано человеческими примышлениями. Уклонившись от созерцания Слова, человек в грехе созерцает только зло " Смысл мифа о грехопадении, видимо, следует усматривать в том, что человек не может и не должен знать то, что знает Бог. Адаму и Еве надо было знать, почитать и любить Бога (Абсолютное Добро) и благодаря этому пребывать в райском блаженстве. Когда же, стремясь стать " как боги, знающие добро и зло " первые люди нарушили запрет Бога, они увидели как бы изнаночную сторону мира, себя и друг друга, то есть узнали зло. Ум их помрачился. Они отторгли себя от Бога и, возможно, стали бы враждебными Ему: " И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/396/...

Человек создан «по образу Божию» ( Быт.1:26,27 ). Нелегко и непросто определить в статических, в природных категориях, что означает «образ Божий» в человеке. Святые отцы указывали на разум и на свободу. И это значит, что «образ» имеет динамический смысл и природу. «Образ» есть то, что изображает, что отражает, воспроизводит... Создание человека «по образу Божию» означает его призвание и его способность к Богоподобию, к жизни в Боге... И потому не может являть в себе «образ Божий» человек греховный и падший, он – вне Бога, вне жизни; он далек от Бога, и Божий лик не отражается в его душе... Восстановление «падшего образа» Христом есть оживотворение человека, воссоединение с Богом... «Ибо, так как Он уделил нам Свой собственный образ и Свое собственное дыхание, но мы не сохранили того, – говорил преп. Иоанн Дамаскин , – то Он принимает на Себя наше бедное и немощное естество для того, чтобы очистить нас, избавить от тления, и опять соделать причастниками Его божества»... В этом «причастии» – жизнь для человека, ибо только Бог есть истинная Жизнь. И потому, спасение есть Воскресение, и Христос есть для нас «Воскресение и Жизнь» ( Ин.11:25 ). Эта Жизнь открывается в нас Духом Святым. И, как говорил св. Афанасий Великий , «напоеваемые Духом, мы пием Христа...» В дарах Духа соединяемся со Спасителем – в этом смысле Дух Святый есть Дух Христов. И Дух Святый есть Дух Животворящий. Духовное оживотворение человеческого бытия есть его освящение. Дух есть «источник освящения», – в этом смысле, по отеческому объяснению, нужно разуметь наименование Его Духом Святым. И «освящение» есть «обожение», теозис, – ибо только один Бог свят, и только через соединение с Богом может человек становиться «причастником святости». Обратно, приемля освящающие дары Духа, мы становимся «причастниками Божества», – соединяемся с Богом, в нас открывается духовная или божественная жизнь. И в этом осуществляется спасение. Оно осуществляется в Церкви, и Церковь , прежде всего, есть Церковь Святая. «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25,26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

О, дивное чудо, которому и Ангелы достойно удивляются! Да обращается всегда чудо сие пред душевными нашими очами, и тогда подлинно обновимся, и от сердца послушаемся Божественных слов Его, и будем «новой тварью во Христе» ( 2Кор 5:17 ). Спасайся. Ты вопрошаешь: как в сердце углубить великое смотрения Христова таинство? Ответ. О чем часто помышляем и поучаемся, то глубже в памяти и сердце нашем вкореняется. Помышляй часто и об этом великом и дивном деле, и молись, и вкоренится в сердце твоем. Видишь образ Его в церкви и дома: помышляй, что это образ Сына Божия, и Небесного Царя, и Бога твоего, Который ради тебя на земле явился, и пожил, и трудился. Видишь образ Богородицы: помяни тут, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотью родила Господа твоего, и на руках носила, и млеком материнским питала. Видишь образы апостолов: думай тут, что это изображение очевидцев и боговидцев, которые своими очами Бога явившегося видели, и слова жизни из уст Его слышали, и на чудеса, Им творимые, смотрели, и с Ним обращались и жили, и с места на место ходили, и потом нам Его проповедали. Видишь образ Крестителя: помышляй тут, что это подобие того великого пророка, который удостоился крестить Господа твоего в водах Иорданских и указывал на Него рукой своей: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1:29 ). Так, когда будем часто о Нем и действиях Его рассуждать, то углубится память о Нем в сердцах наших, что великую душам нашим подаст пользу. Спасайся. Что означают слова Христа Господа: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф 8:20 )? Ответ: 1) Христос Господь наш этими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, ибо настолько он беден был, что и дома собственного Своего не имел, где бы голову Свою мог приклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда», а Он и дома Своего не имел. 2) Смотри, как ради нас обнищал Тот, Которому принадлежит вся земля и все, что наполняет ее, – не имел даже, где голову приклонить. О, чудо! Тот, у Которого в руке все концы земли, и небо престол, и земля подножие, так обнищал, что не имел, где голову приклонить. Эту нищету представляет нам Его апостол: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор 8:9 ). Своей нищетой милостивый наш Иисус нас, нищих, обогащает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез 40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ). Святые иконы будут у христиан до конца мира В виду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения. г) по нравственному влиянию Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. 334 (ср. Гал.3:1 ) «Служение идолам... есть начало и причина и конец всякого зла... Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий. Свидетельства древних отцов Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу». 335 Святого Василия Великого : «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника!... Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава вовеки веков. 336 Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу». 337

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тело воистину объединяется с Божеством, Тело, (родившееся) от святой Девы, но (объединяется) не (так), что вознесшееся Кровь Божию. Если же ты доискиваешься способа, как именно) это делается, то тебе достаточно, услышать, что – с помощью Святого Духа, подобно тому, как Господь, при содействии Святого Духа составил Себе и в Себе, Плоть от Святой Богородицы. Более мы ничего не знаем, кроме того, что Слово Божие истинно, действенно и всемогуще, а способ (преложения) неисследим. Можно сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через ядение и вино, и вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь, и суть не два, но единое и то же самое». И ниже: «Хлеб и вино суть не образ Тела и Крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное Тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ Тела, но Тело Мое, и не образ Крови, но Кровь Моя. И прежде этого Он говорил Иудеям: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (...) Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин. 6, 53–55 ). И еще: ядущий Меня жить будет Мною ( Ин. 6, 57 )». И ниже: «Угль (пылающий) видел Исаия ( Ис. 6 ); но угль – не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не обычный хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, соединенное с Божеством, есть не одно естество; но одно – естество Тела, другое – естество соединенного с ним Божества; так что то и другое вместе не одно естество, но два». Так говорит святой Дамаскин. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, также богомудрствует по этому поводу в толковом Евангелии в разных местах. В толковании на Евангелие от Матфея на главу 26 о словах И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил высказывается следующим образом: «Говоря Сие есть Тело Мое, Христос показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: “сие есть образ», но Сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нами преподается хлеб, хотя на самом деле это плоть».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это и Книга Завета и Закона (Втор. 30.10) — Библия и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» — Книги, лежащей на престоле (например, ц. Успения в Никее, VII b.).   Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).   Итак, Бог судит мир через слово и свет, — и человек с трепетом ожидает «доброго ответа на страшном судище Христово», как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010