И такими вы были. но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ). (Сими словами) он весьма ясно показывает, чрез что человек погибает, если будет пребывать в жизни ио плоти, и чрез что спасается. То, что спасает, по его словам, – есть имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего. 2. Перечислив так дела плоти, чуждые Духа и смертоносные, он, сообразно с вышесказанным, в конце послания кратко выразился: «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо говорю вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия» ( 1Кор.15:49–50 ). Слова его: «как мы носили образ перстного» сходен с изречением: «и таковыми вы были: но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Когда же мы носили образ перстного? Тогда, конечно, когда вышеупомянутые дела плоти совершались в нас. А когда (носим) образ небесного? Тогда, – говорит, – когда «вы омылись», веруя во имя Господа и получили Дух Его. Омылись же мы ни по существу тела, ни по образу создания, но относительно прежней суетной жизни. Итак в тех же самых членах, в которых мы погибали делая (дела) тления, мы и оживотворяемся, совершая дела Духа. Глава XII. О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе 1. Ибо плоть как способна к тлению, так и к нетлению, и как (способна) к смерти, так и к жизни. Они взаимно сменяются, и то и другое не пребывают вместе, но одно вытесняется другим, и в присутствии одного уничтожается другое. Поэтому если смерть, овладев человеком, удалила от него жизнь и сделала его мертвым, – тем более жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восставит человека живым Богу. Ибо, если смерть умертвила, то почему жизнь своим пришествием не оживотворит человека? Как пророк Исаия говорит: «сильная смерть пожрала», и еще: «Бог отнял всякую слезу от всякого лица» ( Ис.25:8 ). Прежняя жизнь изгнана потому, что была дана не чрез Дух, а чрез дыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Жизнь Иисуса Христа на этой земле еще не завершена. Христос продолжает жить в жизни своих последователей. Теперь следует говорить не о нашей христианской жизни, но о действительной жизни Иисуса Христа в нас «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Воплотившийся, Распятый, Преображенный вошел в меня и живет моей жизнью. («Для меня жизнь – Христос» ( Фил.1:21 ). Со Христом живет также во мне Отец, живут во мне Отец и Сын через Святого Духа. Сама Святая Троица, жительствуя в христианине, исполняет его и претворяет в Свой образ 446 . Воплотившийся, распятый и преображенный Христос творит Свой образ в каждом человеке, поскольку он является частью Его Тела – Церкви. Церковь несет в себе образы воплощенного, умершего и воскресшего Иисуса Христа. Прежде всего она является Его образом ( Еф.4:24 447 ; Кол.3:10 448 ), и благодаря ей все становятся ее членами. В Теле Христовом мы стали такими же «как Христос». Теперь становится понятно, почему Новый Завет постоянно говорит о том, что мы должны быть «как Христос» (καθς Χριστς). Поскольку мы преобразованы в образ Христов, мы должны быть как Христос. Только потому, что мы уже несем в себе образ Христов, Христос может быть для нас тем «образцом» 449 , которому мы следуем. Поскольку Он Сам действительно живет в нас, и мы можем «поступать так, как Он поступал» ( 1Ин.2:6 ), «делать то, что Он делал» ( Ин.13:15 ), «любить так, как и Он возлюбил нас» ( Еф.5:2 ; Ин.13:34; 15:12 ), «прощать так, как Он простил» ( Кол.3:13 ), «иметь такие же чувствования, какие были в Нем» ( Фил.2:5 ), потому мы можем следовать тому примеру, который Он оставил нам ( 1Пет.2:21 ), нашу душу полагать за наших братьев, как и Он положил ее за нас ( 1Ин.3:6 ). Только благодаря тому мы можем стать такими, каким Он был, что Он был таким же, как мы. Только потому мы можем быть «как Христос», поскольку мы являемся подобными Ему. Претворенные в образ Христов мы можем теперь жить по Его примеру. Теперь действительно совершаются деяния, в простоте последования протекает жизнь, равная Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

То же переживали и святые, прозорливые. Несчастия постигали Иова одно за другим, но за ними он мысленными очами видел всегда Промысл над ним Бога, и это давало ему силы неизменно говорить: Господь дал, Господь и взял – да будет имя Господне благословенно! Вот мы видим вокруг себя злых людей и, может быть, подумаем, что с ними нам надо бороться. Но не то видел вокруг себя апостол Павел, который сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефб, 12). Не суди грешника, а вооружись молитвой за него. Пусть человек никогда не оставит без внимания и ту свою невидимую «книгу», которая будет раскрыта на Страшном Суде и по записям которой будет судиться его душа. Чем больше мы отрываемся от действительности, чем глубже входим сердцем в события жизни вечной, тем лучше для нас, тем легче нам будет идти в жизни, тем ближе будем мы к небу, тем желаннее для нас будет переход к новой, вечной, блаженной жизни в Боге. Восприятие имен и образов Свято и страшно имя Его. Пс 110,9 Да защитит тя имя Бога Иаковля. Пс 19,2 Именем Моим будут изгонять бесов. Мк 16,17 Вероятно, многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либо имени. Вот, например, я произношу имя дорогого для меня человека. Во мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительные черты характера, его жизненный путь, его взаиморасположение ко мне; в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности, уважения и т. п., и душа моя как бы заполняется этим образом, сливается с ним. Это невидимое единение меня с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня. Если друг отличается жизнерадостностью, его образ влил в меня струйку жизнерадостности. Протоиерей Иоанн С.: «В имени человека – душа человека. Итак, на призыв: «Иван Иванович» – его душа сознает себя в этом имени и откликается на него». Итак, имя вызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения. Итак, произнесение имени ведет к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживаниях ума и сердца. Глубина этих переживаний зависит от отношения сердца к именуемому образу.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 90–91 ). ...И облекитесь в нового человека, созданного по Богу Отложите «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», а обновитесь «духом ума вашего» и облекитесь «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». ( Еф. 4, 22–24 ). Слово Божие находит в нас двух людей и именует одного новым, а другого ветхим. И это нельзя принимать без внимания. Ибо гласом Божиим нам предписывается, чтобы мы отложили ветхого человека и облеклись в человека нового. Не надо думать, что из одного человека апостол сделал двух. Нет, он велит посмотреть на одного человека, но с двух сторон. Тогда один человек представится в двух совсем несходных и противоположных видах. Посмотри, говорит, на человека, порабощенного страстями, отягощенного пороками, помраченного разумом, лишенного совести, – каким он тебе с этой стороны покажется? Покажется ветхим: ибо укоренившиеся в нем страсти подобны вползшему в корень дерева червю, который неощутимо подтачивает дерево и склоняет его к падению и тлению. Но посмотри на человека, следующего голосу Господню, хранящего добродетель, просвещенного умом и чистого совестью, – какой он с этой стороны? Он покажется новым, каким был создан первый человек в невинности своей. Ибо нет в этом ничего, что приводило бы человека к смущению, к печали, болезни, тлению, несчастью. Но послушайте и сами апостольские слова: необходимо «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, ...и облечься, в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22, 24 ). Вот о какой ветхости речь и каком обновлении. Один человек может принимать оба эти состояния, совсем противоположные. Один он имеет образ, когда следует здравому рассуждению – иной, когда следует страсти; один образ, когда он грехом помрачен – другой, когда приходит в раскаяние. Один образ, когда он отвержен Богом – иной, когда благодатью Его через покаяние оправдан и принят в число чад Божиих. Эта перемена в одном человеке – когда он переходит из одного состояния в другое, делает его непохожим на самого себя, каким он был прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Основная причина различия этих двух образов заключается в том, что для мусульманина рай – возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема: “первозданный рай тождественен будущему раю” ; тогда как для христианина достижение рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей, – одесную Отца: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор 15:45, 47–49 ). Бог “как создал несуществовавших, так воссоздаст получивших бытие, – созданием, которое божественнее и выше прежнего” – свидетельствует св. Григорий Богослов . Св. Епифаний Кипрский , говоря о будущем преображении мира, приводит такой образ: оно будет подобно “изменению младенца в мужа совершенна” . Поэтому христианин не стремится вернуться в состояние Адама, но чает соединиться со Христом; преображенный во Христе человек входит в преображенный рай. И единственный “предмет” рая ветхого, Эдема, перешедший в рай новый, Небесный Иерусалим,– древо жизни (см.: Быт 2:9 ; Апок 22:2 ),– только подчеркивает превосходство нового рая: Адам был изгнан, чтобы не есть плодов его, жителям же Небесного Иерусалима они вполне доступны. По христианской традиции “древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам” (преподобный Исаак Сирин ) . Можно сказать, что если сад есть, по существу, целиком творение Божие, то образ города как создания человеческого знаменует участие человечества в Царствии Божием. Использование образа города в описании Царствия Небесного означает, что человечество соучаствует в спасении: “Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых” (святитель Андрей Кесарийский ) , что вполне отвечает понятию завета между Богом и человеком, подразумевающему такое соучастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Это – тот неизмеримо высоконравственный образ жизни Христовой, о котором Он изрек: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Это – тот образ, который был дан апостолам и о котором верховный Петр сказал: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Это – тот образ, который апостол Павел желал отобразить в своих учениках из язычников, обращенных к вере во Христа и которым он написал следующие слова: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал.4:19 ). Чтобы сделать понятным сейчас сказанное нами, укажем некоторые черты этого высочайшего духовного образа Христова, те черты Его жизни, которые мы должны при помощи благодати Божией стараться постепенно отобразить в себе, чтобы ближе уразуметь Его, войти в единение с Ним и в этом обрести источник отрады среди скорбей и страданий здесь, на земле, и блаженства там, на небесах. Первая черта образа Христова есть смирение. Будучи образом Божиим, равным Богу, Сын Божий умалил Себя, приняв образ раба, и, подобно рабу, Он не возгнушался омыть ноги ученикам Своим. Научая их смирению, Он сказал: Я дал вам пример (образ), чтобы и выделали то же, что Я сделал вам... Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу ( Ин.13:15:14 ). Другая черта Его образа – послушание. Сын Божий, Единородный Отцу, Он говорил о Себе: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин.6:38 ). Поэтому, когда настало время страданий Его, Он не восхотел уклониться от них, ни умолять Отца о ниспослании дванадесяти легионов Ангелов ( Мф.26:53 ) и ничего не предпринимал для избавления Себя, но во всем предавал Себя в волю Отца: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня... да будет воля Твоя! – говорил Он пред чашей страданий Своих ( Мф.26:42 ). Третья черта нравственного образа Христова – любовь. Эта любовь Сына Божия подвигла восприять на Себя дело спасения; любовь Его к нам низвела Его на землю; любовь милосердствовала о несчастных, больных, слепых, алчущих, плачущих; она побуждала Его нас ради алкать, жаждать, утруждаться; любовь Его говорила: «Жаль Мне этих людей, нуждавшихся в пище», и чудесным образом напитала их в пустыне ( Мф.15:32 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В повествовании Книги Юбилеев образ книги судеб играет очень важную роль. В целом образ книги судеб в данных произведениях выражает идею о том, что вся история находится во власти Божией и определяется Богом ( Дан 10: 21; 1  Енох 107; Юбил 5: 16). В Послании Еноха образ книги судеб неразрывно связан с иными небесными книгами – книгой жизни и людских деяний: книга судеб как бы включает в себя написанное в этих книгах. В книге судеб Енох уже заранее видит уготованное Богом вечное блаженство праведникам и мучение грешникам – тем самым подчеркивается истинность и неизменность грядущего воздаяния праведным и отмщения грешным. В небесной книге судеб все это предстает как реальность, которая не может быть отменена. С другой стороны, межзаветные авторы нередко использовали образ книги судеб для придания авторитета своим писаниям (так называемый прием vaticinia ex eventu): современные для читателей события представлялись как древнее пророчество заявляемого «автора» (например, Еноха – 1 Енох 93), в то время как для подлинного автора они фактически являлись прошедшими. В условиях широкого распространения псевдоэпиграфической литературы данный образ был весьма подходящим. 5.1. Упоминание в Лк 10: 20 Упоминание книги жизни содержится в 10-й главе Евангелия от Луки, где описывается возвращение 70-ти апостолов с их проповеднической миссии: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк 10: 17–20 ). Рассматриваемая перикопа принадлежит к уникальному материалу Евангелия от Луки. О «падении» сатаны с неба говорится также в Откр 12: 9–12 , причем имеются основания для сближения этих повествований. В речи Христа небесная книга эксплицитно не упоминается – использовано выражение в пассивном залоге: «…имена написаны (ёуусуралтои) на небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Два рода людей видим мы в притче. И два пути, которыми следуют они. «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; ... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7:13–14 ). А ты – коего ты рода, душа непокорная? Помилуй мя, Боже, помилуй мя Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения «Христос вочеловечился, плоти моей приобщившись, показывая тебе, о душа моя, подобие и образ Своего снисхождения, и всё, что принадлежит человеческому естеству, Своею волею Собою сделал совершенным, кроме греха». Обожил Собою Христос всё, что связано с человеческим естеством, ветхого Адама воздвигнув от тли 1729 , – и тело человеческое, соединившись с ним в Рождестве Своем, поживши с ним на земле, плотию уснув, яко мертв 1730 , воскресши с ним, вознеся его на небеса и поместивши одесную Отца, где Сам с плотию воссел; и дух наш с душою, приобщив их воле Своей и Божественным энергиям Своим. Обожил хотением Своим, Божественной волей Своей, чтобы открыть человечеству путь к спасению, как сказано было пророку: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез. 33, 11 ). Только то, что не принадлежит к природной сущности человека, то, что не присуще ему от момента сотворения его, то, что привходит в человека извне, примешиваясь к его существу и затмевая в нем свет богообразности и богоподобия, – только оно не причастилось благодати Божества: то, что не от Бога, а от греха, то, что получил человек, чтобы прикрыть последствия своего грехопадения (вспомни, душа, те ризы кожаны, которые носишь ты; вспомни и о том, когда именно получил их человек! 1731 ( Быт. 3, 16–19, 21 ).), то, что явилось вследствие греха и ему же подчинено, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим. 8, 7 ). В этом чуде соединения Божественного с человеческой природой показан тебе, душа моя, образ будущей жизниобраз жизни человеческого естества обоженного; естества, чистого от всего внешнего и наносного; естества, восставшего в своей первозданной полноте; естества, в котором восстановлены образ и подобие Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   Два рода людей видим мы в притче. И два пути, которыми следуют они.     «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; ... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13—14).    А ты — коего ты рода, душа непокорная?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя    Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения     «Христос вочеловечился, плоти моей приобщившись, показывая тебе, о душа моя, подобие и образ Своего снисхождения, и всё, что принадлежит человеческому естеству, Своею волею Собою сделал совершенным, кроме греха».    Обожил Собою Христос всё, что связано с человеческим естеством, ветхого Адама воздвигнув от тли, — и тело человеческое, соединившись с ним в Рождестве Своем, поживши с ним на земле, плотию уснув, яко мертв, воскресши с ним, вознеся его на небеса и поместивши одесную Отца, где Сам с плотию воссел; и дух наш с душою, приобщив их воле Своей и Божественным энергиям Своим.    Обожил хотением Своим, Божественной волей Своей, чтобы открыть человечеству путь к спасению, как сказано было пророку: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).    Только то, что не принадлежит к природной сущности человека, то, что не присуще ему от момента сотворения его, то, что привходит в человека извне, примешиваясь к его существу и затмевая в нем свет богообразности и богоподобия, — только оно не причастилось благодати Божества: то, что не от Бога, а от греха, то, что получил человек, чтобы прикрыть последствия своего грехопадения (вспомни, душа, те ризы кожаны, которые носишь ты; вспомни и о том, когда именно получил их человек! (Быт. 3:16—19, 21).), то, что явилось вследствие греха и ему же подчинено, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).    В этом чуде соединения Божественного с человеческой природой показан тебе, душа моя, образ будущей жизниобраз жизни человеческого естества обоженного; естества, чистого от всего внешнего и наносного; естества, восставшего в своей первозданной полноте; естества, в котором восстановлены образ и подобие Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Эта субъективная оценка человека имеет, по всей видимости, навязчивый характер, поскольку «признание определенных недостатков столкнет его лицом к лицу со своими конфликтами, подвергнув таким образом опасности ту искусственную гармонию, которой он добился» 37 с помощью идеализированного образа. Второй важный элемент идеализированного образа – это его фантастический характер. «Идеализированный образ можно назвать фантастическим или иллюзорным Я» 38 . В термине «идеализированный образ» теории Карен Хорни явно слышен отзвук изречения Священного Писания «по образу». Священное Писание говорит, что Адам был сотворен по образу Божию. Идеализированный образ является фантастическим отблеском этого образа в человеческом сознании. Следовательно, в идеализированном образе фатально сокрыто и привнесенное в него бесовское видоизменение будете как боги. Итак, теория Карен Хорни подчеркивает, что идеализированный образ – это центральная особенность невротического симптома. Вообще эта теория предлагает целостную концепцию этого образа. Тем самым эта теория оказывается психологическим комментарием, объясняющим наш термин фантастический христианин. Оказывается, что такой христианин пойман в ловушку невротического комплекса. В своей фантазии он лелеет свой идеализированный образ, в котором видит себя подлинным христианином. Часть первая. Упоминание в Евангелии и у святых Отцов о фантастической духовной жизни Глава первая. Евангельское упоминание о фантастической духовной жизни 1. Делатели беззакония В своей Нагорной проповеди Господь порицал тех делателей Его Евангелия, которые думая, что являются верными и преданными своей миссии, в реальности, из-за того, как они исполняют свое дело, являются делателями беззакония. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им. Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010