Древнейшими сохранившимися изображениями Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V-VII вв. в базилике - уникальный пример монументальной декорации ранневизант. мартирия. Серия автономных вотивных произведений была создана по инициативе разных заказчиков (значительная часть мозаик, находившаяся над аркадой внутреннего сев. нефа, погибла во время пожара 1917 и известна по фотографиям и акварелям англ. архит. У. С. Джорджа). Мозаики свидетельствуют, что к VII в. в Фессалонике сложилась иконография Димитрия Солунского-мученика, образ которого мог включаться в разнообразные вотивные композиции. Димитрий Солунский имеет устойчивые иконографические признаки: он представлен фронтально, часто на фоне апсиды или портика (архитектурные элементы, возможно, символизировали серебряный киворий - место пребывания святого), в образе юноши с короткими прямыми русыми волосами; облачен в патрицианские одежды - орнаментированные хитон и плащ (хламиду) с крупным тавлионом. К V-VI вв. принято относить 2 частично сохранившиеся композиции на зап. стене наоса. На одной из них, над юж. выходом в нартекс, справа, юноша подводит к Димитрию Солунскому вверяемого его покровительству мальчика, аналогичные фигуры, очевидно, были представлены и слева от Димитрия Солунского; Димитрий Солунский здесь показан в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой - деталь, очевидно, подчеркивающая действенность его заступничества. Остатки 2-й композиции находятся над сев. выходом в нартекс. В ее левой части фронтально представлена фигура Димитрия Солунского и в облаках 2 ангела, один с трубой (?) (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном - аллюзия на эпизод из Жития с увенчанием его ангелом в темнице). Остальные композиции (датировка не всегда точно определяется, особенно в случае с утраченными мозаиками) можно разделить на 2 основных типа. К 1-му, генетически связанному с мозаикой над юж. выходом из храма в нартекс, принадлежат сложные сцены с Димитрия Солунского и детьми (или донаторами), вверяемыми его покровительству. Среди них - композиции, размещавшиеся во внутреннем сев. нефе и, видимо, созданные до пожара базилики ок. 620 г. (Димитрий Солунский подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем; Димитрий Солунский на престоле на фоне кивория принимает ребенка из рук матери; Димитрий Солунский в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи; ребенок, сопровождаемый родителями и др. лицами, подносит голубей Димитрию Солунскому. По мнению Р. Кормака, эти сцены, а также близкая по смыслу композиция с Богоматерью, составляли особый вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девчки соименной Богородице (Cormack R. Writing in Gold. Byzantine Society and Its Icons. London, 1985. P. 87-89. Fig. 27-30). Рядом располагалась композиция с Димитрием Солунским и неск. молящимися донаторами (фрагменты, уцелевшие после пожара в 1917, сняты со стены и хранятся в Музее визант. культуры в Фессалонике).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

11. Новаторство римлян в области архитектуры в следующем: А) Здания строили с колоннами в дорическом, ионическом, коринфском стилях Б) Широкое распространение получило строительство триумфальных арок В) В честь важного исторического события строили храмы Г) На высокой скале был построен Парфенон с 46 колоннами 12. . Стили в архитектуре, появившиеся в эпоху Средневековья А) барокко Б) романский В) модерн Г) готический 13. . Неверным утверждением является. Типы изображений Богоматери: А.) Умиление Б) Успение В) Оранта Г) Одигитрия (Путеводительница 14. . В чем смысл термина «Возрождение»? А) В возрождении веры в богов Б) В возрождении античности, веры в торжество человеческого разума В) В связи искусства с религией Г) В возрождении интереса к природе 20. О ком слова Т. Готье: «Она подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается... и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили» А) Мона Лиза Б) Даная В) Сикстинская мадонна Г) Венера Часть 2 Ответьте на вопросы: 1. Представьте себе, что вы по туристической путёвке отправились в Египет. Какие из памятников культуры вы бы хотели обязательно увидеть? Почему? 2. В чем заключается значение греческой культуры для мировой цивилизации? Домашнее задание на 30 марта. Прочитать и законспектировать: 1. Тоталитарное государство создает новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть. 2. В борьбе за души и мысли людей нужно было обращаться к широким массам на простом и доступном им языке. Власть потребовала от художников создания произведений, которые были бы понятны даже самому необразованному человеку. 3. Все стили и направления, которые не соответствуют официальным установкам, осуждаются как реакционные и враждебные. 4. Каждый художественный жанр включался в общую задачу внедрения в сознание народа марксистской идеологии: в портрете создавался образ Великого Вождя и Нового Человека, историческая картина прославляла героику революционной борьбы, пейзаж открывал величие Родины-Матери или успешность социалистических преобразований и т. д.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Благовещение. Архангел Гавриил с неба принес благую весть Деве Марии о рождении от Нее Спасителя, Сына Божия. Мы не знаем тайн Божиих... Сколько их, нераскрытых, ведомых Одному Богу! Сколько их, этих тайн, совершается и теперь в нашей жизни, в судьбе каждого из нас! Сколько этих тайн! Мы не знаем: может быть, в канун Благовещения и к Саше прилетал ангел с неба, чтобы возвестить ему радость... Он об этом никому не говорил, ни с кем не делился. Да и разве о таких вещах говорят? Ведь это тайна Божия... В канун Благовещения, утром, часов в восемь, Сашу нашли мертвым... Его ждали в храм на послушание — нет. Искали в храме, во дворе — нет. Пошли в его келию. Постучались, сотворили молитву — ответа не было. Дверь была не заперта. Открыли... Он лежит бочком на койке. " Саша, вставай! Скорее, Саша! " . Ответа не было. Один из двух пришедших братьев подошел ближе к койке. Какой-то страх охватил все его существо. " Саша! " Саша лежал недвижим. Подошел другой. Посмотрел в лицо — спокойное, тихое, как будто он заснул. " Ну, Сашка, вставай же, ждут тебя в храме " . Один, посмелее, взял его за голову, стал трепать потихоньку. Саша не просыпался. Вдруг страшная мысль осенила их обоих. Умер? Боже мой, неужели умер Саша? Да, послушник Александр, по прозвищу " свечник " , был мертв... Смерть неожиданно постигла его в канун праздника Благовещения. Ангел смерти незримо взял его святую душу и восхитил в небеса. Взмыл, как молния, к Престолу Божию, туда, где вечно горят свечи сиянием неизреченным, где поют ангельские дивные голоса, где радость веселит сердце блаженством неизглаголанным... Тихо мерцает лампадочка, освещая кроткий образ Богоматери... Тот образ, который так любил при своей краткой земной жизни Саша. Тихо горит свеча в руке брата, который читает Псалтирь по усопшему. Мерно и трогательно звучит в убогой монашеской келии голос: " Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его... " (Пс.118, 1–2). " Боже Ты мой! — молнией врывается мысль.— Какая же краткая жизнь человеческая; человек, как трава...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

«Придёт России чёрный год». Демонические герои Лермонтова уходят из этой жизни не примирёнными. Они и в загробном мире живут теми же чувствами мщения, злобы и ненависти, Хаджи Абрек, Каллы и др. — убийцы не по влечению, а по суровому и жестокому долгу. Они должны, этого требует обычай, нравы и вековая традиция. Они несут до конца свой жребий. Нашёлся один с человеческими чувствами и сердцем, Гарун. А что его ожидало, что он нашёл среди своих? Презрение, отчуждение, даже среди родных. «А ты отомстил?» — был первый вопрос. Потрясающее свидетельство Лермонтова о себе: «Как демон мой, я зла избранник, Как демон с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой. (Стр. 210). И в начале того же стих. Я не для ангелов и рая Всесильным Богом сотворён. Да, странник был он, он не с беспечной душой, был и с гордой душой, но не зла избранник, и не чужой для небес. Что это? затуманенное самосознание, вызванное отчаянием и жизненными невзгодами, или байроновский налёт, «Гарольдов плащ» и маска, модная со времён Пушкина. А пророческое самосознание и призвание, а молитва, с обращением к Богу, Богоматери, а созерцание Божества в природе в стих. «Когда волнуется желтеющая», в религиозных объектах, как в «Ветке Палестины». Личная демония поэта — общечеловеческого свойства, увеличенная уродливым воспитанием, жизненной обстановкой, уродливым социально-политическим строем и характером. С этой точки зрения демоничны: и Арбенин из «Маскарада», и Вадим, и царица Тамара, разыгрывающая из себя запоздалую Клеопатру, и все герои кавказских и русских повестей. Юноша-поэт был под сильнейшим демонским наваждением и прельщением. Об этом говорит он сам с исключительной выразительностью: Мой юный ум, бывало, возмущал Могучий образ. Меж иных видений, Как царь немой и гордый он сиял, Такой волшебной, сладкой красотой, Что душа тоскою сжималася И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет… Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался стихами. (Т. 2-й, 1839-1840 гг.). Образ Демона преследовал поэта всю его жизнь, но и от него он отделался стихами. Не только отделался сам, но и оставил неизгладимый след навеки.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-lerm...

МАТЕРЬ БОЖИЯ 1. Ходатайство Богоматери. Особое участие Божией Матери в деле спасения мира Так и в отношении к ходатайству. Одно ходатайство есть, и без него никакое другое ходатайство не сильно... Ходатайство Господа Спасителя. А побочных ходатаев может быть много, проводников того ходатайства... размножителей... Тут и Божия Матерь Ходатаица, действующая в силу ходатайства Сына Ее... К тому же Господь Спаситель – Ходатай к Богу Отцу. А если Самого Спасителя прогневали, кто пред Ним походатайствует? Но прогневляем, ибо грехами кровь Его попираем. Вот тут Божия Матерь и есть... и говорим Ей: и Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли... Относительно Божией Матери извольте утвердиться вот в какой мысли... Устроение спасения чрез воплощение – Единого Бога дело. Твари тут не имели места. Но Божией Матери дана часть и в этом, ибо от Нее естество человеческое взято Богочеловеком. Это участие существенное, внутреннее. Потому Она – Высшая есть всех... и сила Ее пред Господом исключительная, особенная. Сыновство Ей Богочеловека и Ее Ему материнство пребывает доселе... И сила сего отношения пребывает... Такой Сын чего не сделает для такой Матери? И такая Матерь чего не испросит у такого Сына? Потому нам резонно говорить: все упование на Тя... буди Ходатаица (6, с. 3–5)! 2. Каким образом Божия Матерь есть Ходатаица, когда един Ходатай Христос Господь Христос Господь Ходатай источный – как примиритель человечества с Божеством. Он Своею смертию примирил нас с Богом и открыл чрез то доступ к нам всех милостей Божиих. Он есть совершитель воплощенного домостроительства спасения. Божия Матерь есть Ходатаица спасения как молитвенница. И Ангелы, и святые в этом отношении ходатаи, ибо молятся о нас. Но ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые не суть производители и дарователи спасения. Они только ходатайствуют, чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен и мы таким образом в силу его спаслись... Господь – Спаситель, все прочие – пособники дарования нам спасения (6, с. 5–6). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Явным желанием его души было расстаться с неопределенностью этой жизни, чтобы наследовать полноту жизни будущей. Излюбленной темой его бесед было Царствие Небесное. Явным желанием его души было расстаться с неопределенностью этой жизни, чтобы наследовать полноту жизни будущей. Причастие к вечному блаженству, беспрепятственное лицезрение Божественной Славы, созерцание исполнения божественных обетований, незаходимый свет восьмого дня, слушание «глаголов неизреченных, ихже не лет есть человеку глаголати» (2 Кор. 12: 4), соучастие ангельским чинам, раскрытие полной благодати святых, откровение таинства Богоматери, уничтожение соблазнов и вещей суетных века сего – этому учил он. Практически всё, что он говорил, даже по долгу монастырского послушания, было «всегда во благодати, солию растворено» (Кол. 4: 6) и дышало жизнью, а не смертью. Всё братство монастыря почитало его, удивляясь его дарам. И хотя он не так часто говорил об этом, но он горел желанием уйти из мира сего. Он был не просто «пришельцем и странником» (1 Пет. 2: 11), но чужаком в этом мире. У него были вполне определенные и осознанные стремление к Богу и жажда смерти, с которой он был на дружеской ноге. Такой образ мыслей для него был привычным, обыденным. Его сердце не касалось этого мира. И потому он был до крайности прост, всегда в одной и той же старой поношенной рясе. Когда представлялся случай, он приезжал ко мне на Вознесенское подворье, где я служил. Непременно с благословения игумена, которое я просил за него. Он и сам привозил какие-нибудь благословения: изюм, миндальные орешки, пастилу, шоколадки или что-то из книг. Всегда с сердцем, преисполненным любовью, и ни разу с пустыми руками. Каждый раз он прежде всего брал у меня благословение, а потом принимался петь тропарь дня и славословие Богу, начинал излагать повествования из жизни знакомых ему старцев и из житий святых, вспоминал их мысли, записанные в книгах в виде кратких изречений, разбирал пение впечатливших его известных византийских хоров, касался и иконописания. Разговор всегда заканчивался его излюбленной темой – описанием Царствия Небесного: он рассказывал, как будет там, в Раю. Поток живого богословия. И всё это пропитано искренним интересом и истинным смирением.

http://pravoslavie.ru/71213.html

Подобен: Удивися Иосиф: Божественными зарями просвети поющия Тя и умы утверди, Непорочная Дево,/крепкая Заступнице мира всего./Темже торжествуем вси, любовию поюще Тя и пришествие Твоего образа славяще:/не престай, Дево, молитвами Твоими спасающи рабы Твоя от всякия беды,/едина Благословенная. Слава, и ныне, Богородичен: Невесто Неискусобрачная, премудрости село показася утроба Твоя Бога Слова:/Ты бо едина, Мати Божия, благих Ходатаица явившися,/всяких страстей избави рабы Твоя, непрестанно воспевающия славу Твою. По 2-й стихологии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства: Яко звезда многосветлая, взыде от востока к западу Твой образ, Богомати,/озари скорби тьмою одержимых, и прещения враг избави,/и, вся тех сети разрушив, явися Предстательница крепкая,/оружие непобедимое на враги миру всему:/из Тебе бо всех Владыка плоть приим, вся человеки обожи. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи припев: Достойно есть величати Тя, Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Псалом избранный: Боже, суд Твой цареви даждь: Таже Седален, глас 1: Блаженна еси Ты, Богородице Чистая, величествия Твоя кто воспети может?/Еже чудо страшно и чудо велие содеявши,/Твоими молитвами, Богомати, чтущий Тя град всегда свобождается от всех бед,/тьмы и меча, поганых пленения и всякаго гнева./Темже мы, зряще честное образа Твоего пришествие,/хвалим, яко Царицу воспевающе, вернии,/словесы Тя, Чистая, блажаще, глаголем:/Богородице Чистая, моли воплощеннаго из Тебе спастися душам нашим. Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 4. По 50-м псалме стихира, глас 2: Готовися, всечестный граде Москва,/на сретение Девы Богоматере:/се бо грядет к тебе/светлое великое солнце от врат затворенных./Тьма убо скорби твоей отгоняется,/свет же твоего веселия исполняется,/буря сопротивных ветров уставляется,/мужие и священницы в печалех сладкое утешение приемлют,/Царице единой покланяются/и, молящеся, глаголют:/Пречистая Дево,/мольбами Твоими избави рабы Твоя/от всякия беды и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. «Исайя очистился, приняв уголь от серафима, – взывал старец к Богоматери. – Ты же просвещаешь меня, подавая руками, как бы клещами, несомого Тобою, владычествующего незаходимым светом и миром». Песнь 6 Ирмос: Старец Симеон, увидев очами спасение, пришедшее к народам от Бога, воскликнул к Тебе: «Христе, Ты – мой Бог». 1. Ты, несокрушимое спасение верных, положен камнем в Сионе, камнем преткновения и соблазна для непокорных. 2. Точно нося образ Родившего Тебя прежде веков, Ты по милосердию ныне облекся немощью земнородных. 3. Отпусти ныне с миром поклонившегося Тебе, Сыну Всевышнего, Сыну Девы, Богу, сделавшемуся младенцем. Кондак, гл. 3: Освятивший утробу Девы Твоим рождением и благословивший руки Симеона, как надлежало, ныне Ты спас и нас, Христе Боже. Умири же раздоры граждан и укрепи православных христиан, которых Ты возлюбил, один Человеколюбец. Песнь 7 Ирмос: Тебя, Бога Слово, оросившего в огне юношей богословствовавших и вселившегося в Деву нетленную, мы славим, благоговейно воспевая: «Благословен Бог отцов наших». 1. Отхожу поведать находящемуся в аду Адаму и принести Еве благую весть, восклицал Симеон, воспевая с пророками: «Благословен Бог отцов наших». 2. Чтобы избавить бренный человеческий род, Бог снизойдет даже до ада, плененным всем подаст свободу, слепым прозрение, равно как и немым даст восклицать: «Благословен Бог отцов наших». 3. «И в Твое сердце, Нетленная, пройдет меч, – предсказывал Симеон Богородице, – когда Ты увидишь на кресте Сына Твоего, Которому мы восклицаем: «Благословен Бог отцов наших». Песнь 8 Ирмос: Юноши, вожди благочестия, находясь в нестерпимом огне, но не пострадав от пламени, воспевали божественную песнь: «Все творения Господни, благословляйте Господа и превозносите во все веки». 1. Народ Израильский, видя Младенца Девы, твою славу Еммануила, ныне воспевай пред лицом божественного Ковчега: «Все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки». 2. «Вот этот Младенец и Бог, – восклицал Симеон, – сделается предметом противоречий; Ему мы, верные, будем воспевать: «Все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Стропило Визуальная модель Г. условна, требования к ней сформулированы преимущественно в XVI-XVII вв. на основе обобщения опыта герботворчества. Элементы Г.: щит, шлем, корона, нашлемник, намет (или мантия), щитодержатели, девиз, дополнительные украшения (располагались за щитом или вокруг него). Счет левой и правой сторон в Г. осуществляется от лица, несущего щит, а не от зрителя. В Г. разрешается использование 2 металлов (золото, серебро), 5 основных финифтей (красная, голубая, зеленая, пурпурная, черная), 2 мехов (горностаевый, беличий). С XVII в. приняты графические обозначения цветов при помощи штриховки или точек, правило сочетания цветов: металл на металл и финифть на финифть накладывать запрещено. Гербовый щит может быть различной формы (треугольный, круглый, овальный, прямоугольный с выступом внизу и др.; ромбический щит используется в Г. женщин). Он может быть разделен пополам вертикально (рассеченный), горизонтально (пересеченный), диагонально (скошенный справа или слева) прямыми или различным образом изогнутыми линиями. Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Вилообразный крест Изображаемые на щите фигуры могут быть геральдическими (первостепенными и второстепенными) и негеральдическими. К первостепенным относятся глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило, костыль, крест (используется ок. 300 разновидностей); второстепенными считаются кайма, квадрат, вольная часть, клин, брусок, гонт, ромб, турнирный воротник, острие, бизант (шар), щиток и др. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (люди, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, растения, солнце, звезды, облака и т. д.), искусственные (все, сделанное человеком: оружие, строения, орудия труда, предметы быта и т. д.), фантастические (грифон, дракон, пегас, феникс и т. д.). К естественным фигурам традиционно относят изображения Иисуса Христа (в т. ч. и Нерукотворный образ Спасителя), Богоматери (преимущественно с Младенцем на руках), ангелов, апостолов, святых, великомучеников, поверженного диавола (напр., в Г. Архангельска, Малоархангельска и др.); святые изображаются со своими атрибутами (ап. Павел с мечом, ап. Петр с ключами, вмц. Екатерина с четками и особого вида колесом). К искусственным фигурам причисляют Евангелие, терновый венец, хитон Иисуса Христа, храм, монастырские стены, епископский дворец, кадильницу, колокол, орарь, архиерейский посох и митру, хоругвь, трикирий, четки и др.

http://pravenc.ru/text/164643.html

3.Чавушьян Данил Макартычевич, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой реставрации художественного металла МГХПА имени С.Г. Строганова; Красносельская Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры реставрации художественного металла МГХПА имени С.Г. Строганова. Проблемы реставрации церковного декоративно-прикладного искусства в программе кафедры художественной реставрации металла МГХПА имени С.Г. Строганова. 4.Мезенцева Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Московского государственного областного университета; Давыдова Екатерина, студентка 5-го курса МГОУ. Поиск новых типов изображения в иконографии. 5.Жукенова Жазира Дюсембаевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи и скульптуры Казахского национального университета искусств; Камалбекова Аина Армановна, студентка 5-го курса КазНУИ. Церковные росписи соборов г. Астаны (Казахстан). 6.Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Церковное искусство как компонент содержания современного музыкального, этнокультурного и этнохудожественного образования. 7.Воробьева Дарья Николаевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания, старший преподаватель МГХПА имени С.Г. Строганова, старший научный сотрудник научного отдела Московского музея современного искусства. Образ Богоматери в индийской традиции: восприятие и трансформации. 2-е заседание Начало: 14:30. 1.Денисова Наталья Леонидовна, искусствовед, заместитель заведующего Музейным центром Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПИНИ), аспирант Российской академии образования, член Европейского совета по малым городам и селам. Образы христианской культуры в эстетическом воспитании подростков (на примере музейной образовательной программы. 2.Николаева Надежда Анатольевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусства и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (ИИиД УдГУ). Типологические и стилистические особенности храмовой архитектуры вятского края конца XVIII – XIX века.

http://pravoslavie.ru/100449.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010