Анна же, которая означает «благодать», была со своим мужем не только единой во браке, но и единой в нраве. Будучи украшенной всеми добродетелями, она по некоей тайной причине имела недуг бесплодия. Ведь поистине, и сама благодать была тогда бесплодна, будучи не в силах приносить плоды в душах людей, ибо «все уклонились, сделались равно непотребными», не было ни разумеющего, ни ищущего Бога ( Пс. 13:2–3 ). Но благой Бог , призрев на творение рук Своих, смилостившись над ним и возжелав его спасти, упраздняет бесплодие благодати, то есть богомудрой Анны, которая производит на свет дочь, какой не было прежде и какой не будет после. Это упразднение бесплодия явно показало, что мир освободится от бесплодия в благих [делах] и что сухой пень будет производить плоды неизреченного блаженства. 7. Поэтому рождение Богородицы происходит по обетованию: ангел сообщает о зачатии Той, Которой предстоит родиться; ибо надлежало, чтобы будущая Матерь по плоти Единого и истинно совершенного Бога не оказалась позади кого-либо и не занимала второго места и в этом. Затем Она посвящается священному храму Божию и там пребывает, являя образ жизни [несравненно] лучший и чистейший прочих, удаляясь от всякого общения с неправедными мужами и женами. Когда же она достигла возраста расцвета и по закону ей было запрещено находиться в святилище, священники вручают ее обручнику или, иначе говоря, стражу девства Иосифу, который до старости своей безукоризненно, по сравнению с другими, соблюдал закон. У него и жила эта священная и пречистая дева, занимаясь домашними делами и ничего не зная о происходящем вне дома. 8. «Но когда пришла полнота» времен ( Гал. 4:4 ), как говорит божественный апостол, «послан был Ангел Гавриил от Бога» этой подлинно дщери Божией и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» ( Лк. 1:26–28 ). Прекрасно ангельское приветствие, [обращенное] к Той, Которая превыше ангелов, ибо оно несет радость всемирную. Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к общению с мужчинами (ведь Она твердо решила хранить девство). «И размышляла сама в себе, что бы это было за приветствие.» Архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога» ( Лк. 1:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Наконец, сама земля говорит против сектантов–иконоборцев, ибо и теперь при раскопках в Римских катакомбах, т. е. пещерах, где первые христиане, укрываясь от гнавших их язычников, совершали богослужение и хоронили тела мучеников, находят иконы Спасителя и изображения честного Креста Господня. Из древнейших икон, найденных учеными археологами при раскопках катакомб, или подземных храмов, обращают на себя особенное внимание следующие: изображение Спасителя, найденное в катакомбе Каллиста, относимое учеными к концу второго или началу третьего века, а также изображения разных евангельских событий из жизни Христа, как: поклонение волхвов, чудесное претворение воды в вино, исцеление слепорожденного и др., найденные тоже в катакомбе Каллиста и относимые к тому же времени. Найдены в катакомбах Каллиста, Домитиллы и Прискиллы, относимые к концу 2 и началу 3 веков иконы святого семейства, Благовещения, изображения ап. Петра и Павла, ветхозаветных праотцов, патриархов, пророков и некоторых новозаветных мучеников. Но самая древняя икона, которую ученые относят к 1 веку христианства, это – образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, со звездой наверху иконы. Все эти изображения, добытые при раскопках подземных древнейших христианских храмов, с неопровержимой очевидностью убеждают нас в существовании св. икон в самые первые времена христианства 21 . О св. Кресте и крестном знамении «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет» ( Ин. 12:32 ). «Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 )». «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа Нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и Я для мира» ( Гал. 6:14 ). «Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). Для Своих знамений и чудес, для откровения Своей божественной воли, для помощи и спасения людей Господь часто употребляет обыкновенные предметы, иногда даже презираемые людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Двери милости открой нам, достойная прославления Богородица, чтобы мы, надеющиеся на Тебя, не погибли, но избавились при Твоей помощи от бед, так как Ты одна спасаешь всех христиан». После этих молитв, оба (священник и диакон) обращаются к иконе 2 Спасителя и покланяются, читая молитву: «Святейшему образу Твоему покланяемся, Милосердый и у Тебя, Христос Бог, прощения грехов наших просим, так как Ты добровольно восхотел телом Своим возвестись на крест, чтобы избавить Свои создания от служения дьяволу . Поэтому, с благодарностью зовем Тебе: Искупитель наш, пришедший спасти мир, все Ты наполнил (светлою) радостью»! Вслед за тем, приложившись к иконе Спасителя, целуют и образ Пресвятой Богородицы, читая тропарь: 3 «О, Богоматерь, – неиссякающий источник любви и милосердия! удостой нас милости Твоей; снизойди к грешникам; обнаружь, как и всегда, силу Твою; на Тебя одну надеясь, зовем Тебе: радуйся! как звал Тебе некогда Гавриил, бесплотных сил начальник». Наконец, наклоняют головы и произносят следующую молитву: «Господи, пошли с высоты небес, где святое жилище Твое, всемогущую руку Твою и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, чтобы без осуждения мог я встать пред страшным престолом Твоим и принести бескровную жертву Тебе. Молю Тебя о Твоей высшей помощи, так как Ты один истинно и вечно всемогущ». Прочитав эту молитву, священник и диакон оборачиваются лицом к западу, кланяются по одному разу клиросам 4 и народу, – прося прощения у всех, стоящих в храме, и идут в алтарь 5 – священник южными 6 , а диакон – северными 7 дверями, причем целуют св. образа, находящиеся на этих дверях и читают слова псалма 5-го, начиная с 8-го по 13-й стих: «По множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоем у в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уравняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины; сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб; языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все, уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

И Тебе Самой душу пройдёт оружие, – в подлиннике – меч; это – слова, сказанные Симеоном Богоматери, – и опять образ здесь взят из обстановки жизни воинской. Если бы, далее, я захотел вас провести по всему Священному Писанию только Нового Завета, то вы с величайшим удивлением увидели бы, как часто речь священных писателей и Самого Спасителя обращается к тому, что называется языком военным. И это – речи самые сильные. Вот образцы их. «Если бы от мира сего было царство Моё, говорит Спаситель, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Ин. 18:36 ). »Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч« ( Мф. 10:34 ), – слова Иисуса Христа. Ещё: " Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него c двадцатью тысячами» ( Лк. 14:31 ). Вот другое изречение Спасителя апостолам, которое как бы звучит воински: »Когда Я посылал вас без мешка, и без суммы, и без обуви, имели ли вы в чём недостаток?» Они отвечали: «ни в чём». Тогда Он сказал им: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою, и купи меч» ( Лк. 22:35–36 ). В апостольских наставлениях мы ещё чаще встречаем тот же воинский язык: «Облечёмся в броню веры, в шлем надежды спасения» ( 1Сол. 5:8 ), «с оружием правды в правой и левой руке» ( 2Кор. 6:7 ), «облечёмся в оружия света», ( Рим. 13:12 ). «Облекитесь во всеоружие Божие; станьте препоясав чресла ваши истиной, и, облёкшись в броню праведности; а паче всего возьмите щит веры, которым можете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф. 6:11 -). " Преподаю тебе завещание, – пишет апостол ученику, которого он поставил епископом, – чтобы ты воинствовал, как добрый воин» ( 1Тим. 1:18 ); «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» ( 2Тим. 2:3 ). Себя самого апостол называет воином, а своих сотрудников – «соратниками», «сподвижниками» ( Флм. 1:2 , Флп. 2:25 ). Наконец, эти сравнения приводятся апостолом уж не как фигуральное изображение духовного воинствования, но и как основа реального права. Рассуждая о праве проповедника-апостола получать содержание от тех, кому он проповедал, апостол говорит: «какой воин служит когда-либо на своём иждивении?» ( 2Кор. 9:8 ). А увещевая Тимофея безраздельно и всецело отдаться подвигу пастырства, тот же апостол даёт ему такое сравнение: «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» ( 2Тим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Сказание об иконе Богоматери Римляныни» и «Повесть о неседальном» в русских рукописях XV в. § 3. Новые символические мотивы в иконографии клейм τ и φ на иконе Успенского собора § 4. Русская историческая «Повесть о Темир-Аксаке» и ее источники § 5. «Повесть о Темир-Аксаке» и последовательность клейм Акафиста первого верхнего ряда на иконе Успенского собора 5.1. Клеймо φ. Мария – свеча «сущим во тьме» – обращение к Богоматери с мольбой о заступничестве 5.2. Клеймо μ. Сретение – принесение иконы Владимирской в Москву 5.3. Клеймо τ. Покров – спасение города от вражеского нашествия 5.4. Клеймо ψ. Поклонение изображению Богоматери на храме – Прославление совершившегося чуда 5.5. Клеймо χ «Сошествие во Ад» – похвала божественной милости § 6. Прием симметричного композиционного уподобления сюжетов § 7. Время создания иконы Успенского собора Глава 5. Похвала Богоматери – Премудрости Божия Приятелищу § 1. Особенности иконографии пророков и гимнографов на иконе Успенского собора § 2. Образ Богоматери и тема Софии-Премудрости § 3. Появление новой системы символических уподоблений понятия «София» в палеологовском искусстве § 4. Толкование патриарха Филофея Коккина на текст Притчи «Премудрость созда себе дом...» и изобразительная символика XIV в § 5. Иконографическая схема средника иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» в свете толкования Филофея Коккина § 6. Проявления сходной иконографической традиции изображения понятия «София» в древнерусском искусстве § 7. Развитие темы «Премудрость созда себе дом...» в клеймах иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» 7.1. Акцентирование догматических понятий в клеймах σ и ν 7.2. Актуализация реалий сюжетов в клеймах ξ и υ § 8. Интерпретация основных догматических понятий Символа Веры в изображениях клейм ο и ρ § 9. Особенности иконографической редакции клейм исторической части Акафиста Заключение. Продолжение константинопольской традиции изображения акафиста в московском искусстве рубежа XIV–XV вв. Особое место иконы «Похвала Богоматери с Акафитом» I.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Иаков, боясь мести брата, очень рано встал, почти ночью. Тихо вышел из дома, чтобы никто его не заметил. Место, где он ночевал, было в 15 верстах от Иерусалима, к северу. Быть ночью среди поля опасно (могли напасть разбойники), но Иаков предпочел опасность, не доверяя хананеям. Упоминаемый «студенец клятвенный» находился на юге Филистимской земли. Там еще при Аврааме был заключен союз (то есть поклялись в верности договору) с филистимским царем Авимелехом о ненападении подданных Авимелеха на Авраама и всех его близких. Харран – месопотамский город, куда родители Иакова советовали ему отправиться для выбора себе жены из родственного племени. Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери? 1. «Лествица Иакова» как образ восхождения напоминает нам о духовном законе жизни, который заключен в возможности богообщения. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других. 2. «Лествица Иакова» как путь к Богу указывает на то, что путь этот уже указан (через исполнение заповедей Божиих), уже определен, уже дан, и искать каждому поодиночке нет необходимости. Тем более нет нужды строить Вавилонскую башню, чтобы самим, без Бога, подняться «выше звезд небесных». Это путь смирения, и как образец высочайшего смирения мы имеем Преблагословенную Владычицу. 3. «Лествица Иакова» потому и показана, чтобы учить закону постепенности. В духовном пути взлеты ненадежны. На примере Богоматери мы видим следование тому же закону. Ее восхождение началось с основания – с молитвы в храме, с постоянного внимания и усердного труда. 4. «Лествица Иакова» основана на земле. Это и закон, и радость для всей земли. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась. Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословенна Богом и лучший цветок земли – Богоматерь – «Надежда и Утверждение наше».

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облаченная в имп. одежды, «словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников» (цит. по.: Там же. С. 119). Этот же автор дает описание еще одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии к-рого, очевидно, восходят известные в наст. время изводы иконы «Ж. И.»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» (цит. по: Там же. С. 120). Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего при имп. Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета «Живоносный Источник» Богородице ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 373; Talbot. 1994. P. 136-137) он становится связанным с этой иконографией, в основе которой - изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют 2 широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции тип «Воплощение - Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи,- Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Перечень заканчивается следующими знаменательными словами: «Византийское иконописание не оставалось в России в виде исключительного образца, но имело у нас свое развитие; это развитие совершалось под влиянием западных искусств и более всего под влиянием итальянской живописи, столь близкой в древних произведениях своих к византийской школе». 2 Настоящая статья является кратким и вполне предварительным очерком исторических отношений русской иконографии Богоматери к греческой иконописи и итальянской живописи, и полное изложение всех этих отделов и их связей последует в общем сочинении: «Иконография Богоматери». 4 У нас в России образцом может служить чудотворный образ (типа Одигитрии, происходит из Тихвина) Б. М., почитаемый в Спасо-Преображенском м. в Старой Руссе; явление иконы относится к 1570 году; размер образа в шир. 2 арш., в высь более сажени. 5 G.B. Cavalcaselle e S.A. Crowe, Storia della pitture in Italia, I, 1875, p.294–5 Cp. Catalogo dell’esposizione Mariana nel pal. Lateranense, 1905, p.7 6 Millet, G. Le monastere de Daphni, 1899, pl. XII, 2 cp. также другие виз. переводы «Рождества» в соч. Н. В. Покровского : Евангелие в памятникам иконографии византийских и русских, 1892, рис. 42–45, 47, стр 55–98. Мозаика Палатинской капеллы ближе к рисунку Чимабуе. 7 Venturi, Storia dell’arte italiana V, 1907, fig·. 117, p. 141–7. В виде подкрепления того же тезиса, предлагаем в том же издании сличить те же формы пещер и горок во фресках Субиако, ib. fig. 15–7–8, флорентинского баптистерия fig. 193, наконец у самого Джиотто (также, стало быть пользовавштгося шаблонами и образцами) – fig. 218, 244, 364 и пр. Ср. также формы пещер в миниатюрах Сербской Псалтири конца XIV в., в Мюнхене, изд. проф. И. Стрыговским в 1909 г., табл. VII, 15; IX, 21, XX, 43, LIV, LV и др. 8 Правда, евоего рода прототип этих выступов принадлежит, по-видимому, еще византийским миниатюрам, насколько можно судить но рисунку «Рождества» в Ватик. рукописи Менология на 25-е Дек., но развитие этого типа в форме, данной у Чимабуе, составляет итальянскую деталь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

6, 10), надписанные «Electa ut sol» («Светлая, как солнце») и «Pulchra ut luna» («Прекрасная, как луна») соответственно. Два символических изображения на рассматриваемой нами гравюре связаны в католической культуре с видением лестницы Иаковом. Первое — «Рогта coeli» («Небесные врата») (Быт. 28, 12–17) — представлено на гравюре в виде прекрасных врат с башнями. Второе — «Scala Iacob» («Лествица Иаковля») — традиционно имевшее вид широкой сияющей лестницы, уходящей в небо, отсутствует на данной гравюре. Прообраз «Plantatio rosae in Jericho» («Роза Иерихонская») (Сир. 24, 15) представлен как куст роз , а «Cedrus exaltata sum in Libano» («Возвышенный кедр (ливанский)») (Сир. 24, 14) — в виде мощного кедра. «Puteus aquarum viventium» («Колодезь (Кладезь) живых вод») (Песн. 4, 15) представляли в виде круглого колодца с желобом для воды. «V irga Iesse floruit» («Процветший жезл (ветвь) Иессея») (Ис. 11, 1) — изображался в качестве символа Девы Марии как высокая ветвь с цветами . Нижнюю часть композиции завершает образ «Hortus conclusus» («Запертый сад» , «Вертоград заключенный») (Песн. 4, 12) в виде огороженного красивой изгородью участка с клумбами-грядками. Слева от Девы изображена «Lilium inter spinas» («Лилия между тернами») (Песн. 2, 2) в виде ветки белых лилий, ставшая к этому времени атрибутом Богоматери в иконографии «Благовещения». «Oliva speciosa in campis» («Олива красивая») (Сир. 24, 16) — в виде прекрасного оливкового дерева. «Turris David» («Столп Давидов») (Песн. 4, 4) представлен как неприступный средневековый замок с башнями. «Speculum sine macula» («Чистое зеркало, зерцало») (Прем. 7, 26) изображено в виде типичного для культуры Северной Европы круглого «фламандского» выпуклого зеркала. «Fons hortorum» («Садовый источник») (Песн. 4, 15) — в виде фонтана. «Civimas Dei» («Град Божий») (Пс. 86, 3) представлен внизу гравюры как идеальный небесный город. В отличие от всех вышеупомянутых прообразовательных символов Девы Марии, имеющих в качестве источника тексты Священного Писания , образ «Stella Maris» («Морская Звезда»), расположенный на гравюре вверху, слева от Девы Марии, напротив изображений солнца и луны, возник как символ Богоматери еще в ранней Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6193332

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010