В 1756 г., при осмотре церкви архитектором Мичуриным, оказалось необходимым починить лещедные полы, стены и своды подмазать и выбелить, а местами подделать кирпичом. В общем, требовалось на ремонт 61 р. 15 к. 58 . Прошло 6 лет, и в храме в 1762 г. архитектором было найдено много уже других повреждений и ветхостей. Так, в алтаре, на горнем месте, крест с распятием местами был поврежден, сень над престолом, длиною и шириною 3 аршина, с карнизом, и сверх оной с дугою над шатром, внутри подбитым полотном, и писание истлели; цуга сгнила, самая сень рассыпалась, а бывшее на ней золото полиняло. Иконостас, вышиною 6 аршин и шириною 9 арш., вызолоченый, нуждался в ремонте, так как золото слиняло и самое дерево расклеилось. На местной иконе Спасителя было хотя и небольшое повреждение, но, тем не менее, оно требовало починки и укрепления уки. Местные же иконы по левую сторону царских врат: Богоматери, преподобно-мученицы Евдокии, вышиною по 1 арш. 14 вер. и шириною – по 1 аршину, были настолько ветхи, что нуждались в написании вновь и укреплении старых досок. На царских же дверях, где были изображения Благовещения Пресвятой Богородицы с четырьмя евангелистами и сияние вверху, иконописное писание оказалось поврежденным, а золото отставшим. В верху же, над местными иконами, в б резных клеймах с 12 праздниками писание также полиняло, резьба повредилась и самое письмо требовало полного возобновления. Образ Спасителя, сидящего на престоле с предстоящими, вышиною- 1 арш. 10 вер, а шириною 1 арш. 2 вер, находившейся над царскими вратами, по своей ветхости нуждался в написании вновь и на новой уке. Бывшие по сторонам сего образа на двух уках изображения 6 ликов были ветхи и также требовали написания вновь на новых уках «против тех лиц». Четыре изображения ангелов, писанные на уках, имели ветхие крылья и самое писание было повреждено и нуждалось в возобновлении и укреплении железными проволоками. Сверх иконостаса образ Господа Саваофа, сидящего на облаках, вышиною 1 арш., а шириною 4 аршина, был, ветх и требовал написания на новой уке. Бывшие же над местными образами тумбы, на которых по полотну были написаны евангельские притчи, также были повреждены и нуждались в поправке и прикреплении гвоздями с писанною рамочкою. Два шестилистовых образа по своей ветхости также подлежали написанию вновь на прежних уках. Того же, наконец, требовали и бывшие в трапезе, над дверьми, в киоте – в деисусе три образа, вышиною 12 верш, и шириною 8 верш., а самые киоты – починки и окраски. Смета на исправление указанных повреждений была составлена в сумме 423 руб., но, кроме того, после открылась еще нужда во вставке стекол, в количестве 17, в трех окончинах в алтаре и трапезе, в починке самых рам и навешении растворов на новых петлях, а в двух окнах и в двух окончинах слюденых, где слюда попортилась, в починке и прибавке слюды. На весь этот ремонт потребовалось 3 p. 55 к. 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранней от всех родов Пречистей Деве и Матери Бога, даровавшей нам дивное утешение – мироточивую Свою икону, благодарственное пение приносим Ти – Неискусобрачней. Ты же, яко Милостивая и Благая наша Заступница, услыши потщавшихся Тебе послужити и уневеститися Сыну Твоему. Испроси у Него нам прощение грехов, да неосужденныя на Суде Своем ны одесную поставит. Тебе же, яко Ходатаице нашей, Всеблагой Царице и Владычице, зовем: Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая. Икос 1 Ангели и праведных души воспевают Тя непрестанно, Царицу всех, Богородице. Мы же, грешнии и непотребнии раби Твои, смиренно взирающе на пречистый образ Твой, во обители сей мироточением прославленный, с умилением взываем Ти сице: Радуйся, Избраннице предвечнаго Совета, Радуйся, Мати Создателя всяческих. Радуйся, Отроковице, вместилище Божественной благодати, Радуйся, Ковчеже златый, вместивший не токмо скрижали завета, но и Христа Господа. Радуйся, сподобившаяся неизреченныя благодати Богоматерию нарещися, Радуйся, израстившая Спасителя миру. Радуйся, первая поклоншаяся Отрочати, яко Богу и Создателю Своему, Радуйся, Царице небесе, Сама Ему служившая на земли. Радуйся, Царице, с Сыном Твоим вечно царствующая, Радуйся, Госпоже, с Господом вечно господствующая. Радуйся, горняго мира украшение, Радуйся, дольняго мира защищение. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая. Кондак 2 Видевше дивное истечение мира от преславнаго Твоего образа, Пресвятая Дево, мы, аще и ленивии и грешнии, но на всяк день с верою и упованием прибегаем под пречистый покров Твой и тепле вопием: не отврати лица Твоего от нас, но, яко Благая, скоро услыши и в скорбех не остави ны, вопиющия Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум подаждь нам достойно песньми восхвалити Тя, Пренепорочная Дево, яко многая чудеса от сия иконы явила еси, миро точащи от нея, многих болящих исцелила еси, бесы одержимых, – власти их свободила еси, и здрави быта. Темже убо прославляем Тя, святому образу Твоему покланяющеся и благодарственно вопиюще Ти: Радуйся, славою дивнаго врачевания образ Твой украсившая, Радуйся, благодать ему даровавшая. Радуйся, многих немощных исцелившая, Радуйся, бесных власти бесовския свободившая. Радуйся, прошения наша не отвергающая, Радуйся, истинно молитися нас научающая. Радуйся, прощати обидящим нас силы дарующая, Радуйся, любити враги наша научающая. Радуйся, ненависть и вражду искореняющая, Радуйся, посреде нас мир водворяющая. Радуйся, Царице небесе и земли, Радуйся, Госпоже всякаго создания. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая. Кондак 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

трети XVII в. и были исполнены, по-видимому, в связи с постановкой иконы в 1671 г. в первую, деревянную часовню. Нижние пластины, выполненные в том же стиле, относятся к периоду с кон. XVII в. по 1720 г., когда образ был перенесен в каменную часовню. Нижняя корона выполнена в XVIII в. (по-видимому, в 1754), первоначально находилась выше, была переделана и перемещена с нимба на изображение мафория Богоматери в связи с устройством ок. 1830 г. 2-й короны, закрепленной на месте первоначальной. Оклад поновлялся в 1810 и 1828 гг., чеканная надпись об этом имеется на венце иконы. В 1849 г. оклад дополнен большим серебряным полумесяцем, закрепленным отдельно от иконы, но зрительно воспринимающимся как ее часть. В 1927 г., накануне католич. коронации О. и., обе короны на окладе были заменены копиями из золота с драгоценными камнями, к-рые изготовил виленский ювелир К. Горзуховский, тогда же осуществивший реставрацию всего оклада. В наст. время на окладе закреплены первоначальные короны, местонахождение золотых копий неизвестно. Версия о визант. происхождении О. и. впервые была изложена в 1839 г. польско-литов. историком Т. Нарбутом в многотомной «Древней истории литовского народа» («Dzieje staroytne narodu litewskiego») со ссылкой на некую рукопись 1649-1669 гг. свящ. Даниила Лодзяты, якобы хранившуюся в мон-ре босых кармелитов (ее существование не доказано). Согласно тексту, образ был привезен в Вильну литов. кн. Ольгердом из Корсуни (Херсонеса) после успешного военного похода на Крым в 1369 г. Также упоминалась якобы имевшаяся на иконе надпись с начальными словами правосл. Богородичного песнопения (следы ее не обнаружены при реставрации иконы в 1927). Первое письменное упоминание об О. и. относится к 1672 г., сразу после устройства деревянной часовни при Острой браме по инициативе католич. свящ. Кароля (Францишека Килчевского), с деятельностью к-рого связано начало широкого почитания образа в Вильне. Очевидно, импульсом к прославлению образа стало происшедшее в 1671 г. 1-е чудо, зафиксированное в более поздних источниках: воскрешение ребенка, упавшего с крыши дома.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, — оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу, свидетельствует о благоухании верующих во Христа душ человеческих. Когда каждение со­вершается людям, оно служит к их очищению и освящению, свидетельствует о том, что благо­дать Святого Духа Божия изливается благодаря подвигу Христову на всех верных как носящих в себе образ Божий. В данном случае люди явля­ются как бы одушевленными иконами. Главное в каждении — это символическое значение горячих углей как двуединой природы Иисуса Христа, через Которого молитвы людей благоуханием духовным возносятся к Отцу Не­бесному, а на людей, в свою очередь, низводится благодать Святого Духа. Благоуханием духов­ным является здесь прежде всего Сам Господь Иисус Христос, как жертва умилостивления за грехи человечества, и потому в Нем и через Не­го проистекает благоухание Духа Божия к лю­дям и благоухание людей во Христе к Богу. Кадильница, как и потир, знаменует собою также вместилище Невместимого, тс есть Бого­родицу и Приснодеву Марию, от Которой воз­неслось миру Христово благоухание Во многих молитвословиях Богоматерь поэтому называет­ся кадилом благовонным, произведшим истин­ное благоухание — Христа. Неустанное движе­ние кадила — образ неустанных молитв Богоро­дицы о всем мире и людях. В ходе богослужения каждение может при­обретать дополнительные, частные значения. Так, на проскомидии оно означает ароматы, при­несенные Богомладенцу волхвами. На великом входе за литургией каждение знаменует арома­ты, которыми помазано было Тело Христово при положении во гроб. Каждение в начале великой вечерни на всенощном бдении напоминает о том, как при сотворении мира Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Каждение на «Господи, воззвах» соответствует тем жертвам, которые ста­ли приносить люди Бегу после грехопадения, сожигая на жертвенниках свои приношения. Каж­дение на полиелее, пред чтением Евангелия, означает благодать Духа Святого, излившуюся на весь мир через проповедь Евангелия. Кажде­ние на 8-й песни канона, при пении «Честней­шую Херувим», воздает славу Богоматери и оз­начает то духовное благоухание Богу, каким яв­ляется Она Сама и какое распространяется Ее молитвами и участием в деле спасения мира.

http://azbyka.ru/o-kadile-i-ladane

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слава, Троичен: « Троица Я несложная, нераздельная,/различаемая по Лицам,/и Единство, естеством соединенное»,/– Отец возглашает, и Сын, и Божественный Дух. И ныне, Богородичен: Чрево Твое Бога родило нам,/Принявшего наш образ,/Которого как Творца всего моли, Богородица,/чтобы нам по молитвам Твоим оправдаться. Господи, помилуй (3). Слава, и ныне: Кондак, глас 6 Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?/Конец приближается, и предстоит тебе смутиться./Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,/вездесущий и все наполняющий! Песнь 7 Ирмос: Согрешили мы, соделали/беззаконие, неправду пред Тобою,/и не соблюли, и не сотворили,/как Ты заповедал нам./Но не предай нас до конца,/отцов Боже! (2) Исчезли дни мои, как сновидение пробуждающегося,/потому как Езекия я плачу на ложе моем,/чтобы прибавлено мне было время жизни;/но какой Исаия предстанет тебе, душа,/если не всех Бог? Припадаю пред Тобою/и приношу Тебе, как слезы, слова мои:/«Согрешил я, как не согрешила блудница/и беззаконие соделал, как никто другой на земле;/но помилуй, Владыка, творение Твое/и призови меня!» Затемнил я образ Твой/и исказил заповедь Твою,/вся красота моя помрачилась,/и страстями угашен светильник;/но смилуйся и возврати мне, Спаситель,/как поет Давид, веселие. Обратись, покайся, открой сокровенное,/скажи Богу Всеведущему:/«Ты знаешь мои тайны, Единый Спаситель;/но Сам меня помилуй, как поет Давид,/по милости Твоей!» Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Воззвав к Пречистой Богоматери,/ты прежде отринула неистовство страстей,/жестоко свирепствовавших,/и посрамила врага-обольстителя;/но даруй же ныне помощь в скорби/и мне, рабу твоему. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Того, Кого возлюбила ты, Кого возжелала,/ради Кого ты плоть изнурила, преподобная,/моли ныне Христа за рабов,/чтобы Он, явив милость Свою,/мирное устроение даровал/всем нам, почитающим Его. Слава, Троичен: Троица Простая, Нераздельная,/Единосущная и Естеством Единая:/ как Светы и Свет, и – Три Святых и Единое Святое/воспевается Бог Троица;/но воспой, прославь Жизнь и Жизни, душа,/– всех Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Схожий образ М. в виде мужа преклонных лет, полного сил, с короткими седыми волосами и бородой, встречается в мозаике апсиды в базилике мон-ря вмц. Екатерины на Синае (565-566), в таблице канонов к Евангелию Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 9v, 586 г.), на листе с таблицей канонов из к-польской рукописи Четвероевангелия (Lond. Brit. Lib. Add. 5111. Fol. 10 r, VI в.). На шитой пелене с образом Богоматери с Младенцем на престоле и ангелами в центре и с апостольскими портретами в медальонах на полях (VI в., Художественный музей, Кливленд) М.- рыжеволосый и молодой. Традиция изображения апостольского чина, известная по раннехрист. мозаикам, была продолжена в визант. памятниках Македонской династии: реликварий слоновой кости с Деисусом на крышке и апостольским чином на торцевых сторонах (2-я пол. X в., Метрополитен-музей), где евангелисты изображены вместе, М.- средовек, с короткими волосами и недлинной окладистой бородой, он обращен лицом к евангелисту Луке. Дольше всего античный образ М. (возраст не определен) продолжали использовать в миниатюрах, подражавших произведениям имп. скрипториев К-поля. Наиболее показательны каролингские рукописи: Евангелие Харли, написанное в Ахене (Lond. Brit. Lib. Harley MS 2788. Fol. 13v, кон. VIII в.), Евангелие из аббатства Сен-Мартен в Туре (Lond. Brit. Lib. Add. 11848. Fol. 17v, 20-30-е гг. IX в.), Фрайзингское Евангелие (Baltim. 4. Fol. 33v, 875-899 гг.) - на полностраничной миниатюре М., молодой темноволосый, сидит на престоле, указывая на книгу, позади или вокруг него высокое здание дворца или церкви, выше - ангел разворачивает свиток, иногда М. оглядывается на него. Такой же облик имеет М. на миниатюре с Господом во славе, евангелистами и их символами в Библии Карла Лысого (Paris. lat. 1. Fol. 329v, между 845 и 851 гг.). Детали архитектуры, а также ландшафта, напр. пальмы в Четвероевангелии из аббатства Сен-Мартен в Туре или портик с колоннами, как на миниатюре из Евангелия архиеп. Эббона Реймсского (Epernay. Bibl. municip. 1; 20-30-е гг.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Как уже было сказано, водоем изображен на иконе не случайно. В самом тексте Песни песней говорится о наличии в заключенном саду колодца (Песн. 4: 15). Источник, родник, фонтан почти обязательно присутствует во многих западноевропейских образах «hortus conclusus», в частности на рассмотренной миниатюре 1517 г. Помимо этого, изображение водоема, реки связано на иконе с Богородичной символикой, ибо Богородица является источником вечной жизни для всего человечества. Это представление находило широкое отражение в живописи XVII в., где композиция «Богоматерь Живоносный источник» станет особенно популярной. Служба этой иконе совершается в пятницу Светлой пасхальной седмицы, в песнопениях этого дня звучит тема обретения человечеством рая благодаря Богоматери: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!» (8-я песнь канона). «Заключенный вертоград» Никиты Павловца не имеет богослужебного источника для иконографии и изображает райский сад, используя сложный язык аллегории. И хотя иконописец избрал западный образец и новые для русской живописи понятия, ему удалось создать произведение, являющееся прежде всего православной иконой, а не аллегорической картинкой, которые были широко распространены в то время. Образ Никиты Павловца содержит в себе удивительное поэтическое представление о райском саде, которое не находит дальнейшего отражения в других русских памятниках. Подробно о Никите Павловце и созданных им иконах см.: Ковтырева Л. В. Никита Павловец — иконописец Оружейной палаты//Искусство христианского мира. М., 2004. Вып. 8. С. 283-290; Словарь русских иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 219-222. Бондарко Н. А. Сад, рай, текст: Аллегория сада в немецкой религиозной литературе позднего Средневековья//Simposium. Вып. 31. Образ рая: от мифа к утопии. СПб., 2003. С.17. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. М., 1963. Т. 2. С. 391-392. Табл. 138.

http://pravoslavie.ru/615.html

И ныне: Вознесе на небеса, человеческое прием естество/непреложен Сын Твой, Пречистая Богородице,/превосхождением благости избавль древния тли./Емуже благодарственно воспеваем:/да благословит тварь вся Господа,/и превозносит во вся веки. И ныне: Вознес на небеса человеческое естество,/Сын Твой, Пречистая Богородица,/приняв его без изменения,/и по преизбытку благости/от древнего тления избавив./Ему мы благодарственно поем:/«Да благословляет все творение Господа/и превозносит во все века!» Песнь 9 Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего,/огнепалимая купина/показа неопальная;/и ныне на нас/напастей свирепеющую угасити, молимся, пещь,/да Тя, Богородице,/непрестанно величаем. Ирмос: Образ чистого рождения Тобою Христа/представил терновый куст, горевший не сгорая;/и ныне Тебя молим угасить/свирепствующую против нас искушений печь,/чтобы мы Тебя, Богородица/непрестанно величали. Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе. Спаси, Спасителю твари, чувственныя же и умныя/рабы Твоя от вражия навета и озлобления,/Пресвятая Троице Единосущная,/и соблюдай стадо Твое выну ненаветно. [Дважды] Спаси, Спаситель всего творения,/постигаемого как чувством, так и умом,/Пресвятая Троица единосущная,/рабов Твоих от вражьего коварства и вреда/и всегда сохраняй стадо Твое от козней. (2) Слава: Да глубину неизчетную/существенныя покажеши Твоея благости,/дал еси нам обеты,/трисолнечный и единоначальный Боже Всесильный,/спасительныя Твоим рабом,/ихже совершити сподоби. Слава: Чтобы показать беспредельную глубину/по естеству присущей Тебе благости,/дал Ты нам обетования, Трисолнечный/и единоначальный всесильный Боже,/спасительные для Твоих рабов;/их благоволи и исполнить. И ныне: Призри на наша моления,/иже в триех Богоначальных Ипостасех,/един сый Бог во истине веруемый,/и подаждь Твоим рабом утешение,/молитвами Пречистыя и препетыя Богоматере. И ныне: Ответь на наши моления,/единый истинный Бог,/верою постигаемый, как Один в Трех Богоначальных Ипостасях,/и подай утешение Твоим рабам/по ходатайствам Пречистой и Всехвальной Богоматери.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

2) Вводя в художественно-практическое обращение археологический материал, мы необходимо должны обратить внимание на обработку важнейших иконографических типов. Как в любой науке существуют известные установившиеся положения, так и в церковной живописи должны быть известные определенные типы. Живопись эта, говоря вообще, не портретная, а идеальная, и все наши попытки восстановить портретные образы древних святых не могли бы иметь никакого успеха. Но отсюда не следует, что наши современные художники могут игнорировать все иконописные предания и каждый раз представлять образ напр. И. Христа в различных чертах по своему личному произволу. Если в живописи салонной утрировка этого образа производит всегда неприятное впечатление, то тем более в живописи церковной, иконной. И если утрировка эта приводит иногда даже и нас в некоторое смущение, то в глазах простого народа, привыкшего видеть в иконе неизменяемый образ Божества и Святых, она может показаться прямо делом греховным. Известный розыск по делу дьяка Висковатого свидетельствует, что одного из причин, вызвавших в XVI в. московскую смуту, было то, что новгородские и псковские иконописцы, которым поручено было написание икон для московского Благовещенского собора, внесли в эти иконы свое мудрование и, между прочим, писали не на один образец: на одной иконе так, а на другой – тот же самый предмет – иначе. Положим, что в настоящее время повторение смуты невозможно, так как даже и в иконописи старообрядческой прямо уже допускается относительное разнообразие в типе И. Христа, все же оно не желательно, как нарушение древнего предания, ничем, кроме личного своеволия, не оправдываемое, и во всяком случае оно должно иметь свои границы. Важнейшие иконографические типы были выработаны уже в блестящую эпоху византийского искусства и некоторые из них, напр. типы И. Христа и Богоматери удержались в основных чертах доселе; они приняты были и в Западной Европе художниками идеального направления, и в произведениях некоторых идеалистов пережили эпоху Западноевропейского возрождения, памятную своим разрушением византийских традиций. В дошедших до нас памятниках византийских, русских и даже западноевропейских найдутся обширные и драгоценные материалы для разработки этих типов. Нам известны уже и некоторые удачные попытки в этом роде, хотя бы и исполненные при ограниченном содействии со стороны памятников древности. Выработанные таким путем типы будут верны исконному преданию и, можно сказать, будут выражать древнее обще-церковное воззрение на них; в тоже время они будут соответствовать достоинству самого предмета. А в этом именно и заключается одна из главнейших задач предполагаемого подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010