– Е. Г.) и день обретения Вторник... Царица же не имяше еже что и будут, помышляющи великое чюдо и неизреченное божие смотрение еже благоволи тою; от преславного того чюдеси веру приимаше таиньства возрадовася зело, взыграша же и вси сущие полатние плещуще победное». Прервав здесь цитату, необходимо сделать первое сопоставление с изображением: все люди, протягивающие руки к иконе, представлены не в молитвенных позах, а в ликующем рукоплескании («сущие полатние плещуще победное»), о чем свидетельствуют высоко поднятые руки, запрокинутые головы, не симметрично расположенные кисти рук, отставленные пальцы и согнутые ладони. Далее: «Протичет же и в весь гради преславное слышание. Стечеся множество. Патриарх веселия исполнен бысть, взем пречистую икону на руку своею, и вжегоша множество свещь, и проливаются мира, и благовонное каждение въспосылается горящим благоуханием многом. Предидуще людие светлы, и величайши иже от синглитского совета, и церковный причет, все хваляще, вспевающе, поюще, и тако в тезоименитый ея храм Богородица в Халкопратии донесше поставляют». 128 Описание толпы поклоняющихся в тексте: величайшие от синклита (в высоких цветных шапках), церковный причт (архиереи в полиставрионах, иерей в желтоватой ризе с омофором, диаконы в алых стихарях и белых скуфьях) – находит множество аналогий в изображении. Образ патриарха Мефодия с кацеей также можно считать откликом на слова, описывающие торжественное настроение патриарха, отмечающего чудесное явление иконы возжиганием свечей, излиянием мира и благовонным каждением во время перенесения образа Богоматери в храм: да и установление иконы в специальной подставке, то есть в храме, не противоречит цели торжественного богослужения – принесению иконы в Халкопратийский храм, указанный в «Сказании». В этом же тексте найдем мы смысловую связку для объяснения последней сцены Акафиста (строфа ω) на иконе Успенского собора – вторничной церемонии в монастыре Одигон (см. главу 2), которая с композицией строфы «Взбранной воеводе...» образует симметричную пару, обрамляющую сюжеты богородичного гимна, представляя соответственно моменты начала (строфа «Взбранной воеводе...») и современного состояния (строфа ω) почитания иконы Богоматери Римляныни, то есть возвращение чудотворной иконы в Константинополь, где она творит «бесов отгнание, и недугов неисцельных уврачевание, страстей мучащих освобождение», 129 и сохранение ее божественной силы до дней написания иконы Успенского собора, о чем свидетельствуют исцеления во время вторничных процессий, ради которых приходят больные, описанные паломниками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Час их тогда ещё не пришел в свершении, однако уже приблизился в предначатии, как «начало знамений». И в этом смысле подтверждает его понимание и Богоматерь, которая как будто вопреки прямому смыслу ответа, именно содержащемуся в нём отказу, призывает служителей делать то, что Он скажет, а эти веления относятся в брачному свершению евхаристической трапезы. Архитриклин же зовёт жениха для свидетельства свершившегося предложения. Конкретные образы брачного пира здесь сливаются и опрозрачниваются относительно мистического содержания происходящего. Особого внимания здесь заслуживает прямое участие в евхаристии Богоматери, как это и соответствует церковному её свершению. В образе брачного пира мы имеем также и образ Церкви во всём её составе: Богоматерь, апостолы, брачные гости, архитриклин, сами брачующиеся, слуги и приглашённые, собравшиеся вокруг Христа, который совершает таинственное преложение воды в вино. Богоматерь является предстательницей за людей и посредствующей перед Христом. В связи с этим можно понять и особо выделенное присутствие её на браке, как предусловие и самого боговоплощения: «И Матерь Иисуса была там» ( Ин.2:1 ), как будто даже не «званная», как Иисус и ученики Его, но уже в нём участвующая изначала. Здесь подразумевается и Благовещение, и бессеменное зачатие, и Рождество Христово от Девы и всё её служение Ему и Церкви. При отсутствии повествования о рождестве и детстве Христа её первое появление в четвёртом Евангелии связано с этой символикой Церкви. Этот экклезиологический смысл повествования завершается как бы исторической прибавкой, где ещё раз упоминается имя Богоматери и её присутствие: «После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его, и там пробыли немного дней» ( Ин.2:12 ). У других евангелистов вообще отсутствует упоминание о том, что Мать и братья сопровождали Иисуса. Можно скорее вывести даже противоположное заключение из Мф.12:46–50 , где Христос как бы отрицается кровного родства ради духовного. Из этого сопоставления можно усмотреть ещё лишнее подтверждение именно экклезиологическому истолкованию Ин.2:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Как Господь заповедал ученикам не брать двух одежд (χιτνας) 1021 , а Сам имел пять, по св. еванге- (Продолжение следует) Аносов И.А. Акафист иже во Святых отцу нашему святителю Питириму, епископу Тамбовскому и Козловскому 1022 //Богословский вестник 1916. Т. 2. 6. С. 211–218 (2-я пагин.) —211— Кондак I Избранный чудотворце и святителю Христов, всем притекающим к тебе скорый помощниче, воспеваем ти с любовью похвальная; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, просвети омраченная сердца наша, да зовем ти: Радуйся святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Икос I Ангел церкви тамбовския воистину явился еси, святителю Питириме, тя бо избра Вседержитель камень во главу её быти; мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, зовем ти: Радуйся, Христа от юности возлюбивый. Радуйся, все упование на Пречистую возложивый. Радуйся, града Вязьмы украшение. Радуйся, града Тамбова защито и ограждение. Радуйся, храмов Божиих устроителю. Радуйся, жития иноческого насадителю. Радуйся, смирения и кротости учителю. Радуйся, Богоматери народной любовию к тебе умиление. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак II Видящи Всеблагая Богомати во уделе своем страну нашу всякими напастьми обуреваему, избра тя от рождения кормчим нам быти, да вси зовем к Богу: аллилуиа. —212— Икос II Разум Предвечный предуведе тя ко спасению и во святем крещении дарова тебе наставника и учителя, преподобнаго Прокопия, ему же неуклонно следовал еси до конца. Мы же, зряще образ жития твоего, со умилением глаголем: Радуйся, цвете церкви российския. Радуйся, крине, иже в дому Богоматери возрасте. Радуйся мед от пустыни Предтечи. Радуйся, источниче, от воды живой начало приемый. Радуйся, от юности мудростию твоею иноки питавый. Радуйся, образом юнаго жития твоего старцем поучение. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак III Сила Вышняго осени тя, святителю Питириме, и не по мнозех летех постави тя во обители Предтечи право правити слово Господней истины, выну взывающа: аллилуиа. Икос III

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Равным образом мы не можем удержать названий народной и литературной редакций: резко противоставлять их друг другу в этом смысле трудно; вторая редакция может быть так названа в отличие от первой главным образомъ в виду ее большей внешней стилистической отделки во вкусе XV–XVI веков. В отношении существенных черт содержания обе редакции литературны, потому что и возникли на почве литературного источника, и записаны книжниками, и с другой стороны народны, потому что получили развитие путем устной традиции, в народе, и вторая не меньше первой обязана этой традиции различными подробностями (что признает и сам Буслаев). Резюмируем вкратце все сказанное. Сказание о Меркурии Смоленском повествует о событии половины XIII в., о котором не говорят несомненные исторические источники, и известно лишь по двум памятникам: повести и службе, дошедших в записях не старше конца XV в.; содержанием своим оно вызывает некоторые сомнения; между тем оно очень сходно с легендой о великомученике Меркурии, что было замечено уже в древней Руси; содержание сказания приходится объяснять заимствованием из греческой легенды, с приурочением ее сюжета к русской почве и русской исторической обстановке. В основных чертах процесс сложения легенды о Меркурии можно представить в таком виде. Спасение Смоленска от татарского разорения приписано небесной помощи. Частнее представление об этой помощи и о личности избавителя развилось под влиянием известной легенды об убиении Юлиана и спасении города Кесарии от разорения великомучеником Меркурием, именно соответствующого эпизода в житии Василия Великого ; легенда приурочена к новому событию: Меркурий совершает дело спасения Смоленска, по велению Богоматери, явившись на Ее зов. В новом приурочении, особенно распространяясь путем устного пересказа, легенда видоизменилась: спаситель Смоленска понят, как особое лицо, как русский святой; он разбивает татарское войско, подвиг его совершается еще при жизни; пономарь является вместо Василия Великого . Данные о великомученике Меркурии в его житии также повлияли на русскую легенду: Меркурий молодой воин и мученик, убитый через обезглавление; позднее говорят о его связи с Римом (по происхождению). Для объяснения его смерти допустили, что она совершена сверхъестественной силой, рукой ангела. Другие рассказы из старых народных поэтических сказаний заимствовали образ исполина: Меркурий убивает именно его, а сын его мстит Меркурию за отца; на этих рассказах основана 2-я редакция повести о Меркурии. Та же редакция, под влиянием местного почитания Смоленской иконы, заменяет явление самой Богоматери гласом от иконы Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из нижней трапезы створные резные двери, расписанные красками, с вызолоченным горбылем, вели в «архиерейскую переднюю келью». Келья имела 2 окна обычного размера, в 60 стекол; в ней была печь из монастырских белых изразцов, на железных ножках. Другая келья, «наугольная», имела 5 окон. Двери в нее из передней кельи были такие же, как и из трапезы в переднюю колью, а двери внутренние в сени были украшены резьбой, красками и позолотой с одной стороны. Печь из расписных покупных образцов на железных ножках. Кельи были украшены иконами и картинами. В первой образ Богоматери с Превечным Младенцем, на полотне, в золоченой резной раме, наверху сияние деревянное вызолоченное, вокруг – 4 ангела в облаках; образ Рождества Иисуса Христа, за стеклом, в вызолоченных и высеребренных рамах; оба эти образа были перенесены из деревянной архиерейской кельи. В 1724-м году здесь был еще, также перенесенный из деревянной кельи, образ Успения Богородицы, на деке, в резной золоченой раме. По стенам были персона Его Императорского Величества, на полотне, в золоченой раме с резным гербом наверху и державой внизу, и 3 печатных, на бумаге, картины разных баталий в рамах, также перенесенные из деревянной архиерейской кельи. Две картины больших печатных с персонами пап и цесарей Римских, в золоченых рамах, привешены на зеленых шелковых лентах; шпалеры живописные на полотне, с изображением пустынножителей и «цветков»; 53 заморских плетеных стула. Во второй нижней келье: Растите и образ Спасителя, печатные; образ Пресвятой Богородицы с Превечным Младенцем и с великомученицею Екатериной и с 6-ю херувимами вверху, на полотне; две печатных картины коронования Государыни, 4 – разных баталий; горы Синайские, печатанные на бумаге, расписанные красками. Из передней кельи двери, такие же резные и раскрашенные с позолотой, направо в лицевые сени. Из сеней двери: на переход, над дверьми слуховое окно в две окончины, каждая в 8 стекол. Из сеней двери, в уборную, имевшую 1 окно в 60 стекол. Налево из сеней выходные двери на крыльцо кирпичное; над ними слуховое окно в две окончины по 9-и стекол в каждой. Двери в сенях были створные, покрытый белилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Безгрешнаго смерть вкусивши,/Животворящаго Тела Твоего,/достойно, Владыко, умертвися:/мы же вопием Ти,/слава силе Твоей, Господи. Смерть, коснувшись непричастного греху/и животворящего тела Твоего, Владыка,/справедливо была умерщвлена;/мы же Тебе взываем:/«Слава силе Твоей, Господи!» Богородичен: Неискусобрачно родила еси, Дево,/и по рождестве явилася еси девствующи паки:/темже немолчными гласы,/еже радуйся, Тебе, Владычице,/верою несумненною взываем. Богородичен: Не испытав брака зачала Ты, Дева,/и после родов по-прежнему явилась девственной;/потому мы не умолкающими голосами Тебе, Владычица,/с твердой верою восклицаем: «Радуйся!» Ин, ирмос: Неизследный Божий Совет: Взаконен сый Израиль,/Тебе, Христе, взаконившаго Бога не позна:/но яко беззаконника, законопреступая, на Кресте пригвозди,/иже законоположению недостойный. Канон 2 Получивший закон Израиль/не познал Тебя, Христе, – Бога-Законодателя;/но как законопреступника ко Кресту/вопреки закону пригвоздил Тебя,/недостойный законодательства. Обожена Твоя, Спасе, Душа,/адова сокровища пленивши,/яже от века совоскреси души:/живоносное же Тело всем нетление источи. Обоженная душа Твоя, Спаситель,/опустошив сокровищницы ада,/воскресила души от века в нем пребывавшие,/живоносное же тело Твое/всем нетление источило. Богородичен: Тебе, Приснодеву и истинную Богородицу вси славим,/Юже прообразоваше боговидцу Моисею/неопально, Пречистая, купина, огню примесившися. Богородичен: Тебя, Приснодеву/и истинную Богородицу все мы славим,/Ту, Которую Боговидцу Моисею прообразовал/куст терновый, охваченный огнем,/но не сгоравший, Пречистая. Ин, ирмос: Седяй в славе: Поживе с человеки, видимь быв Невидимый,/во зраце сый Непостижимаго Божества,/и воображься из Тебе, Отроковице, в чуждее,/ведущих Тя, Чистую Богоматерь, спасает. Канон 3 Общался с людьми Невидимый,/сделавшись видимым:/пребывая во образе непостижимого Божества/и приняв от Тебя, Отроковица,/образ прежде Ему несвойственный,/Он спасает знающих Тебя, чистую Богоматерь. Прият в вещественне Дева Невещественнаго, в причастии вещества,/Младенца от Нея бывша./Темже во дву существу, Един познавается/плотоносец Бог, и Человек Пресущественный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

В центральном медальоне в пейзаже изображен Добрый Пастырь с заблудшей овцой на плечах, рядом - пасущиеся овцы; несколько других аналогичных изображений помещено на стенах и в аркосолиях. Эти росписи выполнены умело, хотя их иконографическая программа довольно проста. В кубикуле Коронования в катакомбах Претекстата (1-я пол. III в.; Bisconti. L " apparato figurativo. 1997) в своде также помещено изображение Доброго Пастыря в окружении мотивов с античной космологической символикой (времена года, косули, павлины, утки, цветы). Однако на стенах имеются лаконично представленные композиции из НЗ: «Христос и самарянка», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой» и нетипичное для столь раннего времени «Коронование терновым венцом». Если в росписи кубикулы Коронования присутствует элементарное нарративное начало, то в др. ранних росписях преобладает символическое. Таков образ Богородицы с пророком в своде карьера (arenarium) в катакомбах Присциллы. Согласно данным последних реставрационных работ ( Bisconti. La Madonna di Priscilla. 1996), фреска датируется 3-м или 4-м десятилетием III в. и представляет собой наиболее раннее изображение Богородицы в истории христианского искусства: сидящая Богородица держит на руках Младенца, рядом стоит пророк (Валаам или Исаия), указывающий на звезду. Эта простейшая композиция в предельно лаконичной форме иллюстрирует одно из центральных положений христианского учения - догмат о Боговоплощении - и акцентирует связь ВЗ и НЗ. Неск. десятилетиями позже в соседней кубикуле были написаны сцены, вероятно раскрывающие и развивающие смысл этого изображения: «Благовещение» на фоне богатого растительного орнамента, а также «Воскрешение Лазаря» и история Ионы. Богоматерь с Младенцем и прор. Исаия в катакомбах Присциллы. 20–30-е гг. III в. Богоматерь с Младенцем и прор. Исаия в катакомбах Присциллы. 20–30-е гг. III в. Среди ранних росписей К. особо выделяется богатством сюжетов и смысловой наполненностью программа капелл Таинств в катакомбах св. Каллиста (2-я четв.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Они ни в коем случае не позволяют утверждать существования в православной Церкви до XVII в. двух иконографий Сошествия Святого Духа: с Богоматерью и без Нее. Что же касается Сийского иконописного Подлинника (как первого, так и второго) второй половины XVII в., на который делались ссылки, то «кроме иконописных переводов, они заключают в своем составе несколько иностранных гравюр» 77 . Помимо этих иностранных гравюр, он представляет собой первый иконописный подлинник, зараженный католическими искажениями, а потому не может быть принят, как авторитет для православного иконописания. По приведенным примерам можно предположить несколько неустановившийся характер иконографии Пятидесятницы до иконоборческого периода. После же иконоборчества в восточной иконографии Пятидесятницы наступает полная ясность и устойчивость. В росписях и мозаиках изображается символически Святая Троица, в иконах же отсутствует и этот образ. Наоборот, на Западе иконография Пятидесятницы долго находилась в состоянии колебания в отношении главного, центрального лица композиции. В миниатюрах главное место часто занимает апостол Петр 78 . Иногда центральное место занимает голубь 79 . Иногда оно остается пустым. Наряду с этим, в некоторых миниатюрах на нем изображен Спаситель (иногда в медальоне над апостолами, как в Клюнийской и Ватиканской миниатюрах, так же, как в некоторых стенных росписях (св. Жилль в Монтуаре) и на портале в Везле). Однако это разнообразие сводится в средние века, т. е. ко времени окончательного самоопределения Запада на своих собственных, не православных путях, к классическому католическому типу Пятидесятницы с Богоматерью в центре. Внизу иконы Сошествия Св. Духа изображается человеческая фигура, именуемая «Космос». Вопрос происхождения этой фигуры довольно сложен. Во многих древних изображениях, как восточных, так и западных, мы видим группу, состоящую из людей разных рас и народов. Это народы, о которых говорится в Деяниях апостольских: «Парфяне, Мидяне, Еламиты, жители Месопотамии, Иудеи, Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне» ( Деян.2:9–10 ) 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

§ 88. Образ сохранения Образ Божественного сохранения тварей в существе своем непостижим для ума нашего, как и образ творения, но в явлении своем есть двух родов: естественный и сверхъестественный. Естественный есть тот, когда Бог продолжает бытие и поддерживает деятельность тварей посредством дарованных им сил и законов естественных, только под промыслительным надзором своего всевидящего Ока и по воле своей на то, чтобы твари сии не уничтожались. На сей образ сохранения Божия указывает Псалмопевец, когда говорит: основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день ( Пс. 118:90, 91 ). Сверхъестественный образ сохранения бывает там, где побеждается естества чин, по словам церковной песни, и Бог являет в ней, для каких-либо высших нравственных целей, свою особенную, превышающую силы и законы природы, деятельность. Нет сомнения, что таковой сверхъестественный способ сохранения тварей а) возможен – и со стороны Бога, всемогущего и всесвободного Владыки твари, который, все сотворив из ничего, тем более может все сохранять так, как Ему угодно; и со стороны твари, которая в полной зависимости от Творца и совершенство которой состоит не в неизменяемости её чина, а в соответствии её целям Творца; б) необходим: ибо есть твари не только неразумные, но и свободно-разумные, которые могут, превратным употреблением своей свободы, нарушать чин природы, и потому Богу нужно поправлять его; притом необходимо это и для того, дабы очевиднее был во вселенной промыслительный перст Божий; в) действительно есть: это чудеса, о коих яснейшим образом свидетельствует нам св. Писание и история Церкви Божией. 2) Об управлении вселенной § 89. Понятие об управлении Управление Божие состоит в том, что Бог, преднаписавши однажды тварям законы и указавши цель, наблюдает за исполнением своих законов, и все действия и перемены в тварях направляет к предположенной Им цели творения. § 90. Предметы Управление Божие, точно так как сохранение, простирается вообще на все, как великое, так и малое. Бог управляет а) природой физической.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010