Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАСК [евр.  ,  ; арам.  ; греч. αμασκς; араб.      ], один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского. Этимология названия Д. неясна. Арам.   (зафиксировано, напр., на стеле Бар-Ракиба (VIII в. до Р. Х.) - KAI. 215. 18) в аккад. (  ;  ;  ;  ;  ;  ), егип. (  ;  ) и евр. (   (3 Цар 11. 24),   (4 Цар 16. 10),   (2 Пар 16. 2; 28. 5)) текстах передается и огласовывается по-разному. Вероятно, оно несемит. происхождения. Географическое и экономическое положение Д. находится к востоку от горы Ермон (совр. Эш-Шейх (Хермон)), у подножия вост. склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов р. Аваны (совр. Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Д. всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближ. Востоке. Вино из Д., особенно из Хелбона (к северу от Д.), было знаменито повсюду на Ближ. Востоке (Иез 27. 18; Strabo. Geogr. XV 3. 22). С древнейших времен через территорию Д. проходили караванные пути с севера на юг. Древнейшие свидетельства Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа) Д. впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители к-рых были захвачены фараоном Тутмосом III (ок. 1504-1450 гг. до Р. Х.) после сражения при Мегиддо ок. 1482 г. до Р. Х. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (ок. 1417-1379 гг. до Р. Х.), где перечислены неск. городов и гос-в, к-рые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди) (XIV в. до Р. Х.). Согласно этим источникам, Д. в XV-XIII вв. до Р. Х. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах к-рой располагался Д., оказалась в центре противостояния между Египтом, гос-вом хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Д. и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в 4 амарнских письмах (EA. 53, 107, 189, 197). Д. дважды упоминается в кн. Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт 14. 14-15; 15. 2). Однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Многие секты жестоко волнуют землю херсонскую, но сильнейшей и злейшей между ними является штундизм. Почему недавно возникшая штунда стала злой силой, с которой не так легко считаться, это обусловливается многими причинами. Выяснить их в кратком слове – трудно, но нельзя обойти молчанием замечательного заблуждения, обнаруженного русским обществом на первых порах появления штундизма. В летописях истории сектантства едва ли отыщется подобное тому, что мы видим при нарождении штунды. Дорогой, желанный гость не встречает такого радушия и внимания, какими приветствовали новое лжеучение и в обществе, и в печати. Появление штундизма – было уже для него светлым праздником, первые его шаги – полным триумфом. По какому-то странному недоразумению или, лучше сказать, недомыслию, так называемое интеллигентное общество, которому более всего приличествует видеть всё в надлежащем цвете, смежило свои духовные очи и стало рукоплескать новой секте. В новом лжеучении видели зарю новой жизни, «единственный светлый луч в тёмной народной массе», начало лучшего будущего, чуть ли не залог процветания общества, чуть ли не благополучие государства, словом, знамение времени. На самих сектантов смотрели, как на «малых сих», которыми усвоена, наконец, премудрость, сокрытая от премудрых и разумных. Их принимали в столичных салонах, угощали на славу, показывали знакомым, как показывают заморские диковинки, и, снабдив порядочным кушем денег «на святое дело», отпускали домой. На них чуть не с умилением смотрели в присутственных местах, восторгаясь их сколько фарисейски-смиренным выражением лица, столько же лицемерными речами. К благоприятным условиям, среди которых оказался штундизм, бесспорно, нужно отнести отзывы о нём печати. Это, по-видимому, незначительное обстоятельство имело весьма важное значение для дальнейших успехов новой секты. Дело в том, что в современной появлению штундизма прессе эта секта обелена такими чертами, которые не могли не импонировать на общество. Не говорю об одесских газетах, где можно найти всё, кроме смысла и правды. Не говорю о той прессе, которой мы платим деньги и которая требует от нас мыслить так, как ей хочется. Я имею в виду так называемые толстые, солидные журналы. И что же? Как из рога изобилия сыпались навстречу новой секты похвалы, одобрения, восхищение, превознесения… И чего-чего только борзописцы не усматривали в новой секте? Какие залежи добродетелей, какие россыпи духовных подвигов не открывали в штундистах? Возьмём на выдержку, для примера кое-что из этих журналов…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Но именно эти «доказательства» вызывают гораздо больше вопросов, чем ответов. В своем докладе «О необходимости сравнительного анализа исторических источников следственного дела Н.А. Соколова с мемуаристикой советского периода» на VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, февраль 2019) я детально рассмотрел ошибочность выводов следователя Н.А. Соколова относительно принадлежности обнаруженного им летом 1919 года трупа собаки. Документы объективно свидетельствуют, что Соколовым был обнаружен труп собаки «самки» «ниппонской породы», которую Соколов называет «Джеми». Однако доподлинно известно, что Анастасии Николаевне принадлежал подаренный ей фрейлиной Вырубовой кобель породы кинг-чарльз спаниель по кличке Джим. Впрочем, современные исследователи далеко превзошли своих далёких предшественников. Так, привлеченный в наши дни Патриаршей комиссией и СК РФ в качестве эксперта Ю.А. Жук, так описывает состав царского зверинца: «Вместе с Царской Семьей в ДОН жили 4 собаки: японский хин Государыни Императрицы по кличке Швыбзик, спаниель Джой Наследника Цесаревича, французский бульдог Ортино Великой Княжны Татьяны Николаевны и очень маленькая собачонка по кличке Джемми, принадлежавшая Великой Княжне Анастасии Николаевне» . Анекдотичность этого пассажа заключается не столько в несчастной никогда не существовавшей «Джемми», сколько в том, что официальный эксперт-историк, видимо, даже и не догадывался о том, что Швыбзик – не кличка мифического японского хина, а домашнее прозвище Анастасии Николаевны, которым ее называли в семейном кругу родители. Абсолютно аналогично обстояли дела и с найденным на Ганиной Яме фрагментом человеческого пальца. Предшественник Соколова следователь Сергеев, со слов лакея Чемодурова и доктора Деревенко, предположил, что палец мог принадлежать Е.С. Боткину. Но следователю Соколову и его куратору генералу Дитерихсу нужны были (что вполне логично!) доказательства убийства именно Царской семьи. Поэтому фрагмент пальца отправляется на новую экспертизу, результат которой и ложится в папку следственного дела Соколова:

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

Петр Акопов: «Лукашенко показал своим противникам на Западе, что у него длинные руки» 24.05.2021 13:50:50 Белоруссия снова в топе новостей: Александр Лукашенко в очередной раз сделал то, чего от него не ожидали. В прошлом году он не ушел в отставку после начала акций протеста по итогам президентских выборов, а несколько часов назад в аэропорту Минска был арестован гражданин Белоруссии Роман Протасевич. Бывший главный редактор телеграм-канала Nexta — ведущего антилукашенковского СМИ, координатора прошлогодних протестов — еще в ноябре 2019 года покинул родину (получив позднее статус беженца в Польше) и точно не собирался возвращаться туда в обозримом будущем. На Протасевича было заведено уголовное дело по обвинению в организации в Минске массовых беспорядков и " возбуждении социальной вражды " к представителям власти и милиции. Он был включен (вместе с основателем Nexta Степаном Путило) в список " лиц, причастных к террористической деятельности " . Как же он оказался в Минске? В результате странного стечения обстоятельств или же операции белорусских спецслужб? Конечно же, второе, хотя понятно, что Минск никогда публично этого не признает. Протасевич летел из Афин в Вильнюс — через территорию Белоруссии. Но уже на подлете к литовской границе самолет авиакомпании Ryanair развернулся и совершил посадку в Минске. Якобы поступил сигнал о заложенной на борту бомбе, и пилоты сами попросили аэропорт минской столицы об экстренной посадке. По другой версии, причиной разворота стало то, что на борту самолета произошел конфликт между экипажем и одним из пассажиров: в Nexta рассказывают, что " драку с экипажем во время полета устроили сотрудники КГБ, настаивавшие, что на борту находится взрывное устройство " . По распоряжению Лукашенко для сопровождения самолета в небо был поднят МиГ-29, но после того как рейс Ryanair сел в Минске, выяснилось, что никакой бомбы на борту нет. Самолет досмотрели, и через несколько часов он вылетел в Вильнюс. Со всеми пассажирами — кроме обнаруженного среди них Романа Протасевича. Сам он перед посадкой в Минске сказал своим соседям, что в Белоруссии его ждет смертная казнь, — хотя статьи, по которым он обвиняется, предусматривают максимум 15-летнее заключение.

http://radonezh.ru/2021/05/24/petr-akopo...

Послы Ермака у Красного крыльца перед Иваном Грозным. Художник Станислав Ростворовский ЖМП 10 октябрь 2020 /  12 января 2021 г. 15:00 Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим».  PDF-bepcuя. Один из первых вариантов «устной летописи» о походе Ермака дошел до нас в составе Кунгурского летописца, обнаруженного тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым и включенного им в его «Историю Сибирскую». Первый архиепископ Сибири Киприан (Старорусенников), прибыв в июне 1621 года к месту своего нового служения в Тобольск, обратил внимание на то, что в этом еще плохо освоенном русскими крае имя Ермака пользовалось большой популярностью. Владыка Киприан, будучи человеком книжным и не чуждым литературных занятий, обратился к проживавшим и служившим тогда в Тобольске сподвижникам легендарного атамана с просьбой записать и представить краткие сведения об основных событиях похода на «салтана» Кучума. Так возникло казачье «Написание», на основе которого, вероятно, и был составлен Синодик Ермаковым казакам. В Синодике упоминаются основные сражения с татарами и указываются имена погибших воинов. Синодик был включен в состав чина Торжества Православия. Архиепископ Киприан заповедал каждый год в первую Неделю (воскресенье) Великого поста в соборной Софийской церкви возглашать погибшим казакам вечную память. Правило это было введено при его преемнике архиепископе Нектарии. В 1636 году тобольский владычный дьяк Савва Есипов, опираясь на сведения Синодика и ряда других источников, составил знаменитую историческую повесть «О Сибири и о сибирском взятии», больше известную как Есиповская летопись. В ней поход трактуется как Божиим Промыслом свершившееся предприятие, смысл которого состоял в том, чтобы победой Ермака и его дружины над сибирским ханом «очистити место святыни» и привести этот край под «скипетродержательство» православных русских царей.

http://e-vestnik.ru/history/sibirskiy__p...

Предисловие Восемь слов на кн. Бытия произнесены, как обыкновенно полагают (см. Филарета, архиеп. Чернигов., «Историческое учение об Отцах Церкви». 1882 г., т. II, стр. 195; «Migne». Patrologiæ cursus completus, ser. gr. t. LIV, p. 579), в первый год проповеднической деятельности Златоуста в Антиохии, т. е. в 386 г.; некоторым подтверждением этого служат начальные слова 2-й из этих бесед, в которых Злат. говорит о смелости, обнаруженной им в избрании столь высокого предмета для своих поучений, какой представляет история творения мира, и – внушенной ему надеждой не на свои силы, а на силу молитвы Церкви. Выражение такого сознания более свойственно, конечно, начинающему, чем опытному проповеднику, приобретшему некоторую уверенность в силе своего слова; по крайней мере такого приема для начала бесед Златоуст не употреблял в следующем 387 г., когда произносил беседы о статуях. Эти восемь слов произнесены, таким образом, прежде помещенных в первой половине этого тома 67 бесед на ту же кн. Бытия; они помещены, однако, после них, согласно порядку издания, принятому в Патрологии Миня, и в виду того, что 67 бесед, обнимающих вообще все содержание первой кн. Моисея, должны естественно стоять на первом месте. В этих 8 словах, имеющих много общего с предшествующими, виден равн. обр. свойственный Златоусту высокий дар церковного красноречия, проявившийся, между прочим, в замечательном искусстве, с каким он пользовался неожиданными обстоятельствами, замеченными в церковном собрании, для возбуждения внимания слушателей и их назидания (см. в слове 4-м внушение Злат. слушателям, вызванное недостатком внимания их к проповеднику при совершавшемся в храме возжении лампад). Слово 1. Сказанное в начале Четыредесятницы на слова: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1), также о посте и милостыне. 1. Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души, это истинное умирение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 21 «О заступлении утреннем» – (по слав. тексту) понимаемое в буквальном смысле надписание указывает на просительное содержание псалма об «утренней " , возможно скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения – утром, чему отвечает и евр. надписание – «при появлении зари». (Есть перевод – «об олени утреннем», т. е., мотив вокального исполнения должен походить на мотив песни, начинающейся словами «утренняя лань»). Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении ( Пс.21:3–9 ); враги его многочисленны и сильны ( Пс.21:13–14 ); они «лукавы», нечестивы, Давид же одинок ( Пс.21:22 ), так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие ( Пс.21:17–19 ). В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян ( 1Цар. 23:24–28 ) побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид. Боже мой! Для чего Ты оставил меня? (2–3). Я все-таки буду взывать к Тебе (4–6). Я в презрении у народа: надо мной все издеваются (7–10). Моя надежда только на Тебя, моего Творца, к которому я привязан с детства. Не удаляйся от меня, но защити от врагов, готовых распять меня, всеми оставленного (11–23). Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру (24–32). Пс.21:2 .  Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Давид указывает на безвыходность своего положения в данном случае. По человеческому пониманию и последовательному ходу событий гибель Давида казалась неминуемой, почему у него бывали состояния, когда он видел себя совершенно оставленным Богом, вследствие чего и взывает: «Для чего Ты оставил меня?» Подобное состояние, близкое к отчаянию не было продолжительным. Давид дальше говорит, что «такие слова», слова «вопля», близкого к отчаянию, греховны, так как показывают в человеке колебание веры; вследствие же этого обнаруженного недостатка веры в Бога человек и не заслуживает того спасения, о котором он молит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ребенок не смог выжить по объективным причинам». Медицинские эксперты — о деле Элины Сушкевич Судебное следствие завершилось — медикам скоро вынесут приговор 4 декабря, 2020 Судебное следствие завершилось — медикам скоро вынесут приговор В Калининградском областной суде завершилось рассмотрение дела экс-главврача роддома Елены Белой и неонатолога, анестезиолога-реаниматолога Элины Сушкевич. Врачей обвиняют в убийстве недоношенного новорожденного. 9-10 декабря пройдут прения сторон, а затем будет вынесено судебное решение. Вчера Национальная медицинская палата провела пресс-конференцию, на которой выступили эксперты со стороны защиты — неонатологи, кардиологи, токсикологи с многолетним профессиональным опытом и высоким авторитетом в медицинском сообществе, — которых суд отказался выслушать. Все эти врачи опровергают данные экспертного заключения, представленного прокуратурой, и считают обвинения в адрес Сушкевич, которая якобы ввела недоношенному младенцу смертельную дозу магния, безосновательными. Точку зрения участников пресс-конференции можно свести к нескольким пунктам. 1. Сам вывод о повышенном содержании магния в тканях, на основании которого обвинение утверждает о введении смертельной дозы этого вещества, не подтверждается.  Магний в человеческих тканях присутствует всегда, и в данном случае его концентрация не превышала предельных значений.  — Обнаруженное в органах младенца содержание магния говорит только о том, что он попал в органы через плаценту. Препараты, содержащие магний, в 99% рекомендует беременным женщинам врач-гинеколог. Чтобы магний в избытке отложился в стенке желудка, как в данном случае, потребуются часы, дни, а не минуты, — уточнила на пресс-конференции Галина Суходолова , старший научный сотрудник Отделения острых отравлений и соматопсихиатрических расстройства НИИ Склифосовского. 2. Вывод о смерти в результате отравлении сделали по признакам артериальной гипотензии и снижения частоты сердечных сокращений (брадикардия), однако магний тут совершенно не при чем.

http://pravmir.ru/rebenok-ne-smog-vyzhit...

Свет Бог есть Свет, и Свет высочайший, так что всякий другой свет, насколько бы ни казался сияющим, есть только малая Его струя или рассеивающийся отблеск. Но Он, как видишь, попирает мрак наш: мрак под ногами Его. И мрак сделал покровом своим ( Пс. 17, 10, 12 ), поставив его между Собой и нами, как и Моисей в древности полагал покров между собой и слепотствующим Израилем, чтобы омраченная природа не без труда видела сокровенную красоту, которую немногие достойны видеть, чтобы удобно получаемое не было скоро отвергаемо по удобству приобретения, но чтобы один свет входил в общение со Светом, непрестанно влекущим вверх посредством стремления к единению, и только очищенный ум приближался к Уму чистейшему и чтобы одно открывалось ныне, а другое впоследствии как награда за добродетель и за обнаруженное еще здесь стремление к этому Свету, то есть за уподобление Ему. Ибо сказано: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь я знаю от части, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор. 13, 12 ). Какое наше унижение! И какое обетование – познать Бога настолько, насколько сами мы познаны! Так сказал Павел, великий проповедник истины, учитель язычников в вере, который наполнил обширный круг благовествованием, жил только для Христа, восходил до третьего неба, был зрителем рая и для совершенства желал разрешиться (см. Фил. 1, 25 ). И Моисей едва видел Бога сзади из-за камня (что бы ни означали и «Бога сзади», и «камень») – видел после многих молитв и данного ему обещания, впрочем, не в такой мере, в какой желал видеть, но укрывшееся от его взора было больше виденного – Моисей, говорю, бог фараона, вождь великого народа и показавший великую силу знамений! А ты кого напитал пищею с неба? Какую воду извел из камня? Какое море разделил жезлом? Какой народ провел по водам, как по суше? Каких врагов потопил? Кому указывал путь столпом огненным и облачным? Какого Амалика победил молитвой, воздеянием рук – издалека таинственно прообразуемым крестом, чтобы тебе почитать для себя великим ущербом, если не совершенно постигаешь Бога, и ради этого все приводить в замешательство и ставить вверх дном (1)?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Скачать epub pdf Слово в неделю о самаряныне Г лагола Ему жена: Господи, вижу, яко Пророк еси Ты: Отцы наши в горе сей поклонишася, и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает ( Иоан. 4:20 ). Слово жены самаряныни не женское! Слово, обличающее в ней ум здравый и решительный, жаждущий познания истины, – совесть, правда, не совсем покойную, но в вере и молитве ищущую своего успокоения, – душу, от бремени греха несвободную, но заботливо о благоугождении Богу и своем спасении помышляющую! Слово, которое сделало бы честь и всякому книжнику иудейскому и богослову самарянскому! Слово, наконец, которое не стыдно было бы повторить пред целым светом и мущине-прогрессисту, и каждому из нас, возлюбленные о Господе чада и братия, – тем более, что Тот, пред Кем оно в первый раз произнесено было, Кто удостоил благосклонно выслушать его и дать разрешительный ответ, есть для нас не Пророк только, но Сам Господь пророков, Сам Бог и Спаситель наш! Так мудро и многозначительно это слово! Оно в малом объеме заключает в себе весь существенный состав и всю основную разность двух того времени вероисповеданий, наиболее приближавшихся к истинному. Умная самарянка, из немногих слов Господа Иисуса познав в Нем Пророка, не хотела опустить сего благоприятного случая, но поспешила им воспользоваться для разрешения своих религиозных недоумений, приметно, давно ее безпокоивших. Господи, сказала она с радостию, вижу, яко Пророк еси Ты. Как много у самарянки здравого смысла и твердости воли уже в том одном, что она, вопреки закоренелым предрассудкам своего времени и народа, вопреки всеобщему и глубокому отвращению единоземцев своих ко всему еврейскому, – простиравшемуся до такой степени, что и одна случайная встреча самарянина с евреем, и обратно еврея с самарянином, и одно легкое прикосновение их одного к другому почитались нечистыми и способными сообщить свою нечистоту, – не поколебалась признать в еврее Пророка и объявить о том целому городу, не утаив присем и своего стыда, новообретенным Пророком безжалостно обнаруженного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010