Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ [Греч. ποστολικο νδρες; лат. viri apostolici], иногда «апостольские отцы» (лат. patres apostolici), общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. Наименование Часто встречающееся утверждение о том, что название «мужи апостольские» появилось только в Новое время, не соответствует действительности. Сщмч. Игнатий Богоносец приветствовал христ. общины в Послании к Траллийцам «по образу апостольскому». Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικς) появляется уже в Мученичестве сщмч. Поликарпа Смирнского (Martyr. Polyc. 16). Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» применительно к ап. Варнаве ( Clem. Alex. Strom. II 118. 5), и это выражение употребляется как вполне привычное в Мученичестве сщмч. Игнатия Богоносца (Martyrium Ignatii Antiocheni: (Martyrium Antiochenum)//Patres apostolici/Hrsg. F. X. Funk, F. Diekamp. Tüb., 19133. Bd. 2. S. 324). Тертуллиан отличает М. а. (apostolici или apostolici viri) от апостолов (apostoli), употребляя 1-е выражение в смысле «ученик апостолов» (напр.: Tertull. De praescript. haer. 32; Idem. Adv. Marcion. 4. 2). Свт. Фотий I К-польский называет мужами апостольскими Папия Иерапольского и сщмч. Иринея Лионского ( Phot. Ep. 291; см.: ПМА. 2008. С. 461. Фрагм. 22; подробнее о цитатах из писаний М. а. у визант. авторов 1-го тысячелетия см.: Grant. 1962). Авторы и произведения Сочинения М. а. как отдельная группа собраны в Святогробской иерусалимской рукописи 1056 г. (Hieros. Patr. 54), обнаруженной лишь в XIX в. (тексты впервые изданы митр. Филофеем Вриеннием в 1875 и 1883 гг.; см.: ПМА. 2008. С. 10). В нее включены Варнавы апостола послание , 1-е и 2-е Послания сщмч. Климента, еп. Римского , «Дидахе» (Учение 12 апостолов) и 12 посланий сщмч. Игнатия Богоносца в пространной (интерполированной) форме (подробнее см.: ПМА. 2008. С. 8). В научный обиход термин «мужи апостольские» и соответствующий перечень авторов и произведений вошли с XVII в. В 1672 г. Ж. Б. Котелье издал в Париже «Творения святых отцов, живших в апостольские времена» (SS. Patrum qui temporibus apostolicis floruerunt opera). Собрание включало творения Варнавы, Ермы , священномучеников Климента Римского, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Это длинное название подверглось сокращению (см.: Lincicum. 2015) и окончательно устоялось как «апостольские отцы» в изданиях У. Уэйка (The Genuine Epistles of the Apostolical Fathers: St. Barnabas, St. Clement, St. Ignatius, St. Polycarp, the Shepherd of Hermas, and the Martyrdoms of St. Ignatius and St. Polycarp/Ed. W. Wake. L., 1693; см.: Jonge. 1978) и Л. Иттига (Bibliotheca Patrum Apostolicorum graeco-latina. Lpz., 1699). С этого времени выражение «апостольские мужи (отцы)» получило распространение в патрологии.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

Неизвестное письмо преподобного Силуана Афонского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От публикатора Публикуемое ниже письмо 1 , автором которого является преподобный Силуан Афонский, посвящено важной для монаха, живущего в миру, проблеме — приглашения в гости к мирским людям (“вас просят в гости”). Такие приглашения обыкновенно затрудняют духовную жизнь монаха, особенно его молитвенную практику. Автор письма демонстрирует адресату, как с любовью отказываться от таких визитов. Копия данного письма была передана нам архимандритом Виктором (Мамонтовым). Перед этим письмо, обнаруженное в архиве известного парижского богослова отца Евграфа Ковалевского, прошло сложный путь — его переслал в Шевтонь большой почитатель духовного наследия преподобного Силуана Афонского отец Силуан, настоятель одного из монастырей во Франции. Анализ почерка позволяет сделать вывод, что переданная нам копия письма не была написана ни самим преподобным Силуаном 2 , ни его духовным сыном, сотаинником и жизнеописателем архимандритом Софронием (Сахаровым) 3 . Скорее всего, письмо было переписано перед отправкой в Свято-Пантелеимоновом монастыре одним из почитателей преподобного Силуана Афонского (на это указывают некоторые слова в письме, уточняющие его смысл и помещенные в скобках со знаком вопроса). Сам же оригинал данного письма, который до нас не дошел, был, по всей вероятности, написан под диктовку преподобного Силуана кем-нибудь из монахов или работников монастыря. Письмо датируется маем 1938 г., за несколько месяцев до кончины преподобного Силуана. Отец Софроний пишет, что перед кончиной преподобный Силуан заведовал монастырским продовольственным магазином 4 . Во время этой работы он сильно простудился “и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии” 5 . Можно с большой достоверностью предположить, что письмо написано в период работы преподобного Силуана в магазине и его болезни.

http://pravmir.ru/neizvestnoe-pismo-prep...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) День памяти: 14(27) июля    Никодим Святогорец (в миру Николай Калливурси) родился в 1749 году на острове Наксос. Получил образование в Смирне, затем был секретарем митрополита Наксосского Анфима. В 1775 году принимает постриг на Афоне, где начинает работу над изданием рукописи  «Добротолюбие» , обнаруженной двумя годами позднее. В 1783 году уходит в затвор на 6 лет, до того, как ему было поручено редактирование издание трудов  Симеона Нового Богослова . Затем занимался литературно-богословской работой, которую продолжал до своей смерти 1 июля 1809 года. Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3 Мудрости благодатию, отче, украшенный,/труба богогласная показался еси Духа/и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/всем бо подаеши спасительная учения,/жития чистаго показуя сияние/богатством Божественных твоих словес,//имиже, яко свет, мирови возсиял еси.  Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1 Светило Афонское, и Наксии отрасль,/и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/Никодима, вернии, да почтим,/иже, исполнялся мудрости Божественный,/учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/слава прославльшему тя Христу,/слава венчавшему тя,//слава подающему тобою нам помощь.   ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить — столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения    Авва Антоний сказал, что роду сему Бог не попускает тех браней, какие были у древних, потому что знает, что эти люди немощны и не снесут столько. 2. Авраам, послушник аввы Агафона, спросил авву Пимена.    – Что делать, если бесы внезапно нападают на меня?    – На тебя нападают бесы? — переспросил старец. — Они нападают на нас лишь тогда, когда мы не исполняем своих похотей. Потому что нашими бесами стали наши похоти — они-то и мучают нас, чтобы мы их исполняли. А если хочешь знать, на кого нападали бесы, так знай: на Моисея и подобных ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2142

Сатка. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты В самом старом здании Сатки сегодня находится городской краеведческий музей. Его фундамент и кирпичные стены были возведены в 1780-е годы. Когда-то это была церковь во имя Живоначальной Троицы. В недавно обнаруженной ревизской сказке 1834 года о священнослужителях церкви «во именование Святыя Живоначальныя Троицы» указано, что она начала действовать в 1790 году. Церковь была двухэтажной, покрыта тёсом и выкрашена красной краской, имела «одну главу» зеленого цвета. На колокольне даже были часы, сделанные при Саткинском чугуноплавильном заводе слесарным мастером-самоучкой (имя его неизвестно). В 1815 году в верхнем этаже церкви насчитывалось 45 икон, в нижнем – в иконостасе размещалось около 30 икон. Стены в церкви были толщиной в полтора аршина. Шесть колоколов звонили в будни и праздники. Самый большой колокол был отлит в Москве и весил 26 пудов 21 фунт, а колокол весом в 2 пуда 8 фунтов - в Тюмени. В таком виде церковь простояла до 1850 года, когда решено было её отремонтировать и кое-где перестроить из-за ветхости. Ремонтные работы велись летом в 1850 и 1851 годах. Под руководством мастерового из Златоуста Якова Ершова вольнонаёмные рабочие перестроили три стены, переделали лестницу на второй этаж с западного фасада. Крышу покрыли листовым железом, побелили храм снаружи. За свой цвет церковь в народе называли Белой. В 1894 году при церкви открыли попечительство над престарелыми, немощными и сиротами. В храме была своя библиотека - около 400 книг духовного содержания. В начале 30-х годов ХХ века Белая церковь была закрыта. Купол и колокольню разобрали. В разное время в здании располагались столовая, школа снайперов, Дом пионеров, кинотеатр имени С. М. Кирова, городской выставочный зал. С 21 августа 1990 года в здании находится краеведческий музей. Источник: satka.jprom.ru Свято-Троицкий храм, Сатка, автор проекта неизвестен. Саткинский завод. Первые православные храмы начали возводиться в Сатке и на территории нынешнего района одновременно со строительством Троицко-Саткинского завода. На площади перед заводом поставили маленькую деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы. В июне 1774 ее вместе с заводом сожгли повстанцы из отряда Пугачева.

http://sobory.ru/article/?object=36791

Закрыть itemscope itemtype="" > Процессуально-криминалистический анализ материалов, связанных с обнаружением и исследованием захоронения неизвестных лиц, обнаруженного в 1991 г. в окрестностях г. Екатеринбурга Доклад на Международной научной конференции " Царское дело и екатеринбургские останки " (Царское Село, апрель 1998) 16.02.2008 1248 Время на чтение 24 минут От редакции: Сегодня мы публикуем очень важный текст - доклад первого заместителя Генерального прокурора России, руководителя Следственного комитета прокуратуры доктора юридических наук Александра Ивановича Бастрыкина. Этот доклад он прочитал 10 лет назад на международной научно-практической конференции в Царском Селе в апреле 1998 года. Конференция, собравшая крупных экспертов из России, США, Великобритании, была одной из последних попыток общественности остановить безумное провокационное захоронение в императорской усыпальнице Петропавловского собора в Петербурге " екатеринбургских останков " . Профессор А.И.Бастрыкин подверг безжалостной критике результаты следствия, проведенного следователем Генпрокуратуры В.Н.Соловьевым, не оставив камня на камне от аргументов Соловьева. Судя по всему, Александр Иванович и сейчас не изменил своего отношения к следствию 90-х годов. По крайней мере, на его личном сайте в списке работ указаны два варианта этого текста из книг, изданных в 1998 году (Процессуальные нарушения при расследовании уголовного дела о екатеринбургских останках. В кн.: " Царское дело и екатеринбургские останки " (СПб., 1998); Процессуально-криминалистический анализ материалов уголовного дела о гибели царской семьи. В кн.: " Правда и ложь о гибели царской семьи " (СПб., 1998)). Мы публикуем текст доклада по сборнику " Материалы Международной научной конференции " Царское дело и екатеринбургские останки " Спб., 1998, с. 34-55). Конечно, читателя, знакомого с Царской темой удивит излишне доверчивое отношение автора к версии спасения Св. Царственных Страстотерпцев, но это покрывает безукоризненная логика и стройная система аргументации, которую демонстрирует Александр Иванович. В прошлом году А.И.Бастрыкин был назначен руководителем Следственного комитета Генпрокуратуры и таким образом стал непосредственным начальником следователя В.Н.Соловьева.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/16/...

В.В. Акимов Споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви В жизни Древней Церкви происходили разделения. Эти разделения вызывались как разногласиями в области вероучения, так и разногласиями в канонической области и сфере церковной дисциплины. В соответствии с этим, разделяют понятие ереси и понятие раскола. Ересь – это разделение, основанное на отступлении от общецерковного учения веры. Раскол – это разделение, основанное на разногласиях церковно-дисциплинарного характера. Проблемы, которые вызывали расколы, как правило, были связаны с нравственными требованиями к клиру и мирянам, с нарушением установившегося административного устройства Церкви, а также с расхождением в литургических традициях. Раскол Каллиста и Ипполита Раскол Каллиста и Ипполита возник в связи с ослаблением нравственных требований к членам Церкви. Возник этот раскол в Римской Церкви. В конце II – начале III века римские епископы стали мягко относиться к вопросам церковной дисциплины. К числу таких епископов относился Каллист (217–222). Сторонники строгих дисциплинарных требований, недовольные папой Каллистом, выдвинули на его место альтернативного епископа, который стал первым в истории Римской Церкви антипапой. Этим епископом был Ипполит. Именно благодаря сочинению Ипполита («Философумены», обнаруженному в 1842 и опубликованному впервые в 1851 году, мы и знаем об этом расколе. Ипполит Римский изображает своего противника крайне неприглядным. Согласно Ипполиту, Каллист был по происхождению рабом. Он вел дела своего господина Карпофора, но обанкротился, пытался бежать и был схвачен. После этого он задумал окончить жизнь мученичеством, для чего устроил погром в синагоге. Результатом этого стала ссылка на сардинские рудники, откуда он был освобожден вместе с другими христианами благодаря ходатайству наложницы императора Коммода Маркии. После смерти папы Виктора Каллист вошел в доверие к папе Зеферину, который поручил ему устройство кладбища. Каллист приобрел такое влияние, что после смерти Зеферина занял папский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Кн. Я. П. Шаховский Генерал-прокурор Трубецкой, присвоивший себе право выбора синодального обер-прокурора, сумел поставить его в такое положение, что сам Шаховский считал сенатского генерал-прокурора своим «командиром» 229 и беспрекословно исполнял все его распоряжения. Представив императрице, вместе с другими своими подчиненными, вновь назначенного синодального обер-прокурора, Трубецкой приказал 230 Шаховскому на следующий же день явиться в св. Синод и вступить в отправление порученных ему обязанностей. После первого заседания в Синоде, Шаховский счел своим долгом доложить обо всем виденном сенатскому генерал-прокурору, но получил от него приказание представить о том письменный «рапорт» 231 . Когда обнаруженное в Синоде отсутствие обер-прокурорской инструкции заставило Шаховского обратиться к генерал-прокурору с соответствующим рапортом, то Трубецкой, посылая синодальному обер-прокурору копию с известной Петровской инструкции, позволил себе внести в нее одно существенное изменение. Вместо непосредственных сношений с верховной властью, синодальный обер-прокурор, в силу измененной инструкции, должен уже был доносить обо всех делах, требовавших высочайшей резолюции, не самой императрице, а генерал-прокурору. Ему же Шаховский был обязан представлять в двух экземплярах и еженедельные доклады о делах, поступавших на рассмотрение св. Синода и решавшихся им; один экземпляр предназначался, для сведения, генерал-прокурору, а другой – через него же подавался на рассмотрение государыни 232 . По-видимому, произвольный поступок Трубецкого, лишившего синодального обер-прокурора громадных преимуществ, соединенных с правом непосредственного обращения к верховной власти по обязанностям своей службы. не мог не отразиться самым неблагоприятным образом на фактическом положении представителя прокуратуры в высшем церковном учреждении. В действительности, однако же, установленные Трубецким подчиненные отношения к генерал-прокурору, ослаблявшие возможность влияния обер-прокурора на членов св. Синода, нисколько не помешали Шаховскому не только делать постоянные попытки широко пользоваться разнообразными правами и полномочиями, предоставленными обер-прокурорской власти инструкцией преобразователя и выработанными предшествовавшей практикой, но и настойчиво стремиться к подчинению сильному влиянию прокуратуры высшего церковного учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Глава XIV Обнаружение зла в человеке, близкое к каинитскому безбожию и вообще безбожию. Личность Хама в семействе Ноя и личность Нимрода в потомстве Хама. Зло, обнаруженное Хамом. Сим и Иафет в отношении к поведению Хама. Хам в себе самом носит свое самоосуждение. Хамиты в истории. В Симе и Иафете и их потомстве будущая история рода человеческого. Выводы. Будучи величайшим и поразительнейшим свидетельством о Себе Бога, проявлением в судьбах мира и человека всемогущества и Правосудия Божия чрезвычайным, всемирный потоп мог, однако, влиять на душу и на внутренний мир каждого из спасшихся в ковчеге постольку, поскольку душа и сердце их сохраняли свое обращение к Богу и свое внутреннее помазание в набожности и благочестии. Вера в Бога должна была, без сомнения, получить чрезвычайное и сильное укрепление в семействе Ноя, и дети его с ужасом должны были вспоминать о каинитстве и конце его по суду правосудного Бога; но и при этом каждый из сыновей Ноя, в своем нравственно-духовном миросозерцании, равно как и в своем поведении, мог пойти своим путем, всецело завися от того, насколько каждый старался определять себя и свою волю в законе и воле Божьей, насколько стремился обуздывать в себе злые эгоистичные инстинкты и насколько употреблял личного усилия – не быть рабом страсти. Ибо, хотя грех всегда лежит у дверей человека, и он влечет его к себе, однако, человек может и должен господствовать над ним ( Быт.4:7 ) как из чувства любви и верности Богу, так из чувства страха суда Божьего, помимо уже того, что добро само в себе носит награду и само по себе привлекательно, ибо доставляет внутреннее удовлетворение человеку и дает спокойствие совести. Но то, в чем грех нашел в душе человека главное свое утверждение, именно – самообожение, развитие крайнего индивидуализма, ревность к культу собственной личности, настолько сильно овладевает иногда волею и всем существом человека, что он способен бывает восстать и возмутиться в свое имя против очевиднейшей истины и против священнейшего авторитета или постарается обойти таковые с той единственной целью, чтобы доставить торжество решениям своей личной воли и тем удовлетворить тайному вожделению своего «я» в его самопоклонении, в самообожании и в самоублажении. Обнаружение злой воли человека бывает в этом случае не менее нагло, как если бы человек или совершенно одичал в практическом безбожии или же как если бы он был, действительно, титанически-демоническою натурою и стоял бы на пути более или менее полного озлодействования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава XVIII Род человеческий после потопа в своем единстве. Воля Божия о разъединении людей на племена, колена и народы. Разъяснение этого Божия определения. Божественный порядок развития жизни человеческого рода в послепотопное время. Взгляд на единство и на единение племен и народов. Как отнеслись строители Вавилонской башни к воле Божией о разъединении? Зло, обнаруженное в намерении построения Вавилонской башни. Истинные призванные Богом вожди человеческого рода и хамит Нимрод. Нравственная личность Нимрода. В лице Нимрода впервые явилось язычество на земле. Выводы и заключение. На «всей земле, – говорит Св. Писание о послепотопном времени, – был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речей другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт.11:1–9 ). Это повествование есть одно их тех свидетельств Св. Писания, которые касаются судьбы всего человеческого рода: говоря, главным образом, о домостроительстве Божием, или о царствии Божием в людях и свидетельствуя о вечных духовно-нравственных истинах, Св. Писание вместе с тем говорит о таких внешних исторических событиях, касающихся всего рода человеческого, которые изменяют, так сказать, лицо земли и полагают основания новой эры для направления и устройства судеб рода человеческого. К числу этих событий принадлежит, без сомнения, всемирный потоп; к этому же роду событий по справедливости должно быть отнесено смешение Богом языков и рассеяние племен рода человеческого по лицу земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Городские храмовые центры с местными владетелями и культами были средоточиями культуры, религии и правительства. На юге они были сумерийскими, в Северной Вавилонии и Месопотамии – семитическими. На самом юге Сеннаара, к югу от Евфрата, некогда у моря лежал город Эриду с культом бога воды и бездны Эа (теперь холм Абу-Шахрейн с остатками знаменитого храма бога Эа, Ин-ки, обнаруженного Тэйлором в 1855 г.). Далее, у впадения Евфрата, на его западном берегу знаменитый библейский У р, центр культа бога луны Энзу (Сина), родина Авраама по библии. Развалины, погребенные под холмом Эль-Мукаяр, были обследованы Тэйлором в 1854 г., а затем недавно – американцами. Найдены как храм, так и многочисленные некрополи и множество клинописных табличек. Еще севернее, на старом русле Евфрата, лежали библейские Эрех (Урук, теперь Варка) с его знаменитым храмом богини Нана – Истар и древними гробницами, и Элласар (Ларса), центр культа бога солнца Баб-бара (Шамаша), давший интересный материал американскому Yale-yhubepcumemy; Ниппур, город бога Энлиля, идеальная столица сумерийского Сеннаара, исследованная экспедициями Пенсильванского университета, вероятно несколько севернее Исин (или Нисин); Ацаб, на одном из каналов, с остатками храма и интересной Статуей местного царя; у впадения Тигра Ширпурла, или Лагаш, найденный де-Сарзэком под холмом Теллох, бывший одним из древнейших средоточий культуры и государственности; к сев.-зап. от него Умма (теперь Джоха), по ту сторону древнего русла Евфрата – Шуруппак, родине вавилонского Ноя, раскопанный в 1902 г. немцами, обнаружил древнейшие, может быть, доисторические памятники сумеризма и древние гробницы. В Северной Вавилонии до Вавилона (Дин-тир-ки, «Седалище жизни») играли роль: Актак-Упи (вероятно, на правом берегу Тигра, близ Багдада), Кута (Телль-Ибрагим), город бога смерти Нергала, Киш (Охеймир к юго-вост. от Вавилона) с его храмом Хар-саг-Каламма и Сиппар-Агаде или Аккад – двойной город бога солнца Шамаша с храмом Э-баббара «Дом- Лучезарного» (теперь холм Абу-Хабба; последние раскопки – Шейля 1894 т., по поручению Оттоманского музея). Далее идут уже ассирийские города по Тигру, вероятно, уже чисто- семитического происхождения и, конечно, значительно уступающие в древности предыдущим: Ассур, Калах и Ниневия и несколько восточнее – Арбела (Арбаилу – «град четырех божеств») с культом Истар Арбельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010