Самое телесное как знак и одновременно реальность незримого духовного: это дефиниция христианского таинства. Омывающая крещальная вода — знак и одновременно реальность незримого духовного омовения. Телесное вкушение святых даров — знак и одновременно реальность приобщения Неотмириому. Брак апостол Павел тоже называет таинством, даже «великим» таинством (Еф. 5:32); и это самое высокое, что можно сказать о браке. Головокружительно высокое. И он добавляет: «говорю же я применительно ко Христу и Церкви». Смысл этих слов, не всегда удобопонятных для современно человека: в своей высшей точке брак есть знак и одновременно реальность отношений между Христом и Церковью. «Мужья, любите жен своих, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Ключевое слово Библии по традиции передается у нас словом «завет». «Заключил Господь завет с Авраамом» (Быт. 15:18). «Поставлю завет Мой с ним заветом вечным» (Быт. 17:19). Собственно, оно означает «союз», «договор», иногда — «брак» (Мал. 2:14) . Прежде всех «атрибутов» Бога, как будет выражаться позднейшая рефлексия, Библия познает и восхваляет незыблемую, алмазную верность Бога: «Бог верный хранит завет Свой». Даже слово библейского обихода, обычно переводимое как «истина», имеет внятные смысловые обертоны «верности» . На верность Бога человек призван ответить верой и верностью — вот почему эти понятия в Библии тождественны! В противном случае он вызывает против себя праведную ревность Бога: «Господь есть Бог Ревнитель». Пророки не устают описывать «завет» между Богом и Его народом как нерасторжимый брак с недостойной, но любимой женой, которая не будет Им оставлена. Недаром в канон Ветхого Завета не могла не войти Песнь Песней. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь, люта, как преисподняя, ревность. Приход Мессии ожидали, как приход Жениха, Возлюбленного (евр. «дод»), который заключит Новый Брак — Новый Завет. Недаром свое первое чудо Христос совершил на брачном пиру в Кане Галилейской; недаром также постоянный образ полноты времен в евангельских притчах — брачная трапеза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Скачать epub pdf Глава 21 Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Мф.21:1 . И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, «Пришли в Виффагию»: это было селение, вероятно, в самом близком расстоянии от Вифании ( Мк.11:1 ; Лк.19:29 ); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Виффагия значит – дом смокв, и называлась так, вероятно, от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманиею; Виффагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел чрез самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. Мф.21:2 . сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Виффагии, и селение, которое было пред ними, была, без сомнения, Вифания. – «Найдете ослицу и молодого осла»: в Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только для войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности и уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в Свою столицу на осле, эмблеме мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(То же, что при отречении в ночь страданий и раскаянии в этом отречении; то же, что при выражении своей веры в Иисуса как Мессию-Христа и в прекословии страданиям Мессии). А что Ап. Павел точно обозначил предмет своего обличения «лицемерием», «непрямотой хождения», что он имел перед собой не представителя противоположного принципа, которому бы следовало доказать ложность и несостоятельность его принципа, как это хотят и любят понимать тюбингенцы, а представителя того же принципа, но поступившего вопреки ему – в виду лиц, не усвоивших надлежащим образом этого принципа, соблазняющихся его полным по отношению к некоторым, раньше священный характер и значение имевшим и приобрётшим, привычкам и предметам житейского обихода проявлением, – это ясно и непререкаемо очевидно показывает весь ход и самый способ доказательства Ап. Павла, не говоря уже о том, что до прибытия некоторых от Иакова Ап. Пётр и сам ел с язычниками, вкушал от их трапезы и сторониться от этого начал только с приходом этих некоторых. В своём обличении такого поступка Петра, увлёкшего своим примером и других, даже Варнаву, Ап. Павел не только не усиливается доказать Петру и его соучастникам, что их принцип ложен, что они напрасно действуют в силу этого своего ложного принципа, а совершенно, напротив. Он говорит, что они имеют с ним, Павлом, один и тот же принцип жизнедеятельности (веру); что они приняли этот, общий им всем, принцип взамен старого, отжившего принципа (закона), и приняли потому, что старый оказался, по их общему сознанию, вполне недостаточным; что с этим именно новым (и Петровым в то же время) принципом совершенно несогласно поведение Петра, но что оно вполне вытекает из признанного уже ими всеми несостоятельным принципа-закона, а стало быть и само также несостоятельно: что он – иудей – живёт по-язычески, а язычников своим отчуждением от них, от их трапезы, нудит жить иудейски; что они (и Павел, и Пётр, и Варнава, и другие иудео-христиане) по природе иудеи, а не из язычников грешники, познав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа Иисуса, затем и уверовали в Него, чтобы оправдаться верою в Него, а не делами закона, которыми никто не может оправдаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Фото: public domain      Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина-самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудеем, просит у нее пить. Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, как его нужно просить. Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться. Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь, — богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущено нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества и, главное, приблизиться к Богу.

http://pravoslavie.ru/139607.html

Таможня передала Церкви предметы церковного обихода, задержанные на границе Москва, 24 октября 2012 г. Федеральная таможенная служба передала Русской Православной Церкви предметы церковного обихода 23 октября в Москве в ЦВК «Экспоцентр» состоялась торжественная церемония открытия XIII Международной выставки «Таможенная служба 2012», в которой приняли участие таможенные службы стран-участниц Таможенного союза, ЕврАзЭс и СНГ. В рамках экспозиции Русской Православной Церкви было передано 756 икон и предметов церковной утвари, задержанных на границе, передает Вестник военного и морского духовенства . " Эти иконы находились в плену, в плену тех людей, которые их похитили и пытались незаконно вывезти через границу. Теперь они освобождены и вернутся в храмы, где и должны находиться. " Взаимодействие Русской Православной Церкви и Таможенной Службы России насчитывает не один год. Именно поэтому присутствие представителей Церкви на выставке стало уже доброй традицией. В этом году экспозицию посетили протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и ответственный секретарь Отдела иерей Димитрий Николаев. Священнослужители приняли участие в церемонии передачи икон и предметов церковного обихода, задержанных Миллеровской и Шереметьевской таможней при попытке нелегального вывоза заграницу. Русской Православной Церкви были переданы 756 икон и предметов церковного обихода. Русской Православной Церкви были переданы 756 икон и предметов церковного обихода. Часть икон представляют собой культурную и историческую ценность и относятся к IX — началу XX веков. Другие изготовлены в наше время. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Димитрий Смирнов наградил орденами Святого благоверного князя Дмитрия Донского III степени руководителям таможенных служб России, Беларуси и Украины Особо отличившимся представителям таможенных служб были вручены церковные награды. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Димитрий Смирнов наградил орденами Святого благоверного князя Дмитрия Донского III степени руководителям таможенных служб России, Беларуси и Украины. «Мы решили приурочить вручение наград к времени проведения выставки, чтобы подчеркнуть плодотворное сотрудничество таможенных органов и Церкви. Православные люди благодарны за проявленную бдительность, в результате которой мы имеем возможность вернуть иконы в нашу церковную жизнь», — отметил отец Димитрий. Глава Синодального отдела подчеркнул объединяющую роль Русской Православной Церкви, которая является хранительницей традиций Святой Руси на территории России, Украины и Беларуси.

http://pravoslavie.ru/56949.html

Это вызвало решительное вмешательство Святейшего Синода, который разъяснил, с какой осторожностью следует пользоваться этим изданием (см. у нас в конце предыдущей главы и там же примеч. 546). Полное, четырехголосное издание Обихода 1848 г. только отчасти, и тоочень мало исправило репертуарные недостатки издания 1830 г. Недостатки эти коренились не в выборе репертуара, а в самой репертуарной практике придворного пения. Придворный хор не нуждался во многих песнопениях, которые неизменно опускались в придворном богослужении, но которые было бы немыслимо опустить в богослужении приходском, а тем более – соборном. Монастыри, особенно большие и древние, придерживались по прежнему полного устава, хотя в певческом отношении и туда стали вкрадываться некоторые упрощения. Успех Обихода редакции Львова был громадный. Уже в следующем, 1849 г. потребовалось выпустить второе издание, а за последовавшее десятилетие было выпущено более двенадцати его изданий. Приемником А.Ф. Львова по директорству в капелле, генерал-майором Н.И. Бахметевым (1807–1891, директор в 1861–1883) была сделана новая редакция Обихода (причем прежние уставные противоречия и недостатки не были устранены), и в этом виде Обиход продолжал переиздаваться и известен среди регентов и певчих как «Обиход Бахметева» 594 . Успех Обихода Львова зависел не от его литургическо-певческих и чисто музыкальных достоинств, а был обусловлен решительными (а иногда и крутыми) административными мерами и условиями, какими этот Обиход был распространен. Нужно, однако, признать, что Обиход этот давал в правильной четырехголосной гармони для смешанного хора (легко приспособляемую для однородного хора редакцию) полный, хотя и со значительными сокращениями, круг песнопений Русской Православной Церкви по придворному напеву, и с теми сокращениями напевов и упрощениями, которые были приняты в придворных церквах. Но Львов и получил от государя задание точно изложить на нотах, что и как поет за богослужениями придворный хор. Несмотря на неодобрительные отзывы знатоков богослужебного пения и комитета, специально созданного духовной властью для обсуждения Обихода и гармонизации Львова (отзывы, которые не могли не доходить до государя), Николай I был очень доволен результатами трудов Львова и его сотрудников, которые были соответственно награждены Государем. 595 Сам Львов был награжден драгоценной табакеркой; когда он представился государю и благодарил за награду, Николай сказал ему: «Мне тебя надо благодарить за исполнение столь обширного и полезного труда».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петербуржцы отнеслись к творениям Львова совсем иначе, чем москвичи. В Москве случалось, что некоторые молящиеся выходили из храма, как только певчие начинали петь произведения Львова 600 . Опасения, которые высказывал по поводу издания придворного Обихода в 1830 г. митрополит Московский Филарет (см. гл. 3), исполнились теперь. Те сокращения и упущения, произвольные замены одного гласа другим, которые, следуя придворному порядку, заключались в новом Обиходе под редакцией Львова, были большинством регентов поняты не как особенности придворного порядка богослужений, а как вполне законные и даже предписанные (раз «строжайше предписано» точно придерживаться придворного Обихода). Так как Обиход, изданный в 1848 г., был по высочайшему повелению разослан во все епархии и регенты, получившие регентские права после соответствующего экзамена в капелле, обязывались неукоснительно придерживаться этого Обихода, то, очевидно, дело шло об унификации всего гласового пения в России по придворному образцу. Поэтому решено было (по-видимому, по желанию государя) знать и мнение Синода и заручиться его содействием в деле введения Обихода в обязательную певческо-богослужебную практику. Синоду было поручено рассмотреть работы Львова и его сотрудников и дать о них отзыв. Очень возможно, что в этом сыграл какую-то роль, ускользающую от внимания историка, митрополит Московский Филарет, пользовавшийся большим уважением у государя. Опасения, которые высказывал по поводу издания придворного Обихода в 1830 г. митрополит, теперь исполнились. Митрополит Филарет был – с полным основанием – убежден, что в вопросах уставного обиходного пения последнее слово должно принадлежать не светской власти (каковой являлся директор Придворной певческой капеллы), а власти церковной, а эти власти, в зависимости от обстоятельств, привлекают для осуществления хорового пения компетентных в музыке светских лиц. Особенно точно установка митрополита Филарета в вопросе о компетенции светских и духовных лиц в церковно-певческой области и в притязаниях капеллы на руководство всем богослужебным пением во всей Русской Церкви была выражена в письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После «Славославия» – тропари «Днесь спасение миру бысть» (в недели нечетных гласов) и «Воскрес из гроба» (в недели четных гласов), знаменного роспева. Как видно из этого краткого и поверхностного обзора содержания Обихода Синодального хора (а при более подробном рассмотрении партитуры это делается еще более очевидным), Обиход этот довольно сильно отличается от Обихода Придворной певческой капеллы (особенно – от Обихода Бахметева) и в своем мелодическом составе, где в основном господствует знаменный роспев в его местных московских вариантах, и отчасти – в приемах гармонизации. Кроме того, Обиход Синодального хора больше соответствует уставным требованиям, установившимся для немонастырских храмов к концу XIX века. Этот Обиход полнее напевами, нежели Обиход Придворной капеллы, а в отношении трудности – нисколько не труднее его для исполнения. К прискорбию, Обиход этот вышел из печати в 1915 г., когда вследствие разгоревшейся Первой мировой войны, начавшейся в июле 1914 г., многие хоры в России значительно ослабели из-за ухода певцов, призванных на военную службу. Также по причине войны издание это не могло достаточно быстро распространиться по России и не могло попасть в библиотеки русских заграничных церквей, тогда как эти церкви в свое время были хорошо снабжены Обиходом Львова и Бахметева. А в 1917 г. наступили всем известные события, которые никоим образом не могли способствовать распространению Обихода Синодального хора. Издание это вышло в свет слишком поздно... Несомненно, все окончившие Московское Синодальное училище церковного пения или окончившие в провинции регентские курсы, следовавшие принципам стилистического направления Синодального хора и училища, разнесли бы это издание во все уголки России, а быть может, если бы они попали как регенты и псаломщики в русские церкви за границей, – то и за пределы России. И этот Обиход вошел бы в практику, и на его богослужебно-певческой традиции воспитывались бы новые поколения. И, таким образом, хоровое богослужебное пение в России к середине XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В отличие от 1930-х гг., во время войны и в первые послевоенные годы власти смотрели на это сквозь пальцы. Возможно, так случалось потому, что в то время через зарегистрированных священников, участвовавших в паломничествах или руководивших молениями на кладбищах, власти получали часть доходов от торговли в неустановленных местах. К концу 1940-х гг. власти вернулись к ограничениям, действовавшим в отношении торговли церковными товарами в предшествующее десятилетие. Однако ограничение церковной хозяйственной деятельности касалось не только мест продажи предметов церковного обихода, но и производства их. В 1930-е гг. легальный приход, чтобы изготовить свечи или иконы на продажу, мог обратиться к частным производителям — кустарям, чья деятельность была легальна, но находилась на обочине государственной экономики. Кооперативы кустарей, производивших предметы церковного обихода, конечно, были немыслимы, они могли работать только на “черный рынок”, что было непрестижно и экономически рискованно. В связи с этим легальное кустарное производство, еще преобладавшее в 1930-х гг., в 1940-е гг. постепенно уступало место нелегальному производству. Довольно часто изготовлением необходимых предметов нелегально занимались сами приходы. Например, осенью 1944 г . выяснилось, что староста одной из церквей Ждановского р-на г. Горького снабжал другие общины города и, возможно, области свечами собственного производства. В других местах приходы пользовались услугами частников-нелегалов. Во время войны нелегальное производство предметов церковного обихода иногда приобретало промышленные масштабы. В 1943 г . Екатерининский кафедральный собор Краснодара сделал местной типографии заказ на печатание 5000 венчиков и 5000 отходных молитв, необходимых при церковном отпевании. На одном из заводов Омска неофициально штамповались нагрудные крестики, которые церковный совет одного из приходов скупал на десятки тысяч рублей. Наиболее громкое уголовное дело против изготовителей предметов церковного обихода было заведено в Москве. (О ходе его было доложено лично Сталину.) В августе 1949 г . здесь была выявлена группа из четырех человек, “занимавшихся нелегальным изготовлением и продажей икон и других предметов религиозного культа”. В нее входили экономист-плановик и художник. При обысках у членов группы было изъято 524 иконы, 1500 икон-медальонов, 305 поминальных книжек, 1800 нательных металлических крестов, 1200 отпечатанных типографским способом церковных молитв, 1500 бумажных венчиков, 13 металлических лампадок, 300 фотоснимков на религиозные темы. Эта группа была связана с нелегальной мастерской, изготовлявшей металлические кресты и медальоны, и типографией, где печатались молитвы и поминальные книжки, что позволило достичь поистине промышленных объемов производства.

http://pravoslavie.ru/5469.html

Штрафных с сенокосцев и сеновозцев, кои в домы своевольно отлучаются За продажный скот » продажные водоходные суда » утерянную посуду взысканных » недоставленный оброчный с крестьян тёс » отданные драгунские лошади за приписные монастыри » отданную из дому архиепископу Иосифу за монастыри рыбу Да Синод в число настоящих доходов не включает: В 733, 734 и 735 годах неокладных в приходе показано: С розданного крестьянам заимно на семена ржаного и ярового хлеба четвертных по 2 с четвертью За проданные из домового обихода печатные книги За отданные в цену из дома железные припасы За отданные в цену из домового обихода излишние малой руки 3 колокола За отданные в цену из домового обихода стеклянные малые пузырьки Взятых из Хутыня монастыря из монастырской казны в зачёт бываемых с того монастыря в архиерейский дом доходов двадесятой части и Рождественского хлеба Остаточных за покупкою домовых потребностей возвращено За взятую у помещика Матвея Крекшина в Тёсовской волости по желанию домовых крестьян для смежности и необходимости из нужды из оброку землю данных из домовой казны денег возвращено с них, крестьян За закладную в дом при бытности покойного преосвященного Иова митрополита из Иверского монастыря разного звания серебряную посуду достойных возвращено За взятую в Разряд Казённого Приказа писчую бумагу возвращено Заимно данных крестьянам денег возвращено За похищенную муку взыскано с домового мельника За проданный хлеб за 7871 четверть 6 четвериков 14 662 За владение в Карповском доме огорода За проданный домовый двор 17 714 Неокладных же лазаретных: С браков венечных на лазарет Оные деньги следует на лазареты в отсылку в Военную Коллегию, а из них в расходы употреблять не можно За утайку браков лазаретных штрафных Вычетных из жалованья по копейке с рубля Особливых доходов показано окладных в 735 г. На содержание в пребывание архиерейское в Санкт-Петербурге или в Москве, а архиерейской конторе, то есть на покупку бумаги, свеч, сургуча, чернил, дров и на прогоны и на питомство бываемых в той конторе колодников с епаршеских монастырей по числу написанных за теми монастыри по генералитетской переписи мужеска полу душ по ¾ копейки с души

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010