Все обучение о. Николай разделял на несколько этапов. Первоначально должен определиться постоянный состав певцов: этот процесс может занять некоторое время, пока не выявятся действительные любители церковного пения. На следующем этапе необходимо всех поющих разделить на малые группы с выделением старших для сохранения порядка и организованности. К занятиям были разработаны особые условия спевок: В промежутках между пением таких песнопений, как «Спаси Господи люди Твоя», ектении, «Верую», о. Николай предлагает объяснять основы музыкальной грамоты (нотоносец, ноты, длительности, ритм, гамма, скачки и другие), гласовые песнопения он рекомендует разучивать в порядке усложнения певческого материала. Например, обучая народ стихирным гласам, о. Николай группирует их по схожему начальному тону: 1 и 5 гласы, 2 и 6 гласы, 3 и 8 гласы, 4 и 7 гласы. Ниже приведем примеры теоретических занятий, которые, по его мнению, помогут усвоению нотной грамоты. Помимо своего рода пособия, каким является «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии», о. Николаем был издан «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» (ил. 8), в котором представлен основной нотный репертуар для народных церковных хоров. «Круг» состоит из нотных сборников Литургии, Вечерни, Утрени, Молебна, Панихиды , а также гласовых напевов стихир на «Господи воззвах» и ирмосов . Исходя из личного опыта, о. Николай полагал возможным разучить Литургию за 4-5 спевок. Самым же сложным певческим материалом для общенародного пения, по его мнению, было вечернее богослужение (Вечерня и Утреня) из-за большого количества изменяемых песнопений. Нам удалось установить посредством сравнения напевов, что изданные свящ. Николаем песнопения Вечерни и Утрени для двух голосов представляют собой упрощенное изложение «Обихода» Придворной певческой капеллы (за исключением двух неизменяемых песнопений: «Предначинательный псалом» и «Богородице Дево»). Сам о. Николай дает такую характеристику своему труду: «Издания для народа ценны настолько, насколько они доступны для исполнения народом и применимы к делу. Самое главное преимущество и достоинство простого пения состоит в том, что оно могло сделаться достоянием всех и составит собой общедоступную духовную пищу для удовлетворения и развития религиозных потребностей народа» .

http://bogoslov.ru/article/6175797

Триодь нотного пения Постная и Цветная Триодь нотного пения содержит ноты для тех песнопений, которые для дней недельных (воскресных) и седмичных находятся в книгах ненотных: Триоди Постной и Цветной. Обиход церковный нотного пения Обиход церковного нотного пения находится во всегдашнем употреблении при общественном Богослужении и при некоторых службах Богослужения частного. Он содержит: во-первых, те песнопения, которые постоянно, или чаще иных поются на вечерне, утрени, 1-м часе, на литургии св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и преждеосвященных даров. Во-вторых, песнопения Псалтири, положенные на ноты. В-третьих, песнопения Минеи и Триодей: кондаки, тропари, светильны, величания, припевы. В-четвертых, песнопения Богослужения частного, содержащиеся в Требнике и книге Молебных пений. Учебный Обиход нотного церковного пения Кроме указанного Обихода есть сокращенный, называемый также Учебным Обиходом нотного церковного пения, который, главным образом, назначен для обучающихся нотному пению, но употребляется и в церкви. В Учебном Обиходе, как книге учебной, прежде всего, печатается Азбука нотного пения, с таким заглавием: «Азбука начального учения желающим учитися божественного пения, содержащегося на ключе алта». Учебный Обиход состоит из двух отделов. В первом помещены песнопения преимущественно знаменного распева, во втором преимущественно киевского. Песнопения заимствованы, во-первых, из Октоиха нотного, именно – воскресные песнопения вечерни и утрени всех 8-ми гласов; во-вторых, из Обихода (не учебного) те песнопения, которые постоянно или чаще других поются в воскресные, или в седмичные дни на службах – вечерни, утрени, литургии, молебного пения, панихиды; в-третьих, из нотных книг – Праздники и Триодь – песнопения вечерни и утрени. Avt О вседневных службах Состав вседневных служб Каждая из числа вседневных служб (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы и литургия) состоит из трех родов молитвословий, или иначе, из трех служб: во-первых, суточной (дневной), во-вторых, седмичной и в-третьих, годовой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Учебный Обиход состоит из двух отделов. В первом помещены песнопения преимущественно знаменного распева, во втором, преимущественно киевского. Песнопения заимствованы: во 1-х, из Октоиха нотного, именно – воскресные песнопения вечерни и утрени всех 8-ми гласов; во-2-х, из Обихода (не учебнаго) те песнопения, которые постоянно или чаще других поются в воскресные, или в седмичные дни на службах – вечерни, утрени, литургии, молебного пения, панихиды; в 3-х, из нотных книг – Праздники и Триодь – песнопения вечерни и утрени. 223 К общественному богослужению принадлежат службы: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, чина Изобразительных, литургии; также – водоосвящения в навечерие праздника Богоявления, водоосвящения в 1-е августа; молебного пения св. Феодору Тирону в пяток 1-й седмицы Великого поста, равно, молебного пения в дни царские, последования поминовения усопших 29-го августа, и т. п. 224 К частному богослужению относятся: совершение таинств – крещения, миропомазания, покаяния, брака, елеосвящения; последования погребений; пострижения в чин монашествующих; молитвы, читаемые при разных случаях, например – по рождении младенца, при основании дома, при копании кладезя и тому подобные. Устав для частного богослужения, большею частью, находится в Требнике. 225 Название «изменяемое» заимствовано из богослужебных книг (Триодь Постная, изд. 1777 г. в Москве, последование вечерни сырной Недели. Цветн. Триодь и Типик., послед. понедел. 2-й седм. по Пасхе). Изменяемым в составе богослужения называется то, что в известной божественной службе изменяется в разные дни седмицы и года. А неизменяемым называется то, что бывает неизменно по отношению к одной и той же божественной службе. Например, на утрени ектения великая принадлежит к неизменяемым молитвословиям, а канон и стихиры принадлежат к молитвословиям изменяемым. 226 Неподвижными днями и праздниками называются те, кои бывают во все года в одни числа, а подвижными именуются такие, которые приходятся в разные года не в одни числа. Подвижные дни и праздники бывают круга седмичного и круга годового. Последние состоят от дня Пасхи всегда на одно известное число дней и с днем Пасхи переходят в разные года на те или другие числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прежде всего, структура всего христианского суточного богослужения, начиная с вечерни и утрени, a также в значительной степени и литургии, заимствована из синагогального обихода. B самом деле (по Dom Moreau, op. cit.): Синагогальный чин/Византийский чин литургии. Молитвы: 1.  Schacharit с умовением рук /соответствует умовению рук перед Литургией. 2.  Amidah или 18 благословений /соответствует антифонам первой части литургии оглашенных. 3.  Berakat attora, Parascha. Славословие /соответствует чтению Ветхого Завета в те дни года, когда оно у нас сохранилось. 4.  Нарнтага (чтение Пророчеств) и славословие /соответствует чтению Евангелия. 5. Поучение /соответствует проповеди. 6. Вторая Amidah  /соответствует молитвам и ектениям после чтения Священного Писания. 7. Чтение Пятикнижия, в котором говорится об утренних жертвоприношениях /соответствует приготовлению Даров в древнее время или великому входу наших дней. 8. Благословение служащего и молитва о мире /соответствует благословению после просительной ектении и лобзанию мира. Из чина еврейской пасхи по Талмуду (трактат «Pesathim», с. 10 sq.) следует, что 9. Благословение /соответствует возгласу «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…». 10. Вторая часть Галлела, молитва Kedouscha , a затем Kadosh . Вопрос младшего члена семьи о значении этой ночи и ответ отца семейства о благодеяниях Божиих на Израиле, переходящее в Ангельское славословие /соответствует евхаристической Praefatio с ее подробными благодарениями за все благодеяния Божии. 11. Ангельское славословие /соответствует Sanctus . 12. Благословение чаши /соответствует установительным словам. 13. Великий Hallel  /соответствует конечному славословию: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса…». Вот текст некоторых из этих Kedouscha (мы следуем переводу Dom Moreau на францусский язык, не проверив его по оригиналу в богослужебных книгах португальских евреев). «Кедуша» утренней молитвы: «Если бы пение уст наших было неисчерпаемо, как море, и благодарения нашего языка столь многочисленны, как волны морские; если бы губы наши распространяли славу Его по всему своду небесному, и глаза наши блистали бы, как солнце и луна, a наши руки простирались по воздуху, как орлиные крылья, a ноги наши были бы быстры, как ноги оленя, — мы все же не могли бы благословлять Твое славное Имя, о Вечный Боже наш, ни свидетельствовать нашу благодарность пред Тобою, Царь наш, за одно из благодеяний, явленных Тобою праотцам нашим и нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Прежде всего, структура всего христианского суточного богослужения, начиная с вечерни и утрени, а также в значительной степени и литургии, заимствована из синагогального обихода. В самом деле (по Dom Moreau, op. cit.): Синагогальный чин Византийский чин литургии Молитвы:   1. Schacharit с умовением рук соответствует умовению рук перед Литургией. 2. Amidah или 18 благословений соответствует антифонам первой части литургии оглашенных. 3. Berakat attora, Parascha. Славословие соответствует чтению Ветхого Завета в те дни года, когда оно у нас сохранилось. 4. Haphtara (чтение Пророчеств) и славословие соответствует чтению Евангелия. 5. Поучение соответствует проповеди. 6. Вторая Amidah соответствует молитвам и ектениям после чтения Священного Писания. 7. Чтение Пятикнижия, в котором говорится об утренних жертвоприношениях соответствует приготовлению Даров в древнее время или великому входу наших дней. 8. Благословение служащего и молитва о мире соответствует благословению Из чина еврейской пасхи по Талмуду (трактат " Pesathim " , с. 10 sq.) следует, что   9. Благословение соответствует возгласу " Благодать Господа нашего Иисуса Христа... " 10. Вторая часть Галлела, молитва Kedouscha, а затем Kadosh. Вопрос младшего члена семьи о значении этой ночи и ответ отца семейства о благодеяниях Божиих на Израиле, переходящее в соответствует евхаристической 11. Ангельское славословие соответствует Sanctus. 12. Благословение чаши соответствует установительным словам. 13. Великий Hallel соответствует конечному славословию: " И да будут милости Великаго Бога и Спаса... " Ho, кроме того, и само содержание евхаристической молитвы навеяно еврейским богослужебным обиходом. Так называемая молитва Kedouscha повествует о благодеяниях Божиих, явленных роду израильскому, и она после перечня этих чудес переходит в ангельское славословие " Свят, Свят, Свят... " Сопоставляя приводимый ниже текст этой молитвы, мы не можем не признать очевидным сходство, а порой и тождество мыслей. Нельзя предположить заимствования евреями этих древних молитв от ненавистных им христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

В понедельник по Воздвижении на утрени, кафисма 4-я, 5-я, 6-я, а на вечерни во всю седмицу глаголем кафисму, 18. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я, 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11, 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14, 15. В пяток на утрени, кафисма 19, 20-я. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни. Яко во всем общем уставе, от 22-го дне септемвриа месяца, повелевает начинати на утрени три кафисмы: зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнит ми ся и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет псалтирь. Аще ли убо прежде 20-го, или по 20-м дни будет неделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафисмы. От 20-го же дне декемвриа месяца, до 14 ианнуариа месяца, Дóндеже отдастся праздник святаго Богоявления: Стихологисуем паки псалтирь, якоже и в неделю антипасхи, еже есть Фомина, по две кафисмы на утрени: а на вечерни, 3-ю рядовую. От пятаго же надесять дне ианнуариа месяца, до субботы, еже есть пред неделею о блуднем сыне. Стихологисуем паки на утрени, по 3 кафисмы, а на вечерни 18 кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми: В две же недели в мясопустную и сырную, стихологисуем на утрени по 2 кафисмы, а на вечерни 3-ю рядовую, малаго ради покоя братии. В неделю же блуднаго, и в мясопустную, и в сырную, на утрени но псалмех: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Припеваем и третий псалом, 136: На реках вавилонских: со аллилуиею красною. Таже тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Подобает ведати: яко от сея сырныя недели, даже до Воздвижения честнаго Креста, упраждняется полиелей, поется же токмо во бдениих владычних праздников. По отдании же Воздвижения честнаго Креста Господня, и до недели сыропустныя, кроме предпразднства, и попразднства Рождества Христова, и Богоявления, в соборней велицей церкви, и в прочих соборных церквах, в воскресныя дни на утрени, поется полиелей, якоже и в великих пречестных обителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Глава 16. О светильнах на Утрени. По 9–й песни, после достойна, како глаголются в седмице, кроме недели.   Светилен октоиха, Слава, и ныне, богородичен его. Аще ли будет в минеи светилен святаго, рцы его на Славу, после дневнаго светильна: И ныне, богородичен его. Аще ли будет в минеи два святых, и светильна два: И глаголем первый октоиха, таже святаго: Слава, другаго святаго. И ныне, богородичен его. Аще ли среда, и пяток. И ныне, крестобогородичен октоиха. В субботу же аще имать рядовый святый, по 9–й песни светилен глаголем святаго прежде минеи: Таже, Слава, октоиха: И ныне, богородичен его. Сице глаголются светильны, егда октоих с минеею поется.     Глава 17. О стихологиах, како должно есть глаголати во все лето. От недели антипасхи, яже есть фомина, и до отдания воздвижения честнаго и животворящаго креста господня. начинаем стихологисати псалтирь сице: В субботу светлыя недели вечера, глаголем 1–ю кафисму, блажен муж: В неделю на Утрени , кафисма 2–я, 3–я: а 17 кафисмы в сию неделю не глаголем, занеже поется полиелей. В прочия же воскресныя дни, егда не поется полиелей, на Утрени глаголем кафисму 17 с тропари ея. [Смотри] Аще же прилучится в неделю праздник господский, или Богородицы, или празднуемаго святаго, по дву кафисмах, полиелей, и по величании, не певше Слава, и ныне, и аллилуиа, поем тропари, Ангельский собор: И по ектении, седальны праздника, или святаго. В неделю вечера, во весь год никогдаже глаголется псалтирь. Аще же прилучится празднество, тогда поем: блажен муж, первый антифон.   В понедельник на Утрени , кафисма 4–я, 5–я. На вечерни, кафисма 6–я.   Во вторник на Утрени , кафисма 7–я, 8–я. На вечерни, кафисма 9–я.   В среду на Утрени , кафисма 10–я, 11–я. На вечерни, кафисма 12.   В четверток на Утрени , кафисма 13, 14. На вечерни, кафисма 15.   В пяток на Утрени , кафисма 19–я, 20–я. На вечерни кафисма 18.   В субботу на Утрени , кафисма 16, 17.   На полунощнице же в понедельник, во вторник, в среду, в четверток, в пяток, во весь год глаголем кафисму 17: блажени непорочнии: В субботу же на полунощнице, всегда глаголем кафисму 9–ю: Тебе подобает: По отдании же воздвижения честнаго креста, от 22 дне месяца септемвриа, до 20 дне месяца декемвриа, начинаем псалтирь глаголати сице: В субботу на вечерни , кафисма 1–я, блажен муж: В неделю на Утрени , кафисма 2–я, 3–я: Прилагаем же и полиелей, сиречь многомилостиво: псалом 134: Хвалите имя господне: и 135: Исповедайтеся господеви: И абие тропари, Ангельский собор: И впакои гласа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

А что касается до той укоризны латин, что в словах: «печать дара Духа Святого» нет указания на лице, совершающее таинство; то в обличение тщеты ее довольно припомнить сказанное нами на стр. 164 в примеч. 2 и 3 и текстах, к которым они относятся. 408 Литургия называется у латин миссою, или от миссаг, которое с еврейского или халдейского языка означает приношение, жертва Богу, или же от возглашения: ite missa est, соответствующего нашему: «с миром изыдем». Такое название, как полагают, усвоено было литургии сначала народом, а около пятого века вошло в церковное употребление. Бон. О литург. кн. 1, гл. 1, § 5–6. 409 По обычаю латин, явившемуся у них не ранее седьмого века (Бон. О литург. кн. 1, гл. 14, чл. 3), а утвердившемуся в десятом веке (Иннокент. Начертан. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), священники их могут совершать литургию в одно и то же время и в одной и той же церкви на нескольких престолах, не отделенных один от другого стеною, вопреки свящ. древности (св. Игнат. богонос. Послан. к филадельф. чл. 4, стр. 144. Казань, 1855 г. Евсев. Церк. истор. кн. 10, гл. 4, стр. 566. Спб. 1848 г. Оптат. милевит. Соч. кн. 1, стр. 42. Париж, 1631 г.). В таком случае один из них совершает ее вслух, а все прочие тайно, про себя: от чего литургии первого рода называются у латин миссами гласными (missa cantata), а второго – тайными (missa lecta), которые продолжаются обыкновенно от 15 до 20 минут. По другому обычаю, получившему у латин начало свое в десятом веке (Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), воспрещенному у них в одиннадцатом (Барон. Летоп. под 940 и 1063 гг.), снова вкравшемуся к ним около тринадцатого века и повлекшему за собою со стороны корыстолюбивого духовенства латинского множество злоупотреблений (Бон. О литург. кн. 1, гл. 15, § 6) и снова воспрещенному, священники латинские имеют право служить несколько литургий (три: одну ночью после утрени, другую на заре после первого часа, а третью днем после третьего часа) в один и тот же день (в праздник Рождества Христова) на одном и том же престоле (Серединск. О богослужен. западн. Церкви, ст. 2, стр. 18. Спб. 1849 г.): чего в древние времена Церкви не бывало (Боскиллот. Истор. тракт. о литург. кн. 2, гл. 4. Паг. Критик. на летоп. Барония, под 313 г. чл. 17. Антверпен, 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Глава 17. О стихологиах како должно есть глаголати во все лето. От недели антипасхи, яже есть Фомина, и до отдания Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Начинаем стихологисати псалтирь сице: В субботу светлыя недели вечера, глаголем 1-ю кафисму, Блажен муж: В неделю на утрени, кафисма 2-я, 3-я: а 17 кафисмы в сию неделю не глаголем, занеже поется полиелей. В прочия же воскресныя дни, егда не поется полиелей, на утрени глаголем кафисму 17 с тропари ея. [Смотри] Аще же прилучится в неделю праздник Господский, или Богородицы, или празднуемаго святаго, по дву кафисмах, полиелей, и по величании, не певше Слава, и ныне , и аллилуиа, поем тропари, Ангельский собор: И по ектении, седальны праздника, или святаго. В неделю вечера, во весь год никогдаже глаголется псалтирь. Аще же прилучится празднество, тогда поем: Блажен муж, первый антифон. В понедельник на утрени, кафисма 4-я, 5-я. На вечерни, кафисма 6-я. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я. На вечерни, кафисма 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11-я. На вечерни, кафисма 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14. На вечерни, кафисма 15. В пяток на утрени, кафисма 19-я, 20-я. На вечерни кафисма 18. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. На полунощнице же в понедельник, во вторник, в среду, в четверток, в пяток, во весь год глаголем кафисму 17: Блажени непорочнии: В субботу же на полунощнице, всегда глаголем кафисму 9-ю: Тебе подобает: По отдании же Воздвижения честнаго Креста, от 22 дне месяца септемвриа, до 20 дне месяца декемвриа, начинаем псалтирь глаголати сице : В субботу на вечерни, кафисма 1-я, Блажен муж: В неделю на утрени, кафисма 2-я, 3-я: Прилагаем же и полиелей, сиречь многомилостиво: псалом 134: Хвалите имя Господне: и 135: Исповедайтеся Господеви: И абие тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Аще ли будет Господский праздник, или Богородицы, или некий святый празднуемый в неделю, тогда по псалмех, Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Праздника величание, и псалом избранный, и тропари, Ангельский собор: и седальны праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отсутствие на Руси «песненного последования» как цельной литургической системы не исключало того, что ее отдельные элементы могли проникать в древнерусскую богослужебную традицию. Примерами такого проникновения являются, в частности, практика чтения Евангелия в конце воскресной утрени, совершение песненной вечерни в навечерие Воздвижения и некоторые другие праздники 112 и наличие в целом ряде Служебников цикла молитв паннихис – службы, не имевшейся в палестинском Часослове, но хорошо известной в традиции «песненного последования» 113 . При этом даже указанные примеры говорят, скорее всего, не о непосредственном влиянии «песненного последования» на древнерусское богослужение, а о том, что в основе последнего лежала традиция некоего византийского церковного центра, где произошел синтез монастырского богослужения и константинопольской кафедральной практики (а также отдельных элементов неконстантинопольского происхождения – см. примеч. 7). Так, выше мы уже отметили, что древнерусский чин воскресной утрени с гимнографическим каноном, но чтением Евангелия в конце службы, находит параллель в описании свт. Симеона Солунского . Практика совершения песненной вечерни в некоторые особые дни года, включая Воздвижение, также засвидетельствована в фессалоникийских источниках 114 . Поэтому вполне вероятно, что в основе древнерусского богослужения лежит практика древней Фессалоники – или какого-либо иного греческого церковного центра к западу от Константинополя, – вместе со всеми ее особенностями, среди которых могли быть и элементы «песненного последования». Можно также осторожно предположить, что ядро этой практики пришло на Русь в виде двух базовых литургических коллекций, которые известны нам как древнерусский Служебник и «студийский богослужебный сборник». Еще одно наше предположение основано на проделанном выше анализе состава корпуса священнических молитв вечерни, утрени и паннихис и состоит в том, что этот корпус на Руси в студийскую эпоху время от времени претерпевал определенные изменения. В частности, где-то до конца XIII в. он включал в себя семь молитв вечерни (последней из которых была [ В7 ]), четыре молитвы паннихис и восемь молитв утрени. На рубеже XIII–XIV корпус молитв вечерни и утрени был дополнен до десяти и двенадцати молитв соответственно, молитва [ В7 ] 115 была перемещена, а паннихис стала утрачивать связь с вечерней и утреней. Тогда же или несколько позже в чины вечерни и утрени была также включена молитва [ ПМ ], а паннихис окончательно отделилась от цикла служб суточного цикла и была дополнена заупокойным последованием. В конце XIV – начале XV века старый корпус священнических молитв суточных служб был вытеснен новыми переводами, рассмотрение которых выходит за рамки настоящей статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010