Ранние списки О. весьма малочисленны; все они входят в певч. сборники различного состава, напр.: РНБ. Соф. 482 (сер. XVI в.) - величания (Л. 79 об.), «Подобны мениям месячным» (Л. 83), песнопения Великого поста «Покаяния отверзи» и др. («сиа стихы поются в пост на утрени въскресной за молитв ради» - Л. 86 об.), чин умовения ног («Се стих на умовение ногам» - Л. 87) и неск. дополнительных песнопений; РНБ. Кир.-Бел. 647/904 (кон. XVI в.) - самогласны (Л. 55 об.), подобны (Л. 57 об.), великопостные песнопения (Л. 65), канон Пасхи (Л. 68 об.); ГИМ. Син. певч. 139 (сер. XVI в.) - песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи (Л. 168 об.), разрозненные песнопения (Л. 173, 181 об.), заупокойные песнопения (Л. 173 об.), песнопения всенощного бдения (Л. 182), стихиры чина великого водоосвящения (Л. 194 об.). Песнопения записаны крюковой знаменной нотацией , причем их знаковый состав сильно варьируется в разных рукописях. Это указывает на устойчивую устную форму их бытования: в каждой писцово-певч. школе складывалась своя форма записи напевов. Также вероятно, что существовали мелодические варианты песнопений, к-рые записывались по-разному. Постепенно объем дополнительных разделов, различного рода подборок в певч. книгах увеличивается, стабилизируются их состав и порядок компоновки. На 2-м этапе (сер. XVI - кон. XVII в.) складывается устойчивый круг песнопений О., полностью формируется структура книги, вырабатываются ее типы и редакции, уточняются принципы расположения материала, создаются многочисленные списки, которые различны по составу и объему. При этом ярко проявляется одна из существенных особенностей О.- стремление охватить все известные мелодические версии того или иного песнопения. Наивысшей точки в своем развитии книга достигает во 2-й четв.- сер. XVII в. Структура Структура О. состоит из 3 разделов. 1-й раздел, «Обиход простой», в рукописях часто озаглавлен «Начало всенощнаго бдения сиречь великия вечерни» (ГИМ. Син. певч. 1192, 2-я четв. XVII в.), «Начало обихода всенощнаго бдения» (РНБ. Кир.-Бел. 654/911) и т. п. и охватывает песнопения вечерни, воскресной полунощницы, великого повечерия, воскресной утрени, молебна, литургии св. Иоанна Златоуста и чина заздравной чаши («Над чашею заздравною» - ГИМ. Син. певч. 1198, 1622-1631 гг.; 1221, 2-я четв. XVII в.; «Чин и устав на трапезе за приливок» - Там же. 1236, сер. XVII в.). Главный принцип расположения песнопений в данном разделе - литургический: ряд песнопений вечерни открывается стихами «Приидите, поклонимся», затем следуют предначинательный псалом, великая ектения, «Блажен муж», 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы и т. д., по порядку богослужения.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Конечно, государь Николай I не был ни музыкантом (хотя он играл на трубе по слуху) 596 , ни специалистом по богослужебному пению. Его оценка была оценкой рядового слушателя, привыкшего к пению своего придворного хора и знающего церковное пение лишь в тех рамках, в каких оно практиковалось в придворных церквах 597 . Государь Николай I, входивший, как известно, во все стороны русской жизни, требовал, чтобы церковное пение в России было повсюду благолепным, чтобы оно соответствовало богослужению, и образец этого пения, естественно, видел он в пении своего личного хора – хора Придворной певческой капеллы, известного своими музыкальными качествами во всей Европе как один из самых лучших (если не самый лучший) 598 . Понятно, что, будучи обременен множеством государственных дел, император не имел возможности вникать в вопросы устройства церковного пения в своем государстве, и, считая его чисто музыкальной (а не литургическо-музыкальной) областью, он и поручил его устройство специалисту-музыканту Львову. Он вполне доверяет ему осуществление своей идеи относительно единства церковного пения во всей России как лицу музыкально высокообразованному и известному за пределами России, прекрасному администратору и человеку православному, глубоко верующему и лично ему, государю, известному и притом – добросовестнейшему. В чисто богослужебные стороны изданного капеллой Обихода и в оценку богослужебных достоинств заключающихся в Обиходе напевов Николай I не входил и не мог входить. Для него важно было то, что Обиходом достигалось уравнение всего простого, т. е. гласового пения во всей России, по образцу пения Придворной капеллы. Для большей части Московской Руси и вообще для привыкшей к традиционным напевам Руси, особенно сохраняемым московскими дьячками, оказались новшествами следующие особенности придворного обихода, изданного Львовым. Не были гармонизированы (т. е. положены на хор) многие краткие песнопения, как то: прокимны вечерни и утрени, «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия на праздничной утрене, «Свят Господь Бог наш», прокимны великопостных служб, припевы на паремиях Великой Субботы: «Славно бо прославися» и «Господь пойте» (придающие столько торжественности великосубботней литургии), припевы на тропарях пророчеств в навечерие Рождества Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время Пасхальной недели, начиная с вечера Великой Субботы, читали бы книгу Деяний святых апостолов, Послания соборные, Послания апостола Павла и Апокалипсис. Когда читают Полунощницу, тогда чередной псаломщик или воспитанник института и частный попечитель в самом деле исполняли бы в церкви сие полночное Богослужение, на которое могли бы приходить по произволению и другая братия. По исполнении же Полунощницы продолжалось бы псалмопение. Вспомнив о Великой Субботе, воображаю, как благолепно и умилительно было бы совершаемо Богослужение Страстной недели, и в особенности трех великих дней, в Миссионерской Образовательной общине. В Великий Четверток вся братия приобщалась бы Святых Таин. На Великой Вечерни в Пяток пред целованием изображения снятого с Креста и погребаемого Спасителя – проповедь; на Великой Вечерни в первый день Пасхи – проповедь. И в каждый день Святой Недели, начиная со второго, по воскресным дням в каждой неделе и во все великие праздники и в царские дни целого года воспитанники высшего возраста произносили бы на Литургиях проповеди, или ими сочиненные, или избранные знаменитых учителей Церкви. На Утрени песнь «Слава в вышних Богу», на Литургии «Елицы во Христа крестистеся» в известные дни, а всегда уже «Верую во единого Бога» и " Отче наш», а на Великой Вечерни «Свете тихий» и «Многолетие» воспитанники пели бы вкупе с клиросами. Кроме Великого поста 186 , и во все другие братия Миссионерского Образовательного монастыря приступали бы к приобщению Тела и Крови Христовой, а согрешения свои исповедовали бы и часто как пред общими духовниками, так и каждый особенному руководителю своему, если у кого будет особенный, только бы и это было с благословения настоятеля. Никто в Миссионерском Образовательном монастыре не оставался бы без надзора и попечения по состоянию душевному. У воспитанников, проходящих науки, были бы частные попечители; у братьев, обучающихся художествам, – надзиратели в числе сих же художников или в числе священноиноков, исполняющих постоянное Богослужение в церкви. Сей же порядок был бы и между братиями, приставленными к разным делам по экономии монастыря, в больнице, в поварне, в хлебне, в просфорне, на заднем дворе, между пустынниками, на пасеке, на хуторе, ибо для показания воспитанникам обихода экономии сельской Миссионерская Образовательная община имела бы нормальный хутор с немалым числом коров, быков, коз, овец и лошадей, пасеку сколько возможно многочисленную, несколько десятин пахотной земли, довольное количество хороших лугов, рощи для прогулок, лес для дров и построек, воды для рыбной ловли, завод кирпичный, мельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ветхозаветный Израиль знал о Триедином Боге лишь по догадкам; смутно и неясно в Библии говорилось о том. При сотворении мира (Быт. 1; 26), при падении Адамовом (Быт. 3, 22), при смешении языков (Быт. 11, 6–7) Бог как бы в намеках приоткрывал великую истину Триединства Своего. Аврааму являлись прикровенно три таинственные Ангела, дивно запечатленные Андреем Рублевым на местной иконе Троицкого собора Сергиевой Лавры. Пророк Исаия слышал троекратное пение Серафимов, и только лишь теперь, на грани двух заветов, в момент начала искупительного подвига Христова, отверзаются опаловые облака, яркий солнечный луч озаряет Предвечного Божия Логоса, слышен глас Отца, Свидетельствующего, и Дух впервые сходит на воду, освящает естество ее, белым облаком витает над простором Иордана. В нашем богослужебном сознании прекрасно обозначен этот момент в кругу суточного богослужебного обихода. Это начало каждой утрени, момент непосредственно перед шестопсалмием. Вечерня начинается возгласом: «Благословен Бог наш»… так как это служба прообразующая преимущественно Ветхий Завет. И как в Ветхом Завете давались человечеству как бы намеки на истину о Троичности, так и на протяжении вечерни слышим эти намеки, то в «Свете Тихий»… то в каждом возгласе, кончающемся славословием Троицы. Утреня же непосредственно подводит к Новому Завету, в конце ее после богородичной песни рождается Свет, как бы воплощается Слово. По современному греческому богослужебному уставу в этот момент совершается проскомидия, прообразование рождения на дискосе-яслях Предвечного Младенца, Агнца, вземлющего грехи всего мира. Посему и служба сия, утреня, начинается ясным и определенным исповеданием догмата Святой Троицы: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Неразделимей Троице»… и тоже впервые, ясно и определенно исповедуется так Святая Троица в Богоявлении, ибо тогда впервые человечеству явился Бог в величии Своем. На Голгофе же откроется путь в Царствие Божие, исповеданное разбойником на Кресте, и тогда в этой особой Царской службе — Литургии, Церковь скажет: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» и на «Блаженствах» откроются Царские врата, ибо на вседневной утрени во время малого славословия врата не открываются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Петр Беловидов как можно больше от знания и умения служить, то со временем, овладев и сам в нужной мере (конечно, далеко не до идеала уставщичества) нашим уставом и литургической практикой, я охладел к этим тонкостям, и другое стало меня в литургике привлекать. Я прекрасно понял, что нет никакой нужды знать наизусть устав и все Марковы главы, прежде всего потому, что суть православной церковности и свобода евангельского духа не в рабствовании Типикону и не в буквализме уставщичества, а в «служении Богу духом и истиной». А кроме того, знание и понимание православной литургики вовсе не в этом выучивании наизусть всех возможных комбинаций церковного обихода, а в усвоении самих схем наших служб. Надо усвоить самую архитектонику наших последований, иметь в голове, так сказать, «скелеты»: вечерни простой, праздничной, великопостной, также и утрени, повечерия, чинов крещения, водоосвящения и пр. Если такие схемы запечатлелись в памяти, то данная служба, как бы она запутана ни была, легко и без ошибок будет проведена, все стихиры станут на свое место, богородичен гласа перейдет, если это нужно, на место после первого седальна и будет пропета соответствующая катавасия. Но очень скоро, под влиянием митр. Антония, еп. Гавриила, о. Петра и при чтении о. Павла Флоренского и книг Скабаллановича, а потом уже при изучении западного мира при знакомстве с трудами аббата Геранжэ по литургике, с его детищем Солеммским аббатством, любимым местом моего отдыха во Франции, с так называемым литургическим движением в среде католичества и т.д. я понял, где и в чем подлинная суть, истинная ценность литургики. Она, конечно, не в знании устава и Марковых глав как самоцели, не в начетничестве и уставщичестве и в щеголянии «чистыми номерами», когда какая замысловатая литургико-талмудическая комбинация может иметь место, а в проникновении в литургическое богословие, в раскрытии и систематизации богословских идей нашего богослужения, в расшифровке сложной и замысловатой иероглифической иконы и богослужения данного праздника или чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Fol. 292-307v). Лит.: Στθης Γ. Θ. Η σματικ διαφοροποηση πως καταγρφεται στν κδικα ΕΒΕ 2458 το τους 1336//ΚΒ Δημτρια - Επιστημονικ Συμπσιο: Χριστιανηκ Θεσσαλονκη - Παλαιολγειος Εποχ. Θεσσαλονκη, 1989. Σ. 182-183; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 38-40, 45-56, 138. Г. Статис В рус. церковно-певч. традиции напевы А. передавались изустно. А. уделялось особое внимание, напр., за литургией, совершавшейся прп. Нилом Сорским и его сподвижниками, где почти все читалось, пелись только 4 текста: А., херувимская песнь , Достойно есть , причастен . Нотированные А. литургии впервые появились в певч. рукописях кон. XVI-XVII в., их мелодический стиль отличается широкой распевностью, в т. ч. и в более поздних многоголосных образцах. Для мелоса А. поздних редакций рус. распевов ( знаменный , московский, греч. , валаамский ) в целом характерны силлабичность, узкий диапазон, умеренная распетость слогов. Эти черты присущи многим композиторским произведениям (А. А. Архангельского , П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова ) и гармонизациям (М. Е. Ковалевского ); в отдельных произведениях (напр., П. Г. Чеснокова ) напевы А. получают более свободное дыхание. В наст. время общепринятыми обиходными напевами А. являются гласовые напевы прокимнов, слово «аллилуия» поется трижды (см., напр.: Прокимены. С. 32-37). В приходской практике А. всех гласов нередко поют на напев прокимна 1-го гласа, этому способствует и частое возглашение А. без указания гласа. Часто используются А. из обихода Киево-Печерской лавры (Октоих. Т. 3. С. 61, 78, 94, 111, 127, 144, 160, 180) с пятикратным повторением «аллилуия», что отражает старую традицию пения А.: продолжительный распев позволял совершить каждение непосредственно перед чтением Евангелия; в наст. время существуют и менее распространенные напевы А. (см., напр.: Обиход. С. 206-209; Песнопения. С. 40-41 и др.). Лит.: Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов. М., 1892. Ч. 2: Божественная Литургия; Октоих. М., 1981. Т. 3: Прил.; Прокимены вечерни, утрени, литургии, Триоди Постной и Цветной, и на всякую потребу/Сост. Е. Кустовский, Л. Царевская. М., 1997; Обиход церковного пения. М., 1997; Песнопения Божественной литургии для смешанного хора/Ред. Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 40-41.

http://pravenc.ru/text/114746.html

Труды Русских митрополитов по преобразованию богослужения. Хотя предположительно уже свт. Алексий Московский (1354–1378) ввел Иерусалимский устав в основанном им Чудовом мон-ре, более всего в отношении смены устава Русской Церкви на Иерусалимский и приведения русской практики совершения литургии и таинств в соответствие с поздневизантийской было сделано его преемниками – митрополитами Киприаном и Фотием. Свт. Киприан, заняв Московскую кафедру в 1390 г., предпринял ряд действий по пересмотру и улучшению литургического обихода Русской Церкви. В частности, по его указу было переписано и разослано по церквам большое количество богослужебных книг. Среди них – исправленный Киприаном Служебник болгарского происхождения т. н. филофеевско-евфимиевской редакции, созданной в Болгарии при св. Патриархе Евфимии II, Служебник включал в себя «Диатаксис» Патриарха Филофея; составленная самим свт. Киприаном Псалтирь с восследованием (см. Псалтирь следованная), где порядок службы изложен согласно с Иерусалимским уставом. Кроме того, свт. Киприан перевел с греческого некоторые богослужебные тексты (в числе прочих особую молитву Св. Духу на вечерне Пятидесятницы Патриарха Филофея, сохранявшуюся в русском богослужении до XVII в.). Митр. Фотий (1408–1431) продолжил труд свт. Киприана по установлению литургического единообразия в Русской Церкви на основе Иерусалимского устава, который в его время стал доминировать на Руси. Замена Студийского устава Иерусалимским. Ни митр. Алексий, ни митр. Киприан, ни митр. Фотий, вероятно, не вводили на Руси нового Устава в виде общеобязательной книги, хотя уже при свт. Алексии наряду со славянскими списками Иерусалимского устава сербского происхождения имели хождение списки ранней русской редакции этого устава. К кон. XIV столетия Иерусалимский устав стал уже достаточно известным на Руси. Однако только в XV в. чин вечерни и утрени в Служебниках начал излагаться применительно к всенощному бдению, являющемуся характерной чертой Иерусалимского устава. При митр. Фотии широко распространившаяся русская редакция Иерусалимского устава, созданная прп. Афанасием Высоцким (см. Афанасий Высоцкий Старший), в основном вытеснила Студийский устав и южнославянские редакции Иерусалимского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Однако в евхаристическом собрании должен быть предстоятель, занимающий место Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере. Таким предстоятелем является священнослужитель, поставленный на служение в таинстве Священства ( 1Тим 4:14 ): епископ, имеющий апостольское или священник, возглавляющий литургию и другие богослужения по поручению епископа. Епископу или священнику, который предстоятельствует за богослужением, могут сослужить другие священнослужители. Церковное богослужение совершается в определенные времена и сроки. Регулярные богослужебные чинопоследования связаны с конкретными моментами временных циклов — суток, недели и года. Службы суточного, недельного (седмичного) и годового кругов вносят в богослужебную жизнь верующих особый напоминая об истории совершенного Господом Иисусом Христом спасения и побуждая христиан к посвящению всей жизни Богу. К службам суточного круга относятся вечерня и утреня, а также богослужения Суточный круг является основой для трех циклов праздников и священных воспоминаний: седмичного (по дням недели), годового неподвижного (по календарной дате) и годового подвижного (привязанного ко дню Пасхи, в разные годы приходящегося на разные Посвященные каждому празднику песнопения и чтения включаются в состав вечерни, утрени и прочих служб суточного круга и тем самым придают ему богословское содержание, связанное с этим праздником. Посредством богослужения происходит освящение человека и всего мира. В богослужении человек и окружающий его тварный мир освящаются и участвуют во вселенском прославлении Бога. Это происходит через общую молитву Церкви, а также через особые священнодействия, посредством которых освящается вода и другие вещества и предметы человеческого обихода, а верующим подается Христианское богослужение на земле является предвкушением Царствия Божия. В конце времен, согласно библейскому Откровению, праведники узрят лице Божие и будут предстоять Престолу Божию, служа Ему ( Откр 22:3–4 ), так что пребывание в Царствии Божием будет непрестанным богослужением.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

28 Он также проник в Россию в конце XIV в. при митрополите Киевском Киприане (1381–1382, 1390–1406) и постепенно вытеснил из обихода прежний студийский устав. Троице-Сергиева лавра приняла его в 1429 году; в Новгороде он был введен в 1441-м году, а в Соловецком монастыре на Белом море он стал употребляться в конце столетия, в 1494 году. Как это обычно случается, новый устав не просто заменил старый, но вобрал в себя некоторые черты прежнего, образовав новое целостное единство. Это особенно справедливо в отношении агрипнии (соединение вечерни и утрени), или службы в ночь с субботы на воскресенье, которая вобрала в себя элементы старой студийской службы, заключавшей в себе вечерню вместе с паннихис, от которой произошли широко распространенная русская служба молебен и панихида по усопшим 29 . Современное русское всенощное бдение является далеким потомком их совместного существования. Всенощная служится в продолжение двух или более часов накануне воскресенья и великих праздников, и она является вместе с панихидой по усопшим и божественной литургией выражением русского литургического гения. 4. Дух русской литургии: единство противоположностей О внешней истории литургии сказано достаточно. Рискну предположить: динамичное единство разнородных элементов, впервые объединенных в литургии патриархом Германом, – как раз то, что сделало внутренний символизм этого синтетического богослужения столь привлекательным для русской души. Описывая русский религиозный дух, мы отметили, что в нем соединяются почти мистическая привязанность к земле и нетерпеливое желание превратить ее в эсхатологическое царство; чувство страха перед величием и могуществом Бога и нежное почитание уничижения распятого Христа; необузданность и даже жестокость характера и глубокое уважение к обрядам в жизненном укладе. В этом и состоит задача литургии: соединить в неразрывное единство явные противоречия временного и вечного, земного и небесного, человеческого и божественного. П. Флоренский писал: Лестница, по которой восходили и нисходили Небесные Силы, осуществляя непрестанную связь между небом и землею, вершиной своей терялась в бездне небесной, но основанием опиралась на скалы Вефиля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

P. 56-67). Это подтверждает и аналогичный, но более простой по ладовой структуре (тетрахорд D-G, соотносящийся с визант. тетрахордом G-c) певч. материал древнерус. традиции (песнопения анафоры и упомянутые псалмы вечерни и утрени), передававшийся исключительно устно на протяжении неск. столетий вплоть до XVI-XVII вв. 2 основных параметра, к-рые обычно рассматриваются при изучении сущности гласового мышления,- структура ладового звукоряда и формульный состав Г.- различным образом соотносятся между собой на разных этапах развития певч. культур. Они действуют параллельно, однако один из параметров может внешне преобладать, становиться более очевидным, затеняя действие другого (так, напр., гласовое мышление в певч. искусстве Руси долгое время изучалось почти исключительно с т. зр. формульности, тогда как ладовые характеристики гласов признавались абстрактными, не имеющими отношения к древнерус. Г., противопоставлявшемуся визант., или «греческому»; см.: Металлов. С. 1, 2, 6; Бражников. С. 162-163, 193-194, 251). Формульность и ладово-звукорядная структура Г. в певч. практике не противостоят друг другу; они неразрывно связаны между собой, подобно тому как в языке взаимосвязаны лексика и грамматические нормы - законы управления, действующие независимо от уровня их осознания носителями языка и формирующиеся на протяжении столетий в виде нормативных связей смысловых единиц ( Лозовая. 1987. С. 127-129). Различия в формульном составе (преобладание силлабических или мелизматических формул) и соответственно в видах мелоса, свойственные песнопениям разных типов (жанров) в пределах одного Г., отражены в греч. музыкально-теоретических понятиях псалмодического, ирмологического, стихирарического, а также пападического (в древнерус. традиции характерного для песнопений Обихода) стилей пения, к-рые, однако, имели общую для каждого Г. в отдельности ладово-звукорядную основу. Это свидетельствует о большой значимости ладовой составляющей в гласовом мышлении средневек. эпохи. Длительный процесс эволюции визант.

http://pravenc.ru/text/165085.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010