О том, что отечеством лже-Исидора является Франкское государство, свидетельствует язык, которым написан сборник: латынь здесь изобилует галлицизмами. Как отмечал А. С. Павлов , «то обстоятельство, что лже-Исидор взял для своей фабрикации не местный, или, лучше сказать, не общепринятый на Западе канонический кодекс, каковым был тогда сборник Дионисия Малого, а менее известный Испанский сборник, легко объясняется желанием автора скрыть свои подлоги и связать их с авторитетным именем святого Исидора Севильского , которого чтила и Франция» 115 . Цель сборника заключалась в церковно-юридическом обосновании ограничения власти светских государей в Церкви. А для этого проводится линия на усиление власти епархиальных епископов и пап. Во многих местах подложных декреталов не признаётся право светских государей и их чиновников судить духовных лиц по гражданским и уголовным делам, отчётливо проводится мысль, что епископы, в обход митрополитов и примасов, должны непосредственно подчиняться папам, тем самым подрывается поместный строй церковного управления. Не только епископам, но и всем клирикам предоставляется право апеллировать прямо к папскому престолу, а папе – безграничное право отменять любые приговоры церковной власти всех инстанций. По словам Н. С. Суворова , «личность действительного автора подлога… не установлена наукой, хотя майнцский дьякон Бенедикт Левита (если это не псевдоним) подозревается в авторстве или близкой соприкосновенности к составлению этого сборника» 116 . Лже-Исидоров сборник в течение многих веков признавался на Западе подлинным и составил там основу церковного строя. Грациан, составивший систематический кодекс западного церковного права – «Декрет», черпал свои материалы из лже-Исидорова сборника. Только в XV веке стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов, приписываемых первым папам. Первое печатное издание лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским учёным Блонделем (1629 г.). После этого и католическим учёным стало трудно доказывать его подлинность. В XVIII веке братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника лже-Исидора, которые ещё продолжали тогда считаться подлинными. Ныне уже никто не сомневается в том, что компиляция лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его названием стало «Сборник лже-декреталов псевдо-Исидора» («Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

…Восстав из гроба своего, Суворов видит плен Варшавы; Вострепетала тень его От блеска им начатой славы! Благословляет он, герой, Твое страданье, твой покой, Твоих сподвижников отвагу, И весть триумфа твоего, И с ней летящего за Прагу Младого внука своего. Все знакомо; даже ирония истории та же: историк и монарх жестоко спорят о том, чего не будет по причинам, от них не зависящим. Карамзин, враждуя с прогрессом и оберегая цельность Империи от либеральных покушений, полностью совпадает в своих суждениях с большинством молодых потрясателей основ, членов тайных обществ, о существовании которых государь теперь уже (с 1818 года) знает… Но было и кое-что новое. Предпринимая последнюю попытку повлиять на царя «практически», Карамзин почти незаметно (однако существенно) менял рисунок своей независимой роли. Как бы принимая условия царской игры, соглашаясь отныне быть бескорыстным свидетелем Александровых деяний — и только, — он грозил монарху судом истории; воздействовал на него не властью прошлого, но силой будущего и знанием настоящего. К императору обращался не «пророк, предсказывающий назад», не мирской чудотворец, а посланец грядущей, еще неродившейся русской гражданственности. Потому записка и была названа — «Мнение русского гражданина», а в самой ее сердцевине царя ожидали слова: «Россия, Государь, безмолвна перед Вами; но если бы восстановилась древняя Польша (чего Боже сохрани!) и произвела некогда Историка достойного, искреннего, беспристрастного, то он, Государь, осудил бы Ваше великодушие, как вредное для Вашего истинного Отечества, доброй, сильной России. Сей Историк сказал бы Вам совсем не то, что могут теперь говорить Вам Поляки… Государь, ныне славный, великий, любезный! ответствую Вам головою, за сие неминуемое действие целого восстановления Польши. Я слышу Русских, и знаю их…» Но, не умевший подчас просчитать общественные следствия своих государственных жестов, в дворцовой сфере Александр мгновенно различал все скрытые мотивы — и видел далеко вперед. Он прекрасно понял, что в марте 1816-го Карамзин не понял ничего; что если сейчас не поставить точки над i, рецидивы карамзинского «учительства» неизбежны. И поступил соответственно.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/4/

— Действительно, учением о примате первенствующего епископа я занимаюсь уже около 15 лет, со времени написания кандидатской диссертации в Московской духовной академии под руководством моего научного руководителя — профессора протоиерея Максима Козлова . Тема моей кандидатской работы касалась различий в понимании единства Церкви в католичестве и Православии. Как известно, ключевое значение в понимании церковного единства в римском католицизме придается фигуре Папы Римского как первенствующего епископа Вселенской Церкви. Именно разница во взглядах на его полномочия и стала главной причиной разделения между православными и католиками. Однако, изучая этот вопрос, я столкнулся с тем, что и между Поместными Православными Церквами по вопросу трактовки полномочий первенствующего Константинопольского первоиерарха сегодня нет единого мнения. Для меня это стало особенно явным после событий 2007 года в итальянской Равенне, когда на заседании Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». В отсутствие делегации Русской Церкви и без учета ее мнения в этот документ была включена формулировка о роли Константинопольского Патриархата , согласно которой критерием единства со Вселенской Церковью на Востоке после разделения с Западом считалось общение с Константинопольским престолом, в то время как на Западе — общение с Римом, то есть фактически была воспроизведена католическая модель. Как указал тогда в официальном комментарии епископ Венский и Австрийский (ныне митрополит Волоколамский) Иларион, Константинополь таким способом попытался через посредство православно-католического диалога подчеркнуть свой особый статус среди прочих Поместных Православных Церквей как своего рода «восточного папы», а Рим попытался показать, что католическое учение о первенстве во многом схоже с православным. После этих событий Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучение и выработку позиции ­Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. С этого времени я начал интересоваться этой проблематикой и выбрал соответствующую тему для докторской диссертации при поступлении в Общецерковную докторантуру . Однако, выбирая в 2010 году эту тему, я и представить себе не мог, насколько моя диссертация окажется актуальной на момент ее защиты.

http://patriarchia.ru/db/text/5780119.ht...

Московские кадетские корпуса празднуют свое возрождение Москва, 3 октября 2003 г. Сегодня в Александровском саду у Кремлевской стены состоялось построение парадных расчетов московских кадетских корпусов и возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата. Так в столице началось празднование 10-летия возрождения кадетского образования в Москве и создания 1-го Московского кадетского корпуса, сообщает РИА " Новости " . " С позиции сегодняшнего дня мы видим, что создание в 1993 году кадетского движения было героическим поступком " , - заявил журналистам заместитель руководителя Департамента образования Москвы, начальник Центра военно-патриотического и гражданского воспитания генерал-полковник Расим Акчурин. Он напомнил, что сейчас в Москве действует 11 кадетских корпусов, создается 12-й. В мае с.г. мэр города Юрий Лужков заявил о создании в столице еще 10 кадетских корпусов. " Сформирован новый тип образовательного учреждения. Мы опираемся на духовное, историческое, нравственное наследие нашего народа, который до сих пор не всегда востребовано " , - подчеркнул директор 1-го МКК Владимир Кирсанов. Он отметил, что в кадетские корпуса зачастую приходят ребята из неблагополучных семей, из " не самой лучшей жизни " . Однако в корпусе, по словам Кирсанова, " нет тех серьезных проблем, что присутствуют в нашем современном обществе " . Кирсанов рассказал, что выпускники всех четырех выпусков корпуса поступили в вузы, при этом 42 проц - в военные вузы страны. В субботу два бывших выпускника корпуса, а ныне -курсанты Академии МВД, получат офицерские звания. Директор не обошел проблем, существующих в кадетском движении. В частности, по его мнению, необходимы федеральные программы поддержки кадетского движения. Торжества, посвященные 10-летию кадетского движения, продолжатся до воскресенья. 5 октября на площади Суворова будет проведено торжественное построение парадных расчетов московских кадетских корпусов. В тот же день в Центральном театре Российской Армии состоится большой концерт. 3 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7779.html

Свидетельствует ныне здравствующий блокадник, д.и.н., проф. СПБГУ Ю.Г. Алексеев о своей жизни в блокадном Ленинграде и о впечатлении, которое оказал на него парад и речь вождя: «Из магазинов исчезали продукты, сокращалась выдача хлеба. Начались постоянные артобстрелы, бомбежки. Но самым страшным днем для меня стало 16 октября, когда в газетах я прочитал: «Москва на осадном положении». В голову не вмещалось, что Москву сдадут. И насколько радостной оказалась весть о параде 7 ноября 1941 г. и речь Сталина, его призывы: «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова — вперед к победе». И думалось: «Слава Богу! Конец этому проклятому троцкистскому интернационализму. Возвращается русский патриотизм». С обращением местоблюстителя Сергия сталинскую речь объединяет еще одна черта — исторический оптимизм. Вот что говорил глава государства: «Вспомните 1918 год. Три четверти нашей страны находилось тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, — мы ее только начали создавать, — не хватало хлеба, не хватало вооружения, не хватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу землю. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы». Сравним это со словами местоблюстителя: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями». С речью произошла накладка. Кинооператоры не смогли толком ее заснять, и поэтому пришлось повторять ее заново. 14 ноября в Свердловском зале бывшего здания Сената была собрана точная копия центральной трибуны Мавзолея, установлены осветительные приборы, кинокамеры, микрофон. На следующий день, 15 ноября 1941 г., была сделана запись выступления И.В. Сталина, которая и вошла в фильм режиссера Л. Варламова «XXIV-ый Октябрь. Речь И.В. Сталина». Кадры парада впоследствии вошли в фильм режиссеров Л. Варламова и И. Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», вышедший на экраны 23 февраля 1942 г. и получивший в 1943 г. первый в СССР американский «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Ни зрители, ни кинокритики не заметили, что у Сталина изо рта не шел пар, хотя и это предусматривалось: в Сенате открыли окна.

http://pravoslavie.ru/98433.html

Капиталы, по смерти монашествующих, сделавших вклады, если монашествующие не употребили их при жизни, обращаются всегда в монастырскую казну. За монашествующими властями (к которым причисляются: митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, строители, игуменьи и настоятельницы женских монастырей, а также ризничий московского синодального дома) признается право иметь собственность в движимом имуществе и завещать ее за исключением вещей, принадлежащих к ризнице; после монашествующих властей возможно и наследование по закону. Но указанное различие между монахами и монашествующими властями имеет значение только для необщежительных монастырей. Власти общежительных монастырей подлежат одинаковым правилам с монашествующей братией этих монастырей, т. е. не имеют индивидуальной собственности, которой могли бы распорядиться. Монашествующим, по русским законам, запрещается брать на себя поручительство и ведение дел, не касающихся духовного ведомства, производить торговлю, отдавать деньги под частные долговые обязательства, принимать чужие деньги или вещи, кроме книг, на сохранение. Постриженному в монашество не дозволяется оставлять монашеское состояние, хотя и не под страхом церковной анафемы, которая определена была за самовольное оставление монашества собором халкидонским. Ныне у нас дозволяется подача прошения о сложении монашества, после чего проситель, в течение шести месяцев, увещевается быть верным данному им обещанию. В случае безуспешности увещания, монашество с просителя снимается, и он возвращается в первобытное гражданское состояние, т. е. в то состояние, в котором он находился, без возврата преимуществ, чинов и отличий, какие могли быть приобретены прежней до пострижения службой, и без дозволения вновь вступать в гражданскую службу. Кроме того, бывшему монаху воспрещается проживать и приписываться к какому-либо обществу в той губернии, где он жил монахом, а равным образом в обеих столицах, в течение семи лет, которые он должен провести под епитимией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Простившись с Гагариным, я пустился догонять графа. Наше путешествие от Гродно и до Стрельны было без замедления: в Митаве П. А. Фон-Дер-Пален, а в Риге обер-комендант, по просьбе фельдмаршала, отменили предписанные церемониалы. По прибытии в Стрельну, фельдмаршал приказал мне ехать в Петербург к графу Н. А. Зубову, и от него узнать: «что? как? где?» Камердинер Прохор доложил ему, что нужно купить ленту на косу и пудры; он приказал все искупить. В полночь я отправился из Стрельны в Петербург, где нашел всех спящими; разбудил камердинера Н. А.; он, увидев меня, вскричал: «Ах, батюшка!… где граф Александр Васильевич?» — «В Стрельне», отвечал я, «поди, буди графа». Камердинер, разбудив его, позвал меня в спальную, где я нашел графа и графиню. Сперва Графиня Н. А. спросила меня: «Здоров батюшка?» А граф: «Ну, что, Александр, зачем приехал?» Я слово в слово повторил словесное приказание фельдмаршала: «что? как? где?» — «Ох уж вы мне!… все хорошо!…» сказал граф. «Сестра твоя Хастатова с мужем здесь, поезжай к ним, да спи спокойно. Я завтра, поутру, поеду в Стрельну; прощай!» Ленту и пудры для фельдмаршала граф Н. А. приказал камердинеру все искупить; я же отправился к сестре моей. Утром я уже не застал графа Н. А.; а майор Смоленского драгунского полка, Ф. П. Уваров, сказал мне, что с графом поехали генералы П. А. Исленьев и Н. Д. Арсеньев, Я пустился обгонять их; но только что взошел в комнату где был фельдмаршал, увидел, что карета графа Зубова подъехала к крыльцу, доложил о приезде его. Фельдмаршал приказал его впустить. Поезд наш из Стрельны до Зимнего Дворца состоял из придворной восьмистекольной кареты в восемь лошадей; в ней сидели: фельдмаршал в полном мундире, без шубы, с шляпою в руках, подле него Граф Н. А., насупротив П. А. Исленьев и Н. Д. Арсеньев, также без шуб, с шляпами в руках; одно окошко было опущено (это было в ноябре около 20-го числа). Приехавши во дворец и взошед по маленькой лестнице, что ныне называется Комендантская, ираф Н. А., обернувшись ко мне, сказал: «Твой молодец нас всех заморозил!» Во внутренних комнатах, на половине Великой Екатерины, я увидел, какое внимание было оказываемо даже к причудам фельдмаршала: все зеркала в комнатах Императрицы были завешены. По ее приказанию, велено было узнать все его привычки и выполнять их. Фельдмаршалу и его свите назначен Таврический Дворец для жительства.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Три роты сделали залп из ружей в турок, усыпавших вал, и с словом ура! бросились в ров, а оттуда полезли в укрепление. Четвертая рота, рассыпавшись по краю рва, била пулями по головам неприятеля. Минут через семь наши были уже в укреплении, и наповал поражали отчаянно защищавшихся турок. Резервы, назначенные на помощь, поспешили отбить вылазку, сделанную из Очакова, — и укрепление штаб-офицером взято . Турок пало на штыках наших выше тысячи человек. Потеря из рядов обреченных, убитыми и тяжко-ранеными, была выше половины из целого. — Иностранцы удивлялись величайшей храбрости войск. Потемкин торжествовал. Спустя несколько дней, штаб-офицер, взявший укрепление, был приглашен на обед к фельдмаршалу: честь, которой редко кто из нижних штаб-офицеров мог удостоиться. Потемкин, бывши за столом, начал разговор о населении Новороссийского края, и вдруг, обратясь к штаб-офицеру, взявшему укрепление, сказал: «Вы… которой губернии? — Слободско-Украинской, Ваша Светлость! «Имеете имение? — Отец мой имеет. «И хозяйственные заведения есть? — Есть, Ваша Светлость! «А какие? — Посевы, сады, заводы винокуренные, конские и рогатого скота. Есть овцы и пчелы. «А пчелы ваши лесные или в хозяйстве разведенные? — Домашние, Ваша Светлость! «Э!… домашние ленивы и крупнее лесных. — Точно так, Ваша Светлость! прекрупные! «А как? — да с Майского бодьшего жука будут. Светлейший улыбнулся и продолжал: «И! — А ульи какие же? — Улья и матки обыкновенные, Ваша Светлость! Светлейший (с улыбкою): «Да как же такие ваши пчелы лазят в летки? — Ничего нет мудреного, Ваша Светлость»! У нас так: хоть тресни, да полезай! Штаб-офицеру душою жалко было трехсот своих богатырей, павших при дневном штурме, сделанном без всех штурмовых пособий; а потому так резко намекнул он князю Потемкину о его приказании. Светлейший хорошо понял это, и чрез несколько дней полк, в котором служил этот штаб-офицер, был послан, будто бы для усиления корпуса, к Александру Васильевичу Суворову. II Князю Потемкину в С.-Петербурге, после бала, данного им в Таврическом дворце, вздумалось быть в Зимнем дворце не с убранною под пудру головою, чего в то время отнюдь не позволялось. Он явился так в кабинет государыни. Она изволила заниматься делами. Здесь был граф Самойлов и еще несколько знатнейших чинов. После окончания дел все удалились, исключая Потемкина. Государыня взглянула на Таврического и удивилась. Смотря на него несколько секунд, сказала: «Князь! На вас чего-то ныне недостает?» — Светлейший, низко кланяясь, отвечал: «шапки, всемилостивейшая государыня!» — Императрица, взглянув на него быстро, удалилась во внутренние покои. Другие уверяли, что Потемкин не с убранною под пудру головою не был во дворце, а одевшись, только хотел ехать туда без пудры; и один из самых приближенных, лучший любимец его (имя запомнил), сказал ему: Ваша Светлость! на вас чего-то недостает? — Светлейший отвечал: «Правда твоя, недостает шапки». Возвратился в покой, и в этот день никуда не выходил за слабостью здоровья.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

(Кн. 100, л. 62). Роспись ученикам Цесарская школа: Леонтей Островский. «Hic diligens est». Матвей Ловзын. «Sed hic diligentissimus et capacissimus». Максим Бутковской. Федор Бутковский. По 8 денег на день. Артемей Соловецкой. Игнатей Юдин. Сим двум по 6 денег на день. Француская школа: Тихон Ловзын. По 10 денег на день. Семен Розладин. По 8 денег на день. Швецкая школа: Григорий Чичагов, Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов. «Hi frequentes sunt, nec sua studia negligunt; modo libris essent instructi necesariis». Цесарская школа: Яков Рубинов, Матвей Орешников, Никита Стуколов, Прокофей Суворов, Иван Соболев, Иван Лопатин. «Diligentes prae reliquis». Семен Кудрявцов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Алексей Ефимов, Семен Павлов, Галактион Чижев, Федор Заводин, Федор Гуляев, – внове. Помета: учителям подписать, кто из учеников вышеозначенных прилежнее во учении и преводе. Роспись ученикам жалованным Школа Бретшнейдерова: По 8 денег: Максим Бутковский, Матвей Ловзын, Федор Бутковский. Школа француская: Тихон Ловзын по 10 денег. Семен Разладин по 8 денег. Школа швецкая: По 8 денег: Борис Алтуфьев, Иван Хорошилов, Сергей Лукьянов. Школа Вурмова: По 6 денег: Яков Рубинов, Иван Карцов, Семен Тарасов, Андрей Горлов, Алексей Зензеров, Семен Павлов, Галактион Чижев. Михаил Фонарников. Помета: выдать по 2 деньги на генварь 712 году. 1712-го февраля в 4 день бил челом великому государю Иван Семенов сын Роздеришин, чтоб ему быть в учении в школе немецкого языка, а отец де ево Иванов служил по списку по Костроме во дворянех, а ныне де отец ево по розбору в отставке; а ему Ивану от роду 13 лет. Иван Семенов сын Роздеришин руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина вышеписанной Иван Раздеришин для учения в школу послан ко учителю Густаву Вурму (Кн. 105, л. 29–33). В прошлом 711-м году февраля в 28 день по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина Пушкина прислано из Монастырского приказу в приказ Книг печатного дела на дачу своего великого государя жалованья немецких школ учителем и учеником, которые на Новгородском подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Как тут не вспомнить слова Путина, обращённые к властям майданутой Украины накануне начала СВО, 21 февраля: «Вы хотите декоммунизацию? Ну что же, нас это вполне устраивает. Но не нужно, что называется, останавливаться на полпути. Мы готовы показать вам, что значит для Украины настоящая декоммунизация». Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Очевидно, что Кремль до последнего не желал доводить «декоммунизцию Украины» до разрушения энергосистемы. События пошли по одному из неблагоприятных сценариев. Оставлен Херсон и часть других регионов бывшей Украины, уже включённых в состав РФ. Своё нужно спасать. Ужасно, что не все люди, присягнувшие России, смогли эвакуироваться и попали как «коллаборанты» в лапы СБУ. Но и эвакуировались многие тысячи. При оставлении Херсона эвакуирован прах Потёмкина. Спасён от осквернения украинскими манкуртами. Вывезены, не оставлены на поругание бюст Суворова, памятник Ушакову. Стены Херсонского Художественного музея им. А.А. Шовкуненко (здание бывшей городской думы), покинул старинный образ «Юрия Змеебореца со святыми апостолами Петром и Павлом». Эвакуированы, спасены от «военных эксцессов» многие другие русские ценности: Айвазовский, Маковский, П. Клодт, Саврасов… …Можем судить по Одессе. Киевский режим уже много лет садистки измывается над славным русским городом, городом-Героем. В Одессе они жгли людей, мучили в тюрьмах. Второй десяток лет оскверняют памятник императрице Екатерине, требуя вместо неё поставить истукан ублюдку Бандере. Ныне «губернатором» у них отпетый нацист-айдаровец. Этот и в мелочах получает наслаждение, мучая одесситов. С постамента пушки-памятника времён Крымской войны («Нулевой мировой»), он убрал табличку с надписью «Слава русскому оружию и доблестным сынам Отечества, защитивших Одессу». Губер-нацик «блеснул юмором», прокомментировал: «Табличка со всем известного памятника с названием «Слава вражескому оружию» убрана навсегда». Никогда не говори «навсегда». Русские, конечно, относятся ко всему этому философски. Но русских это огорчает. Вскипает ярость благородная: доколе!..

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/28/mi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010