Александр Суворов «Помилуй Бог, мы русские!» Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!” 19 мая, 2010 Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!” В 1800 году 6 мая по старому стилю, 19-го — по новому, тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов . Его полная опасностей, скорбей и трудностей жизнь окончилась в день памяти Иова многострадального. Интересно отметить, что с днем памяти этого святого связано и еще одно знаменательное событие — последний всероссийский император Николай II, ныне причисленный к лику святых, родился 6 (19) мая 1868 года. Этих столь разных, живших в столь отличные исторические эпохи людей, соединяет и глубокая вера, и горячая, жертвенная любовь к Родине, и духовное подобие великому ветхозаветному праведнику, который и в дни благоденствия, и в дни тяжких скорбей не погрешил против Бога. В нашей статье мы попытаемся дать набросок нравственного портрета Александра Васильевича, опираясь в основном на его высказывания, письма и приказы, сохраняя орфографию оригинала. Суворов — одно это славное имя способно вселить бодрость и поднять дух человека, который его произносит. Оно, это имя, ассоциируется с доблестью, с победой, со славой русского оружия и русского государства. И доблесть, и победы, и высокие образцы мужества мы можем встретить и в истории других эпох, народов и государств. Но хотелось остановиться на тех особенностях характерных именно для русского воинства, которые коренятся в своеобразии русского Православия. Это своеобразие проявилось уже на самой заре русской истории.

http://pravmir.ru/aleksandr-suvorov-pomi...

Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: 249131, Калужская область, село Гремячево, Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь Координаты: 54.240318, 36.264941 Проезд: в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до остановки " поворот на Гремячево " . От остановки до монастыря - 3 км. Время в пути из Калуги - 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 - 1,5 ч. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский женский Гремячев монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим - не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь (г. Лихвин ныне - г. Чкалов). Есть сведения, что царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этом монастыре, т.к. ему очень понравилась местность. Впоследствии он пожертвовал деньги, на которые в 1673 году был выстроен Успенский собор. Братия обители в 1701 году отстроили храм в честь великомученика и победоносца Георгия. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор сделав хранилищем для удобрений, а Георгиевскую церковь тракторными мастерскими. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов. В настоящее время в монастыре 4 насельницы - сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. В обители нет ни воды, ни отопления, ни других коммуникаций, электросеть нуждается в полной замене. Храмы в плачевном состоянии, собор Успения Матери Божией в трещинах, без куполов, от фресок почти ничего не осталось, нужно перекрывать крышу. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен. Георгиевский храм требует капитального ремонта. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения, нужные для существования обители.

http://sobory.ru/article/?object=05240

Н.И. Суворов I.Mecmonoлoжehue и название монастыря Павлов Обнорский, третьего класса, мужеский монастырь находится Вологодской епархии Грязовецкого уезда, в Обнорской волости, расстоянием от губернского города Вологды и от уездного Грязовца к югу, от первого в 57-ми, от другого в 15-ти, от Корнильева монастыря в 10-ти, от упразднённого Спасонуромского в 4-х, от большой Архангельской дороги в Москву, налево в 4-х вёрстах. Он расположен в глубокой лощине, сжатой со всех сторон отлогими, значительной высоты, горами, покрытыми мелким лесом, пашнями и частыми селениями; по самой лощине протекает река Нурма, которая, извиваясь с полуденной стороны около самых монастырских стен, сливается в восьми вёрстах от монастыря с речкой Великушей, и обе они, в дальнейшем слиянном течении своём, составляют реку Обнору, вливающуюся в 54-х вёрстах от монастыря, близ города Любима Ярославской губернии, в реку Кострому. Монастырь и в нынешнее время, будучи закрыт со всех сторон горами, становится видимым, и то не более как за пять вёрст, только с двух сторон, восточной и западной; а с прочих сторон самые высокие монастырские здания, заслонённые мелким лесом, открываются взору не прежде, как при самом спуске с гор к реке Нурме; в прежние же времена, когда эти горы покрыты были дремучими лесами и население вокруг монастыря не так было людно, как ныне, место это, по всей справедливости, как пишется в житии преподобного Павла и в церковных в честь его песнопениях, долженствовало быть «непроходимою дебрию». По имени основателя своего, монастырь называется Павловым, а по волости, в которой находится, Обнорским. II.Жuзhь преподобного Павла до основания монастыря Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году при Московском удельном князе Георгии Данииловиче, при великом княжении Михаила Ярославича Тверского, от благородных, богатых и благочестивых родителей. Наследованный им от родителей и пребывавший в нём с самого младенчества дух благочестия, удалявший его от всех забав юности, кроме иных благородных упражнений, наипаче обнаруживался в сострадательности к бедным, которая простиралась до того, что он отдавал иногда верхнюю с себя одежду, когда нечего было ему подать нищим, и приходил домой в одной нижней. Родители его, будучи сами нищелюбивы и богаты, не возбраняли ему творить таковые дела милосердия. Когда он достиг юношеского возраста, родители начали делать ему частые предложения о браке; чтобы избавиться от этих предложений и всецело посвятить себя Богу, он тайно ушёл из родительского дома и скрылся в неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Каноны западного происхождения. Западные латиноязычные Церкви в эпоху Вселенских Соборов хранили единство веры с Восточной Церковью, и поэтому большая часть канонов, которые принимались на Востоке, признавалась и на Западе, В свою очередь, некоторые из правил западного происхождения вошли в канонический корпус Вселенской Церкви. Это относится к канонам Сардикийского и Карфагенского Соборов. Собор в Сардикии (ныне София) состоялся на границе между западной и восточной половинами империи. Традиционно, основываясь на данных историков Сократа и Созомена, Собор датировали 347 годом. Этот год указан в «Пидалионе» и «Книге правил.» Но исследователи XIX века (Манси, Гефеле, кардинал Питра, кардинал Гергенретер), опираясь на новонайденные источники, пришли к выводу, что Сардикийский Собор состоялся в 343 или 344 году. Эту датировку усвоили православные канонисты Н. С. Суворов, А. С. Павлов, епископ Никодим (Милаш). Зонара писал об этом Соборе: «Сардикийский Собор был в царствование Констанция, сына Константина Великого. Он, приставши к ереси ариан, употреблял усилия к извращению догматов и определений Первого собора (подразумевается Никейский. - В. Ц.). Узнав о сем из донесения тогдашнего папы, брат его Констант, владычествовавший в старом Риме, письмом угрожал брату войною, если он не перестанет волновать Церковь и колебать православную веру. А тот отвечал брату письмом, что он ищет точности в вере и имеет попечение о том, чтобы сия точность была утверждена и чтобы имела силу та вера, которая будет ими исследована. Посему по повелению сказанных братьев и императоров, в Сардике, которая ныне называется Триадицею, собрались епископы в числе 341, которые, рассудив о Никейских догматах, подтвердили их и изложили определение, коим утверждается святый символ Никейских Отцев и определяется, что он должен иметь силу и пребывать неизменным, а мудрствующие несогласно с ним отлучаются и предаются анафеме. Отцы сего Сардикийского Собора изложили и правила, относящиеся к церковному устроению.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432362/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преподобноисп. Матрона Власова. Фотография. Нач. XX в. (Власова Матрена Григорьевна; 6.11.1889, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ. (ныне Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.) - 7.11.1963, там же), преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. В 6 лет лишилась родителей и была отдана на воспитание в монастырский приют для девочек им. имп. Александры Феодоровны в Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре . Окончила 3 класса приютской школы, поступила на обучение к монастырским живописцам. Приняла постриг с сохранением мирского имени, писала иконы. После офиц. закрытия мон-ря в 1919 г. была членом трудовой артели, организованной оставшимися в обители монахинями. Осенью 1927 г. вместе с другими насельницами была вынуждена покинуть территорию монастыря. В 1928 г. с 3 дивеевскими сестрами - Марией Степаковой-Сергеевой, Еленой Жаворонковой и Анной Артёмовой - поселилась в с. Кузятеве Арзамасского у. Нижегородской губ. (ныне Кузятово Ардатовского р-на Нижегородской обл.), прислуживала в храме, зарабатывала на жизнь рукоделием. 19 апр. 1933 г. монахини были арестованы по обвинению в антисоветской агитации и «распространении провокационных слухов о войне, голоде и падении существующего строя». 21 мая того же года приговорена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР к 3 годам ИТЛ. Отбывала заключение в Дмитровском лагере. В 1936 г., после освобождения из заключения, поселилась в с. Веригине Арзамасского р-на Горьковской обл., где служила певчей церковного хора, была также сторожем и уборщицей. 10 нояб. 1937 г. была арестована. М. проходила по коллективному делу 39 священнослужителей, монашествующих и мирян Арзамасского района. Обвинялась в участии в «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации».

http://pravenc.ru/text/2562612.html

     В канун Дня защитника Отечества +Царьград+ посетил протоиерей Олег Тэор, настоятель псковского храма благоверного князя Александра Невского Отец Олег Тэор широко известен своим многолетним окормлением воинов-десантников. Он и его духовное чадо - командир взвода краснознаменной гвардейской 76-й десантно-штурмовой дивизии, старший лейтенант Александр Сидорин ответили на вопросы +Царьграда+. - Отец Олег, военное дело, вроде как, не самое гуманное, а потому люди, далекие от Церкви, часто удивляются столь близкой связи армии и духовенства. Почему особенно важно духовно окормлять именно тех людей, кто наиболее близок к оружию и смерти? - Связь Церкви с армией восходит к глубокой древности. Военные, идя защищать Отечество, всегда молились и обращались к духовенству за благословением и духовной помощью. И в настоящее время мы возрождаем эти тысячелетние традиции. Напомню, у равноапостольной княгини Ольги в дружине тоже был священник. Как и у ее равноапостольного внука великого князя Владимира, как и у благоверного князя Александра Невского, всегда советовавшегося с архиепископом Новгородским (а также до и после побед служившего молебны в Софийском соборе Великого Новгорода). Также поступал и благоверный князь Димитрий Донской, получивший благословение на победу в Куликовской битве от самого Сергия Радонежского. Были глубоко верующими и всегда обращались к православному духовенству за благословением и адмирал Феодор Ушаков, ныне прославленный в лике святых, и Александр Суворов, и Михаил Кутузов, и многие другие русские полководцы. Так было и в Первую мировую войну. И сейчас, столетие спустя, эти традиции возрождаются. И наше дело, безусловно, является гуманным, мы утешаем родных и близких погибших защитников Отечества, их жен, детей. И часто встречаемся с ветеранами, помогаем им. И конечно, много работаем с детьми. - А что подтолкнуло лично вас в начале 1990-х годов, когда еще не существовало института военного духовенства, заняться этим делом? Что стало главным мотивом?

http://pravoslavie.ru/90917.html

Ароди. Церковь Николая Чудотворца. Kosas Svt Nikolaja Brnumdartja pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1893. Архитектор: Я.Ф. Бауманис Адрес: Латвия, Цесисский край, Скуйенская волость, Ароди Kosas baznca, Arodi, Skujenes pagats, Csu novads, LV-4143 Координаты: 57.083282, 25.388341 Проезд:Автобусом из Риги и Цесиса. на запад от Скуене) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Козенгофский приход Святителя Николая Мирликийского. В п.1 Церковной Ведомости Козенгофской церкви (за все годы), пишется, что приход открыт по Указу Св.Синода от 17.06.1852 г. за 511. В архивном деле 1248, начатом 05.08.1852 г., записано: 05.04.1852 г. Рижский военный губернатор А. Суворов известил владыку Платона о том, что с его стороны для образования Козенгофского прихода препятствий нет. В исторических документах Козенгоф впервые упоминается в 1582 году, приписан в дальнейшем к Шуиенской (ныне Скуенская) волости, Венденского уезда. В Рижскую Духовную Консисторию 20.09.1854 года представлен Договор: «...Мы, нижеподписавшиеся: мызы Фоссенберг (сегодня - Кечу) отставной порутчик Вальтер и Венденский благочинный священник протоиерей Александр Мутовозов, заключили договор: Я, помещик арендатор Вальтер даю в наём Рижской епархии находящийся у меня в аренде мызы Фоссенберг, для помещения Козенгофской православной церкви и её причта с приходской школой весь старый мызный деревянный дом, состоящий из 9 комнат, 2-х кухонь и 1-й кладовой. В доме могут поместиться: церковь — в зале; в 4-х комнатах, с одной части дома — священник, в 2-х смежных комнатах - приходская школа, а на второй половине дома из 2-х комнат с кухнею и особым выходом – для причетников...». Церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С 26.08.1855 г. арендатору Вальтеру назначено по 300 рублей в год из Духовно-учебных капиталов Рижской епархии. Позднее на суммы Рижской епархии в мызе Козенгоф (сегодня Коса) был построен школьно-молитвенный деревянный, на каменном фундаменте, дом. 5 мая 1890 года приход обозревал прибывший в 11 часов епископ Рижский и Митавский Арсений.

http://sobory.ru/article/?object=07689

архим. Кирилл (Павлов) О маршале Г.К. Жукове Душа человека – великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, отличившихся великими земными деяниями, жизнь полководцев. Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение Государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая «Твой есмь аз и спаси мя». Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю» : «И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, ею же носила Спасителя моего и не допусти погибнуть вовеки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и помогал одерживать победы над врагами. Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бога. Поэтому, мне, кажется, что пора сказать о том, что таких свидетельств немало. «Я скоро умру, но с того света я буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», – сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, 16-летней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Почти четверть века, что отца нет в живых. Они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным – и не только в связь, но и в помощь наших усопших родных нам, их молитвы о нас. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь упоминается в Писцовых книга в 1566-1568 гг. как расположенная в «солдатских слободах». Каменный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня построен в 1671 году. При нем был придел св. Алексия, Митрополита Московского. Вторая церковь – Воскресения Христова – освящена в 1734 году, при ней был придел прп. Сергия Радонежского, освященный в 1698 году. Это говорит о том, что Воскресенская церковь освящалась не первый раз, а после ремонта, возможно, по завещанию И. Михляева. Церкви горели во все казанские пожары: 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 гг. В 1857 году теплая церковь Происхождения Честных Древ была разобрана за ветхостью. Началась постройка новой, на старом основании, но не закончилась из-за недостатка средств. Здание обветшало и было разобрано в 1874 году. Летняя церковь Воскресения Христова также пришла в большую ветхость. С 1840 года службы в ней прекратились, а в 1873 году она тоже была разобрана. В новой (нач. XIX в.) колокольне купцом Львом Крупенниковым была устроена церковь прп.Сергия Радонежского, освящена 9 мая 1839 года. Он же и обустроил храм иконами и утварью, привезенными из Москвы. На паперти при входе находился образ прп.Сергия, писанный в 1755 году. В ограде церкви был похоронен убитый пугачевцами полковник Иван Родионов. Его вдова А.Н. Родионова пожертвовала наследство на создание в Казани Института благородных девиц, который стал именоваться Родионовским (ныне Казанское суворовское училище). На месте снесенных церквей по проекту архитектора барона Г.В. Розена был выстроен новый самый большой в городе храм, который 14 октября 1890 года освящен. Он был теплым и имел три престола: главный – в честь обновления храма Воскресения Христова, на правой стороне – происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на левой – Всех Святых. Храм имел пять глав, увенчанных куполами. Угловые барабаны предназначались для колоколов. Иконостас «столярной работы» С. Я. Спиридонова.

http://sobory.ru/article/?object=32354

Византийские канонические сборники должны были перейти в Россию как потому, что русская церковь заимствовала христианскую веру из Византии, так и потому, что она находилась в юридической зависимости от константинопольского церковного правительства, следовательно, с необходимостью должна была подчиняться тем же нормам и руководствоваться теми же сборниками, каким подчинялась и какими руководствовалась церковь византийская. Но вопрос о том, когда явился на Руси славянский перевод византийского номоканона долгое время не был бесспорным и ясным. Некоторые ученые исследователи 893 полагали, что славянский перевод целого номоканона явился не ранее второй половины XIII в., именно при митрополите Кирилле II, причем ссылались как на то, что лица высшей духовной иерархии на Руси были в большинстве византийцы, для которых славянский перевод номоканона не только не составлял необходимости, а даже представлял неудобство в пользовании, так в особенности на замечательные слова, произнесенные митрополитом Кириллом II на владимирском соборе 1274 г. Киевский митрополит, обращавшийся за несколько лет до владимирского собора к болгарскому деспоту 894 Якову Святиславу с просьбой о присылке на Русь славянского номоканона и получивший просимое, сравнил по этому поводу в своей речи на владимирском соборе состояние русского церковного права до получения славянского номоканона из Болгарии и состояние после получения в следующих выражениях: «аз Кирилл, смеренный митрополит всея Руси, многа убо видением и слышанием неустроение церквах, ово сице дьржаща, ово инако, несогласия многа и грубости или неустроением пастушьскым или обычаем неразумия или неприхожением епископ или от неразумных (т. е. непонятных) правил церковных, помрачени бо беаху преже сего облаком мудрости иелиньского языка; ныне же облистата, рекше истолкованы быта, и благодатью Божиею ясно сияют, неведения тьму отгоняще и все просвещающе светом разумным и от грех избавляюще» 895 . Отсюда как будто следовало, что, до момента получения Кириллом II славянского номоканона из Болгарии, на Руси не было славянского перевода правил, которые «были покрыты облаком мудрости еллинского языка». В настоящее время однако признается за несомненное 896 , что

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010