Троицкого, стр. 404–405. Только относительно уездов, присоединенных от Екатеринославской епархии, мы не можем сказать ничего определенного. Может быть, но отношению к этим уездам и нужно понимать предписание митрополита, чтобы при избрании благочинных не были минуемы и прежде определенные лица, хотя могло оно касаться и вообще всех тех благочинных, которые были когда-либо назначены к известному округу церквей. 85 Инструкция эта (за 3167) имеет такое заглавие: «По указу Его Императорского Величества и по резолюции Его Высокопреосвященства, Св. Правительствующего Синода Члена, Иерофея, митрополита Киевского и Галицкого, Священно-Архимандрита Киево-Печерские Лавры и ордена Св. Апостола Андрея Первозванного Кавалера, – из Киевской духовной дикастерии определенному благочинным Сквирского уезда селений (следует перечисление девяти селений и при них церквей) – священнику Ефрему Корпенскому». 87 Такими «непристойными», строениями были расположенные около многих церквей жидовские корчмы. Появление их объясняется прошедшей печальной судьбою православных храмов, когда владельцы – помещики отдавали церкви в аренду евреям. Последние, со свойственными им коммерческими способностями, старались выжимать барыши из всего, что только было доступно им. Так, служение литургии разрешили они под единственным условием, если вино и просфоры будут куплены в их лавках. А чтобы иметь свое хозяйство, так сказать, пред глазами, они и поселялись всегда подле самой церкви, открывая торговлю в своих домах. Хотя впоследствии аренды храмов и были отняты у евреев, но жилища их, переходившие по наследству к потомкам, продолжали оставаться торговыми заведениями. Митрополит Иерофей очень ревностно заботился о снесении «непристойных» строений, ходатайствуя о том пред гражданским правительством. Консисторское Архивное Дело 1798 г. 7. Руководство для сельских пастырей, 1862 г. 32. «Очерки быта малороссийского сельского духовенства в веке» Крыжановского, 488–489 стр. 88 § 36, – касающийся священно-церковно-служителей, отлучавшихся в другие епархии без паспорта, можно думать, составлен был под влиянием указа Святейшего Синода от 26 февраля 1798 г. Указ. кн. 1798 г. 34. 89 §§ 44–45 почти буквально взяты из Приказа митрополита Иерофея, отданного на имя Киевской дикастерии 7 августа 1798. Киевские Епархиальные Ведомости, 1892 г. 9, стр. 257–58. 90 § 32 сам говорит о времени своего происхождения: «подтверждать священникам и диаконам, чтобы не были корыстолюбивы, нахальны, а были бы своими оброки довольны..., поступая в сем случае так точно, как посланными по указу Святейшего Синода 1798 года декабря 23 во все духовные правления указами предписано Указ. кн. 1797 г. 172. Консисторское Архивное Дело 1797 г. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1757 Н. И. Григорович, «Обзор учрежд.», таблица в приложении 1 – «Штаты о содержании архиерейских домов, высочайше утвержденные 26 февраля 1764 г.» 1760 ПСЗ., 17.113. – 1.200 рублей жалования, 1.000 столовых и 3.700 на содержании консистории и архиерейского дома АКОП., 1212, л. 3. 1761 АСС., 1796 г., 128, л. 193. – АМДК., 1162, л. 78. – Собственно – 5.773 руб.; 127 рублей шли, вероятно, на процентный вычет из жалования и пересылку денег. 1763 О строе духовных консисторий прошлого века см. «Киевская духовная консистория в XVIII веке», Е. Крыжановского. – КЕВ., 1862 г., 829, 471486. 511524. 1767 АМДК., 235, л. 1 . Предписание 30 марта 1787 г. – Протасий, в сане игумена Слуцкого Преображенского монастыря и в должности кафедрального наместника (после Киприана), скончался в 1795 г.; 10 июля этого года его, по крайней мере, уже не было в живых. – АМДК., 870. – См. АМДК., 465, л. 13. 1773 Герман, постриженник Онуфриевского Жаботинского монастыря, был вызван в 1787 г. преосвященным Виктором в Слуцкий монастырь на три года на должность ризничего. В 1795 г. он просился обратно, но был назначен игуменом Пинского монастыря, с оставлением и ризничим при архиерейском доме. Он не сошёлся с преосвященным Иовом и был уволен от всех своих должностей. Преосвященный Иов называл Германа «помощником» Порфирия Брезинского, но, однако, не видно, чтобы, когда-либо Герман был в натянутых отношениях с преосвященным Виктором, В октябре 1798 г. Германа, по прошению, был уволен в Черниговскую епархию, причём временно лишён был права настоятельства – по жалобам преосвященного Иова. – АСС., 1797 г., 184, лл. 13. 811. 1417. 1822. 26. 37. – АМДК., 624,л. 83. 1774 Исаия, родом малоросс, сын священника, родился в 1752 г.; «кроме российской граматы, никаким наукам не обучался; принял монашество в Киевском Златоверхомихайловском монастыре в 1780 году. В 1782 г. Исаия был ещё иеродьяконом. – АМДК., 74, л. 9 – С 1783 по 1787 год в этом же монастыре «исполнял послушание икономическое». – АСС., 1798 г., 226, лл. 3435. – В 1787 году, по его собственному желанию, взять преосвященным Виктором в Слуцке и в следующем году получил должность кафедрального эконома. – АМДК., 272, л.– АСС., 1798 г., 226, лл 3435. – 4 февраля 1789 года Исаия назначен строителем Грозовского Николаевского монастыря. – АМДК., 362, л. 1. – В 1792 г. ему было передано и строительство в Грозовском Иоаннобогословском монастыре. – АСС., 1798 г., 226, лл. 3435. – 27 апреля 1794 г. Исаия возведён в сан игумена с оставлением настоятелем обоих Грозовских монастырей. – АМДК., 620. – 28 октября 1795 г. назначен наместником Слуцкого Троицкого монастыря, уже «с немалого времени» не имевшего наместника, – и оставлен во всех занимаемых дотоле должностях, с «поручением в содержание Минского архиерейского дома штатных и экономических сумм» – АМДК., 915, л. 1. – АСС., 1798 г., 226, лл. 3435. – Скончался Исаия, в сане архимандрита, 18 августа 1814 года. – АСС., 1812 г., 384, л. 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Ранней постройкой Н., осуществленной в 50-х гг. XIX в., является шатровая колокольня ц. Св. Троицы в Захарове. По проекту и под наблюдением Н. в 1874 г. была перестроена колокольня (не сохр.) ц. Богоявления в Дорогомилове по причине ее ветхости, а также из-за жалоб прихожан на тихий звон из-за малого числа колоколов. При этом зодчий сохранил стиль прежней постройки, а высота была увеличена на один ярус. В 1874 г. по прошению владельцев дач в пос. Пушкино, в т. ч. Н., по его проекту была построена деревянная ц. Боголюбской иконы Божией Матери при ст. Пушкино Московско-Ярославской железной дороги (не сохр.). В 1876 г. там же Н. была возведена теплая деревянная клетская ц. Св. Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню, ныне микрорайон г. Пушкино Московской обл., освящена как Сретенская). В 1876-1878 гг. на месте разобранного храма XVII в. Н. построил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, рассчитанную на 2000 прихожан (не сохр.). По проекту Н. выполнен интерьер, в т. ч. мраморный иконостас; в 1898-1900 гг. художниками акад. живописи В. В. Шокоревым и В. М. Морозовым осуществлена роспись. Казанская ц. является первым опытом обращения к традициям визант. архитектуры в Москве. Н. мастерски синтезировал формы визант. архитектуры с пластикой рус. зодчества, добиваясь их гармоничного сочетания. К наследию визант. архитектуры Н. обратился и при проектировании собора Св. Троицы в Николо-Берлюковской пуст. (построен в 1879 на месте церкви кон. XVIII в.). Отличающийся большей эклектичностью декоративный язык архитектуры собора Св. Троицы построен на контрастной игре дробных форм рус. узорочья XVII в. и лапидарных архитектурных объемов. В 1877-1880 гг. по прошению 63 почетных жителей Москвы в Варварской башне Китайгородской стены по проекту Н. была устроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.), приписанная к Покровскому мон-рю. В 1875-1876 гг. Варварская башня была предварительно исследована Н. и отреставрирована. Нижний этаж башни был приспособлен для размещения духовой печи, верхний - разделен перекрытием на 2 уровня: на 1-м разместилась часовня, а на 2-м, в обходной галерее, сделаны кельи монахов, под шатром устроена трапезная.

http://pravenc.ru/text/2565432.html

Еще одно изображение О. включено в своеобразный Деисус в росписи на фронтоне крыльца храма, на к-ром представлены князья и цари в предстоянии иконе Спасителя. В стенописи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (1674) на зап. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре О. изображена в длинной красной далматике поверх белой туники, в городчатом венце поверх белого плата; в левой руке - свиток, правая поднята с именословным жестом; равноап. кн. Владимир изображен симметрично на сев.-зап. столбе. Так же О. представлена в росписи Крестовоздвиженского собора Романова (ныне Тутаев) (ок. 1676) на зап. грани сев.-зап. столба в 3-м регистре сверху; на сев. грани - царица Феофано, с к-рой сравнивается О. в Сборнике Житий и поучений нач. XVII в. (РГБ. Ф. 178, 3154. Л. 158 об.). В росписи ц. Рождества Христова (1783-1784) О. написана на сев. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре; напротив нее, на юж. грани сев.-зап. столба,- равноап. царица Елена. В ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695) образ О. находится в росписи диаконника в среднем регистре, среди др. св. рус. князей, между Владимиром и Борисом, в молении образу Воскресения Христова в конхе. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733) юж. придел освящен во имя равноап. кнг. Ольги. Здесь по сторонам портала представлены 2 пары св. жен (живопись со значительными утратами), 2 из них - в коронах (надписи не сохр.) Развернутый цикл Жития из 5 композиций расположен в нижнем регистре на зап. стене наоса (2 сцены - справа, 3 - слева от входа): крещение О. (от ее фигуры сохр. только графья, частично - живопись на лике); напутствие О. К-польским патриархом и передача ей креста, икон и священных книг; возвращение О. в Киев (княгиня привозит на Русь крест; сохр. только часть фигуры О. до пояса); крещение рус. людей после проповеди О.; погребение О. (ложе и ее фигура сохр. фрагментарно). Ок. 1700 г. датируется изображение О. в часовне собора Св. Софии Киевской, расписанной по инициативе гетмана И. С. Мазепы. На княгине, представленной молодой, в рост, на фоне пейзажа, фантазийные одежды на тему облачения визант.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Т. о., учитывая также утрату большинства памятников, восстановить целостную картину вологодского церковного искусства не представляется возможным. Большинство изученных церковных памятников сосредоточено в Вологде, Вел. Устюге, Кириллове, Белозерске, Устюжне, Тотьме, Вытегре, в Череповце. Многие из них имеют древнюю историю. Белозерск (в границах В. е. с 1658 до кон. XVIII в.; после 1937), один из старейших городов России, впервые упоминается во 2-й пол. IX в. как Белоозеро, в 1238-1486 гг. являлся центром княжества и дважды переносился - при вел. кн. Ярославе Мудром и в 60-х гг. XIV в. (вслед. эпидемии чумы). Первое летописное свидетельство о Тотьме (о границах В. е. с 1558 до 1682; с 1796) относится к 1137 г., впосл. ее также 2 раза переносили на новое место. В XVI в. Тотьма была торгово-ремесленным посадом с солеварнями и пушной торговлей, входила в опричнину; в посл. четв. XVIII в. стала известна как город купцов и мореходов, центр связи с Рус. Америкой. Вологда впервые упомянута под 1147 г. Архитектура Большинство деревянных церквей и часовен XVII-XVIII вв. в В. е. утрачено. До 40-х гг. XX в. сохранялся ансамбль Благовещенской (1633, 1645-1648) и Иоанно-Богословской (1682) клетских церквей и колокольни (1653) Синозерской пуст. прп. Евфросина. В Тотемском у. и севернее, в Вельском и Сольвычегодском уездах (в наст. время территория Архангельской епархии), было распространено строительство шатровых храмов, упрощенные планы к-рых часто подобны клетским церквам: Владимирская ц. в Белой Слуде (Белослудский погост; 1642, сгорела в 1962), Георгиевская ц. в Вершине (1672, ныне в музее «Малые Карелы»), Преображенская ц. на Кокшеньге (1683, не сохр.), ц. Рождества Богородицы в Верховье у верховья р. Уфтюги (кон. XVII в., в плане имела равноконечный крест, не сохр.), Георгиевская ц. в Поче (Поцкий погост; 1700, обрушена), Константино-Еленинская ц. в Заборье (1750, не сохр.), Никольская ц. в Шевдинском городке (Тарногский Городок; 1625, нач. XVIII в., сочетала шатровые и ярусные формы, не сохр.), Рождественская ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Владельцы дворянских усадеб могли привлечь к работе профессионального архитектора или заказать проект в столице. При всем разнообразии характерной чертой храмов традиционных типов стало стремление к максимальной индивидуализации. В убранстве бесстолпных церквей, как правило увенчанных единственной главой на высокой изогнутой кровле, наряду с развитыми барочными наличниками широко использовали: руст на лопатках и раскреповках, напр. в ц. Вознесения (1775) в с. Рязанове Островского р-на (заказчики Ларионовы) и в ц. Воскресения (1800) в с. Бартеневщине Галичского р-на (заказчик Н. Г. Бартенев); ордерные детали, напр. в церквах Воскресения (1777, не сохр.) в с. Марьинском Нерехтского р-на (заказчики А. В. Сумароков и П. И. Бизеев; не сохр.) и Благовещения (1790-1793) в дер. Неронове Солигаличского р-на (заказчик П. И. Черевин). В ярусных храмах основное внимание уделялось композиции восьмериков, своды к-рых прорезали люкарнами, напр. в ц. Спаса Нерукотворного (1758) в с. Готовцеве Галичского р-на (заказчик К. Ф. Готовцев), или увеличивали его высоту дополнительным аттиковым ярусом, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (1763) в с. Новом, что в Телякове Галичского у. (ныне Сумароково Сусанинского р-на; восьмерик разрушен (ИИМК РАН. Фототека)). Нередко храмы возводили по повторным проектам. Проект 5-главой бесстолпной ц. Успения (1785) в дер. Качалове Костромского р-на с рустованной центральной частью и углами, барочными наличниками и характерным подвышением карниза под аттиком был повторен в Успенской ц. (1795) в с. Воронье Судиславского р-на и в Вознесенской ц. (1806) в с. Вознесенском на Мезе (ныне дер. Бычиха Костромского р-на). Копиями костромской ц. апостолов Петра и Павла являлись 2-этажные церкви (1795) в Бовыкине Антроповского р-на и в честь Собора Пресв. Богородицы (1797) в с. Коровье (В. Пустынь) Чухломского р-на. Влиянием петербургской архитектуры можно объяснить выбор для сооруженной в 1776 г. ц. в честь Богоявления по заказу Ф. И. Катенина в урочище Борееве Чухломского р-на (не сохр.) типа однонефной базилики, популярного в прибалт.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Древние фрески сохранились в барабане в 12 простенках, где изображены монументальные фигуры 12 апостолов. В парусах - 4 евангелиста (лучше всего сохр. изображение ап. Марка в юго-зап. парусе). На подпружных арках поочередно в медальонах и прямоугольных рамках помещены изображения 40 Севастийских мучеников. В конхе центральной апсиды, как и в соборе Св. Софии Киевской, находился образ Божией Матери «Оранта» (сохр. фрагмент изображения голубого хитона Богородицы и подиум). Под фигурой Оранты, в среднем регистре апсиды, представлена композиция «Евхаристия» («Причащение апостолов»). В ее центре изображен престол с киворием, на к-ром находятся крест, дискос с 7 просфорами, чаша и звездица. За престолом по его сторонам представлен Иисус Христос (дважды; облачен в синий хитон), а в центре - 2 ангела с рипидами. Справа Спаситель изображен почти в профиль, подающим ап. Павлу чашу с вином. Апостолы (надписи не сохр.), следующие за ап. Павлом, могут быть идентифицированы на основании их традиц. расположения в данной композиции: Матфей, Марк, Андрей, Варфоломей, Филипп. В левой части композиции Спаситель изображен прямолично, подающим ап. Петру просфору. За ап. Петром обычно изображают апостолов Иоанна, Луку, Симона, Иакова, Фому. Уникальными для древнерусского искусства являются фресковые циклы в боковых апсидах собора. В сев. апсиде (жертвеннике) сохранились расположенные в 3 регистрах фронтально в рост образы преимущественно балканских святителей (31 святитель и 6 диаконов; 19 фигур сохр. полностью, 12 частично переписаны в XIX в.; в надписях прочитываются имена святых Константина, Климента, Иоанна Македонского, Иосифа Солунского, Евфимия, Евмения, Артемия, Кириака, Власия, Стефана). На сев. стене в верхнем регистре изображен в рост первомч. архидиак. Стефан. В верхнем ряду на сев. стене, справа от окна, представлен фронтально в рост в святительских одеждах средовек с пышными волосами, прикрывающими уши, темной клинообразной бородой, идентифицированный как просветитель славян равноап.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Есть они и в близкой ему по формам Успенской ц. в Екатеринбурге, несмотря на ее позднюю датировку (1831-1838, с 1912 собор, сохр. частично; архит. М. П. Малахов): ее боковые главы сходны с барочными главами церкви в с. Быньги. Своеобразна постановка колокольни - над небольшим притвором, снабженным портиком; этот притвор столь неглубок, что в целом храм воспринимается как центрический. Прием подобной постановки колокольни известен в типовых проектах А. А. Михайлова и И. И. Шарлеманя 1824 г. Композиция Успенской ц. была в точности повторена в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Невьянске (1835-1844, не сохр.), построенной на средства Яковлевых. Прием постановки колокольни вплотную к храму применен и в 3-м храме рассматриваемого типа, возведенном в Екатеринбурге - позднеклассицистическом соборе Александра Невского Новотихвинского монастыря (1838-1852; архит. Малахов). Преображенская ц. в Невьянске (1824- 1830, с 1912 собор, перестроена), ктиторами которой выступили Яковлевы, близка к с.-петербургскому ампиру, особенно к проектам А. И. Мельникова. Монументальность распластанного по земле объема подчеркнута низкими, квадратными в плане барабанами боковых глав. Композиция Михаило-Архангельской ц. на заводе Демидовых в Ревде (1826-1835, не сохр.), напротив, достаточно уравновешенная; вертикальный акцент придан поставленной вплотную к храму колокольней. Самым оригинальным классицистическим храмом в епархии является заводская Троицкая ц. в Билимбае близ Первоуральска (1820-1839, сохр. частично). Она была построена на средства Строгановых по проекту архит. И. И. Свиязева, бывшего крепостного Строгановых. Это оригинальное, изысканное здание, созданное в традициях архитектуры кон. XVIII в. Его крестообразный основной объем увенчан куполом на высоком барабане с большими, сложно оформленными окнами. Ветви подкупольного креста выделены только в верхней зоне, где они оформлены большими итал. окнами. В нижней зоне их фасады украшены портиками, а пространство между ветвями заполнено скругленными объемами.

http://pravenc.ru/text/189617.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010