romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На игле. 11 октября борцу с наркоторговлей Егору Бычкову вынесут приговор Егор Бычков У меня был друг, который стал наркоманом. Поначалу он считал себя мистиком, интересовался измененными состояниями сознания, читал в оригинале Кастанеду и выращивал на подоконнике пейот. Потом начал экспериментировать с таблетками, варил смеси на основе эфедрина, сопровождая свои алхимические опыты рассуждениями о священном растении ариев соме. Закончил он, впрочем, банальным героином. У меня была знакомая девушка, которая стала наркоманкой. Ее путь был короче и проще: она вышла замуж за парня, который плотно сидел на героине. Через полгода она уже колола наркотики себе в шею, потому что вены на руках «ушли». Еще один мой знакомый учился на врача-нарколога. Он с красным дипломом окончил медицинское училище, а потом мединститут. Он искренне хотел лечить наркоманов и алкоголиков. По роду своей деятельности он очень хорошо знал, как те или иные препараты влияют на психику человека, и в какой-то момент решил, что может принимать их без серьезных последствий для здоровья. Возможно, из чисто научного интереса. Но сейчас он уже в третий раз лежит в клинике для тех, кого когда-то хотел лечить. Многие из тех, с кем я обсуждал эту проблему, говорили о том, что у них есть друзья, знакомые, родственники, ставшие наркоманами. Количество наркоманов (не людей, пробовавших наркотики!) исчисляется, по данным Минздрава, сотнями тысяч, по оценкам профессионалов из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) – миллионами. В городе Нижний Тагил на Урале живет 375 тыс. человек. По официальной статистике, в этом городе насчитывается около 30 тыс. наркоманов. То есть каждый двенадцатый. Если статистику Нижнего Тагила экстраполировать на всю Россию, мы получим страшную цифру в 15 млн человек. К счастью, это не совсем так. В разных регионах страны ситуация с наркоманией варьируется от относительно благополучной до ужасной. В Нижнем Тагиле она ужасная. Несколько лет назад среди подростков Нижнего Тагила был популярен лозунг «кто не колется – тот лох». Героин и прочую дрянь, не особо скрываясь, продавали цыгане, проживавшие в поселке Кушва (знаковое название: на языке древних жителей этих мест, вогулов, Кушва означает «гнилая вода»). Кстати, о цыганах. Если кто-то решит, что они упомянуты здесь в целях разжигания национальной розни, то вынужден разочаровать: профессионалам хорошо известно, что значительная доля наркотрафика в России контролируется именно цыганскими семьями. Если раньше традиционными занятиями цыган считались попрошайничество и гадание, то теперь к ним прибавилась еще и продажа наркотиков. Вообще в наркобизнесе существует нечто вроде «разделения труда» по национальному признаку, но это тема для отдельного исследования. Для нашей темы важно, что цыгане на Урале – это основные дилеры наркомафии. Соответственно, места их компактного проживания – главные источники наркотической дряни.

http://pravoslavie.ru/41971.html

В протчем, есмь с истинным имени вашего превосходительства высокопочитанием и преданностью, милостивейший патрон, вашего превосходительства, покорнейший слуга, Архимандрит Владимир. Сентября 4 дня 1774 года. Примечание. Год 1774-й здесь поставлен, без сомнения, по ошибке, ибо имеющийся в деле черновой отпуск ордера, данного M. В. Муромцевым подполковнику Норову, датирован 11 сентября 1775 года, а на обложке дела читаем: «дело о производстве, находящемуся в бывшей Сечи, архимандриту Владимиру жалования, 1775 года сентября 8 д., на 3-х листах». Содержание письма показывает, что оно не могло быть написано в 1774 году: при существовании Сечи, где товарищество отличалось редкой готовностью давать на церкви и духовенство, архимандриту Владимиру, совершенно неуместно было ссылаться на крайнюю скудость «по крайнему никакой прибыли неимению». 2. 1775 года, сентября 11. Ордер новороссийского губернатора М.В. Муромцева подполковнику Норову (черновой отпуск) Получив на представление от его сиятельства, господина генерал-аншефа, Новороссийского генерал-губернатора и разных орденов кавалера, графа Григория Александровича Потемкина повеление, сим вашему высокоблагородию рекомендую, находящимся в бывшей Сечи Запорожской архимандриту Владимиру, отставному сербского гусарского полка поручику Харевскому и бывшего Коша писарям двенадцати человекам, жалованье производить из вступающих в бывшей Кош Запорожской доходов: архимандриту против того оклада, какое прежде он получал, то есть в треть по сто рублей, а Харевскому порутничье, кроме рационов, писарям же каждому в год по тридцать рублей, как и я о них вам уже писал, и как оные теперь полагаются на оклад, следовательно, в службу и привести их к присяге (подписи нет). Ч. 11-го сентября 1775 года. Кременчуг. 168. (Связка 44, дело 13/40. В деле два документа: 1) письмо архимандрита Владимира и 2) черновой отпуск ордера). 3. 1775 года, декабря 30. Рапорт Новороссийской губернской канцелярии губернатору М.В. Муромцеву по вопросу о выдаче лошадей архимандриту Владимиру Новороссийскому губернатору и Днепровского пикинерного полка шефу М.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Предположение о греческом магистрате, как месте, где списал свои акты г. Федотов -Чеховский уничтожается несомненными данными, которые имеются у нас, благодаря любезности недавно скончавшегося директора греческого нежинского Александровского училища Н. Г. Манцева. Последний дал нам два «регистра» 1798 г. документов, относящихся к истории греческого нежинского общества и хранившихся в греческом нежинском магистрате. Полное заглавие их такое: а) «Регистр грамотам разных преосвященных архиереев греческому нежинскому обществу данным о принадлежности греческой церкви и пресвитерам оной единственно ведомству епархиальных преосвященных архиереев, учинен 1798 года октября 10 дня» и, «Регистр гетманским универсалам, высочайшим грамотам на права и вольности греческому нежинскому обществу жалованным и последовавшим во утверждение оных именным высочайшим указом, учинен 1798 года декабря 10 дня». Сличая оба эти «регистра» с оглавлением «грамот греческих иерархов и киевских митрополитов» и «универсалов гетманов», напечатанном при «Актах нежинского греческого братства» А. А. Федотовым-Чеховским, мы видим, что количество «грамот» и «универсалов» в том и другом случае неодинаково. В издании г. Федотова -Чеховского мы не видим универсала гетмана Ивана Брюховецкого 1665 года марта 16 числа, который, по нашему «регистру» 11), должен быть, по счету третьим 1 , универсала гетмана Даниила Апостола от 1729 года декабря 23 числа, указа малороссийской коллегии, в греческом нежинском братстве 1775 г. мая 16 под 3274 полученного, с присылкою копии Правительствующего Сената указа с прописанием в оном именного высочайшего указа 1775 Февраля в 10 день состоявшегося и «указа черниговского наместнического правления, в суде греческого нежинского братства 1785 г. сентября 24 под полученного с присылкою копии Правительствующего Сената указа, а в оном с прописанием именного высочайшего указа 1785 г. сентября в 1 день, во утверждение вышеписанных универсалов и грамот и о бытии вместо суда греческого, греческому магистрату состоявшегося. В «регистре» архиерейских грамот против печатного издания этих последних имеются еще две грамоты лишние: а) «Греческое письмо, подписанное по-гречески многими особами, 1689 июня 25 учиненное» и б) «указ епископа черниговского Феофила 1786 апреля 2 под 538, греческому нежинскому магистрату данный со утверждением на оном Иерофея, епископа, и Виктора, архиепископа. Таким образом на основании этих данных можно заключать, что г. Федотов -Чеховский брал «оригиналы» для своего издания не в архиве греческого нежинского магистрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во 2-й пол. XVIII в. К.-М. а. вместе с др. укр. коллегиями постепенно преобразовывалась в полноценное духовное учебное заведение. Среди ее воспитанников начинали преобладать выходцы из семей священно- и церковнослужителей (в нач. XIX в. более 80% студентов). При этом во 2-й пол. XVIII в. количество представителей светских сословий не уменьшалось, но постоянно возрастала численность студентов из семей иереев и церковнослужителей. Обучались дети священников из Киевской епархии, территория к-рой изменилась в связи с новым адм. делением в кон. XVIII в. После введения положений духовно-учебной реформы 1798 г. обучение в академии было направлено на подготовку священников. В 80-х гг. XVIII в. усилиями Киевского митр. Самуила (Миславского) учебное заведение после частичных изменений программы по образцу народных уч-щ (введение занятий по рисованию, геометрии, алгебре, истории, географии и др., преподавание одного предмета в разных классах (концентрический метод)) стало главной окружной академией для Черниговской, Новгород-Северской и Слуцкой семинарий (с 1788). Положения реформы 1798 г., введенные в Киеве в февр. 1799 г., регулировали жизнь «школ» до 1817 г. Учебный курс состоял из 7 классов: одногодичный нижний, средний и высший грамматические, 2-годичные поэзии, риторики, философии и 3-годичный богословия. Кроме традиц. и ранее введенных секулярных предметов в нач. XIX в. в программу включили новые дисциплины (в 1800/01 уч. г. открыт класс нотного пения, в 1802/03 уч. г.- медицины (существовал до 1805), 1807/08 уч. г.- высший исторический и географический класс). Эти дисциплины должны были способствовать качественной подготовке будущего духовенства, а также учителей для семинарий. После проведения реформы 1798 г. в Киевском академическом округе уже насчитывалось 8 подведомственных семинарий: Белгородская, Брацлавская, Житомирская, Минская, Новороссийская, Переяславская, Харьковская и Черниговская. Первое деревянное здание бурсы появилось в коллегии во времена митр. Петра (Могилы). В деревянном корпусе без фундамента воспитанники-бедняки жили и обучались с 1719 г. до пожара 1766 г. В 1763-1765 гг. на берегу Днепра построили деревянную бурсу на каменном фундаменте. Когда и ее уничтожил пожар 1775 г., на старом фундаменте начали возводить каменный «сиротопитательный бурсацкий дом», а в 1810-1811 гг. к нему пристроили 2-й этаж. В бурсе оборудовали больничные комнаты, а в 1798-1799 гг. открыли «шпиталь» (затем больницу), рядом с домом построили поварню и пекарню, а в 1805 г.- столовую. В бурсацком комплексе работала баня, были сараи, погреба, б-ка. В «сиротопитательном доме» существовал распорядок дня воспитанников, контролировалось их времяпрепровождение (о таком контроле в более ранние времена неизвестно).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

2536 В Минской, впрочем, один человек, Матфей Соколов, был отдан в военную службу, – но для того были особые обстоятельства. – АСС., 1796 г., 472. – См. прим. 1868. 2600 АСС., 1798 г., 674, л. 2. – По АМДК., 1914, лл. 78, церквей в Житомирской епархии было 1.077, с 16 протоиереями, 970 священниками, 10 дьяконами, 815 дьячками, 459 пономарями. 2602 АСС., 1798 г., 674, л. 2. – По АМДК., 1914, л. 2, учеников в Житомирской семинарии числилось 234. 2613 Ректору 170 р., «инспектору и учителю философии» 120 р., учителю риторики 100 р.,учителям двух классов грамматики по 80 р. 2616 Жалование коммисару 20 р, трём сторожам по 15 р., различные починки 43 р., дрова, свечи и пр. 150 р. 2618 Содержание 20 казённых воспитанников 510 р., содержание 10 учеников казённой пищей 100 р., двум прачкам по 15 р., и повару 15 р. 2631 Вот распределение православных приходских церквей по уездам: Бобруйская 8, Борисовский 12, Давидгородокский 36, Игуменский 7, Минский 3, Мозырский 47, Несвижский 2, Пинский 36, Поставский 2, Слуцкий 48. – АСС., 1803 г., 416, л. 62. – Также АСС., 1798 г., 674, л. 2. – Ср. книгу пятую, гл. VIII. 2632 АСС., 1799 г., 124. – АСС., 1798 г., 802, л. 73. – АМДК., 1385. – ПСЗ., 17.634. – См. СА., 5 отд., 120. 2633 СА., 5 отд., 534. Эти селения находились, в бытность края под Польшей, в Пинском повете. При первоначальном устроении Минской губернии они были отделены в Домбровицкий и Ковельский поветы, а после упразднения последних перешли в Луцкий повет – Волынской губернии. В этой метсности были все крупные польские помещики. Новое деление поставило различные части одного имения в совершенно различные условия, так как в Пинске действовали «литовские суды», в Луцке же «коронные права». Да и, кроме того, Луцк отстоял вдвое дальше от перечисленных к нему бывших Пинских селений, чем Пинск. Помещики обратились к генерал-губернатору Беклешову с просьбой, о перечислении бывших в Пинском повете селений по-прежнему к этому повету. Беклешов распорядился исполнить просьбу помещиков с 1798 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1 . Болтин И.Н. Ответ генерал-майора Болтина на письмо князя Щербатова, сочинителя Российской истории. СПб., 1789. С. 108–109, 111–117, 120, 138–139. 2 . Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб., 1766. 145 с. 3 . Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. 15 томов. СПб., 1870–1871. 4 . Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России. Избранное. М., 1996. 448 c. 5 . Бычкова М.Е. Легенды московских бояр. М., 1997. С. 29. 6 . Князев А. Т. Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской Империи частно-снятое с печатей и приведенное в алфабетной порядок. СПб., 1912. 533 c. 7 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 2. 8 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1799. Ч. 3. Л. 40. 9 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 143. 10 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1799. Ч. 3. Л. 111. 11 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1799. Ч. 3. Л. 9. 12 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 73. 13 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 18. 14 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 87. 15 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1799. Ч. 3. Л. 69. 16 . Кулаков В.И. Истоки геральдики российских выезжих из Пруссии родов//Гербовед. 1993. 2. С. 50. 17 . Соловьев С.М. История России. М., 2001. Т 5. С. 292–293. 18 . Скрынников Р.Г. Великий государь Иван Васильевич Грозный. Смоленск, 1996. Т. 1. С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 11. 20 . Гербовое дело князей Долгоруковых Департамента Герольдии Правительствующего Сената по Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Симбирской и Черниговской губ. 1884 г. РГИА, ф. 1343, оп.20, д.2637. 21 . Например – герб рода Ханыковых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 56. 22 . Например – герб рода Долгово-Сабуровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 32. 23 . Например – герб рода Пивоваровых. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 1. Л. 140. 24 . Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб.: тип. II отд-я С. Е.И.В. канцелярии, 1798. Ч. 2. Л. 54. иерей Антоний Ермошин. Вопросы методики преподавания Закона Божьего в трудах протоиерея Д.П. Соколова Статья посвящена анализу методики преподавания Закона Божьего в историко-­педагогическом очерке российского законоучителя и исследователя-методиста второй половины XIX века протоиерея Дмитрия Павловича Соколова. Ключевые слова: Закон Божий, методика преподавания, среднее образование, протоиерей Д.П. Соколов. priest Anthony Yermoshin The problem religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in archpriest D.P. Sokolov’s works. The article deals with the problem of religion’s («Zakon Bozhij») teaching methods in a historical and pedagogical essay of the Russian religion teacher and methodology re­searcher of the second half of 19th century archpriest Dmitry P. Sokolov. Key words: religion («Zakon Bozhij»), teaching methods, secondary education, archpriest D.P. Sokolov. «Поминайте наставников ваших...» ( Евр. 13:7 ). Эта апостольская заповедь обращена не только к духовно-молитвенной жизни христианина, но, несомненно, является призывом к каждому, подвизающемуся на ниве церковно-исторической науки. Исследователь, занимающийся сегодня изучением преподавания Закона Божьего в дореволюционной отечественной школе, не может не быть благодарен тем своим предшественникам, которые посвятили время и труды изучению этого вопроса в прежние эпохи. А если учесть, что подобных исследований (особенно качественных и всесторонних) в дореволюционный период проводилось крайне мало, ценность имеющихся трудов многократно возрастает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 июля 1796 г. Синод доложил императрице о состоянии миссионерской деятельности в Сев. Америке и подтвердил своевременность направления туда епископа. Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., было повелено, «способствуя обращению народов, в части Северной Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры с толикими успехами производимому... учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями противу прочих викарных архиереев из казны нашей по 4030 руб. 18 коп. ежегодно. В сей сан епископский посвятить отправленного на помянутые острова для учения евангельского архимандрита Иоасафа в Иркутске» с тем, чтобы хиротония совершена была Иркутским епископом единолично из-за удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу вменялось в обязанность заботиться об устройстве новых церквей и о привлечении местных жителей к изучению рус. языка и грамоты. 30 сент. 1797 г. Святейший Синод обратился к имп. Павлу I за разрешением пригласить И. в С.-Петербург для хиротонии во епископа, объясняя это тем, что И. покинул колонии летом 1798 г., прибыл в Иркутск только 30 нояб. 1798 г. и не смог бы отправиться обратно на Аляску до весны следующего года. Император отказал Синоду в приглашении в столицу архимандрита для хиротонии по финансовым причинам. В ответ на запрос Синода о своей деятельности И. не позднее сер. 1798 г. составил «Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание о-ва Кадьяка». Это первое описание Америки на рус. языке, сделанное на основе изучения местной природы, быта и нравов, было напечатано в окт. 1805 г. в ж. «Друг просвещения» (сохр. ркп. текста в расширенном варианте). В работе И. даны точные географические координаты острова, «климатерическое» описание, статистическая сводка и «эстетическое» описание быта и нравов местных жителей. И. писал о полезных ископаемых, морских промыслах, условиях для занятий сельским хозяйством, об обычаях, о религии и погребальных обрядах островитян. Труд архимандрита вызвал интерес имп. Александра I, который рекомендовал президенту С.-Петербургской АН барону А. Л. Николаи напечатать его.

http://pravenc.ru/text/578080.html

В неоднократно издававшихся «увещевательных» манифестах рядовым участникам восстания предлагалось отправиться по домам и им гарантировалась амнистия. Затем для усмирения восставших были направлены карательные армии, командующим которых Е. А. предписывала не применять пыток при допросах пленных (дознания «с пристрастием» были отменены в 1774). Окончательно восставшие были разгромлены в 1775 г. После подавления восстания Е. А. занялась адм. реформой. Было ликвидировано местное казачье самоуправление на Украине и на Дону. Еще в 1764 г. было упразднено укр. гетманство, в 1775 г.- Запорожское войско, а для Донского войска введено гражданское управление. 7 нояб. 1775 г. был подписан указ «Учреждения для управления губерний» и начата губ. реформа. Территория страны была разделена на губернии (к концу правления Е. А. их насчитывалось 50) во главе с губернаторами, подведомственными Сенату. Губернии делились на уезды, провинции упразднялись. Реформа усилила власть на местах, позволив низовой администрации своевременно реагировать на нарушения законности. В губерниях создавались приказы общественного призрения, ведавшие школами, госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими, работными и смирительными домами. Приказы получали средства для благотворительной деятельности. В 1775 г. была проведена судебная реформа, согласно к-рой создавалась сеть местных судов, особых для каждого сословия. Это позволяло разбирать большую часть дел на местах. Для устранения конфликтов, возникавших между представителями разных сословий, в каждой губернии создавались общесословные палаты уголовного и гражданского суда. «Устав благочиния или Полицейский» (1782) заложил правовые основы организации полиции. 21 апр. 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», в к-рой зафиксированы привилегии высшего сословия: монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами, освобождение от податей, рекрутской повинности, телесных наказаний, подтверждалось право выбора поступать или не поступать на государственную службу и др.

http://pravenc.ru/text/189613.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010