Манефон связывал исход с изгнанием гиксосов. Птоломей, по свидетельству Татиана, хотя и не делал этого, но косвенно соглашался с Манефоном. Дело в том, что именно Яхмос изгнал гиксосов из Египта. Тетмозис, то есть Тутмос I, третий фараон той же 18-й династии, завоевал Палестину. Если действительно фараоном исхода был тот фараон, который изгнал гиксосов, то это был все–таки Яхмос (Амазис). В пользу этого мнения свидетельствует и совпадение времени его царствования с традиционной датой исхода (начало XVI в. до Р. X.), и то обстоятельство, что его мумия не найдена и не существовало его заупокойного культа и гробницы (египтяне строили в честь умерших фараонов храмы, как в честь богов). Этот последний, удивительный для египтологов, факт легко объяснить, если учесть древнее предание, согласно которому фараон утонул в море вместе со своими воинами (см. кн. св. Феофила «К Автолику», кн. III, гл. 21).   Десять казней   Еще до повествования об исходе израильтян из Египта Ветхий Завет упоминает о следующих двух событиях: а) о том, что фараон отказался отпустить израильтян для совершения служения истинному Богу в пустыне; б) о десяти казнях, которые Бог насылает в наказание на египтян. Теперь посмотрим на эти события в свете археологических открытий. 1. Моисей и Аарон попросили у фараона разрешения отпустить их народ в пустыню, чтобы они совершили свое служение Богу. Однако фараон отказал им на том основании, что он не знает Бога израильтян и что их просьба – всего лишь предлог для уклонения от работы ( Исх. 5, 1–9 ). На сегодняшний день в распоряжении археологии имеются многочисленные доказательства, свидетельствующие о том, что в Египте работникам полагалось иметь выходные дни (и не только по религиозным мотивам). На глиняных черепках из области Дейр–эль–Медина и из долины Царей в Фивах (Верхний Египет) подробно перечисляются выходные дни. На одном из черепков (40-й год правления Рамзеса II) приводится полный перечень рабочих дней и указывается на отсутствие пятидесяти человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

О.Г. Большаков Том I • Том II • Том III • Том IV Содержание Введение Глава 1. Мирное десятилетие Абдалмалика Отголоски гражданской войны Восстание Шабиба б. Йазида Разгром азракитов Ал-Мухаллаб в Хорасане Мятеж Абдаррахмана б. Ал-Аш " аса Основание Васита Новое покорение Арминии Последнее падение Карфагена Глава 2. На вершине могущества Смена власти Ал-Валид – строитель Первые успехи Кутайбы Выдвижение Масламы б. Абдалмалика Продвижение в Магрибе Прыжок через море На пути к Китаю Смерть Ал-Хаджжаджа Египетские страсти Глава 3. На переломе Первые шаги Сулаймана Мятеж и гибель Кутайбы б. Муслима Наместничество Йазида б. Ал-Мухаллаба в Хорасане Вторая осада Константинополя Алиды и Аббасиды «Второй Умар ибн Ал-Хаттаб» Йазид II. Возвращение к прежней политике Неустойчивость в Мавераннахре Гонение на христианскую символику Начало войн с хазарами Глава 4. Неустойчивое равновесие Начало правления Хишама Война с хазарами на Кавказе Войны с тюрками за Мавераннахр От мирного Египта до воинственного Магриба Победы над хазарами Восстание Ал-Хариса б. Сурайджа Тюрское наступление и гибель Хакана Борьба с берберским восстанием в Магрибе Алиды и аббасиды. Восстание Зайда б. Али Примирение с согдийцами Глава 5. Конец стабильности Халиф-поэт Мятежи вместо примирения Смерть Йазида и переворот Марвана б. Мухаммада Мятежный Ирак Мятеж и гибель Ал-Хариса б. Сурайджа Глава 6. Гибель династии Умаййадов и конец арабской империи Начало открытого выступления против Умаййадов Захват хариджатами священных городов Бегство и смерть Насра б. Саййара Наступление Кахтабы на Ирак Триумф аббасидов Сражение на Заве и бегство Марвана Список сокращений Список источников и литературы Источники Литература     Введение Восстановление политического единства Халифата после уничтожения в 694 г. Абдаллаха б. аз-Зубайра открыло новый этап в его истории. Поражение Ибн аз-Зубайра было не провалом претензий на верховную власть какого-то отдельного честолюбца, это было поражение претензий на первенство в мусульманской общине старой элиты ислама , потомков сподвижников Мухаммада и одновременно – курайшитской знати. В ходе гражданской войны в значительной степени утратила свое прежнее влияние группа мусульманской элиты, ансары, считавшие себя главными арбитрами в спорах о власти и носителями заветов пророка. Вместе с этим окончательно утратили ведущее политическое положение в государстве и священные города – Мекка и Медина. Первая сохранила только неоспоримую культурную значимость, вторая – роль хранителя и толкователя сунны пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нет, это не просто рядовой сайт, страничка имени. По сути, это целый портал, имеющий полностью оригинальный дизайн и контент в формате Edutainment. Последнее предполагает, что вся информация подается в легкой, где-то даже развлекательной форме. Мы надеемся, что нацеленность на интерактивность позволит поддерживать высокий градус заинтересованности аудитории, и этот сайт не будет очередным скучным уроком истории. Структура сайта устроена так, что посетитель, попадая на первую страницу, может увидеть весь масштаб проекта — 3 главных направления погружения в материал (разделы сайта " эпоха " , " жизнь " , " наследие " ). Каждый раздел содержит 10 тематических блоков, каждый из которых, в свою очередь, имеет несколько рубрик и раскрывается в разных форматах: текст, фото, аудио, видео, тест, игры, инфографика, книжная полка, словарь, интерактивные карты, онлайн-музей и др. Важной составляющей проекта является производство 7-минутного анимационного фильма в формате 2- и 3-D анимации и моушн-дизайна. При такой игровой, ненавязчивой форме, мы скрупулезно следим за содержанием информации, представленной в текстах и иллюстрациях сайта. А ведь это более 500 000 знаков оригинального текста, созданного специально для нашего проекта. На самом деле первое и главное, что удалось успешно сделать — это собрать высококлассный коллектив авторов, работающих под руководством редакционного совета. Являясь " мозговым центром " проекта, редколлегия не только выверяет аутентичность содержания и вносит необходимые коррективы, но и коллегиально разрабатывает креативные решения для сайта, фильма и других направлений проекта. В работе редакционного совета на протяжение последних полугода принимали участие наши научные редакторы и авторы — директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена доктор исторических наук Р.А. Соколов (г. Санкт Петербург), А.Е. Тарасов, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; кинорежиссер, главный редактор журнала " Мир музея " А.Ю. Пищулин; выпускающий редактор сайта А.Д. Борисова. В команде проекта сегодня 26 человек, в нее вошли и другие профессиональные историки, искусствоведы, богословы, краеведы и другие специалисты. Среди авторов наших текстов Ю.Р. Савельев, Академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук А.В. Лаушкин, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия священник Антоний Борисов, Ж.Г. Белик, нач. отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева, кандидат искусствоведения, Шадунц Е.К., старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и многие другие. Над проектом трудятся  замечательный дизайнер Е.К. Медина и целая группа профессиональных специалистов для создания сайта и фильма.

http://bogoslov.ru/article/6170085

Другое подтверждение тому, что исламский закон основывается на концепции облегчения человеческой жизни, находится также во многих местах Корана: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее...» (К.2:286); «..Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас...» (К.2:1в5); «Аллах не устроил для вас в религии никакой тяготы...» (К.22:78); «Аллах хочет сделать вам облегчение шариатом. Аллах сотворил человека слабым перед искушениями, страстями, желаниями, и поэтому Аллах не приказывает человеку то, что ему не под силу выполнить» (К.4:28). Примечательно, что лучшим примером того, как следует воплощать в реальность законы ислама, был сам Мухаммед. Когда в его жизни предоставлялся выбор между двумя возможностями, он всегда предпочитал более легкий путь, при условии, что легкий путь не влек за собой греха. (Сообщено Айшей и собрано Аль – Бухари. «Сахих Аль – Бухари» на араб, и англ, языках т.4 С.491. 760) «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил мед и сладости, и любил женщин и благовония, как он сам сказал об этом: «Была внушена мне любовь в этом мире к женщинам и благовониям, и молитва была сделана радостью очей моих " » 5 . Совсем неслучайно, что указания на необременительность и легкость исламского закона фигурируют во 2,4 и 22 сурах. Эти суры относятся ко 2 периоду ниспослания Корана (622 – 632гг.) Они были произнесены Мухаммедом уже после хиджры (622г.), т.е. его бегства из Мекки в Ясриб. (Сейчас – Медина, «Мединат уль наби», что в переводе с арабского «Дом пророка»). По своему содержанию мединские суры самые агрессивные. Они открывают подлинное лицо исламской миссии среди неисламских религий и человечества в целом. Она состоит в достижении господства истинной единобожной (таухид) религии в мире любыми методами. И в первую очередь – военными, ведь рай у мусульман находится под тенью сабель (из достоверного хадиса http://guraba.net/rus/). А для обеспечения этого нужна армия, которой на первых порах у Мухаммеда не было. Ее созданию как раз и способствовали ниспосылаемые по тому же принципу «постепенного продвижения» «откровения» о легкости исламских предписаний в сочетании с яркими описаниями мусульманского рая, который автоматически наследуют все павшие в боях воины: «Не отказывайтесь от борьбы на пути Аллаха и не бойтесь смерти! Люди, погибшие на пути Божьем, не мертвы! Нет! Они живы, в раю, но живые в ближайшей жизни не понимают этого» (К.2:154).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В период изгнания евреев как внешняя, так и внутренняя политика Вавилона неоднократно менялась, что не могло не отразиться на положении переселенцев. Наиболее значительные изменения были связаны с правлением Набонида (556-539), экономическая и религ. политика к-рого сильно отличалась от политики его предшественников. В тексте, условно названном «Молитва Набонида», обнаруженном в Кумране (4Q242), какая-то роль (до конца не ясно, какая) отведена евр. предсказателю (        ), к-рого Набонид встретил в Тайме. Заслуживает внимания предположение Т. Митчелла о том, что именно в этот период в Сев.-Вост. Аравии (Тайма, Эль-Ула ( библ. Дедан), Фадак, Хайбар, Ясриб (позднее Медина)), где Набонид пребывал в 552-540 гг., сформировались поселения евреев, о существовании к-рых в VI-VII вв. по Р. Х известно из араб. источников ( Mitchell. 1991. P. 425). В работе М. Энга подчеркивается особая роль распространенной в последние годы правления Набонида пропаганды в поддержку Кира и против Набонида, пренебрежительным отношением к-рого к Вавилону многие были недовольны. Не исключено, что упоминания Кира в Ис 44. 28; 45. 1 и нек-рые черты текста Книги прор. Исаии (считается, что указанные места принадлежат т. н. Второисаии - см. в ст. Исаии пророка книга ) созвучны этим настроениям в Вавилоне ( Eng. 2004). Евреи Египта Формирование диаспоры евреев в Египте представляло собой длительный процесс, предположительно начавшийся задолго до нововавилонского периода. Переселение евреев в Египет было в отличие от переселения в Вавилон не принудительным, а добровольным, даже если и происходило в нек-рых случаях под давлением неблагоприятных обстоятельств. Согласно вавилонскому историку Беросу, в битве при Кархемише (в синодальном переводе - Кархемис; 605 г. до Р. Х.) Навуходоносор захватил в плен помимо египтян еще и наемников-евреев, финикийцев и жителей Сирии ( Albertz. 2003. P. 75). Сообщения о евр. наемниках в егип. армии имеются также в Послании Аристея (см. «Аристея послание к Филократу» ), где говорится, что они принимали участие в нубийской кампании Псамметиха II в 591 г. до Р. Х. По предположению А. ван Хоонаккера, евреи, жившие в Элефантине (о-в на Ниле, близ г. Асуана), происходили из Северного царства ( Hoonacker. 1915), и, значит, возникновение евр. диаспоры в Египте относится по крайней мере к VIII в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Спустя некоторое время, в 622 г. , мусульмане из Мекки начали постепенно переселяться в Ясриб (вторая хиджра), что вызывало огромное недовольство жителей Мекки, ведь Ясриб лежал на пути следования торговых караванов в Сирию и потому переход города под влияние мусульман ставил мекканцев в некоторую зависимость от последователей новой религии. Старейшины Мекки после совещания решили пресечь на корню деятельность Мухаммада, убив пророка. Но этим планам не суждено было сбыться. Узнав об этих намерениях, Мухаммад покинул Мекку вместе со своим верным другом Абу Бакром. Они направились сначала в пригород Ясриба – Кубá, где пророк основал первую в истории ислама мечеть. Затем Мухаммад въехал в сам Ясриб, который с тех пор стал называться Медина (араб. Madnah – «город»), или «город пророка» (араб. Madnat an-Nab). В Медине же Мухаммад обзавёлся и гаремом 837 . Ночное путешествие в Иерусалим Согласно мусульманскому преданию, в самом конце мекканского периода своей жизни Мухаммад переживает мистическое путешествие из Мекки в Иерусалим, где он был вознесён на небо. В исламской традиции эти события в жизни Мухаммада между присягой на верность жителей Акабы и переселением в Медину получили, соответственно, названия исра («ночное путешествие») и мирадж («вознесение»). Отсылку к ним можно встретить в коранических строках (Коран 17:1; 53:6–18), а также в небезызвестном «Жизнеописании» ибн Хишама, в которых сообщается, что Мухаммад был перенесён Джабраилом из Заповедной мечети Мекки в мечеть аль-Акса (с араб. – букв. «удалённая») в Иерусалиме. Оттуда Аллах показал ему город. А затем Джабраил вознёс его на небо, где Мухаммад встретился со всеми пророками, в том числе с Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), и возглавил общую молитву 838 . Данное событие, по мнению последователей ислама, имеет огромную духовную значимость, поскольку демонстрирует очевидную связь и преемство пророческого служения, а также символическим образом завершает цепочку откровений, ниспосланных Аллахом людям сначала через потомков одного сына Ибрахима – Исхака (Исаака), а затем через потомка другого его сына – Исмаила [Измаила).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Clair Tisdall W. St. Shi’ah additions to the Koran//e Moslem World. Vol. III. N 3. July 1913. P. 227–241. Schaeder, Hans Heinrich. Zur Deutung der islamischen Mystik//Orientalische Literaturzietung 30 (1935). Watt W. M. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, 1961. Yan Retsö. The Arabs in Antiquity: their history from the Assyrians to the Umayyads. Routledge Curzon, 2003. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихйа’ ‘улум ад-Дин («Возрождение религиозных наук»). Т. 1. М.: Нуруль Иршад, 2007. Абу Ханифа. Трактаты по вероучению. Акида. М.: Московский исламский университет, 2010. аль-Кардави Юсуф, шейх. Дозволенное и запретное в исламе. М.: УММА, 2007. аль-Худжвири. Кашф аль-Махджуб арбаб аль-Кулюб («Снятие завесы с сокрытого»). Андре Т. Исламские мистики. СПб.: Евразия, 2003. ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва . М., 1994. ас-Садр Мухаммад Бакир. История ‘илм аль-усул. М.: Исток, 2009. Ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Самое блистательное в суфизме/Хрестоматия по исламу. М., 1994. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966. Гайнутдин Равиль, муфтий шейх. Введение в шариат. М.: Медина, 2014. Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга. СПб., 1999. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., 1988. Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. Маснаи-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). В 6 дафтарах. М.: Вече, 2013. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: УММА, 2007. Ислам: иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2011. Ислам: историографические очерки. М., 1991. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. Ислам: энциклопедия культуры и искусства. М.: Эксмо, 2010. Исламское вероучение. Акыда. М.: Московский исламский университет, 2011. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб.: Диля, 2010. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986. Коран. Пер. с араб. и коммент. И. Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. Коран. Пер. с араб. и коммент. М.-Н. Османова. М.; СПб.: Диля, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

221 Sidney H. Grffith//The Gospel, the and Jesus in Yàqubìs Tàrich//Bible and Essays in Scriptural Intertextuality. P.141–143 230 То, что Коран – не историческая книга, не подлежит сомнению. Исторический контекст в нем полностью отсутствует. Например, в Коране даже не упоминаются Ясриб (Медина), Таиф, Зсуд, Аравия, Красное море. Мекка упоминается только дважды, но как некая местность, а не как город (3: 96; 48: 24). Gabriel Said Reynolds. Remembering Muhammad//Numen. 58. 2011. P. 188–2Об. 232 al-Jabbar Critique of Christian Origins. A parallel English-Arabic text. Edited and translated by Gabriel Said Reynolds and Samir Khalil Samir. Brigham Young University Press. 2010. P. 93–94. 234 Однако это утверждение Ибн Таймии не очень согласуется с его же утверждением, где он недвусмысленным образом говорит о допустимости обругать Тору по причине ее подмененности и искаженности, добавляя, что «тот, кто живет по подмененным и отмененным предписаниям Торы, – кафир». Это емкое определение о том, кто является кафиром, разумеется, касается не только Торы и иудеев, но и христиан, поскольку тут же у Ибн Таймии мы читаем: «Иудеи и христиане являются кафирами по причине их отхода от религии ислама». 122–121 . (арабск.) 35 (арабск.) 239 188 (арабск.) Еще одним «свидетельством» искажения Торы исламские авторы считают упоминание вТоре «Книги Браней Господних». 10 (арабск.) Разбирая текст Быт. 37: 2–4 , мусульмане также находят свидетельства «искажения»: «Смотрите, насколько бессвязен этот текст. Сначала он говорит о том, что Иаков жил в земле странствия отца своего, затем делает резкий переход и говорит: «это дети Иакова», после чего называет из них только Иосифа. Если мы просмотрим всю главу, то не найдем исполнения данного обещания (назвать детей Иакова). Как же может это быть словами Аллаха, слово и обещание которого – истинно?.. Правильно ли будет отнести этот текст к Ведающему сокровенное или к помешанному глупцу и писателю-кллеветнику»? 19–18 (арабск.) 240 Цит no: Norman Roth. Fogery and Abrogation of the Torah: A Theme in Muslim and Christian polemic in Spain//American Academy for Jewish research. Vol. 54. 1987. P. 2Об-208.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Для христиан отвоевание их страны превратилось в абсурдный фарс, когда Санчо Толстый, один из претендентов на трон Леона, отправился со своей бабушкой Теудой в Кордову подлечиться. Санчо был настолько толст, что не мог сидеть на лошаде, и даже, чтобы идти пешком, ему приходилось держаться за санитара. Абд аль-Рахман III предложил тому приехать в аль-Андалус для лечения. Итак, в сопровождении бабушки Санчо Толстый совершил 500-мильное путешествие в столицу аль-Андалуса, где по прибытии лично отдал дань уважения халифу, который в ответ любезно предоставил своего любимого еврейского врача Хасдая ибн Кипрута в помощь грузному христианскому принцу. Хасдай ибн Кипрут слыл самым известным врачом своей эпохи. Во время правления Абд аль-Рахмана III Кордова стала не только интеллектуальной, но и научной столицей Европы, где великие умы мусульманского, еврейского и христианского мира встречались на непринужденных дискуссиях и конференциях, не взирая на различия в религиях. Именно при Абд аль-Рахмане III за пределами Кордовы отстроили великолепный королевский дворец Медина-аз-Захра с 4300 мраморными колоннами, фонтанами, цветниками и садами, аркадами и стенами, украшенными драгоценными камнями, как свидетельство величия испанской династии Омейядов. Более прозаично, но на какое-то время в этой чудесной обстановке Санчо Толстяку удалось избавиться от излишков жира. После шести месяцев лечения монарх-ванька-встанька, хотя и не совсем похожий на сильфа 80 , снова смог взобраться на лошадь; и вместе со своей бабушкой, свитой придворных и солдат отбыл обратно в Памплону. В благодарность за свою новую фигуру, он сопровождал арабскую армию при осаде и взятии Заморы. На следующий год, в 960 году, мусульмане захватили столицу Леона и торжественно посадили Санчо на трон своего королевства. Христианский король теперь чувствовал себя неловко и в долгу перед мусульманским благодетелем; однако Абд аль-Рахман III облегчил ситуацию, и проявив благородство, умер на следующий год. Стороны джихада и Реконкисты извлекли оружие и с настороженным спокойствием ожидали развития ситуации. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иными словами, в отношении них было осуществлено то, на что указывалось в мединском договоре, заключенном Мухаммадом с иудеями: «Если же кто-то совершает несправедливость и грех , то губит только себя и свою семью». Однако практика депортации неугодных нашла свое обоснование и через религиозную мотивацию. Подтверждения мы находим в исламской Сунне, где имеются свидетельства о желании Мухаммада и даже о его завете очистить некое географическое пространство от представителей иных религий. В сборниках хадисов от Малика ибн Анса, Абу Шайбы, Абд альРазака и Ахмада в разных формулировках говорится о желании Мухаммада очистить территорию от неверных. Касательно географических рамок этой территории, которую он желал (а следовательно, предписывал) очистить от неверных, нет ясности. В варианте Ибн Анса Мухаммад говорит, что «не останется двух религий в земле арабов». В варианте ани, Абу Шайбы и Ахмада – «да не соберутся две религии на арабском полуострове». Иногда в данной связи упоминается только Медина, но в большинстве случаев говорится об «арабском полуострове», «земле арабов», «земле Хиджаза» или Хайбаре 778 . У Бухари мы находим хадис, в котором Мухаммад призывает иудеев принять ислам, предупреждая их, что он собирается изгнать их с этой земли, потому как это земля – «Аллаха и его посланника» 779 . Какую территорию имел в виду Мухаммад под «этой землей», в хадисе не сообщается. Такая неясность является, безусловно, крайне опасной для немусульман, поскольку в условиях такой неопределенности каждый мусульманин может выбрать любую, более подходящую ему традицию и придерживаться ее. Безусловным остается только факт, что, согласно свидетельствам Сунны в самом ее жестком варианте, географическое пространство, которое должно быть «очищено» от неверных, не выходит за границы Арабского полуострова. Впрочем, некоторые исламские ученые (представляющие, однако, абсолютное меньшинство) выступали за применение этого строго ограниченного предписания Сунны к любому городу, где есть мусульмане.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010