Он скоро забывал свои неудачи и несчастья и не упускал случая воспользоваться удовольствиями любви, а затем снова бросался в водоворот отчаянной борьбы со своими врагами. Что касается собственно Хиджаза, пограничной области на Аравийском полуострове, прилегающей к Красному морю, то она-то и была центром нового религиозного движения, завершившегося объединением Аравии под эгидой ислама. В Хиджазе именно находятся два города – Мекка и Медина, с именами которых было связано это движение и которые до сих пор считаются у мусульман священными (аль-харамен). Как выше было сказано, с давних пор по этой области, благодаря её географическому положению и физическому строению, пролегал торговый караванный путь из Сабы, славившейся своими естественными богатствами, через Макорабу (Мекка) и Ясриб (Медина), и оба эти города служили наиболее удобными пунктами для остановок торговых караванов на их длинном и трудном пути с юго-запада на север полуострова. Незначительное плоскогорье Хиджаза, изрезанное в разных направлениях невысокими горными кряжами, представляло для движения караванов единственно удобный путь и потому с давних пор главные места остановок караванов постепенно заселялись и значение их среди малонаселенной вообще Аравии постепенно возрастало. История не сохранила точных и подробных сведений об основании этих двух городов Аравии, но несомненно, что население их, особенно Медины, было смешанное и что пришлые элементы, привлекаемые сюда не одними только торговыми выгодами, постепенно арабизировались и, в свою очередь, оказывали влияние на аборигенов страны, как в их образе жизни, так и в самих воззрениях на жизнь и в религиозных идеях. Близкое сходство в этнографических чертах арабов и евреев, как принадлежавших к одному семитическому племени, и неблагоприятные исторические причины побуждали евреев в разное время переселяться в Аравию, как страну малодоступную иноземным завоевателям и обещавшую переселенцам спокойствие н довольство в жизни. Особенно после разрушения Иерусалима и в эпоху последовавших затем кровавых преследований иудеев, иудеи массами бежали в Аравию и селились здесь навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Тысячи ученых, разоблачающих кровавую сущность ваххабизма, духовные лица и их ученики, полемизировавшие с идеологами ваххабизма, были объявлены неверными, а значит, были убиты, изгнаны или в лучшем случае смогли бежать. Неслучайно то, что в мусульманской историографии ваххабизм обозначается как «кровавый призыв». Если говорить современным языком «кровавый призыв» можно обозначить как синтез террора и экстремизма. За почти три столетия истории ваххабитской ереси она смогла распространиться не только в странах мусульманского мира, но и в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии. Святые земли ислама, города Мекка и Медина, захваченные окончательно при поддержке Англии в 20-е годы XX века, находятся под властью ваххабитов. Коран и переводы смыслов на более четырех десятков языков осуществляется из Саудовской Аравии. Это королевство спонсирует огромное количество различных проектов, конечная цель которых создать просаудовское лобби во всем мире. При наличии огромных финансовых вливаний подобная политика будет еще работать многие годы. Чем подкупает ваххабизм молодые и нестойкие души? Примитивность рассуждений и своего рода «индульгенция» на преступления, о последствиях которых, по мнению ваххабитских идеологов, даже не надо задумываться: «Бог уже все простил свои воинам». Главными союзниками ваххабизма во всем мире являются религиозная неграмотность, невежество и обычный набор человеческих недостатков (зависть, злоба, высокомерие и тому подобные изъяны). Ваххабизм и его брат-тезка «салафизм» (от арабского «саляфийя») за свою недолгую историю повинны в смерти миллионов людей во всем мусульманском мире и не только. География преступлений ваххабизма настолько обширна, что все перечислить в этой книге нет возможности: это и область Хиджаз со святыми для мусульман городами Мекка и Медина, современная Иордания, Йемен, современные эмираты в составе ОАЭ – Абу Даби и Дубай, Сирия, Ливан, Ирак, Оман, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Сомали, Индия, Таиланд, Филиппины. Россия, бывшие советские республики в Закавказье и современная Центральная Азия также являются объектом притязания современных ваххабитов и их идеологических союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАЗИЛИТЫ [Аль-му " тазиля; араб. «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»], представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. Направление, объединившее М., было основано Василом ибн Атой (699, Медина - 748, Басра) и Амр ибн Убайдом (699, Балх, совр. Афганистан - 761, Басра) в Басре после того, как они «обособились», покинув богословский кружок Хасан аль-Басри (642, Медина - 728, Басра), видного богослова и одного из первых аскетов, прямых предшественников суфиев. Самоназванием М. было «люди справедливости и единобожия» (ахл ал-адл ва-таухид). Считается, что мутазилизм был одним из важнейших направлений калама (араб. «слово», «речь»), рационально толковавшего догматы ислама и в основном не следовавшего религ. авторитетам. Первоначально противоречий между мутазилизмом и суфизмом (мусульм. мистицизмом) не было. Исторически оба течения восходят к школе Хасан аль-Басри. Определенную связь можно проследить между идеями мутазилизма, фикха (мусульм. юриспруденции) и греч. философии, к-рая приобрела широкое распространение среди арабо-мусульм. образованной элиты. Неслучайно М. отрицали необходимость буквального следования религ. авторитетам и традициям (таклид) и считали сомнение первым условием познания. О взглядах Васила ибн Аты известно мало. Единая система мировоззрения М. сформировалась позже в трудах др. богословов из Басры: Абу-ль-Хузайля аль-Аллафа (ум. ок. 849), Муаммара ибн Аббада (ум. ок. 830), Ибрахима ан-Наззама (ум. ок. 845), а также в сочинениях багдадского мыслителя Бишра ибн аль-Мутамира (ум. между 825 и 840). К этому кругу богословов относился и крупнейший прозаик энциклопедист аль-Джахиз (775-868). М. критически относились к Омейядам и приветствовали приход к власти Аббасидов. Их идеи успешно развивались при халифах: Харуне ар-Рашиде (786-809), аль-Амине (809-813) и особенно при аль-Мамуне (813-833), к-рый привлекал к управлению гос-вом ученых и основал в Багдаде академию «Дом мудрости» (араб. Дар аль-хикма). В 827 г. аль-Мамун провозгласил тезис о сотворенности Корана как офиц. доктрину халифата, а за 2 месяца до смерти в 833 г. ввел специальную проверку (михна) для судей, правоведов и богословов на предмет их лояльности мутазилизму. В основном это касалось лиц, занимавших гос. должности. Такие проверки проводились и при следующих халифах - аль-Мутасиме (833-842) и аль-Васике (842-847), но халиф аль-Мутаваккиль (847-861) подверг М. гонениям. Особое неприятие у ортодоксальных богословов вызывала убежденность М. в сотворенности Корана.

http://pravenc.ru/text/2564406.html

Элу, из которого отправился 5 . Древние европейские географы, со времен Птоломея (ум. в 161 г. по Р. Хр.) разделяли Аравию на три части: Каменистую Аравию, занимавшую часть Аравии на юге Палестины и обнимавшую так называемый Синайский полуостров; Пустынную Аравию, лежавшую к северо-востоку от Каменистой, с городом Пальмирой; Счастливую Аравию, составлявшую южную и юго-западную части Аравийского полуострова с городами Меккой, Мединой, Аденом и другими 6 . Но такое деление Аравии, удержанное средневековыми географами, не отвечает действительному положению полуострова и объясняется недостаточным знакомством этих географов с страной, которую они описывали с чужих слов 7 . Со времени арабских завоеваний Аравия сделалась более известна, так как мусульманские ученые, имевшие особый интерес изучать Аравийский полуостров, известный у них под именем «Джезпрату-ль-араб», т.е. полуостров арабов, принимали другое деление Аравии. Так Альмадайни (ум. в первой половине IX в. по Р. Хр.), делит Аравию на следующие пять частей: Тегама, Неджед, Хеджаз, Аруз и Йемен. По объяснению этого автора, Тегама 8 находится на юге Хеджаза, а Неджед 9 лежит между Хеджазом и Ираком. Что касается до Хеджаза, то это – гористая страна, простирающаяся от Йемена до Сирии. В ней находятся Медина и Аман 10 . Аруз 11 есть то же, что Йемен – страна, доходящая до Бахрейна. Альмадайни объясняет название Хеджаз тем, что он служит разделом между Недждом и Тегамою и добавляет, что Хеджаз расположен от Медины до Тебука и от Медины до Куфинской дороги. Страна, лежащая дальше на восток, до территории Бассоры, принадлежит к Неджду. К Хеджазу, напротив, относится страна между Мединой и Меккой до отлогости Арджа (махбатуль-ардж). Страна, лежащая дальше в направлении к Мекке и к Джидде, составляет часть Тегамы. Известный багдадский ученый путешественник (948–968 гг. no Р. Хр.) Ибн-Хаукал принял другое деление Аравии, именно: 1) Хеджаз, в котором заключается Мекка, Медина и Иемама; 2) Неджд (или возвышенную часть) Хеджаза, простирающийся от Хеджажа до Бахрайна; 3) открытые равнины (бадия) 12 Ирака, Джезиры и Сирии; 4) Йемен, в котором заключается Тегама, Неджд Иемена, Оман, Махра, Хадрамаут, территория Самаа и Адена и большое число других округов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Не достигло культуры и царство Набатеев, существовав­шее более 1400 лет, именно до времен Траяна. Набатеи были народом промышленным, торговым и не чуждым гражданственности. У них были свои цари, чеканившие собственные серебряные деньги, надписями которых подтвержда­ются показания об этих народах Библии, Иосифа Флавия, Страбона, Диона Кассия, Орозия, Плутарха и Диодора. Но рассказ о Набатеях Страбона дает невысокое понятие о набатейской образованности. О других государствах, или, точнее, об отдельных владениях оседлых арабов, вроде Хиры и Хиджаза, история не дает и таких подробностей. Жизнь их не отличалась культурой, и образованные соседи их (персы, византийцы и др.) не сохранили об этих государствах особых воспоминаний. Господствовавший среди оседлых арабов патриархальный быт был похож на быт бедуинов, от ко­торых они отличались только тем, что жили на одном месте, а не кочевали. Даже Мекка и Медина были бедными поселениями: Медина еще походила на город, благодаря поселившимся в ней с давних пор евреям, а Мекка долгое время не была достаточно заселена. Чтобы лучше характеризовать описываемое положение оседлых и кочевых арабов, напомним читателю, что и в настоящее время мы видим небольшое культурное различие в жизни среднеазиатского кочевника-киргиза и оседлого жителя-сарта, особенно там, куда русское цивилизующее влияние не успело еще проникнуть. Оседлые арабы жили в домах, выстроенных из известняка, или из дерева; во времена Страбона в Южной Аравии было много домов, сложенных из толстых брусьев. В Омане для построек употреблялись высушенные на солнце кирпичи, или же простой булыжник, смазанный глиной. Стены домов штукатурились смесью глины с соломой. Более бедные жители строили для себя хижины из тонких жердей, обмазывали их глиной с навозом, а затем поверхность стен, особенно внутренних, штукатурили. Крыша приготовлялась из пучков камыша или длинной травы, а вместо дверей служила циновка. Таким образом постройки древних арабов напоминают нам современные несложные постройки оседлого туземного населения Туркестанского края (сартов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Первая и решающая битва между мусульманскими маврами и испанцами-христианами произошла на берегах реки Гваделете к северо-западу от Гибралтара, в земле Херес (где ныне готовят херес, восхитительный аперитив на обед для людей с хорошим вкусом). Это недалеко от Кадиса и на земле Медина-Сидонии, где девятьсот лет спустя незадачливый герцог Медина-Сидонии, возглавив флот, известный как Испанская армада, отправился в странную христианскую междоусобицу (католик против протестанта), возможно желая повторить священную войну, вторгнувшись в Англию – и не смог этого сделать. Однако Тарик не потерпел неудачи при своем вторжении в Испанию. Вместе с победой они принесли с собой в Европу 1300 лет войн, и все это во имя Аллаха Милостивого. Дон Родерих участвовал или, скорее, был загнан в первое столкновение с джихадом, в битве при Рио-Барбате, как ее иногда называют, во главе армии в 100 тысяч человек. Некоторые летописцы говорят только о 40 тысячах. Уже в то время никто толком не знал толком о точном числе, и уж точно никому оно не известно сейчас. Мусульмане, усиленные пятью тысячами человек, посланных Мусой по просьбе Тарика, имели, возможно, 12 тысяч человек. Король Родерих, «возложив на голову диадему из жемчуга, в развевающейся одеждой из золота с шелковой вышивкой, и возлежа на носилках из слоновой кости, запряженных двумя белыми мулами», повел армию в бой, а епископ-изменник Оппас находился рядом. Рыцари и кони облачились в доспехи; пехота, согнанная с полей и одетая в лохмотья, несла копья, косы и мотыги. «Братья мои, враг перед вами, море позади; отступать нам некуда», – повторял Тарик своим солдатам, побуждая их к битве. Потери мусульман были тяжелыми. Гиббон сообщает, что равнины Хереса были усеяны телами 16 тысяч убитых мусульман, что удивительно, поскольку только 12 тысяч начали бой. Путаница всегда царит в этих средневековых цифрах. Боевые действия, по-видимому, продолжались несколько дней. Что подразумевается под «битвой», неясно. Оценивая такую длительность (Ватерлоо длилось всего восемь часов), предположим, что туда, возможно, включили разведывательные экспедиции, растянутые на несколько дней, мелкие стычки и, даже, переговоры. Сыновья Витизы и епископ Оппас перешли на сторону врага. Родерих бежал с поля боя на самой быстрой лошади и, по легенде, утонул. Его лошадь, мантию и диадему нашли на берегу реки, а также туфлю, которая, похоже, принадлежал ему. Рядом лежал неопознанный труп, и, чтобы угодить победителям, решили, что это тело мертвого монарха. Голову торжественно отрубили, надушили, упаковали в камфару, пропитали солями и срочно отправили специальным посланником халифу в Дамаск для созерцания и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Около восьми утра позиции американцев были атакованы несколькими отрядами ополченцев, судя по всему жителей из прилегающих к аэропорту районов. Огнём танков и БРТ они были рассеяны. 2-я бригада этой же дивизии вышла к южным окраинам Багдада и находится в 7-8 км. от города на пересечении шоссе Багдад- Амман, Багдад – Кербела. Не получили подтверждения заявления американского командования о «полном разгроме» дивизий республиканской гвардии «Медина» («Аль-Мадина аль-Мунаввара») и «Хаммурапи» из состава 2-го корпуса РГ Ирака. Анализ фотосъёмки района показал, что в полосе наступления американцев было выявлено не больше 80 единиц уничтоженной иракской бронетехники, что соответствует примерно 20% от, имеющейся по штату в дивизии РГ. Установлено, что дивизия «Хаммурапи» участвовала в боях лишь отдельными передовыми подразделениями и отошла в Багдад. «Медина» участвовала в боях одной бригадой, которая была рассечена и частично отошла к Багдаду, частично к Кербеле, где находятся основные силы дивизии. Не являются пока впечатляющими и цифры взятых в плен иракцев. За четверо суток наступления американцы смогли взять в плен чуть больше 1000 человек, из которых, по докладам американских командиров лишь половину можно с уверенностью считать солдатами и офицерами армии Ирака. Практически нет захваченной и брошенной боевой техники. Всё это свидетельствует о том, что пока не произошло перелома в боевых действиях , иракские войска не деморализованы и командование иракской армии по-прежнему управляет своими силами. За сутки практически не изменилась обстановка в других узлах сопротивления. Продолжаются бои в Эн-Насирии, где войска коалиции по-прежнему не могут овладеть левобережной частью города. Несмотря на заявления представителя американского командования о «почти полном взятии города под контроль», перестрелки в городе продолжаются и, только за вчерашние сутки американские десантники потеряли здесь 1 человека убитым и не менее трёх ранеными. Американцы больше не пытаются штурмовать районы, занятые подразделениями 11 пехотной дивизии Ирака, а просто методично разрушают их огнём артиллерии и ударами авиации.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=34

Сура LXV. О разводе. (Медина): Законы о нем. Арабы увещеваются из всех прежних народов к вере в Бога. Семь историй о небе и земле. Сура LXVI. О запрещении. (Медина): Пророк изъят от обета творить все угодное женам. Интриги ревности в его гареме служат причиною сношений с коптской невольницей Марией. Увещание к миру противному неверным. Пример непослушных жен Ноя и Лота; добрая жена фараона; дева Мария. Сура LXVII. О царстве. (Мекка): Бог – Господь неба; чудеса небесные. Поражения и муки неверных в аду. Сила Божия, проявляемая в природе. Увещания и предостережения от наказаний в аду. Сура LXVIII. Нун. (Мекка): Магомед не обманщик и не чародей. Отречение от навязчивого оппонента. Пример судьбы собственной. Неверные достойны осуждения. Магомед увещевает к терпению и следованию примеру Ионы. Сура LXIX. Непогрешимый. (Мекка): праведный суд. Судьба отрицающих оный, – Ада, Томуда, фараона. Потоп и страшный суд. Защита Магомеда по обязанности и на основании Корана. Сура LXX. О вознесении. (Мекка): неверные будут призваны на суд сами и их товарищи. Ужасы последнего дня. Неблагодарность человека. Удаление от любодеяния. Несомненность в дне судном. Сура LXXI. Ноах. (Мекка): Ной проповедует людям допотопным; их пять идолов почитаются у самих арабов; судьба этих лиц. Сура LXXII. Духи. (Мекка): Толпа духов сопровождает Магомеда при его проповеди в Начлехе; отчет их самих. Магомед упрашивает их помогать во время проповеди. Сура LXXIII. О покрывале. (Мекка): Магомед при покрывании верхнею одеждою воспрещает вставать с места и молиться; также – повторять стихи Корана и совершать набожные действия ночью; и всюду старается убеждать неверных и обличать за их упорство. Для молитвы он установляет строго неизменные дни и часы. Предписывает затем милостыню. Сура LXXIV. Тайное место. (Мекка): Магомед для молитвы удалялся в тайное место. Отказ богатому неверному в откровении за обидные насмешки. Ад имеет девять ангелов. Неверные не хотят признавать мест Св. Писания, доказывающих миссию Магомеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Сура XLIV. Курение, дым (опий, Smoke). (Мекка): Ночь откровений Курана. Единство Бога. Суждение о дне последнем, когда небеса покроются курением и дымом и неверные погибнут за отвержение пророка и за утверждение в том, будто он учил развращено. Судьба фараона за отвержение Моисея, а также и судьба народа Туббах. День судный; о древе Заккум и адском наказании. Рай и его девы. Куран открыт на языке арабском для поучения народа. Сура XLV. Коленопреклонение. (Мекка): Бог открывается в природе; торговое море есть знамение Божьего провидения. Первый закон дан Израилю, другой Магомеду в Куране. Ответ неверным, отрицающим воскресение, и предупреждение верным о дне судном. Сура XLVI. Эль-Ахкаф (El-A’hquaf). (Мекка): Бог есть единый Творец всего. Неверующие называют Магомеда колдуном или обманщиком. Прежде была открыта Богом чрез Моисея его Книга, затем чрез Магомеда получен Куран, подтверждение прежнего закона писанного на арабском языке. Зачатие, рождение и жизнь человека. Благосклонность к родителям и родным, нераздельны с принятием ислама. Неверные предостерегаются примером Ада, жившего в Агкафе (A’hquaf) и городов, разрушенных кругом Мекки. Намек на гениев (ginns), повиновавшихся Магомеду при его проповеди в Наглех по возвращении из Таифа. Угроза неверным судьбою в день страшного суда. Сура XLVII. О Магомеде (Медина): Обетование возмездия верующим. Увещание к строгому обхождению с неприятелем. Описание рая и ада. Упрек к именующим себя верующими и лицемерам, требованию которых решаются уступать многие в борьбе с людьми им враждебными. Их хитрые козни всегда открываются. Увещание верить, повиноваться Богу и его апостолу, а также к самопожертвованию за веру. Сура XLVIII. Победа (Медина): Объявление победы. Бог устрояет во благое все верующим и наказует лицемеров и идолопоклонников. Присяга на верность; трусость и промахи арабов в отношении к экспедиции Эль Гудайбиех. Об оставшихся после сражения при Хайбаре для раздела награбленной добычи. Присяга на верность при древе. Бог предотвращает столкновение между мекканцами и мослемами, когда последним было возбранено путешествие к святым местам. Проречение о паломничестве, исполняемое без замедления в ближайший год.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В Медине и Мекке были известные еврейские поселения Бану-Надир, Бану-Кейнока, а также Бану-Курайза – жители оазиса Йасриб (Медина). “Племя Курайза оказалось враждебным исламу, было частично перебито и изгнано из города” 20 . Об этом говорится в сурах 8:56, 33:26–27. Рядом с Мединой находилась чисто иудейская колония Хейбар, а несколько севернее – Тейма. Еврейские общины оказали большое влияние на коренных жителей Аравии, многие арабы слышали об иудейской религии. По свидетельству мусульманского историка Ягуби (Yagubi), иудеи были прозелитского направления, игнорировавшие Писание. К ним, в частности, относились племена Курайза и Надир из города Медина. “Они не были чистые иудеи, но иудаизированные арабские племена (кланы), которые назывались Djudham” 21 . Нам известно, что многие аравийские евреи имели Библию Акилы. Арамейский перевод назывался “Methurgemanium“. “Эти переводы пришли из Таргумов или арамейских парафразов” 22 . Многие библейские слова, из тех что мы находим в Коране, очевидно были из Арамейского источника. Вельгаузен пишет: “Арабские евреи вместе с их языком, с их знаниями Писания, их образом жизни, с их склонностью к злу, темными делами, магией и проклятием, а также с их боязнью смерти оставили необычное впечатление…” 23 Сам Мухаммад в Коране говорит о евреях, ссылаясь на то, что они отступили от истинной веры: “И если бы они соблюдали Тору и Евангелие и то, что ныне ниспослано им от Владыки их, истинно, вкусили бы от добрых вещей, и от тех, которое под ногами их. Есть среди них люди умеренные; но многие из них, воистину, творят зло” (сура 5:70). Таким образом, евреи в Аравии были отделены от своего Писания и основывалось на информации не канонической, но апокрифической и чаще всего магической. Их религия считалась неортодоксальной. А.А. Хагг (А.А. Hagg) говорит о духовном состоянии иудеев этой местности, что они поддались вырождению своей веры и религии 24 . Их образ жизни и вера оказали влияние на Мухаммада: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше, и сбили многих, и сбились с ровной дороги… Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа” (сура 5:81,72). Также Мухаммад упрекает их в том, что они не уверовали предостережениям Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), это записано в суре 5:82. Мессия

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010